автомобили главная темаПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ХХХХХХХХХХХХХПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ Сегодня речь пойдет о праве каждого участника предпринимательской деятельности на защиту собственных экономических интересов. Понятие риска порчи или гибели груза знакомо каждому перевозчику. Знают об этом и их клиенты. Один из самых очевидных способов «подстелить соломку» застраховать груз и ответственность. Но, если все понадеялись на русский «авось» и решили сэкономить на страховом взносе… Или груз был застрахован, страховая компания расплатилась с пострадавшим собственником, а потом обратилась в порядке суброгации к компании перевозчику. Как быть в этой ситуации? Конечно, можно начать «крутить динамо», не отвечать на звонки и претензии, не являться на судебные заседания. Но чаще всего подобная тактика не приводит ни к чему хорошему, а заканчивается появлением на вашем пороге судебных приставов. Поэтому, как ни странно это звучит, даже если вы действительно виноваты в повреждении груза, стоит попытаться повернуть весь процесс в выигрышную для вас сторону. А в случае, если вы уверены, что вашей вины в произошедшем нет совсем, то: внимательное отношение к досудебной процедуре и к тому, праРЕЙС ДЕКАБРЬ 2009МАРЬЯНА ПАНЯРСКАЯ редактор журнала «Рейс»вомерно ли предъявление к вам претензии от лица именно этого оппонента, контроль за четким соблюдением сроков предъявления претензий и исков со стороны оппонента, и сбор всех доступных доказательств наличия обстоятельств, которые вы не могли предотвратить, и устранение которых от вас не зависело, помогут вам избежать незаслуженных финансовых потерь. Для начала стоит запомнить следующие нехитрые цифры. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозок, составляет 1 год со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска. При этом календарная дата или день наступления события в расчет не принимаются. На перевозчике лежит обязанность в течение 30 дней рассмотреть предъявленную претензию и в письменной форме уведомить заявителя о результатах. Исчисление срока исковой давности при предъявлении иска в порядке суброгации (то есть со стороны пострадавших страховых компаний) начинается с того момента, когда непосредственно у страхователя возникло право на требование к такому лицу. Учтите, что течение срока исковой давности прерывается предъявлени-ем иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. К действиям, свидетельствующим о признании долга в, в частности, могут относиться: признание претензии, частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и/или сумм санкций, изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа). При этом, например, взаимоотношения сторон по проведению товароведческой экспертизы в качестве подтверждения признания долга перевозчиком судами не принимаются, то есть, экспертиза проводится, а дни исковой давности проходят. И очень важно помнить, что, в отличие от уголовного права с его известной всем «презумпцией невиновности», система гражданского судопроизводства построена на том, что доказывать, что «не верблюд» приходится тому, к кому предъявляются претензии. Но, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Тому, как постараться заранее обезопасить себя и обратить промахи оппонента в свою пользу, и посвящены материалы Главной темы.16 ХХХХХХХХХХХХХПОТЕРПЕВШИЕ ПРЕТЕНЗИЙ НЕ ИМЕЮТПеревозки – это постоянная ответственность за чужой груз. Конечно, опытный диспетчер в состоянии прикинуть, какими потерями для компании может обернуться вроде бы выгодная поездка. Но, к сожалению, даже опытный сотрудник, не имеющий юридического образования, не всегда способен правильно отреагировать на лаконичное факсимильное сообщение, озаглавленное «Претензия»ировой финансовый кризис ввел свои коррективы в обычаи делового оборота. Если год назад словосочетание «арбитражный суд» было знакомо только злостным неплательщикам или причинителям сравнительно крупного ущерба, то сегодня суды завалены заявлениями даже по самым незначительным искам: деньги нужны всем, а пример того, как легко потерять нажитое непосильным трудом, заставляет забыть о проходящейРисунки Евгения КранаИмею право?Мценности «выгодного клиента», которому раньше было проще заплатить, не выясняя, кто прав. Перевозчики, предпочитавшие «простить» заказчику три-четыре тысячи долларов за побитую при перевозке сантехнику, «вычтя» эти деньги из стоимости перевозки или выполнив пару рейсов «в счет причиненного ущерба», сегодня учатся правильно оценивать ситуацию, при которой возник этот самый ущерб, а также соблюдать претензионный порядок.При получении претензии у перевозчика нередко начинается «разбор полетов» и поиск виноватого. На самом деле кулаками в данном случае можно помахать и после драки, а в первую очередь необходимо определить: имеет ли лицо, приславшее претензию, на это право? Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) и благополучно вступивший в силу Устав автомобильного транспорта Российской Федерации (УАТ РФ) определяют: до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответСтатья ориентирована на внутренние российские перевозкиДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 17 автомобили главная темаПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ХХХХХХХХХХХХХтель, получатель и перевозчик. И право предъявления претензий остается только за теми лицами, чьи названия и фамилии фигурируют в ТТН. Грузоотправитель, несмотря на несправедливое к нему отношение УАТ, право на предъявление претензий также не теряет. Страховщики имеют право предъявления претензий только в том случае, если страховое возмещение страхователю уже уплачено. А вот чья страховая компания — отправителя, получателя или просто посредника имеет право требовать вернуть уплаченные пострадавшему деньги – вопрос спорный. Закон не указывает прямо на контрагента страховщика, но, исходя из смысла договора перевозки и договора имущественного страхования, можно предположить, что таким правом обладают только страховщики, застраховавшие груз либо в интересах получателя, либо отправителя, то есть лиц, имеющих непосредственный интерес в сохранности груза. Правда, страховщики в любом случае заявят о себе раньше, чем у них возникнет право на предъявление претензии: они, как правило, возмещают стоимость утраченного груза страхователю в любом случае, в то время перевозчик может и доказать отсутствие своей вины в повреждении груза, или ущерб может возникнуть и по вине отправителя, например, при ненадлежащей упаковке специфического груза. Итак, правом предъявлять претензии перевозчику обладают: Грузоотправитель, если: договор поставки исполняется со стороны поставщика (грузоотправителя) в момент передачи товара (груза) покупателю (грузоотправителю) на складе последнего; договор поставки исполнен в момент передачи товара (груза) перевозчику, но в стоимость товара (груза) включена стоимость доставки; получатель отказался от приемки поврежденного груза по основаниям, предусмотренным договором и законом. Обычно грузоотправитель претензии не предъявляет, за исключением случаев, когда груз явно поврежден в процессе перевозки и до места исполнения договора поставки (склада получателя) не доставлен. Грузополучатель: во всех остальных случаях.ствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ, п. 2 ст. 39 УАТ РФ). Это значит, что исковое заявление, присланное вам контрагентом перед передачей дела в арбитражный суд, не станет для вас неожиданностью. Но вот с лицами, имеющими право предъявлять претензии, закон перемудрил. ГК РФ, который редко можно упрекнуть в нелогичности и разночтениях, на этот счет однозначен: иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 797 ГК РФ). Здесь необходимо пояснить, что согласно ГК, иск предъявляется грузоотправителем или грузополучателем в зависимости от условий договора поставки. Принцип действует следующий: если за перевозку платил отправитель – претензию предъявляет отправитель. Как правило, в таком случае стоимость доставки входит в стоимость груза, а в договоре поставки указано, что исполнение обязательств по поставке происходит в момент передачи груза покупателю (получателю) на его складе. Отправитель имеет право предъявлять претензии и тогда, когда получатель отказался принять груз. Добросовестный предъявитель претензии без напоминаний со стороны перевозчика приложит к претензии копию договора поставки, условия которого подтвердят его право на предъявление претензии.18 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009УАТ РФ перечень лиц, которые имеют право на предъявление претензии по договорам перевозки, изменил. Согласно п. 3 ст. 39, право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов. Если с грузополучателями все предельно ясно, то о лицах, заключивших договор перевозки, и страховщиках стоит поговорить отдельно. Договор «перевозки», не заглядывая в ГК РФ, не заключают на рынке только те, кто дорожит своей репутацией или не хочет заработать сто-двести долларов на простом посредничестве. Однако это вовсе не значит, что такое лицо, приложив к претензии заявку и договор, пусть даже и «перевозки», имеет право требовать от перевозчика возмещения ущерба, даже если формально его требования справедливы, и у него на столе лежит точно такая же претензия от получателя груза. Дело в том, что и ГК (ст. 785), и УАТ (ст. 8) устанавливают, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. То есть сторонами договора перевозки, несмотря ни на какие множества посреднических договоров, как бы их не называли стороны, остаются только те три лица, которые указаны в товарнотранспортной накладной: отправи- ХХХХХХХХХХХХХЭкспедитор, если: он выступал на основании договора транспортной экспедиции от своего имени в качестве грузоотправителя или грузополучателя и указан в том или ином качестве в товарно-транспортной накладной и непосредственно заключал договор перевозки с перевозчиком. Страховая компания, если: она выплатила страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязательств по перевозке, и лицом, заключившим с ней договор страхования, является лицо, непосредственно заинтересованное в сохранности груза (отправитель или получатель). В товарно-транспортных накладных иногда указываются посредник в качестве перевозчика, а транспортное средство, соответственно, принадлежащее непосредственному перевозчику. Само такое указание является спорным, поскольку такому посреднику груз фактически не вверяется. Если такое лицо заключило с отправителем или получателем договор транспортной экспедиции согласно федеральному закону № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», то претензии предъявляются сначала к нему, а затем экспедитором – к перевозчику. Но и в этом случае необходимо удостовериться в том, что экспедитор действительно имеет полномочия по предъявлению претензий, в частности, такое право должно быть отдельно оговорено в договоре транспортной экспедиции, равно как и право заключать договор перевозки в интересах клиента экспедитора. Кроме этого, к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявление претензии такому экспедитору уполномоченными лицами, в том числе договор, экспедиторское поручение и экспедиторская расписка.За что в ответе?Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную ему претензию в течение тридцати дней с момента ее получения и о результатах рассмотрения уведомить заявителя в письменной форме. При частичном удовлетворении или отклонении претензии в уведомлении должно быть указано основание принятия ими такого решения. В этом случае представленные вместес претензией документы возвращаются заявителю (ст. 40 УАТ РФ). При получении претензии в любом случае стоит сразу связаться со своим страховщиком, если ваша ответственность застрахована. Во-первых, страховщик всегда будет держать вашу сторону, во-вторых, добросовестный страховщик никогда не позволит заплатить вам денег больше, чем способен выплатить вам сам, и, в-третьих, поможет с оформлением претензионных и судебных документов. Получив претензию и определив, имеет ли лицо, ее приславшее, право на ее предъявление, стоит оценить правомерность требований. Известно, что перевозчик виноват, пока не докажет обратное. Более или менее ясна ситуация, когда груз повреждается в результате ДТП, или повреждения обнаруживаются при приемке, но так бывает далеко не всегда. Например, повреждения бытовой техники и электроники могут быть выявлены только при установке или подготовке к продаже, равно как и повреждения любых упакованных легко бьющихся товаров – сантехники, посуды. И такие повреждения далеко не всегда вызваны именно ненадлежащей транспортировкой: это могут быть и складские, и заводские повреждения. Согласно п. 8 ст. 15 УАТ РФ, выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателями без проверки массы, состояния грузов, количества грузовыхмест. Это значит, что сделать привычные записи в товарно-транспортной накладной возможно, если обратить внимание получателя на возможные повреждения груза (при плохих дорожных условиях, ДТП). В противном случае остается только ждать, пока не истечет установленный срок предъявления претензий – один год. При анализе ситуации стоит учесть, что отрицать очевидное не стоит, а брать на себя повышенную ответственность – тем более. Ст. 796 ГК РФ говорит следующее: перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Фактически это значит, что существует целый ряд объективных обстоятельств, на которые можно сослаться при ответе на претензию, но доказательства невиновности придется предоставлять самостоятельно. Необходимо запросить подтверждения того, что груз не был поврежден до принятия к перевозке. Хотя эти документы, скорее всего, будут из разряда «доказательства – своими руками», иногда полезно затянуть претензионную переписку, особенно если стоимость поврежденного груза невелика, и есть шанс, что обеим сторонам просто надоест бессмысленная тяжба.ДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 19 автомобили главная темаМнениеАНДРЕЙ АНДРИАНОВ Генеральный директор ООО «БестТранс» – Мы перевозим грузы организаций, расположенных в Москве и области. До сего дня каких-то серьезных конфликтов либо судебных тяжб у нас с клиентами, к счастью, не было. Тем не менее, в компаниях, где практикуется почасовая оплата перевозок, всегда возникает вопрос – как проконтролировать водителя на маршруте. Зачастую, понимая, что время играет на руку водителю, тот намеренно не торопился доста-ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ХХХХХХХХХХХХХчерез кого и в чей адрес отправлялись поврежденные грузы. Оправдан будет и отказ от признания претензии на основании того, что нет подтверждений, что именно эти единицы перевозились именно вами. Также можно рассматривать вариант ошибки отправителя в случае, если груз упакован таким образом, что определить при погрузке возможность его качественной транспортировки не представлялось возможным. Ну и, наконец, идеальный вариант при предъявлении обоснованной и надлежащей претензии – ситуация, когда перевозчик действительно не мог предотвратить обстоятельства, при которых груз был поврежден. Самый яркий пример – дорожно-транспортное происшествие, спровоцированное другим водителем, и доказательства его вины: вступившее в силу постановление о привлечении к административной ответственности, решение суда. Водителей неплохо снабдить недорогими фотоаппаратами. Так, например, при подозрении на возможные повреждения груза при плохом дорожном покрытии можно делать фотографии дороги, а при «провале» автомобиля на вроде бы ровной дороге не стоит бояться вызывать сотрудников ГИБДД (См. «Груз без права на ошибку», «Рейс» № 8 за 2008 г.). При всех возможностях «отписаться» от претензии, злоупотреблять этим не стоит: нередко бывает экономически выгодней признать свою вину, чем терять проверенного и надежного партнера.Даниела Вилларская юрисконсультвить груз, а часто и вовсе останавливался на часок-другой у придорожного кафе. Мы раз и навсегда решили эту проблему установкой на машины GPS-датчиков и теперь всегда можем отследить, где и сколько времени стоял или ехал наш транспорт, был ли заглушен двигатель и многое другое. Вторая распространенная претензия – порча груза при транспортировке. Изначально есть два варианта перевозок: в первом случае оговаривается, что транспортная компания не несетответственности за перевозимый груз; во втором, соответственно, порча при транспортировке возмещается в полном объеме. Чтобы предотвратить конфликтные ситуации, наши водители обязаны при погрузке проверять правильность расстановки паллет в кузове и качество их упаковки. Если водитель принялгруз, он отвечает за его сохранность на маршруте. Однако ему же дано право отказаться от неправильно упакованного или плохо расставленного груза, при этом водитель вправе заставить грузчиков переделать свою работу более качественно. Например, у нас есть клиент, которому мы перевозим панели из композитных материалов. Из-за специфики груза и сложностей при погрузке его транспортировкой занимается один закрепленный за этим клиентом водитель.Обычный текст ответа на претензию содержит указания на то, что дорожно-транспортных происшествий за время перевозки не было, транспортное средство исправно, скоростной режим водителем не нарушался (еще один весомый повод для использования тахографов). То есть перевозчик ссылается на отсутствие каких-либо обстоятельств, которые могли привести к повреждению груза. Такая тактика может быть оправданной, например, при повреждении небольшой части груза, при том, что при транспортировке таких повреждений возникнуть не могло или было бы несравнимо больше. Суд, если до него доходит дело, может принять сторону перевозчика, но не потому, что перевозчик грамотно ответил, а потому, что объективных причин считать повреждения транспортными нет. Другой распространенный вариант, который применяют и при отрицании повреждений – «процессуальные» нарушения. При таком подходе в ответе на претензию указываются любые найденные в представленных документах несоответствия. Такой способ тоже имеет право на существование, поскольку попытки «списать» на перевозчика ошибки самих грузовладельцев весьма нередки. Но «процессуальные» отзывы на претензии достаточно сложны, и заниматься их составлением должен только юрист.20 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009Если же повреждения груза все-таки были, и вы готовы это признать, самое главное – выяснить, все ли повреждения груза транспортные (случается, что возникают повреждения на складах), а также – весь ли поврежденный груз находился именно в вашей машине. Недобросовестный партнер может «списать» несколько повреждений на вашу перевозку, потому что платежеспособных перевозчиков у него не так много. Поэтому дорогостоящий груз стоит всегда переписывать по возможным номерам (заводским, складским) и требовать конкретизации в документах. В случае если есть подозрения на мошенничество со стороны партнера, стоит выяснить у отправителя, когда, ХХХХХХХХХХХХХПЛЮСЫ И МИНУСЫ АРБИТРАЖАПолучение повестки в суд способно выбить из колеи самого добропорядочного гражданина. Часто, не читая до конца присланный документ, гражданин судорожно начинает вспоминать, где и когда он мог причинить ущерб или оскорбить ближнего своего. Юридические лица и предприниматели находятся в более выгодном положении: все споры между ними решаются в арбитражном суде, который имеет свои особенности, более выгодные для ответчика, чем в гражданском производствербитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ). То есть иски, предъявляемые к перевозчи-Аку грузовладельцами – предмет разбирательства именно в арбитражном суде.Предъявление искаДля перевозчиков есть один важный и удобный момент: в их отношении действует исключительная подсудность. Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика (п. 3 ст. 38 АПК РФ). Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает направление ответчику и третьим лицам копииискового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют (п. 3 ст. 125 АПК РФ). В связи с этим стоит обратить внимание на местонахождение юридического лица – ответчика, которое определяется по «юридическому адресу», указанному в регистрационных и уставных документах. Поэтому не стоит оставлять этот адрес как формальный: даже если организация не находится по этому адресу, в почтовом отделении, к которому относится «юридический адрес», необходимо арендовать абонентский ящик и проверять его хотя бы раз в неделю. Во-первых, на «юридический адрес» могут присылать извещения и другие предприятия, и налоговая инспекция, и фонды, во-вторых, истец может направить документы на фактический адрес, а суд – на «юридический», и последствием этого может быть неявка вашего представителя на судебное заседание. Процессуальное требование о направлении ответчику копии искового заявления позволяет ответчику заранее узнать не только о предстоящем судебном разбирательстве, но и налагает на него определенные обязательства. Ответчик направляет или представляетДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 21 автомобили главная темаПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ХХХХХХХХХХХХХИсковое заявление и отзывВ исковом заявлении должны быть подробно изложены требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также обстоятельства, на которых основаны исковые требования и подтверждающие эти обстоятельства доказательства, цена иска и расчет исковых требований и подтверждающие этот расчет документы. Кроме этого, ответчику должны быть направлены документы, которые у него отсутствуют. На практике к исковому заявлению нередко прилагается полная копия всех документов, которые будут направлены в арбитражный суд. Как правило, к перевозчику предъявляются иски о недостаче или повреждении груза. В таком случае необходимо обратить внимание на то, каким образом был зафиксирован этот факт, есть ли соответствующие отметки в накладных, был ли уведомлен об этом перевозчик, оценить заявленный размер ущерба, а также соотнести исковые требования с содержанием претензии. Любое несоответствие содержания претензии содержанию искового заявления – это тоже весомое основание для требования в отказе удовлетворения требований истца. Стоит помнить, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ). Это та самая презумпция невиновности, которая не применяется к перевозчику: на процессе придется доказывать отсутствие вины самому. Не секрет, что иногда суды принимают сторону перевозчика на основании самых простых заявлений, например, о повреждении груза при таможенном досмотре, если есть подтверждения такого досмотра, но надеяться на лояльность судьи никогда не стоит. Поэтому при возможности стоит оперировать процессуальными нарушениями и несоответствиями: ошибки истца могут привести к отказу в иске скорее, чем приведенные доказательства «обстоятельств, кото-в арбитражный суд отзыв на исковое заявление с приложением документов, которые подтверждают возражения относительно иска, а также документов, которые подтверждают направление копий отзыва и прилагаемых к нему документов истцу и другим лицам, участвующим в деле (ст. 131 АПК РФ). АПК РФ предусматривает направление отзыва заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающим возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания, но на практике отзыв нередко вручается суду, истцу и третьим лицам на предварительном судебном заседании. В отзыве указываются: наименование истца и ответчика, его место нахождения или место жительства; возражения по существу заявленных требований со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения; перечень прилагаемых к отзыву документов. Отзыв подписывается ответчиком или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия на подписание отзыва. О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу, а копии определения направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения (ст. 127 АПК РФ).22 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009Перевозчики и тут находятся в выгодном положении: Арбитражнопроцессуальный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ, а также УАТ пред усмат рива ют обязате льное предъявление претензий как способа досудебного урегулирования. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска (ст. 42 УАТ РФ). Здесь стоит обратить внимание на три очень важных момента: предъявление претензии надлежащим лицом, в установленный срок, а также сам факт предъявления претензии. Кроме этого, исковое заявление должно быть подано тем же лицом, которое предъявляло претензии. Несоблюдение оппонентом этих правил дает перевозчику все основания обосновать свои возражения по иску в отзыве, сославшись на п. 2 ст. 39 УАТ, п. 1 ст. 797 ГК РФ и пп. 8 п. 2 ст. 125 АПК РФ (обязательность предъявления претензий), п. 3 ст. 39 УАТ (лица, имеющие право предъявления претензий), ст. 42 УАТ (срок исковой давности), и, таким образом, доказать неправомерность предъявления искового заявления. Скорее всего, суд сам вынесет определение об отказе в возбуждении производства на этих же основаниях, но будет не лишним изложить эти соображения и в отзыве. ХХХХХХХХХХХХХрые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело». Особое внимание стоит обратить и на прилагаемые к исковому заявлению документы. Как правило, именно эти документы и составляют доказательства по делу. Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, и вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно. Но опытные юристы применяют оговорку все той же ст. 65 («если иное не установлено настоящим Кодексом») и могут сослаться на дополнительные доказательства, которые суд истребует у нужной стороны в порядке п. 2 ст. 66 АПК РФ. Поэтому все документы, имеющие отношение к делу, должны быть заранее подобраны и проанализированы, даже если истец и не ссылается на них в исковом заявлении. К составлению отзыва на исковое заявление стоит подходить со всей ответственностью. Самые простые возражения (например, пропуск сроков исковой давности или предъявление иска ненадлежащим лицом), в состоянии написать руководитель предприятия или начальник отдела. К более сложным, неоднозначным процессам, необходимо привлекать специалистов в области автотранспортного права, и делать это нужно не на этапе пересмотра решения суда, а с момента получения искового заявления. К отзыву стоит прилагать только те документы, на которые делается ссылка, но при этом не стоит забывать о требованиях, предъявляемых к доказательствам, и заранее отметить, какие из имеющихся документов, не прилагаемых к отзыву, имеются или должны быть в наличии у истца в силу закона, а какие могут быть истребованы только в качестве дополнительных доказательств, и заранее подготовить ходатайства о приобщении к делу таких доказательств. Непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.Судебное разбирательствоАрбитражный суд первой инстанции после принятия заявления к производству выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 133 АПК РФ). Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания. Многие участники процесса игнорируют этот этап, хотя именно на предварительном заседании нередко удается выяснить практически полностью исход дела, и, что немаловажно, определить наличие у сторон доказательств. Не секрет, что нередко часть обязательных для перевозчиков и грузовладельцев документов оказывается в третьих руках, особенно когда перевозка организовывалась с участием множества посредников, которых не всегда после можно разыскать. Кроме этого, на предварительном заседании можно выяснить и позицию судьи. На предварительное заседание, как, впрочем, и на любые судебные разбирательства, не стоит отправлять представителя в одиночестве, если это не штатный работник организации. Вопросы, которые может задать судья, могут поставить представителя в затруднение, особенно, если он не знаком с технологией ваших перевозок и конкретно со спорной перевозкой. Арбитражный суд в предварительном судебном заседании разрешает ходатайства сторон, определяет до-статочность представленных доказательств, доводит до сведения сторон, какие доказательства имеются в деле, выносит на рассмотрение вопросы, разрешаемые при подготовке дела к судебному разбирательству. На предварительном судебном заседании стороны вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по всем возникающим в заседании вопросам. В предварительном судебном заседании может быть объявлен перерыв на срок не более пяти дней для представления сторонами дополнительных доказательств. Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству. Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции. Если ваша ответственность застрахована, имеет смысл привлечь к разбирательству представителей страховой компании: они не меньше вас будут заинтересованы в решении суда в вашу пользу. О привлечении страховщиков в качестве третьих лиц следует ходатайствовать на предварительном заседании. Не стоит исключать возможность мирового соглашения: вполне возможно,ДЕКАБРЬ 2009 РЕЙС 23 автомобили главная темаМнениеПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ХХХХХХХХХХХХХопределения суда о назначении дела к судебному разбирательству. Длительность рассмотрения дела, тем не менее, может превышать несколько месяцев, поскольку суд имеет право объявить перерыв в рассмотрении дела или отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании. Произойти это может в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий. Решение арбитражного суда объявляется в том судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, после принятия решения арбитражного суда, при этом может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения, то есть решение по существу спора. Решение суда в полном объеме изготавливается в пятидневный срок, а дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения. Копия решения направляется сторонам в пятидневный срок со дня принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается под расписку. Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения или постановления арбитражного суда. Полностью судебное разбирательство может затянуться на достаточно долгий срок. Ответчику трудно влиять на поведение истца, особенно, если у последнего есть надежда доказать свою правоту. Кроме этого, решение суда первой инстанции может быть отменено постановлением апелляционной инстанции и вновь оставлено в силе кассационной. Подобные случаи – не редкость, и способны посеять зерна сомнения в собственной правоте. Несмотря на сложности, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде, и возможные повороты событий, не стоит заранее признавать свое поражение. И, в любом случае, стоит проанализировать, что привело к подобной ситуации, и в будущем постараться принимать все возможные меры для того, чтобы избежать таких проблем.Даниела ВилларскаяЮРИСКОНСУЛЬТИЛЬЯ ШАРОВ Генеральный директор ООО «Вит-транс», Помощник члена Совета Федерации Густова В. А. – Основная причина претензий по туристическим перевозкам – старый парк автобусов. Собственно, бывают претензии как и к ходовой части, двигателям, так и в отношении интерьера. Часто возникают претензии к качеству и загруженности дорог – мы возим в основном по Золотому кольцу, например, в районе Костромы и Ярославля. Также бывают претензии и к гидам и туроператорам, например, относительно того, что неправильно выбран маршрут передвижения. Как разрешить споры, не доводя до суда? Нужно отметить, что существует бизнес у недобросовестных туристов, которые специально провоцируют спорные ситуации и конфликты и пытаются получить от компании деньги. Для таких случаев у нас существует управление экономической безопасности, которое четко знает все случаи, когда предъявление претензий правомерно, и правила их предъявления. Кроме того, в договорах транспортного обслуживания, и в частности в договорах экскурсионного обслуживания компаний-туроператоров, должен быть четко прописан порядок урегулирования претензий. Вообще, за все время практики у нас не было ни одного обращения в суд. Если какая-либо ситуация, повлекшая за собой проблемы пассажиров, произошла по вине автотранспортного предприятия, нужно предоставить компенсацию пострадавшим – конечно, если это не ущерб здоровью, а, например, порча имущества пассажиров или опоздание на экскурсионную программу из-за поломки транспорта. Кстати, на случаи поломки у нас четко работает система замены автотранспорта. Для этого заключены договоры с автотранспортными предприятиями, которые находятся по маршруту Золотого кольца. Кроме того, у нас есть и своя бригада, которая выезжает в случае небольшой поломки автобуса, например, в Ярославль (а бригада находится в Суздале) и устраняет поломку. Или же наш диспетчер связывается с организациями, с которыми у нас есть договор, и они заменяют автобус на другой, минимум такого же класса или даже классом выше.что это сэкономит время и деньги. Нередко истец соглашается на возмещение ущерба в меньшем размере, чем заявленная цена иска, но этот вопрос необходимо заранее согласовать со страховой компанией. И, конечно, не стоит идти на мировое соглашение, если есть доказательства отсутствия вины. Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции, и решение принято в срок, не превышающий месяца со дня вынесения24 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2009