64
65
66
67
68
69
текст Алана КАТКАРТА, фото из архива автораВ сравнении с другими мотоциклетными компаниямиитальянская Bimota – бутик. Ее изысканные мотоделикатесырассчитаны на ценителей, ряды которых здорово повыбилэкономический кризис. Но, после нескольких лет прозябания,Bimota показала ряд интересных свежих моделей и вновьготова двигатьсяПО ДОРОГЕВВЕРХ64moto.zr.ru сентябрь 2012064-069 brand bimoto.indd 648/16/12 8:25 PM ‣ БРЕНД: BIMOTA с.64,ДЕСМОДРОМНЫЙ ПРИВОД с.70,ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЕ INDIAN с.76, RUCKSTER'S с.82ТЕХНИКАЧеловек, руководящий этим движением – Direttore Generale Лючано Бротто, возглавивший компанию в апреле 2011 года. Ему56 лет, и 27 из них он отдалмотопромышленности. Он начал свою карьеру в компанииLaverda, затем работал в Aprilia,а в середине 90-х перешелв концерн Piaggio, чтобы возглавить отдел разработок в ееиспанском филиале – Derbi.В 2000 году, когда Aprilia купилаMoto Guzzi, он вернулся в Италию на тот же пост в этой легендарной компании. Затем он недолго возглавлял Laverda, когдаAprilia купила эту фирму, но когда Piaggio приобрела обанкроченную Aprilia, вернулся в Испанию, возглавив Derbi. Но в марте2011 года руководство Piaggioобъявило, что закрывает испанский завод и переводит производство Derbi в Италию. Тогда-тоБротто и принял предложениеРоберто Комини, хозяина Bimota, и стал генеральным директором этой компании. Я беседуюс ним в офисе в Римини послеэкскурсии по заводу.Лючано, по сравнению с тем,что я видел в 2010 году, темпработы явно вырос, и продукция не застаивается на складе.Значит ли это, что Bimotaв коммерческом отношениина подъеме?В 2010 году, когда вы приезжалина завод, мы сделали и продалиочень мало мотоциклов – всего53. Когда я возглавил компаниюв апреле 2011 года, жизнь в нейеле теплилась. Но мы перезапустили производство, стимулируяпродажи – и в 2011 году выпустили уже 83 аппарата. Но в этомгоду наша цель – продать 300мотоциклов, несмотря на коллапситальянского рынка и общий спадпродаж спортбайков – главнойпродукции Bimota. Благодарясиньору Комини, который продолжает инвестиции в бренд, мыв этом году запустили в производство несколько новых моделей, которые хорошо продаются,особенно на развивающихся рынках – в Бразилии и Китае. Мы также закрепились на наших тради-ционных рынках – в Германии,Японии, Франции и Австралии.Но наша первоочередная цель –вернуться на рынок США; таму нас пока еще нет импортера,но к концу года он должен появиться. Наша вера в будущееосновывается на трех факторах:великолепный дизайн, Made inItaly и спортивная слава. В ноябреэтого года на EICMA мы представим несколько новых моделей,и я уверен, что их ждет восторженный прием – как и у тех, чтомы показали в прошлом году.Вы даже не пытались компенсировать спад продаж сбытомтайваньских скутеров под маркой Bimota, как 15 лет назад…Это не обсуждалось. Даже в худшие дни 2010 года, когда нашипродажи рухнули, синьор Коминиотвергал все соблазны выпускатьболее дешевые и доступные, номенее высококлассные мотоциклы, а уж тем более продаватьстороннюю продукцию под маркой Bimota. Это все равно чтосбывать автомобили Fiat подбрендом Ferrari – совершеннейшая глупость. Наша задача – сохранить традиционные ценностимарки Bimota: выпускать мотоциклы великолепного дизайна,спроектированные с огнем в душеи построенные из высокотехнологичных компонентов. Такие, какDB9 Brivido, который производится в четырех вариантах, или DB10BiMotard, впервые предоставивший покупателям наших аппаратов возможность съезжать с благоустроенных дорог. Или такие,как DB5 Desiderio – мы построиливсего 40 этих мотоциклов специально для японского рынка, илиHB4, вернувший нас на гоночныетрассы. И это только начало: мыпрекрасно осознаем, что Bimotaможет процветать, лишь предлагая покупателям машины исключительных достоинств, пусть даже и за высокую цену.Но ведь BiMotard на таких дорожных шинах не может и думать о бездорожье. Вы не планируете производство версиисентябрь 2012 moto.zr.ru064-069 brand bimoto.indd 65658/16/12 8:25 PM БРЕНДИНТЕРВЬЮ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ КОМПАНИИ BIMOTAс более серьезными внедорожными возможностями – нечтовроде Moto Morini Scrambler?Если наши покупатели скажутнам, что им нужен BiMotard с более серьезными внедорожнымиспособностями, то мы выпустимтакую версию в 2013 году.В ноябре прошлого года наEICMA вы впервые в 38-летнейистории Bimota представилидве внедорожные модели, разработанные для вас испанскойкомпанией Jotagas – BBX300с 300-кубовым двухтактнымдвигателем и ВВХ508 с 495-кубовым четырехтактным. Вывсерьез полагаете, что компания должна войти в этот сектор рынка?Показ этих мотоциклов преследовал несколько целей. Во-первых,дать повод нас заметить и о насзаговорить. Во-вторых, показать,что Bimota – динамичная компания, которая не боится выйти запределы своей рыночной ниши.Мы также хотели посмотреть, какой будет реакция на внедорожные Bimota – будут ли поклонникимарки покупать такие аппараты.И какова была реакция?Спортбайк BimotaDB8 с двигателем DucatiTestastretta.Записным энтузиастам офф-роуда эти машины понравились, и мыполучили достаточно благоприятных отзывов, чтобы подуматьо запуске этих мотоциклов в серию.И вы полагаете, что покупатели аппаратов такого типа согласятся платить традиционно высокую для Bimota цену?Мы верим, что без ущерба для наших традиционных ценностей мысможем удержать стоимость наконкурентоспособном уровне –примерно 9000 евро за 300-кубовый эндуро. Замысел родилсяу нас, сами аппараты разработаны в содружестве с нашим испанским партнером, компоненты изготовлены в Италии и Испании.Мы всерьез намерены запуститьв производство одну или две изэтих моделей.Для возвращения в мотогонкиBimota выбрала класс Moto2,построив мотоцикл с обязательным для этой категории600-кубовым четырехцилиндровым двигателем Honda. Непланируете ли вы выпуститьего дорожную модификацию,и если это так, вы уже переговорили с Honda о возможныхпоставках моторов CBR600RR?Нет, таких переговоров не было –и единственная причина выборадвигателя Honda в том, что онобязателен к применению нетолько в мировом, но и в итальянском чемпионате. Но мы действительно используем гонки какиспытательный полигон для разработки будущего четырехцилиндрового 600-кубового дорожногомотоцикла. Но кто будет поставлять эти моторы – пока еще не решено.А почему вы построили гоночный мотоцикл с шасси традиционной конструкции, а нев стиле Tesi? Ваши коллегииз компании Vyrus, расположенной буквально за холмом,построили гоночный аппаратс поворотной ступицей переднего колеса. А вы – не захотелиповторяться?Ничего подобного – такой мотоцикл у нас уже есть! Наряду с гоночной машиной с традиционнойходовой частью мы построилипрототип Tesi 600 с двигателемHonda, рычажной подвеской обоих колес и рамой из углепластика.Мы еще не успели испытать его –по результатам тестов станет ясно, ограничимся ли мы гоночнымвариантом или сделаем и дорожный. Кроме того, мы разрабатываем Tesi 1100 Biposto – первыйдвухместный аппарат в семействе Tesi, с двигателем DucatiDesmodue.До сих пор вы получали двигатели Ducati прямо с завода.Но теперь компания Ducati стала собственностью концернаVolkswagen Audi Group (VAG).Новые хозяева подтвердили,что продолжат поставки?Начнем с того, что сделка еще незавершена. Как только она будетокончательно оформлена, мыпроведем переговоры с боссамиVolkswagen, и я верю, что нашесотрудничество не просто продолжится, но и укрепится. Но пока еще об этом говорить рано.Если ваше сотрудничествопродолжится, будете ли выставить на ваши мотоциклытакже двигатели Ducati 848Testastretta?Да, мы с интересом следим заразработкой новой версии двига-66moto.zr.ru сентябрь 2012064-069 brand bimoto.indd 668/16/12 8:25 PM BIMOTA ПЕРВОЙПРИМЕНИЛА НА СЕРИЙНЫХДОРОЖНЫХ МОТОЦИКЛАХДИАГОНАЛЬНЫЕ РАМЫ ИЗАЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА,ВИЛКИ ПЕРЕВЕРНУТОГОТИПА, ОБТЕКАТЕЛИТИПА MOTOGP,РАМЫ ИЗПРОХОДИТ ИСПЫТАНИЯУГЛЕПЛАСТИКА.BIMOTA TESIС ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫМ600КУБОВЫМДВИГАТЕЛЕМ HONDA.BIMOTA DB12COMPRESSOREСТАНЕТ ПЕРВЫМВ МИРЕ СЕРИЙНЫММОТОЦИКЛОМС ОБЪЕМНЫМКОМПРЕССОРОМ.сентябрь 2012 moto.zr.ru064-069 brand bimoto.indd 67678/16/12 8:26 PM БРЕНДИНТЕРВЬЮ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ КОМПАНИИ BIMOTAА вы вели переговоры о поставках моторов Panigale?сожалению – хотя мы прекраснопонимаем позицию боссов Ducati – нам сказали, что компанияхочет по крайней мере на два года сохранить эксклюзивные правана использование этого силовогоагрегата. Так что Bimota DB11с мотором Panigale будет представлена на EICMA лишь в ноябре2013 года, а производство начнется весной 2014-го. Двигателидля тестов нам будут предоставлены раньше – нет проблем, номасштабные поставки начнутсялишь в 2014 году. Надеюсь, чтоновые хозяева Ducati подтвердятэто соглашение.Да, конечно. Как только появилась информация о новом двигателе, мы сразу же проявили к нему интерес. К нашему большомуТак что в ближайшие два годавы будете предлагать покупателям лишь модели DB8 и DB9с уже устаревшим моторомтеля 848 и с удовольствием использовали бы этот мотор в наших будущих моделях. Но долженпредупредить: версия, скажем,DB8 с таким силовым агрегатомбудет немногим дешевле, чемс 1200-кубовым двигателем –ведь в шасси будут использованытакие же высококлассные компоненты. Просто этот аппарат будетнацелен на другую клиентуру,с другим уровнем опыта – ведьи Ducati 848 EVO находит своихпокупателей.1198 Testastretta? Как-тоэто не увязывается с вашимимиджем поставщика лишьсамой совершенной мототехники…А мы нашли способ улучшитьдинамику этого двигателя – с помощью наддува! Bimota DB12Compressore станет первым в мире серийным мотоциклом с объемным нагнетателем, а не с турбонаддувом, с его неизбежнымиболячками – сложностью компоновки, отвода тепла и, главное,турболагом. Мы уже нескольколет сотрудничаем с австралийской компанией Sprintex – онавыпускает мотоцикл Vee TwoSuper Squalo с компрессорнойверсией мотора Ducati 999.А мы используем ее двухротор-Уникальная особенность Bimota Tesi –шасси с поворотной ступицей переднегоколеса.ный компрессор для разгона двигателя 1198 Testastretta – и ужеполучили на стенде более 200 л.с.для дорожного варианта.Вы планируете выпускать DB12Compressore как стритфайтер,подобный Super Squalo, или какспортбайк – который, я полагаю,уложит Panigale на лопатки?BIMOTA  ВСЕГДА НА ПЕРЕДНЕМБольше тридцати лет на ведущих позициях в технике и дизайне, финансовые провалыи два титула чемпиона мира –все это уместилось в короткойистории компании Bimota.А появилось имя Bimotaв 1965 году, когда три инженера – Валерио Бьянки, ДжузеппеМорри и Массимо Тамбурини –основали компанию по производству холодильных систем(BIanchi+MOrri+TAmburini =BIMOTA). Но Морри и Тамбурини были также заядлыми мотолюбителями, и в 1971 году онипостроили мотоцикл с двигателем MV Agusta 750 и ходовойчастью собственной конструкции – управляемость их машины была гораздо лучше, чему оригинала. В 1973 году онирешили уйти от Бьянки и основать компанию по производству мотоциклетных рам – сохранив при этом марку Bimota.В том же году они построилипервый мотоцикл новой марки – гоночный HB1 с двигателем Honda CB750. С этого момента Морри и Тамбуринисосредоточились на постройкепервоклассных шасси под стольразные моторы, как двухцилиндровый четырехтакник Paton500 (их первый аппарат для68MotoGP – на нем Роберто Галлина провел сезон 1974 года),двухтактный Paton V4, двухцилиндровый Morbidelli 250 (чемпион мира 1977 года) и YamahaTZ250/350. На Yamaha с рамами Bimota в 70-е годы гонялисьбудущие чемпионы мира МаркоЛючинелли, Франко Унчинии Марио Лега, а Джонни Чекотто в 1975 году на таком аппарате выиграл чемпионат мирав классе 350 см³. Вальтер Вилла, выступавший тогда за заводскую команду итальянскогофилиала Harley-Davidson, настоял на переходе к рамамBimota – и четырежды выигрывал чемпионат мира в классах250 и 350 см³. Но, хотя Моррии Тамбурини были в восторге оттого, что мотоциклы с их рамами выигрывают чемпионатымира, им все-таки хотелосьвкусить славы и под собственной маркой. Поэтому они перерегистрировали компанию какполноценного производителя мотоциклов, и в 1980 годуЙон Экеролд в ожесточеннойсхватке с заводской командойKawasaki выиграл чемпионатв классе 350 см³ на Bimota YB3с двигателем Yamaha.К тому времени Bimota уже зарекомендовала себя как произво-дитель дорожных супербайковс японскими четырехтактнымимоторами. Страшно дорогие, онитем не менее демонстрировалитакой уровень управляемостии динамики, который японскиммашинам пока оставался недоступен. Первым дорожным мотоциклом Bimota стала цивильнаяверсия HB1, но по-настоящемусерийной стала выпущеннаяв 1976 году модель SB2 с двигателем Suzuki GS750 – было сделано 300 экземпляров этого аппарата и его 1000-кубовогособрата SB3.Персональные разногласиямежду Морри и Тамбурини привели к тому, что в 1983 годуМассимо ушел в Cagiva, возгла-вив ее проектный центр. Расколсовпал со спадом продаж, вызванным нефтяным кризисом,а также тем, что японцы освоилитемную магию проектированияходовой части и стали предлагать мотоциклы с управляемостью немногим хуже, чем у Bimota, но за куда меньшие деньги.Компанию спасли два решенияBimota BBX300 можетстать первым внедорожныммотоциклом компании.moto.zr.ru сентябрь 2012064-069 brand bimoto.indd 688/16/12 8:26 PM На сто процентов – это будетсверхдинамичный спортбайк. Мызапланировали большую тестовуюпрограмму – и на стендах, и надорогах. Ведь мы должны бытьабсолютно уверены, что надежность не пострадает от такойфорсировки. Надеюсь, что мыпредставим DB12 Compressoreв ноябре этого года на EICMAи начнем продажи весной следующего года. Что же касается цены – она не опустится ниже30 000 евро, ведь это будет самый динамичный мотоцикл нарынке. Так что Bimota по-прежнему – высочайший уровень техники и динамики.В начале нашей беседы вы упомянули, что Made in Italy – однаиз важнейших составляющихимиджа Bimota. Но ведь в Италии есть еще один производитель первоклассных динамичных моторов, которые сейчаслидируют в чемпионате Superbike! Вы рассматривали возможность производства семейства AB1 с двигателемAprilia RSV4 – может быть,уже провели предварительные переговоры по этому поводу с бывшими коллегами изPiaggio?Когда я работал в Aprilia, то теснообщался с разработчиками RSV4:с инженером Ломбарди, проектировщиком ее двигателя, с Мариано Фиораванцо (30 лет проработавшим главным конструкторомLaverda), который научил этотспортбайк его превосходнойуправляемости. Я хорошо знаювсех создателей этой машиныи рад за них – она прекрасно показала себя и на рынке, и на гоночных треках. Но прежде всегоя не хотел бы рушить устоявшиесясвязи с Ducati, которые, я надеюсь, продолжатся и при новыхвладельцах. Но если разрыввсе-таки произойдет, то ничто непомешает нам построить семейство мотоциклов вокруг двигателя RSV4. Доктор Коланинно(Роберто Коланинно, президентPiaggio, владельца Aprilia – примечание автора) уже намекалмне, что с поставками этих силовых агрегатов проблем не будет.Но прежде всего для нас важносохранить долговременное сотрудничество с Ducati.Слухи утверждают, что выпровели переговоры с BMW насчет поставок их двигателейS1000RR. Это правда?Ничего подобного. У нас нет никаких контактов с BMW – с техпор, как мы помогали им в доводке некоторых четырехцилиндровых моделей. И вообще – у нихсменилось все руководство после того, как бывший президентBMW Motorrad фон Кюнхайм отправился продавать автомобиликитайцам… Перевод Александра ВОРОНЦОВАМ КРАЕМорри. Во-первых, он взял наместо Тамбурини молодогоинженера Федерико Мартини,который спроектировал первуюдорожную модель с итальянскимдвигателем – DB1 с 750-кубовым мотором Ducati Desmodue.Коммерческий успех этого мотоцикла спас компанию, а его дизайн вызвал к жизни множествокопий – сравните его, например,с первой Honda CBR600. Во-вторых, Морри заключил соглашение с концерном Yamaha о поставке двигателей с завода – доэтого компания шла гораздо более затратным путем, покупаяготовые мотоциклы и снимаяс них силовые агрегаты и электрику.Так в 1986 году появился первыйсупербайк Bimota с двигателемYamaha – модель YB4 с моторомFZ750. Он также стал первым серийным мотоциклом с диагональной рамой из алюминиевогосплава – ранее эта технологияиспользовалась только в гонках.А еще через год Bimota YB4EIстала первым серийным четырехцилиндровым спортбайком,оснащенным электронной системой впрыска топлива (BMW K100ни в коей мере не был спортбайком!). Bimota также перенесла измира мотогонок в производстводорожных мотоциклов вилки перевернутого типа, плавающиетормозные диски, композитныеколеса, электронные панели приборов и эффективные обтекатели, спроектированные для снижения аэродинамическогосопротивления. Bimota Tesiв 1983 году стала первым современным мотоциклом с поворотной ступицей переднего колеса.А среди недавних техническихдебютов – первый в мире серийный мотоцикл с рамой из углепластика.Второй титул чемпиона миракомпания завоевала в 1987 году,когда Вирджинио Феррари наBimota YB4 выиграл чемпионатTT Formula 1. А в следующем году она лишь чуть-чуть не дотянула до самого первого титулав WSBK! Давид Тардоцци наBimota YB4EI выиграл самуюпервую гонку WSBK на трассе«Донингтон Парк» в апреле1988 года и перед последнимэтапом вел по очкам. Увы, напрогревочном круге он упал,в гонке не стартовал, и самымпервым чемпионом WSBK сталФред Меркел на Honda.Мартини в 1989 году ушел в Gilera, возглавив ее проектныйотдел, но его сменил не менееталантливый инженер – Пьерлу-Компрессорпроизводстваавстралийскойкомпании Sprintex.иджи Маркони. Именно его дипломная работа стала основойдля Bimota Tesi, запущеннойв серию в 1991 году. В том жегоду по инициативе Морри, который хотел, чтобы компаниявыпускала не только собственные шасси, но и двигатели, началась работа над проектом Vdue.Этот двухтактный 500-кубовыйV-твин, с двумя коленваламии непосредственным впрыскомтоплива, потребовал на своюдоводку столько средств, чтопрактически опустошил ресурсыфирмы. Первая партия мотоциклов, выпущенная в 1997 году,страдала такими «детскими болезнями», что была полностьюотозвана. К тому же отсутствиевнятной стратегии развития(Морри ушел из компании в 1993году) привело к тому, что наскладе скопился большой задел нереализованной продукции. Менеджеры компаниидаже пытались под маркойBimota продавать корейскиескутеры – оцените глубину падения! В конце концов семьяАурели – главные акционерыфирмы – приняли решениео ее ликвидации. Ведь для нихBimota была лишь средствомдля списания налогов с их основного бизнеса – производства деревообрабатывающегооборудования.Но в 2003 году Bimota неожиданно восстала из пепла: ееприобрел фармацевтическиймагнат Роберто Комини. Онрешил сделать из нее компанию-бутик, производителя шикарных мотоциклов с моторамиDucati desmodue, впечатляющих не столько динамикой,сколько дизайном и управляемостью. Первым в этом рядустал спортбайк DB5, дебютировавший в 2005 году, за нимпоследовала нейкед-версияDB6 Delirio. А потом появилисьи более впечатляющие аппараты: новая версия Tesi подиндексом 3D, спортбайк DB7с двигателем Ducati Testastretta, экзотический Oroneroс рамой из углепластика. Наконец, гоночный мотоцикл HB2категории Moto2 знаменуетвозвращение Bimota на спортивные трассы.сентябрь 2012 moto.zr.ru064-069 brand bimoto.indd 69698/17/12 11:11 AM