ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ВОЗДУШНИК ROTAXНекоторые проекты в мире техники становятся этапными в конструктивном, технологическом и даже, если хотите, коммерческом отношении. Одна из таких конструкций – первый четырехтактный мотоциклетный двигатель компании Rotax, массовое производство которогоначалось более 30 лет назад.НЕСТАРЕЮЩАЯАЛЬПИЙСКАЯ СВЕЖЕСТЬтекст Георгия и Дмитрия ПАРНИКЕЛЬ,фото авторов и из архива редакцииСовершенным признается произведениеискусства, когда в нем нет ничего лишнего,кроме него самого…Григорий ЛандауЧтобы разобраться с историей появления этого двигателя, надо вспомнить, что происходило 30 лет назадв мотоспорте, в частности – в соревнованиях эндуро, или Six Days («Шестидневка» – для особо одаренных).Тогда эти состязания были на пикемоды. Четкие правила, жесткий регламент (чемпионат мира все-таки!)и технические требования, согласнокоторым пломбировались практически все узлы мотоцикла. Запрещалсякакой-либо ремонт при поломке илиотказе техники. Даже помощь зрите-86лей упавшему (застрявшему, заглоxшему и т.д.) спортсмену влекли за собой серьезную пенализацию. Толькогонщик и мотоцикл против трассы,никого больше! Это вам не «погонюшки» выходного дня для самоутверждающихся индивидуумов…Но вернемся на трассу. На исходе 70-х, когда будущая примадонна«Дакара» Yamaha XT начала быстронабирать очки, а ее узкоглазые земляки, Honda XL и Suzuki DR, бросились на освоение рынка четырехтактных «пятисоток», европейцы началичесать репу – чем бы ответить агрессору? Необходимо было выставлятьв зачет мотоциклы разных классов,а спортивные машины с 4-тактнымимоторами объемом свыше 500 см³в Европе практически отсутствовали(двухцилиндровые BMW и Triumphпытались состязаться с японскими«синглами», но были тяжелы). Моторостроители из австрийской компании Rotax всегда находились на переднем крае спортивных баталий,поэтому при проектировании учитывали не только новые техническиерешения, но и нюансы правил спортивных соревнований.Новомодные тенденции – это, конечно, хорошо. Но приобретенныйв свое время опыт полевого ремонтатехники под Сталинградом тоже сыграл свою роль. Наверное, основнымкритерием надежности тогда счи-moto-magazine.ru декабрь 2012086-091 rotax.indd 8611/13/12 12:56 AM Итальянский SWM XN350 – первый «цивильный» мотоциклс мотором Rotax.ДВИГАТЕЛЬ ROTAX ИСПОЛЬЗОВАЛСЯВ МОТОЦИКЛАХ АВСТРИИ, ИТАЛИИ,ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ГЕРМАНИИ, США,ЧЕХОСЛОВАКИИ.Дизайн двигателя Rotax лучше всегохарактеризуется определением:«Квадратиш. Практиш. Гут».«Сухой» генератор NIPPONDENSOустойчиво работает даже при полномотсутствии аккумулятора и нереагирует на пробоины в крышке.Опережение зажигания от 3° при 1500об/мин до 29° при 6000 об/мин.талась стойкость при трех прямыхпопаданиях из гаубицы – пыль стряхивалась, жизнь продолжалась дальше… Конструкторы не пошли на «облизывание» и «обстругивание» всегои вся для снижения веса и габаритовради сиюминутного успеха, какв современных спортивных агрегатах, рассчитанных на «один выстрел»(ремонт не предусмотрен – толькозамена).Простой «воздушный» мотор разработали в первую очередь как спортивный, поэтому у него сильно развиты ребра охлаждения, а за счетвынесенного наружу привода ГРМцилиндр имеет ребра по всему периметру и эффективно обдувается.Пожалуй, это единственный примерсреди современных одноцилиндро-Ролики коромысел катаются пораспредвалу, а не скребут. В сочетаниис качеством изготовления это позволяетдеталям и после пробега в 60 000 кмвыглядеть новыми. Механики оценятдоступность клапанов для регулировки.вых моторов воздушного охлаждения. Чтобы кожух ремня не виселсбоку чужеродным элементом, его постарой немецкой традиции (да-да,фирма австрийская, но конструкторскую школу можно с полным основанием считать немецкой) замаскировали ребрами охлаждения.Хотя дизайн получился, прямо скажем, тевтонский – как у бетонногоблока. Впрочем, и в этом есть своиплюсы: ничего не торчит в стороны(как на «японцах») – все ровно, симметрично, гладко. Даже на верстакестоит, не качается – ящик ящиком.Как охарактеризовали бы наследники дайверов с Чудского озера –«Квадратиш. Практиш. Гут».Итак, Rotax – первый европейский современный спортивныйдекабрь 2012 moto-magazine.ru086-091 rotax.indd 878711/13/12 12:56 AM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ВОЗДУШНИК ROTAXМаслобак в конверте рамы размещали и раньше, но с легкой рукисоздателей SWM такая схема распространилась и на другие мотоциклыс моторами Rotax (Aprilia Pegaso 650, BMW F650). Заслуживает вниманияоригинальный способ разборки рамы для демонтажа двигателя.Желание шагатьв ногу с прогрессомстоило фирме два килограммаавстрийской сталии японской электрики.Даже белоручка не запачкается при работес газораспределительным механизмом. А с намертвозафиксированным мотором ремень ГРМ сможетзаменить любой «ботаник».одноцилиндровый четырехтактный четырехклапанный двигательвоздушного охлаждения с ременнымприводом верхнего распредвала(SOHC). Не будем подробно описывать все модели (или типы) этого мотора, заметим лишь, что они разнятсятолько ходом поршня и диаметромцилиндра. Вариантов много, как,впрочем, и данных о лошадиных силах – все зависит от степени форсировки. Обороты могут доходить до9000 об/мин, а мощность – до 60 л.с.За долгие годы выпуска и эксплуатации этих двигателей выяснилось,что самым популярным и жизнестойким оказался 350-кубовый вариант,созданный для итальянского рынкаи уже потом разошедшийся по всему миру. Он обладал оптимальным88Вместо этойпробки вворачиваетсяфиксатор – и…соотношением рабочего объемаи мощности, а некоторый недостатоккрутящего момента (по сравнениюс «шестисоткой») с лихвой компенсировался очень умеренным аппетитом: расход топлива не превышал 4 лна сотню в любом режиме. И этос простым карбюратором Dell’Orto,с диаметром диффузора 34 мм!Из практического опыта: мотоциклхорошо ведет себя даже с «железякой» К68, а если ему пристроитьBing – то и по деревьям лазит…Причем на обычном 92-м бензине.Вся эргономика двигателя выполнена по «DIN'овско – ГОСТ'овской»схеме: кикстартер и педаль переключения передач слева, цепь – справа;так что силовой агрегат инсталлируется практически в любую европей-moto-magazine.ru декабрь 2012086-091 rotax.indd 8811/13/12 12:56 AM ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДВИГАТЕЛЯ КОНСТРУКТОРЫ ОБРАЩАЛИВНИМАНИЕ НЕ ТОЛЬКО НА ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ,НО И НА ПРОСТОТУ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА.…это и есть ВМТ, в сочетаниис полнейшей неподвижностьюколенвала.скую раму классического типа беззначительных переделок последней.С правой стороны находится «сухой»бесконтактный генератор переменного тока Nippon Denso (12 В, 190Вт). Лишний сальник коленвала несильно подорвал бюджет фирмы, зато при падении дырка в крышке генератора не означает кирдык мотору,как на японских, где генераторы плавают в масле.Кстати, о масле. Смазка у австрийцев тоже продумана. Двухсекционный насос закачивает масло из бака(традиционно расположенного в раме) к коленвалу, распредвалу, в КП,а специальное сопло еще и распыляет его на стенки цилиндра и внутреннюю поверхность поршня – темсамым дополнительно снижая температуру (ну и смазывая, соответственно).Поскольку в моторе нет никакихвтулок и вкладышей, а все вращаю-Британцы в 80-е годы пытались возродить марку Matchless с двигателем Rotax.щиеся детали работают в шариковыхили игольчатых подшипниках, ток качеству масла особых требованийнет: обычное 15W40, даже не обязательно специальное мотоциклетное4Т. Практика показала, что сцеплению все «по барабану». Рекомендованная замена масла и фильтра –через 6000 км пробега. Коробкачетко работает в любых условияхи обстоятельствах, поэтому рассказывать о ней – только время терять…Передняя звездочка – 15 зубьев,задняя – 46, колесо – 17''. Максимальная скорость (стандартной модели) 140-150 км/час. Для 350-кубового эндуро это и сегодня оченьдостойный показатель.Стоит упомянуть и совершеннооригинальный механизм выжимасцепления, позволяющий обойтисьбезо всяких уплотнений и штоков и,кроме того, – без сверления вторичного вала насквозь (что само по себеявляется сложной технологическойоперацией и увеличивает стоимостьдвигателя). Ныне такое решение широко используется по всему мотоциклетному миру.Что касается технологии изготовления, отдадим должное «немецкомугению»: все задумано, сконструировано и отработано так, чтобы с минимальными затратами запустить в массовое производство, а впоследствииэксплуатировать и ремонтировать,что называется, на коленке, в полевых условиях. Например, нехитроерезьбовое отверстие М8 в нижнейчасти кривошипной камеры и прорезь на щеке коленвала позволяютнамертво фиксировать вал в ВМТ,отворачивать все гайки на всех валах (ну и закручивать, естественно), проводить любые манипуляциис ремнем ГРМ или мотором в целомбез малейшего риска «не угадать»с мертвой точкой или сбить метки.Сам привод ГРМ зубчатым ремнем –простой и бесшумный механизмс минимальным количеством деталей. В сравнении с австрийским исполнением замена цепи ГРМ на любом «япончике» представляетсясущим кошмаром. Замечу, что приэтой операции с «Ротаксом» рукиостаются практически чистыми.Распредвал вращается в двух подшипниках, обильно смазывающихсяциркулирующим маслом, потому досих пор не встречал упоминанийо ремонте этого узла. А для регулировки клапанов предусмотрены такие огромные съемные крышки, чтопроделать эту операцию можно идвумя руками в зимних рукавицах…Первым мотоциклом с таким мотором стал, естественно, «свой», «семейный» Can-Am: модель Sabre 500(вскоре переименованная в Sonic –из-за конфликта с Honda) уже осенью1981 года пошла в массовое производство. А в спортивном сезоне1982 года почти одновременно выставили против японских конкурентов свои новые мотоциклы землякисоседи из КТМ и Puch. Наши бывшиечехословацкие друзья по соцлагерю,и те сподобились: изготовили Jawa560 и бросились в битву за обладание различными «Трофеями»… Летомтого же 1982 года миланская фирмаAprilia Tuareg Wind 600 – «закос» под «Дакар».декабрь 2012 moto-magazine.ru086-091 rotax.indd 898911/13/12 12:57 AM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ВОЗДУШНИК ROTAXАмериканцы использовали двигательRotax в спортивных мотоциклах ATK.Армейский Harley-Davidsonраспространил моторы Rotax по всемрайонам боевых действий.SWM, добившаяся больших успеховв соревнованиях эндуро на мотоциклах с двухтактными моторами Rotax,представила на рынке две новые мо-дели: XN350 и XN500. 350-кубоваяверсия была создана специально дляитальянских партнеров: в те годыв Италии существовали серьезныеналоговые послабления на малокубатурную технику. Эти аппаратыоказались очень удачными, нов 1984 году из-за экономическогокризиса, внутренних разборок и нев меру активных профсоюзных активистов прекратила существованиесама фирма SWM. Права на производство ее мотоциклов приобрелаанглийская компания CCM-Armstrong,которая выпустила армейскую версию МТ500 для британской армии.ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ НЕКОТОРЫХ МОТОЦИКЛОВ С МОТОРАМИ ROTAXГодывыпускаНазначениеРазмерность,ммРабочийобъем, см³Макс. мощность,л.с./об/минМасса,кгCan-Am Sabre 5001981-1983спорт. эндуро89×79,449443/6250138KTM XC5001982-1983спорт. эндуро89×8150440/7000136Puch FT41982-1983спорт. эндуро90×7950345/8500127SWM XN3501982-1984эндуро79,5×70,434929/7250140SWM XN5061982-1984эндуро79,5×70,450436/6250143Jawa 560/8711983-1988спорт. эндуро94×8156245,5/7000126Aprilia ETX3501984-1987эндуро79,5×70,434933/7500150Aprilia ETX6001984-1986эндуро70×6656249/7250152Aprilia Tuareg Wind 3501986-1989эндуро79,5×70,434933/7500146Aprilia Tuareg Wind 6001986-1991эндуро72,5×6656245/7000148Matchless G801987-1991дорожный89×79,449440/7000150с 1988армейский89×79,449432/6200161Aprilia Pegaso 6001989-1991эндуро94×8156246/7000149ATK 6041989-1993спорт. эндуро94x81562н.д.120MZ Saxon Tour1992-1994дорожный89х79,449434/7200148MZ Silver Star1992-1998дорожный89х79,449434/7200146ССМ 6041997-2002спорт. эндуро97х8159851/5500125МодельH.-D. MT50090Модель оказалась настолько успешной, что в 1986 году американскийгигант Harley-Davidson купил правана ее производство и дальнейшееразвитие. Так что австрийцы обеспечили моторами еще и все НАТО, а мотоциклы МТ500 и МТ350 в разныхвариантах окраски можно встретитьи в сугробах Аляски, и в горах Афганистана. Главным движущим фактором победоносного шествия попланете австрийского изобретенияявилась простота конструкции, исключительная надежность и неприхотливость.Оставим разгул милитаризма ивернемся в мирную Европу. Послебанкротства фирмы SWM один из ееоснователей (и создатель серии XN)синьор Фаусто Вергани собрал всесвои бумаги в большую картоннуюкоробку и подался на восток, в менее революционно настроенныйвенецианский регион, где в компании Аprilia на всю катушку применил свой богатый опыт и знания.Уже в 1985 году он спроектировалновые мотоциклы с двигателямиRotax – Tuareg 350, ETX 6.35, Tuareg6.35 Wind, Tuareg 600 Wind.Кстати, вся дальнейшая модернизация двигателя осуществляласьв первую очередь именно для друзей-итальянцев из Aprilia. Когда гордые потомки римских легионеровmoto-magazine.ru декабрь 2012086-091 rotax.indd 9011/13/12 12:57 AMрекламаAprilia ETX350 –переложение SWM для новогоработодателя. На британскихмотоциклах CCM«воздушный»Rotax применялсядо серединынулевых.В КП нет ниединой втулки, всевращается толькона подшипниках.После 30 летэксплуатациикоробки Rotaxработаюткак отличныешвейцарские часы.ХОТЯ ROTAX БЫЛ СОЗДАН ДЛЯ СПОРТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ,ОН С УСПЕХОМ ПРИМЕНЯЛСЯ И ДЛЯ ДОРОЖНЫХМОТОЦИКЛОВ ДАЖЕ НЕОКЛАССИКОВ.передаточное отношение «заводилки» практически идеально. Движоксовсем не «брыкается». (Это вам неYamaha ХТ500 – страшный сон хирурга-ортопеда!) В сотрудничестве сознаменитой итальянской фирмойGilardoni, специализирующейся налитье металлов, был внедрен такжецилиндр с никель-кремниевым покрытием, именуемым немцами Gilnisil.Впрочем, охотников на моторыRotax хватало и помимо итальянцев.рекламаначали роптать и возмущаться, дескать: «Мы, конечно же, все спортсмены и все такое… Но мы тожехотим, как Элвис Пресли – в белыхштанах!», инженеры Rotax мгновенно подкинули плюгавым наездникампару кило железяк в виде электростартера и нескольких шестеренок.Справедливости ради надо заметить,что и запуск двигателя кикстартеромосуществляется легко и непринужденно. Конструкторы рассчиталиВ конце 80-х гордые британцы выпускали небольшими партиями мотоциклсо славным именем Matchless G80,правда, состоял он в основном изкомплектующих легендарных итальянских брендов: Paioli, Marzocchi,Gianelli, Brembo, CEV, Radaelli и прочего «Domino» (надеюсь, что хоть рамуделали на острове; хотя и не исключено, что индусы…). Бедняга MZ,в смутное время искавший «светв конце тоннеля», целую пятилеткувыпускал несколько моделей, приспосабливая свою экипажку под австрийскую «пятисотку», пока не нашел своесчастье с «одностволкой» от YamahaXTZ660. Дорожный мотоцикл с мотором Rotax в раме от 638-й модели делала в 80-е годы и Jawa. Американские умельцы off-road из компанииATK производили эндуро c полнойгаммой силовых агрегатов, от 350 до600 см³. Английская ССМ, специализирующаяся на кроссовых машинах, донедавних пор выпускала с этим великолепным мотором очень легкие мотоциклы Hard Enduro и Supermotard,напоминая нам, что простой «воздушный» двигатель, созданный в первуюочередь как спортивный, и сегодняне утратил своих качеств.декабрь 2012 moto-magazine.ru086-091 rotax.indd 919111/13/12 12:57 AM