100
101
102
103
104
105
В НАЧАЛЕ ДЕКАБРЯ В МОНАКО ПРОШЛО ЕЖЕГОДНОЕ ТОРЖЕСТВЕННОЕНАГРАЖДЕНИЕ ЧЕМПИОНОВ FIM GALA. НАША СТРАНА БЫЛАПРЕДСТАВЛЕНА ПОБЕДИТЕЛЕМ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ЛЕДОВЫМГОНКАМ FIM ICE SPEEDWAY GLADIATORS НИКОЛАЕМ КРАСНИКОВЫМ.МЫ ПОЗДРАВЛЯЕМ УФИМЦА С ЗАСЛУЖЕННОЙ НАГРАДОЙ.ДРАЛЛИРЕЙь мечта.саливяопяУ менго-то она,окялД.яакДалеи останетсякат,онтяотьвере начал пуржЯ.йотчемнию с азу,елвтсещуск ее омогло меняиенотчинеи ужсчиталеигонМ.ьтостанови сшедшим, но мнеменя сума – это моя жизньвсе равно а.и моя мечто автораЗУБОВА, фоттекст Антона22100участника вышлина старт «БахиМарокко» осенью2012 года140кг – сухой весраллийногомотоцикла450 см330литров – объем топливных баков моей HondaCRF450X (7 л спереди +24 л сзади)3литра – регламентированныйминимальный объемкэмел-бэга –«поилки» пилотаmoto-magazine.ru январь 2013100-105 sport maroc.indd 10012/7/12 12:38 PM СПОРТЯ занимаюсь одним из самых опасных видов спорта. Благодаря ему посетил различные континенты, жестокие и прекрасные пустыни и горы.Я познакомился с отчаянными и бесстрашными людьми – простыми механиками и бизнесменами, обычнымиводителями и владельцами крупныхтопливных компаний. У каждого изнас есть мечта – пройти «Дакар».ГОД ЗА ДЕСЯТЬВ 2007 году я случайно наткнулсяна блог Павла Федорова – одногоиз первых российских мотоциклистов, участвовавших в «Дакаре».Его повествования впечатлили меня.Я подробнее расспросил его и запомнил совет: не имея хотя бы десятилетнего опыта в мотокроссе, нечегои думать заявляться в гонки такого уровня.Несмотря на то, что я уже многолет колесил по городу и путешествовал на юга на разных дорожных мотоциклах, опыта езды на кроссаче илиспортивном эндуро у меня не было.В 2011 году я познакомился с выступающим на Чемпионате России поралли-рейдам Игорем Семенюком,который принял меня в свою командуКТМ-клуба и начал преподавать мнеазы мотокросса, эндуро и раллийнойнавигации – готовить к ЧемпионатуРоссии. Подготовка пошла на пользу:в том году я занял призовое местов любительском классе эндуро.В российском чемпионате по ралли-рейдам организаторы стараютсяприблизить правила гонки к международным. Однако, если в «Дакаре» и Кубках мира по раллирейдам спортсмены едутисключительно по легенде,ГОНКА МАРОККО ЛЕПЕСТКОВОГО ТИПА: СТАРТЫИ ФИНИШИ РАСПОЛОЖЕНЫСРАВНИТЕЛЬНО БЛИЗКО, НЕБОЛЕЕ 100 КМ, А САМ МАРШРУТОПИСЫВАЕТ ПО ПУСТЫНИНЕКОТОРУЮ ДУГУ.400100-105 sport maroc.indd 101км – пробег на одной заправке в боевом режиме(в гонке резерв не потребовался ни разу)Карта техническойпроверки: все 12отметок получены.Завтра – старт.12/7/12 12:38 PM КОМПАНИЯ HUSABERG ОБЪЯВИЛА О ПОДПИСАНИИ КОНТРАКТОВ СРАЗУ С НЕСКОЛЬКИМИ ГОНЩИКАМИ. ТАК, В ЧЕМПИОНАТЕМИРА ПО ЭНДУРО В КЛАССЕ Е1 ЗА ЗАВОДСКУЮ КОМАНДУ БУДЕТ ВЫСТУПАТЬ ИТАЛЬЯНЕЦ ТОМАС ОЛДРАТИ НА HUSABERGFE 250 2013. А ВОТ В САМОЙ ЖЕСТКОЙ КАТЕГОРИИ ЭКСТРИМЭНДУРО ПРАВО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ВЫПАЛОНА ДОЛЮ БРИТАНЦА ГРЭМА ДЖАРВИСА, ИЗВЕСТНОГО СВОИМИ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ПОБЕДАМИ НА ТАКИХ СОРЕВНОВАНИЯХ,КАК THE TOUGH ONE, HELLS GATE, ERZBERG, RED BULL ROMANIACS И RED BULL SEA TO SKY.в наших чемпионатах можнопользоваться навигатором с закачанным в него треком маршрута. Получается своего рода«открытая навигация». Роудбук – для считывания опасностей – и навигатор, если уже совсем заблудился. Я, наверное,единственный спортсмен, который ехал все российские чемпионаты по международным правилам без использования трекав навигаторе – уже тогда я началподготовку к участию в международных ралли. Там требованияк навигации очень жестокие, ихнарушение может повлечь дисквалификацию. Приходилосьплутать, по нескольку раз в денья терял дорогу, находил и сноватерял ее. Это стало хорошей психологической тренировкой и тренировкой работы с навигационным оборудованием в боевыхусловиях. Ведь когда понимаешь, что потерялся, начинаешьнервничать, искать дорогу иливозвращаться обратно быстреепредела своих способностей,а это приводит к падениям и травмам. В пустыне заблудившихсяили поломавшихся собирают уженочью – не самая радужная перспектива.На российском чемпионате познакомился с организатором выездов для российских спортсменов на мировые чемпионатыЛеонидом Майоровым и уже тогда заявил ему о своем намерениидебютировать в ралли «Дакар».Спустя полгода узнаю, что формируется российская команда TroykaTeam для участия в Кубке мира поралли-рейдам «Марокко» и что нехватает одного мотоциклиста.Это как раз то, что мне нужно:попробовать свои силы в настоящей пустыне, по маршрутам того, еще африканского «Дакара».Тут же отправляю заявку. Мнеуже не приходится рассказыватьо себе; день на уточнение данных и сбор документов – и меняподтверждают. Я еду! Начинается морока с оформлением виз,сбором справок и поиском спонсоров. Участие в гонке обходит-ВЯЧЕСЛАВ ПАЩЕНКОYamaha WR 450«В этом году естьжелание поехать намарафон «АфрикаРейс», поэтому поездка в Мароккостанет контрольной тренировкойи позволит проверить свою физическую кондицию и уровень подготовки.Будем старатьсяпоказать достойный результат».АНТОН ЗУБОВАНТОН ПОПОВ(Honda CRF450X)KTM 450«Я выбрал эту гонкукак один из важныхшагов для достижения главной цели –участия в ралли«Дакар». В «Марокко» мы получим бесценный опыт ездыпо африканскомупеску и камням.Главная задача –финишировать безтравм, объективнораспределив своисилы».«Гонка «Марокко» – одиниз известнейших раллирейдов. И я очень рад,что в этом году у новичков вроде меня естьшанс попробовать силыв менее продолжительном состязании – нона том же рельефеи с сильными соперниками. Едва ли есть лучшийспособ проверить себя,перенять опыт и подготовиться к полномасштабным ралли».Перед прологом нас пустилипрогуляться по 8-километровомумаршруту. Пешком удалось одолетьлишь 2 км.Основные приборы раллиста:роудбук (1), трипметры (2)и иритраки (3).От соски во рту к вечерусводит челюсти. Но без жидкостив пустыне нельзя!32121023ся дорого. Мой, хоть и скромный,бюджет перевалил за 12 тысяч евро – перелет, гостиница, арендаи доставка мотоцикла, стартовыйвзнос. Но беспокоило не толькоэто. На соревнованиях такогоуровня постоянно рискуешь своимздоровьем и жизнью. Любая авария или падение с мотоцикла мо-жет закончиться серьезными травмами. Меня не покидала мысль:«Выдержу ли я? Хватит ли полученного всего за год опыта ездына спортивном эндуро и пройденного Чемпионата России для преодоления сотен километров пустынных дюн и горных серпантинов, усеянных острыми камнями?»moto-magazine.ru январь 2013100-105 sport maroc.indd 10212/7/12 1:30 PM СПОРТКОМАНДНЫЙ ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО МОТОГОНКАМ НА ЛЬДУ В СУПЕРЛИГЕ СТАРТОВАЛ24 И 25 НОЯБРЯ В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕРВОГО ЭТАПА ЛИДЕРОМ ТУРНИРНОЙТАБЛИЦЫ СТАЛ БАШКОРТОСТАН ЦТВС ИМ. Г. КАДЫРОВА Г. УФА. СК МЕГАЛАДАОТСТАЕТ ОТ НЕГО ВСЕГО НА 1 ОЧКО. ВТОРОЙ ЭТАП НЕ СОСТОЯЛСЯ В СВЯЗИ С ПЛОХОЙПОДГОТОВКОЙ ТРЕКА.Песчаных дюн оказалось не так много, как ими пугали, но в то же время достаточно для того,чтобы закопать мотоцикл и, потеряв силы, сойти с дистанции. Мало хорошо ехать песок, егонужно полюбить, научиться различать по цвету и объезжать песчаные воронки, в которыеочень легко скатиться, а выехать из них, не зная техники, совсем не просто.ДМИТРИЙПАВЛОВдействующий чемпион мира,вице-чемпион 2011 года(квадроцикл Honda TRX700)«Одной из самых сложных гоноксезона традиционно является«Марокко», которую посещают90% участников «Дакара». Длянас эта гонка имеет особое значение, так как мы здесь неоднократно побеждали на автомобиле и квадроцикле.Хотелось бы продолжить успешную серию выступлений,а также поделиться опытомс талантливыми ребятами изкоманды Troyka Team. Надеюсь,что дебют команды получитсяуспешным».Но выяснить это можно было лишьодним способом…ЧУЖОЙ МОТОЦИКЛ,ЧУЖИЕ ЦВЕТАБез технической поддержки наралли делать нечего. Мы выбралифранцузскую команду Meca'System с многолетним опытом участияв ралли-рейдах мирового уровня,в том числе на «Дакаре». Онидолжны подготовить и привезтимотоциклы из Франции, а такжесопровождать нас на гонке. Мневыпало ехать на «Хонде», хотясам являюсь поклонником мотоциклов КТМ.Ралли «Марокко» начинаетсяв городе Эрфуд. Рано утром мывсей командой отправились встречать нашу техничку с мотоциклами. Из-за проблем на таможнемотоциклы попали в «Марокко»только ранним утром, и у нас ужене было возможности обкататьих и потренироваться. Придетсяехать пролог, впервые сев на мотоцикл.Сразу после выгрузки техникивыяснилось, что механики не учлимой рост (175 см), и мой мотоциклоказался самым высоким из всех,хотя я был самым низким пилотом в нашей команде. МенеджерMeca'System француз Филиппспросил, как же я поеду, но я отшутился: «Главное – тронуться,а дальше от тебя уже ничего независит». Так и пришлось ехать,ощущая себя Пауло Гонсалесом –заводским пилотом «Хускварны»,но даже при его росте инженерызанизили ему мотоцикл. Мне жеудавалось в случае остановки едва касаться грунта мыском однойноги. Но такой стимул, наверное,пошел на пользу: за все три длягонки я ни разу не упал.Мы проходим технические и административные проверки. Нужнополучить двенадцать штамповв административную карточку!Много проверок по документам,лицензиям, контроль мотоциклаот громкости выхлопа до правильности установки прибора спутни-кового слежения Iritrack, соответствие защитной экипировкитребованиям организаторов. Проверяют даже емкость кэмел-бэга –питьевой системы гонщика, онадолжна быть не менее 3 л. Послепрохождения административныхпроверок каждому участнику гонки выдается пластиковый браслет.Цвет браслета у спортсменоводин, у команды сопровожденияили механиков другой. Моя супруга приехала со мной в Марокков качестве ассистента командыи весело проходила все проверки,временами фотографируясь с мировыми звездами. Я подозвал ееи показал ей графу: «адрес и ближайший аэропорт, куда доставитьтело спортсмена в случае гибели».Ее отношение к гонке моментальноизменилось.Свой номер – 106 – я знал ещев Москве, он мне понравился.У выезда из зоны техническихпроверок ко мне подошел известный спортсмен Давид Касто и поинтересовался, откуда на мне да-каровская куртка. Дело в том,что мой друг Вадим Притуляк,многократный участник «Дакара»,подарил мне свою куртку под обещание выступать в ней на соревнованиях. Куртка стала моим талисманом и уже на российскихгонках начала приносить мне призовые места. Хотя на груди написано мое имя, профессиональныеспортсмены сразу опознали своюатрибутику на любителе, и в Африке мне пришлось отчитываться занадетые «цвета». У выхода из отеля в закрытом парке стоят две«метлы» – машины, которые поздней ночью собирают сошедшихи поломанных мотоциклистов. Недай бог повстречаться с ней натрассе!Оставив мотоцикл в закрытомпарке (после технических проверок и до начала ралли никто неимеет права прикасаться к технике), я пошел готовиться к старту8-километрового пролога. Организаторы позволяют пройти его пешком или на квадроцикле. Мы с Ан-январь 2013 moto-magazine.ru100-105 sport maroc.indd 10310312/7/12 1:30 PM У ЗНАМЕНИТОЙ БРИТАНСКОЙ ГОНКИ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ЭНДУРО THE TOUGH ONE ЕСТЬ МЛАДШИЙ БРАТ,КОТОРЫЙ ТАК И НАЗЫВАЕТСЯ  THE TOUGH ONE’S LITTLE BROTHER. ЭТО СОРЕВНОВАНИЕ ПРОВОДИТСЯ ОБЫЧНОВ КОНЦЕ НОЯБРЯ И, ПО СУТИ, ЯВЛЯЕТСЯ СВОЕОБРАЗНОЙ РАЗМИНКОЙ ПЕРЕД ОСНОВНОЙ ГОНКОЙ. В ЭТОТ РАЗПОБЕДИТЕЛЕМ СТАЛ ДЖОННИ УОКЕР KTM. ИЗЗА ПРОБЛЕМ С ТОРМОЗАМИ ГРЭМ ДЖАРВИС СМОГ ЗАЦЕПИТЬСЯТОЛЬКО ЗА ВТОРУЮ СТРОЧКУ. БРОНЗУ ЗАРАБОТАЛ АЛЕКС ВИГГ GAS GAS.тоном Поповым решили пройтитрассу пешком, но под палящимсолнцем одолели всего пару километров. Да еще позвонила супругаи испуганным голосом доложила,что наш внедорожник окружилиместные подростки, разглядываютее через окна, а один уже подобрал камень и, кажется, намеренразбить стекло. Надо сказать, африканские дети в пустыне – этопостоянное воровство и вымогательство, отравляющее жизньспортсменов. К тому же они поройразбирают знаки (окрашенныекучки камней) и разметку организаторов, что усложняет пилотамориентирование.ТРИ ДНЯ И ДВЕ НОЧИПервый день гонки – пролог –проезжаю отлично. О том, чтобыпоказать результат, не могло бытьи речи, основная задача – почувствовать мотоцикл перед завтрашним днем. После пробы силна песке я понимаю: вот что мненужно! То, что заставляет думатьо происходящем в данный момент, отбрасывая груз житейскихзабот хотя бы на то время, покаты в седле.Иногда во время гонки я кричали пел во все горло от ощущенияабсолютной свободы. Вокруг пустыня. Ты – один на один с природой. И с Богом. Так много, как вовремя ралли, я никогда не обращался к Всевышнему. Я молюсь,прошу и благодарю Его – до, вовремя и после гонки. Мне нравитсянаше с Ним общение…Можно пытаться передать ощущения, которые испытываешь,когда проходишь на большой скорости грунтовые участки, горныесерпантины, песчаные дюны и оазисы посреди пустыни. Да, можнопопытаться описать все это. Нодля тех, кто хотя бы раз пересекпустыню на мотоцикле, даже самые изысканные эпитеты и яркиеметафоры покажутся бледной тенью увиденного.Что заставляет людей тащитьсяза тридевять земель, чтобы проехать сотни километров по степям,горам и пустыням, где за каждымповоротом, за каждой дюной ихподжидает опасность и смерть?Зачем испытывать бытовые неудобства, питаться как попалои хронически не высыпаться? После первого дня гонки почти каждый задает себе этот вопрос. Носразу же после окончания раллиначинает готовиться к следующему старту. Это необъяснимое нормальной людской логикой явлениеВадим Притуляк назвал «синдромом Дакара».Ужин, брифинг – и спать! Отдых – одна из наиболее важныхсоставляющих успеха. Необходимозаставлять себя отдыхать. Послеопасного спецучастка не всегдаудается справиться с перевозбуждением. Я еще долго бродил средиВесь хвостмотоцикла – это24-литровый бак,изготовленныйMeca'System.104машин и мотоциклов, вызывая своим видом удивление и недоумениемехаников. Ночью ралли живетсвоей отдельной жизнью. Пока пилоты спят, сотни генераторов обеспечивают работу закрытого парка,где механики лечат искореженныемотоциклы и автомобили. Мне нравится наблюдать за их работой.Я поздно вернулся в отель, номысль о том, что мне скоро нужновставать и ехать спецучасток недавала уснуть.Пять часов утра. Времени в обрез. Надо умыться, позавтракать,залить кэмел-бэг раствором, восстанавливающим солевой балансорганизма. Затем надеть форму.«Баха Марокко» отличалась от одноименного ралли лишь укороченным форматом проведения –три дня вместо шести (и 500 кмвместо 2000). Но сами маршрутыпроходили по тем же местам, даи соседи на старте внушали уважение – Сирил Депре, Марк Кома,Давид Фретинье…Девиз «Бахи Марокко» – «проверьсвои силы» – вполне отражаетсуть соревнования. К тому жев этом году оно получило престижный статус Кубка Мира FIMпо Бахам-2012. Серьезно звучит?А это не простая задача – облачиться в защитную амуницию раллийного мотоциклиста. От невероятных нагрузок болит все тело.Тяжело даже сесть на мотоцикл,прихожу в себя по дороге к стартунового спецучастка. Еще темно, новскоре рассвет начинает проявлять очертания гор. Дорога проходит по марокканским деревням.От лагеря до старта – 80 км. Напреодоление лиазона у нас полтора часа. Мы едем втроем со Славой Пащенко и Антоном Поповым.Очень холодно. Стиснув зубы, поюхит Barcelona группы Queen.Свернув направо, дорога уходитна плато. На горизонте виднеютсягоры. Вот и место старта. Впередипочти 200 км спецучастка. Летаютоператорские и медицинские вертолеты, поднимая пыль и создавая настоящую «бурю в пустыне».С интервалом в две минуты стартуют лидеры гонки Марк Кома,Сириль Депре, Пауло Гонсалес,Джон Барреда, Хельдер Родригес.Легендарные звезды «Дакара».Легкий туман, смешанный с пылью,никак не поднял настроение, внутри поселилась тревога.Рука судьи оповестила о 10-секундной готовности. Страха нет.Эмоции захлестывают. Приходитсясебя успокаивать, чтобы азарт невытеснил здравый смысл. Сколькораз ругал меня тренер Игорь Семенюк еще на Чемпионате России,чтобы перестал перед зрителямина старте отрывать от земли переднее колесо! Но сложно удержаться перед камерами. Пошел отсчет: 5-4-3-2-1-старт!Дорога идет вверх и из-затумана и пыли просматривается очень плохо. Если приподняться, можно разглядеть открывшуюсяпанораму гор, утопающихв облаках. Как красиво! Яркое солнце слепит и не дает набрать высокую скорость. Попавв тень от скалы, я прибавил газ –скорость около ста двадцати. Новспоминаю напутствия тренера –заставлять себя ехать медленнопервую часть трассы, пока не вкатишься. Сбавляю.Через 30 километров пересекаювысохшее русло реки. Камни, кругом одни камни! Очень устают ру-moto-magazine.ru январь 2013100-105 sport maroc.indd 10412/7/12 12:39 PM СПОРТПРОШЛОГОДНИЙ ЗОЛОТОЙ ПРИЗЕР ОТЕЧЕСТВЕННОГО КОЛЬЦЕВОГО ЧЕМПИОНАТАВ КАТЕГОРИИ STK600 ИВАН ЛУКИН В ЭТОМ ГОДУ РЕШИЛ ПРОДОЛЖИТЬ СВОЮ КАРЬЕРУВ ИСПАНСКОМ ПЕРВЕНСТВЕ CEV В ЗАЧЕТЕ MOTO2. СТАРТОВАВ НА ПОСЛЕДНЕМ ЭТАПЕВ ВАЛЕНСИИ С 21Й ПОЗИЦИИ, В ХОДЕ ГОНКИ ОН ОБОГНАЛ НЕСКОЛЬКИХ СИЛЬНЫХСОПЕРНИКОВ И ЗАКОНЧИЛ ГОНКУ 16М.ПОДИУМ  НАШ!Составляющиеуспеха в раллирейде:•Физическаяи техническаяподготовкамотоциклиста;•Умениепользоватьсянавигационнымиприборами;•Надежностьмотоциклаи качество егообслуживаниямеханикамикоманды;• Удача.На подиуме (слеванаправо): ВячеславПащенко, АлессандроЗанотти, Антон Зубов.ки. Мотоцикл бросает из стороныв сторону. Десятки километровтряски по булыжникам забралиочень много сил. Обод переднегоколеса уже перестал быть идеально круглым. Поблагодарив про себя механиков команды, предусмотрительно установивших муссв покрышки, продолжаю борьбус острыми камнями.Своим умением в этой гонке мненикого не удивить. Можно тольконасмешить падением и сходом. Заводские гонщики борются за местана подиуме и в первой десятке.А моя задача – добраться до финиша, и это, поверьте, немало…На моем мотоцикле заботливонаклеен пластырь, на котором маркером написан километраж контрольных точек, где нужно обязательно остановиться и поставитьотметку в корнете (TimeCard). Напоследнем этапе российского чемпионата я получил часовую пенализацию за то, что, увлекшись, проехал мимо судей, не остановился.Эта ошибка сбросила меня со второго на третье место в абсолюте, и теперь к контрольным точкам я отношусь более чем ответственно.Финиш гонки был омрачен вестьюо сходе нашего капитана ДмитрияПавлова: на большой скорости онперевернул квадроцикл. Сработал тревожный датчик на приборе Iritrack, и организаторы направили два вертолета на местоаварии. К началу церемонии награждения Диму уже доставилив Марракеш, где ему предстоялаоперация на ноге, а вот квадроцикл так и остался в пустынеждать «метлу».Трудно поверить, но я в категории 450 см3 приехал третьим,а Вячеслав Пащенко – вторым.Антон Попов замкнул поток финишировавших гонщиков. А первоеместо у итальянца АлессандроЗанотти.Вячеслав шел в пятерке в абсолюте, но на втором этапе наткнулся на коленопреклоненного квадроциклиста – тот, сложив руки,умолял остановиться. Оказалось,у него кончился бензин. Пока нашгонщик пытался отлить топливо,пока сообразил, что можно воспользоваться шлангом от «поилки», пока искал выскочившееуплотнительное колечко замкабензошланга, прошло минут 15.В итоге Оскар Рамиро, получивший так нужный ему бензин приехал первым, а нашему спортсмену компенсировали лишь пятьминут потраченного времени,да и то в порядке исключения,как новичку. Ведь, по правилам,о топливе, воде и туалетной бумаге гонщик заботится сам. В итоге у Пащенко 10-е место в абсолюте, что тоже очень достойныйрезультат.А большая часть соперниковполучила пенализации на трассе – кто-то за неправильную заправку, кто-то за забытую отметку у судьи. Не было у них нашейзакалки, не ехали они ЧемпионатРоссии, где главный судья мотоциклетного зачета – Иван Евдокимов и где любое нарушениеправил автоматически отбрасывает тебя в конец зачетной таблицы!Первый шаг на пути к «Дакару»я сделал. Впрочем, не один я. Мыидем каждый к своей мечте. Ноидем вместе.январь 2013 moto-magazine.ru100-105 sport maroc.indd 10510512/7/12 12:39 PM