70
71
72
73
74
75
76
77
Не все выбираютмотоцикл по принципу«чем толще – темлучше». Кое-ктопредпочитает техникув миниатюре.БОЛЬШАЯЖИЗНЬМАЛЕНЬКИХКОЛЕСтекст Александра ВОРОНЦОВА,фото автора, Евгения БОБРИКОВАи из архива редакции70moto-magazine.ru декабрь 2012070-076 born mini-bikes.indd 7011/12/12 10:14 PM ‣ МИНИМОТОЦИКЛЫ с.70, BM JUMBO 700 с.78,ОБТЕКАТЕЛИ с.82, ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ВОЗДУШНИК ROTAX с.86ТЕХНИКАСОВРЕМЕННЫЕДЕСАНТНИКИИНТЕРЕСА КМИНИБАЙКАМНЕ ПРОЯДА И ВО ВТО ВЛЯЮТ.РОВОЙНЕ ИХ П Й МИРОВОЙРИМЕНБЫЛО ВЕСЬ ЕНИЕМОГРАНИЧЕН АНЫМ.На что влияет размер колеса? Прежде всего оно, как гироскоп, обеспечивает устойчивость двухколесной машины. К тому же, большоеколесо легко «обтекает» всевыбоины и неровности дороги. Ноколесо – это еще и неподрессоренная масса, и чем она больше, темхуже работают подвески. Тяжелыйбольшой «бублик» нелегко раскрутить и остановить, да и плоскостьвращения он меняет (попросту:поворачивает) неохотно. Наконец,размер колеса в большой степениопределяет и внешние габаритыдвухколесной машины.Для дорожных мотоциклов17-дюймовые колеса постепенностали стандартом, устраивающимбольшую часть мотоциклистовкомпромиссом. Но есть особая ка-DKW Golem 1921 года – одиниз первых в мире мотоцикловна колесах маленькогодиаметра.тегория мототехники,для которой компактность превыше всего:минибайки.Сто лет назад маленькие были не в чести: дажемы, вовсю ругающие русские дороги, при виде того, что тогда называлидорогами в тех же Европе и США, впали бы в прострацию (не зря же у каретделали такие огромные колеса!). Даже предки современных скутеров – французскийAutofauteuil и американский NewEra – бегали на колесах весьмавнушительных размеров. Так чтокомпактные машины на шинах малого диаметра возникли вместес распространением асфальта,в 20-е годы. И все как на подборотличались главной скутернойприметой: облегчающим посадкубольшим проемом между седломи рулевой колонкой. Чуть ли неединственным исключением сталDKW Golem: в 1921-22 годах не-Welbike – машинка длядесантников.мецкая компания собрала около500 таких аппаратов со 118-кубовыми двухтактными моторчиками.Всерьез оценили достоинствамини-мотоциклов лишь во времяВторой мировой войны, когда десантникам понадобилось нечтодействительно компактное.Британская компания Excelsiorвыпускала Welbike – аппарат,который можно было уложить в стандартный десантный контейнер размером130х38х30 см. Оснащенная98-кубовым двухтактным мотором Villiers машина весилавсего 32 кг, имела складные руль,седло и подножки – и колеса диаметром 7,5 дюймов. Немцы, американцы и итальянцы тоже работали над подобными машинками, нов заметном количестве производился лишь Welbike (3641 штука).После войны лицензию на выпускWelbike приобрела компания Brockhouse Engineering; ее специалистыдоработали машинку (оснастив отсутствовавшими у армейского варианта приборами освещения,Powell A-V8 1940 года:одноцилиндровый моторчикпостроен из деталейавтомобильного Ford V8!декабрь 2012 moto-magazine.ru070-076 born mini-bikes.indd 717111/12/12 10:14 PM РОЖДЕНИЕ ЖАНРАМИНИМОТОЦИКЛЫАнглийский Welbike хорошо известен.Но немногие видели итальянскийвариант – Volugrafo.Corgi, гражданская версияармейского Welbike, выпускаласьс 1948 по 1954 годы.Минибайки Mustang не слишкомсильно изменились в техническом планеза 20 лет производства.крыльями и подвесками) и запустили в продажу под именем Corgi(низкорослая порода уэльских собачек). Аппарат пользовался немалым спросом (за шесть лет сделали около 70 000 штук), особенноза океаном: американцы активно продавали его под собственными марками (даже как IndianPapoose).Впрочем, у американцев ужеродилась собственная версияминибайка. Компания Powell,Около сотни американскихкомпаний в 50-е и 60-е годывыпускали минибайки самойпримитивной конструкции.72освоившая производство скутеров в 1939 году, через год представила мотоцикл A-V8 в стилеHarley-Davidson, но на шинах размером 4,00-8 и с одноцилиндровым двигателем собственнойконструкции. Причем к проектированию мотора братья Поуэллыподошли с известной долей практицизма, взяв важнейшие детали – поршни, шатуны, клапаныи т.д. – у популярного нижнеклапанного двигателя Ford V8. Агрегат рабочим объемом 344 см³выдавал целых 5 л.с. – простофантастический показатель дляминибайка! После войны Powellвыпускала усовершенствованнуюмодель P-81, уже на 12-дюймовыхколесах, в двух версиях: 394-кубовая 8-сильная Deluxe и 426-кубовая 10-сильная Special.Еще в 30-е годы американскийинженер Говард Форест увлексягонками миджет-каров, для которых даже сам строил миниатюрные четырехцилиндровые двигатели рабочим объемом всего311 см³. Один из таких моторчиков он поставил в шасси скутераMotor Glide, а потом сделал длянего собственную раму мотоциклетного типа. Во время Второйmoto-magazine.ru декабрь 2012070-076 born mini-bikes.indd 7211/12/12 10:15 PM 070-076 born mini-bikes.indd 73ВСПЛЕСК ИНК МИНИБАЙ ТЕРЕСАКАМ В СШАПРИШЕЛСЯНИ 60Е ГОДЫ А 50ЕКУ АМЕРИКАН ОГДАСКАВТОМОБИЛ ИХЕЙПОЯВИЛИСЬБОЛЬШИЕБАГАЖНИКИ.выпускать после войнымини-мотоциклы, хотяи не со столь экзотическими моторами. Первыепартии машин, получивших имя Mustang Colt, оснащались 8-дюймовымиколесами и 122-кубовымианглийскими двигателямиVilliers, а в 1947 году появилась значительно усовершенствованная версия на 12-дюймовыхколесах, с телескопической передней вилкой (впервые в американской мотопромышленности!)и нижнеклапанным четырехтактным двигателем Bumble Bee(317,6 см³, 9,5 л.с.). Со временеммощность выросла аж до 12 л.с.,но сама машинка особо не менялась – хотя и протянула до 1966года. На счету Mustang несколькоудивительных для этого классадостижений: Дик Миллер в 1954году объехал на этом миниатюрном аппарате вокруг света, УолтФултон на форсированной версии показал рекордную скорость160,9 км/ч (причем машина, поего словам, была столь устойчивой, что даже на этой скорости онмог бросать руль), а заводскаякоманда столь успешно выступала в дорожных и внедорожныхсостязаниях, что Harley-Davidsonи Triumph, устрашенные, в 1953году продавили запрет на участиев гонках мотоциклов с колесамименьше 16 дюймов. Нескольколет назад компания CaliforniaScooter возродила эту машину:внешне она подобна старым Mustang, но оснащена китайским150-кубовым мотором.Вдохновленная успехом Mustang’a,компания Cushman (тогда крупнейший в США производитель скутеров)в 1949 году предложила собственный вариант мини-мотоцикла –Eagle. Правда, Mustang по своейкомпоновке был самым настоящиммотоциклом, а Eagle максимальноунифицирован со скутерами Cushman: передняя рычажная вилка,5-сильный двигатель с воздушнымохлаждением, сдвинутый к заднемуколесу (так что его вполне можноназвать первым скутер-байком).В 1959 году его сменил Super Eagle,богато капотированный, с роскошным седлом и багажными кофрами –в общем, Harley-Davidson Duo Glideв миниатюре.В Европе нишу мини-транспорта плотно заняли мотороллеры,поэтому американский подход тампоначалу не прижился. Пожалуй,рекламамировой Форест работалв компании GladdenProducts, выпускавшейавиадетали, и ездил наработу на своем четырехцилиндровом малыше.Что и навело Джона Гладдена, хозяина фирмы, на мысль11/12/12 10:15 PM РОЖДЕНИЕ ЖАНРАМИНИМОТОЦИКЛЫКомпания Cushman выпускаласвою версию минибайка подгордым именем Eagle («Орел»).Achilles Sport –европейский минибайк50-х годов.единственное исключение – немецкая компания Achilles: с 1953по 1957 годы она выпускала самыеобычные мотоциклы (с двухтактными моторами рабочим объемом150 и 175 см³), но обильно капотированные и на маленьких 10-дюймовых колесах.Следующую волну интереса к минибайкам спровоцировали, как нистранно, извивы автомобильноймоды. В 50-е годы легковые автомобили украсились выступающимсзади багажником, который вскорепринял такие размеры (особеннона американских авто), что таки провоцировал положить в негочто-нибудь двухколесное – простоСКИЙИТА ЛЬЯН Y BIKECITBENELLI А ЛСЯВЫПУСК ЛЕТ!0ОКОЛО 4на всякий случай.Первыми уловили новое веяние американские журналы типа Mechanics Illustrated (янки – большиелюбители стряпать что-то полезноев хозяйстве из всякого хлама), онизапестрели статьями типа «Как изстарой газонокосилки сделать мотосамокат, чтобы привезти на пикник и всех достать его треском».А уже к середине 50-х годов запроизводство минибайков взялисьдесятки компаний, от крупных (как74известная своими тракторами AllisChalmers) до «гаражных». Машинкибыли примитивными донельзя:обычная замкнутая рама, жесткиеподвески, крохотные колеса – воти весь аппарат. В качестве силового агрегата – простенький моторчик, как правило, четырехтактныйнижнеклапанный, кубиков на 200.Благо что производство маломощных двигателей для привода разнообразной техники в США – огромный и хорошо отлаженный бизнес,что и не удивительно при размерахmoto-magazine.ru декабрь 2012070-076 born mini-bikes.indd 7411/12/12 11:32 PM Malaguti Plico,оборудованный22-кубовыммоторчиком, веситвсего 20 кг.СКЛАHOND ДНАЯCOMP A MOTOOССПЕЦИ ОЗДАНАДЛЯ З А ЛЬНОАПОБАГАЖ ЛНЕНИЯНИАВТОМОБИЛ КАЯJAZZ. HONDAПерваяверсиялегендарнойHondaMonkey.страны и обилии мелких фермерских хозяйств, к которым линииэлектропередач дотянулись далеко не сразу (так что в Штатах выпускали даже стиральные машиныс бензоприводом).В начале 60-х новую американскую моду подцепили итальянцы.Тульская «мотомашина» образца 1976 годаполучила прозвище «Чебурашка».За производство минибайков взялись компании Aermacchi, Benelli,Fantic, Garelli, Italjet и многие,многие другие. Итальянские машины отличались более изысканным техническим устройством –двухтактные 50-кубовые моторы,простенькие, но подпружинен-ные подвески, полноценные тормоза и электрооборудование.А главное – они отличались превосходным дизайном, так что«американцы» на их фоне казались творениями гаражного Франкенштейна. Рули и седла на многих аппаратах были складными.На рубеже 60-х и 70-х годов началось массовоепроизводство кроссовых минибайков для детей.Некоторые шедевры миниатюризации укладывались в метр габаритной длины – правда, им приходилось обходиться колесамидиаметром восемь или даже пятьдюймов.История японских минибайковначалась иначе: в конце 50-х кон-Покет-байк – средство от зимнегомототоксикоза.декабрь 2012 moto-magazine.ru070-076 born mini-bikes.indd 757511/12/12 11:32 PM РОЖДЕНИЕ ЖАНРАМИНИМОТОЦИКЛЫцерн Honda по просьбе администрации большого парка в Токио соорудил партию крохотных машинс 50-кубовыми четырехтактнымимоторами от скутеретты Super Cub.Машинка получилась удачной, ив 1962 году пошел в серию ееусовершенствованный вариант –Honda Monkey. Примеру мотоконцерна номер один последовалии другие японские компании, ноHonda задавала тон, каждые несколько лет выбрасывая на рынок все новые семейства минибайков: Dax, Chaly, Gorilla, Ride&Play,Motra. Ее специалисты даже создали миниатюрный (база 830 мм)байк Motocompo в качестве…аксессуара для микроавтомобиля Jazz.Расцветом минибайков стали 70-егоды, когда они, казалось, окончательно вытеснили мотороллеры.К ним проявили интерес дажеСкладнойэлектробайк YamahaDivide.ИДЕМИНИБА А ЛОМЙКАППАРАТ А СТА Л БЫ,МОЖНО КОТОРЫЙСПРЯТАТЬВ КАРМПОКА ТА АН. НОКИЕ СТРОЯТЛИШЬ ОТДЕЭНТУЗИА ЛЬНЫЕСТЫ.в СССР:в Туле начали работунад «мотомашиной» (мотоцикломна мотороллерных 10-дюймовых колесах; уже в 80-е этотпроект перерастет в мотоцикл наширокопрофильных шинах «Тула»), а в Риге – над крохотным мопедом.В 60-е и 70-е на пути развитияминибайка возникло несколькоинтересных ответвлений. Во-первых, мотоциклы на широкопрофильных шинах. Один из первыхаппаратов такого рода – американский Rokon – был к тому жеи полноприводным. Во-вторых,резко помолодел мотоспорт:чтобы вырасти звездой первойвеличины, надо было начинатьлет в восемь, а то и раньше. Естественно, маленьким гонщикампотребовались маленькие мотоциклы. Возникла даже международная специализация: японскиеконцерны освоили фан-байки длямалышни (Honda Z50R, YamahaPW50), а итальянские фирмы(Italjet, Lem и многие другие) –вполне серьезные боевые аппараты.Третьим направлением сталиспортивные минибайки для вполневзрослых гонщиков, но для состязаний на очень маленьких треках –картинговых трассах. Лишенные76коробок передач и мягких подвесок, но с безумно форсированными – до 17 л.с.! – крохотными моторчиками, они увели мотоспортв иное измерение (особенно оценили их в северных странах – отличное средство от зимнего мототоксикоза!). Первой развернуласерийное производство таких машин (прозванных «карманнымибайками» – pocket bikes) японскаяJaxon, но сейчас в лидеры вышлиитальянские компании и чешскаяBlata.Развитие минибайков оборвалприключившийся в 80-е годы роллерренессанс. Все вдруг стали безума от скутеров! И эти пластиковые машинки начали активно вытеснять минибайки изо всех сфер,кроме спортивной (гонки на скутерах – хорошая забава, но не дляприобщения к спорту малышей).Сейчас дорожные минибайки выпускают, пожалуй, только китайцы.Но хорошей идее рано на свалку! Своему возрождению минибайки обязаны… переходу на электротягу. Мини-электробайки удобнытам, куда закрыт проезд обычнымсредствам транспорта: внутрибольших торговых центров, аэропортов и т.п. Они легко помещаются в багажник даже небольшогоавтомобиля. Так что вполне осуществима извечная мечта: приехать на пикник, достать из багажника байк… и всех достать!moto-magazine.ru декабрь 2012070-076 born mini-bikes.indd 7611/12/12 11:32 PM motosalon.indd 112.11.2012 11:48:47