14
15
16
18
20
22
24
25
26
27
28
автомобили главная темаПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, СКОРОСТЬ ХХХХХХХХХХХХХЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, СКОРОСТЬ, РИСКдва ли не ежедневно поступают сообщения о катастрофах на дорогах – гибнут люди, разрушается техника, наносится вред грузу. Причины, как правило, заключаются в превышении скорости или нарушении режима труда водителя. Цель таких действий проста – быстрее доставить груз или ускорить завершение рейса при порожнем пробеге и тем самым поднять эффективность перевозок. Выгода вроде очевидна, но стоит ли рисковать? Насколько эффективность перевозок зависит от скорости движения? При каких перевозках суточный пробег влияет на прибыль, во что обойдется перерасход топлива, как скажется на продолжительности эксплуатации ТС, увеличит ли затраты на ремонт? Что грозит руководству автотранспортного предприятия (АТП) за нарушение режима труда и отдыха? Динамика технико-эксплуатационных показателей использования транспортных средств определяется политикой руководителя АТП или предпринимателя в соответствии со спросом на перевозки и его структурой. Как оценить эффективность перевозок? Эффективность – есть мера целесообразности принятия экономических, технических и организационных решений. Существует мнение, что оценкаРЕЙС НОЯБРЬ 2009работы транспортных средств (ТС) классическими показателями, разработанными при плановой экономике в условиях рынка, теряет смысл. В основе аргументации лежит положение о том, что в современной ситуации важны финансовые данные о доходах, расходах и прибыли АТП, а каким образом они достигнуты, по сути дела не столь важно. Возразить можно следующим образом: во-первых, не зная показателей использования ТС, трудно определить, каким образом возникли доходы или убытки, т. е. их невозможно корректировать, и, во-вторых, можно сослаться на опыт транспортных фирм европейских стран, анализирующих свою деятельность. Наилучшим в финансовом отношении способом использования ТС с позиции руководителя или владельца АТП является оплачиваемый холостой пробег, а еще лучше – простой. Однако с точки зрения практиков транспортной деятельности такая ситуация представляется абсурдной. Есть ли способы поднять производительность экстенсивными (повышая пробег) или интенсивными методами, не превышая скорость и не нарушая режима труда и отдыха водителя?14 1ХХХХХХХХХХХХХЧто дает АТП увеличение скорости и продолжительности работы на линии Как было показано ранее (См. Рейс №8 за 2009 г. «Производительность и эффективность»), объем работы, выполняемой транспортными средствами (ТС) в единицу времени (час, время в наряде, неделя, месяц и т. д.), а также ее себестоимость, могут определяться на основе так называемых характеристических графиков. Точность расчетов требует индивидуального учета и фиксации показателей использования каждого ТС в отдельности. Рассмотрим показатели использования ТС с точки зрения возможностей управления ими. Такой анализ допускает расчет относительно отдельного ТС и парка АТП по средневзвешенным показателям. Грузоподъемность автомобиля (автопоезда) или парка ТС, а также коэффициент ее использования, оказывают наибольшее влияние на повышение производительности и снижение себестоимости перевозок. Однако это справедливо только при условии максимального соответствия объема грузового пространства и грузоподъемности ТС объемно-массовым характеристикам перевозимых грузов (См. Рейс № 2 за 2008 г. «Длинномерная выгода»). Динамика этих показателей определяется в соответствии со спросом на перевозки по партионности, характером грузов, возможностями укрупнения отправок путем организации терминальных, сборно-развозочных операций и т. п. Так как они связаны с процессом фор-мирования (замены) парка ТС, отличающимся крайней инерционностью, то могут рассматриваться только как способ стратегического управления. Теоретически зависимость производительности от указанных показателей носит прямо пропорциональный характер, однако это справедливо, если не учитывать влияния других факторов. На практике при увеличении грузоподъемности и ее использования могут значительно изменяться такие показатели, как техническая скорость (уменьшение) и время простоя при выполнении погрузо-разгрузочных операций (увеличение), что объективно ставит предел росту производительности. Время простоя ТС при выполнении погрузо-разгрузочных операций, снижение которого обеспечивает повышение производительности и снижение себестоимости, доступно регулированию со стороны АТП лишь путемустановления соответствующих норм в договоре перевозки и компенсации (штрафа) в случае их нарушения. Коэффициент использования пробега является результатом сложившейся дислокации пунктов погрузкиразгрузки. В нынешних условиях сокращения спроса на перевозки показатель лишь в незначительной степени доступен регулированию менеджментом АТП. Следует отметить, что уровень показателя находится в противоречии с затратами на оперативное управление в местных перевозках и временем выполнения дальних рейсов. Такая ситуация возникает вследствие затрат (финансовых, временных) на поиск постоянных партнеров или случайной попутной загрузки. Длина ездки с грузом влияет принципиально иным образом по сравнению с вышеперечисленными факторами. Почасов в неделю. В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Суммированный учет рабочего времени устанавливается таким образом, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов (ст. 104 ТК РФ). При суммированномРЕЙСВ УСКОРЕННОМ РЕЖИМЕЕсли автомобиль будет ехать со скоростью выше разрешенной, а водитель работать дольше, чем полагается, – оборачиваемость транспорта резко увеличится. Но стоит ли слепо отдаваться погоне за деньгами, если есть риск , что наступившие последствия могут перечеркнуть все прилагаемые усилия?контроля, и какие санкции могут последовать за их нарушения?Как работает водительНа междугородных перевозках работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения («Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», Приказ Минтранса № 15 от 20.08.2004). Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40Нарушения режима труда и отдыха водителей никогда не оставят без внимания проверяющие органы – Ространс-надзор и Государственная инспекция труда. Какие именно нормы инспекторы буду применять при осуществленииНОЯБРЬ 200915 автомобили главная темаРисунок 1ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, СКОРОСТЬ ХХХХХХХХХХХХХРисунок 2следние действуют однонаправлено на производительность как в тоннах (WQ), так и в т-км (WP). Напротив, увеличение длины ездки с грузом повышает WP и уменьшает WQ. Управление данным показателем можно свести лишь к выбору из возможных предложений (заказов на перевозки), наиболее соответствующих параметрам ТС, находящихся в распоряжении АТП. Как следует из характеристических графиков, повышение технической скорости ТС оказывает наименьшее влияние (из рассмотренных факторов или показателей) на производительность, а зависимость от нее себестоимости перевозок сопоставимо с воздействием времени простоя на погрузке и разгрузке (с обратным знаком). При этом управление этим показателем со стороны руководства АТП наиболее доступно. Поэтому именно способыи результаты таких действий, лежащих на поверхности, интересны, как попытки владельцев и управляющих повысить эффективность работы АТП. В связи с этим следует более подробно ознакомиться с предметом. Скоростью движения (скоростностью) ТС называется его способность доставлять грузы или пассажиров с минимальной затратой времени. Одним из основных преимуществ автомобильных ТС по сравнению с другими наземными видами транспорта является более высокая скорость перевозок. С другой стороны скорость является фактором повышения интенсивности использования ТС, т. е. увеличения пробега (производительности) и тем самым роста доходов. Поэтому скорость является одним из важнейших эксплуатационных качеств грузовика.Средняя скорость движения зависит от возможности использования тяговоскоростных свойств ТС в реальных дорожных условиях, а также в ситуациях, не связанных с конструкцией автомобиля. В транспортной деятельности нет возможности учета всех простоев и остановок ТС и их продолжительности (исключение составляет использование спутниковой связи для слежения и тахографов, о чем будет сказано ниже). Поэтому во всех расчетах скорость движения принято выражать средней величиной, представляющей собой отношение расстояния пройденного ТС ко времени, включающего не только движение, но и остановки, и простои. Оценки осуществляются по трем видам средних скоростей: техническая скорость – отношение пути, пройденного ТС, ко времени пребывания в наряде, исключая время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями; эксплуатационная скорость – отношение пути, пройденного ТС, ко всему времени пребывания в наряде; скорость сообщения (доставки грузов или пассажиров) – отношение пути, пройденного ТС за один рейс со времени окончания погрузки (посадки пассажиров) в начальном пункте маршрута до начала выгрузки (высадки пассажиров) на конечном пункте рейса. Названные средние скорости непосредственно характеризуют производительность ТС. Зависимость производитель-учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. ВремяРЕЙС НОЯБРЬ 2009управления автомобилем в течение ежедневной смены не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем (что является только составной частью рабочего времени!) в течение периода ежедневной работы может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не можетпревышать 90 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых)устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число выходных дней в текущем месяце16 автомобили главная темаРисунок 3ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, СКОРОСТЬ ХХХХХХХХХХХХХРисунок 4ности ТС от технической скорости соответствует формуле равнобочной гиперболы, и ее характер можно определить следующим выражением: WP VT – a2 VT + b2 WP = 0, (1) где (2) a2 = qн γД lег / tпр; (3) b2 = lег / βег; WP – производительность автомобиля (автопоезда), т-км /сутки; VT – средняя техническая скорость, км/ч; qн – номинальная грузоподъемность автомобиля (автопоезда), т; γД – динамический коэффициент использования грузоподъемности; lег – средняя длина ездки с грузом, км; t пр – время простоя в погрузоразгрузочных операциях, ч; βег – коэффициент использования пробега. На рис. 1 и 2 представлены полученные расчетным путем зависимости WP и WQ от технической скорости ТС в городских перевозках. В качестве исходных приняты следующие данные:грузоподъемность (qн) – 4 т, коэффициент использования грузоподъемности (γД) – 0,6, коэффициент использования пробега (βег) – 0,7, время погрузки-разгрузки (tпр) – 2 ч, длина ездки с грузом (lег) – 10, 15, 20 км, техническая скорость (VT) – от 10 до 80 км/ч. Как видно из графика (рис. 1), увеличение скорости от 10 до 20 км/ч обеспечивает рост производительности на (∆WP1) 4,12 т-км/ч, а в пределах от 50 до 60 км/ч (∆WP2) – лишь 0,72 т-км/ч. То есть с увеличением скорости влияние ее прироста на производительность ТС существенно снижается. На рис. 3 и 4 представлены те же показатели для перевозок, включающих как городские, так и пригородные (на расстояния до 30 км от МКАД). Исходные данные несколько изменены: грузоподъемность (qн) – 10 т, коэффициент использования грузоподъемности (γД) – 0,7, коэффициент использования пробега (βег) – 0,65, время погрузкиразгрузки (tпр) – 3 ч, длина ездки с грузом (lег) – 40 и 60 км, техническая ско-рость (VT) – от 20 до 90 км/ч. Расчеты показывают, что характер зависимости не меняется, но кривая становится более пологой, т. е. изменение производительности выравнивается по мере роста технической скорости. На рис. 5 и 6 представлены зависимости пробегов и доходов от технической скорости на описанных выше перевозках. Суть ситуации заключается в том, что транспортные фирмы устанавливают тарифы в часах использования ТС, независимо от их выработки. Результатом такого подхода является снижение дохода по мере увеличения скорости. На рис. 7 и 8 представлены аналогичные расчеты по дальним междугородным перевозкам. За исходные данные приняты: пробег за кругорейс – 2200 км (Москва – Самара – Москва), грузоподъемность (qн) – 20 т, коэффициент использования грузоподъемности (γД) – 0,8, коэффициент использования пробега (βег) – 0,6, время погрузкиразгрузки (tпр) – 16 ч, техническая скорость (VT) – от 40 до 110 км/ч. Расчеты показывают, что графики также соответствуют уравнению равнобочной гиперболы, однако вплотную приближаются к прямо линейной зависимости, то есть увеличение скорости становится привлекательным независимо от ее фактического значения. Дело в том, что тарифы на дальние перевозки устанавливаются для использования транспортных средств определенной грузоподъемности на конкретное расстояние. На грузовиках и автобусах устанавливают-должно быть не менее числа полных недель этого месяца. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей – не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличениРЕЙС НОЯБРЬ 2009ем времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывногоотдыха должна быть не менее 42 часов. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы, возможно только в случаях, предусмотренных статьей 113 ТК РФ. Причем, только с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях – с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников. Водителям-дальнобойщикам не устанавливается ненормированный рабочий день.Также необходимо помнить: сверхурочная работа – это еще хуже, чем ненормированный рабочий день. Сверхурочная работа – работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы, а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:18 автомобили главная темаРисунок 5ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, СКОРОСТЬ ХХХХХХХХХХХХХРисунок 6ся ограничители максимальной скорости. Ограничитель скоростного режима представляет собой устройство, устанавливаемое на транспортное средство в одном блоке с приводом тахографа на коробке перемены передач. Ограничители могут иметь различные конструкции (механические или электронные), но независимо от этого обеспечивают установленный предел максимальной скорости. Этот предел в соответствии с директивами ЕС 92/6 и 92/24 составляет 86 км/ч. При стабилизации скорости движения устройство поддерживает ее без значительных отклонений. Приполном открытии доступа топлива в двигатель ТС при ускорении ограничитель не допустит увеличить скорость более чем на 5 км/ч сверх установленного предела. Стремление владельцев и руководителей АТП повысить производительность ТС провоцирует намерение тем или иным способом избавиться от ограничителя скорости. Целесообразно ли такое действие? В табл. 1 представлены ограничения максимальной скорости, установленные Правилами дорожного движения РФ (ПДД). Превышение скорости влечет следующие риски:Ограничения максимальных скоростей движения, км/ч (ПДД РФ). Таблица 1 В населенном Вне населенНа пункте ного пункта магистралях Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 т 60 90 110 Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 т 60 70 90 Автобусы междугородние и маломестные 60 90 90 Другие автобусы 60 70 90 Буксировка механических транспортных средств 50 50 50 Вид ТСгибель и травматизм людей; утеря груза, повреждение или уничтожения ТС; штрафы за превышение скорости; возможные нарушения режима труда и отдыха водителей; потеря гарантийных условий фирмы-производителя ТС; повышение расхода топлива и ухудшение других эксплуатационных показателей, фактические значения которых могут быть установлены только в результате натурных испытаний конкретных моделей; гражданская ответственность от нанесения ущерба третьим лицам. Риск определяется как «опасность, возможность убытка или ущерба». Применительно к анализу конкретного экономического результата риск отождествляется с возможностью (вероятностью) наступления какого-либо неблагоприятного события, влияющего на исход. Потеря части или всего дохода, возникновение дополнительных расходов, невозможность выполнения обязательств и т. п. Представленные выше риски называются спекулятивными, что означает возможность как получения дополнительных доходов, так и возникновения убытков. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Ожидаемое значение, связанное с неопределенной ситуацией, является средневзвешенным всех возможных результатов, где вероятность каждого результата оценивается как частота или вес1 при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного илиРЕЙС НОЯБРЬ 2009муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей; 2 при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; 3 для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях: 1 при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; 2 при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование системводоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи; 3 при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.20 автомобили главная темаРисунок 7ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, СКОРОСТЬ ХХХХХХХХХХХХХРисунок 8соответствующего значения. Предполагаемое значение измеряет результат, который ожидается в среднем. В общем виде, если n возможных результатов имеют значения Х1, Х2,… Хn, то результат будет следующим: Е (Х)= ρ1 × Х1+ ρ2 × Х2 +…+ρn×Хn, (4) где Е (Х) – ожидаемое значение; ρ1, ρ2, ρn – вероятности каждого результата (исхода) из n возможных; Х1, Х2, Хn – количественные значения измерителей n возможных результатов. Риск от происхождения дорожнотранспортных происшествий (ДТП) представлен в табл. 2. По статистике снижение средней скорости на 1 км/ч уменьшает количество ДТП на 4–5%. Количество ДТП с автобусами по статистике находится на первом месте – около 69 на 10 тыс. ТС. Если учитывать, что в происшествиях с автобусами количество погибших и пострадавших, как правило, составляет20 и более чел, в каждом ДТП (что составляет более 110 тыс. в год), то становится ясно, что отключение устройства ограничения скорости на автобусах неприемлемо. Для грузовых автомобилей частота ДТП составляет 28 на 10 тыс. ТС, а количество погибших и пострадавших не превышает 20 тыс. чел. Абстрагируясь от мысли, что человеческая жизнь бесценна, следует все же констатировать – ущерб от ДТП с автобусами как минимум в пять раз превышает соответствующий показатель в отношении грузовых автомобилей.Ущерб от ДТП Таблица 2 Годы ДТП, тыс. Погибли, Ранены, тыс. чел. тыс. чел. Всего 251,4 274,9 285,4 292,2 270,9 369,0 407,9 476,4 485,9* 444,9*Индексы профилей риска по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) публикуются в специальных изданиях. В частности такие индексы на основные виды товаров пищевой и химической промышленности; пиломатериалов, бумажных, картонных, текстильных материалов; обуви, головных уборов; металлов и изделий из них, стального проката и др., как правило, не превышают 5 USD/кг. Однако по отдельным товарным позициям они могут быть значительно выше. Например, соответствующие индексы для гербицидов, противовсходовых средств и регуляторов роста растений на основе производных карбамида, урацила или сульфонилкарбамида (код 3808 30 230 0 по ТН ВЭД) могут достигать 400 USD/кг, т. е. 6–8 млн. USD в расчете на один автопоезд. Риск повреждения или уничтожения ТС может быть определен с учетом балансовой (остаточной) стоимости и вероятности ее полной либо частичной утраты.Владимир Петров,КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ДИРЕКТОР ЭКСПЕДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ«АЛШПЕД»2004 208,6 34,5 2005 223,3 34,0 2006 229,1 32,7 2007 233,8 33,3 2008 218,3 29,9 * Рассчетные данныеУщерб, млрд. руб. в ценах соответсвующих лет в том числе от гибели людей от ранения людей от повреждения ТС прочий ущерб 186,2 41,5 91,0 50,3 204,3 50,5 102,5 50,6 229,1 65,6 122,2 59,5 233,3* 67,2* 124,7* 60,7* 209,5* 62,3* 116,4* 56,7*В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника (ст. 99 ТК РФ). Очевидно, что для средней автотранспортной организации возможность привлечения воРЕЙС НОЯБРЬ 2009дителя именно к сверхурочной работе сводится практически к нулю.Что грозит за нарушениеО санкциях за нарушения трудового законодательства «Рейс» уже подробно рассказывал в предыдущих номерах (См. «Кадриль с кадрами», «Рейс» № 9 за 2009 г.). В случае с нарушением режима труда и отдыха водителей инспектору не придется долго искать нарушения: они окажутся на самом виду. Помимо локальных нормативно-правовых актов, которые работодатель обязанвести с целью учета режима рабочего времени водителей (отдельная глава Правил внутреннего трудового распорядка или ссылка в ПВТР на отдельное Положение об учете сумми-рованного рабочего времени и оплате труда водителей), на глаза инспектору обязательно попадутся тахограммы вместе с журналом их учета, а также путевые листы, товарно-22 автомобили главная темаПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, СКОРОСТЬ ХХХХХХХХХХХХХПЕРЕЗАГРУЗКА2ЧКорректировкой программы управления двигателем можно увеличить мощность мотора, снизить расход топлива или снять ограничитель скорости. Стоит ли это делать?самом деле «окрепший» дизель позволит держать высокий темп перевозки даже с перегрузом. Справедливости ради отметим, что современные системы управления двигателем на порядок сложнее тех, что применялись пять-семь лет назад. Чтобы произвести корректировку программы управления дизелем требуется сложное, а подчас только фирменное(!) диагностическое оборудование, которое стоит десятки тысяч евро. Мало того, фирменная прошивка имеет серьезную защиту от взлома. Поэтому современные грузовики и автобусы редко попадают к «мозгоправам».тобы больше зарабатывать, нужно быстрее двигаться. Затраты на увеличение расхода топлива, который, как известно, растет в геометрической прогрессии скорости, с лихвой окупаются получаемой прибылью. То, что внесение изменений в топливную карту контроллера повлечет ухудшение экологических характеристик мотора, никого не заботит. Именно поэтому интернет пестрит различными предложениями тюнинга дизельных двигателей коммерческих авто. И в особой чести снятие скоростного ограничения. Услуги по перепрошивке программы управления ДВС популярны в основном у владельцев подержанной техники, которая приходит к нам преимущественно из Европы. Поскольку машины уже сошли с гарантии, наши умельцы смело вмешиваются в сложнейшие электронные системы. С одной стороны, даже производители автомобилей с одного и того же железа, путем замены программы управления, снимают разную мощность. Перевозчики получают двойную выгоду. С одной стороны, по документам машина будет маломощной, и значит придется платить меньший налог, а натранспортные накладные, а также заявки, заказы, договоры на перевозку, в которых грузоотправители любят указывать нереальные, с точки зрения законодательства, сроки доставки грузов, а специалисты транспортных компаний – не думая, принимать к исполнению. В случае обнаружения таких нарушений инспектор непременно напишет предписание об их устранении, и, скорее всего, наложит штраф на предприятие за нарушение статьи 5.27 КоАП РФ – нарушение законодательства о труде и об охране труда. За нарушение части первой (нарушение законодательства оРЕЙС НОЯБРЬ 2009Приемы нейрохирургииПрактически все поставщики системных сканеров в России уверяют, что их приборы только считывают информацию, но никак не «заливают» новую прошивку в контроллер. В этом они абсолютно правы, но нам удалось найти одного производителя серьезного прибора с другой политикой. Практически единственным на рынке универсальным решением для считывания и перепрошивки электронных «мозгов» является системный сканер итальянской фирмыJaltest. Продается прибор в «честном» виде – «опасные» функции у него по умолчанию выключены. Кому давать права на перепрошивку, а кому – нет, решает производитель прибора. Если нужен доступ к функциям записи, придется пройти определенную процедуру по оформлению и передать письмо производителю через местного дилера. В случае положительного решения все необходимые программные ключи для полнофункциональной работы передаются через интернет. Отметим еще пару вариантов, когда может понадобиться вмешательство в электронику. Часто бывает что б/у машина приходит из-за границы с неполным комплектом ключей. В этом случае новые дополнительные ключи, сделанные на месте, нужно прописывать в контроллере. Разумеется, проще сделать это где-нибудь под боком, чем обращаться за помощью к дилеру. Также иностранные машины часто приходят с электронными тахографами, настроенными на подачу сигнала или глушение двигателя после нескольких часов непрерывной езды. Многих наших перевозчиков такая ситуация не устраивает. Когда надо срочно куда-то доставить груз, отечественные водители готовы проводить за рулем гораздо больше времени.Незаконные манипуляцииВот рассказ одного из инженеров, занимающегося перепрошивкой программного обеспечения.труде и об охране труда) следует наложение административного штрафа на должностных лиц (директора) в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Часть вторая ст. 5.27 (нарушение законодательствао труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение) влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Последнее означает, что руководитель предприятия сильно подпортит свое резюме, кроме того, будет вынужден на собственном опыте узнать одно из значений модного в прошлом году иностранного слова «дауншифтер». За нарушение режима труда и отдыха может достаться и самому водителю – правда, пока только при выполнении между-народных перевозок: статья 11.23 КоАП РФ предусматривает за управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, наложение административного штрафа в размере до двух тысяч пятисот рублей, за за нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспорт-24 ХХХХХХХХХХХХХ«У меня большой опыт в перепрошивке программ управления силовыми агрегатами коммерческой техники. Мы корректно, подчеркну это особо, вносим изменения в топливные карты и грамотно снимаем ограничитель скорости. Тем не менее мы всегда, прежде чем влезть в мозги автомобиля, честно предупреждаем владельца грузовика, что если фирма-производитель техники ограничила скорость транспортного средства, то это сделано не только в угоду жестким требованиям европейского законодательства, но и по причине технических особенностей машины. Так, при превышении скорости выше той, что указывает производитель авто как максимальную, машина может стать неуправляемой, а имеющиеся у нее системы ESP, ABS, RSS и другие перестанут полноценно функционировать. В основном наши клиенты – это владельцы б/у грузоного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, – наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Если же последствия нарушений привели к возбуждению уголовного дела – виновниквиков марки Mercedes моделей Actros, Axor, Atego. В отличие от американских тягачей, немцы всегда ставят ограничители скорости. Если вы планируете поднять скорость перевозок, то готовьте 10–12 тысяч рублей. Расценки на корректировку расхода топлива имеют большой разброс, так как работа эта сложная. В последнее время участились обращения с просьбой отключить цифровой тахограф. Мы беремся и за эту работу, однако клиенты не осознают, что могут потерять гораздо больше на штрафах, особенно если подвернется рейс на Европу».Законные манипуляцииЕдинственная корректировка в заводские настройки, которую официально могут выполнить на фирменной СТО – это снижение (!) лимита скорости. Как правило, опускают планку ограничителя на автомобилях, которыеперевозят особо опасные грузы, к примеру, токсичные химикаты или на бензовозах. Проводят такую работу высококвалифицированные специалисты, четко понимающие, как не навредить самой технике. Вся процедура заключается в оформлении заявки, которая согласуется далее с заводом-изготовителем. С одобренной заявкой уже можно обращаться в сервис и проводить нужные изменения. Все манипуляции при этом вносятся в специальную заводскую форму, идущую в комплекте технической документации с машиной. Только на таких условиях может идти речь о сохранении гарантии на машину. В случае несанкционированного стороннего вмешательства в электронику любой здравомыслящий дилер откажет в гарантийном ремонте.Александр Кулагинможет быть привлечен к уголовной ответственности – по статье 264 УК РФ – и лишен свободы на срок до семи лет (в случае, если не находился в состоянии алкогольного опьянения). Но можете быть уверены – водитель обязательно покажет, что превысить скорость он обязан был повашему приказу, и доказательства этому наверняка найдутся в ваших папках с договорами и заявками. К руководителю организации, если его вина будет доказана, вполне может быть применена статья 201 УК РФ – злоупотребление полномочиями, что минимально обойдетсяштрафом до 200 000 рублей, а максимально – лишением свободы на срок до 10 лет.Больше скорость — больше прибыль?Статья 12.9 КоАП РФ, наверное, пользуется самым заслуженным вниманием как среди российских водителей, так и среди сотрудников ГИБДД: превышение скорости. И эту статью применять к нарушителям можно практически бесконечно: каждое показание каждого встреченного радара – минус, вот только из кармана водителя или из кармана работодателя?РЕЙССтатья 12.9 КоАП РФ Нарушение Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину не менее 10, но не более 20 километров в час Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в часСанкция (На 21.09.2009 г.) Предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей Наложение административного штрафа в размере трехсот рублей Наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей Наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцевНОЯБРЬ 200925 автомобили главная темаПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, СКОРОСТЬ ХХХХХХХХХХХХХруб., то затраты заказчика – 23,6 тыс. руб. против 32 тыс. руб. за партию при прямой доставке. Таким образом, последние сокращаются на 36%. Дополнительный доход перевозчика и экспедиторов при терминальной перевозке составляет около 16,5 тыс. руб. Он складывается из увеличения ставки фрахта перевозчика (42 тыс. руб. против 32 тыс. руб. при прямой перевозке) и доходов экспедиторов. Дополнительный доход возникает как результат повышения общей эффективности транспортного процесса. Кроме прочего, возможность увеличения ставки фрахта и оплаты услуг экспедиторов усиливает привлекательность рынка терминальных перевозок. В европейских странах терминальные перевозки считаются наиболее выгодным видом транспортного бизнеса. Терминал представляет собой комплекс зданий, сооружений, оборудования при наличии квалифицированного персонала для выполнения международных и дальних внутренних перевозок мелкопартионных и иных грузов. Значительная часть наиболее крупных терминалов образуется в пунктах, где заканчиваются пути сообщения (сети) одного вида транспорта и начинаются другого (морские, речные порты, железнодорожные узлы, пограничные переходы и др.). Сложности организации терминальных перевозок связаны с необходимостью инвестиций в соответствующую ини водитель, вместо положенных восьми-девяти часов находящийся за рулем от зари до зари, кажется, к этому привык. Но стоит ли помнить и о том, что даже без учета возражений грузовладельцев и страховых компаний по поводу утраченного груза и страхования ответственности, без учета возможной человеческой потери – любое такое нарушение, даже, на первый взгляд, незначительное – может привести к малоприятным последствиям для предприятия и его руководителя. Даниела Вилларская,ЮРИСКОНСУЛЬТЕСТЬ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ3ЗКакими иными способами, кроме граничащего с криминальным увеличением скорости, располагает АТП для повышения производительности ТС на дальних магистральных перевозках? Это применение принципов логистики в доставке товаров и внедрение соответствующих способов организации работы ТС, позволяющих интенсифицировать транспортный процессмаркировка, загрузка на паллеты) оплачивается по расчету 250 руб. за место (паллет). Страхование – 0,2% от заявленной стоимости груза. Тариф рассчитывается при удельной массе груза 200 кг/м3. Перевозка негабаритного груза, размер одного места которого превышает 4,0–12,0 м (по длине, ширине или высоте) предусматривает доплату от 10% до 100% тарифа в зависимости от конкретных измерений. Тяжеловесный груз при превышении веса одного места от 1,0 до 2,0 т увеличивает тариф на 10–50% соответственно. Допустим, что заказчику требуется перевести из Москвы в Самару груз со следующими параметрами: вес – 4 т, объем – 20 м3, количество паллет – 11. Расстояние от места погрузки до терминала отправления составляет 30 км, от места доставки до склада получателя – 20 км. Сравнительный расчет затрат на терминальную и прямую перевозки представлен в таблице. Хотя полная стоимость терминальной перевозки и составляет около 71 тыс.начимость повышения использования грузоподъемности ТС заставляет задуматься в первую очередь об организации терминальных перевозок сборных партий грузов. Экономический смысл такой организации заключается в укрупнении партий. При этом экономический эффект для потребителя транспортной услуги (грузовладельца: грузоотправителя или грузополучателя) определяется тем, что оплачивается не полный фрахт транспортного средства, а лишь затраты на услуги терминалов (в некоторых случаях и экспедиторов) по тарифам, построенным в зависимости от расстояния перевозки и размера партии груза. На рисунке показаны средние тарифы перевозки мелкопартионных грузов на маршруте Москва – Самара, на единицу веса и за партию в целом. Тарифы включают в себя НДС, стоимость погрузо-разгрузочных работ, маркировку груза, взвешивание, перемер, мягкую упаковку. Переработка груза на терминале (приемка, хранение до трех дней, дробление партий,Резонно, что автомобиль весом 38 тонн вряд ли будет превышать разрешенную скорость более чем на 60 км/ч. Но даже скорость 100 км/ч вместо разрешенных 70 – это триста рублей за каждый радар, отметивший нарушение. Сколько таких радаров может встретиться водителю на пути, и сколько раз ему придется заплатить штраф, и стоит ли ускоренная доставка этих затрат – считать экономистам. Если же знак «40» или «60» висит не по прихоти ГИБДД или по забывчивости строителей, – последствия могут быть более тяжелыми. Нарушение ПравилРЕЙС НОЯБРЬ 2009дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет. А нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, – уже наложение административногоштрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (ст. 12.24 КоАП РФ). Последствия нарушения скоростного режима могут быть и более серьезными: опрокидывание автомобиля, крупное ДТП с участием нескольких машин, наезд на пешехода со смертельным исходом. В масштабах экономических пять-семь тысяч рублей, которые водитель может заплатить в качестве штрафа, для предприятия существенно ниже, чем выгода от большего оборота. Да26 ХХХХХХХХХХХХХМнениеАНДРЕЙ АМИРОВ технический инспектор «Рено Тракс Восток» – Частные перевозчики постоянно обращаются в сервис с просьбой «сдвинуть» электронный ограничитель скорости, что позволит развивать ТС скорость 100 км/ч и более. Официальным дилерам запрещено изменять параметры настройки в период действия гарантии. Изменить какие-либо параметры можно только после получения разрешения от производителя и при условии соблюдения нормативных законов той страны, на территории которой эксплуатируется ТС. После завершения гарантийного срока перевозчик может изменять настройки своего автомобиля, но в этом случае всю ответственность за эксплуатацию такого ТС он берет на себя, что должен подтвердить в письменном виде. Наиболее частые обращения по увеличению мощности двигателя. Многие перевозчики считают, что для увеличения мощности достаточно изменить только настройку топливной аппаратуры, но в большинстве случаев для качественного увеличения мощности, этого недостаточно. Может потребоваться замена форсунок, турбины и интеркулера, что существенно увеличит затраты. Официально, при письменном обращении клиента к официальному дилеру, в период действия гарантии могут быть изменены следующие настройки. Электронный ограничитель скорости может быть установлен на еще более низкое значение, например, 85 км/ч, чтобы водитель не мог физически превысить допустимый предел скорости и не эксплуатировал ТС в предельных режимах. Это также помогает сберечь топливо. При замене колесных шин на другой размер, который отличается от установленных на заводе. В этом случае идет перенастройка электронного блока, который отвечает за показания скорости, счетчик пройденного пути и т. п. Также можно отключить противоугонную систему – иммобилайзер, чтобы водитель в случае утраты ключа, мог запустить двигатель, перемкнув провода. Точную цену таких операций нужно узнавать непосредственно у дилера. Это зависит от типа изменяемой настройки и модели ТС. Клиент обращается к дилеру с заявлением, где указывает, какие настройки он хочет изменить в принадлежащем ему автомобиле. В зависимости от сложности и законности этих изменений дилер может произвести изменения самостоятельно или при согласовании и с помощью производителя. Для внесения изменений в настройки электронных блоков используется оригинальный диагностический компьютер, поставляемый только в сеть официальных сервисных центров «Рено Тракс». В некоторых случаях требуется дополнительно подготовленное программное обеспечение («прошивка»), которое также устанавливается при помощи этого компьютера. К любым вмешательствам сторонних сервисов в электронную архитектуру любой производитель относится крайне отрицательно. Если будет замечено, что автомобиль подвергся каким-то изменениям, и эти изменения не были согласованы с производителем или дилером, то вопрос о дальнейшем гарантийном обслуживании такого ТС производитель оставляет исключительно на свое усмотрение. Также производитель может в одностороннем порядке снять с себя все обязательства по дальнейшей эксплуатации такого грузовика и полностью снять его с заводской гарантии. Все владельцы, кто пользовался услугами сторонних сервисов и изменял какие-то настройки, в итоге все равно приезжают к официальным дилерам и умоляют вернуть заводские настройки. При этом почти всегда приходится менять еще и электронные блоки, в настройку которых вмешивались на стороне. Лучшая настройка, какая может быть установлена – это заводская настройка. Сотни людей в исследовательских центрах и лабораториях добиваются, чтобы автомобиль отвечал нормам действующего законодательства и сертификации, дорожным правилам и экологическим требованиям. При этом оставался максимально эффективным, надежным и комфортным. Невозможно улучшить один показатель, при этом не ухудшив другой. При снятии ограничителя скорости возрастет расход топлива. При увеличении мощности двигателя возрастет выброс вредных веществ из выхлопной системы, и также возрастает расход топлива. Самое важное условие, которое нужно соблюдать при «перепрошивке мозгов» – никогда не заниматься изменением параметров в сторонних сервисах. Волшебных сторонних «прошивок», которые улучшают все и сразу, не бывает и не будет никогда.фраструктуру (недостаточно развитую в РФ), отвод территорий, развитие инженерных коммуникаций и др. Другим вариантом интенсификации транспортного процесса является оптимизация организации труда. Особенности магистральных автомобильных сообщений большой протяженности (обслуживание линий межреспубликанских, межобластных, междугородных перевозок) определяется их спецификой. Эксплуатация ТС на таких линиях связана с более сложными, по сравнению с местными перевозками, условиями организации труда водителей, координации движения ТС, работы пунктов погрузки-разгрузки, технического обслуживания и ремонта. Перевозки на дальние расстояния требуют определенных мер по организации труда водителей на линии. Существуют две схемы (системы) работы (ТС) автомобилей и автопоездов (тягачей и полуприцепов) на дальних перевозках: сквозная и участковая. Сквозная система предполагает движение ТС с грузом от начального (погрузка) до конечного пункта (раз-грузка) маршрута и обратно без перегрузок. Сквозное движение может осуществляться в виде одиночной, турной или сменной работы водителей. Одиночная работа состоит из управления ТС водителем на протяжении всего маршрута до возвращения в пункт его начала. Простои ТС связаны с остановками для приема пищи, кратковременного и длительного отдыха, режимы которых изложены в Положении. Этот вид организации сопровождается низким уровнем скорости доставки груза, производительности труда и пробега ТС, а также неудобствами долговременного отдыха водителя на протяжении рейса в связи с отрывом от постоянного места жительства. Турная работа осуществляется двумя водителями, следующими совместно в ТС, один из которых управляет ТС, а другой отдыхает в кабине. При такой системе простои ТС, свойственные одиночной езде, отпадают, и скорость доставки груза увеличивается, однако уменьшается исполь-зование времени работы водителей до 6 часов в день в среднем (см. Положение). Общим недостатком как одиночной, так и турной езды является длительный отрыв водителя от постоянного места жительства. Cменная езда как метод cквозного движения может выполняться с последовательной заменой водителей на границах участков маршрута. При этом возникает проблема найма водителейНОЯБРЬ 2009РЕЙС27 автомобили главная темаПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, СКОРОСТЬ ХХХХХХХХХХХХХнедостатки, которые имеют место при расположении АТП в середине линии и сквозном движении. Если это допустимо (длина линии), следует стремиться к перевозкам по двум плечам с владением двумя АТП (филиалы), расположенными на конечных пунктах маршрута. Техническое обслуживание и ремонт ТС в этом случае производится без разгрузки. Наибольший выигрыш во времени доставки груза достигается при турной и сменной организации перевозок. Однако турная езда характеризуется наиболее низким уровнем использования времени труда водителей и ее следует использовать при необходимости срочной доставки груза. Сменная езда весьма целесообразна, но наиболее прогрессивной является организация участкового движения, но только в случае перецепки тягачей и следовании груженых полуприцепов транзитом по всему маршруту. При выборе системы магистральных перевозок следует учитывать величину и характер грузооборота. При большом, постоянном и равномерном грузообороте предпочтение следует отдать участковому движению, невзирая на необходимость инвестиций в создание промежуточных и конечных АТП (филиалов основного). При этой системе достигается наивысшая производительность за счет лучшего использования рабочего времени, организации труда и быта водителей, технического обслуживания и ремонта ТС. Сквозную систему следует рекомендовать при непостоянном и нерегулярном грузообороте и отсутствии средств финансирования строительства промежуточных АТП.Владимир Петров,К АНДИД АТ ТЕ ХНИЧЕСКИХ НАУК , ДИРЕК ТОР ТРАНСПОРТНО - ЭКСПЕ ДИТОРСКОЙ КОМПАНИИи организации их труда в указанных пунктах. Отпадает необходимость продолжительного отдыха в пути, что объективно повышает производительность труда. Однако при этом требуется точное согласование режимов (графиков) движения и смены водителей. Недостатком такого варианта является обезличенное управлением ТС, что снижает ответственность за эксплуатацию, а также вызывает крайне негативное отношение со стороны водителей. В любом случае при сквозной системе перевозок маршрут должен иметь основное АТП, станции технического обслуживания (СТО), терминалы (склады или перегрузочные пункты), бытовые помещения для отдыха и обслуживания водителей. Участковая система предусматривает движение ТС с грузом только на одном из участков, на которые разбит маршрут (линия). На границах участков осуществляется перегрузка, замена ТС или смена экипажей. Способы выполнения таких операций различны: выгрузка из автопоезда на склади дальнейшая погрузка на другой грузовик; непосредственно из одного ТС в другое; перецепка полуприцепов, тягачей и др. Реальная экономия времени и текущих затрат обеспечивается при использовании съемных кузовов, контейнеров и других интермодальных транспортных единиц (ИТЕ) в комплексе с быстродействующими погрузо-разгрузочными механизмами. В зависимости от расположения основной базы (АТП) участковое движение организуется на коротких или длинных участках. При расположении АТП на стыке двух смежных участков работу осуществляют на коротких плечах, а движение организуется по методу одиночной езды с целью совершения полного оборота ТС в течение рабочей смены водителя. При размещении основного АТП на протяжении участка движение организуется по двум плечам по методу сменной езды: один водитель работает от АТП до начального пункта участка, а другой – от головного АТП до конечного пункта. Такая организация движения несет в себе все«А ЛШПЕ Д»Экономический эффект при доставке мелкопартионных грузов сборными отправками Терминальная перевозка Прямая перевозка на рейс на 1 отправку на рейс на 1 отправку Вес груза, тонн 12 4 4 4 60 20 20 20 Объем, м3 Количество паллет, ед. 33 11 11 11 Количество отправок, ед. 3 1 Стоимость перевозки, руб. 42 000 14 000 32 000 32 000 Переработка груза на терминале, руб. 8250 2750 Сбор у отправителей и развоз руза получателям, руб. 14 100 4700 Услуги экспедиторов, руб. 6435 2145 Всего 70 785 23 595 32 000 32 000 Эффект 100% 136% Показатели28 РЕЙС НОЯБРЬ 2009