ШКОЛАБЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ КВАДРОЦИКЛАи солнцезащитных очках, но всегдаможно найти разумный компромисс. О его составляющих далее.дурный шлем, с визором и козырьком. Есть и еще один вариант,удачно сочетающий в себе высокий уровень безопасности и функциональности, – шлем-модулярс поднимающейся «челюстью»,или флип-ап. Открытый шлем поуровню безопасности, разумеется, проигрывает фулл-фейсу. Но,в принципе, для спокойного передвижения по ровным поверхностям и его будет достаточно.Главное – не забывать, что внеспециально подготовленных трассможет таиться немало сюрпризов.Так, один мой товарищ, адепт открытых шлемов, резко пересмотрел свои взгляды после того, какво время поездки «поймал» между колес квадрика пенек, не замеченный им в траве. К счастью,скорость была невелика, поэтомус квадроцикла он не катапультировался, но подбородком до переднего багажника дотянулся. Послетого, как зашитая хирургом раназажила, за рулем квадрика я еговидел только в кроссовых шлемах.Шлем необходим даже в томслучае, если вы не планируетезажигать на все деньги, летать,прыгать и кувыркаться – вместес квадриком либо раздельно. Популярные же аргументы противношения шлема, такие как снижение обзорности и уровня звука,вряд ли стоит считать состоятельными. Мотоциклисты в городе передвигаются в условиях, когдакачество обзора и слышимостьимеют, пожалуй, большее значение, чем во время лесных квадропокатушек, однако никому неприходит в голову отказаться отшлема ради сомнительного повышения уровня активной безопасности. Разумеется, шлем долженбыть правильно подобран по размеру и всегда застегнут.ШЛЕМОЧКИНаиболее важный элемент экипировки – шлем. В первую очередьего наличие позволяет предотвратить травмы головы и ее содержимого в случае аварии. Кроме того,правильно подобранный шлем ничуть не ухудшит комфорт вне зависимости от погодных условий.Качественный современный шлемс развитой системой вентиляциикомфортен даже в сильную жару.Естественно, лучшие по уровнюзащиты – full-face шлемы, то естькроссовый, обычный интеграл либо их микс – так называемый эн-В отличие от содержимого черепной коробки, этой самой коробкой мало-мальски защищенного, глаза наши подобнойроскоши лишены. Ветер, дождь,пыль, насекомые, ветки деревьев, грязь, песок или камнииз-под колес впереди идущегоквадрика и прочие неотъемлемые атрибуты офф-роуда – всеэто может крайне негативно сказаться на возможности адекватной передачи визуальных образов в центр обработки данных.А качество зрения напрямуюПродолжая начатыйв ноябрьском номере цикл,посвященный безопасномувождению квадроцикла, мырассмотрим вопросы выбораэкипировки, базовые мерыбезопасности при управленииквадриком и, наконец,процесс предстартовойпроверки и посадки на ATV.АЛОКШОРДАКВАТСИЛКЦИ2УРОК.ЭКИПИРОВКАтекст Романа СИТНИКОВА, фото Евгения БОБРИКОВАНаличие адекватной экипировкипри поездке на квадроцикле – этоне только вопрос безопасностив случае какого-либо инцидента, нои комфорта в целом. Понятно, чтов идеале райдер должен быть облачен в полный комплект кроссовогоили эндурного экипа, согласно популярной концепции «dress forcrash, not for ride»*. Но нечастонайдется человек в здравом умеи трезвой памяти, готовый, например, ради поездки в 30-градуснуюжару на озеро, находящееся в паре километров, надевать на себя«космическое» снаряжение. Нет,я не призываю ездить в плавках* «Одевайся не для езды, а для аварии»(англ.).122Шлем со съемнойподбородочной дугой – идеальный вариант для адептовоткрытых шлемов.Программаминимум экипировкидля водителя квадроцикла выглядит следующим образом: шлемс визором или очками,перчатки, прочные высокие ботинки, одежда с длинным рукавоми брюки.связано с безопасностью передвижения. Поэтому, если выбранный шлем не имеет визора (тему заботы о котором мыотдельно раскрывали в «Мото»№12-2011), необходимопозаботиться о глазах.Солнцезащитные очкипо ряду причин (неплотность прилегания, околонулевая пылезащищенность, хрупкость и такдалее) для этих целейподходят плохо, лучшеиспользовать кроссовые. Важно, чтобы поверх ность очков былачистая, без царапин и затертетостей (о том, как этого избе-moto-magazine.ru декабрь 2012122-125 club shkola.indd 12211/13/12 1:10 AM Установка беспроводной гарнитурыпоможет оставатьсяна связи и с членами группы, и с внешним миром.Оптимальное сочетание удобстваи защиты обеспечивает комплект эндурной экипировки.АЛГОРИТМПРОВЕРКИ КВАДРИКАПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ МОЖНО НАЙТИ,В ЧАСТНОСТИ, НА НАКЛЕЙКЕ.Максимум комфортаи защиты – туристическо-эндурныйшлем.T – Tires andWheels –шиныи колесаC–Controlsand Cables –органыуправленияи тросы1. Проверьте исправность и корректность работы органов управления,правильность их регулировки.2. Важно, чтобы тросы (газа, сцепления и другие) не имели внешнихповреждений и обеспечивали ровную и беспрепятственную работусоответствующих рычагов.3. К тормозным механизмам те же требования – идеальное рабочеесостояние, прогнозируемая и ровная, без «закусываний», работаи регулировка под конкретного райдера.4. Рычаг КП должен не просто четко передвигаться при выборе передач, нои обеспечивать их точное включение. В случае, если квадроцикл оснащенмеханической КП, необходимо отрегулировать положение ножного рычагаКП для обеспечения одинаково беспроблемного переключения передач каквверх, так и вниз.L–Lights andElectrics –оптикаи электрикаБЮДЖЕТНЫЙЗИМНИЙ ЭКИПМОЖНО ПОДОБРАТЬВ ОХОТНИЧЬЕРЫБОЛОВНОММАГАЗИНЕ.1. Давление в шинах всегда должно находиться в пределах рекомендуемогодиапазона. Особенно важно, чтобы не было разницы между колесамис правой и с левой стороны.2. Состояние шин также требует регулярной проверки. На бездорожьелегко «поймать» в покрышку кусок арматуры или срезать шашку об острыйкамень при пробуксовке. Не поленитесь оценить состояние боковини протектора перед стартом.3. Важно уделить внимание и состоянию колесных гаек (болтов). Потерялюбого из колес из-за откручивания незатянутых гаек с большой долейвероятности приведет к перевороту квадрика.1. Замок зажигания должен обеспечивать включение и выключениезажигания с первой же попытки. Проверьте его работоспособностьв процессе прогрева квадроцикла.2. Аналогично и с выключателем двигателя (он же «двигатель стоп») – своюединственную функцию он должен выполнять при любых обстоятельствах.3. Работают ли головной свет и задний фонарь? Темнота может застатьв дороге, и к этому надо быть готовым.O – Oil andFuel –маслои топливо1. Необходимо понимать, каков расход топлива (и, возможно, масла)у вашего квадроцикла. Встать вдали от цивилизации из-за закончившегосябензина или загоревшейся сигнальной лампы давления (уровня) масла –сомнительное удовольствие.2. Проверьте уровень масла в двигателе (процедура подробно описанав руководстве по эксплуатации).3. Старайтесь заправить квадроцикл до полного бака перед любымвыездом.4. Убедитесь в отсутствии утечек топлива и масла.5. Снимите крышку воздушного фильтра и проверьте его состояние.Убедитесь, что фильтр чистый и не имеет повреждений.C–Chain,Drive Shaft,Chassis –цепь,приводы,ходовая часть1. Регулярно проверяйте, смазывайте и при необходимости регулируйтецепь (если главная передача цепная).2. Если привод осуществляется карданным валом, проверяйте редукторна предмет наличия утечек масла.3. Контролируйте затяжку крепежа. При движении по неровнымповерхностям из-за повышенных вибраций винты могут самопроизвольнооткручиваться. Перед выездом обязательно убедитесь, что руль, подножкии органы управления закреплены надежно.декабрь 2012 moto-magazine.ru122-125 club shkola.indd 12312311/13/12 12:38 AM ШКОЛАБЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ КВАДРОЦИКЛАжать, также было рассказанов «Мото» №12–2011). В солнечную погоду лучше ставитьтонированный фильтр, ночьюже обязательно менять его напрозрачный.ПЕРЧАТКИРуки – органы управления квадроциклом, поэтому они всегдадолжны быть в комфорте и безопасности. Правильно подобранные перчатки позволят защититькисти рук и от палящего солнца,и от холодного ветра, и от последствий контакта с объектамиокружающей среды. Можно, конечно, обойтись обычными строительными или даже «гражданскими» кожаными перчатками,но наиболее разумный вариант –мотокроссовые. Помимо эргономичной конструкции, они обычнообладают пусть и не запредельной, но защитой, способной минимизировать повреждения рукв случае непредвиденных контактов с грунтом, камнями.ОБУВЬОДЕЖДА ДЛЯ ЗИМНИХ ПОЕЗДОКМинимально допустимый уровеньзащиты ступней и щиколоток в сочетании с приемлемым уровнемкомфорта обеспечивает прочнаявысокая обувь, например, треккинговые ботинки известных производителей. Оптимальный – мотоботы, ориентированные именнона езду на квадрике или мотоцикле. В любом случае ни легкие кроссовки, ни тем более шлепанцы немогут рассматриваться в качествеадекватной квадро-обуви.Уникальность квадроцикла в том,что он может использоваться в качестве всесезонного транспорта,пусть и с некоторыми ограничениями. Но если экипировка дляпоездок весной, летом и осеньюотличается лишь некоторыми нюансами, то комфортная зимняяэксплуатация выдвигает свои требования. В сильный мороз о комплекте кроссовой экипировки, естественно, лучше забыть, оставивразве что шлем и очки. Сноу-кроссовая куртка также не лучшим образом приспособлена для спокойных длительных вояжей по снегу.Для снежных квадропокатушекуместнее полный комплект снего-ОДЕЖДАПамятуя о все тех же ветках, песке,камнях и прочих радостях внедорожной жизни, самым правильнымвариантом будет выбор мотоциклетной либо квадроциклетной экипировки. В минимальный же набордолжна входить рубашка или куртка с длинным рукавом и брюки. Всеэто позволит как минимум защититькожу от царапин при движении полесу и обеспечить комфортныйтемпературный режим.ходной экипировки либо, если нетжелания выкладывать за негокруглую сумму, классический «комплект любителя зимней рыбалки»из магазина спецснаряжения.Шлем крайне желательно выбиратьс двойным визором, а очки, соответственно, с двойным стеклом.ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯСамый простой и очевидный (но,к сожалению, не слишком популярный) путь разобраться со всемиорганами управления своего квадроцикла – ознакомиться с руководством по эксплуатации. В целом,конечно, базовый их набор выглядит практически одинаково на технике любого производителя, но нюансы могут быть. Мы не будемцитировать мануалы, просто пока-ПЕРЕВОЗИТЬНАБОРВЫЖИВАЛЬЩИКАМОЖНО КАКНА БАГАЖНИКЕ,ТАК И В ЗАКРЫТЫХБАГАЖНЫХ ЕМКОСТЯХ.ВНЕШТАТНЫЕСИТУАЦИИВнештатная ситуация может возникнутьс любым транспортным средством – начиная от банально закончившегося бензинаили перегоревшей лампы в фаре в ночноевремя и заканчивая более серьезной неисправностью. При этом, в отличие, например,от автомобиля, передвигающегося по дорогам общего пользования, вызвать эвакуатор или «техничку» здесь куда сложнее.Существенную часть технических проблемможно разрешить на месте при наличиихотя бы входящего в комплект поставкинабора инструмента и некоторых запасныхчастей и знании устройства ATV. При длительных вояжах не помешает добавитьв багаж следующее:– свеча зажигания;– изолента;– кусок проволоки;– нож;– набор для ремонта бескамерных шин;– буксировочный трос или моток веревки;– запасная лампа головного света;– компактная медицинская аптечка.Ну и, разумеется, с собой всегда стоит братьмобильный телефон – заряженный и с положительным балансом.124moto-magazine.ru декабрь 2012122-125 club shkola.indd 12411/13/12 12:38 AM 2741631.2.3.4.5.6.7.8.9.5жем расположение и назначение основных органов управления ниже.ПРОВЕРКА ATV ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙСнизить риск возникновения внештатной ситуации из-за неисправ-ности квадроцикла поможет хорошая привычка «предстартовой»инспекции ATV перед каждой поездкой. Эта рекомендация касается любого транспортного средства, будь то автомобиль илимотоцикл, но, к сожалению, подобная проверка чаще всего игнорируется. А зря. У наших западныхсотоварищей эта процедура давноуже формализована, обозначаетсяона аббревиатурой T-CLOC. Кстати,Рычаг заднего тормоза.Привод стояночного тормоза.Клавиша управления лебедкой.Кнопка запуска двигателя.Рычаг выбора передач.Замок зажигания.Переключатель раздаточной коробки.Курок газа.Рычаг переднего тормоза.ее краткую расшифровку можно увидеть на одной из предупреждающих наклеекна квадрике.ЧЕТЫРЕ КОЛЕСАНередко автомобильно-мотоциклетные рефлексы могутзаставить «дунуть два очка»и в колесо квадроцкла. Несмотря на то, что квадрикиоснащаются шинами низкогодавления, и, соответственно,давление в квадроциклетныхколесах обычно составляет0,25-0,5 атм (или 3,6-7,4 psi),то есть, грубо, на порядокменьше, чем в авто-мотоколесах. Сделано это, во-первых,для улучшения амортизации нанеровностях (часть демпфирования обеспечивается за счетупругой деформации шинквадрика), во-вторых, с цельюминимизации ущерба окружающей среде, а в-третьих, дляулучшения проходимости.Давление в шине ATV лучшепроверять с помощью соответствующего манометра,рассчитанного на точное измерение малых значений этой величины. В продаже есть мно-98жество приборов, начиная отмеханических с подвижнойшкалой и заканчивая электронными. Обычный же автомобильный манометр с погрешностью 0,1 атм может датьразброс давления в колесах до25%. Чем это чревато, думаю,очевидно. Особенно если разница давления будет на колесах одной оси.Диапазон допустимых для данной шины значений давленияуказан на самой покрышке, выбор же конкретного значениязависит от условий эксплуатации. В первую очередь от того,какой предполагается уровеньзагрузки квадрика: при наличии только водителя стоитподдерживать давлениев районе минимально допустимого значения, при полной загрузке (водитель, пассажири багаж) – ближе к верхнейгранице диапазона. Кроме того, имеет значение тип грунта:для сурового гряземесительства, а также для снега оптимально давление 0,2-0,3 атм.Именно при сверхнизком давлении можно добиться максимальной проходимости за счетбольшего пятна контакта шины. Для жестких грунтов, камней или, если вдруг такое случится, асфальтовых перегоновдавление стоит делать выше,в диапазоне 0,5-0,6 атм. Ну и,конечно же, выбор давлениязависит от самой шины – мягкая грязевая резина куда восприимчивее даже к небольшому изменению давления,чем «дубовая» универсальная. Главное неперестараться: перекачанные дооколоавтомобильных значений давления колесапридаютквад-ДИАПАЗОНДОПУСТИМЫХ ДЛЯДАННОЙ ШИНЫЗНАЧЕНИЙ ДАВЛЕНИЯУКАЗАН НА ЕЕБОКОВИНЕ.Манометр для квадроцикладолжен быть рассчитанна точное измерение низкогодавления.рику веселую, но малопредсказуемую прыгучесть на любыхнеровностях. И куда решитпрыгнуть квадр на очереднойкочке, угадать получится далеко не всегда.Есть и подводные камни, связанные со сверхнизким давлением. Увеличение пятна контакта имеет свою оборотнуюсторону: возрастает риск проколоть боковину шины,которая все-таки менеепрочная. Кроме того,на «сплющенной» резине велика вероятность разбортироватьколесо, особенно приактивном рулениии на сложном рельефе – в колеях, накамнях и так далее.Кроме того, междуободом и покрышкойможет набиться грязь, трава,ветки или снег, в результате чего колеса перестанут держатьдавление. В случае, если необходимость «ползания» на низком давлении возникает регулярно, можно подстраховаться,заменив штатные диски надиски с бэдлоками. Есть и более бюджетный вариант – приклеить резину на диск с помощью соответствующегонабора: автомобильного OffRoad Tire Gluing Kit или TireLock ATV для квадроциклов.декабрь 2012 moto-magazine.ru122-125 club shkola.indd 12512511/12/12 11:47 PM