92
93
94
МАСТЕРСКАЯТРЕБОВАНИЯ К СВЕТОТЕХНИКЕМОТОЦИКЛОВ КАТЕГОРИИ L3 СОДЕРЖАТСЯВ ПРАВИЛАХ ЕЭК ООН № 5301. РОССИЯНЫНЧЕ РАВНЯЕТСЯ НА ЕВРОПУ.ВРОПВРОПУ.У.ГОРИГОРИЯСНОФАКТИЧЕСКИ НА ВЫПУСКАЕМЫЕ МОДЕЛИ МОТОЦИКЛОВРАЗРЕШЕНО УСТАНАВЛИВАТЬ ТОЛЬКО ПРОТИВОТУМАННЫЕФАРЫ. ЗАТО НА СНЯТЫЕ С ПРОИЗВОДСТВА ИЛИПЕРЕДВИГАЮЩИЕСЯ ВНЕ ДОРОГ  ЛЮБЫЕ.СТАВИМСВЕ Ттекст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Николая САЗОНОВАС тех пор, как свет фар у нас в любое время суток стал обязательнымдля всех участников дорожного движения, мотоциклисты перестали выделятьсяв потоке машин (кстати, это стало одной из причин, почему, скажем, во Францииподобный закон не прошел). Так что хороший свет на мотоцикле нужен не толькодля того, чтобы видеть самому, но и чтобы видели тебя.Еще несколько лет назад все варианты апгрейда света сводилиськ подбору лампочек и установке дополнительных приборов освещенияна основе все тех же галогенок –ярких, но горячих и «прожорливых». Сегодня появились новые, более эффективные источники света,которыми уже штатно оснащают дорожную технику – ксенон и светодиодные сборки. Одновременно появились и законы, запрещающиеэти новые источники света устанавливать самостоятельно. Почему?Для начала поговорим о ксеноновых фарах. Их основа – высоковольтная газоразрядная лампас блоком розжига (дросселем).В ней светится газ в колбочке, а ненить накаливания. Отсюда первоеследствие: если ксеноновую лампуустановить вместо обычной, границы пучка фары расплывутся исместятся – ведь его фокусировка92рассчитана на нить как источниксвета, а не на шарик! Вторая причина запрета «колхозного» ксенона – яркость газоразрядных ламп.Поэтому свет не должен задираться вверх, для чего фару или подвески снабжают системой автоматической регулировки уровня.Третье – цветовая температураисточника. Чем она выше, тем онсинее, чем ниже, тем желтее свет.Синеватый свет лучше заметенвстречным водителям, но он больше ослепляет и в нем хуже читается дорога. Желтоватый – щадитглаза и позволяет различать больше деталей – но излишняя информативность может также утомлять.Поэтому большинство производителей предпочитают золотую середину – нейтральный белый светс температурой 4500К (хотя формально весь перечисленный свет –белый).Но зачем же говорить об этом,если установка ксенона – вне закона? Не совсем так. На снятые с производства модели, коих у нас немало, можно устанавливать световыеприборы от других моделей ТС –в том числе и ксенон. Свободны отограничений и аппараты, не выезжающие на дороги общего пользования. Можно также оборудоватьмотоцикл или ATV противотуманками – в полном соответствии с ПДД.В любом случае стоит знать нюансы, поскольку удовольствие это недешевое, да и желающих поживиться за чужой счет и простохалтурщиков – немало.Цена ксенона пропорциональна мировойизвестности бренда.Так, комплекты8moto.zr.ru ноябрьсентябрь20122012092-095 rem master.indd 9210/12/12 10:07 AM ПРИ НАСТРОЙКЕ??КАРБЮРАТОРАПЕРВЫЕ ДВЕ ЛУЧШЕЦИФРЫСДЕЛАТЬ СМЕСЬ ЧУТЬ БОГАЧЕ,НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕНЕОБОЗНАЧАЮТБЕДНЕЕ. ИНАЧЕ МОГУТ ПРОГОРЕТЬ ПОРШНИ.В ОВАЛЕКОСВЕННО БЕДНУЮСМЕСЬМОЖНО ОЦЕНИТЬПО НАГРЕВУ ВЫПУСКНОЙ ТРУБЫ:НЕДЕЛЮ,ПОСЛЕДНИЕЕЕ КРАСНОЕ СВЕЧЕНИЕНА ХОЛОСТЫХГОД ВЫПУСКАШИНЫ ??ПЛОХОЙ ПРИЗНАК.‣ ПРАКТИКУМ с.66, ‣МОЗГОДРОММАСТЕРСКАЯс.69с.92, КОНКУРСЫ, КОНКУРС с.95с.6931–2. Разъемыксеноновыхламп разныхпроизводителеймогут различаться.Есть переходники,но в продаже онивстречаются редко.13–4. Отказавшаялампа с потемневшейколбой (слева) и новая.5. На блокев цокольной частилампы указанамощность (обычно35 Вт) и зашифрованаее цветоваятемпература.26. Потемневшийрефлектор из-загрязной лампы. Передустановкой лампурекомендуется«прожечь», простовключив ее на минутудругую.47. Ксеноновая лампаH4 со шторкойпереключения«ближний-дальний».8. Форма вырезав шторке бываетразной. Слева –китайский «ноунейм»,справа – более дорогаяфирменная лампа.5моноксенона (для двух фар) от IPF,PIAA или CATZ обойдутся от 17 тыс.руб. (биксенон – около 30 тысяч), изкоторых около 7 тыс. стоят лампы.Понятно, что у нас куда большейпопулярностью пользуется китайский «ноунейм» за 2–3 тысячи (лампы – по 250–500 руб.). Но служат«китайцы» куда меньше (лампа –в среднем около года, в отличие отфирменных, работающих по 3 годаи более). Неплохая альтернатива посоотношению «цена – качество» –продукция российской фирмы MTF,которую производят в Корее (наборв среднем обходится в 5000 руб.).Стандартов ксеноновых лампочень много (как и галогенок) – H4,H7, H3, Hb3, H1 и так далее, разработаны и специальные – D2R (длярефлекторной оптики) и D2S(для линзованной оптики). Ониразличаются не только посадочными местами, но и фокусным рас-7стоянием источника (желательнопри покупке сравнить лампы). Нопроблема еще и в том, что у разныхпроизводителей – разные разъемыдля ламп. Поэтому нужные лампыстоит возить с собой: ксенон не купишь в захолустье, да и в крупныхгородах придется побегать, особенно если у вас изделие дорогогобренда. Правда, существуют переходники, но они тоже на придорожных заправках не валяются.Впрочем, лампы редко перегорают «без предупреждения». Обычноперед отказом свет становится намного тусклее, зажигание происходит не сразу, внутри колбы появляется темный налет. Блоки обычнокуда надежнее, и возить их с собойпридет в голову только отчаянномубарахольщику, причем с деньгами.Зато и купить их куда сложнее. Определить, что сгорел именно блок,а не лампа, сложно, поэтому меняют6обычно лампу – что проще и дешевле. Опять же, если при включениилампа хоть немного вспыхивает,блок исправен. Если фар – две,проще всего переставить лампу:сразу все станет ясно.Как и галогенки, ксеноновыелампы нельзя брать голыми руками – на колбе останутся следы.Перед установкой желательно протереть их спиртом и обязательно –прокалить, то есть включить на минутку, не устанавливая в фару. Приэтом все микрозагрязнения на поверхности выгорят (пойдет легкийдымок); иначе они могут испортитьрефлектор фары.При покупке всегда обращайтевнимание на цветовую температуру.Хотите лучше видеть дорогу, в томчисле в туман и в дождь – берите3200-4200К, хотите, чтобы лучшебыло видно вас – выбирайте в диапазоне 5500-7500К. Большинствосентябрьноябрь 2012 moto.zr.ru092-095 rem master.indd 939310/12/12 10:08 AM МАСТЕРСКАЯпроизводителей техники предпочитают 4300-5000К.Мощность стандартной лампы –35 Вт, однако есть и более мощные(50 Вт, практически не используются), и менее (15–21 Вт, для скутеров). Световая отдача ксенона в разы выше, чем галогенки, поэтому35 Вт для замены штатной лампывполне достаточно. Конечно, мощность блока должна соответствовать мощности лампы. Рабочая температура блока – около 70°С.Установить ксенон самому несложно. Но есть несколько нюансов. Проще всего тем, у кого в фарах – однонитевые лампы. Для нихподойдет обычный ксенон (однаконе забудем, что лучше всего – и этопрописано в ПДД – устанавливатьсоответствующие фары, рассчитанные на работу с объемным источником света). Для замены двухнитевойлампы нужен биксенон, в которомлампа с экраном дополнена шторкой с электроприводом для пере-ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЗАМЕТНОСТИ МОТОЦИКЛА С ДВУМЯ ОДИНАКОВЫМИ ФАРАМИ КОЕКТОУСТАНАВЛИВАЕТ ПРОСТЕЙШЕЕ УСТРОЙСТВО, ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ ИХ ПОПЕРЕМЕННОС БЛИЖНЕГО НА ДАЛЬНИЙ И НАОБОРОТ. В ОТЛИЧИЕ ОТ СТРОБОСКОПА, ФОРМАЛЬНОПРЕТЕНЗИЙ НЕТ, НО ЭФФЕКТ НАЛИЦО!ключения с ближнего света надальний и наоборот). Но мало того,что эти комплекты дороги, лампымогут не уместиться в фаре из-замассивного «хвоста» с механизмомпереключения. Поэтому некоторыежертвуют дальним светом, устанавливая вместо Н4 моноксенон –«ближний», но яркий.Вторая, сугубо мотоциклетнаяособенность – размещение блоковрозжига. В отличие от автомобиля,места у нас немного, поэтому стоит выбирать блоки покомпактнее,а провода к ним – подлиннее.Некоторые умельцы надставляютпровода, но с высоким напряжением шутки плохи: нередко начинаются пробои на «массу». Какой ужтам розжиг, не попасть бы подразряд!Наконец, если при включениифар сгорает предохранитель, егономинал можно увеличить на 5 А,поскольку пусковой ток может значительно превышать номинальный(5–15 А против 3 А для 35-ваттнойлампы). Проводку менять не требуется, поскольку номинальный токдаже меньше, чем у галогенки,а пиковые нагрузки непродолжительны. Главное – следить за контактами (их чистотой и посадкой).Треск – первый признак плохогосоединения.Светодиоды в последнее времяначали применять на мототехнике, хотя по эффективности ониуступают ксенону. Их преимущества – малые габариты и долговечность. Недостатки – нагрев,узкий пучок света и высокая цена. Поэтому для основного светапока их используют редко. Затоони отлично подходят для дневных ходовых огней и дополнительного света. Для установки наэндуро, где скорости обычно невысоки, но важна освещенность«по площадям», пригодятся прожекторы с матовым рассеивателемна диодных сборках – сегодня онипродаются всевозможныхформ и мощностей.Как и в случае с ксеноном,диоды различаются цветовой температурой. Но главное, на что надо обратитьвнимание, – распределение пучка. Поскольку подключить диодный источниксвета несложно, попроситепродавца продемонстрировать его работу.При установке диодныхсборок вместо обычных лампна современный мотоцикл может потребоваться «обманка»(часто она конструктивно объединена со сборкой), без которой бортовая электроника сочтет, что лампа перегорела, и выдаст ошибку.Оригинальное решение –использовать в качестверадиатора сам корпусфары. Элегантнои технологично.91188–9. При установке моноксенонавместо галогенки Н4 работатьбудет только ближний свет(шторки у лампы нет, толькорефлектор). А чтобы привключении дальнего света лампатоже работала, в разъеме Н4установлен диод.109410. В «линзованной оптике»шторка установлена в самойфаре. Переключение «ближнийдальний» может быть сприводом как от сервомотора,так и от соленоида (на фото).1211. Светодиодные сборки ужевовсю применяют не тольков дополнительных световыхприборах, но и в фарах головногосвета.12. Блок зажигания с выноснымвысоковольтным блочком(маленький слева) удобен тем,что низковольтные проводак нему можно удлинять (тамнапряжение около 80 В). А воткороткие провода от него долампы удлинять не стоит – тамуже 23 кВ!13. Светодиоды частосочетают с линзами –это позволяет получитькомпактный и мощный источниксвета. Но ему потребуетсяхорошее охлаждение.14. Блок зажигания ксенона.Обратите внимание намощность и соответствиестандартам.moto.zr.ru ноябрь 2012092-095 rem master.indd 9410/12/12 10:08 AM