БРЕНДBOXER DESIGNПроезжая по югу Франции, я заехал в городок Сен-Жaн под Тулузой,где расположено дизайн-ателье Boxer Design (BD). Как родилась,чем живет компания и каково ее будущее – обо всем этом мыбеседовали с управляющим Альбером Кастаньи под ароматкрепкого кофе и завывание холодного осеннего ветра.ОТ КУТЮРНА ДВУХКОЛЕСАХтекст Евгения БОБРИКОВА, фото автора и из архива Boxer DesignАльбер, расскажите об историиBoxer Design…Основатель компании Тьери Анриет был крупнейшим французскимдистрибьютором Ducati и Triumph.В 1984 году он по собственнойинициативе перешел от продажк производству и привлек «повернутых на мотоциклах» инженеров.Некоторые из них работают здесьвот уже 30 лет.Начинали с пространственныхрам из алюминиевого сплава –и это за год до Suzuki! Тогда ещепод маркой Boxer Bikes мы выпускали фактически коллекционные мотоциклы со множест-вом продвинутых аксессуаров,разработанных специально подних: тормозами, колесами, рамами и прочими деталями нашейконструкции. Эту коллекцию мыназвали «Мотоциклы мечты» –они были дорогими и высококлассными, как Bimota. C 1984 по1988 годы мы выпустили четыремодели с моторами Kawasaki иHonda, всего 250 мотоциклов.Помимо этого, в 1988 году заключили договор с компаниейLamborghini о производстве оригинального мотоцикла под ихбрендом. Это тоже эксклюзивнаяколлекция: авторский дизайн,двигатель Kawasaki, простран-ственная рама – реальная редкость. Их было выпущено околосотни.Кто их покупал?Мы не занимались прямыми продажами. Например, у нас былпосредник в Японии – компанияYamato. Японцы помешаны наоригинальных мотоциклах и готовы платить за них, поэтому многие наши аппараты были проданыв этой стране. Некоторые – в Великобритании и США. Что касается технической истории, то мысотрудничали с расположеннойнеподалеку французской компа-нией Fior Concept – там работали опытные инженеры по изготовлению шасси, возглавляемыеКлодом Фьором*, другом Тьери,они одними из первых началиделать пространственные рамыиз алюминиевого сплава, разработали рычажную переднюю вилку оригинальной конструкциис разделением функций управления и подрессоривания. К несчастью, Клод Фьор погиб в авиакатастрофе.Сначала мы сами изготавливалимотоциклы, а с 1999 года занялисьисключительно инженерией и ди* Подробнее о Клоде Фьоре – в «Мото»№7–2012.Lamborghini, Squale, Scrambler, 997 – мотоциклы производства Boxer Bikes (из серии Dream Bikes).80moto.zr.ru август 2012080-085 BOXER.indd 807/12/12 10:29 PM Прототип новогофранцузского «литра» –Boxer Superbob.зайном, так как уже были налаженысвязи с производителями, которыемогли делать для нас прототипы.Анриет продал дистрибьюторскуюкомпанию Boxer Bike и создал ателье Boxer Design. Формально нашакомпания основана в 1999 году,и с этого момента мы разрабатываем оригинальный дизайн для производителей мотоциклов. Преждевсего, мы сотрудничаем с BoxerMotors – компанией, имеющей лицензию на производство мотоциклов от французского Минтранса,таким образом, мы можем производить мотоциклы под их брендоми продавать их в Европе и по всемумиру. Мы выпустили спортбайк VB1,к сожалению, небольшой серией,потому что наш поставщик двигателей Voxan прекратил их производство. У нас было 500 заказов, носделали всего 32 мотоцикла, такчто это действительно редкость.Мы мечтали создать такой мотоцикл. Он важен для нас, ведьмы его не только сами разработали, но и омологировали. Практически это первый полноценныйфранцузский супербайк – Voxanникогда не делал ничего подобного. Это великолепно оснащенный мотоцикл с V-твином Voxanс развалом цилиндров 72°.Двигатель разработан фирмойSODEMO, делавшей моторы дляF1. VB1 продавался по цене Ducati 916 – около 17 000 евро. Навыставке в Париже он пользовался огромным успехом, и к нампоступили заказы со всего мира,даже из Японии и США. В течениепервого года мы получили около500 заказов. Около двух лет ушлона подготовку серийного производства. Учитывая первый успехи то, что у нас появилось собственное производство, мы разработали родстер VB2. Таким обра-зом, у нас получилась линейкаиз двух моделей. К сожалению,после изготовления 32 аппаратоввсе пришлось прекратить, так каксдулся уже сам Voxan.Но вы продолжаете заниматьсядизайном мотоциклов. Каковываши последние разработки?Сейчас мы построили абсолютно новый мотоцикл Superbob для моторшоу в Париже. Он очень легкий,с рамой нашей же конструкции.Первоклассные комплектующие –от Öhlins, Marchesini, Brembo,Rizoma. Двигатель по происхождению опять-таки Voxan – мы приобрели технологию и разработалина ее основе собственный турбированный мотор.Создаем и авторские коллекционные мотоциклы, в частностимодель на основе Kawasaki дляфранцузского дизайнера ФилиппаСтарка. Это его личный мотоцикл.Мы сделали целую коллекционную серию из десяти штук такихмоделей для его друзей – бизнесменов и актеров, таких, как, например, Гийом Кане.Альбер Кастаньи –управляющий BD.Офис BDв Сен-Жане.август 2012 moto.zr.ru080-085 BOXER.indd 81817/12/12 10:29 PM БРЕНДBOXER DESIGNРождениеSuperbob'а.не воспроизведение проектаVoxan.Вы планируетестать главнымфранцузскимпроизводителеммотоциклов?Дорогое удовольствие, надополагать?12 000 евро. Это эксклюзив, ручная работа. Мы делали их для знаменитостей, поэтому не предполагалось, что они будут дешевы.Они для того, чтобы ездить,или для показухи?Конечно, чтобы ездить. Все владельцы – фанаты мотоциклов.Филипп Старк уехал прямо отсюда на своем мотоцикле.Как вы себе представляетефранцузский мотоцикл?Еще в 50-е годы старейшие французские производители мотоцикловперестали делать большие аппара-82ты и перешли на мопеды. ТолькоMotobecane пытался сделать серьезный мотоцикл – с трехцилиндровым двухтактным двигателем – ноэто единичные прецеденты, масштабного производства, как в Италии, Великобритании или Германии,нет. Первую серьезную попыткупредпринял Voxan, создав аппаратс нуля, используя самые лучшиекомпоненты. В итоге себестоимостьмотоцикла оказалась выше ценыпродажи, и компания обанкротилась. Мы не собираемся возрождать этот проект, а вкладываемденьги в современные решения.У нас есть еще два года перед запуском серийного производстваи на доработку Superbob. Мы привлекли к этому проекту инвесторов, но их деньги будут вложеныв современные технологии, этоДа, больших высококлассных мотоциклов. Для нас принципиальноважно придерживаться заданнойпланки. Мы готовы продаватьменьше и не гонимся за объемамипродаж в десятки тысяч. Мы получаем достаточную прибыль,продавая порядка 3000 машинв год, но по соответствующей цене, устраивающей и покупателя,и нас. Бизнес должен приноситьприбыль. Никто не заинтересованв том, чтобы прекратить производство через два года после выпуска первого мотоцикла. Мыпланируем сделать уникальныймотоцикл, который сможет статьлицом французского мотопроизводства.А что в нем будет собственнофранцузского?Прежде всего, конечно, дизайн.У нас оригинальный дизайн, каквы можете видеть на примереCitroen, Renault – увидев их, высразу понимаете, что это французский автомобиль. Конечно, мыкое-что заимствуем у японцеви итальянцев, но в своей уникальной манере. Далее – оригинальные технические решения, вродевилки Fior, на которую у нас патент. Рама из углепластика: у насв Тулузе благодаря Airbus хорошоразвита авиационная промышленность, так что мы разработалиуникальную технологию изготовления рамы. Также мы будем использовать оригинальные материалы, например, алюминий, кожу,чтобы придать мотоциклу национальный колорит. Своего родамотоцикл Haute couture. Цена будет достаточно высокой, но невыше специальных серий того жеDucati, то есть доступна для настоящих ценителей.А как будет решаться вопросс обслуживанием и запчастями?У нас есть партнеры, которые готовы обеспечивать не только про-moto.zr.ru август 2012080-085 BOXER.indd 827/12/12 10:29 PM БРЕНДBOXER DESIGNсогласятся стать нашими дистрибьюторами. Мы будем рады и российским партнерам, если они заинтересованы в подобныхмотоциклах.дажи, но и последующее обслуживание. Мы не будем создаватьсвою собственную дистрибьюторскую сеть (это сложно и не оченьнадежно), а воспользуемся существующими.Я вижу, вы разрабатываете нетолько мотоциклы с ДВС…И где можно будет купитьSuperbob?Мы ведем переговоры, и я не хотел бы озвучивать до того, какконтракт подписан. Через существующие дилерские сети, хорошопредставленные как во Франции,так и по всему миру, прежде всегов Европе. Также ведутся переговоры с дистрибьюторами в США,но это отдельный рынок. Возможно, в Японии, потому что мы ужеработали с ними, и у нас там естьпартнеры, которые, возможно,Этот электроскутер производства BDбудет выпускаться под маркой Peugeot.Вы когда-нибудь ездили на классном электроскутере? Если хотите – можете попробовать. Этопотрясающе! Мы активно занимаемся электротранспортом – заним будущее. Все наши клиенты(а мы работаем с Японией, Францией и Германией) интересуютсяпрежде всего электротехникой.Наша разработка пойдет в продажу под брендом Peugeot. Для начала планируется выпускать порядка 3000 аппаратов в год.РАСТИ БОЛЬШОЙ!История французских «литров»текст Александра ВОРОНЦОВА, фото из архива редакцииМечту французов о своем«Настоящем Большом Мотоцикле» растоптала администрация президента Де Голля,с чьей подачи в 1957 годубыл принят сверхналог напредметы роскоши. Под егодействие попали не толькозамки, яхты и частные самолеты, но и мотоциклы с моторами рабочим объемом (непадайте!) более 175 см³. Логика чиновников проста: дляутреннего тошнилова из пригорода на работу и 175 см³ –за глаза, а все, что больше –для отморозков из числазолотой молодежи, вот пустьони и раскошеливаются.Как и следовало ожидать,производство мотоцикловсколько-нибудь серьезнойкубатуры во Франции исчезло в одночасье. Впрочем, онои до того еле теплилось: нация радостно пересаживалась на Citroen 2CV и RenaultDauphine, и проблемы «кучкиотморозков» ее не интересовали вовсе. А вскоре от пышного цветника французскогомотопрома остались лишь84две суперклумбы: Peugeotи Motobecane (нынешнийМВК), сосредоточившиесяисключительно на производстве мопедов.Время шло, весь мир захлестнул мотоциклетный бум70-х, зверский налог укротили, а Франция так и оставалась страной мопедов. Первым, кому стало «за державуобидно», оказался инженерЛуи Боккардо, вместе с Домиником Фаварио и ТерриГранде зарегистрировавшийв середине 70-х компанию,незамысловато названную поинициалам основателей: BFG.Компаньоны подвели подсвое предприятие идеологическую базу: дескать, негожеэскорту президента Франциипользоваться импортнымимотоциклами, тем более отнедавнего неприятеля. Чтобыне тратиться на разработкумотора большой кубатуры,они взяли подходящий (четырехцилиндровый оппозитвоздушного охлаждения,1299 см³, 70 л.с.) от автомобиля Citroen GS. Ходовойпрототип былпоказан1в 1978 году, носерийное производство удалось развернуть лишьв 1982-м. Увы,надежды напоставки вофранцузскуюжандармериюне оправдались, тем не менее за полторагода удалосьпродать около400 мотоциклов. Этот успех привлек внимание гиганта – концернаМВК, который выкупил лицензию и перенес производство на свой завод. Правда, оказалось, что рынок уже«наелся» этих странных машин, и до 1988 года былособрано всего 150 аппаратов.А Луи Боккардо в 1981 году замутил еще один проект,помпезно названный MotoFrancaise, или просто MF. Онвновь взял мотор от автомо-Небольшие скутеры стоят около3600 евро, но эта цена включаетв себя два зарядных устройства,а также надежные батареи французского же производства. Аккумуляторы дешевых китайскихскутеров сгорают за полгода.А наши литиевые батареи могутбыть долговечнее самого скутера, они прослужат 5–10 лет. Такиеаккумуляторы используютсяв спутниках и самолетах. Они недешевы, но качество того стоит.В данной модели есть рекуперация, пешеходный режим и множество других возможностей.На нем приятно ездить. Я возлагаю на него большие надежды,ведь на малокубатурных скутерахнельзя ездить по скоростным трассам, а на этом можно. Скоростнойпредел мы задали 90 км/ч, но набиля Citroen, но слабенький:36-сильный 650-кубовыйдвухцилиндровый оппозит отмодели Visa. Соответственноумеренным оказался и успех:за два года удалось продатьоколо 90 мотоциклов, послечего компания обанкротилась. Неудача Боккардо несмутила, и в 1987 году онвые жидкостного охлаждения от Peugeot 205, причемзаказчик мог выбрать любойдвигатель из предлагавшихся для этой машины. На сейраз дело ограничилось постройкой всего пяти экземпляров, три из них – с дизелями.Пожалуй, самая успешнаяпопытка возрождения «Боль21. BFG Odysee, 1982 год.52-3. Midual 900, 1999 год.4. Boccardo Aero 97, 1987 год.5. Voxan Black Magic6. Voxan Cafe Racer7. MF 650R, 1981 год.представил новый проект, наэтот раз под своим именем.Для Boccardo Aero 97 онвновь выбрал автомобильные моторы – но на этот разрядные четырехцилиндро-moto.zr.ru август 2012080-085 BOXER.indd 847/13/12 12:50 PM Kawasaki byBoxer for Starсk.Эксклюзив длядизайнера и егодрузей.самом деле он может ездить быстрее, просто потребление энергиирастет в геометрической прогрессии: чтобы увеличить скорость с 90до 110 км/ч, ему понадобится удвоенное количество энергии. Из-зааэродинамики разница в скоростина 10–20 км/ч может значительноувеличить расход энергии. При полном заряде можно ехать даже наскорости в 120 км/ч, но тогда зашого Французского Мотоцикла» – это Voxan. Проект былначат в 1995 году по инициативе Жака Гардетта, владельцафармацевтического концернаBiodome, и с самого началапоставлен на широкую ногу.Проектированием двигателя(1000-кубовый V-твин жидкостного охлаждения) заня-Электрокарыи электроавтобусы –еще одно направлениеработы BD.20 км вы посадите батарею в ноль.В рекомендованном же режиме наодной зарядке запас хода достигает 80–90 километров.Так что фронт работы у нас обширный, и мы приложим все силы,лась компания SODEMO, разработку шасси взял на себяАлан Шевалье, известныйконструктор гоночных мотоциклов, внешность проектировали ведущие французскиедизайнеры (к некоторым моделям приложила руку и BoxerDesign), параллельно создавалась и дилерская сеть. Первыечтобы сделать французские мотоциклы не менее популярными,чем японские или итальянские.Также надеюсь, у вас будет возможность самим протестироватьих в деле.50 машин нашли покупателей в 1999 году. Увы, спрос на«чисто французские» мотоциклы оказался гораздо нижеожидавшегося, компания несколько раз переходила из рукв руки, и окончательно подкосил ее кризис 2008 года. Сейчас ее хозяин – фирма Ventury,которая ведет на заводе Voxanсборку своих электромобилей.Правда, новый владелецобещает в 2013 году возобновить и производство мотоциклов – но это будут ужеэлектробайки.Стоит упомянуть и проектMidual – мотоцикл с оригинальным 900-кубовым двухцилиндровым оппозитом, при-3чем установленным в рамеколенвалом поперек, как настарых Douglas. Внешность аппарата, представленногов 1999 году, разработал известный дизайнер Глин Керр. Увы,с финансированием проектане сложилось, и машина таки осталась на стадии неходового прототипа. 467август 2012 moto.zr.ru080-085 BOXER.indd 85857/13/12 12:50 PM