ерики. Цель – Аляска.Я еду на самый север Северной Ам ов, лесных дебрей и голойЗемля рек и озер, ледников и вулкану американца ассоциируетсятундры. Самый большой штат США щими компаниямис золотой лихорадкой, нефтедобываювом «Продано!» и удароми Джеком Лондоном. А у меня со сломолотка по столу…легСтекст Олега «Ото автораа» КАПКАЕВА, фоПОХОЖЕ, ПОЕЗПРОХОДИЛА ПОД ДКАДЕВА НЕ ПОКЛЯНЧИ ИЗОМ:ТУ МЕСТНЫХ БЕНЗ Ь ЛИИНА?112moto-magazine.ru январь 2013112-123 travel alaska.indd 11212/7/12 12:38 AM ‣ НА ИНДИАНЕ ПО КАНАДЕ И АЛЯСКЕ с.112,ЕВРОПЕЙСКИЙ СЛЕТ КОЛЯСЫЧЕЙ с.124,ШКОЛА КВАДРОЦИКЛИСТА с.126, НОВОСТИ с.130Началось путешествие феерично!Из сообщения по радио: «Мощныйторнадо обрушился на несколькоамериканских штатов. Сильнейшиепорывы ветра вырывают с корнемдеревья, срывают крыши с домов,сносят автомашины с дорог. Ветерсопровождается ливневыми дождями и грозами…» Вляпался я в сейкатаклизм в Нью-Джерси, за 300 кмдо канадской границы. Видел, какфуры встают на обочинах, видел,как летают деревья. «Немного»промок, особенно штаны изнутри.Спрятался в туалете в зоне отдыхана интерстейте. Здесь и познакомился с приятной девушкой…лет 45. В результате снял весь ееотель (9 комнат) за 57 «убитыхенотов». Приехала ее дочка с мужем – у них пострадал дом, и дерево упало на машину. Все в шоке!Я тоже – в торнадо еще не попадал…Утром буйство природы закончилось. И я водрузился на мотоцикл,мокрый и покрытый листиками.Созерцаю Ниагарский водопад.Это граница, въезжаю в Канаду.Дорога с романтичным названиемQueen Elizabeth Way идет по берегуозера Онтарио до Торонто. ПослеШтатов радует привычная метрическая система – литры, километ-МОТОКЛУБры… доллары. Первые впечатления – дороги лучше, а организациядвижения в самом большом городеКанады фантастическая. Еда похожа на америкосовскую, но в масселюди худее, девчонки симпатичнее.Всё дороже, полиции меньше.Само собой родилось обращениек нашему президенту: «УважаемыйВладимир Владимирович! Съездите, пожалуйста, в Канаду и поговорите там с ответственным за дороги. При схожем климате и загрузкетрассы, асфальт здесь почему-тоне только ровный, без заплат, с разметкой, с обочиной (без мусора), ноеще и везде одного цвета! Может,его красят после того, как положат?..»Из Торонто выезжаю на TransCanada Highway. Одна из самыхдлинных федералок в мире (более8000 км) пересекает все десятьобластей Канады.Озеро Гурон – канадский Байкал.Вода прозрачна метров на пятьвглубь! Ландшафт – скалы, елки,камни, мох. Ну чисто Сибирь илиФинляндия. Деревня Санта Марияде Гурон – гордость и боль земликанадской. Тут первые миссионеры«учили хорошему» индейцев… которые от этой науки вымерли. Тех,что выжили, здесь корректно назы-январь 2013 moto-magazine.ru112-123 travel alaska.indd 11311312/7/12 12:39 AM РАСПАХНУТЫЙ МИРвают «первые нации»… Пересекаюмного резерваций, территорий индейцев. Они говорили: «Пока светитсолнце, пока течет вода в реках, мыбудем здесь жить – это наша земля!» Так и случилось, только малоих осталось. Зато тема «Indian» активно используется в продвижениитоваров и услуг.Берег Гурона, рядом с трассоймотель. Табличка: «Частная собственность! Без регистрации не находиться». Оставляю Indian околотаблички и спускаюсь к берегу.Фотографирую… Подбегает прилично одетый (в шорты) канадец и кричит, что это все его и фотать нельзя! С улыбкой наблюдаю заним. Потом поднимаю фотоаппарат, но мужик прыгаетпередо мной, закрывая руками объектив. Минутытри с хохотом развлекаюсьперестановками камеры.В Канаде (как и в США)любят возить с собой домики. По трассе много мотелейи фаст-фуда, правда, между ними 60–100 км. Практически нет рекламы,только указатели мотелей,пляжей, мест отдыха и заправок. После 500 кило-НА ИНДИАНЕ ПО КАНАДЕ И АЛЯСКЕметров по берегу озера дорога уходит в бескрайние леса. Тут и тамлежат трупики белок и скунсов, распространяя терпкий мускусный запах. Забавны черепахи размеромсо шлем, переходящие трассу.Ограничение скорости на ТрансКанаде – «90». Иду 110–125 км/ч,но большинство меня обгоняет! Даже при том, что на обочинах стояттаблицы штрафов; за 110 км/ч –$95. Полиции не видно совсем.За день погода поменялась десяток раз – от жгучего солнца до маленького торнадо с горизонтальнымливнем и нулевой видимостью.Чем дальше, тем глуше места. Количество заправок (тоесть их отсутствие) заставляет волноваться (два пробега – по 157 и 244 км),но движение интенсивное,не пропаду. На заправкахчасто работают дети по12–14 лет, совершенно одни. Населенных пунктов немного, и они крохотные. Умиляют надписи типа «Talafoxe.Population 247». Только гдеон, этот популейшн, прячется?..Полиции действительномало, а встречи с ними былиполны позитива и надежды. Несколько раз ко мне, чего-то тамковыряющему на трассе в неположенном месте, подъезжалиполицейские и заботливо интересовались, не случилось ли чегоу славного русского парня и не надо ли помочь? В районе Тандер-Бэй*(полностью оправдавшего свое название), рядом со знаком о штрафев $10 000 за превышение скорости,наперекор ветру и дождю средигрома и молний, стою на обочине,«втыкаю» на шикарный вид одногоиз Великих озер и жую банан. Останавливается огромный черныйджип с надписью «Police» и интересуется, нет ли каких затруднений?Нет, просто ем банан, так как мнекорм по часам принимать надо. Такон смутился и даже извинился, чтос собой у него только кофе в термосе, а бутерброды он уже съел…К обращению: «Уважаемый Владимир Владимирович! Ну пожалуйста! Давайте купим с потрохами всюполицию Канады и привезем в Россию! Числом их будет поменьше,а умением побольше. А на оставшиеся деньги от зряплат нашей полиции еще и чиновников докупим!* «Грозовой залив» (англ.)А наших обалдуев даром (илипр дется доплатить?..) отдадимЗимбабве или Гондурасу какомунибудь, они там к месту будут!»Lake Superior, а по-нашему – озеро Верхнее – крупнейший пресноводный водоем в мире. Дорога идетвдоль берега, позволяя насладиться пейзажами. Трафик не слишкомактивный, а фур много, едут быстро, красиво… Остановился по нужде, увидел рядом знак «Арктическийводораздел». Опять удалось «отлить» в два океана сразу (первый в Монголии). Традиция, однако!Провинция Манитоба. Край прерий и озер (последних тут более110 тысяч!) выглядит победнее Онтарио. Дороги похуже, но до Виннипега прямая как стрела четырехполоска. Пейзаж сильно напоминаетсреднюю полосу России: поля, березки, речки. Жара, +27 °С.Кругом полно индусов и китайцев. ПОЛНО! У них программа попривлечению иностранцев. Но вотрусских 25 000, а китайцев 125 000!Похоже, не знают, что творят.На заправке при начавшемся резерве залили якобы 18 л бензина,хотя до этого больше 17 л не входило. А в кафе принесли счет с разницей $7 от меню. Спрашиваю: «WTF?!.»СОЗЕРЦАЮВОДОПА НИАГАРСКИЙДВЪЕЗЖА . ЭТО ГРАНИЦА,ЮС РОМАН В КАНАДУ. ДОРОГАТИQUEEN E ЧНЫМ НАЗВАНИLIZABETH WAY И ЕМПО БЕРЕДЕГУ ОЗЕРА ОНТАР ТИОДО ТОРОНТО.114moto-magazine.ru январь 2013112-123 travel alaska.indd 11412/7/12 12:39 AM Отвечают: «Не прокатило…» Ложьи деньги правят миром!Вся Канада покрыта трэйд-постами, то есть сувенирками. Тут продают то, к чему прикоснулась рука(или другая часть тела) одного из«представителей первых наций».Например, мокасины – $45. А еслиих держали руки «первых», то $75–$130! Пила – $145–$290, варежки –$300. А вот весло для каноэ, стоит$35. Но местный краснокожий изобразил на нем свой сон и – опа! –уже приятные для него $450. Видимо, работает индейская магия.Виннипег – центральный коммерческий пункт канадского северо-запада и место жительства Винни-Пуха. Посетил памятник ему. Жесткоеразочарование! Я-то думал, что оннашенский, советский, а оказывается, он зародился в самом еврейскомгороде Канады… и имя получил поназванию города**. Ужасно!лоритные места! Многие заправкивыглядят словно экспонаты музея,однако еще в строю. Много церквей, но архитектурой не заморачиваются. Часто это простые «сэндвичные» домики-ангарчики. В гостик Богу не бывает опозданий…Въехал в Альберту, одну из основных торгово-транспортных провинций. Здесь добывают нефть, однако делают это гуманно, и природане страдает. Те же прерии, но краски ярче, трава выше, стал появляться лес с тоненькими деревьями.Вдоль всех дорог Канады, гдепроезжал, сидит множество воронов размером с курицу. Достали лоси и олени, которые обожают группами вечерить на обочинах и ходитьдруг к другу в гости через дорогу.Зато помогли выяснить, что маневренность и тормоза у «Индиана»прекрасные, позволяют сниматьфото-видео без контакта со стадом.Случилось то, что должно былослучиться – мотоцикл «обсох». Поиски привели к заправке, неработающей по какой-то уважительнойпричине. Еще 5 км – и я встал посреди трассы. Методом взбалтыванияумудрился прокатиться еще 8 кми оказался в поселке. Заправки нет,реклама** На самом деле, персонаж повестейангличанина Алана Милна медвежонокВинни-Пух получил имя от одной из игрушексына писателя. В свою очередь, плюшевыймишка Винни был назван по именимедведицы по кличке Виннипег (Винни),попавшей в Лондонский зоопарк из Канадыв 1920-х. (прим. ред.)Важная часть индейской Канады – инуксук, фигура в виде человечка из аккуратно сложенных камней из культуры инуитов. Кто-тоставит его для отметки особенноудачного места, кто-то для обозначения пути, кто-то как поклонениедухам Дороги. И я свой поставил,чтобы – ВСЕГДА!Все вокруг похоже на саратовщину или оренбуржье, только этоСаскачеван – аграрная и полнаяживности провинция. Канадцыс трепетом относятся к природеи зверью. Машины лосям и оленямне сигналят, палатки и авто ставяттолько в специальных местах, причем за деньги. Чистота везде первозданная! Мусорить дорого, к тому же везде мусорные баки.Чем дальше на восток, тем мягчеограничение скорости: Онтарио –«90», Манитоба – «100», Саскачеван – «110». На дорожных знакахпоявился желтый контур головы –здесь когда-то мигрировали индейцы. Тотемных столбов тьма тьмущая! Приходится поклонитьсямногим. Великий дух Маниту с нами!Заправиться на трассе сложно,но, заезжая в маленькие городки,встречаешь настоящих людей и ко-112-123 travel alaska.indd 11512/7/12 12:39 AM РАСПАХНУТЫЙ МИРно есть милая тетушка на огромномджипе, которая сообщила, что ейсейчас куда-то надо, но бензин привезет. Через 15 минут примчаласьс мотками колючей поволоки и канистрой. И денег не взяла: «Мы такпохожи с вами, русскими!» А до нееостановился парень, который сообщил, что, похоже, мне нужна помощь и… уехал. А в другой раз,когда я на обочине фотал красоты,проехавший джип вернулся узнать,не нужна ли помощь. А это круг 7–8 км! В общем, люди как люди…Посетил центральное историческое место Канады – форт Баттлфорд. Во второй половине XIX векаво время борьбы с индейцами онзанимал важное стратегическое положение, и вокруг образовывалисьпоселения. Здесь зародилась конная полиция, по сей день несущаяслужбу. Жалко только индейцев…А еще в Альберте есть городкиНА ИНДИАНЕ ПО КАНАДЕ И АЛЯСКЕс украинскими корнями. Посетилмузей Heritage Culture Ukrainevillage. Лубочная деревенька изфанеры. Повеселил памятникхохляцким сосискам, выглядящим как… что-то вывалившеесяиз Кинг-Конга.На дорогах полно байкеров. Многие едут с прицепчиками. По-прежнему много китайцев и индусов.Причем если на заправке те илидругие, то придется сначала платить и лишь потом заправиться.По себе других меряют, что ли?..Эдмонтон, столица провинции.Большой современный город славен крупнейшим в мире крытымторгово-развлекательным центром – 5 кварталов! Неинтересно…В бензиновом краю бензин дешевле. Зато поселки практическиисчезли. Населенный пункт – этодом, офис, магазин, почта, заправка. Все в одном.А вот и край Канады, БританскаяКолумбия. Природа сильно отличнаот предыдущей провинции – вокругзеленющие леса и холмы, местамипохожие на горы. Это конечная точка трансконтинентальных шоссеи железных дорог, здесь же крупнейшие порты тихоокеанского региона. Экономической опорой провинции давно являются лесозаготовкаи добыча полезных ископаемых.От Досон-Крик начинается построенное во время Второй мировойвойны шоссе «Аляска». По нему забираю на север. Места фантастические, и горы уже самые настоящие –перевалы до 1500 м. Вечерамитемпература падает ниже +10 °С.Дорожное покрытие стало хуже,появились участки, плотно забитыещебнем. Приходится снижать скорость… до 100 км/ч. Удивили мосты с крупной железной решеткойвместо покрытия, словно из ящиковдля бутылок. На них мотоцикл кидает из стороны в сторону. А вотгравий «Индиан» держит превосходно. И после 700–800 км пятаяточка совершенно не беспокоит.Мотели не подешевели, но здесьэто полдома на берегу реки или озера, с Wi-Fi, кухней, душем и парковкой. А при оплате наличными удается экономить до 15%.У множества городков в названиислово «форт»: Форт-Джонс, ФортНельсон… Отголосок истории –Канада начиналась с маленькихукрепрайонов. Много брошенныхмотелей и заправок. А работающиезакрывают офис в 9–10 вечера.Юкон. Это уже действительно Север! Глубокое синее небо и редкиеоблака. Разнообразная, но чахлаярастительность – деревца тонкие,трава низкая. Стоит только остановиться, как комары пытаются снятьКАНАДЦЫ С БЛАГОГОВЕЙНЫМТРЕПЕТОМ ОТНОСЯТСЯ К ПРИРОДЕИ ЗВЕРЬЮ. МАШИНЫ ЛОСЯМ И ОЛЕНЯМНЕ СИГНАЛЯТ, ПАЛАТКИ И АВТОСТАВЯТТОЛЬКО В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕСТАХ,ПРИЧЕМ ЗА ДЕНЬГИ. ЧИСТОТА ВЕЗДЕПЕРВОЗДАННАЯ!116moto-magazine.ru январь 2013112-123 travel alaska.indd 11612/7/12 12:39 AM рекламас меняшлем. Особи крупные и настойчивые. Более настойчивые икрупные – олени,лоси, бизоны. Ихникто не гоняет,поэтому бизонычинно бродят подороге, олени резво скачут по обочинам, лоси из кустов сурово вглядываются в проезжающие мимо машины. Козыи козлы (в хорошем смысле слова)просто что-то жрут прямо у дороги.Жизнь около трассы напоминаетстоль же суровые места в России.Кафе – каждые 100–150 км, заправки – 150–250 км, мотели илиместа для палаток – как повезет.Есть строения, чудом сохранившиеся с 1942 года, когда начиналастроиться трасса «Аляска».Народ прост и неприхотлив: отдыхают на обочинах, едят на ходу,подходят и удивляются камере,телефону, мотоциклу… Легко заводят разговор на пару фраз и так желегко уходят. Видимо, канадки Юкона столь же суровы, как мужикив Челябинске. В придорожной забе-галовке, гордо названной «Ресторан», в женском (!) туалете надписьнад унитазом указывает на необходимость поднятия стульчака приписании!Стоило протянуть руку на трассе(вновь обсох), как тут же остановилась пара машин. Фур мало, затомного кемперов и пикапов. А полиции за 1500 км не видел ни разу!Навигатор (обновление 2012 года) уверенно показывает заправки,которые уже несколько лет заброшены. Неприятно с бензином на210 км встать на трассе через эти210 км или ночью при «+6 жары»упереться в заколоченный мотель.Как они обновляют эти карты?!У юконцев свое представлениео городах. «Следующий приличныйгород через 350 км, в нем живет800 человек. Но не такой огромный,как наш – 4500 жителей!» Одно изсамых известных мест в районе Уотсон-Лэйк – Sign Post Forest. Это коллекция табличек со всего мира, прибитых к столбам, начало которойположили тоскующие по дому солдаты с военной базы в 1942 году.Сейчас их более 75 тысяч. Теперьесть и наша!Дорога буквально скользит,причудливо извиваясь по берегамречек и озер с водой бирюзовогоцвета. Тут настоящие горы с верши-112-123 travel alaska.indd 11712/7/12 12:40 AM РАСПАХНУТЫЙ МИРнами, покрытыми снегом (в началеавгуста!) Днем температура поднялась аж до +14 °С! В поездку я невзял ни теплое термобелье, ни теплые перчатки… Наслаждаюсь природой и ездой. Интересно, летоу них бывает?Я в столице Юкона – Уайтхорс(«Белая лошадь»). Говорят, так назвали его индейцы, потому что пороги реки Юкон похожи на гривы ихлошадей. Это главное поселение золотоискателей в период «Золотойлихорадки» конца XIX века. Именноотсюда и начинался тернистый путьпо реке Клондайк. Сохранилосьмного домов той эпохи. Судя порекламным вывескам, в городе естьвсё! Даже варьете для ковбоеви дальнобойщиков. Гостиниц много,но еле смог заселиться. Аншлаг!Население прилично разбавленоиндейцами. Но многие выглядят непрезентабельно, а устойчивая «референтная группа» выпивает околоLiquor Store (алкомаг) и попрошайничает на бухло. Впрочем, индейцывстречаются разные – и полицейские, и продавцы, и водители. А стоимость ремесленных изделий «первых наций» здесь просто запредельная!Город был заточен под надеющихся и путешествующих. Такими остался. Цены соответствующие:НА ИНДИАНЕ ПО КАНАДЕ И АЛЯСКЕмотель – $140, бензин – $1,39…Владелец мотомастерской, отличный парень, глазом не моргнув,взял $600 за резину и $240 за замену! Похоже, местные уверены, чтораз ты здесь, то точно где-то чегото намыл. Хоть самолюбие потешил:«Я впервые увидел здесь «Индиан»!Вау! Круто! Я впервые вижу здесьчеловека из России! На мотоцикле!Вау!..» Мотоциклистов – тьма. Этопоследняя опорная точка на Юконе,и еще одна на Аляске, в Анкоридже(1100 км). Все остальное – поселения 2–3 семьи, либо заправка с мотелем. А еще здесь по-прежнемуначинается путь искателей приключений. И их много!Мой путь лежит в Доусон-Сити –столицу золотодобычи. Именноздесь, на реке Клондайк, и нашлизолото в 1876 году. Первые старатели вывезли золота на $700 000,по тем временам – фантастическоебогатство!Дорога настолько живописная,что нелепо пытаться ее описать.Уже пахнуло осенью, добавило желтых и красных оттенков. Лес сталболее лиственным, а реки подкрались поближе к шоссе. Машин тутнамного меньше, лишь изредкапромелькнет трак, иногда – пикапс домиком. Здесь особый класс туристов – экстремалы. Погода соот-ветствует настроению. Лишь зеленые сопки дарят надежду, чтовсе-таки это лето!Five Finger Rapids – легендарныепороги, ставшие преградой и последним пристанищем душ многихстарателей. Прошел «Пять Пальцев» – будет тебе Клондайк! А сейчас это музей под открытым небом.Неприятно удивила цена топлива:1,45–1,59 за литр! Можно поискатьдешевле, но вероятность общенияс медведями сильно вырастает.А они есть! Черные, непринужденно гуляющие по обочинам, делаютвид, что ты их не интересуешь. Оникак бы просто поедают ягоды…Решил заночевать в Клондайклоунж. Не потому, что здесь начинается легендарный DempsterHighway, и не потому, что хозяйкамолода и приветлива, а я единственный постоялец, – заправка закрыта до утра! Но вечер выдалсяприятный. Я много узнал о добычезолота, об образе жизни старателей и поселенцев… и просто поговорил на чужом языке. Приближаясь к Доусон-Сити, источникубогатства многих, но и многих беди несчастий, понимаешь, какой труди упорство легли в основу благосостояния тех счастливчиков. Всяокрестность вдоль рек буквальновывернута наизнанку. Тщательноперемытый камень и гравий отвалами лежит по берегам. Останки драг,тележек, насосов и другой техники,брошенной за ненадобностью. Многие места добычи в частных руках,много табличек: «Private property»*.Доусон-Сити – сплошь деревянный, как будто его строили специально для съемок вестернов. Те жесалуны, мотели, почты, шерифы,гробовщики и аптекари. Только теперь вместо ковбоев – искателиадреналина и ощущений настоящего,еще сохранившихся в таких местах.Здесь пахнет упорством, трудом,счастьем, красотой, разочарованием и надеждой одновременно. И непонятно, кто и что здесь найдет, чтопочувствует и получит, а что отдаствзамен… Место – настоящее!Конечно, теперь город заточенпод туристов. Аттракционы походовпо местам былого и настоящего намыва золота, гонки на упряжках,ужины на кострах на радость мошкеи комарам (все хотят свежего мяса!),домик Джека Лондона… Всё стоитдорого, да как по-другому? Здесьцентр добычи золота Канады! И сейчас его добывают в сотни раз больше, от мелкого песка до приличныхсамородков. Подержал их в руках –странно осознавать, что у тебя на* «Частная собственность» (англ.)ГЛЯДЯ НБЛАГОУС А ОБЩУЮТРОЕННЕВОЛЬНО РАДУ НОСТЬ,ПРОДАЛЕШЬСЯ,ИЧЗАГАДИ АЛЯСКУ, ПОТОМ ТОЛУИ УРАЛ. И БЫ ВСЁ, КАК С ЧТОА ТАК ХОИБИРЬТЬ ЧВ ПОРЯД ТОТО ГДЕТОКЕ…118moto-magazine.ru январь 2013112-123 travel alaska.indd 11812/7/12 12:40 AM конкурсладони лежит однокомнатная квартира на окраине Питера… Вот так кому-то и везло – застолбил приличныйучасток и наслаждайся,если позволят конкуренты и завистники…Здесь до сих пор продают «миротворцев» Смитаи Вессона. И, что характерно, спокойно здесь… теперь.Все народонаселение смотритдруг на друга с ощущением избранности. Сколько человек в мире пыталось пройти путь старателей?Скольким из них он удался? Кто изнего вышел правильно? Какие вопросы он задал себе и какие получилответы?Дороги из Доусон-Сити нет. В прямом смысле слова. Вы упираетесьв реку. Но есть небольшой кораблик,периодически пересекающий рекус автомобилями и пассажирами наборту. И через 15 минут можно продолжить путь в сторону Аляски.Вот здесь и подстерегает разочарование в дорогах Северной Америки! Теперь грунтовка-щебеневка будет испытывать вас и ваш мотоциклна прочность и умение владеть ситуацией. Более того, дорога красивоизвивается, местами превращаясьв серпантин, что доставляет особенное «удовольствие» от управлениятяжелым мотоциклом. Порой кажется, что компас и карта сойдут с ума,так часто я меняю направление. Вроде, должен двигаться на Запад, а всечаще еду на юг и восток…Но яркое солнце, вкуснейшие запахи и свежий ветер сыграли злуюшутку… В какой-то момент,одурманенный дорогой, погрузившись в созерцание самогосебя, я упустил ту границу, за которой единение с конем прекращается, и, почувствовав свободные удила,он начинает вести себя как ему хочется… Едва цепляясь за ужевстречную обочину, усилием воли отгоняя панику, вырулил сопротивляющегося «Вождя» на дорогу. Адреналин плескался через все отверстиятуловища… Будь осторожен – тына Дороге!По обочинам сотни километров выжженного когда-то леса. Голыестволы чернеют среди безумствазелени. Жизнь и смерть в одном измерении. По-прежнему лоси и оленижелают познакомиться со мной поближе, пытаясь развить ту же скорость,иногда на пересекающихся курсах. Адреналин! Интересно, у кого больше?..На стоянках в этом нецентре мираблагоустроенные туалеты с чистымиунитазами и запасом туалетной бумаги. Похоже, в Канаде проходят спецкурсы по попаданию в унитаз.ЗАЯВКИДЛЯ УЧАСТИЯВ КОНКУРСЕПРИНИМАЮТСЯПО АДРЕСУ
[email protected]ДО 15 МАРТА2013 ГОДА.Журнал «Мото» и «БМВ Русланд Трейдинг»продолжают прием конкурсных проектов путешествия по России. Напомним, что призом конкурса станет возможность осуществить путешествие в период с 1 июня по 31 декабря2013 года при поддержке «Мото» и BMW и рассказать о нем на страницах нашего журнала.Победителю на время путешествия предоставляется подготовленный к поездке мотоциклBMW*, финансируются питание, проживание(в соответствии с представленным проектом),обслуживание и заправка мотоцикла. Также предоставляется в собственность комплект защитной мотоциклетной экипировки BMW.Участвовать в Конкурсе может любой совершеннолетний гражданин России. Необходимо указать следующие личные данные: фамилию, имя,отчество, дату и место рождения, место жительства, контактный телефон, а также сведенияо мотоциклетном стаже, опыте мототуризма,полученных знаках отличия, званиях и т.п.Итоги голосования будут опубликованыв «Мото» №5–2013 и на сайте moto-magazine.ruс 1 по 13 апреля 2013 года.ПОДРОБНООБ УСЛОВИЯХКОНКУРСА ЧИТАЙТЕВ «МОТО» №12–2012ИЛИ НА САЙТЕMOTO-MAGAZINE.RU.*Из следующих моделей:К1200GS/Adventure, F700/800GS,F650GS/Sertao, R1200RT.112-123 travel alaska.indd 11912/7/12 12:40 AM РАСПАХНУТЫЙ МИРНА ИНДИАНЕ ПО КАНАДЕ И АЛЯСКЕЗабираюсь на высоту в 1500 м.Теперь я ближе к солнцу, и оно жжетнещадно. И не только меня, но ипокрывающие все вокруг мох, камни, траву. Однако жары нет… Природа очень похожа на наш Север.Вот вдалеке показались несколько домиков. Дорога упираетсяв шлагбаум. Граница с США.Пограничником оказалась милаятетушка, которая вернула паспортчерез 2 (!) минуты со смешной печатью с оленем. Спросила только,нет ли у меня с собой дров и апельсинов. И показала кучу конфискованных дров. А здесь-то карантин!Мало ли, какой жучок забежитвместе с ними?! Как будто кто-томожет помешать ветру и животнымпересекать бескрайнюю открытуюграницу. Но правила есть правила,и они неуклонно соблюдаются надвадцати погонных метрах погранперехода.И вот я на Аляске! Когда-то нашей, российской земле…Первый пункт – Чикен. Здесь едаи бензин. Место забавное и странное одновременно. Оторванность отмира и культовость. Количество сувениров как в приличном мегаполисе: майки, значки, нашивки, открытки… И все с надписью «Чикен».Еда в кафе – классическая американская: бургер, френч-фрайз,кофе, кола, кетчуп. Чая нет. Америка… Забросив корм в себя и в «Индиан», выдвигаюсь в сторону Фэрбенкс. «Только на Север!»Множество простреленных знаков и указателей напоминает нашуСибирь. Значит, народ с оружиемна «ты», поэтому преступностипрактически нет. Как и полиции.Похоже, поездка проходит поддевизом: «А не поклянчить ли наму местных бензина?» Я же купилканистру, но… забыл ее где-то.Второй раз не стал, понял – не судьба. Делай, что должен, – и будь, чтобудет.Мчась по Alaska Highway #2,я зорко всматривался в мелькавшие пейзажи, пытаясь высмотретьзаправку. Навигатор упорно отсылал меня за 200–300 км… И вотсреди все более лиственного лесая вижу табличку: «до города 60».Отлично, должен дотянуть. Однакочерез 60 км понимаю, что я в Америке, и здесь не километры, а мили… Стоп машина! Место для отдыха, там джип и полная семьяканадцев – папамамадочкисын.Вежливо интересуюсь, а нет лиу него пары литров драгоценногонапитка для старого индейца?..Парень проникся сочувствиеми долго сокрушался и извинялся,что у него не припасено ни одноголитра, но есть чудесная книга, которая подробно описывает шоссе!Читать-то мы умеем, а вот без бензина ездить пока нет. Книга показала заправку через 17 миль – вариант не мой.Вечерело. Солнце красиво садилось за холмы прямо по курсу.Очень редкие машины вселяли надежду, что один не останусь… А воти долгожданный домик! Стучусь.Открывает молодой парень. Вникает. Радуется, что может помочьнастоящему русскому. Сообщает, что через 3 мили есть заправка, он возьмет у отцамашину и привезет мнебензин! ОднакоГОРЫ, ПОКРЫТЫЕ СНЕГОМИ ЛЕСОМ. КРАСИВЕЙШИЕУЩЕЛЬЯ. РЕКА. ОТЛИЧНАЯДОРОГА. ВОТОНО,НАСЛАЖДЕНИЕ!120moto-magazine.ru январь 2013112-123 travel alaska.indd 12012/7/12 12:40 AM ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО КАНАДЕПамятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy MotoО СТРАНЕКана ́да – государство в Северной Америке, второе поплощади в мире. Немногие страны предлагают такойширокий выбор для путешественника. Западная Канада известна потрясающе красивой сельской местностью; Восточная Канада включает смесь ароматаи очарования Европы и суеты мегаполисов; СевернаяКанада порадует дикой природой. Оттава – яркий город с многочисленными музеями, галереями, около15-ти парков. Монреаль занимает первое местов стране с точки зрения культуры и уникальности.Город Ванкувер окружен Тихим океаном и впечатляющими горами на севере. Британская Колумбия – самая западная провинция страны, идеально подходитдля активного отдыха. Торонто – крупнейший городстраны на северном берегу озера Онтарио – можетпохвастаться бесчисленными галереями, музеямии магазинами. А также старыми и современныминебоскребами, зданием оперы и театра.КОГДА ЕХАТЬУ большей части территории Канады климат умеренный, достаточно мягкий, на севере – субарктический. Средние температуры июля – от +21 °C на югеи от −4 до +4 °C на островах Канадского Арктического архипелага.КАК ДОБРАТЬСЯ«Аэрофлот» летает четыре раза в неделю из Москвыв Торонто (~10 часов). Множество европейских авиакомпаний – KLM, British Airways, Finnair, LOT, AirFrance, Alitalia, CSA, Lufthansa, Austrian и другие –предлагают полеты в разные города Канады с пересадкой в странах Европы. Часто именно такие варианты – самые дешевые. Например, Lufthansa летаетв Оттаву ежедневным рейсом через Франкфурт.Также возможны полеты с пересадкой в США, однакопри этом потребуется транзитная американская виза, даже если не покидать транзитную зону американского аэропорта.ВИЗАДля посещения Канады гражданам России необходима виза. Подавать документы на визу нужно сильнозаблаговременно, т.к. часто паспорта задерживают.Необходимые документы для подачи на визу можноузнать на сайте Отдела виз и иммиграции Посольства Канады в Москве:www.canadainternational.gc.ca/russia-russie/Посольство Канады в Москве:Москва, Староконюшенный пер., 23;тел.: +7 (495) 956-66-66, 956-61-58.ТАМОЖНЯВвоз и вывоз иностранной и национальной валютыне ограничен, при перемещении через границу наличных сумм свыше 10 000 CAD их следует декларировать.Разрешен беспошлинный ввоз 200 сигарет или50 сигар или 910 гр. табака, 1,1 л крепких спиртныхнапитков, 8,5 л пива, подарков на сумму не более300 USD.Запрещено ввозить скоропортящиеся продукты,оружие, взрывчатые вещества, наркотики, некоторые медикаменты, предметы и вещи для перепродажи, мясо, мясные и молочные продукты, растенияи семена. Запрещен вывоз серебряных монет на сумму более 5 USD.БЕЗОПАСНОСТЬОбщий уровень преступности в стране невысок, безопасность на улицах поддерживается строго. Туристам следует быть максимально бдительнымив окраинных районах Оттавы и Монреаля, на главных вокзалах, в метро, автобусах и трамваях, а особенно – в окрестностях «черных» кварталов.Перемещаясь по городу, следует иметь при себе минимальную сумму наличных, не брать все кредитныекарточки и документы. Ценные вещи, крупные суммы денег и важные документы лучше оставлятьв сейфе отеля.ВРЕМЯВ стране 6 часовых поясов. Зимой время отстает отмосковского на 5,5–10 часов, с последнего воскресенья марта по последнее воскресенье октября – на6,5–11 часов в разных районах страны.Разница во времени для крупных городов: Торонто,Оттава и Монреаль – минус 7 часов, Калгари и Эдмонтон – минус 9 часов; Ванкувер – минус 10 часов.ВАЛЮТАЯЗЫККанада – официально двуязычная страна. С 7 июля1969 по Закону об официальных языках английскийи французский языки имеют равноправный статусв парламенте, в федеральном суде и государственных учреждениях. Английский язык является родным для 57,8% населения, французский – для 22,1%.98,5% канадцев владеют хотя бы одним из официальных языков. Из неофициальных на первом местеутвердился китайский, за ним – итальянский, затем –немецкий и пенджабский.ГОСТИНИЦЫВ Канаде нет единой классификации отелей, а примерный уровень гостиницы обозначается буквами.Так, например, T (Tourist Class) – экономичныеи бюджетные гостиницы и мотели, F (First Class) –обычные «трехзвездники», S (Superior) – средниеотели четырех «звезд», и D (Deluxe) – заслуженныепять «звездочек».ДВИЖЕНИЕ В КАНАДЕАвтомобильное движение в Канаде, как и в США –правостороннее. Водительские права любой страны действительны в Канаде на протяжении трехмесяцев.ПДД Канады содержит не так много правил. Светофоры, как правило, расположены вверху за тем перекрестком, который вы собираетесь переехать.Мигающий сигнал вовсе не означает, что он скородолжен смениться. Так, мигающий зеленый свидетельствует о приоритете в движении для тех, ктоего видит. Соответственно, Вы вольны ехать в любом направлении, так как всем остальным (и пешеходам тоже) светит красный. А мигающий красныйприравнивается к знаку STOP. На дорогах, не доезжая до перекрестка, Вы можете увидеть и предупреждающие светофоры, их мигающие сигналы оповещают водителя, что на зеленый свет он уже неуспевает.ПРОКАТ МОТОЦИКЛОВАренда мотоциклов распространена. Бронироватьлучше заблаговременно. Enjoy Moto организует также туры по Канаде с гидом (подробности на сайте).ЗАПРАВКИ, ЦЕНА ТОПЛИВАСтоимость бензина в среднем 1,30 CAD, дизельноготоплива – 1,25 CAD за литр.ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБПолиция, пожарная служба, скорая помощь: 911Телефонные коды крупных городов:Телефонный код страны – +1,Оттава – 613,Торонто – 416,Ванкувер – 604,Калгари – 403,Виннипег – 204,Квебек – 418,Монреаль – 514 и 450,Эдмонтон – 403.Справочные телефоны в Канаде:Международная телефонная справочная служба – 0(бесплатно)Посольство РФ в Канаде:285 Charlotte Street, Ottawa;тел.: +1 (613) 235-43-41, 236–14-13.Консульский отдел в Канаде:Embassy of the Russian Federation, Consular Division,52 Range Road, Ottawa, Ontario, K1N8J5, Canada.тел: +1 (613) 236-72-20, 236-62-12, 236-09-20Генеральное консульство в Канаде:Consulate of the Russian Federation, 3685,Avenue de Musee, Montreal, Quebec, H3G2E1, Canada;тел.: +1 (514) 843-59-01, 842-53-43.рекламаКанадский долларВалюту лучше менять в банках (там обычно не бе-рут комиссионных), обменных пунктах, крупныхгостиницах, аэропортах, железнодорожных и автовокзалах (но в них комиссионные могут составитьот 1 до 10%). Дорожные чеки «Американ Экспресс»и «Томас Кук» принимаются повсеместно, равно каки кредитные карты Visa, Master Card и AmericanExpress.Банки открыты по будним дням с 10:00 до 17:00,в пятницу закрываются в 18.00.Доллары США в Канаде принимают далеко не везде.При этом отношение к ним, особенно к сотенным купюрам, довольно настороженное. В крупных канадских банках проблем обычно не возникает, но предпочтение все же отдается безналичным средствамрасчета – чекам и картам.112-123 travel alaska.indd 12112/7/12 12:40 AM РАСПАХНУТЫЙ МИРголос из глубины дома сообщает,что он никуда не поедет, а в гаражеесть канистра с бензином. Пытаюсьузнать цену вопроса. «Что ты, чтоты! – отмахивается парень от денег. – Это же Аляска, чувак, насздесь и так мало!» Но от бутылочкиводки не отказывается. Приглашаетв гости. Но меня в Фэрбенксе ждетМиша.Еду. И через три мили вижу заправку. Меня встречает огромнаябелая собака, которая ест яблоки.Авитаминоз?.. Аляска!Изрядно холодает. На приборах+11 °С. Начинается дождь… По путивсе те же старые домики старателейи памятные доски по разному поводу. Это удобно – едешь себе,едешь и видишь указатель: «Докрасивого места 1–2 мили. Наслаждайтесь!» И места хорошо подобраны. Забота? Расчет? Правильныйвзгляд на жизнь?Обочины будто вылизаны. Иногдая сокрушался: понадобится пустаябутылка или кусочек проволоки,а на обочине этого не добыть…На подъезде к Фэрбенксу огромная база ВВС США. Кругом знаки:«Не останавливаться!», «Не фотографировать!», «Не парковаться!».И как, вы думаете, я поступил?..Промчался мимо, отворачивая голову! Опыт Ирака…122НА ИНДИАНЕ ПО КАНАДЕ И АЛЯСКЕВпереди маячат снежные вершины. Зная, что горы на Аляске редковыше 2000 м, понимаешь, что летоздесь легко пропустить, если тывдруг в эти два дня работаешь. Опросы местных показали: снег выпадает в октябре, а тает в мае-июне.Но может пойти в августе…Добираюсь до места. Мы в College Inn*. Комнатка так себе, но антураж и люди! Замерз до мозга костей, но встреча с другоми радушный прием – виски, горячаяпицца и фланирующие по коридорустудентки, едва прикрытые полотенцами… Что может быть лучшев долгом путешествии! Огорчилолишь, что забыл там пакет с канадскими сувенирами. Значит, это даньБогу Дороги. Как свитер, зарядкаи перчатки…Мы в «Золотом Сердце Аляски»,как называют Фэрбенкс. В центрепамятник эскимосам и фонтан. Везде флаги Аляски – созвездие Большой Медведицы и Полярная звездана фиолетовом фоне. Забавно, чтов 1926 году его придумал 13-летний* Студенческое общежитие (англ.)Бенни Бенсон, уроженец Аляскирусско-алеутско-шведского происхождения. Посещаем памятник,посвященный дружбе советскихи американских пилотов AlaskaSiberia WW II. Обидно за нашу страну и за нас. Почему мы не можемгордиться своими, не говоря ужео чужих?!Едем на Северный Полюс. NorthPole – это название города в 20 кмот Фэрбенкса. Меня ожидает великая радость – здесь живет СантаКлаус. А к его домику ведет SantaNikolas Rd. Значит, и наш Дед Морозсуществует! Посещение домикаСанты вселяет радость и надеждув наши сердца. Резвимся, словнодети. Даже пишем письма Самому.Просьбы обычные: «Если, Санта, тыне можешь сделать хорошим меня,то пусть мои друзья тоже будут плохими. Сделай так, чтобы бензинв баке не кончался, а гаишники меня не замечали. И избавь меня, Санта, от похмелья (по возможности,конечно). А главное, пусть наконец-то я начну любить работать,а концентрация дебилов вокругсильно уменьшится…»С легким сердцем направилисьв сторону Анкориджа. Пересекаемполярный круг, то есть 60-ю параллель, и оказываемся в арктическойзоне. Мы – мотополярники!Вся Аляска исчерчена железнымидорогами. И хайвеями – их целых четыре! А больше и не надо, они соединяют все города Аляски. Есть еще не-сколько дорог, именуемых хайвеями,но это с натяжкой «роудс». Остальные – плотный грунт.Мы мчимся по Alaska #3. Горы,покрытые снегом и лесом. Красивейшие ущелья. Река. Отличнаядорога. Вот оно, наслаждение! Этопонимают и в «мире наживы и чистогана» пользуются любым случаем, чтобы прикоснуться к прекрасному. Вот кафе с видом на озеро,мост, гору. Они так и называются:Lakeview, Bridgeview, Mountainsview. Действительно, почему быне продать лохам красивую вещь?Тем более если она тебе ничегоне стоила, а покупают с огромнымудовольствием.А виды вокруг действительновосхитительны! Глядя на общуюблагоустроенность, невольно радуешься, что продали Аляску, потомучто загадили бы всё, как Сибирьи Урал. А так хоть что-то где-тов порядке…Грустно осознавать, что так у насне будет никогда! Ни дорог, ни домов, ни туризма. Останутся тольковиды, и то не все. И легонько обгаженные… Но ведь это наша Родина!Зачем МЫ в ней такие?!А вот и поселок Якорный, он же –Анкоридж, он же… не столицаАляски. Столица Аляски – Джуно,город в шесть раз меньше Анкориджа, добраться к которому можнолишь по воздуху или по воде –к нему не подходит ни одна дорога. Анкоридж – современный аме-moto-magazine.ru январь 2013112-123 travel alaska.indd 12212/7/12 12:40 AM риканский город. Огромный ж/двокзал, три аэропорта (местный,международный и для частныхсамолетов) и еще один военный.Есть и небоскребы под 20 этажей,огромные торгово-развлекательныемоллы, порт с большими кораблями,бары и рестораны в изобилии. Людинормальные и разные. В баре, гдемы вечеряли, народ контактен и отзывчив. Негров практически нет.Бомжей тоже. Суровость климатаи жизни всех заставляет трудиться,здесь в картонной коробке с благотворительным супчиком не проживешь.В Анкоридже есть музей полиции,а главным экспонатом являетсяпротокол о задержании Стива МакКуина за вождение нетрезвым и егопортрет. Около военной базы надпись: «Служить на Аляске – привилегия!» Так они относятся к Родине.Есть у Аляски и поэтический сло-ган – The Last Frontier («ПоследнийРубеж»). Так ее называют из-за удаленности от основной территорииСША. А еще называют «Страной Полуночного Солнца» из-за длинныхполярных дней. А в переводе с эскимосско-алеутского это «БольшаяЗемля» либо «Китовое Место». Верно: и киты на месте, и земли много.На Аляске приятно начинать питание с чашки чаудера – супа изморепродуктов. Он всегда разный.Во многих ресторанах есть своипивоварни, мы пробовали местныесорта. Поддались ажиотажу населения, которое с упоением пожирало (именно пожирало!) целымиведрами King crabs (камчатскихкрабов). Едем на юг, в Сьюард. Бухты, фьорды, окруженные снежными вершинами, ледники и киты.И все пронизано благоустроенностью и уважением к природе. Дорогавдоль бухты позволяет ехать прак-тически по берегу океана. Ощущения фееричные – ты надругой стороне Земли и в то жевремя рядом с нашей страной.Живописный городок Сьюардрасположен прямо на берегу заливаВоскресения. В XVIII веке порт основал русский торговец мехами Александр Баранов, но городом он сталтолько в начале XX века. С приходом нефтедолларов и железной дороги он разросся. Но в 1964 годуего практически уничтожило землетрясение, повлекшее за собой цунами и взрывы нефтехранилищ. Послевосстановления стал среднестатистическим американским городомс квадратно-гнездовым методом планировки. Главныедостопримечательности – фьордыи ледники.Насытившись (природными и нетолько) вкусностями, вернулись в Анкоридж, где и закончилось мое мотопутешествие. Последний взгляд на«потерянную Родину» с высоты полета стальных птиц. До свидания, Аляска, наша когда-то земля!.. Спасибовсем, кто поддержал в дороге и дома, спасибо американцам и канадцамза душевное отношение к гостям ибережное – к своей земле! СпасибоДороге за то, что не обидела!ȘɓɡȩȧȥȡȺȘМАРШРУТФиладельфия – Нью-Йорк – Ниагара – Торонто –Тандер Бэй – Виннипег – Саскатун – Эдмонтон –Форт Сэнт-Джон – Форт Нельсон – Уайтхорс –Доусон Сити – Фэрбенкс – Анкоридж – СьюардȘɔɩɚȚɊȜȞȍɊȜȝɩɆɃɄȻȝȟȞȝɊȖɓɕȚɩɃȼȚҬɋȠȝɩȞɑɊïȥɑɎɟɛɑɈïȯɈɇɅɈɉɟɈПРОЖИВАНИЕмотели $45-$145,ɏ ɑ ɓ ɈȮɃɄɓɃɇɑɓместо под палатку$20-$30ПРОБЕГ9000 км за 18 днейȘȝɩɋ ȓțɈɓȞȝɊБЕНЗИН0,9–1,69 за литрҫȦɓɓȨȪģȞȥҪɗБЮДЖЕТ$ 5000 руб.МОТОЦИКЛIndian Chief, 2003 г.в.ȧɖ ɇ Ɋ ɑ ɐ ɑ ɅɊɃɎɋɅɐȑȍȓȍȻ ȍȴɃɐ ȮɑɓɈȱɃɉȝɊɋȝɊïɑɍɈɃɐɑɊïȦɋɐɐɋɒɈɆ4392ȎɆɊɊɆɪțɂȗȚɊɃțɩ ȵțҬȦɈɓɘɐɈɈɑɊɖɓɋȴɐɈɌɍȤȦɓȦɕȥȯɋɔɔɑɖɐɖ ȴɕҫɈɎɎɑɀȨҪȩɀɑȩɔȥɳȧȡȦɕģɒȨɓȖ ȯȍȟɖɖȥɌȥɑɊɑɐȧɖɓɒȨɳɖɓȦɕɎȡȥɓȦɔȠȦɎɏɑɕȥȜɌȦɥȦȧȝȨɕɳȦȥɓɞɓɋɑȡɑɟɖɖɓȟɓɑɔɴɑɡɑɊïȯɃɐɋɕɑɄɃȝȥɎɑȩȨɕȷɑȧȥɍȨɑɊ ȯɋɚɋɆɃɐșɑȧɖȨɳɑɡȖȚȞȜȚɋȟɊșȥɕȧȪɌȦɳɑɊ ȱɃɐɕȗȝɩȝɊɋȝȓɆȚɂȚɩȚ ȘȝɈȞɆȦɖɳȨҪɖɑɊȝȨɕɴȦɓɞȦ ȘȪɍȪȩɖȥȜȨɕȧȨɳɎȟɓɥȥɕɑ ɒɳȨɌɑɎȦɕȩȠȨəȦȩɖȦɳȤȥɳɖɗȨɳɎɋɀɓȜɓɑɌɓȦɕɎȓɓɕĘҫȝɩȜȘɆɈȚɃțɈɓɌɆɖ ȢɳȦɕɖȨɕянварь 2013 moto-magazine.ru112-123 travel alaska.indd 123ȣɳȦɎȦɳɑȧȢȥȪɕ12312/7/12 12:41 AM