88
89
90
91
92
93
94
95
спецтехникаВИЛОЧНЫЕ ПОГРУЗЧИКИПОДНЯТЬ НА ВИЛЫ«Дизельный или электрический?» – это только один из вопросов, возникающий при выборе вилочного погрузчикаС погрузчиков невозможна. Ис-овременная жизнь без вилочныхчезни они в одночасье с лица Земли, и торговля, то есть, главное, ради чего существует человечество в лице менеджеров, девелоперов и прочих мерчендайзеров, будет полностьюУ компактных машин, как этот 1,5-тонный CAT DP15NT, вместо кабины только каркас безопасности88 РЕЙС НОЯБРЬ 2009парализована. Ведь практически весь производимый на планете товар сегодня пакуют в расчете на погрузку «вилами»: пачки в коробочках, коробочки в коробках, а коробки стянуты стретч-пленкой, в так называемую грузовую единицу (по-английски – unit load) объемом около полутора кубометров. Когда люди до этого додумались, пропускная мощь оптовой торговли возросла многократно, а с ней и объемы розничной – появились супермаркеты с сотней касс, и даже в отдаленных деревнях теперь есть торговые точки с широким выбором чипсов, «сникерсов» и пива. Гениальная мысль перемещать товар на деревянных щитах специальными вилочными тележками и машинами родилась в Америке около 70 лет назад. Компании, внедрившиеэту передовую технологию, сразу получили преимущество перед конкурентами-ретроградами благодаря высокой скорости работы складов и кардинальному сокращению штата грузчиков. Щит с пазами под вилы назвали pallet – от французского la palette, и, кстати, именно поэтому во всех языках, кроме английского, это слово употребляют в женском роде и с одним «л» – палета, die palette, una10-тонный богатырь CAT DP10N расправляется уже не с палетами а с контейнерами Три ряда по одиннадцатьРазмеры палет отвечают национальным и международным стандартам, в России наиболее распространены европалеты (обозначение – EUR) со сторонами 1200 на 800 мм – именно к этому золотому сечению привязаны и базовый модуль для тары – 600 х 400 мм и все кратные размеры. Например, на европалету точнехонько укладываются три коробки по 40 см вдоль или две поперек. Или две по 60 см вдоль. А можно шесть по 20. В общем, масса вариантов. Соответственно рассчитаны и кратные размеры маленьких коробочек (бутылок, флаконов), что находятся внутри больших. В обычный полуприцеп магистрального грузовика с платформой 13,5 на 2,5 метра влезает 33 европалеты – три ряда по 11 штук. Изредка к нам приходят полупалеты с клеймом EUR 6 (800 хEP18N Электро Сидя 1,8 500 376 1360 3280 4490/590 1530/1750 18x7 - 8 16x6 - 8 2x/2 913 898 6/7 2105 80 3265 4332 2048 973 410 2994 2074 1070 35x100x920 920 75 100 3386 3186 1810 17/17 0.44/0.60 0.52/0.50 4812/5341 13/22 563 2x5.0 14 48/600 865Негабаритный груз в специальной таре тоже рассчитан на захват виламиpaleta и т. д. А «десять паллетов» или «уложить на паллет» у иных авторитетных спецов по логистике – просто результат непрофессионального перевода бизнес-литературы с бесполого английского. В лексиконе снабженцев и транспортников еще советской закалки буржуйских словечек нет вообще, а есть поддон по ГОСТ 21140-88.Даже с двухсекционной мачтой можно снимать паллеты со второго ярусаХарактеристики вилочных погрузчиков CAT (США) Модель DP15NT EP15KRT PAC Привод Дизель Электро Оператор Сидя Сидя Грузоподъемность, т 1,5 1,5 Центр Тяжести (ЦТ), мм 500 500 Расстояние от оси опорных колес до спинки вил, мм 400 330 Колесная база, 1400 1200 Масса погрузчика, без груза /с АКБ, кг 2560 2775 Нагрузки на оси с номинальным грузом, перед. /задн., кг 3580/480 3731/544 Нагрузки на оси без груза, перед /задн, кг 1110/1450 1194/1581 Размеры шин, передние 6.50 - 10-10PR 18x7 - 8 Размеры шин. задние 5.00 - 8-8PR 18x7 - 8 Число колес, перед. /задн. (х=ведущие) 2x/2 2/1x Колея по центрам шин, передние, мм 890 840 Колея по центрам шин, задние, мм 900 Наклон мачты, вперед/назад, гр 6/12 5/7 Высота опущенной мачты. мм 1995 2110 Свободный ход, мм 80 120 Высота подъема вил, мм 3000 3300 Рабочая высота, мм 4045 3895 Высота до защитной крыши, мм 2065 2015 (1965) Высота сиденья, мм 1109 928 Высота буксирного устройства, мм 410 Общая длина, мм 3330 2575 Длина до спинки вил, мм 2260 1775 Общая ширина, мм 1065 997 Размеры вил (толщина / ширина / длина) 35x100x1070 35x80x800 Ширина вилочной каретки, мм 920 920 Дорожный просвет под мачтой с грузом, мм 110 80 Дорожный просвет в центре базы с грузом, мм 135 100 Рабочий коридор (Ast) с поддоном 1000 х 1200, мм 3550 3104 Рабочий коридор (Ast) с поддоном 800 х 1200, мм 2925 Радиус поворота, мм 1950 1445 Скорость хода. с грузом / без груза, км/ч 19.0/19.0 11.0/12.5 Скорость подъема, с грузом / без груза, м/с 0.60/0.65 0.26/0.48 Скорость опускания, с грузом / без груза, м/с 0.52/0.50 0.52/0.50 Тяга буксирования, с грузом / без груза, H 14200/13700 1470/1670 Преодолеваемый наклон с грузом, % 39 3.5/6.5 Рабочее давление для навесного оборудования, Бар 181 Поток масла для навесного оборудования, л/мин 62 Минимальное растояние между центрами вращения, мм 0 Мощность тягового двигателя, 5 Выходная мощность насосного двигателя 6.5 АКБ, напряжение/емкость при 5 ч работы 24/840 Вес АКБ 600DP20CNT DP45K Дизель Дизель Сидя Сидя 2,0 4,5 500 600 415 562 1400 2000 3100 6680 4430/670 9740/1440 1120/1980 2620/4060 6.50 - 10/5.00 300 x 15 (18PR) 5.00 - 8/3.00 7.00 x 12 (14PR) 2x/2 2x/2 890 1175 900 1180 6/12 6/10 1995 2400 75 100 3000 3300 4045 4570 2065 2250 1109 1093 420 3429 4395 2359 3175 1065 1780 40x110x1070 50x150x1220 920 1190 110 150 135 252 3637 4582 4382 2022 2820 19 17.5/19.5 0,60/0,65 0.43/0.45 0,52/0,50 0.50/0.50 13700/13700 19000/18000 29/19.4/24.1 181 191 62 870EP50 DP100N Электро Дизель Сидя Сидя 4,99 10 500 600 510 755 2000 2800 7300 14800 11200/1100 21290/2510 3700/3600 7450/7350 28x12.5 - 15 10.00 - 20 (14PR) 21x8-9 10.00 - 20 (14PR) 2x/2 4x/2 1150 1900 950 1965 6/8 15/12 2405 3590 150 3000 4000 4248 5590 2320 2915 1165 1875 390/550 695 3980 5510 2830 4295 1450 2515 60x150x1150 72x180x1220 1260 2210 120 220 160 275 4160 6165 4360 2450 3990 15/16.0 23/29 0.31/0.45 0.46/0.5 0.55/0.50 0.45/0.50 5000/5800 86500/50220 6.5/12 38,0/30,0 670 18.0 23.5 80/840 2178НОЯБРЬ 20091550РЕЙС89 спецтехникаВИЛОЧНЫЕ ПОГРУЗЧИКИ– такие обычно и пакетируют производители. Однако если масса товара вписывается в грузоподъемность транспорта, то по договоренности сторон заводы нередко «запалечивают» двухметровые и более штабели, используя всю высоту потолка в фуре минус 15 см на зазор сверху и столько же снизу для возможности работы погрузчика в кузове.Строго по назначениюДля правильного выбора складской техники нужно учесть конкретные условия ее работы – возможно, вам требуются вовсе не вилочные погрузчики, а штабелеры. Они гораздо компактнее и незаменимы, если для увеличения вместимости склада проходы между стелажами сделаны узкими – около двух метров в ширину. Правда, штабелер не рассчитан на быструю езду с грузом, не может поднять с пола (а только со стеллажа) палету с нижней планкой по периметру, и совершенно непригоден, если пол имеет даже небольшой уклон, поскольку имеет ненаклоняемую мачту. Главное же достоинство вилочного погрузчика – в кинематической схеме «качели с противовесом», при которой груз лежит не внутри, как у штабелера, а вне базы машины, что позволяет обойтись без нижних опорных вил и применить вместо роликов обычные7FBE20 2000 500 125 1075 2045 1980 1400 1675 1790Испанский погрузчик Ausa C250H отлично подойдет для работы вне асфальта – например, на загородном складе пиломатериалов600 мм) и «американки» размером 1219 х 1016 мм, то есть 48 на 40 дюймов. 1200 х 1000 мм – такой прямоугольник на полу фуры займет палета с обозначением EUR 2, EUR 3 и FIN (так называемая, финпалета). Товар из Америки и Азии могут поставлять на квадратах со стороной 1219, 1100 и 1067 мм, а кроме того, есть множество нестандартной тары, сделанной специально под конкретный крупногабаритный товар. Помимо деревянных используются более долговечные пластиковые и металлические палеты – они гораздо дороже. И наоборот,есть одноразовые, грубо сбитые из бросовой древесины – такие обычно не четырехзаходные, их можно насадить на вилы лишь с двух сторон. Высота пакетирования («палетой» называют не только деревяшку снизу, но и все, что вместе с ней упаковано), определяется прочностью и тяжестью товара – например, торт в нижней коробке наверняка будет раздавлен двухметровым штабелем, а коробки с кастрюлями можно ставить одна на другую хоть до потолка ангара. Но стеллажи на большинстве складов рассчитаны на палеты не выше 1,6 мХарактеристики вилочных электропогрузчиков Toyota (Япония) Модель 7FBE10 7FBE13 7FBE15 7FBE18 Грузоподъемность, кг 1000 1250 1500 1750 Расстояние от центра тяжести до спинки вил, мм 500 500 500 500 Максимальная высота подъема груза на вилах, мм 3000 Свободный ход каретки, мм 140 145 145 145 Общая ширина машины, мм 1075 1075 1075 1075 Длина машины до спинки вил, мм 1750 1755 1875 1905 Общая высота по защитному ограждению, мм 1980 1980 1980 1980 База колес, мм 1210 1210 1310 1310 Радиус поворота (внешний), мм 1365 1400 1515 1550 Минимальная ширина проездов склада, мм 1560 1600 1680 1695Характеристики вилочных погрузчиков Toyota с двс (Япония) Модель 62-8FD10 32-8FG10 62-8FD15 32-8FG15 62-8FD18 32-8FG18 02-7FD35 02-7FG35 02-7FD40 02-7FG40 02-7FD45 02-7FG45 02-7FDA50 02-7FGA50 Привод Диз. ГБ Диз. ГБ Диз. ГБ Диз. ГБ Диз. ГБ Диз. ГБ Диз. ГБ Грузоподъёмность, кг 1000 1000 1500 1500 1750 1750 3500 3500 4000 4000 4500 4500 5000 5000 Расстояние от центра тяжести 500 500 500 500 500 500 600 600 600 600 600 600 600 600 до спинки вил, мм Максимальная высота подъема груза на вилах, мм – 3000 Свободный ход каретки, мм 680 680 710 710 710 710 110 110 115 115 115 115 120 120 Общая ширина машины, мм 1045 1045 1070 1070 1070 1070 1350 1350 1450 1450 1450 1450 1450 1450 Длина машины до спинки вил, 2245 2245 2290 2290 2315 2315 2925 2925 3065 3065 3130 3130 3170 3170 мм Общая высота по защитному 1930 1930 1930 1930 1930 1930 2140 2140 2235 2235 2235 2235 2235 2235 ограждению, мм Колёсная база, мм 1485 1485 1485 1485 1485 1485 1840 1840 2000 2000 2000 2000 2000 2000 Радиус поворота, мм 1910 1910 1990 1990 2010 2010 2600 2600 2700 2700 2750 2750 2800 2800 Минимальная ширина 1840 1840 1850 1850 1860 1860 2270 2270 2365 2365 2390 2390 2440 2440 проездов склада, мм Диз.– дизель, ГБ – газобензиновый90 РЕЙС НОЯБРЬ 2009 Характеристики вилочных погрузчиков Balkancar (Болгария) Модель Record 1S ER E312.2 E316.2 E412 E416 Record 2S Record 3S Привод ДВС Электрический ДВС Грузоподъемность, кг 1250-2000 1250–2500 1250 1600 1250 1600 2000–5000 6000 7000 8000 Высота подъема, мм 3300 2800–6000 2800–5200 2800–5200 2800–5200 2800–5200 3300 3300, 4000, 4500 Размеры вил, мм толщина 50-60 40 50–60 60 ширина 125-160 100 125–160 200 длина 1150 1150 1150 1200 Габариты длина, мм 2630–3200 1938–2250 1805–1825 1905–1925 1830–1860 1935–1965 2630–3200 3400 3500 3600 ширина, мм 1190-1725 950–1180 1025 1025 1025 1025 1190–1725 2400 2400 2580 Внешний радиус поворота, мм 2350-2950 1750–2000 1410 1510 1650 1750 2310–2950 2750 2000 3000 Собственная масса с батареей, кг 4060-6780 2786–4320 2650–2900 2950–3200 2700–2950 3000–3250 3700–6950 9500 10 400 12 520 Шины передние 7.00x12, 8.15x15 18х7–8, 23х9–10 7.00x12, 8.15x15 8.25x15 8.25x15 300x15 Шины задние 6.00x9, 6.50x10 16х6–8, 18х7–8 6.50x10, 6.50x10 8.25x15 8.25x15 300x15 48/400 48/480 Батарея напряжение/емкость, В/A.ч 12/135 48/400 48/500 48/400 48/500 12/135 12/135 12/135 12/135 80/400 80/440 Двигатель внутреннего сгорания Вамо D3900К Вамо D3900К Вамо DT3900К ГидродинамиГидродинамиГидродинамическая, Трансмиссия ческая ческая двухскоростная PST2-2/1 Мощность тягового электродвигателя, КВт 7.5/9 Мощность насосного электродвигателя, КВт 10большие колеса. В результате погрузчики не только развивают скорость 20–30 км/ч с палетой на вилах (а порожняком – даже до 40 км/ч), но и почти по-спортивному ускоряются. Если их на складе целый рой, то, гоняя от рампы к стеллажам и обратно по оптимальным траекториям, они обеспечивают обработку внушительного потока товара и минимальный простой транспорта при одновременном обслуживании десятков фур. Ну, а штабелер, как и более крупный его сородич – рич-трак, эффективны при неспешной раскладке палет на высокие и сверхвысокие полки, а также при комплектации заказов. Далее надо решить, какой тип силовой установки нужен вашим погрузчикам: привычный для большинства видов спецтехники двигатель внутреннего сгорания или электромотор? Например, в Европе преобладают машины на электротяге, у нас же долгое время предпочитали дизель – именно им оснащено большинство продаваемых в России вилочных погрузчиков. Бесшумность и отсутствие выхлопа пока привлекают, в основном, владельцев гипермаркетов (к чему отваживать покупателей далеко не благовонным дымком?) тогда как загазованность складов, увы, считается нормой. Хотя выхлоп современных дизелей не столь ядовит, как ранее. Экологический компромисс между дизелем и электродвигателем – погрузчик, работающий на газе. Наиболее распространена адаптация небольших карбюраторных двигателей объемом до 2,0 литров к сжиженномупропан-бутану. В паре с ДВС обычно работает гидромеханическая автоматическая КП, но в ряде случаев – если погрузчики будут использоваться на обширных территориях, имеет смысл заказать их с «ручной» механической КП – она дешевле, экономичнее, проще, а порой и надежней. Погрузчик с двигателем внутреннего сгорания, в среднем, на треть дешевле своего электрического аналога. Кроме того, большое значениеКак раз тот случай, когда высокая трехсекционная мачта просто необходимаздесь играет и привычность наших технарей к ДВС, а также отсутствие необходимости оборудовать помещение для зарядки батарей, держать в штате специалиста-аккумуляторщика. Приверженцы электротяги все чаще склоняются в пользу машин не с коллекторными двигателями постоянного тока, а с бесщеточными асинхронными – ток от батарей преобразуется в переменный. Практические преимуществаНОЯБРЬ 2009РЕЙС91 спецтехникаВИЛОЧНЫЕ ПОГРУЗЧИКИ25-тонник от Ferrari У «богатырей» колеса сдвоенныеХарактеристики дизельных вилочных погрузчиков Ferrari (Италия) Модель F 10 F 12 F 16 F 18 F 20 F 25 F 28 F 32 Грузоподъемность, Кг 10 000 12 000 16 000 18 000 20 000 25 000 28 000 32 000 Длина, мм 5515 5892 6180 6665 6915 Ширина, мм 2570 3000 3450 Высота max, мм 6930 5850-8100 7050-9500 Максимальная скорость, км/ч 35 44.8 41.2 33.8 31.8 29.2 Масса, кг 24 100 25 900 30 000 31 400 35 500 41 350 42 600 Размер шин спереди 12.00-20 14.00-24 16.00-25 Размер шин сзади 12.00-20 14.00-24 16.00-25 Двигатель CUMMINS QSB 6.7 Мощность, КВт (л. с.) 164 (223) 194 (264) Такой прогрузчик в тесноте не работаетF 42 G4 F 42 G5 F 45 G4 F 45 G5 F 45 G6 F 42 F 45 36 000 36 000 40 000 42 000 45 000 10 115 10 615 7605 8105 4160 4160 4160 4160 13 650 16 450 13 650 16 450 17 550 7700 7700 29.4 28.9 28.9 67 000 68 000 70 600 72 400 73 300 58 000 61500 18.00-25 18.00-25 Scania DI 12 CUMMINS QSM11 243 (330) 246 (330)45-тонный Ferrari F-45G – «геракл» в мире вилочных погрузчиков, ему и 20-футовые контейнеры «по вилам»92 РЕЙС НОЯБРЬ 2009этого современного решения: герметичность, то есть приспособленность к работе в условиях высокой влажности, перепадов температур и т. п., возможность торможения двигателем и рекуперации (возвращения в батарею) электроэнергии, независимая регулировка частоты вращения и крутящего момента, а значит, более плавные разгон и торможение. Однако пятном на репутации электропогрузчика как самого передового вида складской техники остается сам тип источника энергии – прошло добрые сто лет, а он не только попрежнему химический, но и все тот же свинцовый – что имели, к тому и пришли. (От модных в прошлом щелочных батарей производители давно отказались.) Ни о каких хваленых водородных элементах, баллонах сжатого воздуха, кинетических маховиках и прочих накопителях на практике не идет и речи – даже самые маститые фирмы пока лишь испытывают погрузчики с топливными элементами на образцово-показательных объектах, а в инструкциях к обычным ширпотребным, как и встарь, пишут о технике безопасности при работе с раствором серной кислоты плотностью 1,29… Возможно, не все знают, что весомое преимуществоэлектропогрузчиков – неподконтрольность их Гостехнадзору, увы, более не актуально. Еще в прошлом году какая-то добрая душа в Правительстве РФ решила устранить это упущение и ввела обязанность регистрировать технику не только с ДВС рабочим объемом свыше 50 см3, но и с электродвигателями мощностью более 4 кВт. Так что, прикупив десятка три аккумуляторных машин, будьте готовы получать удовольствие от общения с чиновниками по полной программе: сбор пакета уставных документов на предприятие, оформление доверенностей на завгаров, визиты в военкомат, ежегодные техосмотры и регулярная уплата налога за ее владение. Выбирая модель по грузоподъемности, не стоит шиковать, переплачивая за гипотетическую возможность поднимать больше, чем обычно нужно. В данном случае поговорка «запас карман не тянет» неуместна, ведь погрузчик-тяжеловес всегда проиграет легковесу в маневренности, а порой и вовсе не сможет работать в тесноте. Учитывая ориентацию российского бизнеса на розничную торговлю, наибольшим спросом пользуются 1,5-тонные вилочные погрузчики, ведь масса палеты редко превышает эту величину, а в большинстве случаев укладывается в 1 тонну. Причем Характеристики вилочных Модель Грузоподъемность, кг Высота подъема вил, мм Общая длина (без вил), мм Общая ширина, мм Общая высота, мм Общая масса, кг Радиус поворота, мм Длина вил, мм Скорость подъема без загрузки, мм/с Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч Привод Тип двигателя Напряжение/емкость аккумулятора, В/А.чпогрузчиков Komatsu с ДВС (Япония) FG15T-20 FG15HC-20 FB15-12 FG18HC-20 1500 1500 1500 1750 3000 3000 3000 3000 2240 2240 2060 2280 1070 1070 1110 1070 2030 2030 2070 2030 2450 2465 2930 2660 1955 1955 1750 1990 920 920 920 920 640 640 600 640 18,5 18,5 15,0 18,5FD30-16 3000 3000 2705 1235 2090 4310 2370 1070 500 19,0бензиновый бензиновый электрический бензиновый дизельный Nissan K15 Nissan K21 Nissan K 21 Komatsu 4D94LE 48 / 402-565ДВС всегда дешевле электромотора с комплектом аккумуляторовВместо кабины только каркас безопасности - под крышей склада суховышеприведенными способностями сегодня обладают и так называемые мини-погрузчики – компактные и юркие трехколесные машинки, которые в ряде случаев разумно заказать в модификации без кресла оператора – если ему часто приходится слезать, или работа погрузчика носит эпизодический характер, то проще управлять стоя. Важны и нюансы, привязанные к конкретным условиям склада, на котором придется работать погрузчику, и видам грузов. Чтобы учесть их все, видимо, придется изучить устройство вилочных погрузчиков досконально. А вкратце оно выглядит так. Вилы закреплены на каретке, которая установлена на телескопической мачте и обычно имеет функцию свободного хода, то есть поднимается без раздвижения рам мачты, что необходимо для работы под низким потолком – например, в кузове автомобиля, вагоне, контейнере или трюме корабля. Мачты современных погрузчиков чаще двухсекционные (дуплекс). Машиныже с трехсекционными (триплекс) применяют для укладки палет на высокие стеллажи, 6–10 метров и более. Вот вам еще один критерий выбора погрузчика. Как показывает опыт и статистика продаж, большинству покупателей вполне достаточно стандартной высоты подъема на 3,3 метра. Важное свойство мачты – способность отклоняться назад на угол до 13 градусов, обеспечивая устойчивость при движении погрузчика. Это достигается благодаря смещению центра тяжести ближе к колесам. Наклон мачты вперед на угол 3–15 градусов позволяет быстрее захватывать (укладывать) груз вилами. Кинематическая схема грузоподъемного механизма включает как гидравлические, так и механические элементы. Поскольку шток гидроцилиндра не может выдвигаться достаточно быстро, для увеличения скорости подъема каретки вдвое применяют полиспаст – с цепями вместо тросов иВилами можно и мешки со строительным мусором …Характеристики полноприводных погрузчиков Ausa (Испания) Модель С 150 Н С250 Н Грузоподъемность, кг 1500 2500 Высота подъема, мм 2660 3300 Масса машины, кг 2600 4300 Преодолеваемый наклон, % 25 37 Максимальная скорость, км/ч 20 20 Внешний радиус поворота, мм 4000 4400… и даже железобетонные трубы подниматьНОЯБРЬ 2009 РЕЙС 93 спецтехникаВИЛОЧНЫЕ ПОГРУЗЧИКИвилочных погрузчиков «Азимут» (Россия) CPCD20 CPCD25 CPCD30 CPCD35 2000 2500 3000 3500 500 500 500 500 3400 3780 4350 4910 4740/ 660 5475/ 805 6420/ 930 7430/ 980 1440/ 1960 1475/ 2305 1790/ 2560 2060/ 2850 20/19.5 20/19.5 20/19.5 20/19.5 2170 2230 2420 2490 20 18 15 16,5 500/530 500/530 470/520 330/370 ≤600 ≤600 ≤600 ≤600 140 140 145 150 2035 2035 2055 2155 4239 4239 4256 4356 344х 116х 204 359х 116х 204 377х 123х 206 384х 123х 216 3000 3000 3000 3000 920х 122х 140 1070х 125х 45 1070х 125х 45 1070х 125х 50 2070 2070 2085 2085 110 110 110 110 7.00–12–12PR 7.00–12–12PR/ 28x9–15–12PR 28x9–15–12PR 6.00–9–10PR 6.00–9–10PR 6.50–10–10PR 6.50–10–10PR 970/970 970/970 1000/970 1000/970 0,7 0,7 0,7 0,7 490BPG 490BPG 490BPG 495BPG 37/ 2650 37/ 2650 37/ 2650 42/ 2650 148/ 2000 148/ 2000 148/ 2000 174/ 2000 2,5 2,5 2,5 2,97 4 4 4 4 52 52 52 52Характеристики дизельных Модель Грузоподъемность, кг Центр нагрузки, мм Вес без нагрузки, кг Распределение веса с грузом перед/зад, кг Распределение веса без груза перед/зад, кг Скорость, км/час Радиус разворота, мм Преодолеваемый уклон с грузом, % Скорость подъема груза, мм/сек Скорость опускания груза мм/сек Свободный ход, мм Высота опущенной мачты, мм Высота вытянутой мачты, мм Габаритные размеры, см Высота подъема, мм Размеры вил, мм Высота защитной крыши, мм Дорожный просвет, мм Шины перед/зад Шины перед/зад Колея перед/зад, мм Давление воздуха в шинах, мпа Модель двигателя Мощность двигателя, кВт / при об/мин Крутящий момент, Н.м Рабочий объем, л Количество цилиндров Объем топливного бака, лCPCD50 5000 600 6650 22/21 2800 16 350/400 ≤600 180 423× 148× 235 3000 1070х 150х 55 2200 130LR4105G35 59/ 2650 280/ 2000 4,23 4 80CPCD60 6000 600 8910 13260/ 1650 4040/ 4870 28/26 3370 20/15 390/450 ≤600 202 2500 4420 478х 200х 250 3000 1220х 150х 60 2450 170 8,25–15–14PR 8,25–15–14PR 1470/1700 0,83 CY6102 81/ 2500 353/ 1700 5,785 6 140CPCD70 7000 600 9620 14780/ 1840 4020/ 5600 28/26 3370 20/15 325/380 ≤600 207 2500 4420 478х 200х 250 3000 1220х 150х 65 2450 170 8,25–15–14PR 8,25–15–14PR 1470/1700 0,83 CY6102 81/ 2500 353/ 1700 5,785 6 140звездочками вместо блоков. Особо важно, что вторая стадия подъема, уже без работы полиспаста, начинается только по окончании первой, поэтому габаритная высота машины увеличивается за счет раздвижения мачты, лишь когда это становится действительно необходимо для работы на большой высоте. Опускается кареткаШироко расставленные колеса - залог устойчивости при высокой погрузке94 РЕЙС НОЯБРЬ 2009под действием собственного веса (даже без груза она достаточно тяжела) при стравливании давления в гидроцилиндре. Потери времени при этом не происходит, поскольку, подняв палету на стеллаж, погрузчик помчится за следующей, и вилы успеют придти в нижнюю точку на ходу. Не менее важен для погрузчиков тип применяемых шин. Хотя и здесь наши бизнесмены, не мудрствуя лукаво, обычно выбирают традиционные пневматические. Хотя шины «Суперэластик» из массива натурального каучука, пусть они и вдвое дороже, отвечают требованиям безопасности куда лучше «надувных». По статистике, большинство несчастных случаев при работе на погрузчиках связано с опрокидыванием. И мягкость шин тут влияет непосредственно, ведь при подъеме слегка несимметрично лежащей палеты на значительную высоту, например, метров на пять-семь, рычаг всей конструкции уже таков, что на более нагруженной стороне пневматика расплющивается сильнее обычного, вызывая прогрессирующий наклон машины. В динамике возможна даже раскачка, а уж если она входит в резонанс, оператору остается только завопить: «Спасайся, кто может!» Палета, оставаясь на вилах, пойдет по дуге вниз и, набрав скорость порядка 10 м/с, совершит отнюдь не мягкуюпосадку. А если в ней запакованы плазменные телевизоры на сумму 50 000 евро?.. Разумеется, погрузчик на сплошных безвоздушных шинах завалить набок гораздо труднее. Вроде бы логичные доводы, что на пневматике оператора не трясет, да и на заснеженном дворе обычные шины не забуксуют, как цельнорезиновые, относятся к общей культуре ведения бизнеса – когда пол на складе ровный, как стекло, а рампа под навесом, никаких недостатков у суперэластика уже нет. А для нечищеных территорий и складских дворов в колдобинах лучше приобрести полноприводные погрузчики. Для работы на складах и производствах с особой чистотой для погрузчиков предлагают шины белого цвета – они не оставляют следов на пластиковом покрытии пола. И еще про безопасность, на этот раз пассивную. Первый признак погрузчика солидной фирмы – наличие систем ROPS и FOPS, актуальных на спецтехнике вообще. Первая (Roll Over Protection Structure) призвана уберечь оператора при опрокидывании погрузчика – это регламентируется стандартом ISO 12117. Система FOPS (Falling-object protective structures) защищает оператора от падающих предметов. Если для строительных машин это могут быть, кирпичи, то погрузчику угрожают уже палеты, например, Характеристики электрических вилочных погрузчиков «Азимут» Модель CPD10 CPD15 CPD20 Грузоподъемность, кг 1000 1500 2000 Центр нагрузки, мм 500 500 500 Вес без нагрузки, кг 2740 2940 3980 Распределение веса с грузом перед/зад, кг 2995/ 745 3880/ 560 4940/ 1040 Распределение веса без груза перед/зад, кг 1250/ 1490 1290/ 1650 1740/ 2240 Скорость, км/час 13,5/ 12 13/ 11,5 14/ 12,5 Радиус разворота, мм 1930 1930 2320 Преодолеваемый уклон с грузом, % 15 15 10 Скорость подъема груза, мм/сек 235/320 230/320 272/430 Скорость опускания груза, мм/сек ≤600 ≤600 ≤600 Свободный ход, мм 130 135 140 Высота опущенной мачты, мм 2015 2015 2070 Высота вытянутой мачты, мм 3975 3975 4030 Габаритные размеры, см ( Д х Ш х В ) 297х 109х 210 Высота подъёма, см/мин 3000 3000 3000 Размер вил, мм ( Д х Ш х В ) 920х 100 30 920х 100х 35 1070х 120х 40 Высота защитной крыши, мм 2100 2100 2170 Дорожный просвет, мм 99 99 105 Шины перед 6.5–10–12PR 6.5–10–12PR 7.00–12–12PR Шины зад 5.00–8–8PR 5.00–8–8PR 18х7–8–14PR Колея перед/зад колес, мм 900/ 930 900/ 930 980/ 954 Давление воздуха в шинах, мпа 0,7 0,7 0,7 Колесная база, мм 900/ 930 900/ 930 980/ 954 Мощность электродвигателей приводного, кВт 5 5 8 Мощность привода гидронасоса, кВт 7,5 7,5 8,6 Напряжение АКБ, В 48 48 48 Ёмкость АКБ, А.ч 400 450 620 Модель АКП CBTD - F412.5 CBTD - F412.5 CBTD - F423(Россия) CPD25 2500 500 4120 5760/ 860 1760/ 2360 13,5/ 12 2320 10 260/480 ≤600 140 2070 4030 3000 1070х 20х 42 2170 105 7.00–12–12PR 18х7–8–14PR 980/ 954 0,7 980/ 954 8 0 48 700 CBTDF423Если грузы достаточно габаритны, на машину поставят широкую кареткупадающие вместе с машиной коллеги. Поэтому стойки каркаса безопасности и сама крыша должны выдержать, как минимум, удар тонны пива в банках – для этого проводятся сертификационные испытания.На каждом углуОтносительная простота конструкции вилочных погрузчиков и огромная в них потребность объясняют наличие сотен (!) выпускающих их фирм. В основном они мелкие, в этом главное отличие от изготовителей дорогой и тяжелой спецтехники вроде кранов и экскаваторов, о сборке которой «на коленке» никто и не помышляет. Однако присутствие в списке производителей погрузчиков таких авторитетных в мире автомобилестроения имен, как Toyota, Mitsubishi, Nissan и Isuzu четко ориентирует покупателя, наслышанного о японском качестве. Последнее демонстрируют и специализированные фирмы: TCM, входящая в концерн Hitachi и выпускающая только погрузчики, и Nichiyu, также не занимающаяся ничем иным кроме складской техники, причем только на электротяге. Ну и, конечно, не нуждается в подтверждении авторитет японской марки Komatsu, под которой выпускают не только погрузчики, но и массу прочей спецтехники.Из европейских фирм в России весьма уважаема немецкая Still, поставлявшая погрузчики в наши аэропорты еще в эпоху СССР. Также широко представлены машины итальянских марок OM и CVS Ferrari. Американская компания Caterpillar предлагает погрузчики под маркой Cat. Неплохая репутация у техники из Болгарии марок Dimex, Sparky, Herkulift и, конечно же, Balkancar – эта фирма поставляла к нам погрузчики фактически со времен появления на складах палет и стеллажей. Помните электромобили конструкторовсамодельщиков? Все они использовали «приватизированный» с болгарского погрузчика 84-вольтовый электромотор. Да и шины с ведущего моста – тяжеленные и жесткие – в те годы монтировали на колеса «Жи-гулей»… Корейские погрузчики, как и японские, также не нуждаются в раскрутке брендов – кто не слышал про Hyundai и Daewoo? А вот китайские вынуждены завоевывать место под солнцем, как и автомобили из Поднебесной, поскольку о технике марок Maximal, Heli, HC, Dalian и прочих мы пока знаем лишь то, что она привлекательна по цене. Предприятия-производители вилочных погрузчиков из Армении, Украины и России так и не вышли на европейско-азиатский уровень качества и конструкторских разработок. Их продукция широким спросом пока не пользуется, несмотря на вполне современные (чаще китайские) комплектующие.Антон УткинУкладывая тяжеленные камни, погрузчик заменит экскаватор с захватомПолноприводным богатырям на больших колесах ровный пол не нуженНОЯБРЬ 2009 РЕЙС 95