автомобилиCАМОСВАЛЫСИДЯ НА СКАМЕЙКЕСамосвалы Scania грузоподъемностью 20 и 25 тонн довольно широко распространены в РоссииРоссийское представительство Scania было первым из «большой семерки», кто предложил нашим перевозчикам бюджетную комплектацию седельных тягачей, учитывающую не столько особенности эксплуатации, сколько их тогдашнюю бедность. После дефолта 1998 года страна только начинала оживать. В 2002 году стартовал проект Scania Griffin, если в 200154 РЕЙС АВГУСТ 2009году Scania продала 371 всего автомобиль, то в 2008 только самосвалов – 1475. Понятно, львиную долю продаж составляли седельные тягачи, но спрос наших перевозчиков на самосвалы рос год от года, порой увеличиваясь двукратно. Не мудрено, что к продажам самосвалов на российском рынке специалисты Scania подошли не менее творчески, чем в свое время к продажам тягачей.Сейчас действует программа «Russian tipper» – «Русский самосвал», в соответствии с которой созданы соответствующие требованиям массового российского перевозчика модификации самосвалов Scania. В них на выбор клиенту предлагают только цвет кабины, но при формировании специальных заказов возможны любые комплектации, а также исполнения узлов и агрегатов.ДвигательУ компании Scania достаточно обширная линейка двигателей: 9-, 11- и 12-литровые рядные моторы и 16-литровые V-образные «восьмерки». Всего более 20 вариантов мощности с диапазоном от 230 до 620 лошадиных сил и моментом от 1050 до 3000 Н.м. Почти все они могут стоять на самосвалах и прочей технике строительного назначения, SCANIAломки нет проблем с запчастями, и они тоже должны быть не очень дорогими. А кроме того, ведь не может же сразу пробить все шесть прокладок у головок, наверняка только одну, а она стоит значительно меньше, чем единая под общую головку. Выгодно и дилерам Scania – на складах нужно меньше полок забивать запчастями к поршневой. Такой полной унификации нет у фирм-конкурентов! Однако у схемы с раздельными головками есть и недостаток – сложно придать требуемую жесткость извечному «тандему» блок-головка для увеличения давления сгорания. Специалисты говорят, что с такой схемой добиться уровня Евро-6 будет проблематично. Но нам до этих норм еще далеко и пока, с Евро-3, сомневаться в надежности моторов Scania нет оснований. Конструктивно все моторы шведских «скамеек» сходны, у них чугунный блок, мокрые гильзы, распредвал в блоке, коромысла со штангами, привод ГРМ со стороны маховика. Только у 9-литровой «пятерки» естьШведы подобрали несколько производителей самосвальных установок немецкую фирму Meiller – Kipper, польский филиал голландской HYVA, одна из выбранных наших БЕЦЕМА. У самосвалов 6х4 кузова объемом 18 м3, на четырехосники грузят до 22,5 кубометровУ Scania есть полноприводные самосвалы 6х6еще два уравновешивающих балансирных вала, понятно, что рядным «шестеркам» они ни к чему. Вентилятор системы охлаждения на всех моделях двигателей оснащен надежным поликлиновым ремнем и приводной электромагнитной муфтой с управлением от электронного блока. В системе смазки есть водомасляный теплообменник, он поддерживает оптимальную температуру масла. Интересно, что из западных производителей, наверное, только Scania оста-но только самосвалы тогда получатся очень разными… Дизели объемом в 9 литров с 2005 года стали пятицилиндровыми. Своим рождением столь экзотические моторы обязаны выбранным курсом Scania на унификацию. Современные двигатели Scania построены по модульному принципу – у них унифицированы раздельные длякаждого цилиндра чугунные четырехклапанные головки и поршневая группа. Диаметр поршневой – 127 мм, но ходы разные. Без сомнения, такая унификация выгодна не только шведам, но и перевозчикам. В первую очередь – при приобретении автомобиля, ведь мотор должен получаться несколько дешевле, чем у конкурентов. Затем в эксплуатации – в случае по-Топливозаборник может быть с подогревом тосоломМоторы с раздельными четырехклапанными головкамиАВГУСТ 2009 РЕЙС 55 автомобилиCАМОСВАЛЫМоторы проектировались по модульному принципуВентилятор с приводной электромагнитной муфтойУправление коробкой – системой тяг и рычаговПодогрев фильтра-отстойника включается клавишейПучки проводов, идущие к электронным системам двигателя, проложены поверху. Надежно, да и ремонтировать прощеОдна из тяг управления коробкой передачлась верна масляной центрифуге. У нас даже КамАЗ перешел на полнопоточные фильтры, конструкторы говорят – она без разбора отсеивает и грязь, и присадки. Те, кто знает двигатели Scania третьей серии, помнят, что тогда моторы еще были с механическими ТНВД. Однако это были дизели уровня Евро-1 и Евро2, для достижения больших экологических высот шведы свои моторы уже давно оснащают топливной системой с электронно-управляемыми насос-форсунками. В зависимости от исполнения мотора, давление впрыска достигает 1500 бар и выше. Интересно, что эти топливные системы Scania разрабатывала совместно с американской двигателестроительной компанией Cummins. Высокое давление, точность цикловой подачи, прецизионность электронно-управляемых56 РЕЙС АВГУСТ 2009топливных систем предъявляет повышенные требования к очистке солярки от примесей. Для этого шведы ставят дополнительный фильтр-отстойник, но в отличие от конкурентов электроподогрев включается не автоматически при температуре ниже 5 градусов Цельсия, а клавишей на панели, и отстой сливается вручную через краник. Важно, что Scania не применяет впрыск водного раствора мочевины в отработавшие газы, то есть не надо тратить деньги на AdBlue на двигателях уровня Евро-4 и Евро-5. Scania отдала предпочтение рециркуляции отработавших газов – системе EGR. Несколько лет назад шведы этим ходом дополнительно привлекли новых покупателей в Западной Европе. Тогда там мочевина была в дефиците, примерно как у нас сейчас.Мало кто знает, что в проект Scania Griffin кроме тягачей входили и самосвалы, а также бетоносмесители на трехосных шасси с 9-литровыми 310-сильными двигателями Евро-2. Однако спрос оказался невысоким, нужны были более мощные моторы, специальные шасси, колесная формула 8х4. Как только это стало ясно, на самосвалах начали применять более мощные 11-литровые дизели DC11. Из имеющихся четырех вариантов настройки мощности – 340, 380, 420 и 470 лошадиных сил, основной выбрали 380-сильную. Неполное использование мощностного потенциала типично для самосвала – работа у него нелегкая, а потому лучше использовать менее форсированный двигатель, но с хорошим крутящим моментом. С конца 2007 года на самосвалы, поставляемые вРоссию, устанавливают новые 12-литровые дизели той же мощности. У DC12 диапазон мощности: от 340 до 470 лошадиных сил и момент от 1700 до 2200 Н.м. Самый мощный дизель оснащен системой «турбокомпаунд». Еще одна турбина через вязкостную муфту и редуктор «подкручивает» коленвал. Дармовая энергия отработавших газов дает прибавку в 50 «лошадей»! Но в России такие моторы – большая редкость. У двигателей Scania есть возможность отбора мощности для гидронасосов и различных надстроек, как в движении, так и на стоянке. Для этого используется привод от шестерен газораспределения, расположенных со стороны маховика, они сделаны в расчете на огромный передаваемый момент. У 11-литрового дизеля на стоянке отбирается 1200 Н.м и SCANIAЕсть коробки со встроенным трансмиссионным замедлителем – ретардеромПередние балки со спрямленными шкворневыми ушами – гарантия хорошего дорожного просвета у самосвала600 Н.м в движении. Такой отбор надежнее, экономичнее и значительно легче, чем отдельный двигатель для привода. Если сравнивать с традиционными «навешиванием» насосов и КОМ на коробку передач, то при подключении их к шестерням ГРМ облегчается работа сцепления. Оказывается, температура чуть ниже ноля, и высокая влажность плохо переносятся не только людьми, но и дизелями с интеркулерами. Известны случаи, когда на Scania при долгой работе на холостом ходу обмерзали теплообменники наддувочного воздуха. Устраняя обмерзание, приходилось отогревать и продувать теплообменник воздухом. Шведы рекомендовали утеплять интеркулер полиуретановой «пенкой». С подобной проблемой сталкиваются при применениитеплообменников с вертикальным расположением трубок. Инженеры MAN советуют просверлить в нижней точке теплообменника отверстие диаметром 4–5 миллиметров.Так как в нем избыточное давление, то пыль в него не попадает, а вот влага – вытечет.ТрансмиссияЕсли для седельных тягачей проекта Scania Griffin наиболее распространенным сцеплением было диафрагменное, однодисковое диаметром 430 мм, то для самосвалов возможна установка двухдискового диаметром 380 или 394 миллиметра. А можно и вовсе обойтись без сцепления – под заказ поставят гидро-механический «автомат» Allison. В последнее время на грузовики Scania ставят ведомые диски с накладками увеличеннойРеклама АВГУСТ 2009 РЕЙС 57 автомобилиCАМОСВАЛЫУ ведущих мостов свои сменные масляные картонные фильтрыВторая рулевая ось с двумя продольными тягами. Есть свой гидроцилиндрЗаслонка на распределителе отгорает через два-три годаУ самосвалов 6х4 и 8х4 задняя подвеска одинаковаяПереднюю подвеску надо не лениться – шприцеватьТормоза у самосвалов только барабанныеРессоры малолистовые и длинные, а потому – мягкиетолщины – 5 мм вместо 3 миллиметров, как ранее. Шведы утверждают, что на магистральных перевозках, срок службы сцепления сопоставим с ресурсом самого автомобиля! У двух шведских производителей тяжелых грузовиков, Scania и Volvo, свой особый подход к конструкции коробок передач – они не делают их 16-ступенчатыми, как немцы – ZF или Mercedes. Коробки для флагманских моделей грузовиков сделаны 12-ступенчатыми. В основной коробке – три передачи, двухступенчатый повышающий редукторделитель установлен перед ней, а понижающий планетарный демультипликатор – сзади. Если все перемножить – 2х3х2, получится 12, но в арифметике есть и сложение. В картере делителя нашлось место еще одной передаче с очень большим передаточным числом, у нас58 РЕЙС АВГУСТ 2009ее называют «черепаха». Но если перещелкнуть клавишу делителя, то появляется еще одна скорость. Итого получается: 12+2 «ползучих» – как пишут в спецификациях. Самые простые 8- и 9-ступенчатые у Scania подобны нашей ЯМЗ-239 – четыре передачи в основной коробке и пристыкованный к ней сзади двухдиапазонный демультипликатор. Девятая передача сделана «ползучей» и работает с приводом от промежуточного вала. Есть и механическая электронноуправляемая коробка Scania Opticruise, которая может быть 9- или 12-ступенчатой. В последнее время в Европе подобные коробки устанавливают более чем на половину грузовиков строительного назначения. С 2006 года Scania обновила модельный ряд коробок передач, предыдущее семейство отработало более 15 лет, но и по сей день идет насборочный конвейер. Новые коробки спроектированы по модульному принципу, а кроме того собраны в более прочных тоннельных картерах, с вертикальными разъемами. У них нет огромных люков под механизм переключения, и потому нет концентраторов напряжений, способных разорвать корпус. Коробки нового поколения можно легко отличить еще и по материалу картеров. У новых они алюминиевые, а не чугунные, как прежде, но из высокопрочного чугуна, отливают заднюю часть коробки, наиболее нагруженную крутящим моментом. Старые 9-ступенчатые коробки имеют обозначение GR 900, а новые – GR 905. Именно их ставят на трехи четырехосные самосвалы Scania. Они рассчитаны на крутящий момент до 2200 Н.м, а диапазон передаточных чисел – от 16,41 до 1,00. Более серьезные 12+2-сту-пенчатые коробки моделей GRS 900 или GRS 905 с таким же диапазоном, но с более мелко «нарезанными» передачами, для самосвалов 6х4 и 8х4 надо заказывать. Зато они идут на полноприводные трехосники, хотя у них еще есть и раздатка с пониженным рядом. Еще одна особенность сканиевских коробок передач – система смазки снабжена своим сменным картонным фильтром, схожим по виду с масляным для жигулевских моторов. Фильтры стоят и на ведущих мостах Scania. Согласитесь – редкая забота о чистоте, но зато и масло служит более чем по 150 тысяч километров … На самосвалы Scania грузоподъемностью от 20 тонн устанавливают ведущие мосты со ступичными планетарными редукторами. Это наиболее правильный вариант для таких тяжелых условий работы. Полуоси мень- SCANIAше нагружены крутящим моментом, а клиренс под балкой больше. Конечно же, в дифференциалах ведущих мостов Scania есть и блокировки – без них самосвалу на стройке, а тем более в карьере, нечего делать. Интересно, что у ведущих мостов трехи четырехосника одинаковое передаточное число – 4,27, что удивительно при одинаковой мощности двигателя и коробках. Большее число – 5,14 только у самосвалов Scania 6х6. по скверным дорогам. Те самосвалы, которые поставляются в Россию по проекту «Russian tipper», имеют раму с двойными лонжеронами высотой 280 мм, с полками в 90 мм и суммарной толщиной около 14 миллиметров. При этом надо помнить, что шведская сталь считается, чуть ли не эталоном прочности. Лонжероны по всей длине одной высоты, вставка идет от задней траверсы рамы и почти до кронштейнов амортизаторов переднего моста. Способ крепления траверс и кронштейнов – на высокопрочных самоконтрящихся болтах и холодной клепке. Это надежные соединения, удобные в ремонте. В передней подвеске применены современные малолистовые рессоры, с зазорами где-то в 10 мм почти по всей длине, друг друга они касаются только в центре и краями. На трехосниках перед-За маятниками четырехосников надо следить особоХод балансира задней подвески ограничивают цепиШассиТак заведено всеми производителями, что раму для самосвалов делают значительно прочнее, чем для магистральных грузовиков. Scania здесь – не исключение. Есть несколько исполнений шасси, но для самосвалов применяют только класс «С» и класс «G», наиболее приспособленные для перевозки тяжелых грузовТехнические характеристики Марка Scania P380 CB6x4 Scania P380 CB8x4 ДлинаХШиринаХВысота, мм 7800Х2500Х3230 8980Х2500Х3230 Полная масса, кг 36 000 45 000 Масса перевозимого груза, кг 23 500 30 000 Объем кузова, м3 14-16 18-20 Max скорость, км/ч 90 Двигатель/рабочий объем, л DС12 17 / 11,7 DС12 17 / 11,7 Мощность, л. с. при об/мин 380 при 1900 Крутящий момент, 1900 при 1100-1300 Н.м при об/мин Коробка передач 9-ступенчатая, Scania Сцепление Однодисковое, диаметром 430 мм Замедлитель Моторный, декомпрессионный С двойной главной передачей, со ступичными Ведущие мосты планетарными редукторами, с блокировками диф-лов Топливный бак, л 500 Подвеска спереди и сзади – рессорная; тормоза Ходовая часть барабанные с пневмоприводом и ABS; шины: впереди 385/65R22,5 ; сзади 315/80 R22,5АВГУСТ 2009РЕЙС59 автомобилиМнениеВЛАДИМИР ИВАНОВ начальник автоколонны ООО «УСЛ – механизация», Москва – В нашей организации 41 самосвал Scania – 40 автомобилей 6х4 и один полноприводный 6х6. Машины закупались в три этапа, и сейчас автомобилям из первой партии почти три года, пробег около 250 тысяч километров. Работают в три смены. За все это время с двигателями не было проблем. Единственный случай – на машине с пробегом в 30 тысяч лопнула пластмассовая крыльчатка вентилятора. Но в этом виновата не сама Scania, а ее поставщики. Масло применяем синтети-CАМОСВАЛЫческое Shell – зимой, при запуске, подогревателем пользуемся редко. Периодичность замены масла – 20 тысяч километров. Два раза меняли сцепление, но в этом виноваты водители – видимо, где-то на стройке «подожгли» диск. Коробки передач надежны, привод «системой тяг и рычагов» тоже не досаждает поломками. Единственная поломка ведущего моста связана тоже с водителем. Машина работала на свалке, и он не заметил, что пробил сменный масляный фильтр на мосту – от масляного голодания «подгорели» подшипники. Вообще на стройках случается всякое – бывает, даже вырывают «с корнем»энергоаккумуляторы на ведущих мостах. В тормозах иногда приходилось менять регулировочные рычаги-трещотки с «автоматом», мы пробовали заменить их на обычные, но в конечном счете отказались от этой затеи. Родные тормозные накладки служат почти по 80–100 тысяч километров, те что мы наклепываем сами – до 50 тысяч. То, что колеса на мостах разного размера, конечно, не очень удобно, приходится держать на объекте резервные запаски. У нас машины в основном с самосвальными установками HYVA, но есть и БЕЦЕМА. На красногорских установках оказались надежнее гидронасосы, но хуже окраска.Кабина «Р» самосвалов Scania довольно комфортабельная и теплая. Единственный недостаток – скрипучий пластикМногофункциональный руль есть даже на самосвалеСтупени – алюминиевые, панели – пластмассовыений мост выдерживает нагрузку в 9 тонн, он подвешен на четырехлистовых рессорах, с шириной листа в 90 мм и толщиной 28 миллиметров. На четырехосных самосвалах в рессорах на втором управляемом мосту только три листа – видимо, шведы считают это достаточным. Гарантия увеличения дорожного просвета – балка со спрямленными шкворневыми ушами, она одинакова и для трехосного самосвала, и для четырехосного. Понятно, что главным отличием самосвала 6х4 от 8х4 является измененный рулевой привод. У четырехосника дотянуться до второго моста шведы решили через две дополнительных продольных тяги, установленных последовательно, и два маятника для них. Задняя тележка рассчитана на нагрузку в 30 тонн, то есть по 15 000 кг на мост. Балансир задней подвески сопрягается с осью через втулки, причем материал, из кото60 РЕЙС АВГУСТ 2009рого они сделаны (пластмасса или биметалл), может быть разным в зависимости от года выпуска и класса шасси. Чтобы подобраться к гайкам оси балансира, нужно отвернуть резьбовую крышку. Это примерно также, как на передних ступицах наших «газонов», для этого отштампован здоровенный шестигранник. Еще одна особенность балансирной подвески самосвалов Scania – ограничительные цепи, прикрученные к раме и обоим концам балансира. Внешне цепи кажутся чуть толще, чем у иной Жучки, но мост держат надежно, и на машинах с пробегом не видно следов обрыва. Задние рессоры – пакеты по 10 листов, толщиной 25 мм и шириной 90 миллиметров. У балансиров применены мощные стремянки, но гайки прикручены снизу. Если понадобится их подтянуть, то придется это делать с ямы или «разувать» ведущие мосты.Тормоза у самосвалов, поставляемых в Россию, только барабанные, такие же стоят и на магистральных Scania Griffin. Из конструктивных отличий можно выделить только установку тормозных камер с энергоаккумуляторами и на вторую управляемую ось самосвалов 8х4. Конечно же, такой стояночный тормоз на шесть колес действует эффективнее, чем на четыре. Как и многие производители шасси для самосвалов, Scania оказалась сторонником применения не только шин разного рисунка, но и разного размера для управляемых и ведущих осей. Впереди устанавливают шины 385/65R 22,5, а на задние мосты – обычного размера 315/80R с посадкой на 22,5 дюйма. Запаска на борту единственная, реально вешают того размера, что может понадобиться колесам ведущих мостов, но в спецификациях указывают широкопрофильную шину.КабинаДля грузовиков строительного назначения установка флагманской кабины «R» возможна только в дневном варианте: чуть удлиненная и с низкой крышей. Зато более узкие кабины серии «Р» ставят в двух исполнениях. Первое действительно самосвальное – короткая СР14 с задней стенкой, приваренной почти что за стойкой двери. Второе – СР16, с чуть увеличенным пространством за счет большей длины. Кабины «Р» установлены на раме ниже, чем кабины «R», и потому внутрь больше выпирает шахта моторного отсека. Но зато с такой кабиной проще монтировать различные надстройки. Первое, на что обращаешь внимание – это правильный трехэлементный стальной бампер. В случае необходимости поврежденные детали можно заменить по отдельности. Внешне он похож на пластмассовый, SCANIAЦены на запчасти Розничная Наименование цена, руб. с НДС Scania Модель P380CB 6x4 и 8х4 Фильтр воздушный, 3708 элемент Фильтр масляный 1 002 Фильтр-патрон 1545 осушителя воздуха Поршневые кольца 6986 (на цилиндр) Поршневая группа 24 433 (на цилиндр) Прокладка ГБЦ 2579 Вкладыши шатунные 830 Вкладыши коренные 1163 Насос-форсунка 25 866 Топливный насос 10 134 Головка блока цилиндров 46 854 Водяной насос 29 527 Клапан впускной, (1 шт.) 4191 Клапан выпускной, (1шт.) 4079 Комплект прокладок на 49 151 двигатель Глушитель 30 721 Стартер 40 807 Термостат 4 265 Сцепление в сборе 115 194 Корзина сцепления 28 570 Ведомый диск сцепления 27 113 Выжимной подшипник 18 545 Пневмогидроусилитель 31 181 сцепления Рессора передняя 51 226 Рессора задняя 26 500 Подшипник скольжения 7780 балансира Тормозной барабан 7243 передний Тормозной барабан 8099 задний Тормозные колодки 23 644 передние Тормозные колодки 23 807 задние Тормозные накладки 3117/ 2952 Задняя тормозная каме29 675 ра, энергоаккумулятор Передняя тормозная 9217 камера Подшипник передней 21 554 ступицы Подшипник задней 9699 ступицы Рулевой механизм 98 792 в сборе Тяга рулевая, продольная 21 768 Рем. комплект шкворня 14 567 Амортизатор передний 11 900 Амортизатор задний 11 830 Реактивная штанга верх49 649 няя (А-образный рычаг) Реактивная штанга 49 649 нижняя Шпилька колесная задняя 773 Гайка колеса 342 Сальники разные 200 до 7000 Стекло лобовое 17 957 Фара в сборе 12 005 Стекло фары 1703 Фонарь задний 5125 Информация по ценам представлена ООО «Скания Сервис»АВГУСТ 2009 РЕЙС 61Таких то ли крыльев, то ли подкрылков нет ни у когоТакие фонари надо обязательно прятать за решеткуВыделено даже специальное место для лопатыРулевая колонка регулируемая с пневмофиксаторомПодвеска кабины четырехточечная, на пружинахПод панелью – диагностические пневморазъемыно, хорошенько стукнув по нему кулаком, чувствуешь железную прочность. Но без пластмасс современного грузовика не бывает, и на Scania из них сделаны многие панели облицовки. Решетки на блок-фарах функциональны и лишний раз подчеркивают двойное строительно-армейское назначение шасси, но почемуто они полностью не поднимаются, что затрудняет обслуживание, а со временем их петли отгнивают. Две решетчатые алюминиевые ступени прикручены с надежному стальному каркасу. Они не трясутся, даже когда в кабину забирается крупный мужчина. На первых тягачах проекта Scania Griffin применяли рулевую колонку, лишенную регулировок. За рулем удавалось более-менее комфортно устроиться лишь благодаря удобному креслу с широким набором настроек. Сиротский уровень комфорта мало кого устраи-вал, и скоро на все модели Scania, поставляемые в Россию, стали ставить колонку с регулировкой и пневмофиксатором. В отличие от седельного тягача, где кабина оборудована четырехточечной пневмоподвеской, на самосвале применена тоже четырехточечная подвеска, но на пружинных стойках. Подвеска довольно мягкая, но, по отзывам водителей, бывают случаи, когда на хороших «волнах» стойки пробивают. И хотя есть регулировки для дополнительного поджатия пружин, ими никто не пользуется. Впереди у подвески кабины сделаны особые петли, которые при фронтальном столкновении автомобиля с препятствием позволяют кабине несколько приподниматься, тем самым гася часть энергии удара. Такой способ повышения пассивной безопасности уже давно стал интернациональным и применяется на всех современных безкапотных грузовиках.Залог долговечности кабины Scania – качественная шведская сталь, да еще и оцинкованная, а также грунтовка, мастики, краска от самых именитых производителей. Но этим она мало отличается от своих конкурентов из «большой семерки». Однако Scania – единственный производитель грузовиков, который снабжает колесные арки кабины дополнительными пластмассовыми брызговиками. Это что-то наподобие локеров для легковых автомобилей, но они закреплены на раме и сверху почти полностью закрывают передние колеса. Ясное дело, что такая защита не будет лишней в России, кроме того, водитель не перемажется в грязи, добираясь в случае необходимости к двигателю. Если же нужно обслуживать передний мост и подвеску – подкрылки легко снять.Николай Мордовцев ФОТО МИХАИЛА АХМАТОВА