ь винегрет из мест,шли–лобынеидкезПодробного плана по , приправленный датами несколькихк сказал Будда:Кагде бы я хотел побыватьь.атехтооспрмиеанжелмероприятий и острым ранствий, а не ради цели».«Дороги созданы для стАЦНОКДОСВЕТАThКОЧЕТОВА, фото Анны LiLiтекст Андрея «Котофея»Еще до выезда путешествие я поделил на два этапа. Первый – обязательный и относительно понятный. В Праге празднуем 60-летиедруга – одноклубника и художникаВлада, живущего там со временСССР. Потом – слет «колясычей»в Люксембурге (о нем – в следующем номере). А оставшиеся двенедели отпуска и должны былистать настоящим путешествием.Неделя прошла с ощущением, чтоЕвропу заполонили друзья. Ехали108вместе, потом одни, потом сновавместе, но уже с другими. Польскорусско-белорусская пьянка в Варшаве (после нее Мартина чуть небросила жена), грандиозный многолюдный юбилей Влада (которыйс трудом выдержал его уютный домик), мотодесант в Баден-Баден(гостеприимный Женя был в шокеот количества гостей) и, как апофеоз, Euro-Gespann-Treffen. Неделяраcслабухи закончилась. Пора думать о маршруте. Формула проста –«интересно там, где не был». Значит, Испания и Португалия, благомы уже рядом. Дебаты вызвал Париж. Не хотелось лезть в этот пестрый балаган, но перевесило знакомство с парижанином Сергеем«Рваным».Если по северу Лотарингии дорога петляет средь зеленых холмов,то провинция Шампань-Арденныгладка и скучна: четырехполосноешоссе рассекает унылые послеокончания сельхозработ бескрай-ние поля. Под Реймсом потолкалисьв пробке из дачников – воскресенье! С парижской объездной попали в Нантер, пригород столицы. Неуспели съехать в квартал, как в насчуть не влупились арабчата на скутере. На заправке, где договорилисьвстретиться, тусуются подросткинегры. «Ну, – думаю, – приехали!»Сергей нас встретил как старыхдрузей. Загнали мотоцикл на подземную парковку под многоэтажным домом. «Не угоняют?» «Нет,moto-magazine.ru декабрь 2012108-119 travel.indd 10811/13/12 12:30 AM ‣ ПУТЕШЕСТВИЕ НА КРАЙНИЙ ЗАПАД ЕВРОПЫ с.108,КОНКУРС ОТКРОЙ РОССИЮ С BMW с.120,ШКОЛА КВАДРОЦИКЛИСТА с.122, НОВОСТИ с.126у нас более-менее спокойно! Разтолько кофры вскрыли…» – и сковал мотоциклы здоровущей цепью.Городок не эмигрантский, а социальный. Рядом что ни на есть «картье де буржуа» – Версаль, Сен-Жермен, Визинет… Черные живут попринципу «где живем – не гадим»и ездят криминалить в хорошиерайоны. (Через пару недель мотоцикл у Сереги угнали.)Перед нами – две недели и 8-9тыс. км. От автобанов отказались.Во-первых, из экономии (примерно 10 евро за 100 км). Во-вторых, на автобане жизни нет. А мыедем смотреть, внимать, пытатьсяузнать и понять. На Париж у насвечер, завтра в путь.До центра домчали быстро. Август – время отпусков, в Парижетолько туристы. Но движение активное. Французы на дорогахбыстры, но вежливы. А таксисты – сплошь афро-арабы – ездятнагло и опасно. Женщины паркуются «по слуху». Что у нас мелкоеДТП – во Франции норма. Машина – вещь утилитарная, и «не надоделать из еды культа!»На круг у Триумфальной аркистекаются потоки машин с 12 лучейпроспектов. Никаких светофоров,знаков, разметки… «Адъ и Израиль!» Серега на VTR’е ловко проскакивал между машин, форсировал пешеходныедорожкии газоны, парковался на тротуарах.Приходилось поспевать на нашемлинкоре – BMW K1600GTL! Елисейские Поля, улица Риволи и Лувр,сверкающая огнями Эйфелева башня, собор Нотр-Дам, площадь Согласия, статуя Свободы (образецтой самой), нижний Монмартри «Мулен Руж»… Вопреки ожиданиям, французская столица не произвела гнетущего впечатления, какЛондон или Гамбург. Может, делов сезоне отпусков?..Опустилась темнота, и Париж заиграл красками. Вскарабкались наверхний Монмартр, «по-гадски»припарковались и присели «испитькофий». Французы любят игноритьправила, если они их не устраивают.Паркуют машины где им нравится,курят, где не положено, выгуливаютсобак, где выгул запрещен. «Это жеМонмартр! Тут начались обе революции!» Вот до чего доводит курение в неположенном месте…Вечер закончился под утро за бутылкой доброго виски и «охотничьими байками».Цель дня – Рокамадур, городокс открытки с более чем 800-летнейисторией.МОТОКЛУБНациональные дороги хорошегокачества и с минимальным трафиком. Эти «артерии страны» – целаяжизнь поколений, они бегут в будущее и отражают прошлое. Французская провинция – пастораль изсредневековых городков и деревушек, на фоне холмов и ухоженныхполей. Яркое впечатление – обилиецветов. Они на подоконниках и балконах, на заборах, на столбах, наразделительной полосе.Южные Пиренеи – это бесчисленные виражи по серпантинам невысоких известняковых гор. Один изних выводит на узкую дорожкув каньон реки Алзу.На Земле немало мест, гдечеловек селится вопреки здравому смыслу, подчиняясь каким-то силам или мотивам,лишенным всякой логики.С Рокамадуром та же история. Крошечный городок прилепилсяк отвесной150-метровой скале и рассыпалсяпо ней мозаикой из средневековыхдомиков и церквей. Население 600человек, но ежегодно его посещаютболее 1,5 млн. туристов и паломников. Нам повезло: к концу сезона ихпоток иссяк.Рокамадур можно разделить натри уровня: средневековый город,религиозный город и замок. Нижнийуровень – это единственная улица,В СРЕДНБУКВАЛ ИЕ ВЕКА МЫС РЬНООКТОЧКУ М ОЗНАЧАЛ КОН АЕЧНУЮИРА, И НИКТО НЕЧТО ТАМЗНА, ЗА ГОРИЗОНТО Л,И КАКУЮМ.НУЖНОСМЕЛОСИМЕТЬ, ЧТОБТЬЫВ НЕИЗВ ОТПРАВИТЬСЯЕСТНОЕ!декабрь 2012 moto-magazine.ru108-119 travel.indd 10910911/13/12 12:30 AM РАСПАХНУТЫЙ МИРвдоль которой вытянулись старинные дома торговцев, сувенирныелавочки, уютные ресторанчикии отели. Пока ужинали, ночь окутала долину. Город опустел. По лестнице, истертой ногами паломников,мы поднялись на церковную площадь, где на разных уровнях возвышаются семь храмов. Какая фотография передаст величественнои жутковато выступающие из темноты стены, колонны, готическиеарки и переходы, под сводами которых носятся летучие мыши? Как показать отвесную скалу, уходящуюв тягучую черноту неба, сверкающую россыпь звезд и крик совы,отраженный горами?..Неожиданно в одной из дверейпоявился настоятель. Осведомился,откуда мы, и… пригласил внутрь.Часовня Нотр-Дам – место паломничества к статуе Мадонны с младенцем, вырезанной из черного дерева, которая исполняет желания.Не возьмусь описать ощущения, которые я испытал в ночной средневековой часовне, освещенной лишьтусклым светом множества свечей.Это что-то интимное, глубокое, награни откровения… И это уже чудо!Мистика ночи уступила место чарующим видам на каскад аккуратных крыш, выложенных черепицей.Днем монастырские стены теплыи уютны. Мы вновь посетили часовню и загадали желания. Над выходом из нее я увидел ржавый меч,НА КРАЙНИЙ ЗАПАД ЕВРОПЫторчащий из скалы. Говорят, этоДюрандаль, меч Роланда. Кто жв детстве не читал «Песнь о Роланде» – как мавры разбили арьергардКарла Великого, которым командовал доблестный рыцарь! «Пора нам,Дюрандаль, с тобой проститься.Мне больше ты уже не пригодишься…» – и смертельно раненый Роланд воткнул меч в скалу, чтоб недостался врагам. На самом деле,то были не мавры, а баски, делопроисходило на пару веков ранееи не здесь, а в Ронсевальском ущелье Испании. Но красота легендыот этого не меркнет.Еще артефакт с 500-летней историей – козий сыр «Рокамадур» соспецифическим (я бы сказал – чудовищным) запахом козы и плесени. Французы его обожают. Извращенцы…Прошла неделя, а мы уже оставили на обочине то, что привезлииз дома в голове, уже начали растворяться в Дороге. Тот мир превращался в параллельный и малозначащий. Важно лишь то, чтопроисходит именно с тобой, здесьи сейчас. Ты не думаешь о будущем,не помнишь прошлого. Ты живешьпервобытной жизнью, берешь то,что дает Дорога. В Дороге ты зависим от многого. Погода, техника,люди влияют на твой путь, а неплан, составленный дома в «ГуглМэпс». Ты всего лишь беззащитнаяпесчинка на дороге, но именно по-этому ты открыт миру. И именно поэтому мир идет тебе навстречу. Мало-помалу приходит понимание, чтопесчинка – это неотъемлемая частица Дороги, и то, что ты сейчас находишься здесь – не случайно.Солнечная Аквитания простирается от Пуатье до страны басковв Испании. В Средние века она была самой процветающей в Европе.Ландшафт постоянно меняется:то едешь по равнине, то петляешьмеж покрытых лесом гор. А поройзаезжаешь в такие дебри, что сомневаешься, ездят ли тут вообще.Созерцая мир из седла мотоцикла,замечаешь массу особенностей быта глубинки, для описания которыхпонадобится книга. Например, подМон-де-Марсара впечатлили стоящие по обочинам черные фанерныесилуэты людей, обведенные по контуру светоотражающей краской.И с такими же глазами. Это напоминание водителям о жертвах ДТП.Жуть! Хорошо, что увидели их днем.Полицейские на дорогах встречаются редко, а скорость регулируется множеством фоторадаров – вернее, автоматическими штрафами.К побережью выехали в курортном городке Биарриц. Городок таксебе, низкий и многолюдный, а вотокеан… Остановились на краю променада и, сев на лавочку, вкуснозакурили. Перед нами раскинуласьАтлантика. Необычайно свежийветер, невероятная мощь волн,играющих свою симфонию где-тодалеко внизу. Чувство какой-то необузданной свободы… Это труднопередать словами, это надо прочувствовать.То, что мы уже в Испании, заметили по языку на знаках. Навигаторстащил на проселок, витиевато петляющий по горам вдоль побережья.Отличный асфальт и великолепныевиды – что еще нужно? Разве чтоночевка. А солнце неумолимо клонилось к закату. Уже затемно въехали в Бильбао, где остановилисьв бюджетном отеле сети F1. На самом деле, это развод. В цену входит только номер, а за постельноебелье, завтрак, интернет и т.п. придется доплачивать. В итоге суммаза «три звезды».За ужином отправились в супермаркет. Никак не привыкну к дешевизне еды! Я недоумевал передполками с алкоголем: «Как вы несопьетесь?!» Полный пакет жрачкис бутылкой виски – меньше 20 евро!Вернувшись, обнаружили рядомс нашим два мотоцикла из Германии. А утром на их месте стоялитальянец. Европа идеальна длялюбого туризма: здесь безопасно,комфортно, тепло, интересно.А главное, это может позволитьсебе любой, даже с небольшимдостатком.Дальше наш путь лежал на восток, через страну басков, вдользаснеженных вершин националь-СЬКИНУЛАСАРИМАОПЕРЕД Н А. НЕОБЫЧАЙН ЯКАИНТТАТЛАНЕВЕРОЯН,РЕТЕВХСВЕЖИЙ ОЛН, ИГРАЮЩИВОТЬМОЩИЮ ГДЕНОФМИСВОЮ СВНИЗУ...ДАЛЕКО110moto-magazine.ru декабрь 2012108-119 travel.indd 11011/13/12 12:30 AM рекламаного парка Picos de Europa. Встретили странную пару: бомжеватоговида люди с палками для ходьбыи тележкой. Так мы же на знаменитом пути паломников Camino deSantiago! Трудно представить, чтовыдержали эти люди, следуя поПути св. Иакова. Идти пешком по30-40 км в день… Пилигримыс взглядом ясным и диким, каку отца Федора на Военно-Грузинской дороге, стали попадатьсячаще. «Пилигрим идет по Пути,отвлеченный от мирских забот,не связанный временем, потомучто время в Пути не заметно, и онне отвлекается от самого процесса самопознания и поиска, благодарно приветствуя других пилигримов и, несмотря на разныеязыки, находя с ними понимание».Когда уставал, вспоминал этихпутников. Помогало.Святой Иаков, совершившийпутешествие из Святой земли в Испанию, считается покровителемпутников. А значит, и нас. Надо заехать в Сантьяго-де-Компостела,поклониться мощам святого.Я обожаю такие моменты, когдаза секунду все планы меняются,и тебя мягко подхватывает потокприключений. Мы едем по Caminodel Norte, северному пути паломников. Но опоздали, кафедральный собор уже закрылся. Видимо,это знак. Возможно, мы еще не готовы. А может, путь надо пройти108-119 travel.indd 11111/13/12 12:30 AM РАСПАХНУТЫЙ МИРпо-настоящему, пешком, а не накомфортном сиденье люкс-турера?.. По дороге в гостиницу прибрежной деревушки Виланова-деАруса я размышлял над словами:«Однажды Путь позовет тебя! Оноткроется для тебя новой надеждой, новым смыслом, новой жизнью. Откликнуться ли на этот зов –решать тебе. Но заглушить еговряд ли удастся».Разговор на ресепшен:– У вас есть 2-местные номера?– Конечно! 40 евро.– А на booking.com написано 30.– Да?.. Значит 30!Мне нравится Испания!После ужина отправились на обещанный сайтом «Атлантическийпляж в 100 м». Но обнаружили рыболовецкий порт. Не беда! Изучили устройство разношерстыхсейнеров и понаблюдали заловлей мидий вручную.Дорожная мудрость:«не доверяй навигатору!» Всегда сверяймаршрут с картой,при необходимости корректируй.НА КРАЙНИЙ ЗАПАД ЕВРОПЫНас «сусанин» затащил на новыйавтобан и… потерялся. Знаков ещенет, машин тоже. Пришлось злостнонарушить правила и остановитьсяна обочине, чтобы определить направление. Не прошло и минуты,как возле нас остановились дваполицейских BMW RT с включенными мигалками. «Ну, – думаю, – попал…» Говорят, они тут на редкостьсуровые ребята. Нарушил – значитнарушил. Хорошо, если выслушают,но решение остается за ними.– У вас что-то случилось?..– Да! Нам нужна дорога доПортугалии, а навигатор потерялмаршрут…– Следуйте за нами!Берут меня в «коробочку» (одинспереди, другой сбоку), через300 м съезжаем на круг, где первый, притормозив, указывает нужное направление, салютует, и…оба уезжают.Мне очень нравится Испания!И вот граница с Португалией, новая глава пути. Отличия от Испанииво всем: другая архитектура, заметно более низкий уровень жизнии практически полное отсутствиевездесущих арабов и негров.Порой под прессом физическойили моральной усталости принимаешь необъяснимые нелогичныерешения. Почему бы по дорогев Порту не посетить первую столицу Португалии с богатой историейи забавным названием – Гимарайнш? Всего-то крюкв 30 км! Ответа нет…Порту – город портвейна и футбола,арочных мос-тов и шумных кабаков, город серыхи грязных улиц, давший названиестране и знаменитому крепленомувину («Три топора» и прочая «борматуха» не в счет). Старинныйрайон Байрру-да-Се – беднейшийи самый живописный. На узких грязных улицах, зажатых между высоких домов, душно. Воздух как будтозастыл, впитав множество ароматов, от запахов дешевой жратвы дооткровенной вони питерских парадных. На улицах развешено белье.Навстречу попадаются личностисомнительного вида. Не хватаетлишь пьяных матросов да дешевыхпортовых проституток. Может, плохо смотрели?.. Порту – настоящийпортовый город со своим неповторимым шармом, он восхитителени отвратителен одновременно.До Лиссабона около 400 км,а время едва перевалило за полдень. Если поторопимся, то успеем заехать в Томар, найти ночлеги встретить закат на мысе Рока. Чтобы сэкономить время, часть путипроехали по автобану. На отличном8-полосном шоссе законопослушность португальцев куда-то пропала. Ограничение – 130 км/ч, мыидем 140 км/ч, и… медленнее настолько фуры. Скукотища! Вдруг поймал себя на том, что происходящеев голове не соответствует происходящему вокруг. Знакомый симптом,срочно на заправку! «Повеселил»Аню, начав разговор с фразы: «Прикинь, мне сейчас приснилось…»Познакомились со Славой из Украины, который 16 лет работает тутдальнобойщиком. Посоветовал заехать по дороге в Фатиму. Это мес-течко стало одним из центров христианского паломничества благодаряявлению в 1917 году Девы Мариитрем детям-пастухам. На месте явления из белого известняка выстроен огромный современный комплексс площадью в два раза большей,чем перед собором св. Петра в Ватикане. Грандиозно и новодельно.От отеля Domus Pacis* с гостеприимно раскинувшей руки статуейсвятой Девы и многочисленных сувенирных лавок с огромным выбором культовых вещичек веет хорошо поставленным бизнесом. Но, нев пример РПЦ, цены доступные.Узкая дорога вьется по холмам соследами недавних пожаров. Черезполчаса въехали в Томар. Он выросвокруг основанной в XII веке крепости тамплиеров. За века политическая кухня не изменилась. Орденбыл распущен в 1312 году папойКлиментом V с подачи короля Франции Филиппа IV, который обвинил«храмовников» во всех смертныхгрехах (вплоть до содомии), решивпокончить с огромным влиянием ордена в Европе, а заодно и поживиться за счет его сокровищ. А рыцари, не будь дураками, сокровищаприпрятали, а сами, говоря по-байкерски, «поменяли цвета», образовав новое братство – орден Христа.Заехали в «Лидл» (аналог «Пятерочки»), закупили продукты и селина парапете перекусить. Португальцы, видя номера, улыбаются и показывают большие пальцы, мол:«Молодцы!» Никто и никогда непроявил к нам агрессии или непри* «Дом мира» (лат.)ШОССЕНА ОТЛИЧНОМ ОСТЬУШНЗАКОНОПОСЛ ОПАЛА.ЕВ ПРПОРТУГАЛЬЦЕ 130 КМ/Ч,ОГРАНИЧЕНИКМ/Ч, И…МЫ ИДЕМ 140 ЬКО ФУРЫ.НАС ТОЛМЕДЛЕННЕЕ112moto-magazine.ru декабрь 2012108-119 travel.indd 11211/13/12 12:31 AM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу
[email protected]рекламаязни. Путник – вестник добра, и люди подсознательно это понимают.Мне кажется, что если злой человеквыйдет на дорогу, то через некоторое время зло уйдет из его души.Невозможно постигать Дорогу, оставаясь злым и эгоистичным.Вечерело, погода бархатная.Крутимся по серпантину межплотных стен деревьев. Вдругони закончились, и мы оказалисьлицом к штормовым порывам ветра, температура упала. Интересно, все крайние точки так встречают гостей?Кабо да Рока поразил спокойствием и суровой величественностью. Мы смотрели на горизонт,соединяющий темно-синюю водуокеана и голубое небо. В наше время в «Гугл Мэпс» можно детальнорассмотреть любой уголок земногошара. А в Средние века мыс Рокабуквально означал конечную точкумира, и никто не знал, что там, загоризонтом. И какую нужно иметьсмелость, чтобы отправиться в неизвестное!Рядом, зябко кутаясь, бродилитуристы, привезенные из Лиссабона на автобусах. По-быстромусфоткавшись у монумента, они бежали обратно. А я не хотел покидать это место, вдыхал всей грудью сырой холодный воздух.Огненный шар плавно опускалсяза горизонт. Все-таки он чертовскикрасив! Мне вспомнился фильм«Достучаться до небес» и словаТиля: «Пойми! На небесах толькои говорят, что о море. Как оно бесконечно прекрасно. О закате, который они видели. О том, как солнце,108-119 travel.indd 11311/13/12 12:31 AM РАСПАХНУТЫЙ МИРпогружаясь в волны, стало алымкак кровь, и почувствовали, что море впитало энергию светила в себя,и солнце было укрощено, и огоньуже догорал в глубине. А ты? Что тыим скажешь?!..» Солнце зашло, скалы окрасились в серые цвета. Океанпродолжал долбить утесы, равномерно накатываясь огромными волнами. Последние краски на небеблекли. Европу накрыла августовская ночь.Потом мы часа два метались поближайшему городку Синтра в поисках ночлега и нашли его, когда ужесовсем отчаялись…Лиссабон встретил шумом и суетой. Город стоит на таких холмах,что передвигаться на двух колесах проблематично. Иногда наклонулочек зашкаливает, многие узкие –двум машинам не разъехаться, –а некоторые неожиданно заканчиваются лестницами.Город был практически уничтожен в 1775 году сильнейшим землетрясением, поэтому историческийцентр датируется XVIII веком. Мыпроехали вдоль набережной, погуляли по улочкам, и меня не оставляло ощущение заброшенностигорода. Он даже не грязный, а неухоженный. Всюду пыль крошащегося от времени мрамора, в центремного заброшенных зданий, места-114НА КРАЙНИЙ ЗАПАД ЕВРОПЫми обгоревших, разрисованныхграффити.Река Тежу, делая плавный изгибвокруг Лиссабона, разливается широкой дельтой. Через нее ведут двамоста: «Васко да Гама» и «25 апреля». Первый, 17-километровый, –самый длинный в Европе. По немуи поехали – великолепный вид и порывистый ветер.Дорожный указатель гласил:«Знаменитая винная дорога». Провинция Алентежу – поставщик отличных вин, лучших на юге. Но вдольдороги раскинулись выжженныесолнцем пространства, лишь изредка оживляемые зелеными пятнамивиноградников. Аграрная Алентежусчитается самой бедной в Португалии. Она занимает треть страны, ноживет здесь лишь 8% населения.Маленьких хозяйств мало, обычноэто гигантские поместья, похожиена американские ранчо.Жара, на небе ни облачка. Стоишь ты или едешь – жарко одинаково. Побережье – непрерывныйпесочный пляж на сотни километров. Туристов практически нет,можно часами идти вдоль накатывающих на берег волн и встретитьвсего пару человек.Наконец, мы увидели маяк мыса Сан-Висенте, самой юго-западной точкой материка и самой даль-ней от дома на запад. Древниеримляне называли этот мыс «Святым», считая его краем мира, гдесолнце опускается в океан. Вдалеке возвышался над волнамимыс Сагреш с бастионами форта.В XV веке король Генрих Мореплаватель основал там первую навигационную школу, собрав лучшихученых Европы. Так и должен выглядеть край – каменистым и безжизненным. А дальше вода, и еетак много, что даже трудно осознать. Воет ветер, разбиваютсяо 50-метровую каменную стенуволны…Вот они, настоящие впечатления!Разве такое забудешь, разве смогутэмоции ослабнуть со временем? Этокапитал, который навсегда останется со мной. Как сказал Конфуций:«У человека можно забрать все,кроме того, что он съел и увидел».Невдалеке остановился туристический автобус с полсотней испанцев. Пофоткались и укатили. Дляних Сан-Висенте стал еще однимпроходным местом, впечатления откоторого скоро сотрутся. Что дается даром, то не имеет ценности.А мы поехали на восток, по южному побережью Алгарве, основной курортной зоны Португалии.Высокие скалы опускаются в океан, в небольших бухтах прячутсязакрытые от глаз пляжи. Воды Атлантики, тысячелетиями вгрызающиеся в известняк, вымыли в скалах причудливые пещеры и гроты.Фару – это Сочи по-португальски.Типичный курортный город. Услышали в толпе русскую речь. Гостиниц полно, но ценник… Зато подокнами океан. Рестораны закрылись, пляж опустел, а мы с бутылкой«Сангрии» завалились на шезлонги,созерцая ночной прибой. Когда бутылка закончилась, я понял, чтовлюбился в эти места. «Стоишь наберегу и чувствуешь соленый запахветра, что веет с моря. И веришь,что свободен ты, и жизнь лишь началась. И губы жжет подруги поцелуй, пропитанный слезой…»С возрастом становлюсь сентиментальным…Следующей целью сталиспанский городок Тарифа. Именно он – а не Гибралтар (как думают некоторые) – являетсясамой южной точкойматерика.Граница проходит пореке Гвадиана. Проехали по мосту – и мыв Испании. Заехалина часок в Севилью.Красивый город!Фантастическоеmoto-magazine.ru декабрь 2012108-119 travel.indd 11411/13/12 12:31 AM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу
[email protected]смешение старого и нового, христианского и арабского, разных стилейв архитектуре. Севилья идеальнадля мотоцикла – город абсолютноплоский. Правда, жулья полно: почти у каждого столба скелеты разобранных велосипедов.До Тарифы дорога отличная.Но на подъезде открылось царствоветряков, а деревья росли под углом. Дурной признак. А ветер усиливался, пытаясь стащить нас с дороги. Я понял: халявы не будет.В магазине сказали: «Да, немноговетрено, но в межсезонье бываютнастоящие шторма!» Оказывается,Тарифу называют «Столицей Ветров» Южной Европы. Здесь 365дней в году дует ветер, от сильногодо ураганного. Привет, Леванте!Прямая дорога без малейшегоприкрытия. Ветер набирает силу,ухудшая наше и без того жалкоеположение. Но у мотоцикла нет задней передачи, и мы прем вперед.Я читал, что сильный ветер вызывает психологический дискомфорт.Согласен: его свист в шлеме сводитс ума, а вырывающийся из рук рульвызывает припадки ярости.В Европе происходит обратныйвиток реконкисты с востока: Тарифаполна выходцами из Африки. Типичный арабско-европейский город –грязный, шумный и бестолковый.рекламаОТ ОТС ГОСТЕ ЕЛЯ DOMUS PACПРИИМНISРУКИ СТ О РАСКИНУВШЕЙДЕВЫ И АТУЕЙ СВЯТОЙМНОГОСУВЕНИРНЫХ ЛА ЧИСЛЕННЫХВОК ВПОСТАВЛЕННЫМ ЕЕТ ХОРОШОБИЗНЕСОМ...108-119 travel.indd 11511/13/12 12:31 AM РАСПАХНУТЫЙ МИРЭкономика юга Андалузии держитсяна морском трафике Гибралтарскогопролива. Слово «тариф» происходит отсюда. Берберы первыми начали брать мзду за «переплыть пролив». До Африки всего 14 км.Мыс Марроки – самая южная точка Европы и водораздел меду океаном и Средиземным морем. Прощай,Атлантика!На выезде из города нас ждал…перевал. Тут-то и начался «аццкийад»! И вдруг я понял простую вещь.Мы ездим на слеты, устраиваемтрофи-рейды по лесам и болотам,гоняемся на соревнованиях. Мыпривыкли бороться с Дорогой, бросать ей вызов. А в дальнем пути этоне работает. Дороге нет дела дотвоих планов. И чем раньше поймешь, тем раньше найдешь с нейобщий язык. Глупо злиться из-затого, что твои желания рушатся отстолкновения с реальностью. Я успокоился и увидел фантастическойкрасоты пейзажи. Горы, море и затянутый легкой дымкой скалистыйафриканский берег будто подтверждали мои мысли. Не борись, а принимай то, что дает Дорога. Этои есть настоящая жизнь! Я ощутилДорогу как некую духовную сущность. Возможно, она – это отражение нас самих, ведь в странствияхкаждый получает то, что ищет.Размышляя, не заметил, как мыоказались наверху перевала. Ветертут бушевал знатный! Мы отдышались, начался спуск, и… ветер стих,НА КРАЙНИЙ ЗАПАД ЕВРОПЫоставшись на той стороне. Вскорена горизонте показалась величественная Гибралтарская скала. Дорога, я люблю тебя!К вечеру, немало поблудив поМалаге, доехали до деревушкиКольменар. Трасса Carretera deColmenar, сплошная череда поворотов с видами на горы Малаги –древний путь во внутреннюю частьИспании.Гостиничка великолепна! Но напервом этаже кабачок, популярныйв деревне. А хуже «отдыхающих»испанцев только молодые англичане. К ночи вакханалия достигла пика, перепившиеся испанцы шумновыражали любовь к жизни. Но усталому путнику все нипочем: мы отлично выспались.Следующий день прошел в дорожной медитации. Мы вкушалисолнце, тепло, отличный асфальти виды на горный массив СьерраНевада. В Кальпе нас ждал приятель Володя «Босс». Вечером, сидяна веранде его виллы, наслаждались общением и паэльей. Последвух недель странствий мы началидичать, и этот оазис общения былочень кстати.Курс на север. Пересекли Валенсию, холмистые равнины которойсплошь засажены ровными рядамицитрусовых деревьев. На трассе появились машины с французскиминомерами, доверху забитые скарбом и арабами. На заправке наблюдал картину: рядом с недешевымкроссовером, набитым тюками, нарасстеленном на асфальте грязномпокрывале расположилось многочисленное арабское семейство.Выводок галдел и носился. Тут жежрали, тут же и гадили. Один из детей срыгнул на соседнюю машину.Скорбно и трогательно говорили наРуси: «Подождем, когда Бог переменит орду». Ну ждите, ждите…Уйдя от побережья, въехалив Каталонию. Каталонцы, как ибаски, борются за свою мнимуюнезависимость от Испании и дажедобились признания каталонцевотдельной нацией. Тут свое правление, президент и даже флаг (испанского не увидишь!). Ну это ихдела, а для нас Каталония означала Пиренеи. Горы!В споре «Barcelona vs Andorra»победила последняя. Чтобы нелезть в горы на ночь глядя, остановились в кемпинге. Завтра покидаем Испанию. Конечно, мы прикоснулись только к одной ее грани, но этобыл потрясающий опыт, яркий и насыщенный, за который я благодарен Дороге.У Андорры нет ни аэропортов, нижелезных дорог. Трасса всего одна:в одну сторону Испания, в другую –Франция. И это узкая, извилистаяи очень живописная горная дорогас множеством тоннелей. Порой автобус с трудом входит в поворот,а в некоторых тоннелях две машины не разойдутся. Благо трафикасовсем мало. Но на GTL’е попотетьвсе же пришлось: горы – не его стихия. За 100 км намучился больше,чем за всю дорогу!Думаю, мне понятен тайныйсмысл испытаний, которые посылает Дорога, – возрастает ценностьдостижения цели. Все подверженодевальвации, но быстрее всего теряют цену впечатления. Уверен, если бы на Эверест провели фуникулер, в блогах появились бы записи:«Скучное место, абсолютно нечегосмотреть». То, что легко дается,легко и забывается. Только то, радичего приходится попотеть, остаетсяс нами навсегда. Это применимо ковсему на свете.Вот и граница. Она есть! Но полиции нет дела до въезжающих. А выезжающих трясут по полной – придирчивый досмотр автомобилейсоздал очередь.Княжество Андорра – одно изкарликовых государств-переплюекЕвропы (всего 46 км по дороге наискосок), 80% ВВП которого приносит туризм. Хотя, кроме естественных красот Восточных Пиренеев,я не увидел ничего особенного. Андорра – зона беспошлинной торговли. Турфирмы уверяют: «сплошнойduty free!» Действительно, магазинов в Андорре немало, а Андоррала-Велла напоминает большойбутик, но, кроме дешевых (для Европы) сигарет и бензина, всё, чтомы видели, стоило как и везде. Пары часов вполне хватило, и мы отправились дальше, мимо прилип-ЫЙАТЯНУТ ТЫЙЗИЕРИСМОГОРЫ,Й СКАЛ УДТООКМЫДГБЛЕГКОЙ НСКИЙ БЕРЕ ЫСЛИ:АМКАФРИИ МОИ Й ТО,ЛАДЖМАЕРПОДТВ СЬ, А ПРИНИ .АИНЕ БОР ДАЕТ ДОРОГОТЧ116moto-magazine.ru декабрь 2012108-119 travel.indd 11611/13/12 12:31 AM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу
[email protected]ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО ПОРТУГАЛИИПамятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy MotoО СТРАНЕТАМОЖНЯПортугалия – морская держава, родина знаменитыхмореплавателей и первооткрывателей, занимает частьИберийского полуострова. Ей принадлежат автономные архипелаги Мадейра и Азоры.Португалия является самой юго-западной странойЕвропы. На севере и востоке граничит с Испанией,с юга и запада омывается Атлантическим океаном.Ландшафт страны сильно меняется с юга на север.Самая западная точка Португалии и всего материкаЕвразия – Cabo-da-Roca (Мыс Рока) – находится в 30 кмот Лиссабона. В южной провинции Алгарве – еще один«самый» – самый юго-западный утес континента – мысСв. Винсента с самым мощным в Европе маяком.Наивысшая точка Португалии расположена в Атлантическом океане, на острове Пику, и достигает высоты 2350 м.Самая западная точка Европы находится на островеФлореш, входящем в архипелаг Азорских островов,который также принадлежит Португалии.Богатое историческое наследие, великолепные винаи кухня (как морская, так и мясная), отели с первоклассным сервисом, теплый умеренный климат, разнообразие видов отдыха и низкий уровень преступностив Португалии привлекают туристов.КОГДА ЕХАТЬКлимат Португалии – субтропический средиземноморский: мягкий, без резких колебаний температур.На севере из-за Гольфстрима преобладает морскойклимат. Лето сухое и солнечное, но не жаркое (средняятемпература – около +20 °C, в горах – около +18 °C),зима прохладная (+4 °C…+10 °C) и дождливая.На юге страны тепло и сухо. Средние температуры января +5 °C…+10 °C, а июля +20 °C…+27 °C. Температураводы летом +20…+23 °C.Из-за мягкого климата многие туристы приезжаютв июле или в августе. Если хочется не только понежиться на солнце, но и посмотреть достопримечательности страны, можно ехать с мая по сентябрь.КАК ДОБРАТЬСЯНа самолетеTAP Portugal пять раз в неделю совершает прямыепере леты из Москвы (время в пути – 5 ч. 35 мин.).Прямой чартерный рейс Москва-Фару (столица Алгарве) – один раз в неделю.Также есть рейсы Москва-Лиссабон европейских авиакомпаний со стыковкой в Цюрихе (Swiß), Франкфуртеили Мюнхене (Lufthansa), или Париже (Air France).На мотоциклеКратчайшее расстояние от Москвы до Лиссабона поавтодороге – около 4500 км.ВИЗАших к склонам вилл, забираясь всевыше и выше. Перевал, а потомвниз до тоннеля д’Инвалира. За нимФранция. Тут таможня отсутствует.Парадокс!Узкая дорога петляет по краюпоросшего зеленью ущелья, по днубежит речка. Вроде одни и те же горы, одна природа. А люди разные,разные жилища. Проезжаем сквозьгорода-деревни. Серые, угрюмыедома вплотную подступают к шоссе.И лишь насыщенная зелень гороживляет пейзаж и настроение.Предгорья остаются позади, местность выравнивается, появляетсятрафик, в городках образующийпробки.Рисовать временные рамки – этоестественно. Средняя скорость известна, километраж тоже, и времярассчитать вроде бы не сложно.Но в путешествии это не работает.Дорога не любит снисходительногоотношения, у нее хватит сюрпризов.Будет так, как решит она. И 450 кмдо Монпелье растянулись до позднего вечера. Ввалились за минутудо закрытия гостиницы.Город расположился в центредолины реки Лез. Кругом нескончаемые виноградники, а винодельческие хозяйства зазывают проезжающих на дегустации. Вино воФранции – это и культ, и напитокдля ежедневного потребления,Португалия входит в число стран-участниц Шенгенского соглашения, российским гражданам необходима виза. Срок оформления – 7 рабочих дней.Консульский отдел в МосквеАдрес: Ботанический пер., 1.Телефон:+7 (495) 981-34-14 (с 15:00 до 17:00).В разгар сезона лучше записываться заранее(за месяц).Посольство России в ЛиссабонеАдрес: Rua Visconde de Santarem, 59, 1000–286 Lisboa,Portugal.Тел.: +351218462423, +351218462524(приемная посла),+351218462424 (общий телефон).Консульский отдел посольства России в ЛиссабонеТел.: +351218464476, +351218490711.Телефон экстренной связи*: +351915940305.* Предназначен исключительно для экстренной связи находящихся на территории Португалии граждан РФ с консульскими сотрудниками при возникновении чрезвычайныхситуаций, угрожающих их жизни и здоровью.Ввоз и вывоз валюты не ограничен. При въезде с территории стран, не входящих в ЕС, суммы свыше10 000 EUR подлежат обязательной декларации.Беспошлинно можно ввезти 200 сигарет, 1 л крепкихспиртных напитков и 2 л вина. Запрещен ввоз и вывознаркотиков, предметов, имеющих историческую ценность, оружия и боеприпасов, а также животных и растений, внесенных в список исчезающих видов.БЕЗОПАСНОСТЬВ Португалии не страшно гулять по улице в любое время суток, однако ценные вещи без присмотра лучшене оставлять. Машины в стране не угоняют, здесь нетникаких опасных заболеваний и не нужны специальные прививки.ВРЕМЯРазница с Москвой: 3 часа летом, 4 часа зимой;для Азорских островов – на 1 час больше.ВАЛЮТАДенежная единица: евро (EUR), 1 EUR ≈ 41 RUB.ЯЗЫКЕдиный государственный официальный язык – португальский. На нем говорят более 200 млн. человек вовсем мире. Кроме того, статус официального языкас 1999 года имеет мирандский язык, на котором говорит население небольшой территории в северо-восточной Португалии (муниципалитеты Миранда-ду-Дору, Вимиозу, Могадору).ГОСТИНИЦЫВ основном преобладают отели 4-5 звезд высокогоуровня. Большая их часть работает на базе завтраков.Полупансион встречается редко, all inclusive нет.Лучшие отели – старинные гостиницы (pousadas), соответствующие уровню 4-5 звезд. Это старые замкии крепости, реконструированные и превращенныев роскошные отели (всего их около 50). Также существуют региональные «поузады», которые представляютсобой усадьбу или дом в характерном для этой местности архитектурном стиле и с местной кухней.ДВИЖЕНИЕ В ПОРТУГАЛИИДвижение правостороннее. На площадях, перекрестках и развязках в случае, если нет другого указания,преимуществом пользуется находящийся справа.На перекрестках с круговым движением преимуществом пользуется уже находящийся внутри круга. Дорожные знаки соответствуют международным нормам.Запрещается находиться за рулем при содержанииалкоголя в крови от 0,5 г/л и выше.Соблюдайте указанные скоростные ограничения.Штраф оплачивается прямо на месте наличнымиденьгами или кредитной картой. В противном случаеводитель не имеет права ехать дальше. Штраф за неправильную парковку – от 30 до 150 евро.ПРОКАТ МОТОЦИКЛОВНужно бронировать мотоциклы заблаговременно.Представлен разнообразный ассортимент моделей.Большой мотопарк есть в соседней Испании, и можносовместить посещение этих двух стран.ЗАПРАВКИ, ЦЕНА ТОПЛИВАВ Португалии доступен неэтилированный бензин(95 и 98) и дизельное топливо. Разрешается провозитьбензин в канистре. Газовые заправки (LPG) имеются.А95 ≈ 1,69 евро/л, А98 ≈ 1,81 евро/л, ДТ ≈ 1,51 евро/л.ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБЭкстренная помощь(работает по всей стране круглосуточно): 115Полиция: 112Скорая помощь, пожарная служба: 112Справочная: 118При ДТП: 308декабрь 2012 moto-magazine.ru108-119 travel.indd 11711711/13/12 12:31 AM РАСПАХНУТЫЙ МИРи предмет национальной гордости.Но мы не в винной теме, поэтомупролетаем мимо без душевных терзаний, которые мучили нас год назад в Шотландии.Впереди лежала Ривьера. Междугорным массивом Люберон и Альпами лежат бескрайние фиолетовыеполя, визитная карточка Прованса.Но к нашему приезду они отцвели.Едешь в окружении пустынных ландшафтов, а в голову лезут интересные мысли. Я люблю мотоцикл зато, что он открывает простор длямыслительной деятельности. Я быпрописывал мотопутешествия против любого душевного недуга: депрессии, агрессии, разочарования.Человек, живущий в замкнутом кругу «дом-работа-дом», и тот же человек в пути на двух колесах – эторазные личности. Объяснить, в чемименно, не могу. Это можно понятьлишь самому.До Лазурного Берега оставалосьнемного.НА КРАЙНИЙ ЗАПАД ЕВРОПЫНо я чувствовал, что зря сюда поперлись. Конечно, мы тут еще небыли, да и другого пути в Италиюнет. Если не штурмовать Альпы.Но после Андорры, скрепя сердце,я отменил Альпийскую дорогу.Она превратилась бы в мучение,а я не мазохист и не готов издеваться ни над собой, ни над женой,ни над мотоциклом. Но если Дорогазакрывает перед тобой одну дверь,то тут же открывает другие. Лучшие впечатления где-то рядом, непропусти!Возможно, Лазурный Берег является чем-то особенным для француза, но после тех мест, которыемы видели, контраст оказалсяслишком разительным. Длиннющая, забитая машинами и отдыхающими набережная. Жара… Сен-Тропе, Канны, Ницца, Монте-Карло…Да, много яхт, дорогих автомобилей, роскошных вилл и отелей. Ночто нам до этого? Все красиво, дорого, гламурно, но совершенно мимо нас. Однако должен признать,что местами пейзажи открываютсязахватывающие.После Монако дорога велана север, через Альпы, но,судя по карте, без экстрима. Темнело. Нашли гостиничку в маленьком городке, затертом между гор.До сих пор не знаю, Италия этобыла или Франция, ибо дорогапетляла по границе, несколькораз ее пересекая. Утром мы смогли насладиться этой дорогой! Ровная двухполоска вилась меж отвесных скал, от величественныхвидов захватывало дух.До сего дня мотоциклисты встречались редко. Я недоумевал – почему? А они все здесь! Группами и поодиночке, они обгоняли и летелинавстречу, приветствуя нас взмахомруки. За каждым, отправившимсяв путь, стоит своя история и судьба,но всех объединяет что-то неуловимое. Поэтому мы и приветствуемдруг друга, заметив кофры или тяжелый рюкзак за плечами. Поройзабываем спросить имена, потомучто кажется, что давно знакомы.Наверно, так и есть: каждый сумасшедший, кто однажды пустилв свою кровь наркотик дальнихстранствий, будет считать своимнезнакомого человека, доверившего жизнь Дороге.Утром следующего дня мы былина швейцарской границе. Вечеромв немецком Бургау нас ожидал Николай, Анин родственник, с которымона не виделась много лет. Всего-то350 км, и мы рассчитывали на режим«лайт». Но помните, что я писало Дороге и сюрпризах?Таможенники взяли паспорта, и…«Парень, у тебя проблемы!» – одиниз них показывал на задний баллон.Я нагнулся и увидел тонкую полоскувылезшего корда. Черт!..Естественно, нас развернули.Воскресенье, ничего не работает…Но чудеса бывают. Узнав о проблеме, Коля сказал: «Ждите! Возьмуприцеп и приеду». Сделав крюк,все же въехали в Швейцарию в другом месте, без погранцов. На первой заправке на автобане устроились ожидать нашего спасителя.Только тут я осознал, что пограничники избавили нас от большихпроблем, а может, и жизнь спасли.Заметить 10-сантиметровую полоску корда на нормальном с видубаллоне можно лишь в определенном положении, и то, что именнов нем оказалось колесо, когдая остановился – это чудо! Протершийся баллон просто взрывается,и мотоцикл в момент становитсянеуправляемым. Я был в такой ситуации на 140 км/ч. Успев соскочить с мотоцикла, летел на заднице по асфальту, а передо мнойкувыркалась «голда». Отделалсясиняками. Сейчас я вспомнил слова друзей: «Повезло! Видимо, браттебя сверху прикрывает!» Моймладший разбился на мотоцикле 6 лет назад…СЕНТРОНИЦЦА, ПЕ, КАННЫ,МДА, МНО ОНТЕКАРЛО…ГАВТОМО О ЯХТ, ДОРОГИБИЛЕХВИЛЛ И Й, РОСКОШНЫХОТЕЛЕНАМ ДО Й. НО ЧТОЭТОГО?..118moto-magazine.ru декабрь 2012108-119 travel.indd 11811/13/12 12:31 AM Перед чешской границей рядомс мотелем увидели «Харли» с коляской. Это же Вера! Звоню с ресепшенв номер.– Привет! Не разбудил?..– Кто это???– Котофей!– Как это?!Вера с приятелем возвращались со слета на озере Фаакер Зее.Подивились встрече, пообщалисьи разъехались. График и маршрутразные. А на следующий деньвстретились на заправке у польской границы! Вокруг каких магнитов крутятся судьбы жителей Дороги? Почему люди, разъехавшиесяв разные стороны, встречаютсяснова?..Итог прожитого – в напутствиипаломникам. Ведь мотоциклистыте же паломники, только цель ихпути в самом пути.«Счастлив ты, совершающий паломничество, если тебе не хватаетслов, чтобы выразить благодарность за все то, что приносит тебедорога в каждом своем изгибе».«Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты ищешь правду и превращаешь свою дорогув жизнь, а жизнь – в дорогу поискаПути, Правды и Жизни».«Счастлив ты, совершающий паломничество, если, завершая дорогу, ты открываешь, что подлинныйПуть только начинается».Приезд Коли с приятелем был похож на встречу давно потерявшейдруг друга семьи. А случись всеиначе, в путешествии не было быстолько драматизма, отчаяния и радости. Случилось так, как должнобыло случиться, и это хорошо.Вечером мы отметили счастливоеизбавление, а утром, пока я спал,Коля с Аней починили колесо. Прости, Колян, я даже не смог найтидостойных слов благодарности.Все-таки мотоциклисты, тем болеерусские – это особый род людей,готовый вытащить тебя из любойзадницы. И наши жены тоже!Последние дни стали просто возвращением домой. Скучные немецкие автобаны, гостеприимная Прага, залитая дождями Польша…Казалось бы, все повторяется изгода в год. Но Дорога дарит непредсказуемые моменты. Вроде быони не имеют особой ценности, нопотом ты вспоминаешь их, и на душе становитсятепло.МоскваМотоцикл предоставлен«БМВ Русланд Трейдинг».Экипировка Richa –от компании RichaMoto.Шлемы LS2 –от компании «Мотостиль».Балт ийскоемореСеверноемореМинскВаршаваА тл а н т и ч е с к и йокеанБаденБаденБискайскийзаливСантьяго-деКампостеллаБильбаоБиаррицРокамадурМонпельеАндорраМарсельПортуКабода-РокаБарселонаЛиссабонТанжерМонакоПрагаБургауМАРШРУТМосква – Варшава – Прага – Баден-Баден – Люксембург –Париж – Рокамадур – Биарритц – Бильбао – СантьягоДе-Компостела – Порто – Томар – мыс Рока – Лиссабон –Фару – Севилья –Тарифа – Малага – Гренада – Кальпе –Андорра – Монтпелье – Ницца – Канны – Монако – Турин –Лугано – Бургау – Прага – Варшава – Минск – МоскваАдриатическоееАдриатическоеПРОБЕГ море12 500 км за 26 днейБЕНЗИНА95 – 1,3-1,9 евро/лСевильяФаруОполеЛюксембургПарижМалагаТарифаКальпеСредиземноемореБрестМОТОЦИКЛЫBMW K 1600 GTL (2011 г. в.)ПРОЖИВАНИЕв гостиницах 20-100евро/ночь, у друзей –бесплатноБЮДЖЕТ120 000 руб.(на двоих)декабрь 2012 moto-magazine.ru108-119 travel.indd 11911911/13/12 12:44 AM