124
125
126
127
РЕТРОСКОПРАЛЛИ СТАРИННЫХ МОТОЦИКЛОВКак и люди, мотоциклы любят общаться. Они объединяются в тусовкипо месту проживания, по интересам и даже по возрастам.Нашему корреспонденту повезло увидеть уникальныйтекст Юрия ТЮРИНА, фото автораВсе произошло случайно. Весной,во время командировки в немецкийМанхайм, у меня образовались свободные выходные. Варианты с посещением родного для каждогорусского человека Баден-Баденаили средневекового Хайдельберга124меня не очень вдохновляли, и я решил изучить календарь мероприятий для любителей ретро-техники,которые проходят по всей Германиикаждый уикенд. В итоге в воскресенье утром я забивал в автомобильный навигатор название населенного пункта Остхофен, гдестартовал 12-й международныйпробег ременных мотоциклов до1915 года выпуска.В списке участников – 92 мотораритета из разных городов Германии, Голландии, Швейцарии,Франции и Великобритании. Всеони были приблизительно поровну распределены на три класса.Первый – для машин «от стаи старше», то есть до 1912 годавыпуска. Второй – для мотоциклов, изготовленных до 1915 года,и третий «специальный» класс –для особо выдающейся «молодежи» производства до 1924 года.Первое, что меня впечатлило, –все мотоциклы, независимо отдаты рождения, были абсолютноmoto.zr.ru сентябрь 2012124-127 komu za100 .indd 1248/16/12 9:47 PM Из совершеннонемотоциклетной нынестраны Швейцарии приехалидва участника на «родных»1000-кубовых Motosacochе1918 и 1919 годовв нереставрированном,сохраненном состояниис оригинальными колясками,обтянутыми кожей.Фирма Peugeot производит мотоциклы с концаХIX века. В пробеге участвовало аж семь мотоцикловэтой французской марки разных годов выпуска. На фото –самый «молодой» из них, модели Paris-Nice 1913 года.Двухцилиндровыйдвухтактный двигательводяного охлаждения –визитная карточкаанглийских мотоцикловScott. На фото –500-кубовая модель1920 года выпуска.Еще одна Victoria, но уже послевоенная – модель KR11921 года. На мотоцикле установлен оппозитный двигательBMW-MII B15 конструкции Мартина Штолле. Первый мотоциклBMW модели R32 с подобным мотором, но с коленвалом,расположенным вдоль оси машины, появится только через двагода – в 1923-м.Шведская Husqvarna 145 1918 года, несмотря на цепнойпривод, также была допущена к участию в ралли.сентябрь 2012 moto.zr.ru124-127 komu za100 .indd 1251258/16/12 9:47 PM РЕТРОСКОПРАЛЛИ СТАРИННЫХ МОТОЦИКЛОВЭта английская трехколеска AC Sociable1914 года тоже классифицируется как мотоцикл.Компромиссный вариант для тех, кого не устраивалчрезмерный аскетизм мотоциклета, а на автомобиль средств не хватало. Спустя сто лет модана трехколесные байки опять возвращается.ФранцузскаятрехколескаMonet-Goyonвыпускалась ужепосле Первоймировой войны.Британский мотоцикл Phelon & Moore 500 (он же Panther) 1914 года.Большинство моделей фирмы, с начала ХХ века и вплоть до середины 60-хгодов, выделялись двигателем с наклонным цилиндром, игравшим рольпередней трубы рамы.126По официальным данным, старейшим участником пробега стал австро-венгерскийAchilles Typ T5 1901 года. Странно: если верить различным изданиям по историимотоцикла, то компания Achilles свой первый мотоцикл построила лишь в 1904 году.Впрочем, на фоне целого столетия погрешность в три года практически незаметна.moto.zr.ru сентябрь 2012124-127 komu za100 .indd 1268/16/12 9:48 PM Компания Victoria из немецкого Нюрнберга первую свою двухцилиндровую модель выпустилав 1906 году. Хотя этот мотоцикл и не участвовал в самом ралли, он был одним из самыхинтересных участников встречи. Создавалось впечатление, что его только что вынулииз сундука, в который спрятали сто лет назад. Машина, которой не касалась рука реставратора,сейчас огромная редкость.Двигатель Zedel в самом начале ХХ векаиспользовался многими компаниями, решившимиперейти от производства велосипедовк мотоциклам. Конструкция мотора типичнадля своего времени: клапанный механизмтипа IOE (клапан над клапаном), при этомвыпускной нижний клапан – с механическимприводом от распределительного кулачка,а верхний, впускной – автоматического типа,открывается за счет разрежения в цилиндрево время такта всасывания. Зажигание –батарейного типа, с прерывателем натом же кулачковом валу. Перед цилиндром –примитивный карбюратор распылительноготипа, который пришел на сменуиспарительным.ездовыми аппаратами, никакихполномасштабных макетов!Строго по расписанию участники, начиная с первого номера –Aсhilles 1901 года – неспешно выкатывались по ковровой дорожкена старт, где ведущий рассказывалпро историю машины и ее хозяина.А дальше каждый трогался в путь,запуская мотор своим оригинальным способом: с помощью педалей, рукоятки стартера или простос толкача.Все ралли состояло из двух кругов, по 50 и 30 километров. Маршрут пролегал по дорогам через населенные пункты Райнхессена,одного из винодельческих районовГермании. Зная по собственномуопыту, насколько сложно поддерживать антикварный мотоциклв рабочем состоянии, я никак непредполагал увидеть практическивсех стартовавших участников нафинише. Но, по моим наблюдениям, с маршрута сошли не более 10машин – прекрасный результат длястолетних спортсменов.Отдельная тема –мотоциклы с коляской.Английский Clyno V21910 года превзошел всехпо изяществу боковогоприцепа.Единственный американский мотоцикл на слете – прекрасноотреставрированный 1000-кубовый Excelsior 1912 года.Эта марка вплоть до конца 20-х годов пыталась конкурироватьс главными мотопроизводителями Соединенных Штатов –Indian и Harley-Davidson.Немецкий Mars Mа20 1920 года. На этом раллибыло очень трудно выявить наиболее интересногоучастника. Но этот мотоцикл, хотя и не перешагнулстолетний порог, постоянно находился в центревнимания.сентябрь 2012 moto.zr.ru124-127 komu za100 .indd 1271278/16/12 9:48 PM