86
87
88
89
90
91
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВKAWASAKI ZПервый мотоцикл Kawasaki появился в 1962 году. Всего за 10 лет маркауспела надежно закрепиться на мировых рынках, выиграть чемпионат мираи завоевать репутацию производителя необычных, но динамичных аппаратов.В общем, успела, начав свой путь от А,дойти до Zтекст Александра ВОРОНЦОВА, фото из архива редакцииДвигатель Kawasaki Z1:четыре цилиндра и два верхнихраспредвала в начале 70-хеще не стали общепринятойпрактикой.Впрочем, ничего удивительногов таком взлете нет – ведь эти машины выпускает огромный промышленный концерн. Его авиационное отделение, которому послепоражения Японии во Второй мировой войне дорога в небо была86закрыта, освоило производствомотоциклетных силовых агрегатов, а потом и комплектных аппаратов – поначалу под маркой Meihatsu.В середине 60-х годов амбицииинженеров Kawasaki возросли на-столько, что они решили создатьсамый мощный и быстроходныйв мире мотоцикл. Поскольку лучшие большие аппараты той поры – британские – ограничивались рабочим объемом 750 см³,то и японцы выбрали эту кубату-ру. А вот мотор решили сделатьчетырехцилиндровым – в ту порутакой конфигурации не придерживался никто, кроме итальянцаАгусты с его чрезвычайно дорогими MV Agusta 600 да немцаМюнха, в полукустарных условиях ставившего в свои шасси автомобильные моторы NSU.Работа над проектом под кодовым обозначением NYS (New YorkSteak – виден прицел на главнуюаудиторию!) шла полным ходом,когда в октябре 1968 года на мотосалоне в Токио дебютировалаHonda CB750. Специалисты Kawasaki были в шоке – новинка соперника номер один в точностиповторяла их задумки: четыре цилиндра, 750 см³, дуплексная рама, передний дисковый тормоз.В качестве быстрого ответа навызов Honda была подготовлена750-кубовая модификация трехцилиндрового «двухтактника»,а проект NYS отправили на доработку.Эта работа заняла еще несколько лет, и лишь в 1972 году новыйKawasaki увидел свет: в июнепрошла его презентация для избранных представителей мировойпрессы, а в сентябре в Кельне навыставке IFMA – официальныйпоказ широкой публике. Мотоциклу присвоили индекс Z1: дескать,первый и последний, умри – лучше не сделаешь. Рабочий объемдвигателя конструкторы увеличили до 903 см³, что и обеспечилототальное превосходство надHonda CB750: 82 л.с. против 67moto.zr.ru ноябрь 2012086-091 motor kawasaki.indd 8610/11/12 11:18 PM МОТОЦИКЛЫ, ВО ВСЕМ МИРЕИЗВЕСТНЫЕ КАК KAWASAKI Z,В США ПРОДАВАЛИСЬПОД ИНДЕКСОМ KZ.Kawasaki Z1 в свое время был самым мощными скоростным серийным мотоциклом.и 210 км/ч против 200 у соперника (правда, независимые тестыпоказали, что японцы в своих заявках были слишком оптимистичны – но и Honda грешила тем же).Здесь, конечно, возникает соблазн проверить, насколько конструкторы Kawasaki вдохновлялисьрецептами от Honda. На первыйвзгляд оба двигателя очень похожи: четыре цилиндра, отлитыхиз легкого сплава и снабженныхчугунными гильзами, расположены в ряд поперек рамы, горизонтальный разъем картера, четыре карбюратора, два клапанана цилиндр, привод распределительного механизма – цепью, расположенной в туннеле в серединеблока цилиндров. Но в деталях –ничего похожего. У Honda CB750один верхний распредвал, у Kawasaki Z1 – два. Инженеры Hondaприменили цельный коленвал ав-томобильного типа, с разъемными нижними головками шатунови подшипниками скольжения.У Kawasaki – составной коленвал,шатуны с цельными нижними головками, коренные шарикоподшипники, игольчатые подшипникишатунов. У Honda система смазки – с сухим картером, у Kawasaki – с маслом в картере. Моторная передача Honda – цепью,Kawasaki – шестернями. Крометого, конструкторы Kawasaki, которые, несомненно, разбирализакупленные экземпляры HondaCB750, постарались облегчитьработу механиков. Так, если наCB750 даже для снятия головкицилиндров приходилось выниматьсиловой агрегат из рамы, то на Z1эта процедура требовалась лишьв том случае, если нужно было«колоть» картер для замены коленвала или валов коробки пере-Гену и Годье,выиграв в 1975 годуCoupe d’Endurance,развернулимелкосерийноепроизводство репликисвоей чемпионскоймашины.ноябрь 2012 moto.zr.ru086-091 motor kawasaki.indd 878710/11/12 11:18 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВKAWASAKI ZПолицейская версияKawasaki Z1000выпускалась 30 лет!дач. Все четыре карбюраторапосадили на единую легко отсо е диняемую от блока цилиндроврампу. Правда, если возникалипроблемы в кривошипно-шатунной группе, ее приходилось менять целиком – ведь коленвалВ стиле каферэйсер – Kawasaki Z1-R.собирался запрессовкой.В остальном конструкцияKawasaki Z1 соответствовала«джентльменскому кодексу»той поры: пятиступенчатаякоробка передач, стальная дуплексная рама, простая передняяПервыйкастом японскоймарки – KawasakiKZ900LTD.Kawasaki Z900 чутьпотерял в динамике,но стал покладистее.88телескопическая вилка, задняямаятниковая подвеска с двумяамортизаторами (все регулировки – лишь поджатия пружин),спицованные колеса (19 дюймовспереди и 18 сзади), дисковыйтормоз спереди и барабанныйсзади. Единственной необычной«фишкой» была система смазкицепи главной передачи, с отдельным насосом и маслобаком (черездва года, после перехода на цепьO-Ring, эту систему упразднили).Публика приняла новинку восторженно. Ее покоряли и технические данные машины, и великолепный дизайн, и вполне приемлемаяцена (другой 900-кубовый мотоцикл на рынке, BMW R90S, стоилчуть ли не вдвое больше). К тому же, по сравнению с HondaCB750, новичок был не толькомощнее, но и лучше управлялся.Поначалу компания собираласьвыпускать тысячу таких мотоциклов в месяц – но спрос был таков,что вскоре объем производствавзметнулся до пяти тысяч!Конечно, такой хороший моторпросто не могли не задействовать в спорте. «Неправильный»рабочий объем не давал возможности участвовать в классическихгонках, зато в многочасовых состязаниях на выносливость, гдене было досадного 750-кубовогоограничения, Kawasaki выступалиблестяще. В 1975 году ФИМ учредила кубковую серию Couped’Endurance, и его в первый жеKawasaki Z10001977 года.moto.zr.ru ноябрь 2012086-091 motor kawasaki.indd 8810/11/12 11:18 PM год выиграли французы Генуи Годье на мотоцикле с двигателем Z1 и шасси собственнойконструкции.Блистал этот мотор и еще в одной «безграничной» дисциплине – скоростных заездах. В 1978году американец Дон Веско построил сигарообразный аппаратс двумя двигателями KawasakiZ1, пришпоренными за счет наддува, и установил абсолютный рекорд скорости для мотоциклов –509,757 км/ч.Оценили Kawasaki Z1 еще однилюбители скорости, правда, спе-цифические – полицейские. В начале 1973 года компания выпустила модификацию Z1P с большимобтекателем, сиреной, сигнальными огнями и креплениями длярации. Даже в США – особеннона Западном побережье – копыохотно приняли эти машины навооружение. Они даже стализвездами телеэкрана – благодаря популярному сериалу «CHiPs»(California Highway Patrol).Для рынка Японии (и некоторыхдругих стран, законодательствокоторых не благоволило машинамбольшого рабочего объема) в ян-Kawasaki Z1-RTC – первый в миресерийный мотоциклс турбонаддувом.ЭТИ МАШИНЫЗАСЛУЖИЛИ ПРОЗВИЩАBIKE OF THE BIKESИ KING OF THE ROAD.рекламаМодификация для туристов – оборудованныйкарданным валом Kawasaki Z1000ST.086-091 motor kawasaki.indd 8910/11/12 11:18 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВKAWASAKI ZТЕХНИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ МОТОЦИКЛОВ KAWASAKI ZГодывыпускаМодельРабочийобъем, см³Размерность,ммМакс.мощность,л.с./об/минСухаямасса,кгБаза,ммМакс.скорость,км/чZ11972-197590366×6682/85002301490210Z9001975-197790366×6681/85002401490210210Z900LTD1975-197790366×6681/85002461490Z10001976-1980101570×6683/80002401505220Z1000LTD1976-1980101570×6683/80002501535210Z1-R1977-1979101570×6690/80002461505230Z1000ST1978-1984101570×6694/80002551535215Z10001980-1984101570×6696/80002401490215Z1000LTD1980-1984101570×6695/85002501535210Z1100GP1980-1983108972,5×66108/85002381540220Z1000R1982-198499869,4×66107/85002291525225GPz11001983-1985108972,5×66120/82502441565240варе 1973 года начали производство 750-кубовой модификацииZ2. По большому счету, она не отличалась от старшего брата ничем,кроме размерности (64х58 ммвместо 66х66).Хотя Kawasaki Z1 и получилкличку King of the Road («Корольдороги»), он, конечно, был далекот идеала. Любители гонять жаловались, что машину колбасило навысоких скоростях, спокойные водители – на недостаток тяги намалых оборотах. В проведеннойв 1975 году модернизации специалисты концерна постарались угодить и тем, и другим. Раму сталиделать из труб с увеличенной толщиной стенок, впереди поставилидвухдисковый тормоз. Заменивкарбюраторы с диаметром диффузора 28 мм на 26-миллиметровые и увеличив массу коленвала,мотористы улучшили тягу внизу,хотя и за счет крохотного (с 82до 81 л.с.) падения максимальноймощности. Основательной ревизииФинальный аккорд –Kawasaki GPz1100.90подверглась вся электрика. Такаямодернизированная машина получила новый индекс – Z900 вместоZ1 (в США – KZ900).Кстати, Kawasaki KZ900 – мотоцикл американский по месту нетолько продажи, но и изготовления. В 1975 году заработалзавод в городе Линкольн, штатНебраска – первое японскоепредприятие в США. На нем и начали сборку модернизированного«Кинга» – хотя и двигатель, и всеосновные компоненты приходилииз Японии.В стремлении потрафить вкусам основного заказчика к сезону1976 года специалисты Kawasakiподготовили версию в американском стиле – KZ900LTD. Высокийруль, седло со ступенькой, обилие хрома, задняя шина диаметром 16 дюймов – это был первыйзаводской кастом японского производства!Очередную модернизациюяпонцы провели к сезону 1977 го-да. Новинка получила двигательувеличенного рабочего объема(1015 см³, 83 л.с.) и выпускаласьв двух модификациях: классической Z1000 и американизированной Z1000LTD. Базовая модельполучила два решения, уже опробованные на KZ900LTD: дисковыйтормоз заднего колеса и выпускную систему конфигурации 4-в-2(вместо прежней 4-в-4). А ещечерез год семейство дополнилатретья машина, выполненнаяв стиле кафе-рэйсер KawasakiZ1-R, с форсированным до 90 л.с.двигателем, литыми колесамии полуобтекателем. КомпанияAmerican Turbo Cycle переделывала эти машины, оснащая их турбокомпрессором; в зависимостиот давления наддува такие моторы выдавали от 105 до 145 л.с.Интересно, что эти переделкибыли вполне «официальными» –они выпускались под патронажемамериканского отделения концерна, и на них сохранялась заводская гарантия. В 1978–1979 годахбыло выпущено около 400 аппаратов Z1-R TC, которые, такимобразом, стали первыми в миресерийными мотоциклами с турбонаддувом.Великолепный спрос на 1000кубовую серию провоцировалконструкторов создавать все новые и новые модификации – чтобы никто не ушел из магазинаобиженным. Поскольку многиеиспользовали эти большие машины для дальнобоя, специально для мотопутешественниковв 1978 году сделали модификацию Z1000ST с приводом заднегоколеса валом. В 1980 году дебютировал Kawasaki Z1100GP – егодвигатель благодаря увеличениюрабочего объема до 1089 см³и установке системы впрыска топлива выдавал 108 л.с.moto.zr.ru ноябрь 2012086-091 motor kawasaki.indd 9010/11/12 11:19 PM Kawasaki Z1100GP – первыйсерийный мотоцикл с электроннойсистемой впрыска топлива.Kawasaki Z1000R Eddie LawsonReplica – машина по мотивамсупербайковского снаряда.1000-кубовые Kawasaki великолепно выступали и в американскихгонках Superbike – в 1981 и 1982годах Эдди Лоусон выиграл эту серию. В честь такого достиженияв 1982 году компания выпустиламотоцикл KZ1000R Eddie LawsonReplica, повторяющий чемпионский байк внешне, а кое в чем –и технически. Так, несмотря науменьшенный до 998 см³ рабочий объем, благодаря установкекарбюраторов с 34-миллиметровой «дырой» двигатель выдавал107 л.с., а задние амортизаторырюкзачного типа щеголяли регулировками гидравлики.Вершиной развития серии сталдебютировавший в конце 1983 года Kawasaki GPz1100. Впрысковыйдвигатель развивал 120 л.с., катапультируя аппарат с места до 100км/ч за 3,2 с. В новой ходовойчасти – задняя подвеска Uni-Trackс моноамортизатором и прогрессивной характеристикой. Полностью изменился и дизайн машины:на смену прежнему прямоугольному пришел «текучий» стиль.Но в арсенале главных соперников – Honda, Suzuki и Yamaha – были более совершенные мотоциклы с 16-клапанными«четверками». На что у Kawasakiуже был готов ответ: к сезону1984 года концерн подготовилреволюционный GPZ900R со115-сильным двигателем жидкостного охлаждения. Вскоремашины нового поколения полностью вытеснили старые «воздуш-МОТОЦИКЛЫ KAWASAKI ПЕРВОЙ СЕРИИ ZПРОДЕРЖАЛИСЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ БОЛЕЕ 30 ЛЕТ!БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЭТИХ АППАРАТОВ БЫЛАСОБРАНА НА ЗАВОДЕ В США.ники», лишь производство полицейского KZ1000P продолжалосьаж до 2005 года.Серия Z ушла в прошлое, ноне была забыта. С 1989 по 2007годы концерн выпускал ретробайк Zephyr, дизайн которого явно перекликался с бестселлером70-х. А в 2002 году дебютировалоновое семейство Z, продолжающеетрадиции былого Z – не столькостилистически и технически,сколько идеологически.ноябрь 2012 moto.zr.ru086-091 motor kawasaki.indd 919110/11/12 11:19 PM