60
61
62
63
SUZUKI GSX1300R HAYABUSASспорт-турист / 198 (176) л.с. / 1999-н.в. / 1340 см3 / 260 кгспо240-780 тыс. руб.2текст Дмитрия ФЕДОТОВА,фото Евгения БОБРИКОВАКульминация гонки скоростей пришлась на конец девяностых. Пальма первенства ходилапо рукам, пока, наконец, в 1999 году компания Suzuki не поставила жирную точкув этой «гонке вооружений», выпустив на рынок модель Hayabusa.СОКОЛИНАЯ ОХОТАИСТОРИЯ«Соколом», – а именно так с японского переводится «Хаябуса», –маркетологи Suzuki окрестили новинку неспроста: до 1999 годав мире гипербайков царствовала Honda со своим «дроздом» –птичкой, входящей в рацион крылатого хищника. Имя полностьюотражало суть мотоцикла – инжекторный 176-сильный 16-клапанный 4-цилиндровый моторобъемом 1299 см3 разгонял машину до 303 (по другим данным –312) км/ч. Однако основным успехом инженеров стал не двигатель(к слову, весьма обычный для тоговремени «рядник», выдающийсяразве что объемом), а то, что машина удалась на удивление сбалансированная. Несмотря на то,что «бусу» строили в первую очередь для скорости, ни комфорт, ниуправляемость ей в жертву не принесли. Дизайн машины, рожденный в аэродинамической трубе,пришелся по вкусу далеко невсем, но спустя какое-то времяспоры вокруг него поутихли.В 2000 году максимальную скорость «бусы» ограничили 299 км/ч.Принято считать, что производители мотоциклов тогда заключили неформальное соглашение – ограничить максималку своей продукции299 км/ч добровольно, не дожидаясь ограничений законодательных.В 2001-м место механического натяжителя цепи ГРМ занял гидравлический, бензонасос «переехал»в бензобак, из-за чего объем последнего сократился с 22 до 21литра. Зажиганием и впрыскомстал управлять 32-битный про-цессор вместо 16-битного. Помимо прочего, инженеры решилипроблему с алюминиевым подрамником, разрушавшимся при ездес пассажиром и грузом: его началиизготавливать из стали, из-за чего«Хаябуса» потяжелела на 4,5 кг.Отличить такой мотоцикл можно похромированным трубам выпуска,подведенным к «банкам» глушителя. В таком виде мотоцикл выпускался до 2004 года без серьезныхизменений. В 2005 он получил усиленную раму и бесцветные стеклышки поворотников.1999200120052008Начало производстваи продаж «бусы».60Изменился натяжитель цепи ГРМ,перегревавшийся бензонасос перенесли,а подрамники началиизготавливать из стали.Мотоцикл получил усиленную рамуи «белые» рассеиватели поворот ников.Новое поколение «Хаябусы»: машинукардинально переработали как внутри,так и снаружи.moto-magazine.ru январь 2013060-063 rynok hayabusa.indd 6012/7/12 1:13 AM РЫНОК‣ ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯ: SUZUKI GSX1300R HAYABUSA с.60, ЗИМНИЙ ЭКИП FOSSA с.64,ГАРНИТУРА MIDLAND BT NEXT с.65, ВИДЕОРЕГИСТРАТОР CB014 с.66, НОВОСТИ с.6821341 Подрамники на ранних «бусах» изготавливалисьиз алюминия. При перегрузках они трескались и отваливались. Производитель решил проблему недостаточной жесткости, изготовив конструкциюиз стали.2 Система охлаждения высокофорсированного мотора свою работу выполняетс трудом, поэтому следует внимательно относиться к контролю состояния радиатора и уровня антифриза.3 Механический натяжитель цепиГРМ ранних «бус» нередко выходилиз строя, поэтому впоследствии егоместо занял гидравлический.4 Бензонасос «Хаябусы» страдалот перегрева, поэтому на более позднихмоделях производитель перенес егов бензобак. Проблема решилась,но не стоит ездить с пустым баком.В 2008 году вышло третье поколение «Хаябусы». Благодаря измененному ходу поршня объем двигателя увеличился до 1340 см3,выросла и степень сжатия(12,5:1 против 11:1). Мотор получил новую системувпрыска с двумя форсунками на цилиндр, облегченные клапаны и поршни, мощность возросладо 198 л.с. Перекроили мотоцикли внешне: благодаря новой оптикеи обводам пластика «буса» сталавыглядеть современней и харизматичней, сохранив при этом узнаваемость. Обновили тормоза: вместо6-поршневых суппортов установили 4-поршневые скобы с радиальным креплением, а тормозные диски уменьшили с 320 до 310 мм.Не оставили без внимания и заднийтормоз: 2-поршневой суппорт на240-миллиметровом тормозномПосле 2008 года машина радикальнопреобразилась как внутри, таки снаружи. Дизайн пластика и оптикистал агрессивней, узнаваемостьи харизматичность сохранились.«Парад планет» всех поколенийHayabusa приятен глазу, а на приборкеновой «бусы» (слева) появилисьЖК-монитор и блинкер.январь 2013 moto-magazine.ru060-063 rynok hayabusa.indd 616112/7/12 1:13 AM ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯSUZUKI GSX1300R HAYABUSAРабочий цилиндрсцепления расположенрядом с ведущейзвездой и собираетна себе всю грязьи смазку, летящуюс цепи; продлить емужизнь поможет чистка2-3 раза в сезон, а, еслион все же «кончился»,привести его в порядокможно с помощьюремкомплекта.На заменупассажирского сиденьяаэродинамическим«горбом» и наоборотуйдет от силыпятнадцать минут.диске заменили на 1-поршневой, заодно переместив еговверх и увеличив тормозной дискдо 260 мм. Из-за ужесточившихсянорм шумности и выбросов в атмосферу изменилась и выпускная система: теперь она работает по схеме4-2-1-2 и отвечает стандартам Евро-3. Увеличился радиатор, изменилась приборная панель.с небольшим углом поворота руляи мотором, производящим теплокак маленькая ТЭЦ, вряд ли доставит удовольствие ездоку. А ещеэтот мотоцикл здорово поднимаетсамооценку, но все же задумываться о покупке «бусы» стоит, имея некий опыт вождения.ЗАЧЕМЦЕНЫПокупают «Хаябусу» по разнымпричинам. Для одних это комфортный, устойчивый и мощный спорттурист, который можно загрузитьпод завязку и рвануть на море, длядругих – мотоцикл для вечернихпокатушек по городу, для третьих –болид для установки рекордов скорости. Днем в пробках на «бусе»делать нечего – широкая машинаНесмотря на громкое имя и выдающиеся показатели, годы берут свое,и цены на «бусу» первого и второгопоколений сравнялись и зависят теперь не столько от года выпуска,сколько от состояния, пробегаи обилия тюнинга. Разлет цен намашины 1999-2007 годов – от 250до 390 тыс. рублей. Hayabusa третьего поколения обойдется дороже –ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ РАСХОДНИКОВИ ЗАПЧАСТЕЙ, РУБ.НаименованиеОригинальныезапчастиНеоригинальныезапчастиМасляный фильтр690320Воздушный фильтр38001600Колодки тормозные передние, 2 шт.37001400Колодки тормозные задние, 2 шт.Цепь и звезды, комплект3700140022 00010 000Натяжитель цепи ГРМ6700–Ремкомплект рабочего цилиндра сцепления3900 –62от 400 до 700 тысяч; новый мотоцикл в салоне стоит 780-800 тысяч.А еще в продаже попадаются кастомы на базе «бусы» с обилием хрома, широченным задним колесоми длинным маятником, но прайс натакой эксклюзив определяют фантазия и жадность продавца.ГДЕ ИСКАТЬПоиски стоит начать с мониторингаобъявлений частников: предложений – море, за исключением, пожалуй, лишь первого поколения: машин 1999 года в продаже всеменьше и меньше. Продаются «бусы» и в салонах, торгующих секондхендом, но если подобрать аппаратжелаемого года и раскраски таки не удалось, на помощь придутфирмы, работающие с аукционамии «таскающие» технику под заказ.И не стоит забывать, что Hayabusaпроизводится по сей день, и прижелании можно приобрести новыймотоцикл этого или прошлого модельного года у дилера.ВЫБОРПри выборе «Хаябусы» следуетпомнить о том, что Suzuki дваждыпроводила отзывную кампанию,и оба раза в связи с выходом изстроя натяжителя цепи ГРМ на первых выпусках. Пружина механического натяжителя лопалась, в результате чего обвисшая цепь ГРМпроскакивала, устраивая в моторе«сталинград». Отличить механический натяжитель от гидравлического очень просто: к гидравлическомуподведена масляная магистраль.Симптомом скорой гибели станетлишь звон цепи ГРМ при набореоборотов с холостых, но, даже еслиего нет, после покупки механический натяжитель обязательно следует заменить на гидравлический,moto-magazine.ru январь 2013060-063 rynok hayabusa.indd 6212/7/12 1:13 AM КОНКУРЕНТЫHONDA CBR 1100 XXKAWASAKI ZZR 1400BMW K1300S1997-2007 / 164 л.с. /236 кг / 1137 см32006-н.в. / 200 л.с. /268 кг / 1441 см32008-н.в. / 175 л.с. /254 кг / 1293 см3180-500 тыс. руб.390-800 тыс. руб.290-950 тыс. руб.ТЮНИНГчто снимет проблему раз и навсегда. Вместе с натяжителем придетсязаменить и успокоитель цепи. Стоимость деталей – около $170. Никаких глобальных переделок мотораэта операция не требует, по креплениям натяжители одинаковы.Также первые два поколениястрадают от перегрева из-за чувствительности системы охлажденияк загрязненности радиатора и наличия в ней воздуха. Поэтому, выбирая коня, не стесняйтесь заглянутьему в «зубы»: радиатор, забитыйгудроном, грязью и имеющий загнутые нерадивыми мойщиками соты –явный признак того, что мотоциклбудет перегреваться (или перегревался) при езде в пробках. Гудронсмывается специальной химией,а соты выправляются, однако настадии выбора машины стоит поторговаться с продавцом или поискать другой вариант. После покупки же стоит заменить антифризПо количеству предложений всевозможных афтермаркетовых девайсов«Хаябуса» занимает одно из первыхмест. В продаже есть все, начиная отхромированных накладок на поворотники и заканчивая компрессорами,комплектами турбонаддувов, удлиненными или консольными маятниками и различными колесными дисками,что обеспечивает огромный простордля тюнинга.Занимаясь улучшайзингом «бусы»,в первую очередь следует определиться с ареалом использования байка: для дальнобоя – высокий ветровик, например, Puig (4-5 тыс. руб.),ручки с подогревом Heat Demon(6 тыс. руб.) или их более дешевыеаналоги от Oxford или Saito (2,5-3,5тыс. руб.), а также багажные емкости – кронштейн под центральныйкофр обойдется порядка 7 тыс. руб.,плюс сам кофр, ценник на которыйварьируется в зависимости от объемаи производителя, в среднем – 8-15тыс. руб. Если одного кофра покажется мало, грузовой потенциал машиныпомогут расширить боковые текстильные сумки или их небюджетные аналоги из пластика, например, от Corbin(около $3000). Завершить картинуможно магнитной сумкойна бак (2-4тыс. руб.).Для повседневной городской эксплуатации в первую очередь следуетулучшить тормоза: в бюджетный вариант входит комплект армированныхтормозных шлангов – например, отGalfer (4 тыс. руб.) – и тормозных колодок, более глубокий тюнинг тормозной системы подразумевает установку суппортов Brembo (60 тыс. руб.)и тормозных дисков того же производителя (17-20 тыс. руб. за парупередних и 6-7 тыс. руб. за задний).Подогнать посадку под свой рост помогут регулируемые подножки отVortex (17-20 тыс. руб.) или их аналоги. Сделать мотоцикл громче можнос помощью прямоточных «концов».Yoshimura обойдется около 35 тыс.руб. за пару «банок», а разозлитьмотор поможет Power Commander(14 тыс. руб.) или его аналог от Bazzaz с трекшн-контролем и массойрегулировок, полный комплект обойдется в 40-45 тыс. руб. Но и на этомтюнинговый потенциал «Хаябусы»не заканчивается. Радикально повысить мощность мотора способен комплект турбонаддува или компрессор,внедрение которых потащит за собойустановку усиленного сцепления,кованых поршней, шатунов и прочихнеобходимых деталей, а передатьполученную мощность на асфальтне получится без широкого колесаи удлиненного маятника. Ну и,конечно, прокачанного райдера.и выгнать все воздушные пробкииз системы охлаждения.К болячкам машин первого поколения также следует отнести недостаточную жесткость алюминиевогоподрамника, не выдерживавшегоезды с грузом и тяжелым пассажиром. В 2001 году производительустранил просчет, начав установкустальных подрамников, обладающих достаточной прочностью.«Хаябусы», выпущенные пос ле2008 года, лишены многих болячек предыдущих выпусков, но слабые места есть и у них: во-первых,болты в корзине сцепления имеютсвойство откручиваться, поэтомупри замене сцепления их нужнокак следует «локтайтить», в противном случае – грохот и звон состороны сцепления не заставятсебя ждать. Во-вторых, рабочийцилиндр выжима сцепления расположен близко к ведущей звезде,в процессе эксплуатации на неголетит грязь вперемешку с цепнойсмазкой, из-за чего в особо запущенных случаях приходит в негодность манжет и уходит тормознаяжидкость. Отремонтировать илизаменить его не проблема, но лучше периодически заглядывать подкрышку ведущей звезды и вымывать оттуда нечистоты. В-третьих,в рулевом демпфере со временемпоявляется люфт; лечится заменойна афтермаркетовый или переборкой «родного».И наконец, выбирая «бусу», нестоит разделять их на «двухместные» и «одноместные», место«второго номера» на которых занимает так называемый «горб верности»: проблем с заменой егопассажирским сиденьем и наоборот не возникает.Благодарим мотосервисPOWER MOTORS и лично Вартаназа помощь в подготовке материала.январь 2013 moto-magazine.ru060-063 rynok hayabusa.indd 636312/7/12 1:13 AM