ОДИН ИЗ НАСОЛЕГ КАПКАЕВПутешественник,петербуржец, мотоциклист,военный летчик,кастомайзер, дизайнер,вождь Indian Motorcyclesв России, член Rolling AnarchyМСС… И путешественник.Человек с одной целью –«сделать этот мир лучше».‘‘ОЛЕГКАПКАЕВ:ПУТЕШЕСТВИЕНАЧИНАЕТСЯВ ГОЛОВЕинтервью Андрея «Котофея» КОЧЕТОВА, фото Евгения БОБРИКОВА124moto.zr.ru октябрь 2012page_124124-127 club kapkaev.indd 124’’9/13/12 2:59 PM Олег, каждая история имеет начало, как начиналась твоя?В середине 70-х, еще в начальной школе, родители взяли меняв дальний мотопробег из латвийского Даугавпилса (откуда я родом) в Брест. 1000 км я проехалв коляске «ИЖ Юпитер-2». Самудорогу не помню, но то чувствовосторга помню до сих пор. Думаю, это была знаковая поездка.В жизни много знаков, нужнолишь их увидеть и понять. Например, в средней школе недалекоот дома разбирали кузню. Вотпосреди всего этого мусора, каквидение, хромированный бакс надписью «Indian». Прошло30 лет, и теперь я продаю «Индианы» в России. Знак!С тех пор и понеслось?..Нет, был перерыв. Моей профессией стала Война. Я военный летчик, служил в Забайкалье, побывал в горячих точках. Из армииушел по собственному желанию.В начале 90-х был такой генералРыков, который сказал: «В войне,которая будет, мы не победим».Служить в армии, которая считает, что не победит, я не стал.Начиналось все как у всех:с «Уралов» в конце 90-х, игрыв мотоклубы и брутальных парней. После войны и спорта мотоцикл – отличный источник адреналина!И вот я попал в серьезную аварию, год пролежал в больнице.Это время круто изменило мойвзгляд на жизнь, многие вещирасставило по местам. Женаушла, «друзья» по бизнесу всеподелили без меня. Осталисьтолько парни из клуба. Такойспособ узнать, кто есть кто,правда, очень дорогой… С другойстороны, нет ничего дороже знания. Теперь я знаю!Я долго восстанавливался. Врачи сказали: «Какие мотоциклы?!В парк, на лавочку, голубей кормить!..» Я как представил в красках, что мне чуть больше 30, заспиной горячие точки, самолеты,парашюты, акваланги, мотоциклы, а я в парке голубей кормлю…Пришлось собраться. Врачи – молодцы – создали стимул.Как ты стал путешественником?Мужчина должен быть либо воином, либо охотником, либо путешественником. Войны, слава Богу, в прошлом, современнаяохота – это уже не испытание.Остались путешествия как последний способ самому себе чтото доказать, с кем-то померятьсячем-то реальным, а не размером«достоинства». Необходимо чтото делать, чтобы вылезать из статики жизни, уйти от рутины. Надороге жизнь другая. Когда выезжаешь из дома, ты как бы попадаешь в другое измерение, всев голове меняется. Путешествие –это как книга: отъехал от дома,и ты уже в другой жизни, в сюжете с приключениями, а каждыйдень – это новая страница с интересными ситуациями, встречами.То есть, путешествие – этоспособ самореализации?Не только самореализации, нои самомобилизации. В дальнемпоходе ты можешь положитьсятолько на себя. Я знаю, что мнес собой нужно 113 предметов;если поездка более месяца, то201. Все отработано годами.ПУТЕШЕСТВИЕ ЭТО ТОЖЕМАЛЕНЬКАЯ ВОЙНА.И ВЫ МОЖЕТЕНЕ ВЕРНУТЬСЯИЗ ПОХОДА… НОПО МНЕ, ЭТО ЛУЧШЕ,ЧЕМ ГОЛУБЕЙВ ПАРКЕ КОРМИТЬ!page_125124-127 club kapkaev.indd 1259/13/12 2:59 PM ОДИН ИЗ НАСОЛЕГ КАПКАЕВА еще перед каждой поездкой пишузавещание. Просто подхожу к вопросу практично, и это тоже степеньсамоорганизации – организоватьсвою жизнь до конца. Я не боюсьсмерти, я с ней уже встречался. Темне менее я жив. Значит, мое времяеще не пришло. Самурай долженбыть готов к смерти каждый день.Мы, сев на мотоцикл, знаем и принимаем то, что все может закончитьсяв любой день. Иначе бы не сели.С чего начинается путешествие?Путешествие начинается в голове.И главное тут – желание. Я частослышу: «Ты столько ездишь! Хорошо тебе! Ты, наверное, богатый человек». Зато я не меняю квартиры,дачи, машины. То, что зарабатываю,трачу на путешествия. Как сказалКонфуций: «У человека можно забрать все, кроме того, что он увидел и съел». Я предпочитаю приключения и впечатления литрамалкоголя «ол-инклюзив».Как ты выбираешь маршрут?Просто – еду туда, где еще не был.10 лет назад ездить было интереснее, все было в новинку. Тогда ужеза 100 км от города ты был инопланетянином.Сейчас интересно ехать туда, куда никто не ездил. Кроме поездкиты еще и что-то совершил, что-топреодолел. Моя давняя мечта –кругосветка.А что останавливает?..Боюсь, что не будет мечты, и придется кормить голубей (смеется).А в целом, сейчас многое доступно.Проще с визами, везде наши люди.Дело лишь в желании.Сейчас многие решаются на путешествия. Но обычно одного-двухим хватает. Они уже удовлетворилиамбиции, им достаточно. Видимо,неспроста дальнобойщиков, ктоездит постоянно, из года в год, нетак много. Сколько у нас в странереальных мотопутешественников,кто ездит далеко и постоянно, ктоживет этим? Пятьдесят? Сто?.. У наскосмонавтов больше!Может, это удел избранных,одиночек? Женщины, возможно,другого от мужчины ждут…А как ты покажешь женщине, чтоты настоящий мужик? Купил шубу или машину, повел в кабак…126Ну, круто, наверное. Раньше охотник мамонта не покупал, а добывална охоте, вступая в единоборство.Когда едешь на мотоцикле в январена Ямал, ты тоже вступаешь в единоборство – с природой, с погодой,с самим собой. Я считаю, что этогораздо больший предмет длягордости за своего парня, чем егонабитый кошелек (дай бог, чтобынабитый честно). Сейчас время такое, что мужики сами что-то делатьразучились. Поэтому и байкерыстоят особняком от всех.Ты говоришь о «нищих духом»?Именно. Деньги не определяют человека. Если ты сел на мотоцикл, то тычеловек, который может себе позволить (в первую очередь – внутренне)сесть на штуку, которая может тебяубить. Не по бедности, а выбираяэтот путь осознанно. И когда человек, у которого с точки зрения социума все есть – заводы-пароходы – может бросить все и рвануть в одиночкухоть за 1000 км, это уже вызываетуважение.Как подбирать команду?Каждое путешествие – это поход.А команда – дружина. Они здесь затем же, за чем и ты. Уже через парудней само собой решится, кто руководит маршрутом, кто отвечает заеду, кто за баб… Все по желаниюи способностям, потому что всесамодостаточные личности. Новыелюди зачастую стараются построить всех на свой лад, они уверены,что знают как лучше. Я не спорю.Через несколько дней все самовстает на свои места и начинаетсятак, как правильно.С одной стороны, рядом люди,в которых ты уверен, знаешь, чтоони не подведут, с другой стороны,каждый рассчитывает на себя. Проехав с человеком 2–3 тысячи километров, ты поймешь, поедешь литы с ним еще раз или нет. Я человеклояльный, мне не сложно подстраиваться. Но я готов (о чем всегдапредупреждаю) в любой моментотколоться. Не в критической ситуации, конечно. Во-первых, я взрослый самодостаточный человек.А во-вторых, если что-то не в кайф,то зачем насиловать себя?Какие основные качества необходимы мотопутешественнику?Внутренняя организация, внутреннее стремление, а главное – готов-ность принять то, что будет с тобойпроисходить в дороге. А дорогаполна сюрпризов, от приключенийдо «геморроев».Насколько мотопутешествияопасны?Мотоцикл сам по себе опасная штука. Если ты выезжаешь на дорогус мрачными мыслями, то с тобойчто-нибудь да произойдет. А чтокасаемо людей, то сначала задумайтесь: а кому вы нужны?В Европе или Америке мототуризм – уже давно привычное явление. В России – дело относительноновое. У меня отношение к поездкам по Родине двоякое. С однойстороны, это наши люди, законы,язык. Это наш дом. Каждый второйтебя приютит, накормит, напоит,обогреет. С другой – это бедная,разоренная, полудикая страна, набольшинстве территории которой«закон – тайга». Показательны примеры Алексея «Скутта» и японцаОнита Коити. Как-то под Пермью заехал на глухую заправку. Девочкакассир и двое мужиков сидят в углу,едят. Посмотрели на меня и говорят: «Народ-то у нас здесь не ездит…» Я напрягся. «Да ты не боись!Зачем ты нам нужен?» Значит,кто-то им все-таки нужен?.. Конечно, если захотят, и застрелят, и ножом пырнут. Никто от этого не застрахован. С другой стороны, застолько лет я понял главное – чтоты несешь, то и получишь. Еслиприходишь на понтах, как хозяинжизни: «Вот он я какой! Подавайтемне самого лучшего!», то и по голове недолго получить. А если вежливо и уважительно, как гость, тои отношение соответственноебудет.Очень важно в дороге терпение.Уметь терпеть погоду, поломки, отношение местных жителей. Когдакто-то без разрешения садится натвой мотоцикл или меряет шлем, то,скорее всего, делает это не по злобе, а по простоте душевной. Улыбайтесь и объясняйте, например,что садиться на чужого коня оченьплохая примета. На Востоке этоочень хорошо работает. К тому жена Востоке практически не воруют –это менталитет, основанный на религии.Что же ты посоветуешь?По России (как и в экзотическиестраны) лучше отправляться неодному. Кто решится напасть нанескольких здоровых мужиков?..Нужно следить за окружающим.Если чувствуешь, что ситуациянапряженная, стоит тихо отвалить.Или задать вопрос типа «подскажите, как проехать?..», и немотивированная агрессия на чужакапереключится на помощь. Это психология. Сколько бы я ни обращался за помощью, мне еще ни разу неотказали! А потом есть места, типамотелей, облюбованных дальнобойщиками, где обычно всегда всеспокойно. К тому же они, как правило, уважительно относятся к нашему брату.Иметь хотя бы пару телефоновразных операторов. Договоритьсяс друзьями о контрольном временисозвона. Нужно экипироватьсяи брать с собой вещи, чтобы бытьмаксимально автономным. На ночлег останавливаться либо в прове-moto.zr.ru октябрь 2012page_126124-127 club kapkaev.indd 1269/13/12 2:59 PM ренных, или хотя бы людных (те жедальнобои) местах, а если это глухомань, то подальше от жилья и отдороги, следя, чтобы тебя никто невидел. Если не сможешь съехатьс мотоциклом, лучше сам уйди подальше, а его оставь на дороге –это всего лишь железо, твоя жизньи здоровье ценнее. Не возить с собой крупных наличных денег. Пользуйтесь картами – банкоматы естьпочти везде. Лучше двумя-тремяразных банков. И не держите всев одном кармане! Прячьте по разным местам экипа и мотоцикла.Кстати, о экипировке. Не старайтесь одеться ярко – не привлекайтек себе лишнее внимание. Не используйте стиль «милитари» – он можетвызвать подсознательные ассоциации и агрессию.Не оставляйте на мотоцикле навигаторы, шлемы и другие красивыевещи. Вы вводите людей в соблазнесли не украсть, то пощупать, померить. А потом вам придется эту проблему решать и, скорее всего, агрессивно.Может, стоит брать с собойсредства самообороны?Я никогда ничего не вожу. Если захотят тебя обидеть – обидят. Ты длявсех открыт. За все те километры,что я проехал, опасных ситуаций,когда приходилось кого-то прикладывать и сваливать, у меня быловсего несколько. Это было в России.И помните: дело не только в людях,но и в нас самих. Мы не умеем правильно реагировать на поведениеместных. На 80% в проблемах мывиноваты сами. На 20% это внешние обстоятельства, когда от васничего не зависит. Так вышлос Ираком.Ты считаешь, что ситуацияс Ираком – это случайность?Это чистая случайность. Мы просто «попали под раздачу» местныхГБ-шников. Это что-то вроде полицейской ориентировки, где указанмотоцикл твоей марки и шлем твоего цвета, да еще во время международного саммита. Оказаться нев том месте не в то время можнов любой стране. Вопрос, что в третьих странах последствия могутбыть более серьезные.Какие места более безопасные,какие менее?Самая безопасная, пожалуй, Европа, особенно Западная. Главное,ПДД не нарушай, и никому ты не нужен! Правда, в больших городахесть районы, в основном эмигрантские, куда лучше не заезжать. Даи то – если ты один и решил там затусить в кабаке или остаться ночевать. Для нас, европейцев, «стремные» почти все страны третьегомира. Во-первых, мы не умеем себявести, во-вторых, там очень сложный менталитет. Но хоть в Африке,хоть в арабских странах, очень доброжелательно относятся к человекуна дороге. Ты – гость, а это оченьзначимый фактор во многих культурах. Я много раз был на Кавказе,и проблем у меня не было. Ты –гость. И я даже не знаю, что нужно сделать, чтобы с тобой что-топроизошло.Но куда бы ты ни ехал, озадачьсяизучить законы и обычаи. ПотомуПОД ТЮМЕНЬЮРАЗГОВОРИЛСЯС ДАЛЬНОБОЙЩИКАМИ.РАССКАЗЫВАЮ,ЧТО ИЗ МОНГОЛИИВОЗВРАЩАЮСЬ. ОДИНПОЧЕСАЛ В ЗАТЫЛКЕ:А Я ДУМАЛ, ЧТО ЭТОЯ ДАЛЬНОБОЙЩИК…что, если ты придешь в трусах туда,где все ходят в парандже… В общем, «не лезьсо своим уставом в чужоймонастырь». Но опасней нашейстраны все равно нет – это моетвердое убеждение.Кто обычно доставляет большепроблем – местное население иливласти?По-разному. В некоторых странахесть предвзятое отношение к мотоциклистам. А где-то представительвласти – это тот же местный, только с автоматом. Если ты приехал издалека на дорогом мотоцикле, тологично, что у тебя есть деньги.А у власти есть масса более-менеезаконных способов за счет тебяпоживиться. Тут формула та же –вежливость, спокойствие, умениеждать. Не держите его запанибрата,не шутите, особенно если плохознаете язык. Не рассказывайте, какой вы крутой, сколько у вас денеги какой дорогой у вас мотоцикл.Я обычно говорю, что я механик,мотоцикл не мой, старый, едет плохо, стоит дешево. Потому что реальная цена может быть равнаполовине бюджета его страны.А отсюда возникает соблазн. Нопредставитель власти все же предпочтительнее. Что он может тебесделать? Выписать штраф, отобратьправа… Максимум выдворить изстраны. Не убьет же!Я езжу с нашивками «Россия»,с национальным флагом. Заметил,что гордость своей страной вызывает уважение, даже если политически отношения натянутые. К то-му жев странахтретьегомира недолюбливают американцев, а белые ассоциируются именно с ними. И нагляднаядемонстрация себя как россиянинадает более позитивное отношение.Безопасность на дороге – это целая наука, и рассказать о ней кратконевозможно.Но ты бы смог сформулироватьосновные принципы?Не суй свой нос куда не надо, чтиместные обычаи, будь терпелив,вежлив и корректен со всеми. Всегда! Даже если тебя пытаются спровоцировать – не ведись! А от случайности в дороге не застрахованникто. Кроме тех, кто на нее не выезжает…Что ты вынес из своих поездок,кроме впечатлений?У всех разные ценности. То, чтоважно здесь, где-то там не стоитничего. В поездках часто приходятмысли, что мы живем как-то неправильно. Большой город формируетнастороженное отношение к людям, будто всегда ждешь от нихподвоха. А когда приезжаешь оттуда, то начинаешь относиться к людям по-другому – добрее, проще.Моя любимая поговорка: «людиразные». Разная жизнь, разнаякультура, разный темперамент.И всех надо воспринимать такими,какие они есть. И не надо учить ихжить, надо уметь понимать и принимать.октябрь 2012 moto.zr.ru127page_127124-127 club kapkaev.indd 1279/13/12 3:00 PM