78
79
80
81
БРЕНДПОСЕЩЕНИЕ ЗАВОДА SUOMYЕсли бы я не был уверен, что приехал по адресу, в жизни бы не догадалсяо предназначении скромного здания, напоминающего ангар и стоящегопрямо посреди распаханных полей. Аккуратное и невысокое, окруженноепо периметру оградой из сетки Рабица. Казалось бы, ничто не выдаетв нем промышленный объект. Однако именно здесь делают одни из самыхзнаменитых в мире шлемов – Suomy.ДЕЛОСЕМЬИВпрочем, удивляет даже не отсутствие высоченного бетонного забора, за которым у нас по древней традиции прячут от любопытных глазсородичей все более-менее ценное,а какая-то нереальная чистота вокруг. Так или иначе, процесс изготовления шлема экологически чистымна все 100% не назовешь. А заводне окружает постапокалиптичныйпейзаж в виде многокилометровойзоны отчуждения с разбросаннымстроительным и бытовым мусором,остовами брошенной техники и иными свидетельствами присутствия«австралопитека». Нечто во всемэтом видится чуждое глазу «эксстроителя коммунизма». Фантастика? Скорее, настоящее хозяйскоеотношение к собственности. Она жесвоя, родная!Основатель компании SuomyУмберто Монти немолод и создаетвпечатление человека непростого,но в то же время имеющего трезвыйвзгляд на сегодняшнее положениедел и дающего адекватную оценкуситуации. Даже в том, что касаетсяперспективных партнеров: «Таксколько вы продаете мотоциклов?текст Романа АБАЛАКИНА, фото автора78moto.zr.ru ноябрь 2012078-081 brend suomy.indd 7810/11/12 11:25 PM Подавляющее большинство работна заводе Suomy делается вручную.Автоматизирован лишь процессвырезания окна под визор и отверстийвентиляционных каналов в «скорлупе»будущего шлема (верхнее правое фото).Кстати, способ нанесения графикинесложен: подготовленная и заранееокрашенная поверхность шлемаобильно смачивается, чтобы клей нааппликации не схватился сразу, а затемвлага из-под нее выгоняется резиновымскребком.Так мало?! А как же вы планируете реализовать ту внушительнуюпартию, что у меня запросили?»Но, как настоящий хозяин, он радушно встречает гостей и с чувством гордости демонстрируетсвои владения.Это сейчас Suomy удовлетворяет спрос на шлемы в 62 странах, куда они официально поставляются.А начиналось все в 1997 году с помещения, ранее принадлежавшегодругой не менее известной компании – AGV. С тех пор процесс создания защитного головного убора изменился несильно – практическився работа по-прежнему делаетсявручную. Единственная автоматизированная операция – гидроабразивная резка облоя снизу, а такжеосновных отверстий под визор ивентиляционных каналов в «скорлупе» будущего шлема. Все-такистанок делает это точнее и, главное, быстрее.В общих чертах производствовыглядит так.Начинается все с нарезки листов стекловолокна или композитного материала. Причем ихразмер, материал, количествои способ укладки в специальнуюматрицу, повторяющую формушлема, четко определены и зависят зачастую не только от модели конкретного изделия, нои от омологационных требованийразличных рынков. Для Suomyэто означает, что все шлемы, экспортируемые в Северную Америку и сертифицированные по стандарту DOT, имеют на макушке дополнительный усиливающий слойстекловолокна, отчего они тяжелее своих аналогов для Европы(ECE) примерно на 50–100 г.Затем выложенные в пресс-форме куски пропитывают связующейсмолой, а гибкая оболочка поддавлением обжимает материал наоправке. Несколько минут – и заготовка для «скорлупы» на руках.Именно ее помещают в недра упомянутого выше гидроабразивногостанка. Но перед тем, как отсечьвсе лишнее, каждую оболочкуполуфабрикат проверяют и взвешивают в строгом порядке, чтобыее масса вписывалась в определенные рамки.Вообще, итальянцы очень гордятся контролем качества. Здесьнет знаменитой тойотовской TPS,Toyota Production System, со всемиее атрибутами: джидоку, канбан,генти генбуцу и андон, которымнужно тормозить конвейер приошибках. Ведьпривычногоконвейерас непременнойлентой тоже нет. Новсе без исключенияшлемы в течениепроизвод-ственного цикла проходят пять обязательных ступеней проверки – накаждом этапе сборки.Однако чтобы добраться досклада готовой продукции, вырезанной «скорлупе» сперва предстоит попасть к шлифовщику, который выровняет поверхностьи уберет заусенцы, а затем переместиться на грунтовку, покраскуи нанесение графики с финальным покрытием прозрачным лаком.Следующая стадия наступает сразу по завершении многочасовыхпроцедур в сушильнойкамере. Здоровенныйстеллаж с раз-ДО ОСНОВАНИЯSUOMY УМБЕРТОМОНТИ ВОЗГЛАВЛЯЛДЕПАРТАМЕНТМАРКЕТИНГАЕВРОПЕЙСКОГОФИЛИАЛА YAMAHAMOTOR.ноябрь 2012 moto.zr.ru078-081 brend suomy.indd 797910/11/12 11:25 PM БРЕНДПОСЕЩЕНИЕ ЗАВОДА SUOMYРОСТПОПУЛЯРНОСТИКРОССА ПРИВЕЛК ТОМУ, ЧТОСЕГОДНЯ SUOMYСПОНСИРУЕТВ MX1 И MX2ЛЬВИНУЮ ДОЛЮПРОРАЙДЕРОВKAWASAKI.вешенными на немразноцветнымиоболочками переезжает в соседний цех, гдерабочие приклепывают к ним ремешки застежек, надевают резиновый кант и укладывают внутрьударопоглощающий наполни-80тель. И уже на финише шлем обретает механизм визора, чтобыпосле окончательной проверкилечь в коробку с наклейкойQuality Control Check («контролькачества пройден»).Но собрать воедино детали, когда знаешь как, – дело нехитрое.Гораздо важнее придумать, вложить в будущее изделие заранеезапрограммированные качества,провести серию испытаний, убедиться в его полной безопасности,получить сертификат соответствия,а затем запустить полноценныйпродукт на конвейер и вывестиего в открытую продажу. Поэтомуна Suomy есть свой конструкторский отдел, который возглавляетбрат основателя компании – Маурицио Монти. Но, как и сам завод, отдел R&D не выглядит лабораторией будущего изфантастичес-ких фильмов: пара верстаков, несколько испытательных стендов,образцы «оболочек» перспективных моделей и… отдельные, особоинтересные изделия конкурентов.Само собой, за соседями по рынкуследят тщательно. И не только заизвестными марками, но и за новичками – как, например, активнопродвигаемая британским производителем мотоаксессуаров Oxfordсобственная марка шлемов Boxс клеймом Made in China, замеченная на одном из столов.Пользуясь случаем, интересуюсь:«Нет ли соблазна вслед за остальными марками перевести производственные мощности в Китай?»Но у Умберто Монти своя позиция: «Пока нет. Даже несмотря нато, что сегодня рынок переживаетглубокий кризис интереса к спортбайкам (нам пришлось резко сократить инвестициив чемпионаты MotoGP и WorldSuperbike), что привело к снятиюс производства топ-модели Excel.На данный момент Suomy – единственный европейский производитель шлемов с заводом тольков ЕС, а конкретно – в Италии».С другой стороны, именно этообстоятельство мешает Suomyсвести к минимуму расходы. Так,труд итальянских рабочих оценивается не менее 70 евро в час, тогдакак в Китае трудозатраты не превышают семи! Да и в целом себестоимость «желтой» сборки меньшеитальянской в десять раз. БесспорЕсли тяжелую работу, связанную сошлифовкой, резкой и покраской, на Suomyделают в подавляющем большинствемужчины, то сборка и нанесение графикипереданы в руки женщин. По словамбратьев Монти, с кропотливой работойпрекрасный пол справляется лучше сильнойполовины человечества.moto.zr.ru ноябрь 2012078-081 brend suomy.indd 8010/11/12 11:25 PM но, при таких условиях тягатьсяс дешевыми китайскими изделиями,заполонившими мировые рынки,итальянцам не по силам. Поэтомув первоочередных планах – отказаться от литого пластика в конструкции шлемов и полностью перейти на карбон и кевлар. То естьсконцентрироваться на выпускевысокотехнологичных, красивыхи дорогих шлемов.«В последнее время мы сфокусировались на нетрадиционномдля себя сегменте и активно работаем над шестью новыми моделями для мотокросса, эндуро, дорожных мотоциклов и скутеров,которые увидят свет в ближайшиепару лет, – раскрывает карты синьор Монти. – Потребители заинтересованы в новых продуктах,которые бы гармонировали с ихсовременными байками и были быкомфортнее по сравнению с чисто078-081 brend suomy.indd 81Маурицио Монти демонстрируетразличие шлемов, сертифицированныхпо стандартам DOT и ECE:«скорлупа» тех, что предназначеныдля североамериканского рынка,дополнительно усилена слоемстеклоткани на макушке. К слову, егоотлично видно на верхнем фото.спортивными изделиями. К сожалению, комфорт плохо сочетаетсяс требованиями безопасности, ноего хочет клиент. Поэтому мы сохраняем в нашей линейке чисто гоночную модель Vandal, но добавими шлемы для пилотов, например,Ducati Diavel или Monster».Что имел в виду глава компанииSuomy, понять можно по первымвестникам нового стратегического плана – сверхлегкому кроссовому шлему Mr Jump и новейшемумодуляру 3LOGY. А остальное увидим, скорее всего, на кельнскойIntermot и миланской EICMA.10/11/12 11:40 PM