90
91
92
93
94
95
МАСТЕРСКАЯЧАСТЬ ОПЕРАЦИЙ МОЖНО ПРОВЕСТИ НЕ СНИМАЯ ДВИГАТЕЛЬ С МОТОЦИКЛА. К НИМ ОТНОСЯТСЯРЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ ГРМ, СНЯТИЕ ГЕНЕРАТОРА И СЦЕПЛЕНИЯ, ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРА И САМОГОЦИЛИНДРА, ЗАМЕНА ПОРШНЯ, ЦЕПИ ГРМ, ЕЕ НАТЯЖИТЕЛЯ. ЭТО УДОБНО ТЕМ, ЧТО МОТОЦИКЛ ОСТАЕТСЯНА БОКОВОЙ ПОДСТАВКЕ, КОТОРУЮ ПРИ ДЕМОНТАЖЕ ДВИГАТЕЛЯ ТАКЖЕ ПРИДЕТСЯ СНЯТЬ.Популярность питбайков в России растет. И хотя дилеры предлагают немало моделей,различающихся рамой, обвесом и рабочим объемом двигателя, все их моторы имеют общегопрародителя – Honda Cub. Моторы славятся надежностью, но ремонтировать их все жеприходится – от случайности вроде пробитого камнем картера, разрушенного гидроударомпоршня или погнутого при падении вала КП никто не застрахован. Надеемся,подробное описание переборки и регулировки этих двигателей пригодитсяЕМвладельцам питбайков – как настоящим, так и будущим.РЕБИРАПЕДО ВИНТИКАЫМОТОР КОВПИТБАЙДля начала хорошенькоотмываем двигательот грязи (при мойке поддавлением заматываемвоздушный фильтрпластиковым пакетом).Сливаем масло. Отсоединяембензопровод (удобнееот бака; не потеряйтепроволочный зажим!).Открутив два болта, снимаемкарбюратор со сливнымшлангом. И, отвернув еговерхнюю крышку, вынимаемдроссельную заслонку (онаостается на тросе газа).Отвинтив два болта снизуи два по бокам, снимаемзащиту двигателя.текст Михаила КОФМАНАи Николая САЗОНОВА, фото авторовДвигатели для питбайков, поставляемыхв Россию, производят в основном «три китайских кита» – Lifan (маркировка LF),Yinxiang (YX) и Zongshen (ZS). Конструктивно все они схожи, а внешне главное ихотличие лишь в форме крышек на головкецилиндра. Мы покажем принципы работына примере двух двигателей – YX160(161 см3) и ZS150 (150 см3). Для наглядности мы снимем двигатель с мотоцикла,хотя часть операций можно произвести наустановленном агрегате.Снимаемколпачок со свечии отворачиваемсвечу (ключ«на 16»с резиновойвставкой).Чтобыснять цепь,отворачиваемтри болтакреплениялевой крышкидвигателяи снимаем ее.Откручиваемдва болта крепления ведущейзвездочки, повернув фигурнуюстопорную шайбу, снимаем ееи сдвигаем с вала звездочкус цепью. Отвернув болт,снимаем лапку КП.90Разогнув держателишлангов маслорадиатораи ослабив их хомуты (возледвигателя), отсоединяем шланги(для удобства работы можноснять и радиатор).Двигатель закреплен на трех поперечных болтах(один сверху и два сзади) и четырех нижних –к подставке и раме. Для наглядности места крепежапоказаны при снятом моторе. Учтите, когдадвигатель снимается вместе с подставкой, нужнопозаботиться о поддержке рамы.moto-magazine.ru январь 2013090-095 rem master.indd 9012/7/12 1:30 AM ПРИ СБОРКЕ, КАК ПРАВИЛО,ПОНАДОБИТСЯ НОВЫЙ КОМПЛЕКТПРОКЛАДОК, А ТАКЖЕ МЕДНЫХАЛЮМИНИЕВЫХ ШАЙБ.‣ МАСТЕРСКАЯ с.90, САМОПАЛ с.96, КОНКУРС с.991Чтобы вынуть нижний поперечный болт, на Kayoпридется ослабить винты резиновой накладкимаятника и сдвинуть ее наружу. Вынимать моторлучше с помощником. Одному легче, если байкположить набок.3Бывают и другие метки (буквы, ромби так далее). Если метка не доходитдо прилива, прокрутите вал за маховик(ротор генератора). Не забудьте приустановке сориентировать шестернюправильно (ее отверстия симметричныи допускают разные положения).Отворачиваемдва болта крепленияшестерни распредвала.Совмещаем метки на шестерне с приливомна головке. Маркировка FL (Front Leſt)находится, как и следует, спереди слева,то есть в положении, при котором обаклапана закрыты (нужное для проверкии регулировки зазоров положение).Метка «Т» намаховике при этомдолжна находитьсянапротив вырезав верхней частилевой половиныкартера.Отворачиваемдва болта креплениянатяжителя цепии вынимаем натяжитель(при этом его шток долженвыдвинуться до упора).4Отворачиваем болты крепленияпатрубка карбюратора и снимаемпатрубок. Откручиваем болтыкрепления крышек для доступак клапанам.5Проверим и запомним положениеметок ГРМ. Для этого отворачиваемчетыре гайки (YX) или болта (ZS)крепления крышки шестерни распредвалаи аккуратно снимаем крышкус прокладкой (картонной или резиновой).2Отворачиваемштуцерымасляноймагистралии снимаем ее.Вынимаем шестерню,придерживая цепь. Еслиполностью разбиратьдвигатель не нужно,зафиксируем цепьпроволокой (см. след. фото).6Разборка головкицилиндра1 Первым делом стоитизмерить клапанныезазоры (на холодныхдеталях). У двигателяZS150 они оказалисьв пределах 0,03-0,05 мм,хотя дилерский центр«Скутер-М», куда мыобратились, рекомендует выставлять 0,120,15 для впускныхи выпускных клапанов.В принципе, при разборке-сборке зазор не«уходит», поэтому правильную регулировкуможно не нарушать.Однако при замене илипритирке клапанови седел регулировкаобязательно потребуется.2 Размер четырехгранника для регулировки – 3 мм, однаковинт при затяжке гайки(ключ «на 9», фото 1)легко удержатьтонкими пассатижами.3 Силовой отверткойоткручиваем винтыкрепления стопорнойпластины.4 Сняв пластину…5 …вынимаем полыеоси кулачков…6 …и сами кулачки.Не путаем детали (чтобы сохранить регулировки)! Распредвалвращается в двух подшипниках, плотно посаженных в головку.7 Подложив под головку цилиндра со стороны клапанов брусокиз дерева или мягкого металла (чтобы онупирался в клапан), надавливаем на тарелку78пружины клапана отверткой или рожковым ключом и тонкойотверткой (или магнитом) подцепляем сухари клапана и вынимаем их.8 Вынимаем тарелкупружины, две пружиныи клапан. Обратитевнимание: клапаныи пружины – разные.Впускной – больше,а его наружная пружина на ZS150 маркирована желтым. Приснятии и установкебудьте осторожны –не повредите сальники клапанов (при сборке обильно смажьтедетали маслом).январь 2013 moto-magazine.ru090-095 rem master.indd 919112/7/12 1:30 AM УДОБНЕЕ ПЕРЕБИРАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ВДВОЕМ, НО, В ПРИНЦИПЕ, МОЖНО ОБОЙТИСЬ И ОДНОМУ,НО В ТАКОМ СЛУЧАЕ ЕГО ПРИДЕТСЯ ЗАКРЕПИТЬ НА СТАНИНЕ ЕЕ НЕТРУДНО СДЕЛАТЬИЗ СТАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ, ЛУЧШЕ ПОВОРОТНОЙ. ДЛЯ ПОЛНОЙ ПЕРЕБОРКИ ДВИГАТЕЛЯЧТО ПРАКТИЧЕСКИ НИКОГДА НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОНАДОБИТСЯ 45 ЧАСОВ.МАСТЕРСКАЯОтворачиваем четыре колпачковыхгайки и два болта (под снятой крышкойГРМ) крепления головки цилиндра.Снимаем головку цилиндра. Ее разборка показана на отдельной плашке (с. 83).Снимаем металлическую прокладку, оставшуюся на цилиндре.…и снимаем цилиндр.При необходимости, вначале осторожноотделяем его прокладку, чтобыне повредить ее.Чтобы снять поршень, поддеваемотверткой и снимаем тонкимипассатижами стопорное кольцо,после чего извлекаем поршневой палец(напроход).Снятые кольца. Маслосъемное состоит из двух тонкихколец и пружинного расширителя. При сборке его укладываютпервым, поскольку «пружинка» имеет выступы, которыеупираются в тонкие кольца и не дают ей вылезти за диаметрэтих колец.92Поршень, палеци шатун подобраныпо зазорам. При заменедеталей обращайтевнимание на цветовуюмаркировку.Вынимаем успокоитель цепи…Кольца снимаем, осторожно разведяконцы пальцами. Чтобы не поцарапатьцилиндр при снятии-установке, стоитпередвигать их по полоскам латуни,пластика (от бутылки), в крайнем случаеможно использовать тонкий нож.Также при сборке обращайте вниманиена ориентацию поршня. Большая выемка под клапан(маркировка IN) должна соответствовать впуску(смотрит вверх), малая (EX) – выпуску (смотритвниз).moto-magazine.ru январь 2013090-095 rem master.indd 9212/7/12 1:30 AM ДЛЯ ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ ТРЕБУЕТСЯ СПЕЦИНСТРУМЕНТ. ОДНАКО МЫ ПОКАЖЕМ, ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬБОЛЬШИНСТВО ПРИСПОСОБЛЕНИЙ БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ ДЕЛА. ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ТОЧНО СТОИТПРИОБРЕСТИ  ЭТО СЪЕМНИК РОТОРА ГЕНЕРАТОРА МАХОВИКА, ПРИЧЕМ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕНА НАПРАВЛЕНИЕ РЕЗЬБЫ НА РОТОРЕ  ВСТРЕЧАЕТСЯ КАК ПРАВАЯ, ТАК И ЛЕВАЯ.Чтобы не перепутать их, используйтерезиновый ремень с отверстиями.Отворачиваем болты крепленияправой крышки (два болта в кружочкеотворачиваем только, если требуетсяснять масляный фильтр)…Если мы разбираем двигатель не на станине, удобнее сначалаотвернуть болты, стягивающие половинки картера.…и снимаемее. Не потеряйтешайбу валакикстартера!Разогнув стопорные усики гайки корзины сцепления,специальным приспособлением и пневмогайковертомотворачиваем ее.Вынимаем подшипниквыжима сцепления и, отвернувчетыре болта…Если такого ключа нет, можновоспользоваться рожковым «на 17» с узкимигубками, зажав его большим разводным ключом.…снимаем опорную пластинуи вынимаем четыре пружины.Валы от проворачивания удобно зафиксироватьуниверсальным алюминиевым стопором шестерен(копеечный тройник тормозной системы «Жигулей»).Из отверстияколенвалавынимаемдеталь маслянойсистемы (ZS150,у YX160 такойдетали нет).Снимаем барабан, диски и корзину сцепления,обращая внимание на положение шайб (out side – этойстороной наружу).январь 2013 moto-magazine.ru090-095 rem master.indd 939312/7/12 1:31 AM КРЕПЕЖ ЖЕЛАТЕЛЬНО СКЛАДЫВАТЬ В ОТДЕЛЬНЫЕ, ПРОЧНО ЗАКРЫВАЮЩИЕСЯ ! БАНОЧКИВ СООТВЕТСТВИИ С ТЕМИ УЗЛАМИ, КОТОРЫЕ РАЗБИРАЕМ. ДЛЯ ФИКСАЦИИ ВИНТОВ В КРЫШКАХИЛИ ШАЙБ И ШЕСТЕРЕН НА ВАЛАХ ПРИГОДЯТСЯ РЕЗИНОВЫЕ КОЛЕЧКИ, КОТОРЫЕ ЛЕГКО НАРЕЗАТЬИЗ АВТОМОБИЛЬНЫХ ИЛИ МОТОЦИКЛЕТНЫХ КАМЕР.МАСТЕРСКАЯМоменты затяжки ответственных соединений:Гайка крепления головки цилиндра – 10-12 НмБолт крепления головки цилиндра – 9 НмГайка крепления ротора генератора – 41 НмГайка крепления корзины сцепления – 42 НмСнимаем втулку корзины сцепления.Гайку коленвала можно отвернутьи большими щипцами. Под ней –коническая шайба (маркировканаружной стороны – out side).Вал от проворачивания фиксируемза ротор генератора (см. ниже).Снимаем с валаведущую шестернюмоторной передачии привода масляногонасоса (под ней).Слегка обстучав резиновым молоткомполовинки картера, слегка раздвигаем их.Далее, слегка повернув вал кикстартера,проводим упор храповика через паз в отливке…Снимаем стопорные кольца паразитной шестерни(на валу КП) и шестерни кикстартера, снимаем и самишестерни с шайбами.…и, отведя пальцами рычаги переключенияи фиксатора копирного вала, снимаем правуюполовину картера.Сняты шестерни, шайбыи стопорные кольца. Чтобышайба на конце вала непотерялась, фиксируем еерезиновым кольцом.Выведяиз зацепленияус пружины,вынимаем валкикстартера.94Чтобы снятьротор, понадобитсяцентральный винтовойсъемник. Внимание,у наших двигателейрезьба под него –левая, но встречаетсяи наоборот.Если нет фиксатора ротора, чтобы отвернуть гайку,фиксируем его, вставив в окошко ключ или подходящийболт под ключ. Так же поступаем при затяжке (на фото).Осторожно, длинный болт может повредить статор!Впрочем, пневмо- или электроинструментом гайкуможно отвернуть и так.Статор крепится двумя винтами. Как и его основание.moto-magazine.ru январь 2013090-095 rem master.indd 9412/7/12 1:31 AM ВЫСТАВЛЯЯ МЕТКИ ГРМ ПРИ СБОРКЕ МОТОРА, ВНАЧАЛЕ СОРИЕНТИРУЙТЕ РАСПРЕДВАЛ ТАК, ЧТОБЫ ОБАКЛАПАНА БЫЛИ ЗАКРЫТЫ, И НЕ СДВИГАЙТЕ ЕГО, ПОКА ТОЧНО НЕ НАДЕНЕТЕ ЦЕПЬ НА ОБЕ ШЕСТЕРНИ,ПОСТАВИВ ПОРШЕНЬ В ВМТ ПО МЕТКЕМАХОВИКЕ.ПОЛОЖЕНИЕВМТМОЖНОПРОВЕРИТЬОТВЕРТКОЙЕННАА МАМАХОВИВИКЕКЕ.. ПО ОЖОЛОЖЕНЕНИЕИЕ ВМТ МОЖНООЖНО ПРОВЕРИРОИТЬТ ОТВТ ЕРЕ ТКТ ОЙОИ ЧЕРЕЗ ОТВЕРСТИЕ ДЛЯ СВЕЧИ, СЛЕГАПОВОРАЧИВАЯКОЛЕНВАЛМАХОВИК.ГАА ПОВОВОРОРАЧАЧИВИВАЯАЯ КОЛЕНОЛНВАВАЛЛ ЗА ММАХАХОВО ИКИ .БезББез необннеобходимостиеоеобвалалылы КПКП лувалылучшеневывынынимаимаиматьать,тьь, подстраховаввынимать,деталидедеталииоотт выпаденияррезиновининовывымым кольцами.резиновымиКакКак тольттолькоолькоололько роткороторор сняснснят,т,можноможно вынынутьыннуть кколенчатленчатыйчачата ыйый валлвынутьколенчатыйсбореподшипниками.всборебоборесппоодшипнидшишипниикамками.и.и.Если необходимо извлечь планку натяжителя цепи, придетсяснять и основание статора.Вынуть валы можно в сборе. Для этого…...поддев заглушку болта крепления копирного вала отверткой,вытаскиваем ее……и выкручиваем болт.О чем стоит помнить при сборке:Сальники поддеваем отверткой……подшипники выпрессовываемподходящей оправкой.Однако, чтобы выпрессоватьэтот подшипник, понадобитсясъемник. А то и прогрев картера.Не перетянуть крепеж. «Поплывшая»резьба в картере –приговор детали.Не потерять направляющие втулки. Ониесть почти на всех сопрягаемых поверхностях отливок.Не забыть загнутьстопорные пластины,закернить буртики,нанести фиксаторрезьбы (там, где этотребуется, конечно).Правильно установить натяжитель цепи:1 Вначале нужновыкрутить и вынутьцентральный болтс пружиной, полностью утопить шток,установить и притянутьболтами натяжитель…2 …затем вставитьпружинную часть(не потерять маленькийупор на конце!) – раздастся щелчок – и только после этого притянуть центральный болт.Наконец, залитьмасло, прокрутив валкиком, проверить всеметки ГРМ, попереключать передачи, убедиться, что сцеплениеработает и… можнозаводить!Собираем мотор в обратнойпоследовательности. Главное –не спешить, а после сборки убедиться, что все детали нашли своеместо. Вот почему чистота и порядок – это половина успеха.Питабайк Kayo CRF-7Hпредоставлен на тест компанией«Скутер-М».1январь 2013 moto-magazine.ru090-095 rem master.indd 9529512/7/12 1:31 AM