66
67
68
69
70
71
72
73
автомобилиПРИЦЕПЫС ВЕРБЛЮЖЬЕЙ ВЫНОСЛИВОСТЬЮКомпания Wielton из польского города Велюнь возлагает большие надежды на российский рынок прицепной техникиСпад спроса на грузовики и прицепную технику в Европе заставил всех тамошних производителей снижать объемы производства, а некоторых – и попросту закрываться. Тем, кто был ориентирован на Западную Европу, пришлось особенно не сладко. Компания Wielton – самый крупный производитель прицепной техники в Польше, и в последние годы ее прицепы пользуются все большей популярностью у европей-Тягачи с логитипом Wielton таскают полуприцепы по территории завода66 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009ских и российских перевозчиков. Широкая гамма выпускаемой продукции включает в себя тентованные полуприцепы, контейнеровозы, рефрижераторы, тралы для перевозки крупногабаритной техники, самосвальные прицепы и полуприцепы. Политика продаж руководства Wielton изначально была направлена на регион Восточной Европы, и в частности на Россию, и потому предприятие, по нынешним кризисным меркам, процветает. Ведь двухсменным графиком работы не могут похвастаться даже производителистарожилы из соседних стран. Сейчас лидером по покупке полуприцепов Wielton является Румыния, недавно вошедшая в Евросоюз и получившая от него финансовую помощь на приведение своих дорог в соответствие европейским нормам. На втором месте внутренний рынок – то есть польские перевозчики. Россия пока остается в пятерке приоритетных импортеров.Под разные задачиИз выпускаемой Wielton гаммы в лидерах продаж самосвалы, которых в производственной программе более 30 моделей – как полуприцепов, так и самосвальных платформ для шасси грузовиков. Полуприцепы-самосвалы выпускают с алюминиевыми или стальными кузовами прямоугольного сечения с задней разгрузкой объемом от 24 до 50 м3 и полной массой до 39 тонн. Вместимость кузова с такой геометрией в сравнении с другими видами сечений (например, полукруглым) гораздо больше, кроме того, центр тяжести полуприцепа ниже, а значит, лучше устойчивость транспортного средства при движении. Несмотря на практичность прямоугольных кузовов, у них есть определенный недостаток – возможность скопления части груза в углах стыковки днища и стенок, и потому худшая разгрузка. В Wielton умудрились решить эту проблему установ- WIELTONМнениеОЛЕГ ПРОХОРОВ обозреватель журнала «Рейс» ВЛОДЗИМЕЖ МАСЛОВСКИ Президент Wielton S.A. – На российском рынке компания Wielton уже семь лет, за это время мы организовали представительства в Москве, Питере, Калининграде и Краснодаре, в перспективе надеемся построить завод около Смоленска. Но в России организовать производство очень сложно, и первым препятствием является таможня. Разброс обязанностей отдельных органов не позволяет провести через границу одновременно новый полуприцеп и компоненты для техники. Что, естественно, значительно увеличивает сроки прохождения таможенной процедуры. Вторая сложность – транзит через Белоруссию, подход к нам белорусских таможенных органов меняется в зависимости от их настроения. Можно, конечно, возить грузы через Литву, но тогда много денег теряется на транспортные расходы. Особо удручающим является вопрос с бюрократией. В России можно купить за совсем небольшие деньги хорошую перспективную территорию для постройки завода, но чиновники никогда не скажут, какая будет стоимость подключения электроэнергии и других коммуникаций. Поэтому очень тяжело просчитать заранее стоимость проекта, а без конкретных цифр затрат нельзя просчитать сроки окупаемости. Поэтому мы думаем – быть может, лучше приобрести уже построенный завод и оснастить его нашим оборудованием. Сложно говорить о долгосрочных планах: сейчас все производители техники имеют одну задачу – удержаться на рынке. Спрос на технику, аналогичную нашей, резко снизился, и это не только в Европе. Такая ситуация наблюдается по всему миру. Мы изначально были ориентированы для России нам не пришлось, ведь еще недавно в Польше дороги тоже были не лучшего качества. В России по дорогам общего пользования до сих пор ездят самосвальные автопоезда с трехсамосвальными тягачами, тогда как в Европе их уже не встретишь – там более широко используют полуприцепы. Кроме того, в Европе преобладает техника, изготовленная из алюминиевых сплавов, так как она легче своих стальных аналогов, а вот в России она совсем не популярна. Что касается контейнеровозов – в России более жесткие, чем в Европе требования к высоте транспортного средства. У нас высота тоже ограничена, но власти менее требовательны и позволяют небольшое превышение в пятьвосемь сантиметров. Зато в России нет такого серьезного ограничения по длине автопоезда, как в Европе.на рынок Восточной Европы, а самым перспективным считаем рынок России. Понятно, что в нынешней непростой экономической ситуации перевозчики перестали приобретать новые прицепы, справляясь со снизившимися объемами перевозок уже имеющимися. Но прицепы не вечны, и через два-три года их придется менять, а ведь только в одной России это минимум 40 тысяч единиц. Специфика российского рынка еще и в характеристиках техники, которая должна быть очень крепкой и выдерживать значительный перегруз. Однако усиливать конструкцию наших моделей специальнокой подогрева кузова отработавшими газами, причем для наиболее распространенной модели NW33 SB обогрев идет в стандартной комплектации. Недавно линейку самосвальных полуприцепов Wielton пополнила новинка – серия М2, ее особенностью стала волнообразная форма бортов кузова, изготовленных из цельных по всей длине стальных листов. Новшество позволило снизить собственную массу кузова и повысить его жесткость, а среди прочих преимуществ – отсутствие вертикальных сварных швов на внутренних стенках, что обеспечивает беспрепятственное ссыпание груза. Изготовление волнистых бортов стало возможным благодаря оснащению предприятия специальным прессами, позволяющим проводить такого рода штамповку. Еще одна разновидность кузовов, широко применяемая на полуприцепахсамосвалах – полукруглого сечения, так называемая HalfPipe. В переводе– половина трубы. Конструкция технологична в производстве и удобна в эксплуатации: поперечное сечение с пологими радиусами не имеет углов – концентраторов для намерзания или налипания груза. Кузова объемом 24 или 30 м3 изготавливаются из высококачественной шведской стали Hardox 450. Снаряженная масса тридцатикубового полуприцепа составляет 7380 кг. Самосвальные полуприцепы с кузовами из алюминиевого сплава, так же выпускаемые на заводе, пользуются устойчивым спросом у перевозчиков легких строительных сыпучих материалов или сельскохозяйственных (зерна, овощи). Особая специфика применения обусловливает оригинальность конструкции заднего борта-клапана. Так, по желанию клиента, это может быть стандартная подвеска на верхних шарнирах либо комбинированная система клапан-двери, позволяющая, к примеру, заехать в кузов на погрузчи-ке. Польский производитель уделяет большое внимание и своим тентованным моделям полуприцепов, которые успешно прошли сертификационные испытания в центре TÜV Nord в немецком Ганновере. Испытания были направлены на проверку прочности конструкции стеллажа и стен, а также устройств для крепления груза, у четырех основных моделей полуприцепов. В результате польский Wielton стал чуть лиВ гамме моделей польского производителя есть и алюминиевые прицепыСЕНТЯБРЬ 2009 РЕЙС 67 автомобилиПРИЦЕПЫРаскрой металла ведут плазменной и лазерной установкой. Есть и оборудование разрезающее металл струей водыРамы Wielton сейчас варят вручную. С увеличением объемов производства заработает автоматическая линияНебольшие изменения в конструкции внедряют в Wielton ежемесячноЗаготовительный цех полон всевозможных многотонных прессовНа время кризиса сварочные роботы застыли в ожидании работыне единственным производителем из стран Восточной Европы, чьи изделия отвечают всем требованиям норм по форме «безопасный груз».Особенности производстваЗавод полуприцепов расположен в городе Велюнь на двух территориях, производственные площади первой территории разделены на пять цехов. Особая гордость специалистов завода – автоматизированный склад, где в огромном светлом помещении хранятся листы стали от известных производителей – Domex, Docol и Hardox.Каждая полка складского стеллажа выдерживает больше четырех тонн68 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009В заготовительном цехе, производят раскрой металла. Сверхпрочную сталь режут лазерным резаком, после него даже кромки зачищать не нужно, тем самым экономятся время и деньги. Интересно, что лазерный луч вовсе не красный, как принято считать, а прозрачный, и потому перед началом работы установку необходимо «пристрелять», чтобы она не ошибалась с размерами. Занимает процедура всего пару минут, и после настройки луч способен резать металл толщиной в 25 миллиметров. Есть в цехе и плазменная резка, уже знакомая многим отечественным производителям. Продукты резки – опасные газы и частички металла – отводятся системой вентиляции, где их отфильтровывают, а потом очищенный воздух возвращается в атмосферу. Огромные инвестиции в новое оборудование экономят не только время, но и металл – сейчас в отходы уходит не более 5 процентов, тогда как ранее напрасно тратилось почти в три раза больше. После раскроя стальные листы транспортируют вакуумнымиподъемниками на гибочный пресс. В Wielton есть и такие, что гнут заготовки длиной по 10 метров, они нужны для изготовления кузовов HalfPipe. Здесь же неподалеку вручную сваривают небольшие детали – бампера и различные усилители. После сварки их готовят к покраске, прогоняя через дробеструйную установку с четырьмя мощными турбинами. В следующем цехе сваривают лонжероны рам полуприцепов различных моделей. Сейчас, при относительно небольшом количестве заказов, сварку производят вручную. Самый ответственный шов – поперечный в шейной части рамы, потому рядом с ним сварщик выбивает свой идентификационный номер. Так будет проще найти виновного, в случае если рама затрещит по швам. «Хребты» самосвальных полуприцепов сваривают из шведской стали Domex с высотой ребра не менее 500 мм, ширина полки составляет около 150 мм, а толщина – 9 миллиметров. Заложенный конструкторами запас прочности позволяет российским перевозчикам иногда грузить WIELTONЧтобы не ошибиться в размерах кузова, полуприцепы полукруглой формы сваривают по таким вот лекаламЗадние коробчатые усилители и пол приваривают к кузову в последнюю очередь и вручнуюМелкая дробь в дробеструйной установке готовит поверхность к покраскеПосле резки на современном оборудовании край металла гладкий, как стеклоВозле сварного шва на «шее» рамы сварщик выбивает собственный номервместо положенных по инструкции 29 тонн – целых 40 тонн. Когда кризис поутихнет, в сварочном цехе включат простаивающую пока автоматическую линию, где вместо человека сталь сваривают роботы – тогда получится уже два потока изготовления рам. В этом же цехе есть участок сварки кузовов HalfPipe, для них изготовили специальные калибровочные каркасы. Сваренный кузов обрабатывают в огромной дробеструйной камере третьего цеха. Размеры камеры позволяют готовить к покраске собранные рамы и кузова. Там их поверхность приобретает шероховатость, необходимую для надежного сцепления с краской. Покрасочная камера расположена по соседству и полностью автоматизирована. Несколько роботов наносят на окрашиваемую деталь грунтовку и краску, при этом не расходуя сверх нормы ни капли. В Wielton применяют эмали Helios и DuPont с толщиной слоя 120 и 100 микромиллиметров соответственно. В производственной гамме завода семь стандартных цветов: красный, черный, желтый, бордовый,синий, серый и темно-серый. Стоимость такой автоматической линии составила 1250 тысяч. Изготовление самосвальных установок для автомобильных шасси всех европейских производителей выделено в отдельный, четвертый цех. Здесь делают надрамники, через которые установку крепят к раме автомобиля. На него же монтируют шарнир кузова и гидроцилиндр подъема. У Wielton это гидравлика HYVA и Binotto. Надрамники сваривают в специальных кондукторах, оригинальных для грузовика определенной марки. В них учтены все присоединительные размеры, а разработаны они инженерами Wielton по чертежам, полученным от заказчика. Пятый цех, так же как и второй, ориентирован на сварочные работы – здесь доваривают кузова полуприцепов, сошедших с автоматизированной линии. Те швы, к которым не дотянулась рука робота. Здесь же установлены стапели для изготовления кузовов новой серии М-2, с бортами волнообразной формы и линия финишной сварки кузововHalfPipe. Помимо стальных моделей, в этом цеху сваривают мелкие детали к кузовам, изготовленным из алюминия. Вторая территория завода Wielton включает в себя сборочные и диагностические цеха, а также фирменный послепродажный сервисный центр. 25 тягачей с фирменными логотипами ежечасно курсируют от одного завода к другому, перегоняя частично собранную прицепную технику. В цехах второго завода полуприцепы оснащают пневмооборудованием и загружают электрон-Проще и быстрее варить кузова по готовой для каждой модели формеСЕНТЯБРЬ 2009 РЕЙС 69 автомобилиПРИЦЕПЫНа второй территории польского завода полуприцепы оснащают электропроводкой и пневмооборудованиемВ соседнем цехе сваривают прямоугольные кузова новой модели с бортами волнообразной формыГидроцилиндры подъема кузова установлены на прицепах в передней частиГидравлика итальянская - Binotto, и голландская - HYVAНа заводе применяют окрасочные материалы фирм Helios и DuPontную базу в блок управления EBS, здесь же на самосвальные полуприцепы устанавливают гидрооборудование и тенты. Пока линия сборки постовая, но в будущем планируют сделать ее поточной. На соседнем участке второй территории устанавливают надрамники и кузова на самосвальное шасси, а также изготавливают мелкие детали (в том числе алюминиевые) для тентованных моделей полуприцепов. Следующим за сборкой этапом идет диагностика: каждый полуприцеп загоняют на тормозной стенд, про-веряют толщину покрасочного слоя, качество сварных швов и качество сборки. Путь тотального контроля сопровождается протоколом прохождения ОТК, где каждый исполнитель расписывается в выполнении работ. Система оплаты стимулирует качественную, добросовестную работу. Чем лучше трудится работник, тем большую зарплату он получает. Естественно, за брак бьют по карману – польским злотым.Оси вращенияНа заводе Wielton установят осевые агрегаты практически любого европейского производителя: SAF, BPW, ROR и Mercedes. Немецкий BPW предлагает перевозчикам свой агрегат Trommel Eco-Plus в исполнении Heavy Duty. Его подвеска адаптирована к суровым российским условиям эксплуатации – толщина полурессор под пневмобаллонами – не менее 100 мм. Принципиально новая идея, запатентованная инженерами BPW – ECO-Plus, производится сегодня серийно. Изюминка конструкции в том,Есть в производственной гамме Wielton и алюминиевые модели техники70 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009что конические роликоподшипники и гайка оси образуют один цельный, закрытый, но в то же время и разборный узел. Открутив корончатую гайку оси и сняв стопорные кольца, можно демонтировать весь узел в сборе (колесо, тормозной барабан, ступица и подшипники). При монтаже происходит автоматическая установка оптимального зазора в подшипниковом узле. Центральная ось – ECO-Plus, как на других моделях BPW, квадратная, толщина балки 15 мм. Квадратная ось при меньшем собственном весе лучше круглой работает на скручивание – ось и полурессоры образуют некий П-образный стабилизатор. Такое исполнение значительно уменьшает нагрузки на раму и надстройку, снижает боковые крены и улучшает управляемость сцепки при повышенной колейности дороги. В результате увеличивается срок службы шасси и кузова прицепа, уменьшается износ резины. Помимо этого, подвеска BPW оснащена коротким усиленным кронштейном, специально рассчитанным для гашения вертикальных WIELTONПри небольшой загрузке часть сварочных работ все же доверяют роботам на автоматической линииНесколько часов на окончательном этапе сборки полуприцепы Wielton проводят на подъемникеВ покрасочной камере, как и на сварке, трудятся несколько роботовТехнические характеристики Модель полуприцепа NW24S/K-M2 NW28S/K-M2 NW33S/K-M2 NW24S/K/HP NW33S/K/HP Длина, мм 9580 9580 10 230 9522 10150 Ширина, мм 2550 2535 Высота, мм 2830 3130 3130 3092 3292 Собственный вес , кг 6930 7150 7290 7150 7380 Полная масса, кг 36 000 39 000 Нагрузка на седло, кг 12 000 24,9 30,6 33,4 24 30 Объем кузова, м3 Оси колес SAF, BPW и Mercedes Опорное устройство JOST Подвеска на пневматических упругих элементах. Ходовая часть Тормоза дисковые или барабанные с пневмоприводом ABS и EBS. Шины 385/65 R 22,5 Цена, € 31 000 31 000 31 000 32 000 32 000и горизонтальных динамических нагрузок, возникающих при движении. Верхний край пневмоподушек BPW завальцован, а нижний – завулканизирован. Диаметр пневмобаллонов в 360 мм позволяет снизить рабочее давление в системе пневмоподвески, а в результате: меньший износ и увеличение срока службы. Амортизаторы BPW в исполнении Heavy Duty увеличенного объема, позволяющие гасить 15-кратное увеличение количества амплитудных колебаний в сравнении с обычной конструкцией. Для этого конструкторы установили специальные сальники, выдерживающие более высокую рабочую температуру. Недавний серебряный призер SAF теперь в чемпионах – 80% перевозчиков заказывают на Wielton именно SAF. Он предлагает свою разработку – модель Intradisc-plus Integral. Производитель дает гарантию на ось шесть лет или один миллион километров пробега, или 500 000 километров пробега без сквозных трещин в тормозном диске диаметром 370 мм. Диск SAF INTEGRAL отлит непосред-ственно на высокопрочном адаптерном кольце и прикручен болтами к колесному фланцу, как единый узел. Абсолютно неподвижное соединение между диском и адаптерным кольцом получено без сращивания деталей между собой. В этом и заключается решающее преимущество. Благодаря двухслойному литью диска и адаптерного кольца диск при нагревании расширяется радиально и сжимается при охлаждении также радиально. Эта особенность конструкции позволяет избежать появление опасных «горячих участков», возникающих на обычном тормозном диске, являющихся причиной напряжения материала и образования трещин, которые ведут к его разрушению. Так как поверхность диска INTEGRAL всегда остается абсолютно плоской, срок службы тормозных колодок также значительно увеличивается. Помимо этого, благодаря высококачественному KTL-покрытию, обеспечивается высокая антикоррозионная стойкость деталей осевого агрегата. Функциональный рычаг подвески SAF и балкаоси образуют единый узел, не требующий обслуживания. Это исключает необходимость использования таких элементов, как стремянки, зажимные пластины, платы оси, гайки стремянок и так далее. Вся конструкция очень прочная, но при этом исключительно легкая. А запатентованная, гарантирующая безопасность форма этого рычага надежно защищает тормозную камеру от повреждений. Компактный ступичный узел SAF, состоящий из ступицы и подшипников колеса, отрегу-Вариантов осей несколько, и все именитых европейских производителейСЕНТЯБРЬ 2009 РЕЙС 71 автомобилиПРИЦЕПЫКузова новой серии – М2 должны минимизировать налипание груза при перевозках песка и щебня в условиях низких температурКаким-то чудом конструкторы наладили обогрев кузова полуприцепаЗадний «причал для чайников» служит еще и сцепным устройствомЗадний борт полуприцепов приспособлен и для перевозки зернаНа раме – кран уровня пола и управление стояночной тормозной системойлирован на заводе и не требует обслуживания весь срок эксплуатации. Есть у SAF и вариант подъемной оси, но за него придется доплатить 800. По практичности и надежности не уступают предыдущим моделям оси Mercedes с облегченной балкой толщиной 10 мм и компактным кованым стальным рычагом под пневмобаллонами подвески. Оси комплектуютсядисковыми тормозными механизмами, унифицированными с механизмами грузовиков диаметром 19 и 22 дюйма. Пневматическое оборудование полуприцепов производства Wabco, Haldex и Knorr Bremse, соответствующее требованиям ECE, с антиблокировочными системами ABS и EBS. Тормозной привод, традиционноПомимо полуприцепов, на польском предприятии изготавливают надстройки на шасси 3- и 4-осных грузовиков европейских производителей72 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2009оснащен пружинными энергоаккумуляторами. Большое внимание польский производитель уделил безопасности, потому полуприцепы с надежными боковыми и задним противоподкатными брусами. Конструкция заднего «причала для чайников» самосвальных полуприцепов позволяет подцеплять асфальтоукладчик и тянуть его за собой, постепенно ссыпая содержимое кузова. Если толкает укладчик, то тормозная система самосвала адаптирована и под такую работу, пневмопривод будет автоматически подтормаживать механизмами грузовика для обеспечения синхронизации движения. Для тех перевозчиков, кто сделал выбор в пользу польской фирмы, Wielton и «ФБ – Лизинг» представляют эксклюзивную программу WieltonFinance. Преимущества которой в том, что финансирование начинается уже от одной единицы техники, авансо- WIELTONТак изнутри выглядит прямоугольный кузов новой серии - М2Запаска защищена алюминиевым противоподкатным брусомВ распоряжении сервисной службы несколько машин-техничеквый платеж составляет от десяти процентов в год, срок лизинга – от 29 до 60 месяцев, а удорожание – от семи процентов в год.История заводаПервая продукция под маркой Wielton была выпущена в 1996 году, тогда это было общество с ограниченной ответственностью Wielton, в 2003 году его переименовали в Wielton Trading, а с начала 2004 года компания стала называться Wielton S.A. В 2000 году, чтобы соответствовать международным стандартам качества и улучшить условия работы, были увеличены производственные площади, которые оснастили современным оборудованием, что в последствии подтвердил сертификат ISO 9001. Для обеспечения спроса на прицепную технику в начале 2000-х годов в цехах предприятия заработала новая производственная линия, позволив-шая выйти на выпуск 2150 полуприцепов в год. В 2004–2006 годы Wielton осуществил инвестиционную программу в 60 миллионов польских злотых (по нынешнему курсу это 13,7 млн.). Общая же сумма вложений составила около 30 млн. Что позволило создать современное производство с двумя заводами, оснащенными новейшим оборудованием. Сейчас ассортимент Wielton – около 60 моделей транспортных средств, а их продажа реализуется через развитую дилерскую сеть, охватывающую 16 региональных отделений по всей территории Польши. За пределами польского государства Wielton имеет две подконтрольные компании, расположенные на Украине и в России, восемь торговых представительств – в Литве, Латвии и Белоруссии и семь дилеров на территории Голландии, Чехии, Италии, Румынии, Турции, Германии и Венгрии.На «борту» все необходимое для ремонта тяжеловесной техникиСЕНТЯБРЬ 2009 РЕЙС 73