34
35
36
37
38
40
42
43
44
45
автомобилиВЫСТАВКАBUSWORLD ЖИВ!В середине октября в Бельгии прошла крупнейшая в Европе международная специализированная автобусная выставка Busworld-2009небольшом фламандском городке Кортрейк она проводится с 1971 года, а нынешняя выставка юбилейная – двадцатая по счету. Однако, несмотря на круглую дату, она находилась под угрозой срыва – ведь грузовую выставку в Амстердаме в этом году отменили из-за кризиса. Лишний раз престиж Busworld подтверждает то, что на нынешнюю выставку съехались все ведущие производители автобусов, множество крупных и мелких фирм, специализирующихся на компонентах для автобусостроения, компании, занимающиеся переоборудованием панельных фургонов, изготовители VIP-версий. С учетом отстроенных за последние два года еще пары выставочных павильонов суммарная площадь экспозиций составляет около 55 000 м2. Выставка вызывает интерес и у россиян. Съездить других посмотреть, себя показать стремятся и производи34 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009Втели автобусов, и перевозчики. Еще на прошлый Busworld-2007 свои новинки привозили «Волжанин» и автобусное производство МАЗ. Из украинских заводов в Кортрейке «засветился» только ЛАЗ. Российские делегации от «Русских автобусов», МОСГОРТРАНСА, МОСТРАНСАВТО сюда тоже приезжают регулярно – заводят полезные связи, отслеживают тенденции. А тенденции в современном автобусостроении таковы: всемерно добиваться большей экономичности, безопасности перевозок, выполнения все более ужесточающихся европейских норм токсичности, создание наиболее комфортных условий для пассажиров. Не секрет, что все нынешние европейские моторы для автобусов выполняют нормы Евро-5, а некоторые укладываются в еще более жесткие нормы EEV. Иначе не будет автобусу ходу ни в центр города, ни в экологически чистые зоны отдыха,а то и на обычный маршрут не выпустят. Соответствия экологическим нормам от дизелей добиваются схожими методами: применяют электронноуправляемые топливные системы с давлением распыла свыше 2000 бар, обеспечивающие точную дозировку цикловой подачи, причем все чаще это Common rail, устанавливают сажевые фильтры. С окислами азота борются рециркуляцией отработавших газов EGR или с помощью водного раствора мочевины AdBlue. А еще более экологичны двигатели, работающие на сжатом или сжиженном метане. Оттомоторов соответствующего объема и мощностного потенциала на Западе давным-давно нет, инженерам приходится конвертировать дизели. Чудно видеть 12-литровую рядную «шестерку», опутанную высоковольтными проводами, с головками, в которые вкручены свечи. А то и вовсе на этанол переведут – от выхлопной трубы будет разить только перегаром. В прошлые годы автобус с гибридной энергетической установкой мог быть одним на всю выставку, теперь BUSWORLD'2009же они есть практически на каждом стенде. Долгое время применение такой комбинации двигателя внутреннего сгорания и электромотора на грузовиках и автобусах сдерживалось отсутствием легких и компактных аккумуляторов. Ныне стали более доступными литий-ионные аккумуляторы, а подзаряжаются они за счет рекуперации энергии при торможении. Дизель или его газовую версию можно поставить на треть слабее, чем нужно – остальное добавит электромотор. Гибридная силовая установка позволяет экономить до 30 процентов топлива и уменьшает выбросы в атмосферу СО2 на 80–90 процентов. Электронно-управляемые механические коробки передач теперь уже не экзотика, а чаще всего норма, и заказывать придется обычную механику. Эти роботизированные КП тоже вносят свой вклад и в экономичность автобусов, и в обеспечение безопасности движения. Водителю не нужно отвлекаться на переключение передач, ворочая целый день «кочергой». Современный автобус все более насыщен электроникой. Она везде: в системах управления двигателем, трансмиссией, подвеской, тормозами,Mercedes Tourismo в версии RH с более высоким уровнем пола (1060 мм), чем междугородний Mercedes IntegroМаршрутка по-немецки: Sprinter City 65. На «Спринтеры» ставят новые дизели ОМ651 и ОМ642 до 190 л. с.конечно же, и в салоне. А уж о всяких лампочках и говорить не стоит. Кстати, светотехнику постепенно переводят на вечные светодиоды, попутно увеличивая площадь фонарей и блокфар. Почти половина лицевых панелей современного автобуса – стеклянные, и от того, как дизайнеры и технологи научились работать с хрупким материалом, во многом зависит его внешность. И по новым моделям ведущих производителей, представленным на Busworld-2009, видно что без дела они не сидят. Автобус уже давно потерял сходство с фургоном и является бесспорным украшением улиц городов.MercedesЛучшим туристическим автобусом конкурса Coach of the Year 2010 признан Mercedes Travego. Это уже третье поколение Travego, первое было представлено в 1999 году. Автобусы выпускаются в двух исполнениях: двухосном длиной 12,18 метра и трехосном – 13 и 14,03 метра. Мощность двигателей до 476 л. с., причем на них ставят и 12-литровые рядные «шестерки», и 16-литровые V8. Автобусы оснащают новой 8-ступенчатой электронно-управляемой коробкой Mercedes PowerShift. Передняя подвеска – независимая.Кресло водителя снабжено системой безопасности – отъезжает назад при удареДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 35 автомобилиВЫСТАВКАУ выставочного Scania Touring по-особому окрасили фасадКресла салона могут быть кожаными с контрастной строчкой. Водителю за рулем будет очень комфортноScaniaОдной из главных премьер нынешнего Кортрейка стал новый туристический автобус Scania Touring. Он стал центром экспозиции шведов, оттеснив даже туристические автобусы давнего партнера Scania, испанскую компанию Irizar. А интрига была в том, что выпускать его будут в Ки-Scania OmniExpress и испанский туристический Irizar стояли рядомScania OmniCity может быть и гибридным, со «спиртовым» двигателем36 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009тае, за это берется известная в России компания Higer. Конструкцию автобуса, технологии производства разрабатывали специалисты Scania. Многие агрегаты тоже будут везти в Шанхай через всю Европу и Азию, но со временем, наверное, китайцы освоят и их производство. Мелкер Ернберг, старший вицепрезидент подразделения «Городские и туристические автобусы Scania», отметил: «Scania обрела идеального партнера для стратегии глобальной экспансии. Сотрудничество с Higer обеспечивает нам платформу для удовлетворения потребностей новых и существующих рынков. Качество сборки, отделки, надежность, долговечность нового автобуса подтверждены жесткими ресурсными испытаниями. Они превзошли все наши ожидания. Мы планируем начать продажи Scania Touring в начале 2010 года в странах Центральной Европы, затем постепенно будем расширять географию распространения нового автобуса. Поставки запасных частей, организация сервисного обслуживания будет осуществляться через официальную сеть Scania». Автобус 12-метровый, на 49 мест плюс кресло экскурсовода, багажный отсек объемом 9 м3 – при условии отсутствия спальника для второго во-дителя. Будут устанавливаться двигатели стандарта Евро-4 и Евро-5 с диапазоном мощности 380-440 л. с., коробки передач – 12-ступенчатые, конечно же, и с электронно-управляемой версией. Подвеска всех осей пневматическая, причем впереди – независимая, в стандартную комплектацию входят дисковые тормоза с электроннопневматическим управлением и ABS. Будет два варианта отделки салона: Comfort и Premium, но в обоих случаях предусмотрен туалет и миникухня. Вслед за Scania Touring последуют и другие модели автобусов, разработанные шведами, но изготовленные в КНР. Серия OmniCity пополнилась трехосной гибридной версией с двигателем, работающем на этаноле. Напряжение в силовой электроцепи – 650 вольт, мощность конвертированного 9-литрового экс-дизеля – 270 л. с. BUSWORLD'2009MANНа стенде баварцев были представлены автобусы MAN Lion's и NEOPLAN. Примечательно, что почти все их двигатели уже сегодня соответствуют более жестким нормам EEV, в то время, как Евро-5 ввели на Западе только с октября этого года. В этом заслуга топливной системы Common Rail третьего поколения, низкотемпературного двухступенчатого наддува воздуха, фильтра CRTec, отфильтровывающего самые мелкие частицы сажи из отработавших газов. Говорят, что самый мощный автобусный двигатель на этой выставке был у флагманского NEOPLAN Starliner L. На туристическом трехоснике длиной 13,99 метра установлен 505-сильный двигатель MAN D26, роботизированная 12-ступенчатая коробка MAN TipMatic Coach (делает ее ZF). Салон – на пять звезд, с эксклюзивной трехрядной планировкой широченных кресел, в нем смогут разместится только 32 пассажира. Для их полной адаптации к «тяготам поездки» пол автобуса выложен дубовым паркетом, имеется кухня (больше обычной!) и гардероб. При четырехрядной планировке и расстоянии в 900 мм между креслами его салон вмещает уже 46 пассажиров, а при 830 мм (четыре звезды) – 50 человек. Наиболее доступными даже для европейских перевозчиков с их разнообразными лизинговыми схемами в линейке NEOPLAN являются автобусы Tourliner с моторами D20 мощностью в 400 л.с. в трех вариантах длины: 12 м, 13,26 м и 13,8 метра. Пассажировместимость составляет от 44 до 63 человек. С 2007 года Tourliner серийно оснащают системой курсовой стабилизации ESP, работающей совместно с электронно-управляемой тормозной системой EBS и ограничителем максимальной скорости MSC. Двухэтажный NEOPLAN Skyliner в двух исполнениях длины – 12,44 и 13,79 метра – способен перевозить от 56 до 78 пассажиров. В условиях ограничений по высоте немцам удалось сделать потолок первого этажа на отметке 1,80 м, а второго – 1,68 метра. NEOPLAN Cityliner С впервые был показан на выставке IAA 2006, теперь представлены его модернизированные версии. В трехосном 12,99-метровом Cityliner установлено 50 или 55 пассажирских сидений, вместимость багажного отсека составляет 10,3 м3. Немцы серийно устанавливают «ленивую» ось в управляемом исполнении с электрогидравлическим приводом. Это обеспечивает не только минимально-возможный радиус поворота, но и меньший износ шин. Под заказ автобус оснастят «умными» амортизаторами с электронным управлением, они существенно уменьшают крены высокого кузова и делают менее заметными огрехи даже российских дорожников.DOTTO TRAINSНебольшая итальянская фирма представила вот такие «паровозы», которые работают в сцепке с несколькими «вагонами». Однако по рельсам они не ходят. Их удел – перевозка туристов в зонах отдыха, детей в зоопарках. Веселая, но не менее ответственная работа, чем у больших автобусов. Конечно, протяженность маршрута невелика, но зато за смену их надо сделать много. Что-то подобное у нас работало на ВДНХ. Обвес итальянских «локомотивов» в основном из стеклопластика. Примечательно, что чаще всего они полноприводные и с блокировками дифференциалов! В конструкции применяют агрегаты небольших грузовиков, двигатели могут быть как электрическими, так и дизельными (IVECO, VM, Perkins), а иногда и газовыми. Тормоза дисковые с пневмоприводом, подвеска рессорная или на пружинах.MAN представил газовую версию дизеля D2876 мощностью в 310 л. с.Семейство MAN Lion's Sity имеет титул «Автобус года 2005», с некоторыми изменениями были и на этой выставке. А силуэт NEOPLAN узнаваем за верстуДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 37 автомобилиВЫСТАВКАНа улице было выставлено еще семь турецких автобусовСамый маленький у TEMSA 9-метровый Opalin бывает и «туристом»TEMSAТурецкая фирма, хотя и владеет всего двумя заводами: одним у себя в Турции, другим в Египте, но заняла экспонатами целый павильон. Пусть небольшой, но кругом только свои. Не менее настойчиво компания продвигает свою продукцию и на российский рынок. Изначально турки сделали акцент на производстве туристических и междугородних автобусов. Это отразилось и на нынешней экспозиции. Среди туристических флагманской моделью является трехосный 14-метровый TEMSA Diamond. Автобусы с несколько меньшей вместимостью, но способные предоставить сопоставимый уровень комфорта – TEMSA Safari. Их выпускают в двух вариантах длины: HD – 13 метров и RD – 12 метров. Самый маленький среди «туристов» – TEMSA Opalin, 9-метровый. Междугородние автобусы были представлены одной из двух версий TEMSA Tourmalin. Это двухосный 13-метровый Tourmalin IC, в тех же габаритах сделан его вариант для перевозки школьников. Дополняет гамму назначения «intercity» 13-метровый TEMSA Safari RD IC и, конечно же, Opalin, причем в исполнении «школьный автобус».38 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009Совершенно новое направление в работе турецкой фирмы, существующее с 2008 года – производство городских автобусов. Они носят имя Avenue. Длина автобусов – 12 метров, вместимость – соответствующая, с учетом поправки на исполнение салона. В этом году на проспекте (так переводится на русский «avenue») TEMSA праздник был дважды: летом они сделали автобус, работающий на сжатом метане, а непосредственно к выставке приурочили премьеру гибрида. Автобусы на агрегатах известных производителей. Дизели DAF, MAN и Cummins соответствуют нормам Евро-4, Евро-5 и EEV. Коробки передач, в том числе и электронноуправляемые автоматические, ведущие мосты поставляет ZF. Рулевой механизм, пневматическая подвеска тоже могут применяться немецкого производства. На TEMSA Avenue Hybrid, ориентированного на рынок Европы, установлен дизель Cummins, а над электрической частью силовой установки работала компания Siemens. Фактически это уже не транспорт будущего, а автобус, построенный на серийных технологиях, при необходимости обеспечивающий «нулевую» эмиссию.Низкопольный TEMSA Avenue Hybrid радует глаз своей внешностью автомобилиВЫСТАВКАT915 Actron класса «люкс»С разных ракурсов сняли один автобус: двухэтажный, туристический TD920-21 длиной 14,1 метра, «праворукий» – cделан для АнглииВ семействе городских А330 есть двух- и трехосные модели12-метровый А360 Hybrid, в Бельгии таких 80VanHoolОдну из самых масштабных экспозиций представила известная бельгийская компания VanHool. Когда-то именно она была инициатором организации той, самой первой, выставки в Кортрейке. Ныне все новинки были символично выстроены на ярко-зеленом ковре павильона – так широко заявили об их экологическом совершенстве. А двигатели на них устанавливают производства DAF и MAN, агрегаты трансмиссии – ZF. Семейство туристических автобусов Т9 находится в состоянии непрекращающейся модернизации и обновления, на это указывают не только комбинации цифровых индексов, но и имена собственные, начинающиеся с заглавной буквы «А». Здесь фантазии бельгийцев нет границ. Особенность VanHool – при стандартных вариантах длины в 10,5; 12; 13; 14 и 15 метров на этих автобусах применена модульная схема выбора высоты. На недорогих автобусах Touring крыша находится на отметке 3,47 метра, более комфортабельные модели подросли до 3,6 м, абсолютной новинкой стали люксовые автобусы с высотой 3,75 метра. Двухэтажные дабл-деккеры обязаны умещаться в 4,0 метра. Один из самых интересных представителей се40 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009мейства – пятизвездочный, 15-метровый Т919 Altano – имеет компановку с повышенным уровнем пола, низкорасположенную отдельную кабину для двух водителей, со спальником. Над кабиной тоже размещены пассажиры! Компактный 10,5-метровый Т911 Alicron подходит под категорию ведомственного, корпоративного автобуса, но уровень предоставляемого комфорта высок. В корме выделена особая VIP-ложа на шесть персон, а в центре салона есть две зоны, скомпанованные, как железнодорожное купе – с отдельным столиком. Городские автобусы обозначают индексами . Самый маленький, 9,5-метровый – А308, самый большой – трехзвенная 24,8-метровая «гармонь» имеет маркировку АGG300.ANADOLU ISUZUНет, с островов на выставку не приехали. Это прибыло турецко-японское СП, специализирующееся на выпуске легких грузовиков и средних автобусов. Состоялась презентация трех моделей: междугородних 7,2-метрового Novo и 7,7 -метрового Turquose, городского Citimark длиной 9,02 метра. Автобусы построены на агрегатах Isuzu.Вместимость Citimark – 17 посадочных мест и 55 стоячих пассажиров. Дизель объемом 5,1 л, 204 л. с. автомобилиВЫСТАВКАОбновленная Setra S415 GT-HD с двигателем OM457LA 428 л. с.В высоком качестве отделки салонов у автобусов Setra нет сомненийПремьерой MultiClass 400 стала 13-метровая Setra S416 Hсистема безопасности, позволяющая снизить тяжесть разрушительных последствий фронтального столкновения. Состоит из жесткой балки, спрятанной под бампером, амортизирующих элементов и устройства, отодвигающего сиденье водителя. Ранее ее устанавливали только на флагманских моделях Setra TopClass и Mercedes Travego.Простых механических коробок на Mercedes и Setra не было видноVDL Bus & СoachГолландско-бельгийский холдинг специализируется на производстве широкой гаммы автобусов. На основе Mercedes Sprinter /Volksvagen Crafter выпускают небольшие туристические или корпоративные автобусы VDL MidEuro вместимостью 22 пассажира.SetraКроме Mercedes, на выставке был представлен другой не менее известный люксовый бренд компании EvoBus – Setra. Дебютом стала презентация обновленной Setra ComfortClass 400 в двух вариантах исполнения – двухосной S415 GT-HD и трехосной S416 GT-HD/3. В результате рестайлинга появилось более 30 новых и модернизированных элементов конструкции, направленные на обеспечение безопасности перевозок, улучшение уровня комфорта для пассажиров. В частности на обновленных Setra установлена система передней противоподкатной защиты FCG. Это активнаяНа этом же небольшом шасси возможно изготовление автомобилей с VIP-салоном, с видеосистемой, кухней и холодильником. Среди больших туристических автобусов VDL в России известны модели Bova, Futura и Jonckheere, а из самых новых разработок – Axial и Magiq. Двухэтажные даблдеккеры Synergy – гордость холдинга. На выставке впервые представлены три модели городских и междугородних низкопольных автобусов серии Citea. В дополнение к 12-метровой модели появились CLE 129, CLE 137 и CLE 145. Цифры означают длину в дециметрах, а полная вместимость составляет от 64 до 79 пассажиров. Двигатели DAF 9,2 л мощностью от 250 до 360 л. с., трансмиссия с «автоматами» ZF или Voith.Праворукий низкопольный Crafter сделан VDL для английского рынкаНовый городской VDL Citea CLE137 6х2, на 67, 71 или 73 пассажираВ Европе широко развито производство «двухпалубных» туристических автобусов: добиваются или большой вместимости, или сверхвысокого уровня комфорта42 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009Двух- и трехосные туристические VDL Jonkheere относятся к премиум-классу BUSWORLD'2009SunsundeguiЭто вовсе не название очередной китайской автобусостроительной компании, рвущейся на рынок Европы. На самом деле кузовная фирма из Испании, а свои автобусы создает на агрегатах Volvo, на что и указывает надпись на облицовке. В 2008 году было изготовлено 500 автобусов различного назначения, которые нашли покупателей из 10 стран Европы, в том числе и из России, а еще из ОАЭ. Семейство городских автобусов носит название Astral и состоит из двухосных моделей длиной 12,5 или 13,3 метра, трехосного автобуса в 14,7 метра, а также 18,75-метровой сочлененной «гармони». Туристические автобусы этой фирмы из Наварры, поделены на две группы. Ранее на 10,2-метровом шасси Volvo B7R выпускали самую короткую версию Sunsundegui Elegance, шасси В9R имело три варианта длины: 10,8; 12,2 и 13 метров – на них тоже устанавливали кузова Elegance. Теперь появилась флагманская, туристическая модель Sunsundegui Sideral, на ней применено шасси более высокого уровня В12В, с двигателем мощностью до 480 л. с. Теперь это могут быть дизели Volvo D13C или Volvo D11B. Коробки передач – автоматизированные Volvo I-Shift. У автобусовТуристические модели этой испанской фирмы начинаются с EleganceSideral на 13-метровом шасси вместимостью 59+1+1, с двигателем 420 л. с.серии Sideral могут быть следующие варианты длины: у двухосников 12,2 и 13 метров, вместимость составляет 55 или 59 пассажиров. У трехосных – 13,8 и 15 метров, тогда салон рассчитан на 63 или 71 пассажира. Конечно же, есть туалет, кухня, холодильник, а телевизоры – размером чуть больше обычного, с 19-дюймовой диагональю. В отделке применяются только высококачественные материалы.Такого симпатичного «фасада» без применения стеклопластика не сделатьSolarisВ отличие от многих производителей автобусов, порой с более чем вековой историей, начинавших с конных повозок и карет, польскому Solaris всего 13 лет. Чертова дюжина в возрасте не повлияла на развитие производства – в прошлом году поляки изготовили 1037 автобусов. А еше делают трамваи и троллейбусы. Почти 90 процентов продукции идет на экспорт: в Германию, Швецию, Норвегию, Данию. В Афинах работает 320 польских автобусов. В туристическом классе у Solaris многообразия нет – только 12- и 13-метровые Vacanza с двигателями DAF мощностью до 428 л. с. На все модели трансмиссию и подвескуНизкопольный Urbino15LE наверняка найдет в Европе покупателейпокупают у ZF. Львиную долю в производстве занимают именно городские автобусы. Гамма начинается с 8,2-метровых Alpino, большие 12-метровые Urbino теперь работают и на газе. А еще есть гибрид, созданный в содружестве с американской компанией Eaton. Электромотор развивает мощность в 44 кВт, напряжение 340 вольт, дизель Cummins 6,7 литра выполняет нормы EEV и потому удушен до 220 л. с. Новинка Urbino 15LE – 15-метровый с низким входом, вместимостью в 61+4 пассажира. Есть вариант для аэропортов, с дверьми, открывающимися на две стороны. Urbino18 – сочлененный автобус, причем теперь и с гибридной версией.Одной из новинок был междугородний 12-метровый InterUrbino, рассчитанный на 53 пассажира. Для детей, едущих в автобусе, оборудованы особые зоны. Сиденья для Solaris изготавливают в ПольшеДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 43 автомобилиВЫСТАВКАУ флагманского Volvo 9900 в салоне преобладали оттенки оранжевого, а потолок был подсвечен синимВодителю за рулем такого автобуса комфортнее, чем в грузовике Volvo – мотор сзади и подвеска независимаяVolvo BusС прошлой выставки в Кортрейке именно шведы увезли приз конкурса «Автобус 2008 года». Его получил 13-метровый туристический Volvo 9700 с 12-литровым дизелем мощностью 480 л. с. Теперь одним из главных событий, о которых говорили на стенде Volvo, стала установка на модели «9700» и «9900» дизелей D13C. Ранее их монтировали только на грузовики, и к ним давно привыкли даже российские перевозчики. Настройка мощности для автобусных версий этого дизеля: от 420 до 460 л. с., несмотря на выросший объем он легче D12 на 80 кг, экономичнее и ничуть не потерял в надежности. Интересным экспонатом стал низкопольный городской 12-метровый Volvo 7700 Hybrid, но его показали еще на прошлогодней выставке в Ганновере. За прошедший год семейство «7700» сделали и дабл-деккером. Шесть таких автобусов уже сейчас можно увидеть в центре Лондона, еще несколько работает в Гетеборге, но на выставку их почему-то не привезли. Особенность силовой установки – очень маленький по объему дизель MD5: 4,76 литра, мощность 216 л. с., сСерийный Volvo 7700 Hybrid – родоначальник нового перспективного направления у компании Volvo BusCommon Rail, AdBlue и укладывается в нормы EEV. Сзади мотора установлен электродвигатель постоянного тока максимальной мощностью 120 кВт, (в продолжительном режиме с него снимают 70 кВт), который, естественно, является и генератором, а также запускает, как стартером, дизель. Такой электрический блок называется I-SAM и работает с напряжением 600 вольт. Силовая установка состыкована с 12-ступенчатой автоматизированной коробкой Volvo I-Shift, ведущий мост – портальный производства ZF. Hybrid обеспечивает на 30% расход топлива ниже от нормы обычного «7700».МАЗАвтобусное подразделение Минского автозавода совсем недавно стало выезжать на европейские выставки подобного уровня. Минчане здесь основной упор делают на городские автобусы. С импортными агрегатами они вполне конкурентоспособны в Европе, обеспечены запчастями и по цене очень интересны здешним муниципалитетам. «Гармонь» второго поколения МАЗ-205 прибыла в Кортрейк своим ходом.В основе многих небольших городских и корпоративных автобусов Mercedes Sprinter, VW Crafter, IVECO DailyМАЗы нового поколения больше не похожи на древние NEOPLAN – минчане нашли свой стиль. Компоновка тоже своеобразная – двигатель Mercedes в пределах базы тягача, смещен к левой стенке. Коробка «автомат» и ведущий мост – ZF44 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009 BUSWORLD'2009Стенд Львовского завода удалось найти с трудом - автобусы поставили в самый дальний угол павильонаГородской 12-метровый ANKAI HFF6121, тоже может быть полностью электрическим. Запас хода – 200 кмЛАЗВо времена СССР Львовский автобусный был лидером отрасли, во времена же «незалежности» радуемся, что он просто существует. На Busworld украинцы привезли модели, которые можно было увидеть и в Москве 3–4 года назад. Семейство туристических NeoLAZ включает двухосные 10-, 12и 13,5-метровые автобусы вместимостью от 41 до 57+1+1 пассажиров. Трехосников нет. На GrandLAZ, длиной 12 метров используется готовое шасси MAN или Mercedes, на других моделях – агрегаты MAN, Deutz, ZF. Городское и междугороднее направление представлено семейством InterLAZ длиной 10; 12 и 13,5 метра с агрегатами MAN, Deutz и ZF.AnkaiКитайская компания привезла пару городских автобусов и буклеты, по которым можно отследить их успехи. В частности, им оказалось по силам сделать 12-метровый туристический автобус на электротяге! Он оборудован железо-литиевыми кислотными батареями и развивает скорость 80 км/час.YutongИнтересы этого китайского производителя почему-то представляли исландцы. Городской автобус ZK6126 оснастили силовой гибридной установкой. Туристические автобусы были 10,5 и 12-метровые с двигателем Cummins. VIP-исполнение ZK6107 – это номер отеля на колесах. Спальня на шесть персон, душ и сауна, переговорная комната, два туалета, кухня...Yutong ZK6107 длиной 10,5м, двигатель Cummins 250 л.с., 6-ступенчатая коробка ZF, пневмоподвеска осейGoppel BusНемецкая компания родом из Аугсбурга и потому сотрудничает с MAN, делая автобусы на их шасси. В 2006 году начали производство пассажирских прицепов к городским автобусам, казалось бы, давно забытых. Их длина 10 или 11 метров, на 36 или на 42 посадочных места. Есть пневмоподвеска и электро-гидравлическое управление.Klassen-AutomobileКомпанию из германского города Minden организовали выходцы из бывшего СССР. Специализируются на создании VIP-версий салонов для Mercedes Sprinter, небольших междугородних и школьных автобусов на том же шасси.Автобус сделан на шасси грузовика IVECO. Турки посадили водителя выше обычного – прямо на подиум мотораВозможности электроники позволяют сегодня вновь применять пассажирские прицепы к автобусам, когда-то широко распространенные в ЕвропеКомпания Klassen по высшему классу отделывает салоны Mercedes SprinterДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 45