автобазаКОМПОНЕНТЫБЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!В нашем климате фара порой выходит из строя лет за пять. А можно ли продлить ей жизнь?Чтобы убедиться в том, что за фарами подвижного состава у нас следят плохо, не надо устраивать тотальных проверок – достаточно просто выехать ночью на трассу. Если магистральные тягачи слепят встречных редко (дальнобойщики обычно понимают, что правильно отрегулированные фары для них – вопрос выживания), то среднетоннажные грузовики с задранными вверх лучами – обычное явление. Да и малотоннажки «мелких лавочников» свирепствуют – заниматься регулировкой светотехники их хозяевам просто недосуг. Чего уж говорить про светотехническиие характеристики, если даже на образцовой провинциальной автобазе проверяют лишь направления световых пучков фар – да-да, тем самым дедовским способом по границе света и тени. ФирменныйРЕЙС НОЯБРЬ 2009прибор – с цифровым люксометром, позволяющий измерять силу света в канделлах, стоит от 400 евро, и о его покупке – вместо выдачи очередной премии начальству – как правило, не идет и речи. Эффективность фар снижают пыль, грязь и влажность. Если первые два фактора очевидны, и устраняются регулярно очисткойЖалко будет сгноить конденсатом дорогущий биксеноновый модульсветовых приборов, то деструктивное влияние воды весьма коварно, и обнаруживает себя только, когда спасать отражатель уже поздно. По данным исследований, отдаваемый фарой световой поток падает примерно на 5 % в год – из-за разрушения напыленного металлического слоя постоянно оседающей на нем влагой, что в нашем климате, увы, неизбежно. То есть, на трехлетней машине головной свет запросто может не отвечать требованиям безопасности, о чем хозяева порой узнают только после аварии. Продлить срок службы световых приборов можно, следя за чистотой вентиляционных отверстий и не допуская стоянки техники после мойки в непроветриваемых боксах. Впрочем, последнее важно и для сохранности автомобиля вообще, коррозия металлов порой сокращает срок службы сильнее естественного износа. К счастью, чаще все обходится без серьезных последствий, и фары меняют на новые «в амбулаторном порядке» – когда отражатель уже так изъеден «кариесом», что это видно сквозь стекло невооруженным глазом.68 автобазаКОМПОНЕНТЫЭкспертЕВГЕНИЙ КОВТУНОВ технический специалист московского представительства компании Hella KGaA Hueck & Co в СНГ – От себя могу дать несколько рекомендаций, которые помогут сохранить оптические приборы на вашем автомобиле. Обращайте внимание на то, что творится под стеклами фар, конденсат сам по себе не страшен, если вы наблюдаете его преимущественно наутро после стоянки. Но если влага задержалась надолго, это повод искать причину. Помимо очевидного поиска механических повреждений, через которые влага может попасть внутрь, посмотрите, не забит ли сапун вентиляции фары. Если там грязь, не вдувайте ее внутрь! Достаточно небольшого разряжения воздуха, чтобы высосать грязь наружу. Второе, на что нужно обратить внимание, – расположение жгута проводов. Чтобы водяной конденсат, оседающий на проводах, не стекал внутрь фары, изгиб жгута должен находиться ниже точки подключения к фаре. Неправильный монтаж – с изгибом выше точки подключения – нередко на совести производителя транспортного средства, и достаточно часто это происходит после замены или демонтажа фары. Другой пример губительного воздействия «человеческого фактора» – короткая жизнь противотуманных фар, которые многие водители магистральных грузовиков держат включенными постоянно. Да, обозначить себя на дороге нужно – это даже диктуют ПДД, но ездить с полным набором украшений, то есть, включив все, что можно – явно перебор. Тут нашим водителям стоит перенять опыт зарубежных коллег – если вам нужно больше света, установите дополнительную оптику. Даже именитые производители грузовиков и тягачей оснащают свою продукцию по минимуму. Все, что нужно для сертификации, будет стоять на вашей машине, но не более того. Никакие полумеры вроде установки ламп большей мощности, которые практикуют китайские фирмы, не помогут – этим вы только навредите штатным фарам. Света, может, будет и больше, но не там где надо. Другое дело лампы от известных производителей с увеличенными характеристиками светового потока – при той же мощности их яркость на несколько процентов больше. Но, повторюсь, эффект от применения дополнительных фар будет намного очевиднее. И не забывайте про настройку оптических приборов – даже самая дорогая и качественная светотехника нуждается в правильной установке.Универсальный 90-миллиметровый модуль подходит ко многим фарам...Поликарбонатные стекла покрывают лаком - такие уже не отшлифуешь... например, вот этим тюнинговым, что украшают тягачи ScaniaУчитывая дороговизну светотехники для иномарок, велико желание обойтись малой кровью, то бишь заменить лишь негодные части прибора. Увы, в большинстве случаев это невозможно – современная фара, несмотря на небольшое количество комплектующих, довольно сложное устройство, и гарантировать точное позиционирование ее частей при сборке в условиях гаража фирмыпроизводители не могут. Поэтому и не поставляют запчастей – замене подлежат лишь лампы. Исключение – стекла для некоторых моделей фар головного освещения и оптические элементы (отражатель с рассеива-На Mercedes Benz Actros фары недешевы, а меняются только в сборетелем, склееные воедино) для дополнительных фар, выпускаемых в качестве аксессуаров. Если вы все же рискнули приобрести стекло «левого производителя, например, сделанное в Китае, придется либо проверять светотехнические характеристики вновь собранного изделия на дорогостоящем оборудовании (возможно, они окажутся близки к норме), либо примириться с тем, что фара теперь лишь косметически заполняет глазницу кабины… Стекла фар со временем мутнеют из-за абразивного воздействия грязи, но практиковавшаяся в автохозяйствах процедура их полировки вручную пастой ГОИ (изнурительный, между прочим, труд!) уходит в прошлое – практически на всех зарубежных автомобилях сегодня применяют фары со стеклами из поликарбоната. Чтобы напрочь отбить у желающих саму мысль об их полировке, достаточно рассказать, что для повышения стойкости к ударам и истиранию на пластик наносят слой специального лака толщиной в несколько микрон с последующей полимеризацией оного прогреванием в печи. Разумеется, воспроизвестисие в ремзоне автобазы невозможно. Кстати, полировка силикатных стекол к допотопным фарам отечественных грузовиков сегодня тоже нерентабельна – новое стоит в пределах 50 рублей. Разве что надраивать до блеска старые будут рабы – за миску супа…Антон Уткин70РЕЙС НОЯБРЬ 2009