МАСТЕРСКАЯПРИ ЛЮБЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ СОПРОТИВЛЕНИЯВПУСКНОГО ТРАКТА НАПРИМЕР, ЗАМЕНЕ ФИЛЬТРАНА НУЛЕВИК ПОТРЕБУЕТСЯ ПЕРЕСТРОЙКАКАРБЮРАТОРА.ЙКАОРТСНА СКАВПУКак бы ни был хорош мотоцикл, всегда хочется что-нибудь в немулучшить. Ведь нередко кажется, что конструкторы нарочно «придушили»мотор, который способен на большее…НА ВСЮ ДЫРУтекст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Евгения БОБРИКОВА и из архива автора86Желание изменить мир в человекенеукротимо. Женщины, например,улучшают мир, улучшая себя.В погоне за красотой они вкалывают парафины, силиконы, ботексы,сы, вшивают золотые нити, слосывом,воо становятся по-настоящемупрекрасны. У нас, мотоциклипстов, – свой объект любви.сВместо ботекса – октан бусВтер, вместо золотых нитей –ттитановые винтики. Все этоттивполневпполл реальные и благие желания,нниия,ия,я, а слово «тюнинг» – их собирательное название. Но много лимы можем сделать сами в условиях собственных гаражей, дачи стоянок? Если улучшать планируется не дедовский ИЖ-49,а современную технику, изготовленную с большой точностьюи аккуратностью, немного. Напротив, возможностей навредить исправно работающему аппаратупредостаточно.Чаще всего на первое местов списке желаемых улучшенийставят мощность двигателя. Нопрежде чем вмешиваться в конструкцию, стоит задуматься: а,собственно, что реально хочется получить? Чем не устраивает«сток»? Может быть – простите занескромный вопрос! – вы не доконца выкручиваете ручку газа?Или рано включаете следующуюпередачу? А вы не пробовали установить другие звезды? Вотспортсмены, например, не ленятся подбирать их под каждуютрассу. А, может, стоит почиститьили поменять фильтр? Или простоотрегулировать уровень топливав карбюраторе и вообще обслужить мотоцикл?Но если все резервы исчерпаны, а движок «не тянет», самыйлучший способ (в смысле простоты и эффективности) – поменятьмотоцикл. Ну да, слышу я многоголосый протест, это не наш путь!Наш человек перед трудностямине пасует. Берет в руки пилу и –р-раз! – нету половины эйрбокса.Долой инженеров-вредителей,спроектировавших забор воздухачерез тоненькую трубочку подседлом! Р-раз – и нет «флейты»в глушителе, еще одной препоныдля свободного дыхания. Р-раз –и вместо склизкого от фирменного масла поролонового фильтра –moto.zr.ru сентябрь 2012086-088 rem master.indd 868/16/12 8:33 PM ПРИ??ПЕРВЫЕНАСТРОЙКЕДВЕ ЦИФРЫМОТОРА ИЗБЕГАЙТЕ НЕОБРАТИМОГОТЮНИНГА.В ОВАЛЕ ОБОЗНАЧАЮТПОЭТОМУ НОЖОВКУ И ДРЕЛЬ ОТЛОЖИТЕПОДАЛЬШЕ,НЕДЕЛЮ, ПОСЛЕДНИЕА ВООРУЖИТЕСЬКЛЮЧАМИ ИОТВЕРТКАМИ.ГОД ВЫПУСКА ШИНЫ ??сеточка от мух, сквозь которуювоздух проходит со свистом.Р-раз – и в мусорное ведро отправляются всяческие железяки из впускного тракта, единственное назначение которых,как нетрудно догадаться, задерживать поток горючей смеси, чтобы двигатель работал в «полноздри», как стреноженныймустанг. Р-раз – и вместо карбюратора с крохотным диффузоромпоявляется крутой девайс с большой дыркой, который уж точноподаст в мотор куда больше смеси, чем «стоковый». И так далее…Только вот почему-то после таких переделок двигатель поройначинает работать странно: то перестает тянуть на «верхах», товяло набирает обороты, да и максималка не растет, а падает. Коекто и рад бы вернуть все назад,да это не всегда возможно. Поговорим же о том, что делать можно, а чего – не стоит.Исправный «стоковый» двигатель выдает 90–95 % своего потенциала. Поэтому, не трогая«железо», форсировать его мысможем максимум процентов на10. Но это не значит, что максимальная скорость увеличится настолько же, ведь сопротивлениевоздуха пропорционально квадрату скорости. Зачастую даже приграмотной форсировке это бук-вально 2–3 км/ч. Но даже внешний тюнинг (без вмешательствав сам мотор) потребует и времени, и денег. Не пугает? Тогда продолжим.Пойдем по порядку – от воздушного фильтра. В продаже теперь есть много разновидностейфильтров пониженного сопротивления. Сделаны они из особоймарли, сформованной в металлической сетке, и часто подходятна место стоковых. Фильтры эти,к тому же, многоразовые. Онидействительно неплохо работаюти облегчают дыхание мотору. Ноза ними необходим частый уход,особенно в нашей запыленнойстране. И, к тому же, чтобы работа двигателя реально улучшилась, необходимо заново отрегулировать карбюратор. (О впрыскепоговорим в другой раз.) Делов том, что все системы карбюратора настроены на определенноесопротивление на впуске, создающее разрежение во впускномтракте при прохождении потокавоздуха. Поскольку сам карбюратор тоже работает за счет разрежения, этим нельзя пренебрегать.Причем чем выше скорость потока (а она зависит, в основном, отоборотов двигателя), тем большеэто сказывается. Чем ниже сопротивление, тем беднее оказывается смесь. Поэтому если послеСтандартный фильтр создает большее сопротивление, чем «марлевый»,но зачастую достаточно заменить забитый фильтр на новый, чтобы нуждав доработках отпала сама собой.‣ ПРАКТИКУМ‣ МАСТЕРСКАЯс.66с.86, МОЗГОДРОМ, ДОВОДИМс.69с.90, КОНКУРСЫ, КОНКУРС с.92с.69тюнинга мотоцикл без проблемзаводится и работает на холостых, это не значит, что на высоких оборотах смесь оптимальна.При замене фильтра на «нулевик»или выпиливании окошка в эйрбоксе без настройки карбюраторав лучшем случае мотор потеряетв мощности на «верхах», в худшем – прогорят поршни.То же относится и к размерудиффузора. На заводе он, какправило, подобран с тем расчетом, чтобы обеспечить приемлемую отдачу мотора во всемдиапазоне оборотов. Слишкомбольшая «дыра» может дать прирост на «верхах», но на малыхи средних оборотах скорость потока будет недостаточна для правильной работы карбюратора,отсюда – провалы из-за беднойсмеси, вялый разгон.Сложность регулировки карбюраторов на многоцилиндровыхмотоциклах, прежде всего, в ихплохой доступности. А такжев плохой доступности свечей –основных визуальных индикаторов процессов сгорания в режимах максимальной мощности.Более того, двигаться даже натретьей передаче на полный газтри-пять минут (как рекомендуютдедовские книжки) довольно рискованно. Поэтому мало кому извладельцев многоцилиндровыхдорожников или «спортов» удается найти именно свои настройки. Несколько заграничных фирм(Dynojet, Factory Pro) помогаютрешать эти проблемы. За приличные деньги можно купить набор жиклеров и других деталей(пружины, иглы) карбюраторов,вместе с рекомендованными настройками под тот или иной типвоздушного фильтра и даже глушителя. Но и эти наборы послеустановки могут потребоватьтонкой настройки. Если неподалеку есть пятикилометровыйучасток пустынного хайвэя и полно времени и терпения, есть шансы на успех. Если нет – ваш путьв хорошую мастерскую с динамометрическим стендом. Порой неблизкий…Если же ваш мотоцикл не таксложен, шансы растут. Регулировать карбюратор на одноцилиндровом мотоцикле – одноудовольствие. Только подходитек регулировке очень аккуратнои не меняйте более одного параметра за раз, чтобы не потерятьлогику происходящего.После установки воздушногофильтра с пониженным сопротивлением, прежде всего, подбираемглавный жиклер. Где его взять?Посмотрите, какой по номеру установлен и попросите в дружественной мастерской пару-тройкуСовременный фильтр пониженногосопротивления неплохо фильтрует воздух,но требует большего внимания.сентябрь 2012 moto.zr.ru086-088 rem master.indd 87878/16/12 8:33 PM ПРИ НАСТРОЙКЕ КАРБЮРАТОРА ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ СМЕСЬ ЧУТЬ БОГАЧЕ, НО НИ В КОЕМСЛУЧАЕ НЕ БЕДНЕЕ. ИНАЧЕ МОГУТ ПРОГОРЕТЬ ПОРШНИ. КОСВЕННО БЕДНУЮ СМЕСЬМОЖНО ОЦЕНИТЬ ПО НАГРЕВУ ВЫПУСКНОЙ ТРУБЫ: ЕЕ КРАСНОЕ СВЕЧЕНИЕ НА ХОЛОСТЫХ ПЛОХОЙ ПРИЗНАК.МАСТЕРСКАЯЯУдаливрестрикторына впуске, можнодобиться приростамощности, а можно – проваловна «низах» и в «середине». Как правило,карбюратор (или карту впрыска)придется перестраивать.большего размера. Как правило,главные отличаются на пять пунктов (130–135–140). Можно поискать их и в автомагазине или заказать в заграничном каталоге.Благо стоят они не дорого. Правда, нумерация разных фирм совпадает лишь относительно, всеравно придется подбирать наместе, поэтому стоит заказатьнесколько.Остановить выбор нужно нажиклере, дающем лучшую макси-мальную скорость(естественно,при полностьюоткрытом газе). При этомпомните: если мотоцикллучше едет,когда холодный, значит,жиклер слишком большой.Для моторавсегда безопаснее иметь смесьчуть богаче, поэтомуне стесняйтесь начинатьс большего жиклера. Следующим этапом ищите положениедозирующей иглы. Хорошо прогретый мотор должен ровнои уверенно откликаться на открытие газа в диапазоне 5–7тыс. об/мин (для «одностволок») и не снижать оборотовпри резком открытии на холостых. Слишком высоко поднятаяигла – переобогащенная смесь –проявится с прогревом двигателя. Потеря мощности, хлопкив выпускной системе, черныйдым… Если это ваш случай –опускайте иглу. Следующим этапом нужно отрегулировать работу на невысоких оборотах.Надеюсь, вы не забыли выста-Узкий резиновый шланг на входе в копус воздушногофильтра – не просчет конструкторов, а их расчет.Вместе с настройками карбюратора.88вить уровень топлива? Он измеряется от разъема корпусакарбюратора до верхнего краяпоплавка (иногда – до риски отразъема пресс-формы). При этомлепесток поплавка должен дотрагиваться, но не нажиматьна пружину игольчатого клапана. Кстати, регулируется этавеличина далеко не на всех карбюраторах. Уровнем топливаможно откорректировать работумотора на низких оборотах приполностью открытом дросселе.Если мотор тяжело разгоняется,имеет провалы и с прогревомэффект прогрессирует, можноуменьшить уровень на 1 мм отзаводской рекомендации. Изменять уровень более чем на1,5 мм от нормы в ту или инуюсторону нельзя.Систему холостого хода и (одновременно) режима спокойногодвижения с несильно открытымдросселем регулируем в последнюю очередь. Хотя именно этотвинтик все очень любят крутитьпрежде всего. Здесь в работеучаствует жиклер холостого хода и регулировочный винт. Винтрегулирует собственно качествосмеси на холостом ходу при полностью опущенном дросселеи слегка корректирует работув круизном режиме, хотя наработу здесь больше влияетжиклер. Помимо регулировкина холостом ходу, хорошим тестомможет быть езда примерно на 3,5тысячах оборотов, на небольшомгазу. Здесь как раз и проявляетсебя регулировка винта качества.Открутив его на пол-оборота, проверьте результат. Мотор работаетмягче – значит вы на правильномпути. При правильно подобранномжиклере холостого хода диапазонрегулировки винта качества недолжен выходить за пределы1,5–3,5 оборотов. И не занижайте слишком сильно холостые: дляодноцилиндровых моторов ихдиапазон, как правило, 1200-1600об/мин, для двухцилиндровых –800-1200.Проделав однажды описаннуювыше процедуру самостоятельнои добившись пусть не столь впечатляющих, но все же улучшенийв работе своего мотоцикла, вы,несомненно, получите огромноеудовлетворение. И это ощущениепорой даже важнее того приростамощности или скорости, котороговы смогли добиться. Если готовы,желаю успеха, а в качестве егозалога – аккуратности, осмотрительности и терпения.А как же выпуск? О магии звукаи реальной мощности поговоримв следующий раз!Распиленный эйрбокс сам по себе мощности не добавит. Придется колдоватьс жиклерами, да и прибавка будет в основном в звуке и очень скромно – в скорости.Да и от случайного попадания воды приходится защищаться.moto.zr.ru сентябрь 2012086-088 rem master.indd 888/16/12 8:33 PM