автомобилиПРЕМЬЕРАОЛЕГ ПРОХОРОВ обозреватель журнала «Рейс»ИТАЛЬЯНСКИЙВ сегменте междугородних автобусов в борьбу за российского клиента-перевозчика вступила чешская компания Karex a.s., ранее известная как Karosa, представившая новое поколение Evadys HDАКЦЕНТ2008 году Karex a.s. установила рекорд производительности, выпустив 3160 автобусов, такого не было даже во временаРЕЙС АВГУСТ 2009В48СЭВ, когда чешские автобусы расходились по всему соцлагерю. Сейчас руководство компании прилагает максимум усилий, чтобы закрепить-ся на российском рынке. Презентация новинки автобуса Evadys HD – еще один шаг в активизации деятельности компании на территории Российской Федерации. Лайнер Evadys имеет привлекательную, породистую внешность – похоже, дизайнеры изрядно потрудились над ним, учтя все каноны экстерьера междугороднего автобуса. У него тщательно вылизанный в угоду лучшей аэродинамике силуэт, а огромное панорамное лобовое стекло обеспечивает отличный обзор в долгой дороге не только водителю, но и пассажирам. Кроме того, EVADYS HD12-метровый междугородний автобус Evadys HD оснащен двигателем Cursor 10 (F3A) объемом 10,3 литра и мощностью 380 лошадиных силФильтры топливные и масляные оригинальные – итальянского производстваЭто компрессор кондиционера – в автобусе должен быть свой микроклиматдизайнеры органично вписали в передний модуль автобуса линзовую оптику. Передние и задние двери с пневмоприводом, их ширина 800 мм. В проеме задней двери автобуса, справа, расположен санузел и, конечно, в салоне есть возможность размещения кухонного отсека. Спальный отсек для сменного водителя конструкторы расположили под полом – отхватив небольшую часть багажного отделения. Неброский, но вместе с тем стильный автобус Evadys HD порадовал и хорошим качеством сборки – повсюду аккуратные швы, в салоне добротная пластиковая облицовка и приятная тканевая отделка. Радуют глаз и удобные пассажирские кресла с многочисленными регулировками и подлокотниками, индивидуальные блоки воздуховодов и подсветки. Да и багажное отделение достаточнообъемное – 9,9 кубов. После того, как были приняты новые нормы по ввозу в Россию автобусов зарубежного производства, чешские производители создали пассажирское транспортное средство, отвечающее всем требованиям по максимальному снижению пошлины. В двенадцатиметровом туристическом автобусе Evadys HD конструкторы разместили 51 посадочное место, в отдельной комплектации есть возможность установки и 55 комфортабельных пассажирских кресел. Все междугородние автобусы чешский производитель оснащает сиденьями нового поколения, которые были разработаны и изготовлены в компании Karosa, с двухточечными ремнями безопасности. Рабочее место водителя также весьма дотошно продумано – новая комбинация приборов с поли-Менять лампочки очень легко, так как блок-фара откидывается на петляхАВГУСТ 2009 РЕЙС 49 автомобилиПРЕМЬЕРАВ одном из лючков установлен монтажный блок, предохранители и релеПока еще в багажном отсеке путешествуют коробки с чешким пивомПростыня, одеяло и мягкая подушка в комплектацию автобуса не входятВторой вход для пассажиров помоложе – там пять крутых ступенек50 РЕЙС АВГУСТ 2009функциональным дисплеем, который отражает все основные эксплуатационные параметры, а циферблат теперь лучше просматривается. Усесться поудобней в водительское кресло позволяют многочисленные механические и пневморегулировки, вместе с тем рулевая колонка также регулируется по высоте и по углу наклона. Долговечность автобуса напрямую зависит от качества изготовления как в целом его каркаса, так и отдельных частей. Передняя маска кузова Evadys HD стальная штампованная, но задняя – из композитного материала. Антикоррозионная защита кузова основывается на катафорезном грунтовании, когда сваренный кузов погружают в огромную ванну. Дополнена специальным напылением, после окрашивания кузов покрывают лаком на основе полиуретановых смол. Это во многом решаетпроблему коррозии. Большинство панелей обшивки подоконного пояса на петлях позволяет подобраться для обслуживания и ремонта ко многим агрегатам и скрытым полостям автобуса. В марте 1999 года Комитет по стратегическим решениям холдинга IRISBUS принял решение о строительстве нового лакокрасочного цеха в Karosa. Технологическую линию для 15-метровых автобусов, включающую в себя оборудование для поверхностной обработки, катафорезного грунтования, покраски и сушильные камеры, удалось построить в течение одного года. Пуск нового цеха для поверхностной обработки каркаса и других частей автобуса при помощи технологии катафореза вызвал необходимость проведения ряда изменений в традиционных технологических процессах. Помимо нового лакокрасочного цеха и начала произ- EVADYS HDТехнические характеристики Длина, мм 11 995 Ширина, мм 2550 Высота, мм 3755 Колесная база, мм 6200 Передний свес, мм 2483 Задний свес, мм 3260 Объем багажного 9,9 3 отделения, м Полная масса, кг 18 000 Пассажировместимость 51+1, 53+1 Электрооборудование, В 24 Двигатель Модель Cursor 10 (F3A) Евро-4 Объем, л 10,3 Мощность, 380 при 1600, или л. с. при об/мин 450 при 2100 Крутящий момент Н.м 2100 при 1050–1500 при об/мин Трансмиссия Механическая 6-ступенчатая ZF Коробка передач 6S. 1600, или автоматическая 12-ступенчатая ZF As-Tronic Ведущий мост с гипоидной Задний мост главной передачей Ходовая часть На пневматических упругих элементах. Дисковые тормозные механизмы на обоих Подвеска мостах с пневмоприводом оснащенным ABS и ASR Шины 295/80 R22,5 Цена, € 220 000В спальном отсеке водителя есть телефон для связи с напарникомА это скрытое от глаз пассажиров оборудование туалетной комнатыАвтономка в автобусе необходима для российских условий эксплуатацииводства нового образца продукции, были внесены изменения и в работу сборочного конвейера. Традиционная сборка из отдельных панелей была прекращена, а на смену ей пришла сборка автобусов с несущим кузовом. Благодаря внедрению нового оборудования ресурс отдельных металлических частей, прошедших антикоррозионную обработку, стал, сопоставим с продукцией, предлагаемой грандами европейского автобусостроения. Автобусы марки Karosa стали соответствовать требованиям экологических норм Евро-3 и Евро-4, так как теперь оснащаются двигателями IVECO Cursor. Evadys HD – это первый чешский автобус в России, соответствующий экологическим нормам Евро-4. На нем установлен 6-цилиндровый дизель IVECO Cursor 10 (F3A) мощностью в 380 или 450 лошадиных сил. Рядныймотор оснащен турбокомпрессором с изменяемой геометрией направляющего аппарата (VGT) и промежуточным охладителем наддувочного воздуха. Впрыск топлива в цилиндры осуществляется электронно-управляемыми насос-форсунками. Двигатель агрегатируется с механической коробкой передач ZF 6S 1600. Пожалуй, узкого диапазона 6-ступенчатой трансмиссии будет маловато для дорог со сложным рельефом местности, да и для водителя езда с частым переключением передач может оказаться утомительной. На автобусе подобного класса хотелось бы видеть электронно-управляемую КП, и такая, в его агрегатной базе имеется, но в более дорогой комплектации. По заказу установливают 12-ступенчатую роботизированную коробку ZF As-Tronic с кнопками управления на приборнойВход через переднюю дверь – четыре ступеньки с ковровым покрытиемАВГУСТ 2009 РЕЙС 51 автомобилиПРЕМЬЕРАЦифры стрелочных указателей очень мелкие, сразу не разглядишьЧешский производитель позаботился о комфорте водителя: сиденье с пневмоподвеской, а рулевая колонка с регулировкой в двух плоскостяхБольшинство клавиш и стояночный тормоз расположили слева от водителяЦентральная консоль приборной панели напичкана электроникойНа потолке прохода, возле передней двери, подвешен TFT-мониторСкладывающийся монитор висит на потолке возле второй двериУстройство на лобовом стекле помогает контролировать дорожную обстановкуКартинка информирует о вместимости салона автобусаУ индивидуальных блоков освещения и вентиляции оригинальный дизайн52 РЕЙС АВГУСТ 2009панели – справа от водителя. В любом исполнении максимальная скорость междугородних автобусов не превышает 125 км/час, в целях безопасности она еще и ограничена электроникой до 100 км/час. В ходовой части значительно возросла доля электронных комплектующих и электронных систем управления. Двигатель, коробка передач и система ABS взаимодействуют между собой посредством электронной системы обмена данных CAN. Подвеска Evadys HD пневматическая с возможностью изменения клиренса (книлингом). Передняя с двумя пневмобаллонами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя – с четырьмя пневморессорами диаметром 285 мм, четырьмя телескопическими амортизаторами и четырьмя реактивными штангами на сайлентблоках. Не забыли конструкторы и о установке заднего стабилизатора, он, также как и передний, уменьшает опасные крены в поворотах. Технические испытания автобусов и их агрегатов проходят в Чехии на полигонах Tatra в Копрживнице, а также у французов на полигоне Renault и на российском полигоне НАМИ.При проведении испытаний компания Каrosa сотрудничает с Научноиспытательным институтом транспортной техники в Праге, Институтом дорожного и городского транспорта в Праге, НИИ железнодорожного транспорта в Черченице, НИИ «ШКОДА Болевес», Военным научно-техническим институтом сухопутных войск в г. Вышков и французской испытательной лабораторией UTAC Monthlеry. В комплектации с автоматической КП лайнер Evadys HD стоит около 220 000, что немного дешевле немецких аналогов. Сертификацию нового автобуса специалисты начали этой весной и надеются закончить ее в ближайшее время.Салон изготовлен по всем канонам международных пассажирских перевозок