ТЕСТBMW HP4W HP4 9 см³ / 193 л.с. / 199 кгBMтбайк / 2012 / 99спорW.иджа марки BMмианесмалшезаметно произо ерской» и трудиласьКак-то совсем нлась «пенсионтаисчго возраста»,аеннодаересрсазииЕще вчркхна аудиторию «х технологичныымсазигоонисключительнодопроизводительа сегодня – этоовом» классе.трил«ввокйаспортбBMWАЛАКИНА, фототекст Романа АБВереница новеньких BMW HP4,аккуратно расставленных на питлейне испанского формульноготрека Circuito de Jerez, завораживает аж до мурашек. Стою передсине-белыми поджарыми «телами» и не могу глаз отвести… А рядом со мной – Юрген Фухс, словно нечистая сила, подначивая,шепчет на ухо: «Знаешь, тут прототипы CRT едут обычно минутусорок три, а мне удалось проехать на этом серийном BMW заминуту сорок девять». И ведь неприврал, шельмец, ни капли!Приукрашивать действительность ему смысла нет. Некогдавесьма успешный гранприйныйгонщик, сумевший за свою спортивную карьеру заработать пятьподиумов и четвертое местов «двести пятидесятом» чемпионате 1996 года, сейчас трудится26одним из центровых ездовых специалистов BMW.В его богатом резюме – серийные и гоночные спортбайки компании, включаяпервый «супербайковский»болид «под Корсера» 2009 года и, само собой, последний«лимитед» HP4 с адаптивнойподвеской DDC (Dynamic Damping Control).Внешне – фирменная «беэмвешная» сдержанность. Отличияот обычного S1000RR лишь в деталях. Так что, усаживаясь в седло BMW HP4, я не ожидал чудес.Да, полный титановый выпускAkrapovič и перепрошитые «мозги» с функциями из арсенала HPRace Power Kit, фрезерованныерычаги и подножки Gilles, квикшифтер и куча карбона – это прекрасно, но… Тот «эсэрэр», кото-moto-magazine.ru январь 2013026-031 test bmw.indd 2612/6/12 11:54 PM ‣ BMW HP4 с.26, ТРЕК CIRCUITO DE JEREZ с.32, TRIUMPH TROPHY 1200SE с.34,СНЕГОХОДЫ SKIDOO с.40, YAMAHA VIKING VK540 IV с.46,BALTMOTORSSMC JAM 100 с.50, МОТОВЕЗДЕХОДЫ АТАМАН с.54рый был у нас на большом тесте«литров», даже несмотря на непричастность к линейке HighPerformance, обладал этим и так.Пусть и опционально.В моем распоряжении – несколько двадцатиминутныхсессий в свободном плавании. Первые три – в гражданских режимах Sport и Raceна великолепной, но все-такиуличной резине Pirelli DiabloSupercorsa SP. Однако первыеметры пути дали понять:BMW HP4 – это прорыв.«Литровый» моторпри сохранении прежних пиковых характеристик все также фантастичен. Прямоток,слегка придушенныйкатализатором и мощностнымклапаном, не давит на барабанные перепонки децибелами,а придает тембру голоса внушительности. Тяга – абсолютнолинейная, начиная с холостыхи вплоть до самой отсечки. Хотяпо сравнению со стандартнымS1000RR «середина» с 6000 до9750 об/мин обросла «мясом».Сильно? На фоне того, что былоизначально, прибавка практически не чувствуется. Но я и раньшене мог пожаловаться на то, чтоимеющегося потенциала мало.А сейчас… То же самое. Толькобыстрее.Даже в таких условиях под конец самой длинной прямой Хересав звон выкручивалась максимумчетвертая передача, а каждоеболее-менее отвязное обращение с газом и последующее уско-рение из медленных «шпилек»заставляло переднее колесо танцевать джигу на асфальте. Причем сумасшедший 193-сильныймотор пребывает в полной гармонии со всем остальным, включая тормоза и подвеску. Шасси –умопомрачительное: цепкостьв наклоне и «шестисоточный»характер поворачиваемостис маниакальным энтузиазмом навходе в виражи. Такое впечатление, что этому «немцу» временами абсолютно без разницы, с какой скоростью и где ехать – онодинаково ведет себя почти везде. И только всполохи желтойлампы трекшн-контроля говорято том, что электронный цербервсегда начеку. Какой кайф!В чем секрет? Наряду с тем,что за счет одного титанового выпуска мотоцикл похудел на 4,5 кг,ТЕСТЫПАНЕЛЬ ПРИБОРОВГлавное отличие от прежней – расширенное меню, через которое можнонастроить подвеску DDC. Обратитевнимание, что трекшн-контроль здесьвключен в крайнее положение «минуссемь» (всего их – 15).январь 2013 moto-magazine.ru026-031 test bmw.indd 272712/6/12 11:54 PM ТЕСТBMW HP4ВЕРСИИЕсли не считать эксклюзивныйсине-белый окрас, то базовое исполнение BMW HP4 от стандартного S1000RR отличается облегченными коваными колесами,моноблочными суппортамиBrembo, модернизированнойABS, квикшифтером, титановойвыпускной системой Akrapovič,обновленным «софтом» блокаECU и, естественно, полуактивной подвеской DDC. Вариант,предоставленный на тест в Хересе, дополнен так называемым пакетом Competition, куда входятмнного очислеенннныее карбоновыекарбоноовыые дедеемногочисленныеталии, фрезерровванные рычагитали,фрезерованныеи регулируемые подножки GiGlless,Gilles,а также колеса цвета синий металлик и набор «спонсорских»»наклеек. Про пассажиров тожене забыли: седло и подножки –забыли:за отдельную плату. Но если этого покажется мало, то в фирменном каталоге можно найти ещемного чего (самое интересное –детали из серии HP Race).так еще и кованые колеса сняли с неподрессоренных масс 2,4 «кило».И это с учетом того, чтозадняя покрышка по новой моде разрослась доразмерности 200/55–17.Плюс немалую долю уверенности внесли моноблочные скобы Brembo,пришедшие на смену составным и работающиев симбиозе с гоночной ABS.И конечно же, полуактивные подвески DDC, сконструированныев партнерстве с австрийской компанией Sachs: как и на новейшейDucati Multistrada 1200S,1200SS, ононии спобесступенчатособны бесступепенчнчатато менять сопротивлениепротиввлеленние в широких пределахах«Мехатрониза 1100 миллисекунд. «Мехахатртрроннииживойка»» прпревращает BMW в живвойой28ЕНТЫЙ МОМНА ДАНН ИОННЫЕТРАДИЦ НАСТРОИТЬСУЗАТОРЫАМОРТИ ДЕЛЕННУЮ ТРАС ЕЕОРНПВОООСНПОДТОЧНЕЕ.МОЖНО ИНСТВО DDC ДОСТО А ЛЬНОСТЬ.УНИВЕРСТРЕКШНКОНТРОЛЬУправлятьУУпр влрав лятятьять сисистсистемойстемстемойемоййкконконтонттрроля тяги, наконец-то,роляможно и на ходу – с помощью новой клавиши на левом пультепульте. ПравдаПравда, тольков режиме Slick.адаптивный организм. Ты открываешься, а он уже предугадалтвой шаг и зажал задний амортизатор, чтобы избежать приседания. Настало время тормозить,а он спешит сделать то же самоес вилкой, предотвращая глубокийклевок.Впрочем, заметил такую особенность: на жестком торможенииперед медленными шпильками,когда вилка должна складываться и таким образом «заострять»геометрию шасси, электроникаизлишне усердно зажимаетклапаныклапкла аны на ходе сжатия, отчегоиз поворотаго выходвпроисходитпроисххододит по болееширокой тртраектории.Как впоследдствиисокасхожимзалось, со схожжим по-moto-magazine.rumoto-magagazazininee.ruru яняянварьварьрь 201201313026-031 test bmw.indd 2812/6/12 11:54 PM ведением столкнулся не я один.Правда, каждый его «лечил»по-своему: кто-то грешил наслишком мягкий «зад» и закручивал его в «хард», а кто-то слегкараспускал демпфирование сжатия на «морде». Последним рецептом воспользовался и я, чтосущественно улучшило взаимодействие с мотоциклом в зонахторможения без каких-либо побочных эффектов, например,посреди виража.Но осадок-то остался. Как жетак? Не доглядели? Менеджерпроекта HP4 Йозеф Махлер поспешил успокоить: «Понимаешь,DDC создавалась не только длягонщиков, но и для обычных райдеров. А уж гражданские режимыRain и Sport – и подавно. Ее лучшие качества раскрываются наплохой дороге: она сама понимает, что происходит, меняет настройки и обеспечивает приемлемый уровень комфорта. Этои было нашей целью».Четвертая сессия. Теперь режимSlick. Нерв акселератора оголяется. Трекшн-контроль позволяетменять степень вмешательстваклавишей на левом клипоне, несбавляя темпа, в границах от «минус семи» до «плюс семи». Всетестовые «четверки» переобутыв настоящие супербайковскиеDDC DYNAMIC DAMPINGCONTROL«Баварцы» крайне неохотно,но признаются, что, каки в случае с Ducati Multistrada 1200S (см. «Мото»№12–2012), адаптивнуюсистему подвески они создавали в тесном сотрудничестве со специалистами изSachs. Она также подстраивается под различные дорожные условия и способнаменять проходное сечение клапана в поршнеамортизатора (соответственно, и настройки) за10 мс. Но насколько немецкий вариант Sachs CDCi поднаименованием DDC отличается от итальянского (какконструктивно, так и по алгоритму работы) – впору говорить об оригинальности.Во-первых, регулировкойгидравлики здесь заведуетотдельный блок, расположенный за фронтальнымобтекателем под фарой.о ходе подвески – с датчикапотенциометра на маятнике,об угле наклона – с блокасенсоров трекшн-контроля.Алгоритм работы DDC такжезавязан на режимы и черезбортовое меню прямо на ходу может быть подкорректирован (плюс-минус семь кликов как по сжатию, так и поотбою). Всего предусмотрено три программы:одна – для Rain и Sport,вторая – для Raceи третья – для Slick. Приэтом границы диапазонарегулировок смещаютсявместе с выбранным режимом – то есть «+5» в Sportвполне может быть схожпо характеристикам с «-5»в Race. Перья вилки имеютраздельные функции: гидравлика – в левом, а пружина – в правом. Вручную меняется только преднатяг,для чего понадобится ключ«на 17».А во-вторых, в своей работеDDC использует несколькоиной массив информации:об ускорении и торможении – с датчиков ABSна колесах и самого«антиблока», о степени открытиядроссельных заслонок – с датчика положения ручки газа,слики Pirelli Diablo Superbike SC2,а присутствовавших журналистовпредупреждают, что с переходомв этот режим ABS снимает с себяобязанности контроля над задним колесом, но зато дает передним оттормаживаться «до ушей»,вмешиваясь лишь в критическихслучаях.«Тормозную систему на HP4 отчасти можно назвать комбиниро-ванной: во всех режимах, кромеSlick, при нажатии на рычаг переднего тормоза срабатывает и задний суппорт. Для Rain и Sport мынастраивали «антиблок» Boschтак, чтобы гарантировать надежность на любых поверхностях, –объяснил Йозеф Махлер. – Так чтозамедление в этих режимах – гдето 7,5 м/с². В Race можно тормозить смелее – 9–10 м/с², потомучто акцент в нем был сделан настабильность без опаски за подъем заднего колеса. А вот в Slick –все по-честному: минимальноевмешательство и максимальнаяэффективность. В идеальныхусловиях кольцевой трассы с 250км/ч наш спортбайк готов остановиться за 229 м».О чем говорил Йозеф Махлер,я нутром чую на первом же круге.январь 2013 moto-magazine.ru026-031 test bmw.indd 292912/6/12 11:55 PM ТЕСТBMW HP4ТОРМОЗАТормозные механизмы были«прокачаны» путем замены составных скоб на моноблочные четырехпоршневые Brembo,а также модернизацией ABS. Как и раньше,работа антиблокировочной системы зависит отвыбранного режима. В Rain,Sport и Race она действует попривычному сценарию и старается максимально уберечьпилота от блокировок колес,а при нажатии на рычаг переднего тормоза подключает и задний. В режиме Slick «антиблок»сводит свое вмешательствок минимуму и контролируетлишь переднее колесо, что позволяет пользоваться дрифтом,дополнительно заправляя мотоцикл в поворот. Интересно, чтоалгоритм для режима Slick обкатывался в немецком кольцевом чемпионате IDM.30ТОЧНАНА BMW Я ЦЕНАHP4 ПОКНЕИАПРЕДВА ЗВЕСТНА. НО ПРИТЕЛЬОНЫМ ДАВ ВЕРСИНИБУДЕТ Д COMPETITION НЫМАЖОНСТАНДА Е ДЕШЕВЛЕ, ЧРЕМТНЫЙС ТЕМ ЖЕ НАБОР S1000RRОМИ БЕЗ АДАПТИВ ОПЦИЙПОДВЕС НЫХОК.О да! «Немец» словно преобразился: стал собраннее,цельнее и предсказуемее. Вомногом благодаря изначальноболее жестким настройкам подвески. Выход из длинной пологой правой дуги на бесконечнуюобратную прямую испанского«кольца» происходит с обязательным подъемом морды. Наста пятидесяти километрах в час!Третья передача, четвертая –снова низкое вили! Под летаюк металлической арке, котораяслужит отличной меткой, спидометр отсчитывает ровно 230 км/чи готовится перемахнуть дальше.Вот он – медленный правый подmoto-magazine.ru январь 2013026-031 test bmw.indd 3012/6/12 11:55 PM BMW HP4Bвторую передачу. Тормоз! Две –вниз! В голове мысль: «Не попадаю!», а перед глазами – таранЛеона Хэзлама Максом Бьяджи намосковском этапе WSBK… Переборщил. Но нет – под яростныйстрекот слиппер-клатча HP4 максимально эффективно гасит скорость, отчаянно размахиваяхвостом, и тут же заныриваетв закрученный вираж. При этомна агрессивном торможении вилка дополнительно поддерживаетпереднее колесо, имитируя антиклевковую систему.А как шасси держит скоростнуюдугу! Представьте: вы ведете1000-кубового монстра сквозьдлинный левыйповорот в такомугле, что даже слайдеры наносках бот стачиваются в пыль.И вдруг понимаете, что газ открыт«всего-то» наполовину – и резкимжестом открываете «дыру» навсю. На почти двухсотсильноммотоцикле! А в ответ – он закономерно взрывается тягой, но приэтом никаких хайсайдов, никаких«крэшей». Трекшн подстраховал,подвески собрались – и BMW уверенно набирает ход. Браво!Тем не менее, оказалось, этовсе прелюдия. Больше впечатляетдругая черта DDC: для каждогоданные производителядучастка кольцевой трассы подвеску можно заставить действовать по тому сценарию, которыйнужен конкретно в этом месте,именно в этот момент. Но как система распознает точку на земномшаре? Неужели она руководствуется GPS-даталоггером, которыйдавно присутствует в списках«допов» S1000RR?> ОБЩОБЩИЕ ДАННЫЕСо своим вопросом я подошелк Ханс-Альберту Вагнеру, ответМодельный годМодель2013ственному за разработку трекшнСухая ммасса, кг169Снаряженная масса, кг199Снаряжконтроля DTC, а также набора дляДлина × ширина × высота, мм2056×826×н.д.настройки Race Calibration Kit II.База, мм1422,7Ответ был однозначен: «Нет, тутВысота по седлу, мм820проще. В обновленном «софте»Объем ббензобака, л17,5Race Calibration Kit мы предусмотУгол накнаклона рулевой колонки, град.24рели меню для индивидуальнойВылет, ммм98,5настройки подвески через обычный лэптоп. Там необходимо> ДВИДВИГАТЕЛЬввести длину окружности, возТипR4, 4Тможную погрешность – и указать,ГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрчто с такого метра по такой задРабочий объем, см³999ний амортизатор требуется заДиаметДиаметр цилиндра × ход поршня, мм80,0×49,7жать сильнее, так как там идетСтепень сжатия13,1:1разгон, в серии поворотов – неСистема питаниявпрыск, диффузоры ∅ 48 мммного расслабить, а вот с этойМощносМощность, л.с. при об/мин193/13 000точки в течение двухсот метров –КрутящКрутящий момент, Нм при об/мин112/9750сделать жестче переднюю вилСистема охлажденияжидкостнаяку… И так – весь круг. У нас естьСистема запускаэлектростартеродин HP4, специально заточенныйпод Херес».> ТРАТРАНСМИССИЯУвы, за руль этого экземпляСцеплениеСцепленмногодисковое, проскальзывающее,ра меня предсказуемо не пусв масляной ваннетили. «For Troy Corser6-ступенчатаяКоробка передачГлавная передачацепьonly!» Оно и понятно –работа над адаптив> ХОДХОДОВАЯ ЧАСТЬной подвеской тольРамадиагональная, алюминиеваяко начинается иПередняПередняя подвескателескопическая вилкамногое из заводSachs CDCi, перевернутого типа,ских ноу-хауполностью регулируемая, электронные регулировкипгидравлики DDCпредставляетДиаметр труб, мм46Диамекоммерческуюколеса, мм120Ход ктайну. ПоэтомуЗадняя подвескамаятниковая с моноЗадпока журнаамортизатором Sachs CDCi и прогрессивнойлисты со всегохарактеристикой, полностью регулируемая, электронныехрегулировки гидравлики DDCсвета наматыХод колеса, мм130Хвали круги поТормозная система комбинированная, гидравлическая,ровной гладиRace ABSавтодрома, инПередний тормоздва диска, ∅ 320 мм, 4-поршневыеженеры скрупулезрадиальные скобы Bremboно выпытывали у ТрояЗадний тормоздиск, ∅ 220 мм,1-поршневая скобаКорсера его мнение, а послеКолесалитые, алюм. сплавокончания заездов сливали данПередняя шина120/70-17ные телеметрии с остальных тесЗадняя шина200/55-17товых мотоциклов. Чтобы приблизиться к пределамсовершенства.При феноменальной энерговооруженности нынешняя реинкарнация BMWБлагодарим компаниюS1000RR на фоне остальных «литров»«BMW Group Россия»всегда была наиболее простым поза организацию теста.управлению мотоциклом. ОсобенноЭкипировка Berik,в том, что касалось езды «на грани».Arlen Ness и SuomyТак вот… Новейшая ее версия HP4на тест предоставленапозволяет уверенно отодвинуть этукомпаниейгрань еще дальше. Без сомнений.«Русмотоимпорт».январь 2013 moto-magazine.ru026-031 test bmw.indd 313112/6/12 11:55 PM