ЭВОЛЮЦИЯДЕСМОДРОМНЫЙ ПРИВОДДЕСМОСДРОМОСтекст Алана КАТКАРТА, фото Кела ЭДЖАДесмодромный привод клапанов – когда они не только открываются, но и закрываютсяпринудительно, без помощи пружин, – применяется уже сотню лет. В честь этого юбилеяв итальянском городе Будрио открылась выставка «Десмо-история».Конечно, десмодромный приводассоциируется прежде всего с маркой Ducati. Ведь больше никто таки не освоил серийного производства двигателей с такой системой –а итальянская компания уже несколько десятков лет не выпускаетмоторов без нее. Так что нет ничего70удивительного в том, что нынешнийтехнический директор Ducati Джанлуиджи Меньоли выступил организатором этой выставки (от Будриовсего 25 км до завода Ducati в пригороде Болоньи). Меньоли начиналсвою деятельность в качестве чертежника под началом легендарногоФабио Тальони, впервые применившего десмодромный привод на моторах Ducati, затем проектировалдвигатель desmoquattro совместнос его преемником Массимо Борди –и все эти годы он собирал информацию о силовых агрегатах с такойсистемой привода.«Болонья всегда была центромпромышленного дизайна и инженерной механики, еще со временСредневековья, когда ее называли «городом мельниц», – рассказывает Меньоли. – В свое времяона стала и мотоциклетной столицей Италии – здесь получилиmoto.zr.ru сентябрь 2012070-075 evo desmo.indd 708/16/12 8:27 PM ДЕТАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮО РАЗНЫХ СИСТЕМАХДЕСМОДРОМНОГО ПРИВОДАМОЖНО НАЙТИ НА САЙТЕHTTP://MEMBERS.CHELLO.NL/~WGJ.JANSEN/НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.Технический директорDucati ДжанлуиджиМеньоли – инициаторпроведения выставки«Десмо-история».концепции, и в организации серийного производства».Вместе с группой единомышленников Меньоли работал над организацией этой экспозиции два года,и ему удалось добиться поддержкиведущих производителей моторовсо всего мира. «На нашей выставкеГоночный Peugeot L76 1912 года – первое практическое применение десмодромногопривода. Толкатель на нижнем конце соединен с клапаном, а вверху образуеткоробчатую конструкцию, которая ходит вверх и вниз под воздействием кулачковраспредвала. Но, поскольку для закрытия клапанов применялись и пружины,эта система считается «полудесмодромной».представлены гоночные и экспериментальные двигатели MercedesBenz, Ferrari, BMW, Peugeot, Audi,Toyota, Honda и, конечно, Ducati, –продолжает Джанлуиджи. – До сихпор ни разу не удавалось представить столь обширный обзор десмодромных систем разных конструкторских школ».Но эта ярмарка технологий не состоялась бы и без помощи голландского инженера Хенка Клостермана,ведущего эксперта по системам десмодромного привода, собравшегоинформацию по 877 патентам в этойобласти. Клостерман, не зря заслуживший прозвище Доктор Десмо,построил более 60 моделей, демонстрирующих работу этого привода – на выставке многие из нихпредставлены рядом с моторами такой же схемы.Термин «десмодромный» составлен из двух греческих слов:«десмос», что означает «контролируемый», и «дромос» – «путь»,«траектория». Он применяется длятех систем газораспределения, гдеи открытие, и закрытие клапановосуществляется принудительноПервый патент на использованиедесмодромного привода в мотоциклетноммоторе взят Джеймсом Нортономв 1924 году. Коромысло одним концомвходит в профилированную канавку накулачке, вторым соединено с клапаном.прописку 86 мотопроизводителей. Но Болонью можно назватьи «десмодромным городом» –в 50-е годы над этой системойпривода работали шесть местныхавтомобильных и мотоциклетныхкомпаний. Поэтому организацияэтой выставки для меня и долг,и удовольствие. К тому же мы показали роль Ducati и в развитииНа гоночном Norton Manx 1959 годаиспользована головка цилиндрас четырьмя распредвалами: кулачкивнешних открывают клапаны,кулачки внутренних через коромыслазакрывают их.сентябрь 2012 moto.zr.ru070-075 evo desmo.indd 71718/16/12 8:28 PM ЭВОЛЮЦИЯДЕСМОДРОМНЫЙ ПРИВОДХОТЯ ДЕСМОДРОМНЫЕСИСТЕМЫ УСПЕШНОПРИМЕНЯЛИСЬВ ГОНОЧНОЙ ПРАКТИКЕ,ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЮВ СЕРИЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕМЕШАЮТ ВЫСОКИЕТРЕБОВАНИЯ К ТОЧНОСТИИЗГОТОВЛЕНИЯ.Первый патент на десмодромнуюсистему привода клапанов взялв 1910 году английский инженер Арнотт.В его конструкции коромысло, однимконцом входящее в профилированнуюканавку на кулачке распредвала,другим концом управляет открытиеми закрытием клапана.Хенк Клостерман построилболее 60 полноразмерныхмоделей, иллюстрирующихпринцип действия различныхдесмодромных систем.с помощью механических устройств – обычно же клапанызакрываются пружинами. Сто летназад хроническая ненадежностьпружин – которые часто ломалисьдаже при умеренных оборотах дви-гателя, свойственных той эпохе, –заставляла конструкторов искатьальтернативы. Некоторые из этихсистем оказались удачными, нов серийное производство десмодромный привод внедрила толькоДвигатель Ferrari F1 90-х годов: 12 цилиндров, 60 клапанов, 120 коромысел!72Ducati – его изготовление требуетдорогого и сложного оборудования. Позднее, когда проблема надежности пружин была решена,такой привод применяли, чтобы избавиться от зависания клапанов –явления, когда на высоких оборотах пружины просто не успеваливовремя закрывать клапаны.Первый патент на десмодромнуюсистему газораспределения взялв 1910 году английский инженерАрнотт: приводное коромысло,шарнирно связанное со стержнемклапана, другим концом входилов кольцевую канавку на кулачкераспредвала. Но первый случайпрактического применения – заслуга швейцарского инженера ЭрнстаАнри, конструктора гоночного автомобиля Peugeot L76. Его 8-литровый четырехцилиндровый моторотличался также двумя верхнимираспредвалами, четырехклапан-BMW R1 начала 90-х годов – оппозит с десмодромным приводом.moto.zr.ru сентябрь 2012070-075 evo desmo.indd 728/16/12 8:28 PM Французский Bignan 1920 года –первое практическое применение«настоящей» десмодромной системы.Профилированная шайба управляетподъемом и опусканием клапана.ными головками цилиндров, полусферическими камерами сгоранияи двумя свечами на цилиндр. Распределительные кулачки работаливнутри профилированных коробок,связанных со стержнями клапанов.Впрочем, поскольку точность закрытия клапанов обеспечивалидополнительные пружины, то этуПервая конструкция Фабио Тальонидля Ducati: два верхних распредвалаоткрывают клапаны, центральный –закрывает через коромысла.конструкцию иногда называютполудесмодромной. Как бы то нибыло, Peugeot L76 выиграл Гранпри Франции 1912 года и гонкуИндианаполис 500 в 1913 году.Во время Первой мировой войныPeugeot адаптировал эту системудля авиадвигателя L112 – было выпущено около 1500 этих агрегатов.Систему скопировали также конструкторы компании Delage – впрочем, без особого успеха.А честь первого примененияподлинно десмодромного приводапринадлежит также французам –инженерам компании Bignan. Их автомобиль с двигателем такой системы выиграл 24-часовую гонку Spaв 1920 году и установил несколькорекордов на треке Бруклэндз. Привод был довольно сложным: распредвалы коническими шестернямисоединялись с промежуточнымивалами, параллельными клапанам,а установленные на промежуточных валах изогнутые тарелки входили в прорези на специальных деталях, соединенных с клапанами.Очевидно, эта сложность и помешала планировавшемуся серийномупроизводству. Еще более сложныйвариант этой системы – выступы настержнях клапанов входили в профилированные канавки цилиндров,укрепленных на промежуточныхвалах – пытался использовать Fiatна гоночном автомобиле 401/8011920 года, но дело ограничилосьпостройкой одного экспериментального экземпляра.Первый патент на использованиедесмодромного привода в мотоциклетном двигателе получил в 1924году основатель компании NortonДжеймс Па Нортон. Принцип такой же, как в моторе Арнотта – наДЕСМОДРОМНЫЕСИСТЕМЫ СНИМАЮТПРОБЛЕМЫ ЗАВИСАНИЯИ ОТСКОКА КЛАПАНОВ,ПОЭТОМУ ПОЗВОЛЯЮТИСПОЛЬЗОВАТЬКУЛАЧКИ С БОЛЬШИМПОДЪЕМОМ.распредвале закреплены двацилиндра с профилированными кольцевыми канавками,в которые входят управляющие клапанами коромысла –но адаптирован для верхнеклапанного расположения.Впрочем, неизвестно, был лиизготовлен хоть один двигательпо этому патенту. Гораздо позже –в 1959 году – Джо Крэйг, глава гоночного отделения Norton, построилдвигатель с десмодромным приводом совсем другой схемы (коромыс-Двигатель гоночногоMercedes-Benz W196 –победителя чемпионатов мираF1 1954 и 1955 годов. Кулачки,открывающие и закрывающие(через коромысла) клапаны,расположены рядом друг с другом.ла, закрывающие клапаны, получали привод от кулачков отдельныхраспредвалов). Боб Мак-Интайр наNorton Manx с таким мотором участвовал в тренировочных заездах перед гонкой «Турист Трофи», но в самой гонке предпочел стартоватьс двигателем традиционного типа.Самый успешный десмодромныйдвигатель в автомобильном мире –легендарный восьмицилиндровыйMercedes-BenzW196,Первый серийныйдвигатель Ducatiс десмодромным приводомимел один верхнийраспредвал, открываниеи закрывание клапанов –через коромысла.на котором Хуан-Мануэль Фанхиодважды – в 1954 и 1955 годах –становился чемпионом мира Формулы 1. В немецкой конструкцииодин кулачок распредвала непосредственно воздействует на цилиндрический толкатель, жестко связанный со стержнем клапана, авторой кулачок – на коромысло,другим концом входящее в пазв этом же толкателе. Известно, чтоЭнцо Феррари опасался, что егособственные болиды Формулы 1В современныхмоторах Ducatiдесмодромный приводсочетается с двумяверхними распредваламии четырьмя клапанамина головку.сентябрь 2012 moto.zr.ru070-075 evo desmo.indd 73738/16/12 8:28 PM ЭВОЛЮЦИЯСамые успешные«десмодромики»в автои мотомире –Mercedes-Benzи Ducati.ДЕСМОДРОМНЫЙ ПРИВОДBMW R1 –баварскийсупербайк начала90-х годов.не смогут конкурировать с германскими «Серебрянными стрелами»без применения подобной системы,и провел ряд консультаций с инженерами, понимающими в десмодромном приводе – в том числе ис Фабио Тальони. Сохранились также фотографии, сделанные во время визита Фанхио на завод Ducatiв 1955 году – возможно, идея применения десмодромного приводавозникла именно тогда!Но первый десмодромный двигатель в Болонье построили в другой мотоциклетной компании – F. B.Mondial. Ее главный конструктор74125-кубовая MV Agusta1959 года с тремяверхними распредваламии десмодромнымприводомклапанов.Альфонсо Друзиани в 1954 годуразработал 175-кубовый одноцилиндровый двигатель, четыре кулачка его распредвала открывалии закрывали клапаны. Этот моторбыл создан для престижной дорожной гонки Giro d’Italia, однако Тарквиньо Провини выиграл ее с двигателем обычной конструкции,и проект не получил продолжения.Но под началом Друзиани тогдаработал Фабио Тальони, и он ужетогда оценил потенциал системы.В 1955 году Тальони перешелв Ducati, а уже через год создалсвой первый десмодромный двига-тель – для гоночного мотоцикла,125-кубовый, с тремя верхнимираспредвалами – средний работална закрывающие клапаны коромысла. Этот аппарат выиграл первуюже свою гонку – Гран-при Швеции1956 года. С тех пор работа наддесмодромными моторами в Ducatiне прекращалась, и с 1968 годакомпания освоила серийное производство таких агрегатов. Всеверсии – одноцилиндровые, двухцилиндровые, четырехцилиндровые, с двумя и четырьмя клапанами на цилиндр, с одним, двумяи тремя верхними распредвалами –представлены на выставке в Будрио,демонстрируя технический генийФабио Тальони и его преемников –Массимо Борди и Филиппо Прециози.Впрочем, выставка «Десмо-история» – отнюдь не трибьют Ducati.Здесь представлено немало конструкций других компаний, в томчисле и прямых конкурентов. Одиниз примеров – десмодромный125-кубовый гоночный двигательс тремя верхними распредвалами,который построила MV Agusta в 1959году. Графу Доменико Агусте такпонравилась идея, что он открылчековую книжку и переманил главугоночного отделения Ducati Руджеро Мацца, чтобы он сделал этотмотор. Конструкция не получиларазвития лишь потому, что вскореАгуста решил прекратить выступле-moto.zr.ru сентябрь 2012070-075 evo desmo.indd 748/16/12 8:28 PM экспериментов со специально поЭксперт подесмодромным системамстроенным одноцилиндровымХенк Клостерман (слева)300-кубовым сверхкороткоходными местный бизнесмен(96,8х40,72 мм) двигателем, расМарко Червеллати, прикручивавшимся до 19 000 об/мин.поддержке которогоДругим японским производителем, состоялась выставка.экспериментировавшим с десмодромным приводом, была Honda. Ее инженерыпостроили такой моторВЫСТАВКА ДЕСМОна основе 195-кубовогоИСТОРИЯ ПРОВОДИТСЯдвухклапанного двигаСИЛАМИ ЭНТУЗИАСТОВтеля от триального мотоИ ОТКРЫТА ДЛЯцикла TLR200 1987 года.ПУБЛИКИ ЛИШЬ ПЕРВЫЕБольшая загадка: почеВЫХОДНЫЕ КАЖДОГОму они использовали таМЕСЯЦА, ДО 4 НОЯБРЯ.кую систему, котораяПОДРОБНЕЕ О ГРАФИКЕраскрывает свой потенРАБОТЫ ВЫСТАВКИциал на высоких обороМОЖНО УЗНАТЬ НА САЙТЕтах, на агрегате, которыйпризван обеспечиватьWWW.MUSEODELLAVALLбольшой крутящий моEDELLIDICE.IT.мент на низких?ПереводАлександра ВОРОНЦОВАДесмодромныйдвигатель Hondaсделан на основетриального.рекламания своей команды в классах 125и 250 см³, сосредоточившись на более престижных кубатурах 350 и500 см³.Другой соперник Ducati, которыйэкспериментировал с десмодромным мотором, – BMW. В начале 90-хгодов руководство баварского концерна уже подумывало об участиив гонках супербайков, и тогдашнийтехнический директор БуркхардГёшель спроектировал модель R1 –двухцилиндровый оппозит жидкостного охлаждения в раме Bakkerи с передней подвеской Telelever.Система газораспределения былапохожа на Ducati: два верхних распредвала с цепным приводом, накаждом – четыре кулачка, приводящих два коромысла на клапан: цельное для открытия и вильчатое длязакрытия. Как и на итальянском моторе, в конструкцию дополнительновведены вспомогательные пружины – для лучшей работы на малыхоборотах и облегчения запуска.Но, после интенсивных тестов, проект был закрыт в 1992 году – официально из-за того, что конструкцияоказалась слишком тяжелой, неофициально – потому, что не удалось добиться такой же мощности,как у Ducati.В начале 90-х годов и Энцо Феррари вернулся к идее десмодромного привода для своих гоночных автомобилей. Инженер АнджолиноМарчетти в 1991 году спроектировал для Scuderia Ferrari V-образный12-цилиндровый двигатель с пятиклапанными головками цилиндров –то есть в целом 60 клапанов и 120коромысел! Представьте себе регулировку зазоров на таком агрегате… Неудивительно, что послепервых же тестов конструкторыпредпочли обратитьсяк пневматическим пружинам. Десмодромнымприводом активно занималась и командаФормулы 1 концернаToyota: ее инженерыс 2003 по 2008 годыпровели серию070-075 evo desmo.indd 758/16/12 8:28 PM