ВЫБИРАЕМЭНДУРО 250 см3К эндуро у нас относят как спортивную технику,лишь формально омологированную для дорог,так и более «покладистые» мотоциклы двойногоназначения. На российском рынке сегодня есть и те,и другие, в основном – с китайскими корнями.В классе 250 см3 предложений больше всего.И еще больше нюансов, которые полезно знатьпри выборе.текст Михаила КОФМАНА,фото автора и и производителейЕДИНСТВО НЕПОХОЖИХЭндуро – спортивная дисциплина, в которой гонщики «дубасят» по пересеченной местности, преодолевая многокилометровые участки со сложным рельефом. Мотоцикл для эндуро – выносливая и неприхотливая машина. Инженеры невыжимают из мотора всё ради достижения максимально возможных характеристик в ущерб надежности. Словом, эндуро – не хищник, а травоядное.Производители с мировым именем создают максимальноприближенные к мотокроссу модели, оснащают их электростартером и условно выполняющей свои функции светотехникой. Для жестких соревнований эти «хард-эндуро» придутся как нельзя кстати, но для воскресного «прохвата» пополям и лесам из-за своего «злого» характера потребуют куда большего умения от пилота.Что касается мотоциклов двойного назначения, то на ниходинаково удобно ездить в лес за грибами и прошивать московский трафик. Как и любая малокубатурная техника, онине очень подходят для путешествий, однако, если есть возможность свернуть с дороги, сократив путь, они порадуютвладельца куда больше, нежели 250-кубовые «нейкеды» или«псевдоспорты».На российском рынке наиболее популярны именно они. Отчасти из-за своего «покладистого» характера, отчасти –из-за доступности китайских моделей, которые активно расширяют свое присутствие в этом сегменте.Итак, рассмотрим рынок эндуро, разбив его на классы – от«хардового» к «покатушечному».5811YAMAHAWR250RСухая масса, кгТип двигателя, объемМощность, л.с. при об/минШиныТормоза1341-цил., 4Т, DOHC/4,вод. охл., 250 см 330,7 / 10 00080/100–21; 120/80–18дисковый / дисковый352000 РУБ.(с ПТС)moto.zr.ru октябрь 2012page_58058-062 vibor enduro v2.indd 589/13/12 4:55 PM 32452XMOTOSXZ250 ENDUROСухая масса, кгТип двигателя, объемМощность, л.с. при об/минШиныТормоза139000 РУБ.431181-цил., 4Т, SOHC/4,вод. охл., 249,6 см327 / 900080/100–21; 110/100–18дисковый / дисковыйKAYOT6Сухая масса, кгТип двигателя, объемМощность, л.с. при об/минШиныТормоза4Мощность, л.с. при об/минШиныТормоза140000 РУБ.НЕДОКРОССОткрывает список «жестких эндуро» Yamaha WR250R. Его главнаяфишка – сочетание жесткой диагональной алюминиевой рамы с почтикроссовыми подвесками (270 ммхода спереди и сзади) и 30-сильного оборотистого (10 000 об/мин)двигателя. Это несомненный лидеркласса, позволяющий как отжечь накроссовой трассе, так и двигаться1201-цил., 4Т, SOHC/4,вод. охл., 249,4 см324 / 850080/100–21; 110/90–18дисковый / дисковый100000(без ПТС)1191-цил., 4Т, SOHC/4,возд. охл., 249 см325,2 / 900080/100–21; 110/90–18дисковый / дисковыйТип двигателя, объемMIKILONMIKD10 250D ENDUROСухая масса, кгM1NSKERX 250Сухая масса, кгТип двигателя, объемМощность, л.с. при об/минШиныТормоза(без ПТС)по шоссе. Байк тяжеловат, но, чтобыполучить на выходе чистую энергию,можно «апгрейдить» некоторые детали, благо тюнинга на эту модельв достатке. Можно и вовсе удалитьненужные предметы – например,пассажирские подножки.XMOTOS XZ250 Enduro – молодаямодель на нашем рынке. Здесьв «кроссовую» ходовую вписан двигатель Zongshen, позаимствовав-1101-цил., 4Т, SOHC/4,вод. охл., 248,6 см328 / 900080–100/21; 100–90/19дисковый / дисковый160000ший часть деталей у мотора YamahaWR400. Внешность модели (пластики две выпускные трубы) неплохоскопирована с CRF250R 2008 года.Это добротный аппарат, о такихобычно говорят: «заводской Китай».Еще один плюс – цена, а минус – отсутствие ПТС, однако в AWM-Shopговорят, в конце года планируют завезти омологированную технику, ноуже с бóльшим «прайсом».Двигателии ходовая китайских моделейпозаимствованыот ушедших в прошлое «японцев»,а качество исполнения зависитот вложенийзаказчикав России.Давно анонсированная, но таки не появившаяся в салонах дилеров модель Minsk ERX 250 красовалась почти на всех мотовыставкахв этом сезоне, и зрители моглив полной мере оценить качествопродукта. Белорусско-австрийскоесовместное предприятие предлагает свою концепцию боевого мотоцикла двойного назначения.Первое, что бросается в глаза, –октябрь 2012 moto.zr.ru59page_59058-062 vibor enduro v2.indd 599/13/12 4:55 PM ВЫБИРАЕМ1ЭНДУРО 250 см3BALTMOTORS ENDURO 250 DDСухая масса, кгТип двигателя, объемМощность, л.с. при об/минШиныТормоза1261-цил., 4Т, SOHC/2,воздушно-масляное охл., 249 см320,4/75002,75–21; 4,10–18дисковый / дисковый104990 РУБ.2(без ПТС)SKYTEAMST250TR ENDUROСухая масса, кг1351-цил., 4Т, SOHC/2,возд. охл., 223 см314,3/75003,00–21; 4,10–18дисковый / дисковыйТип двигателя, объемМощность, л.с. при об/минШиныТормоза99990 РУБ.3PATRONSTRIKE 250Сухая масса, кгТип двигателя, объемМощность, л.с. при об/минШиныТормозаKAWASAKIKLX250Сухая масса, кгТип двигателя, объемМощность, л.с. при об/минШиныТормоза6043(c ПТС)1381-цил., 4Т, DOHC/4,вод. охл., 249 см322 / 75003,00–21; 4,60–18дисковый / дисковый243000 РУБ.тюнинговые компоненты известныхевропейских фирм, входящиев штатную комплектацию: глушитель Leo Vince, подвеска FastAceи многое другое. Покупатель получает полностью комплектный, готовый к «месиву» мотоцикл с ПТСи привлекательной ценой. Двигатель Zongshen выдает 28 л.с., крутится до 9000 об/мин и легко разгоняет 110-килограммовый байк.Одно но: рама – стальная дуплексная, а задний амортизатор без «качалки», как и у знаменитого австрийского производителя. Кстати,не только задняя подвеска позаимствована у KTM – рама и пластиктакие же, как у модели 250 SX-F2009 года.В линейке Kayo тоже есть боевойаппарат – T6. По ходовой он схожс младшим братом T4 (подвескиFasatAce, стальная дуплексная ра-(c ПТС)1231-цил., 4Т, SOHC/2,возд. охл., 232,6 см316,3/700080/100–21; 120/90–18дисковый / дисковый75000 РУБ.41(c ПТС)ма, тормоза), но имеет другой двигатель – такой же, как на XMOTOS.Пока о надежности этих силовыхустановок говорят только производитель и продавцы, но ERX 250и XZ250 уже были опробированына нескольких кроссовых соревнованиях и с честью выдержали нагрузки.Еще один выходец из Поднебесной – Mikilon D10-250D Enduro, непервый год успешно продающийсяна территории России. Двигатель –из хондовского прошлого, диагональная рама и перелицованнаявнешность того же CRF 250. В этомгоду модель поставляется с 4-клапанным двигателем (в отличие отпрошлогоднего двухклапанника)с возросшими мощностными характеристиками. Здесь есть багажник,спидометр, светотехника, но нетПТС – а жаль! По заявлениям диле-ров, гарантийных обращений по ним не было.ОДОРОЖНЕННЫЕЭто мотоциклы двойного назначения, на которых удобнее двигаться на большие расстояния, преимущественно расслабленно, безрезких маневров.К эндуро-флегматикам относится Baltmotors Enduro 250 DD.Хорошо зарекомендовавшая себя «двухсотая» модель приросла дополнительными «кубиками».На этом мотоцикле стоит непохожий на китайские аналоги двигатель с воздушно-маслянымохлаждением, перелицованныйс «сузучьего» дорожника ST250.Моментный верхневальный мотор, тяговитый на малых и средних оборотах, отлично вписывается в концепцию эндуро и неплохо«вывозит» из грязи.Построен мотоциклдобротно, на классическойстальной дуплексной раме, и обутво вседорожную резину. Алюминиевый маятник с рычажной подвеской сзади и перевернутаятелескопическая вилка сперединеплохо справляются с леснымиухабами, а необходимая для ПТСсветотехника сносно освещаетдорогу. Есть и «мотардовая» версия на 17-дюймовых колесах. Изособенностей – необычные держатели-спойлеры в хвостовойчасти байка. За них можно поднять и перенести «задницу», хотякто мешал замкнуть конструкциюи сделать полноценный багажник –непонятно.Еще один представитель «омологированной интеллигенции» –SKYTEAM ST250TR Enduro – такжеmoto.zr.ru октябрь 2012page_60058-062 vibor enduro v2.indd 609/13/12 4:55 PM 2в отличие от устаревших собратьев (XR, DR, TTR и других), досих пор остается в тренде. Система впрыска топлива с 34-ммдиффузором Keihin, заменившаяв 2007 году карбюратор с диффузором того же диаметра, насовременной модели осталасьбез изменений, зато массивнаясистема выпуска заметно потяжелела. Заменив последнее иперенастроив первое, можнодобиться весьма солидных показателей для представителя«вечнозеленых».ФАНКЛАССЕсли тянет «похулиганить» – прохватить по парку, попрыгать наМТБ-шной трассе, словом, получить «фан» от езды, – для этогоможно «прописать» новичкам длялечения мототоксикоза.Мотоцикл с многолетней историей – Kawasaki KLX250 – запоследние годы подрастерялхарактер. И все потому, что якобы загрязнял природу. Модель2012 года выдает уже не те29 л.с. при 9000 об/мин, чтов 2005 году. В угоду нормам Евро-3 в 2007-м его «урезали» до24 л.с. при 8500 об/мин, а сегодня он выдает 22 л.с. при 7500об/мин. Да и «разжирел» он неслабо (с 117 кг в 2005-м до 119 кгв 2007-м и 138 кг ныне). От всего этого он потерял аппетит истал страдать одышкой – крутыеподъемы ему не по плечу. Но, посравнению с его одноклассниками, Kawasaki выигрывает, прежде всего, в надежности. Почтидвадцатилетняя конструкция,рекламане претендует на спортивность.135-килограммовую «тушку» вынуждена толкать копия хондовского верхневального двигателя CRF230. Из приятных и полезных особенностей можно отметить полноценный багажник, светотехникуи резину 50/50 (асфальт-грунт).Удивляет здесь только цена, в остальном – обычный «китаец».Мотоцикл Patron Strike 250 –низкорослый эндурик, сильно напоминающий Yamaha Serow, с лицензированным двигателем CRF230. Он может передвигаться подорогам общего пользования(есть ПТС), а его привлекательнаяцена делает свое дело – к середине лета эту модель было нелегко найти у дилера. Весит мотоцикл почти как Baltmotors, имеетболее мягкие короткоходные подвески и удобную посадку, егоподойдет не предназначенная дляспорта техника с тяговитым мотором, глотающей канавы подвескойи стандартными тормозами.Начнем с популярного Irbis TTR250. Оснащенный тем же маломощным моторчиком от CRF230, нерегулируемой «перевернутой» вилкойспереди и рычажной подвеской сзади, с прочной дуплексной рамой,не боящийся легких падений, онотлично подойдет для развлеченийвыходного дня. На асфальте же ончувствует себя не в своей тарелкеиз-за кроссовой резины, отсутствияПТС и светотехники.Пока еще малоизвестные в наших краях одноклассники «ттрки», но более верткие и прыткие –Kayo T2 и его старший брат T4.Здесь тот же двигатель, что наоктябрь 2012 moto.zr.ru61page_61058-062 vibor enduro v2.indd 619/13/12 4:55 PM ВЫБИРАЕМЭНДУРО 250 см31KAYOT2 T4Сухая масса, кгТип двигателя, объем1Мощность, л.с. при об/минШиныТормоза105 (107)1-цил., 4Т, SOHC/2,возд. охл., 249 см316,3 / 700080/100–21; 110/90–18дисковый / дисковый79000 (115000) РУБ.2IRBISTTR 250Сухая масса, кгТип двигателя, объемМощность, л.с. при об/минШиныТормоза(без ПТС)1181-цил., 4Т, SOHC/2,возд. охл., 250 см317,7 / 750080/100–21; 110/100–18дисковый / дисковый58000 РУБ.(c ПТС)В отличие от остальныхмоделей, у Kawasaki KLX250и Yamaha WR250Rкик отсутствует,пуск двигателя –только электростартером.«И«Ирбисе»,но подвеска уже регулируемая. По сравнению с TTR 250, T2рулегче на 13 кг, а T4 – на 11, что говолерит о более серьезном конструктиве.У «четверки» больше высота по седлу, угол наклона рулевой колонки (28градусов против 27 на T2) и диаметрпереднего тормозного диска, а такжестоит более продвинутая резина и хорошая подвеска тайваньской FastAce.В целом можно сказать, что T4 – этоусиленная версия T2, однако двигатель определяет их класс – мотоциклы для «развлекухи».262moto.zr.ru октябрь 2012page_62058-062 vibor enduro v2.indd 629/13/12 4:55 PM