спецтехникаБИЗНЕС В РОССИИИСПЫТАНИЕ СИБИРЬЮКакие экскаваторы прошли естественный отбор суровыми сибирскими условиями и насколько на выбор оказывает влияние нынешнее состояние экономикиНовосибирске, Кемерово разразился настоящий строительный бум. Жилые многоэтажки под «долевое», офисные небоскребы, элитные районы росли, как грибы. Спрос на строительную спецтехнику, в частности экскаваторы, вырос многократно. А сейчас? Давайте разберемся, какие именно машины трудятся на стройплощадках Восточной Сибири.В летия ХХ1-го века в Красноярске,начале-середине первого десяти-Имеется огромный выбор различных моделей экскаваторов зарубежного производства, однако в полной мере воспользоваться этим богатством могут лишь крупные строительные компании, обеспеченные заказами круглый год, имеющие широкий доступ к кредитованию и не допускающие длительного простоя дорогостоящей техники. До кризиса строительные холдинги достаточно активно приобретали машиныТагильский гусеничный экскаватор ЭО-5126 : устаревший дизайн советских времен, прожорливые, хотя и неприхотливые двигатели, невысокая цена74 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009марок Hitachi, Liebherr, Komatsu, даже Caterpillar. Техника достаточно дорогая, но надежная и функциональная, способная бесперебойно работать по 3–5 лет кряду. При всеобщем спаде спроса относительное преимущество получила техника российского производства – как наиболее дешевая. Добавим сюда полугодовой стремительный рост бивалютной корзины и заградительные пошлины правительства на ввоз любой иностранной колесной автотехники – и станет понятно, что экскаваторы Тверского, Ковровского и Тагильского заводов стали гораздо привлекательнее для покупателей, чем раньше. Так ли уж плохи отечественные экскаваторы? Евгений Киреев, исполнительный директор компании «Стройдормашсервис» – крупнейшего дилера спецтехники от заводов группы «ГАЗ» по Красноярскому краю считает, что, несмотря на вполне очевидное техническое преимущество зарубежных моделей, российская техника может качественно выполнять любые строительные работы при условии грамот- Hyundai Robex 320 LC-7 – компромисс между ценой и качествомСовременные характеристики, неплохой сервисHyundai 200w-7 наряду с российскими моделями - один из наиболее распространенных на сибирских площадкахного и своевременного обслуживания. Например, современные модели экскаваторов завода ТВЭКС оснащены эргономичной кабиной, имеют удачный дизайн, по желанию потребителя экскаватор может оснащаться двигателем Perkins, гидронасосом и гидромоторами хода производства Bosch-Rexroth. Возможна комплектация и другими импортными деталями. Но эти узлы требуют и повышенного внимания: ТО по расписанию и заливка качественного гидравлического масла. К сожалению, многие покупатели российской техники по старинке надеются сэкономить на эксплуатационных расходах, заливая «отработку». Увы, даже для экскаваторов полностью российского производства это уже не проходит. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но производство наших машин прогрессирует, обслуживание требует все более квалифицированного сервиса. Так, крупнейшим в России производителем гидравлического оборудования для экскаваторной техники является компания PSM-Hydraulics (известная также как «Пневмостроймашина»). Важным направлениемее деятельности является программа импортозамещения гидравлики ведущих западных фирм: Bosch Rexroth (Германия), Volvo (Швеция), Parker (CША) и других фирм. Учитывая, что продукция PSM-Hydraulics покрывает более 90% российского рынка силовой гидравлики, можно смело утверждать, что все современные российские экскаваторы предъявляют требования к своему обслуживанию на уровне мировых аналогов. Если же говорить о недостатках российских экскаваторов, то нельзя не упомянуть проблему с дизельными двигателями. Львиную долю дизелей для отечественных экскаваторов выпускает Ярославский моторный завод. Двигатели ЯМЗ достаточно надежные, неприхотливые к качеству отечественного топлива, но конструктивно уже устаревшие, разработки 70–80-х годов. Основной их недостаТВЭКС-ЕК-14 и ТВЭКС ЕК-18 – хиты продаж на рынке спецтехники – относительно современные импортные узлыток – низкая топливная экономичность по сравнению с зарубежными аналогами. В относительном выражении цифры расхода топлива могут разниться в 1,5 раза при одинаковой мощности моторов. При нынешних, мягко говоря, немалых ценах на дизтопливо этот фактор начинает играть весьма заметную роль при выборе модели экскаватора. Современный покупатель спецтехники прагматичен и прекрасно понимает: все, что он сэкономил при покупке отечественной техники, может быть потеряно за пару лет эксплуатации. Поэтому, если техника берется надолго, предпочтение отдадут новому «корейцу» или даже дорогому «японцу». Если же техника берется в краткосрочную аренду, то можно взглянуть в сторону б/у японских или корейских экскаваторов. Не забываем также, что вопрос невысо-ДЕКАБРЬ 2009РЕЙС75 спецтехникаТВЭКС - доступное обслуживание. На другой чаше весов - традиционное российское качествоБИЗНЕС В РОССИИкого качества российских комплектующих также остается актуальным: например, не так давно притчей во языцех была течь гидравлики на популярных ТВЭКС ЕК-14. В этом случае «Пневмостроймашина» элементарно сэкономила на цене уплотнителей для гидроцилиндров, выбрав не самых ответственных поставщиков. Результат – многочисленные гарантийные случаи. Недостаток ликвидирован, но осадок остался. Побывав в цеху «Стройдормашсервис» – предприятия по ремонту гидрооборудования, получили наглядное представление о характерных поломках экскаваторной техники и последствиях неграмотной ее эксплуатации. Самое страшное, что может ждать экскаватор при использовании некачественного гидромасла – гидроудар, поражающий качающий элемент насоса, стенки и поршни цилиндра. Типичный пример: владелец экономит на масле и заливает в гидросистему дешевое минеральное масло,а то и вовсе «отработку» из грузовой трансмиссии. Оператор на стройке зачерпывает ковшом грунт и разворачивает стрелу за пределы котлована. Но передумывает на полдороги и резко дергает рычаги на обратный ход. Клапана не успевают перепустить жидкость нестандартной плотности или вязкости, тяжелый ковш давит свое инерцией, давление в системе резко подпрыгивает буквально на порядок. Итог очевиден. Несмотря на выгодное ценовое положение отечественной экскаваторной техники, к маю 2009-го года спрос на нее упал на 50–60% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Из-за малодоступности кредитных программ многие заказчики вынуждены идти на бесперспективный ремонт устаревшей техники, это позволяет держать имеющийся парк машин на плаву в настоящий момент, но грозит полным его списанием в недалеком будущем. А новую технику приобрести пока не на что. Не стоит, впрочем,думать, что капремонт старого экскаватора – дешевое мероприятие, чтобы поставить на ноги колесный экскаватор с ковшом 0,7–1 м3 выпуска начала 90-х годов (сюда входит «капиталка» двигателя и трансмиссии, ремонт гидросистем, часто – замена или ремонт ковша и стрелы), потребуется отдать около 700 000 рублей. Дорого? Безусловно. Однако даже 10–12-летний японский экскаватор схожих параметров обойдется на вторичном рынке почти в два раза дороже. Что же сейчас покупают в Сибири. Безусловный лидер продаж и герой дня на городских стройках – экскаватор Тверского завода ТВЭКС ЕК-18. Эта 18-тонная машина на пневмоходу предназначена для разработки котлованов, траншей, карьеров в грунтах I-IV категорий, погрузки и разгрузки сыпучих материалов, разрыхленных скальных пород и мерзлых грунтов (при величине кусков не более 200 мм), а также для других работ в условиях промышленного, город-Гусеничная советская техника начала 90-х годов еще кое-где в работе76 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009 Китайские экскаваторы пока относительно редки в Сибири …… но предлагаемый ассортимент и готовность идти навстречу пожеланиям клиентов впечатляютского, сельского, транспортного и мелиоративного строительства. ЕК-18 оснащается либо белорусским двигателем Д-245 с газотурбинным наддувом (Минский моторный завод) мощностью 77.2 кВт, либо английским дизелем Perkins 1104C-44TA. Машина чаще всего работает с ковшом 0,7–1 м3. Аналог ТВЭКС ЕК-18 – колесный экскаватор из Нижнего Тагила ЭО33211А, также 18-тонный и с кубовым ковшом. Несмотря на угловатый дизайн кабины и агрегаты российского производства, машина предлагается по цене чуть выше ЕК-18 – около 2,8 млн. р. Возможно, в этом причина ее меньшей распространенности.Также весьма популярны экскаваторы ТВЭКС ЕК-14, которые отличаются от ЕК-18 более короткой базой и повышенной маневренностью, меньшей массой и допустимым объемом ковша (до 0,8 м3). В остальном эти две модели идентичны, их кабины, двигатели, трансмиссии одинаковы. Их популярность у строителей легко объяснима – экскаваторы относительно дешевы (новые стоят 2,5 млн. р.), имеют импортные двигатели и насосы, обладают высокой маневренностью и достаточной производительностью для выполнения распространенных строительных работ (рытье небольших котлованов, траншей дляпроводки труб ЖКХ, кабелей, канализации). Определенная нестабильность с финансированием объектов заставляет быстро перебрасывать экскаваторы с одной площадки на другую, и колесные ЕК-18 / ЕК-14 подходят для этих целей хорошо: они вписываются в нормы ГИБДД по габаритам ТС, для их перевозки нужен только самосвалтягач (ковш грузится в кузов). Частенько на стройке можно встретить тандем из двух работающих экскаваторов – ЕК-18 (14) и «Беларусь» (а точнее экскаватор-бульдозер типа ТО-49.00.ТМ на базе трактора МТЗ 82). Маленький универсальный МТЗ 82 массойэкскаватор-гидромолот на шасси Isuzu Elf 1987-го года выпуска, состояние вполне удовлетворительноеДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 77 спецтехникаБИЗНЕС В РОССИИИз-за гидроудара - выработка на валуKачающий элемент гидронасоса6,5 тонн и объемом ковша 0,25 м3 стоит около 800 т. р., хорошо знаком в любом тракторном сервисе, способен самостоятельно передвигаться по дорогам общего пользования. Он используется для выполнения небольших объемов землеройных работ, а бульдозерный нож позволяет тут же подчистить площадку после себя. Пожалуй, второй строкой в списке популярных марок экскаваторов в Сибирском регионе можно вписать название Hyundai. Корейские экскаваторы дешевле японских аналогов и отвечают современным требованиям по эргономике рабочего места оператора, внешнему виду и конструкции машины, оснащены, как правило, лицензионными японскими или американскими дизелями предыдущего поколения. Их отличие от японских и европейских аналогов – сниженные эксплуатационные показатели, меньшая мощность, большая частота отказов. И с другой стороны в плюсе – сравнительно скромные затраты на плановое ТО и запчасти. Вероятно, компромисс между умеренной ценой на новые машины и обслуживание, а также достаточно высокими надежностью и техническими характеристиками и обусловил популярность этой марки экскаваторов. Кроме того, у дилеров Hyundai по Сибири неплохо организовано гарантийное обслужи78 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009вание техники. Весьма частый гость на сибирских стройплощадках – экскаватор Hyundai 200w-7. Литера «w» в данном случае обозначает машину на пневмоходу (wheel – колесо), индекс 200 имеет отношение к общей массе экскаватора – около 20 тонн. По своим характеристикам Hyundai 200w-7 близок к ТВЭКС ЕК-18, он оснащен ковшом объемом 0,8 м3 и двигателем CUMMINS QSB6.7 мощностью 114 кВт. Экскаватор хорошо переносит сибирские морозы, его двигатель неприхотлив к нашей солярке и отличается умеренным аппетитом. Из гусеничной техники Hyundai отметим модель Robex-320 LC-7 – ее часто можно увидеть на площадках дилеров спецтехники. Стоимостью около 155 000 долларов (около 5 млн. р.) этот экскаватор массой более 32 тонн, объемом ковша до 1,74 м3, и двигателем CUMMINS мощностью 193 кВт, способен выполнять серьезные задачи в масштабном строительстве. Такие машины обычно берут крупные подрядчики для строительства долгосрочных объектов типа торгово-развлекательных центров (коих достаточно много появилось в сибирских городах в последние годы), гипермаркетов, высотных офисных зданий. Также гусеничные экскаваторы пользуются спросом у нефтяников и строителей крупных объектоврегионального значения – ГЭС, ТЭЦ, заводов, транспортных развязок. Прямым конкурентом корейского гусеничного 320 LC-7 является российский ЭО-5126 производства ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил). Не секрет, что ранее это предприятие выпускало продукцию для ВПК, и дизайн его экскаваторов выполнен в духе советской школы гусеничной техники 70-х годов. По сравнению с Hyundai 320 LC-7 российский гусеничник имеет менее мощный и более прожорливый двигатель ЯМЗ-238ГМ2 (132 кВт), гидравлику от «Пневмостроймашина» и ковш до 1,4 м3 вместимостью. Однако машина находит своего покупателя, во многом благодаря цене в 3,2 млн. р. Сравнительно невелика доля китайских экскаваторов на рынке Сибири. Если самосвалы HOWO и бортовые грузовики FOTON из Поднебесной можно увидеть на улицах и стройках Красноярска каждый день, то колесные LiuGong и гусеничные XCMG – пока что редки. Чуть лучше ситуация с техникой марки ShanTui – возможно, это связано еще с тем, что бульдозеры ShanTui достаточно известны в регионе, заслужили неплохую репутацию. В целом технические параметры китайских экскаваторов находятся на уровне машин из Кореи (большинство технологически сложных узлов – двигатели, Детали гидронасоса в ремонтедо и после обработки трансмиссии, гидравлика – лицензионные японские или американские; дизайн и эргономика кабины также полностью скопированы с западных образцов), уровень надежности и ценовой диапазон – сравним с российской техникой или немного лучше. Однако машины из КНР традиционно имеют проблемы с сервисным обслуживанием, с каталогизацией запчастей и не всегда адекватно переносят сибирские морозы. Рынок китайской спецтехники огромен и разнообразен, он, как восточный базар – если долго ходить и придирчиво выбирать, то обязательно найдешь свою выгоду. Те же экскаваторы ShanTui, если постараться, можно приобрести с такими опциями, как предпусковой подогреватель Webasto, климат-контроль кабины, ЗИП, заправка зимними жидкостями. Весьма редки на восточносибирском пространстве такие марки экскаваторной техники, как New Holland, JCB, Caterpillar. Во многом это объясняется их высокой ценой и пока еще слаборазвитой дилерской и сервисной инфраструктурой. Если кто-то и берет подобную технику, то это крупные промышленные предприятия типа «Норильского никеля», на строительстве Богучанской ГЭС и т. п. Из корейцев не так часто можно встретить Daewoo, чаще это гусенич-ные модели типа Solar 340LC-V. Их почти нет в Красноярске, но охотно покупают на севере Сибири, для карьерных и горно-обогатительных работ. В тяжелых полярных условиях надежность и производительность техники выходит на первый план, простои и частые ремонты там недопустимы. Если же обратить внимание на вторичный рынок экскаваторов, то здесь традиционно держат первенство японские модели Hitachi, Komatsu, Cobelco. Как и в случае с легковыми автомобилями б/у из Страны восходящего солнца, японские б/у экскаваторы обладают значительным остаточным запасом прочности, имеют мощные современные дизели и надежную гидравлику. Также нельзя сбрасывать со счетов высокий уровень комфорта кабин операторов. В ценовом диапазоне до 2–3 млн. р. эти машины сейчас составляют серьезную конкуренцию отечественным новым экскаваторам, но в будущем, видимо, свои позиции будут уступать по причине элементарного износа: ведь ввоз любой колесной б/у техники из-за рубежа сейчас заблокирован пошлинами. И, вероятно, эта же участь ждет и гусеничные машины. Но пока что на рынке можно приобрести HITACHI EX100WD-2 выпуска 1993-го года с объемом ковша 0,4 м3 с наработкой 8046 часов, весомв 11 тонн, с двигателем ISUZU 4BDIT (110 л. с.) за какие-то 1,3 млн. рублей. Наличие большого ассортимента малогабаритных сверхлегких экскаваторов – важное преимущество японской б/у техники. Отечественная промышленность такие машины не выпускает. Например, мини-экскаватор IHI на резиновых гусеницах – такой способен работать внутри помещений, не повреждая покрытия пола. Следует констатировать, что существует определенный разрыв в цене и качестве между продукцией российских заводов (низшая ценовая категория) и ведущих брендов Японии, Европы и Америки. Разница в цене колеблется от 2-х до 3-х раз. Напрашивается вывод: значительное преимущество на экскаваторном рынке получили бы те зарубежные компании, которые смогли бы организовать совместное производство такой техники здесь, в России. К примеру, если бы корейским или японским производителям удалось построить завод на Дальнем Востоке, Красноярске или Новосибирске, то по соотношению цена-качество их продукции не было бы равных за Уралом. Насколько реальны шансы создания таких СП – покажет время.Павел АлексеевФОТО АВТОРАДЕКАБРЬ 2009РЕЙС79