82
83
84
85
86
87
88
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВGILERA SATURNOтекст Александра ВОРОНЦОВА, фото автора и из архива редакцииGilera Saturno – один из самых универсальных мотоциклов в мировой истории.Как дорожный аппарат он был хорош для ежедневных поездок на работу,как спортивный выиграл множество шоссейных мотогонок (соло и с коляской),мотокроссов и даже принес золотые медали итальянской команде в «шестидневке».Первую «пятисотку» Джузеппе Джилера построил еще в 1910 году, всего через год после основания своейкомпании. Мотоциклы этой кубатуры возглавляли модельную гаммуGilera до конца 50-х.Конечно, машины постоянно совершенствовались. В конце 30-х годов инженер Джузеппе Салмаджи82получил задание спроектироватьновый 500-кубовый аппарат. Заоснову он взял успешную модельVTGS, прозванную «otto bulloni»(«восемь болтов» – такое количество крепежа требовалось дляфиксации цилиндра на картере).Но, в общем-то, главное, что онпозаимствовал у предшественни-ка, – его размерность: 84х90 мм,что соответствует 498 см³ рабочегообъема. В остальном машина получилась действительно новой. ЕслиGilera VTGS, как и львиная доля мотоциклов 30-х годов, имела коробкупередач в отдельном блоке, то длясвоего аппарата Салмаджи выбралмоноблочную схему: четырехсту-пенчатая коробка передач в общемкартере с двигателем, моторная передача шестернями и сухое многодисковое сцепление. Причем «внутренности» коробки передач можнобыло вынимать, не снимая двигатель с рамы. Вертикальный чугунный цилиндр крепился к картерупятью шпильками. Верхние клапаныmoto-magazine.ru январь 2013082-088 Gilera Saturno.indd 8212/7/12 1:34 AM с шпилечными пружинами располагались под углом 70° друг к другу,формируя почти полусферическуюкамеру сгорания. Привод клапанов – длинными алюминиевымиштангами от нижнего распредвала.В том же туннеле, в котором проходили штанги, располагались масляные магистрали; на фоне извергаю-щих масло изо всех щелей моторовтой поры двигатель новой Gileraпроизводил такое ошеломляющеевпечатление своей чистотой, что заслужил прозвище «герметичного».Головка цилиндра и поршень (с тремя компрессионными и одним маслосъемным кольцами) – из алюминиевого сплава. Сборный коленвалОСНОВАННАЯ В 1909 ГОДУGILERA  ОДНА ИЗСТАРЕЙШИХ СУЩЕСТВУЮЩИХМОТОЦИКЛЕТНЫХ КОМПАНИЙВ МИРЕ. С 1969 ГОДА ОНАВХОДИТ В СОСТАВ КОНЦЕРНАPIAGGIO.январь 2013 moto-magazine.ru082-088 Gilera Saturno.indd 838312/7/12 1:34 AM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВGILERA SATURNOДвигатель GileraSaturno – моноблочнаяконструкцияс выступающимвниз поддономкартера, в которомрасполагалисьмасляный насоси фильтр.Вертикальныйчугунный цилиндркрепился к картерупятью шпильками.Для уменьшениявысоты агрегатаклапанные пружины –шпилечные.вращался в трех подшипниках(справа – шариковый подшипник,слева, со стороны моторной передачи – роликовый и маленькийвспомогательный шариковый,встроенный в крышку картера).Нижняя головка длинного (180 мм)кованого стального шатуна соединялась с коленвалом через роликовый подшипник.Ходовая часть мотоцикла былатрадиционной для Gilera той поры:замкнутая рама из стальных труби штамповок, передняя параллелограммная вилка и оригинальнаязадняя подвеска конструкции Джузеппе Джилеры, с пружинами, спрятанными в длинные горизонтальныетрубы, и фрикционными амортизаторами.84Довоенный прототип Gilera Saturnoобразца 1940 года.В 50Е И 60Е ГОДЫGILERA SATURNO НАРЯДУС NORTON MANX БЫЛАОСНОВНЫМ СНАРЯДОМГОНЩИКОВЛЮБИТЕЛЕЙВ ПЯТИСОТКАХ.Оригинальная задняя подвеска конструкции ДжузеппеДжилеры, с горизонтальными пружинами и фрикционнымиамортизаторами.Серийный Gilera Saturno отличался от довоенногопрототипа в основном рамой, замкнутой через картердвигателя.Дебют новинки состоялся намотор-шоу в Милане в 1940 году.Модель впервые в практике компании получила собственное имя –Saturno (до этого мотоциклы компании обозначались аббревиатурами – так, VTGS означало Valvole inTesta Gran Sport, то есть «верхне-клапанная, спортивная»). Увы, годне способствовал хорошему урожаю: тогда сделали всего шесть машин (на одной из них Массимо Массерини успел выиграть последнююпредвоенную гонку Targa Florio).А в серию пошел армейский мотоцикл Marte; его двигатель имелявное конструктивное сходствос Saturno, но был нижнеклапанным и развивал всего 14 л.с. ЗатоMarte комплектовалась коляскойс приводом на ее колесо, что совсемне лишне для военной машины.А серийное производство Saturnoначалось уже после Второй мировойmoto-magazine.ru январь 2013082-088 Gilera Saturno.indd 8412/7/12 1:34 AM Для того, чтобы получить удовольствие от мотогонок,не обязательно побеждать (хотя это и не помешает).Одна из самых приятных гонок в моей карьере –состязания ретро-байков Goodwood Revival 2010 года, гдея занял шестое место в общем зачете на Gilera SaturnoCompetizione 1946 года.СЛАВААГУДВУДGoodwood Revival – одна из самых престижных и сложных гонок для старинных спортивныхмотоциклов. Она ежегодно привлекает до 80 000 зрителей, а среди ее участников – экс-звездымасштаба Уэйна Гарднера и Джереми Мак-Уильямса. В том годуна старт вышли 30 историческихаппаратов (по четным годамк гонке допускаются машинывыпуска до 1952 года, по нечетным – до 1967-го), но наша Gileraскимстала единственным итальянскиммотоциклом.ту«Наша» – потому что я выстуонномом,,пал вдвоем с Тимом Джексоном,ныххзавсегдатаем гонок старинныхмотоциклов и владельцемэтого аппарата. История машины тоже примечательна.боЭтторе Вилла много лет работал тест-пилотом компанииеGilera, участвовал в доводкеогоночных четырехцилиндровых машин, а в 40-х годахвыступал в гонках на одноцилиндровой Saturno Competizione. Мотоцикл настолько запал ему в душу, что в конце 60-хон ккуупил доророжный SaSatuturno SportкупилдорожныйSaturnoи перестроил его в гоночный –в точном соответствии с заводской спецификацией 1946 года.В 1992 ггододу, когда Вилле быыВ 1992 году,ло уже 8282 года, онуже82 года,продал аппаратоши НАКАМУРЫТКАРТА, фото Китекст Алана КАвойны, в 1946 году. 22-сильнаяGilera Saturno Sport в целом походила на довоенный прототип, но получила разомкнутую раму – картербыл встроен в ее силовую схему.Кроме того, выпускалась 18-сильная модификация Saturno Turismo,со сниженной степенью сжатия и головкой цилиндра из чугуна. Впрочем, на такой бюджетный вариантклевали только 20% покупателейПЕРВУЮ НЫЙГОНОЧДПОБЕ У ДВИГАТЕЛЕМКЛ СМОТОЦИ A SATURNOGILERГОДУ,Л В 1940 АЖРЕДОНЮЮПОСЛЕД ОДУ.9В 196 ГSaturno. Ведь новая Gilera по бедным послевоеннымвременам была товаромчуть ли не элитным – львинаядоля продаж в разоренной Италии приходилась на малокубатурные аппараты: всяческие Vespa,Mosquito и прочие Cucciolo… И длясамой компании Gilera в 50-е годыдойной коровой стала 150-кубоваяМотоциклы Gilera Saturno успешновыступали и во внедорожных состязаниях(на трассе – заводской гонщик ЭттореВилла, 1948 год).машина, а в дополнение к 500-кубовому Saturno фирма выпускала очень похожийпо конструкции 250-кубовыйNettuno.Еще в 30-е годы Gilera сделалапервый удачный гоночный мотоцикл с четырехцилиндровым двигателем. Но после войны машину пришлось срочно переделывать: ФИМянварь 2013 moto-magazine.ru082-088 Gilera Saturno.indd 858512/7/12 1:34 AM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВбританскому знатоку РеймондуЭйнско, автору книги о гоночных Gilera. Тот участвовал наэтой машине в различных состязаниях ветеранов, а в 2006году, собирая деньги для покупки другой редкой Gilera, уступил ее Тиму.Первое выступление Джексона,в 2008 году, закончилось неудачей – треснул картер. И тогда Тимрешил всерьез взяться за подготовку старинного мотоциклак современнымгонкам. На тщательно отремонтированный картер он поставилновый алюминиевый цилиндрс чугунной гильзой. Коленвал,коренные подшипники и шатунДжексон взял от трековой Jawa,поршень – от BSA Gold Star, а взамен оригинального карбюратораDell’Orto с диффузоромдиаметромGILERA SATURNO30 мм поставил Amal тех же времен, но с 35-миллиметровой«дырой».Не меньшую работу пришлосьпровести и с шасси. «Управляемость аппарата была, скажем так,непредсказуемой, – вспоминаетТим. – После первых же заездовя понял, что представляю опасность и для себя, и для другихгонщиков». Поэтому Джексонпоставил переднюю вилкуWebb, задние фрикционныеамортизаторы заменил нагидравлические Girling(сохранив своеобразныегоризонтальные пружины заднейподвески) и установил впередибарабанный тормоз от Norton(который даже выглядит почтитак же). Пуристы могут фыркатьсколько угодно, но, во-первых,мотоцикл изначально не былмашиной завод-ской команды, которую следуетво что бы то ни стало сохранятьв оригинале, а во-вторых, на фоне откровенных новоделов, оккупирующих значительную частьстартового поля в гонках ветеранов, наша Gilera прямо-таки покрыта благородной патиной времени.Посадка на Saturno совсем нетесная – она куда лучше подходит для моих 180 см, чемдля итальянских гонщиковкоротышек. Аппарат высокий – вы явноТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕРИЙНЫХ МОДИФИКАЦИЙGILERA SATURNOГодывыпускаМодельМакс. мощность,л.с./об/минМассамотоцикла, кгБаза, ммМакс.скорость,км/ч120Saturno Turismo1946-195218/45001781470Saturno Sport1946-195222/50001681470135Saturno San Remo1949-195236/60001291420185Saturno Turismo1952-195818/45001851470120Saturno Sport1952-195822/50001751470135Saturno Piuma1952-195538/62001251375190Saturno Piuma1955-196142/65001251375210Примечание: размерность всех модификаций 84х90 мм, рабочий объем 498 см³.86moto-magazine.ru январь 2013082-088 Gilera Saturno.indd 8612/7/12 12:32 PM сидите «на нем», а не «в нем». Онощутимо выше, чем Norton Manx!Руль расположен ниже, и он уже,чем на оригинальном мотоцикле – Тим решил, что такой лучшеподходит для скоростных виражей Гудвуда. Но на высокой скорости начинается шимми – мнедаже пришлось сбросить газ, чеми воспользовался Пол Смарт (тотсамый, кто принес славу Ducati)и обогнал меня на своем NortonDomiracer. На следующем виражея обошел его на торможении, нона скоростной прямой шиммиповторилось опять, и я уступилСмарту. На середине дистанции, когда запас топлива в бакеуменьшился, колебания переднего колеса прекратились.Передняя шина Avon Roadrunner F2 обеспечивает отличноесцепление – что особенно важно,когда в крутых виражах вы стараетесь не слишком сильно сбрасывать обороты, переходя на третьюпередачу. Длинноходный моторSaturno не слишком-то охотнораскручивается. Зато он отличнотянет на малых оборотах, в то время как высокооборотным моторам соперников еще надо войтив рабочий диапазон. Между третьей и четвертой можно переключаться, не выжимая сцепления, хотя при переходе вниз надо бытьаккуратным, чтобы не попасть напромежуточную нейтраль. А этосовсем лишне, если вы в этот момент что есть силы жмете на тормоза и стремитесь помочь двумбарабанам, тормозя еще и двигателем.Мы с Тимом в Гудвуде ставили себе задачу попасть в первую десятку, и первую гонку я закончилна пятом месте – совсем неплохо! Вторую гонку начинал Джексон. Когда он передал мне аппарат во время пит-стопа (Тимтогда шел восьмым), то предупредил: «На последнем кругесцепление начало проскальзывать. Постарайся не добить егои дойти до финиша!»Как потом выяснилось, сломалась одна из шпилек сцепления.На выходе из крутых поворотов,когда приходилось резко открывать газ, складывалось впечатление, что я вообще потерял привод! К счастью, на трассе Гудвудтолько два крутых поворота и одна шикана, остальные виражи до-запретила наддув, – и заводская команда временно получила гоночную версию одноцилиндрового Saturno. Двигательс алюминиевым цилиндромс чугунной гильзой, картеромиз магниевого сплава и моноблочным карбюраторомDell’Orto развивал 36 л.с. при6000 об/мин. Даже когда «четверка» вышла на гоночныетрассы, одноцилиндровую модель держали в запасе: благодаря хорошей управляемости онастаточно скоростные. Я прибавлял газ понемногу и ухитрилсяпродолжать гонку – потеряв,правда, по 15 секунд с круга. Нокое-кто из гонщиков на скоростных машинах сошел с трассы,так что я неожиданно для себяпришел седьмым! По сумме двухгонок мы с Тимом заняли шестоеместо. Конечно, если бы не поломка сцепления… Но в соревнованиях бесполезно рассуждатьо том, что «если бы…». Остаетсядождаться следующей гонки –и доказать, на что способны мыи наша Gilera. ПереводАлександра ВОРОНЦОВАлучше подходила для сложных«закрученных» трасс. Таких какв Сан-Ремо – гонщики Gilera наодноцилиндровых машинах выигрывали ее три года подряд. И когдав 1949 году началось мелкосерийное (порядка 20 аппаратов в год)производство гоночных реплик, ониполучили имя Saturno San Remo.Наряду с Norton Manx одноцилиндровые Gilera до середины 60-хгодов составляли основу паркадля гонщиков-любителей в классе500 см³ в соревнованиях самогоянварь 2013 moto-magazine.ru082-088 Gilera Saturno.indd 878712/7/12 1:35 AM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВGILERA SATURNOЦилиндр гоночного двигателя изготовленне из чугуна, а из алюминиевого сплава, картер –из магниевого сплава.разного ранга, вплоть до чемпионата мира. Для состязаний мотоциклов с колясками, где тогда допускались 600-кубовые моторы, быловыпущено некоторое количестводвигателей увеличенного до582 см³ рабочего объема.Даже когда «четверки» доказалисвою состоятельность, выигравчемпионат мира, развитие «сингла»продолжалось. В 1952 году для него была разработана головка цилиндра с двумя верхними распредвалами; такой двигатель развивал45 л.с. при 8000 об/мин. Но к тойпоре четырехцилиндровая машина,получив раму типа featherbed, демонстрировала значительно лучшую управляемость, так что двухвальная «одностволка»развития не получила.Между тем совершенATURNOGILERA S НАТОКИствование серийного доЗМНОГИЕ ОДНИМрожного Saturno продолТжалось. В 1950 годуСЧИТАЮ РАСИВЫХКХЫМмотоцикл обзавелся пеИЗ СА ЦИКЛОВредней телескопическойМОТООВ.вилкой и более мощными50Х ГОДбарабанными тормозами.311. Гоночная модификация – Gilera SaturnoSan Remo.2. Кроссовая модификация GileraSaturno, 1953 год.3. Gilera Saturno Piuma – серийнаягоночная машина.4. В 1955 году Gilera Saturno Sportполучила своеобразный сдвоенныйглушитель от компании Abarth.24В 1952 году – новой, полностьютрубчатой рамой и маятниковойподвеской с двумя гидроамортизаторами обычного типа.Все эти усовершенствованияв ходовой части в 1952 году получила и серийная гоночная модель,которую окрестили Piuma («Перо»).88Ее двигатель слегка форсировали –до 38 л.с., а в 1955 году установкойкарбюратора Dell’Orto с «дырой»диаметром 38 мм подняли мощность до 42 л.с. Такой аппарат,снабженный обтекателем, разгонялся до 210 км/ч! В 1953 году назаводе Gilera построили партиюкроссовых мотоциклов с моторомPiuma, переделывали Saturno и для«шестидневки» (прообраза нынешних соревнований эндуро).Производство дорожных версий Gilera Saturno прекращенов 1958 году. Всего за эти годысделано 6026 мотоциклов всехмодификаций. Казалось бы, совсем немного – но не забывайте,что в Европе 50-х годов обладание большим мотоциклом былороскошью, мало кому доступной(а выгоды от экспорта в США итальянцы, в отличие от англичан,тогда еще не оценили).Сегодня Gilera Saturno – желанная добыча для любителей староймототехники (тем более что большой итальянский мотоцикл той поры – огромная редкость, если этоне Moto Guzzi). Многие считают егоодним из самых красивых аппаратов 50-х годов. Интересно, что с 1988по 1992 годы компания Gilera выпускала его ремейк, известный какSaturno Bialbero. Но это была совсем другая машина, хотя тожепо-своему замечательная.moto-magazine.ru январь 2013082-088 Gilera Saturno.indd 8812/7/12 1:35 AM