124
125
126
127
ШКОЛАБЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ КВАДРОЦИКЛАМы начинаем цикл публикаций,посвященных вопросам безопасноговождения квадроцикла. Приведеннаяв статьях информация основанана рекомендациях Американскогои Европейского Институтовбезопасного вождения квадроциклаи, разумеется, собственном опытеи знании российской специфики.Публикации ориентированы в первуюочередь на начинающих, но будутполезны и водителям квадроцикласо стажем.АЛОКШОРДАКВАТСИЛЦИКУРОК 1. ОбщаяинформацияСтатья 9.3. Нарушение правил или норм эксплуатациитракторов, самоходных, дорожно-строительных и иныхмашин и оборудования.Нарушение обеспечивающихбезопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающейсреды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицеповк ним, оборудования, надзорза техническим состояниемкоторых осуществляют органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состояниемсамоходных машин и другихвидов техники, – влечет предупреждение или наложениеадминистративного штрафана граждан в размере от стадо трехсот рублей или лишение права управления транспортными средствами насрок от трех до шести месяцев; на должностных лиц –от пятисот до одной тысячирублей.текст Романа СИТНИКОВА, фото Евгения БОБРИКОВАРынок квадроциклов в России растет, объемыпродаж ATV (в основной массе – утилитарных)давно уже превысили мотоциклетные. Но с культурой вождения четырехколесного аппарата дела обстоят намного хуже.Если среднестатистический мотоциклист перед покупкой первого мотоцикла (или после – несуть) обычно озадачивается вопросами обучения вождению, получения соответствующей категории водительского удостоверения и выбораэкипировки, то большинство покупателей квадриков даже не знают о необходимости получения категории А тракториста-машиниста и постановки свежеприобретенной машинки на учетв органах Гостехнадзора и дальнейшего прохож-124дения ГТО на регулярной основе. А уж о том, чтоуправлению квадроциклом есть смысл поучиться, многим смешно и думать: «это же не мотоцикл, тут 4 колеса, оно само не падает».Уверенность в том, что 4 колеса устойчивы,обычно пропадает после первого поворота наторможении. Попытка пройти его в автомобильной манере, просто повернув руль и нажав тормоз, может закончиться переворотом квадрика.И хорошо, если при этом водитель «отстрелится» от него. Но нередко получается, что кувыркаться приходится вместе с тяжелым аппаратом,а это больно и опасно для жизни…Примерно так же обстоят дела и с экипировкой. Почему-то считается, что «просто покатать-ся» можно в шортах, майке и шлепках. Можно,конечно. Но лучше подстраховаться.Учитывая постоянно растущее количествоаварий с участием квадроциклов, мы решилидетально рассмотреть особенности квадроцикла, сделав упор именно на вопросы безопасности. О них чаще всего задумываются лишь постфактум. Но учиться лучше на чужих ошибках.DURA LEX, SED LEXДля начала – немного информации о квадроциклах в контексте действующего российскогозаконодательства. Так сложилось, что у насв стране квадрик многими воспринимается какигрушка, средство развлечения, в то время какmoto.zr.ru ноябрь 2012124-127 club shkola.indd 12410/11/12 11:13 PM ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ«Какой же русский не любит быстрой езды» – эта поговорка, увы, часто определяету нас и выбор квадроцикла. Особенно детского. Логика проста: «Зачем брать ребенкумаленький квадрик, если он скоро из него вырастет?» Да, вырастет… если доживет.В Европе и США настоятельно рекомендуют придерживаться следующих правил привыборе детского квадрика:– для детей старше 6 лет – квадроциклы с двигателем 50 см3;– для подростков от 12 до 16 лет – с двигателем до 90 см3;– старше 16 лет – более 90 см3.Кроме того, квадроциклисты до 16 лет не должныкататься без наблюдения взрослых.РАЗУМНЫЙМы рекомендуем прислушаться к советам болееПОДХОДопытных в этих вопросах западных коллег.К ЭКИПИРОВКЕПОЗВОЛИТ ИЗБЕЖАТЬСУЩЕСТВЕННОЙЧАСТИ ПРОБЛЕМ.фактически это такое же транспортное средство, как автомобиль или мотоцикл, но с определенными нюансами. Со всеми вытекающимиправами и обязанностями его владельца.Так, приобретение ATV с двигателем рабочимобъемом более 50 см3 предполагает его обязательную постановку на учет в органах Гостехнадзора. Причем в течение 5 дней с моментавступления в право собственности. В результатеГостехнадзор выдает Свидетельство о государственной регистрации и государственный регистрационный знак (в единственном экземпляре).После этого возникает еще одна обязанность –пройти государственный технический осмотри получить подтверждающий талон (новые квад-УДОСТОВЕРЕНИЕТРАКТОРИСТАМАШИНСТАКАТЕГОРИИ А НЕОБХОДИМОЕУСЛОВИЕ ДЛЯУПРАВЛЕНИЯ ATV.ноябрь 2012 moto.zr.ru124-127 club shkola.indd 12512510/11/12 11:13 PM ШКОЛАБЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ КВАДРОЦИКЛАрики получают его «автоматом»при постановке на учет). Сложностей также минимум, но есть одиннюанс: в числе необходимых дляпрохождения ГТО документов фигурирует водительское удостоверениесоответствующей категории. Оноже, собственно, потребуется и длязаконного управления квадроциклом в дальнейшем.Для получения водительскогоудостоверения тракториста-машиниста категории А необходимоопять же обратиться в органыГостехнадзора и предоставитьнеобходимые документы (заявление, паспорт, медицинскую справку, 2 фотографии размером 3х4 см,квитанцию об уплате госпошлиныв 400 руб.). Допускается сдача экзаменов экстерном, проще говоря,после самостоятельной подготовки. Экзамен включает теоретическую и практическую части. Теорияпредполагает проверку знаний устройства, безопасной эксплуатациисамоходных машин и правил дорожного движения, практика – навыки управления квадроциклом:пуск двигателя, проезд габаритного коридора, полукруга, «змейки»ПРОСТЫЕ ПРАВИЛАБЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯВНИМАТЕЛЬНОИЗУЧИТЕ НАКЛЕЙКИНА КВАДРОЦИКЛЕ.ЭТО НЕ УКРАШЕНИЕ,А КОНСПЕКТОСНОВНЫХ ПРАВИЛБЕЗОПАСНОГОВОЖДЕНИЯATV.и разгон-торможение. Позитивныймомент: лицам, имеющим водительское удостоверение категории А,выданное до 1 января 2000 года,при выдачи удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) проставляется разрешающая отметкав графе «А» без сдачи экзаменов.Контролирующие органы не дремлют: сотрудники Гостехнадзора совместно с ГИБДД эпизодически устраивают рейды с целью проверкиквадроциклистов, безжалостноштрафуя за езду на незарегистрированном ATV, без «прав» и без талонатехосмотра (он, в отличие от ОСАГО,тут нужен). Так что рекомендуемозаботиться решением этих вопросов до первой поездки.Кроме того, помните, что с каждым годом владельцев квадроциклов становится все больше, даи другая «живность» (джиперы,мотоциклисты, велосипедисты, пешеходы) тоже нередко встречаетсяв лесах. Поэтому старайтесь всегдаконтролировать перемещения других объектов, соблюдайте разумнуюдистанцию до них и не допускайтепересечения траекторий движения.В случае аварии скорой будет гораз-до сложнее добраться до вас. Нуи еще один немаловажный момент –никакого алкоголя.ОДНОМЕСТНЫЙ ИЛИДВУХМЕСТНЫЙ?Еще один источник проблем, заслуживающий отдельного упоминания, – езда вдвоем на одноместномквадроцикле. Среди квадроциклистов, конечно, хватает и тех, ктосчитает, что «аккуратно – можно»,но все именитые производители однозначно это запрещают. Почему?Для начала определимся, какиеквадроциклы можно считать двухместными. Дело в том, что продавцы квадриков очень любят, поставив на сугубо одноместный аппаратафтермаркетовое пассажирское сиденье, «впаривать» его как двухместный или в крайнем случае «полутораместный». Но определяющимфактором является не наличие пассажирского сиденья, а величина колесной базы ATV. Квадрик, у которого этот параметр составляет 144 сми более, с полной уверенностьюможно отнести к двухместным. Те,что меньше, изначально не предназначены для поездок вдвоем,1. По возможности пройти обучениена курсах управления квадроциклом.2. Внимательно изучить руководствопо эксплуатации квадроцикла.3. Всегда надевать шлем, очки и защитную экипировку. При ее отсутствии – брюки, одежду с длиннымирукавами, высокую крепкую обувьи перчатки.4. Избегать движения по дорогамс твердым покрытием, кроме случаевих пересечения.5. Никогда не садиться за руль квадроцикла под воздействием алкоголя,наркотиков, сильнодействующих лекарственных препаратов.6. Не перевозить пассажира на одноместном квадроцикле.7. Управлять квадроциклом, соответствующим водительским навыками возрасту.8. Контролировать квадроциклистов,чей возраст менее 16 лет. Квадроцикл – не игрушка!9. Передвигаться на безопасной скорости, желательно по размеченнымили проверенным маршрутам.126moto.zr.ru ноябрь 2012124-127 club shkola.indd 12610/11/12 11:13 PM НА ВСЯКИЙСЛУЧАЙК сожалению, в Россииадекватной статистикиаварийности ATV нет, ведьаварии с участием квадроцикла де-юре не являютсяДТП, и полученные травмычаще всего фигурируют какбытовые. Но, по косвеннымданным, ситуация не самаяоптимистичная. В Европеи США за аварийностьюквадриков следят строго,но картина, несмотря наусилия властей и активнуюработу институтов безопасного вождения ATVсовместно с дилерами,также не радужная.Так, в США с начала нового тысячелетия ежегоднорегистрируется от 700 до900 смертельных случаеви 110–150 тыс. ранений,связанных с управлениемквадроциклом. При этомвесомая часть смертельных случаев (17%) и травм(25%) приходится на долюдетей и подростков до16 лет. Понятно, что паркквадроциклов там на порядок больше, чем в России(по оценке специалистов,по просторам Штатов сейчас катается около 10 миллионов ATV, в то время какв РФ счет идет на сотнитысяч), но и прививавшуюся десятилетиями культуру вождения квадрика тоже нельзя сбрасывать сосчетов.В Европе ситуация ненамного лучше, и властитакже работают над проблемой – финансируютдеятельность организаций,обучающих квадроциклистов и пропагандирующихбезопасный стиль вождения, выделяют землю дляорганизации закрытыхтрасс и так далее. А чтоу нас? Пока только дилерыYamaha пытаются обучитьсвоих клиентов азамбезопасного вожденияда отдельные клубыпромывают мозгиньюбам на предметквадрик от угона и гибелив результате, например, пожара, но не от поврежденийв случае аварии. Это, конечно, не вернет любимыйквадрик, если под покровомобязательного наличия экипировки. И всё.Но даже в случае соблюдения всех мыслимых мербезопасности вероятностькакого-либо инцидента остается. Как с этим быть?Можно пойти по цивилизованному пути и часть проблем (как минимум – финансовых) делегироватьстраховой компании. Итак,как может защитить себяи свое имущество квадроциклист?Во-первых, в России появилась возможность застраховать ATV. В основном егострахуют как имущество,а не как транспортноесредство, поэтому такимобразом можно защититьночи ему «приделают ноги»«добрые люди», коих у насв избытке, но поможет пережить горечь расставанияс минимальными финансовыми и психологическимипотерями, приобретя насумму страховой выплатыновый аппарат. Полноценное КАСКО на квадрик – пока практически недоступное удовольствие в первуюочередь потому, что среди необходимых условийдля этого – наличие водительского удостоверенияи регистрация квадрикав Гостехнадзоре. Но всеменяется, и, возможно,в ближайшее время подобный страховой продукт появится на рынке.ATV несколько дешевле своегодвухместного аналога. Двухместный аппарат более комфортен, отличается менее «острой» управляемостью и, несмотря на несколькохудшую геометрическую проходимость, лучшей устойчивостью припреодолении спусков и подъемов.Но цена их обычно выше.И еще одно наблюдение. У североамериканских производителейквадроциклов в производственнойлинейке хватает как одноместных,так и двухместных машин. У японцев же двухместными до сих порбывают только UTV, то есть квадроциклы формулы side-by-side,с автомобильной схемой посадки.Это тоже дань безопасности.Квадроциклы и трасса для съемокпредоставлены компанией «Байк Ленд».Экипировка Fox и Shiſt предоставленакомпанией FoxUSA.ruрекламанесмотря на возможное наличиепассажирского места. Просто потому, что это небезопасно.В целом выбор типа квадрика зависит от предполагаемых условийэксплуатации и бюджета. Одноместный квадроцикл обладает лучшейгеометрической проходимостьюи меньшей массой, поэтому будетуместен в качестве эго-машины дляспорта или утилитарного использования. Кроме того, одноместныйДОРОГИОБЩЕГОПОЛЬЗОВАНИЯ НЕ ЛУЧШЕЕ МЕСТОДЛЯ ДВИЖЕНИЯНА КВАДРОЦИКЛЕ.Во-вторых, стоит подумать об окружающих, имуществу или даже здоровьюкоторых может быть нанесен ущерб. Это решаетсястрахованием гражданскойответственности перед третьими лицами.Ну и не стоит забыватьо себе любимом. Застраховать свою жизнь издоровье водительквадрика можетнесколькимиспособами.Самый распространенный – добровольное медицинское страхование, но тутне всегда удастся подобрать программы и больницы, удовлетворяющиеспецифическим требованиям потенциальныхжертв квадроциклизма.Поэтому имеет смысл задуматься о страхованиипо программе «Экстреннаямедицина», созданнойспециально с учетом потребностей водителеймотоциклов и квадриков.Кроме того, есть еще страхование от несчастногослучая – фактически, этохеджирование рисков,связанных с временнойпотерей трудоспособности. Иными словами, принаступлении страховогослучая производится неоплата услуг медучреждения, а выплата за конкретные повреждения организма. Но страховкастраховкой, а минимальный набор средств первойпомощи стоит всегда возить с собой. Подробнееоб этом мы поговоримв следующем материале.124-127 club shkola.indd 12710/11/12 11:14 PM