72
73
74
75
76
Когда в июле прошлого годадва итальянских бизнесмена выкупилиобанкротившуюся компаниюMoto Morini, эта новость вызвалау всех хорошо знакомыхс лабиринтами итальянскоймотопромышленности лишьциничные ухмылки. Но меньшечем через год новым владельцамудурд,удалось возобновить производство,и я беседую с президентом компанииСандрор Капотоси о том, как онсобирается превратить ее вITARESMA ОМИРАТОМтекстЭДЖКелафото,АТРКАТКААланаАВ ЭТОМРКЕГОДУ МА INIRMOTO MO ТСЯЕЯНЛОПИСЕЛ75 Т.page_72072-076 moto morini.indd 729/13/12 2:51 PM ‣ ИНТЕРВЬЮ С ПРЕЗИДЕНТОМ MOTO MORINI с.72, СНЕГОХОДЫ РУССКАЯ МЕХАНИКА с.78,ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО КАСТОМАЙЗИНГУ В СТУРЖИСЕ с.82,ВЕРХНЕВАЛЬНЫЕ VELOCETTE K с.86, РЕТРОТЕСТ VELOCETTE KSS с.92ТЕХНИКА59-летний миланский банкир Сандро Капотоси –живое опровержение того мнения, что все банкиры – спекулянты. Заядлый спортсмен – в 1994 годуон выиграл чемпионат Европы по яхтенному спорту – и мотоциклист, он вместе со своим партнеромРуджеро-Массимо Яннуццелли полон решимостивернуть марку Moto Morini из небытия. За год, прошедший после покупки, Сандро изучил все ступенимотобизнеса – вплоть до того, что лично собралдвигатель CorsaCorta под присмотром ДжорджиоАранкарати, мастера-сборщика.Сандро, приобретение Moto Morini – велениесердца или просто бизнес?Думаю, нет итальянца старше 50 лет, который хотьраз в своей жизни не ездил бы на Morini, и я не исключение. Я заядлый мотоциклист с 14 лет, и первым моим аппаратом стал 50-кубовый MoriniCorsarino, потом его сменил Morini Scrambler. Затембыли другие марки, и вот 40 лет спустя я вновь купил Morini – 1200-кубовый Granpasso. Фантастический аппарат! Именно он и натолкнул меня намысль купить компанию.Как это произошло?Однажды я прочитал в газете, что компания MotoMorini подлежит ликвидации – и подумал: да это женевозможно! Я езжу на ее мотоцикле и знаю, какиепревосходные машины она выпускает. Увы, это самый главный секрет в итальянской мотопромышленности – потому что компания слишком мала,чтобы себя пиарить. Так что я переговорил со своимпартнером Руджеро-Массимо Яннуццелли, и мы решили выкупить Moto Morini.page_73072-076 moto morini.indd 739/13/12 2:51 PM БРЕНДВо сколько это вам обошлось?1 960 000 евро. В эту сумму входят все права на маркиMoto Morini и Morini Franco Motori, на конструкции мотоциклов и моторов, весь задел деталей (который стоит около 8 миллионов евро), собранные и несобранныемотоциклы, производственное оборудование – в общем, все, кроме здания. У нас есть опцион и на покупку участка вместе с помещениями, но два года мы можем арендовать их бесплатно – это входит в условиясделки. Потом, думаю, мы выкупим их.И что вы сделали после приобретения Moto Morini?Во-первых, мы инвестировали в закупку нового оборудования и возобновили производство трех прежних моделей – Corsaro, Granpasso и Scrambler. Вовторых, мы финансировали разработку новоймодели – Rebello Giubileo, выпущенной к 75-летиюкомпании. В третьих, мы сделали значительные вложения в разработку и развитие нашего сайтаwww.motomorinimotorcycles.eu, потому что интернет – наша витрина, наш прилавок, наше средствоПРОСЛАВЛЕННАЯМАРКА С 75ЛЕТНЕЙИСТОРИЕЙ НАШЛАНОВЫХ ХОЗЯЕВМЕНЬШЕ ЧЕМ ЗА ДВАМИЛЛИОНА ЕВРО.75  НЕ ВОЗРАСТЧтобы понять место компанииMoto Morini в мотомире, надохоть вкратце познакомитьсяс ее историей. Ее основалв 1937 году промышленник изБолоньи Альфонсо Морини,и большую часть своей жизниона оставалась маленьким, ноамбициозным семейнымпредприятием, нередко бросавшим вызов мощным концернам. Самым известным ееподвигом стало создание250-кубового одноцилиндрового гоночного аппарата, выдававшего 37 л.с. при 13 000об/мин, – на нем ТарквиньоПровини в 1963 году едва неотобрал титул чемпиона мира74у Джима Редмана, выступавшего на четырехцилиндровойHonda. Именно на 250-кубовом Morini Джакомо Агостинив 1964 году выиграл чемпионат Италии – и тем самымпривлек внимание графаАгусты, в команде которогодобыл 13 титулов чемпионамира.Альфонсо Морини умерв 1969 году, и руководствокомпанией взяла на себя егодочь Габриэлла. Она благоразумно решила диверсифицировать производство, и традиционную модельную гаммулегких мотоциклов с одноцилиндровыми моторами рабо-чим объемом 125 и 175 см³дополнило в 1973 году семейство аппаратов с двухцилиндровыми V-образнымидвигателями, разработаннымиФранко Ламбертини, бывшимконструктором Ferrari. Эти моторы отличались углом развала цилиндров 72º и расположенными в днищах поршнейкамерами сгорания типаHeron. Первой дебютировала350-кубовая 3½ Strada, за нейпоследовали 500-кубовая модификация и ее «половинка» – одноцилиндровая250-кубовая машина. За двадесятка лет компания выпустила около 85 000 этих свое-образных аппаратов. Впервыена четырехтактных мотоциклах массового производствабыли внедрены электронноезажигание, привод распредвала зубчатым ремнем, сухоесцепление и шестиступенчатая коробка передач. Удачныйтуристический эндуро Canguro послужил образцом для таких машин, как Honda AfricaTwin. Но, хотя компания и приносила прибыль, при годовомвыпуске 10 000 мотоцикловв год ее было недостаточнодля разработки новых семейств. После неудачной попытки выпустить 84-сильнуюверсию Turbo 500-кубовойmoto.zr.ru октябрь 2012page_74072-076 moto morini.indd 749/13/12 2:52 PM найти новых покупателей и оставаться в контактес владельцами нашей продукции. Интернет – основа нашего бизнес-плана.Если я хочу купить ваш мотоцикл, что мне надосделать?Вы можете купить его прямо на нашем сайте. Заходите в раздел «Конфигуратор», выбираете модель,цвет и начинаете подбирать опции и аксессуары изнашего каталога. В левом углу экрана вы видитеокошко, которое по мере вашего выбора показывает,сколько сделано точно таких же мотоциклов – 8, 5,2, 0! Так что вы можете не только индивидуализировать аппарат под собственный вкус, но и убедиться,что другого такого нет.После того, как я оплатил покупку через интернет, сколько мне ждать готового мотоцикла?Машина будет готова к отправке максимум через 60дней. Если вы забираете его сами, он обходится вампо заводской цене. Если вы живете в Европе и хотите забрать его в ближайшем к вам сервисном центре, то платите еще 200 евро за доставку и 200 евроза полную предпродажную подготовку – включаярегистрацию.А как будут решаться вопросы ремонта и обслуживания?Для этого мы и создаем сеть наших сервисных центров. Мы хотим уйти от привычной цепочки импортер-дилер: прежде дилеры, торговавшие MotoMorini, обычно занимались также Ducati и Apriliaи уделяли больше внимания этим маркам как болеемассовым. Поэтому мы выстраиваем другую мо-дель: продажи через интернет, в каждой странесеть сервисных центров и объединяющий их координатор. Думаю, что это наиболее подходящий способ продаж и обслуживания для компании нашегомасштаба.Какова же ценовая стратегия? Придется ли переплачивать за такое персональное внимание?Мы вернулись на рынок с очень конкурентоспособными ценами – примерно на две-три тысячи евро меньшими, чем за аналогичные модели у наших конкурентов. В Италии модель Scrambler стоит 9900 евро(включая налог), Granpasso – 11 300 евро, а Corsaro –10 900 евро.Это три существующие модели. Но у вас естьеще и новая, четвертая модель?Да, это Rebello, которая базируется на платформеCorsaro, но отличается свежим дизайном. В этом годумы выпустим 100 экземпляров в исполнении Giubileo – все они уже проданы (через интернет) по 15 900евро. А в 2013 году начнем массовое производствоэтой модели.А еще над какими новыми моделями вы работаете?Об этом я расскажу вам при следующей встрече – потому что мы только-только запускаем производствоRebello и должны на этом сконцентрироваться. Поканам важно твердо встать на ноги с существующейгаммой из четырех моделей.Сколько мотоциклов выпустит Moto Moriniв этом году?ные Тамбурини Ducati Paso иCagiva Freccia. Но, хотя круизерMorini Excalibur продавалсяпревосходно, мотор воздушного охлаждения, установленный на Dart, оказался слишкомархаичным, чтобы привлечьсимпатии покупателей спортбайков. В ту пору Ламбертиниуже вовсю гонял на стенде егопреемника – 720-кубовыйдвигатель с жидкостным охлаждением, четырехклапанными головками цилиндрови впрыском топлива. Но фракция сторонников Ducati в империи Cagiva, возглавляемаяМассимо Борди, сумела убедить Кастильони бросить всесредства на доводку мотораDucati desmoquattro. Лишенный финансирования, проектнового двигателя Morini зачах,и Ламбертини ушел в Piaggio(где он конструировал моторырекламамодели Габриэлла Моринив 1987 году продала своюкомпанию братьям Кастильони, владельцам империи Cagiva.Заядлые энтузиасты мотогонок, братья Кастильони немогли упустить шанса купитьмарку с такой богатой историей. Тем более что в дополнение к имени прилагался завод,расположенный всего в нескольких километрах от предприятия Ducati, купленногоими двумя годами ранее. Поставив во главе Moto Moriniбывшего босса Ducati МариоСканделлари, Кастильони дали задание своему дизайнгуру Массимо Тамбуриниразработать для компаниисовременный спортбайк. Такв 1988 году дебютировалMorini Dart, внешне оченьпохожий на спроектирован-page_75072-076 moto morini.indd 759/13/12 3:27 PM БРЕНДИНТЕРВЬЮ С ПРЕЗИДЕНТОМ MOTO MORINI600 аппаратов. В следующем году мы планируемизготовить тысячу-полторы машин – в зависимости от спроса.наш проект, и у нас есть ресурсы на его развитие.Во сколько обошлось вам и вашему партнерувозрождение Moto Morini?Какова ваша конечная цель? Вы собираетесьстать массовым производителем, как Ducati,или останетесь в нише изготовителя эксклюзивной продукции, как Bimota?Приобретение Moto Morini обошлось нам в 1,96миллиона евро, и мы планируем потратить ещешесть миллионов на ее трансформацию в ту компанию, которую мы хотим видеть. Если это потребует больших денег – выложим больше. Все этисредства мы найдем сами, не обращаясь к сторонним банкам или фондам – это принципиально. ЭтоБезусловно, не таким маленьким, как Bimota. Мысобираемся выпускать не более 5000 мотоцикловежегодно – все высочайшего качества. Наша ниша – в точности посередине между индустриальным массовым производством и штучной ручнойработой. Я вижу будущее Moto Morini как высококлассного бренда с великолепным заводом, наскутеров, а затем разработал1000-кубовый V-твин для проекта Gilera Superbike – впоследствии он стал основой дляпост-ротаксовских Aprilia RSV).Завод Moto Morini был продан,чтобы финансировать развитиеDucati, и в 1992 году были выпущены последние мотоциклыэтой марки.Когда в 1996 году американскийинвестиционный фонд TPG купил Ducati, практически бесплатным приложением к нейоказалась и Moto Morini. Вскореамериканцы нашли для нее покупателя: в 1999 году марка перешла в собственность компании Morini Franco Motori (MFM).Фактически это стало возвращением в семью: Франко Морини,основатель этой фирмы, былплемянником Альфонсо Морини.Сначала он работал у своего дяди, но в 1951 году основал свойбизнес – производство двигателей – совместно с Витторио Минарелли. В 1956 году партнерыразошлись, и с тех пор две ихкомпании выпустили миллионыдвухтактных моторов для различных итальянских мотопроизводителей. MFM одно времяпроизводила всю гамму трехцилиндровых двигателей дляBenelli, а также двухтактный76Morini 3½ – спортивнодорожный мотоциклс V-твином конструкцииФранко Ламбертини.Основной продукцией MotoMorini долгие годы оставалисьлегкие мотоциклы – такие,как этот 175-кубовый Tresette1961 года.500-кубовый V-твин для Bimota.К тому времени в MFM уже работал Франко Ламбертини,ушедший из Piaggio, и он спроектировал совершенно новыйдвигатель CorsaCorta – 1200-кубовый V-твин мощностью140 л.с. В 2005 году началосьпроизводство вооруженногоэтим мотором нейкед-байкаCorsaro, за ним последовалиродстер 9½, туристический эндуро Granpasso и городскойскрэмблер Scrambler. После устранения детских болезней этиаппараты заслужили хорошуюрепутацию за свою мощь и надежность, а журнал Naked Bikeприсудил Corsaro победу в сравнительном тесте двух- и трехцилиндровых мотоциклов.Увы, стремительное возрождение Moto Morini было оборваноэкономическим кризисом. Компания не смогла платить поставщикам и работникам, и в сентябре 2009 года началась ееликвидация. Интерес к ее покупке проявил Паоло Берлускони,брат приснопамятного итальянского премьера Сильвио и вла-делец бренда Garelli. Но он несошелся с профсоюзами, требовавшими – не слишком реалистично – чтобы ни один рабочийне был уволен, даже на время.Так что Берлускони отказалсяот сделки, и в мае 2010 года завод был закрыт. Работу потеряли все…В апреле 2011 года компаниябыла выставлена на торги за4,65 миллиона евро. Желающихне нашлось, и в июле 2011 годаза нее запросили уже более реалистичные 1,95 миллиона евро(правда, в эту цену уже не входило фабричное здание с участком земли). Единственным покупателем оказалась компанияEagle Bike, специально по этомуслучаю образованная банкиромСандро Капотоси и инвесторомРуджеро-Массимо Яннуццелли.Оба они – заядлые мотоциклисты и владельцы различных аппаратов Morini.За пять лет – с 2005 по 2010годы – компания Moto Moriniвыпустила 4000 мотоциклов.Максимальное годовое производство составило 1600 штук.который мы будем водить экскурсии, с небольшим, но чрезвычайно высококвалифицированнымштатом сотрудников, которые будут делать уникальную и высококачественную продукцию – какMaserati в мире четырех колес. Мы останемся компанией среднего размера, что гарантирует нашугибкость. Я думаю, что наша цель – быть итальянцами в каждом аспекте нашего бизнеса: в производстве, в дизайне, в работе с поставщиками. Зарубежом итальянцев знают как людей с уникальным характером и уникальным чувством стиля.И в возрождении Moto Morini мы остаемся итальянцами во всем, что мы делаем, – и гордимся этим.Перевод Александра ВОРОНЦОВАНовинка компании –Moto Morini Rebello 1200.Тарквиньо Провини на 250-кубовомMoto Morini был близок к титулучемпиона мира в начале 60-х годов.VТВИНЫСПОРТИВНОГОХАРАКТЕРАКОМПАНИЯВЫПУСКАЕТС 1973ГОДА.Конечно, это совершенно не соответствовало возможностямпредприятия, способного выпускать 15 000 аппаратов ежегодно. Увы, превосходные качества мотоциклов Morini таки остались главным секретомитальянской мотопромышленности, о котором и не подозревала широкая публика. Надеюсь, что новым владельцамудастся вывести марку из тени.moto.zr.ru октябрь 2012page_76072-076 moto morini.indd 769/14/12 2:44 PM