иШКОЛАБЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ КВАДРОЦИКЛАЭкипировка выбрана, органыуправления квадрикомизучены – пора садитьсяи ехать. Собственно,о посадке на квадроцикл,начале движения, остановкеи маневрировании мы сейчаси расскажем.АЛОКШОРДАКВАТСИЛЦИК3УРОК .РАЗМИНКАПЕРЕДПОЕЗДКОЙтекст Романа СИТНИКОВА, фото Евгения БОБРИКОВАЭкипировка надета, шлем застегнут – это, конечно, хорошо. Но нестоит забывать, что квадроцикл является, как говорят наши западныеколлеги, rider-active, то есть требует от водителя максимальной вовлеченности в процесс управленияи работы всем телом. Тело же человеческое, как и двигатель внутреннего сгорания, хорошо переноситфизическую нагрузку, будучи разогретым до рабочей температуры.Поэтому не поленитесь, потратьтенесколько минут на короткую разминку и растяжку. Организм скажетвам за это спасибо.Мягко и плавно растяните мышцы шеи, наклоняя голову вперед(при этом подбородком тянитесьвниз), вправо и влево (но не назад).Разогрейте связки и мышцыкистей рук, локтей и плеч, сделав126вращательные движения по часовойстрелке, а затем против, по 5 оборотов в каждую сторону.Наклоны корпуса помогутрастянуть и разогреть мышцыспины и торса. Классически поставив ноги на ширину плеч, сделайте по 5 наклонов вперед, назади в стороны.Мышцы и связки ног прощевсего растянуть следующим образом: одну ногу поставьте на подножку квадрика и потянитесь рукойк носку ботинка. Повторите по 5 раздля каждой ноги.Приседания с небольшой амплитудой помогут размять ноги в коленях. Поставьте ноги на ширинуплеч, руки на пояс и сделайте по 5легких полуприседаний.С мышцами бедра придется поработать чуть больше: расставьтеноги пошире и проделайте по 5 наклонов в каждую сторону.Ошибка – воспринимать разминку как ненужную блажь. Разогретоеи подготовленное к нагрузке телонаиболее адекватно реагирует нанеизбежно возникающие перегрузки, при этом риск получить растяжения, вывих или иную подобнуютравму существенно снижается.ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯКак и в случае с проверкой квадроцикла перед поездкой, процедуразапуска двигателя не просто детально регламентирована, но и тожеобозначается акронимом BONEC длялучшего запоминания. Его расшифровку зачастую можно обнаружитьна предупреждающих наклейках наквадроцикле. Соблюдение этойпроцедуры должно стать хорошейпривычкой, которая позволит, например, исключить вероятность«внезапного» старта с места запущенного квадрика.Если двигатель квадроциклахолодный, переключите рычаг обогатителя в положение «ON». Еслидвигатель прогрет, убедитесь, чторычаг обогатителя находится в положении «OFF» (в противном случаедвигатель не будет работать корректно).Запустите двигатель квадроцикла (обычно для этого необходимо удерживать рычаг или педальтормоза). Подробная процедуразапуска двигателя конкретногоквадроцикла может отличатьсянекоторыми нюансами, поэтомуобязательно ознакомьтесь с соответствующей информацией в руководстве по эксплуатации.ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА НА ATVПравильная посадка на квадроцикле – залог управляемости и безопасности (ну и, конечно, аутентично-гоночного внешнего виданаездника). Несколько простыхрекомендаций помогут выбратьправильное положение тела за рулем квадрика при прямолинейномдвижении. А это позволит оперативно реагировать на любые изменения, быстро переносить вес телаи без затруднений оперироватьорганами управления.При прямолинейном движениисмотрите вперед по ходу движения,ни в коем случае не фиксируйтевзгляд на органах управления илинепосредственно перед колесамиквадрика. Не нужно вцеплятьсямертвой хваткой, но и рулить однойрукой тоже не стоит. Помните, чтоквадроцикл чутко реагирует на любые изменения положения тела водителя, поэтому положение ног наподножках и рук на руле должно,с одной стороны, способствоватьсохранению контроля над машиной,с другой же – обеспечивать необходимую свободу передвижений. Более всего важна возможность перемещать свой вес при маневрах,преодолении уклонов и переездепрепятствий, о чем мы расскажемдалее.ПОЕХАЛИ!Все-таки вводная часть – она на тои вводная, что является лишь прелюдией к основной задаче, – непосредственно поездке. И в идеалеона должна напоминать грузинскиетосты – быть содержательной, нопри этом в меру длинной. Так чтозакругляемся с подготовкой и переходим к началу движения на квадроцикле. Естественно, предварительно убедившись, что нужнаяэкипировка надета, шлем застегнут, квадроцикл проверен и готовк старту в соответствии с ранееописанными процедурами. Готовы?Поехали!Сядьте на квадроцикл.Запустите двигатель.Нажмите педаль/рычаг заднего тормоза.Включите режим D (Drive) КПлибо первую передачу.Снимите квадроцикл со стояночного тормоза.moto-magazine.ru январь 2013126-129 club shkola.indd 12612/7/12 12:18 AM Посадка на квадроциклПрежде, чем слезть с квадроцикла:Поставьте квадроцикл на стояночныйтормоз.Процесс правильной посадки на квадроцикл выглядит так:Подойдите к квадроциклу с левойстороны.Убедитесь, что стояночный тормозквадроцикла включен.Положите левую руку на левую ручку руля.Поставьте ногу на подножку (есликвадроцикл оснащен механическойКП, будьте внимательны, не наступитена рычаг переключения передач).Перенесите правую ногу через сиденье и поставьте ее на подножку.Наклонитесь и положите правуюруку на ручку руля.Удерживайте ноги на подножкахвсегда.Перекройте кран подачи топлива (еслиесть).Попрактикуйтесь в обращениис органами управления. Необходимоуметь делать это не глядя на них.После чего выполните действия, описанные в разделе «Посадка на квадроцикл»в обратном порядке.НАКЛЕЙКАНА КВАДРОЦИКЛЕНАПОМНИТ ТОЧНУЮПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ.Сядьте так, как вам удобно.Заглушите двигатель с помощью выключателя.Выключите зажигание.Голова расположенаровно, взгляд направлен вперед, а непод колеса.Плечи расслаблены.Локти согнутыи слегка отодвинутыот корпуса. Не нужноприжимать их к телу,это будет мешать управлять квадриком.Но при этом не стоити расставлять ихсильно в стороны.Руки на ручках руля.Колени прижатык баку.Ноги стоят на подножках параллельнооси движения квадроцикла.январь 2013 moto-magazine.ru126-129 club shkola.indd 12712712/7/12 12:18 AM ШКОЛАБЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ КВАДРОЦИКЛАОтпустите педаль/рычаг заднего тормоза и аккуратно добавьтегазу.ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧБольшая часть представленныхна рынке утилитарных квадроциклов оснащена вариатором с центробежным сцеплением, так чтоих владельцам не нужно задумываться о необходимости выжимасцепления и переключения передач. Если же на вашем квадрикемеханическая КП, работайте рычагом сцепления максимальноплавно. Резкое бросание рычагасцепления в лучшем случае приведет к остановке двигателяквадрика, в худшем же – к потере контроля над машиной. Обязательно потренируйтесь выжиматьсцепление, чтобы понять, в какоймомент оно срабатывает. Крометого, не лишним будет пониматьна слух, какие примерно оборотыПоверните руль,задавая квадроциклу требуемуютраекторию движения.у двигателя в данный момент –это поможет своевременно переключать передачи, не отвлекаясьна показания тахометра (если онесть).Многие квадроциклы оснащеныпередачей заднего хода, и особенную аккуратность следует проявлять при движении назад. Передначалом движения обязательноубедитесь, что сзади вас нет препятствий или людей. В целях безопасности на многих квадриках стоитограничитель оборотов при движении задним ходом и есть кнопка,кратковременно его отключающая.Без острой необходимости не пользуйтесь ей – движение задним ходом на высокой скорости опасно.Смотритев направлениидвижения.При увеличениискорости илиуменьшении радиуса поворота сильнее переносите вестела для сохранения устойчивостиквадрика.ПРОХОЖДЕНИЕ ПОВОРОТОВУправляемость квадроцикла определяется в первую очередь его геометрическими параметрами и конструктивными особенностями.Остановка квадроциклаПри остановке квадроцикла не переводитевзгляд под колеса, продолжайте смотреть вперед по ходу движения,ноги с подножек не убирайте. Старайтесь замедляться плавно, избегаярезких движений рулем.Сбросьте газ.Переключайте передачи вниз, если квадроциклоборудован механической или полуавтоматической КП.Равномерно и плавноработайте и передним,и задним тормозом.Избегайте интенсивного торможенияв повороте, старайтесь снизить скорость до входав поворот.Аккуратно и точнодозируйте тормозноеусилие на скользкихповерхностях.ПРИИНТЕНСИВНОМТОРМОЖЕНИИСМЕЩАЙТЕ ВЕСТЕЛА НАЗАД, ЧТОБЫИЗБЕЖАТЬ РАЗГРУЗКИЗАДНЕЙ ОСИ.Активнее работайте телом, переносяего вес внутрь поворота.Большая часть представленных на рынкеквадроциклов не оснащена задним межколеснымдифференциалом. Соответственно, при движении по дугезадние колеса продолжают вращаться с одинаковой скоростью,поэтому «внутреннее» колесо (движущееся по дуге меньшего радиуса) должно иметь возможностьпроскальзывать. Эту возможностьдопускает движение вне дорог – нагрунте, по траве или по снегу. На асфальте же коэффициент сцепленияшин с поверхностью гораздо выше,поэтому движение по дорогам общего пользования приведет к повышенному износу резины и частей128трансмиссии, а также заметномуснижению управляемости квадрика.Мы расскажем об особенностяхпрохождения поворотов именно напримере квадроцикла, не имеющего заднего межколесного дифференциала.Разумный выбор скорости – еслии не гарантия, то одна из основныхсоставляющих безопасного прохождения поворота. Начинайте отработку техники на малых скоростяхи в поворотах большого радиуса,наращивайте темп постепенно.Главное – не перестараться.При возрастании скорости прохождения поворотов необходимобольше переносить вес тела внутрьповорота, чтобы компенсироватьmoto-magazine.ru январь 2013126-129 club shkola.indd 12812/7/12 12:18 AM Снижайтескорость передманевром.Постоянно контролируйте состояниерельефа и при возникновении неровностей на траектории снижайтескорость.снимайте ноги с подножек, коленистарайтесь плотнее прижимать к баку. Это позволит вам лучше сохранять контроль над квадроциклом.При прохождении поворотов на высокой скорости вес тела также нужно перемещать быстро. Чтобы этогодобиться, стоит немного привстатьнад сиденьем. Зачастую для быстрого входа в поворот к движениюрулем и переносу веса тела впереди внутрь можно добавить короткий,резкий «пинок» курка газа, позволив квадрику довернуть под вами.И, как и при прохождении любыхповоротов, если квадроцикл начинает в повороте отрывать от земли«внутренние» колеса и пытается перевернуться, одновременно сильнее наклонитесь внутрь поворота,плавно (!) прикройте газ и при возможности распрямите траекториюдвижения. Помните: скорость движения должна ограничиваться невозможностями вашего квадроцикла, а совокупностью факторов, основные из них – дорожные условия,видимость и, конечно же, навыкиводителя.Квадроцикл и трасса мотошколыпредоставлены для съемоккомпанией «Байк Ленд».Экипировка Fox и Shiſt предоставленана тест компанией FoxUSA.ru.Шлемы LS2 предоставлены на тесткомпанией «Мотостиль».возрастающую центробежную силу,стремящуюся опрокинуть квадроцикл. Если квадроцикл начинаетв повороте заметно крениться илиразгружает «внутренние» колеса,сильнее наклонитесь внутрь поворота, плавно (!) прикройте газ и привозможности распрямите траекторию движения.БЫСТРЫЕ МАНЕВРЫНавыки быстрого маневрирования очень важны на бездорожье,где необходимость объезда препятствия или резкой смены траектории возникает регулярно.К базовым рекомендациям прохождения поворотов добавляются следующие.Не торопитесь увеличивать скорость маневрирования, наращивайте темп постепенно. В первую очередь постарайтесь почувствовать,понять все нюансы поведения машины.СКОРОСТНЫЕ ПОВОРОТЫМаневрирование на высокой скорости также является неотъемлемойчастью внедорожных покатушек.Зачастую поздно замеченное натраектории движения препятствиепроще объехать, чем остановитьсяперед ним. Для совершения маневров на высоких скоростях необходима четкая координация скоростиквадроцикла и положения (перемещения) тела. Ни в коем случае неянварь 2013 moto-magazine.ru126-129 club shkola.indd 12912912/7/12 12:18 AM