44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
автомобилиАВТОБУСЫОЛЕГ ПРОХОРОВ обозреватель журнала «Рейс»Круизом из ГолицыноНа «ГолАЗе» провели обновление туристического автобуса «Круиз»роизводство автобуса туристического класса «ГолАЗ 52911» или, как его еще называют, «Круиз» стартовало на Голицынском заводе в 2002 году. Тогда был построен первый пилотный образец, коренным образом отличавшийся от нынешних «Круизов». Причина непохожести моделейПВместо люка на винтах теперь легко откидыващаяся панель на шарнирах44 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010кроется в недалеком прошлом – в 1989 году, когда с фирмой «Мерседес-Бенц АГ» был подписан протокол о намерениях по производству в СССР больших междугородных и туристических автобусов. В то же самое время Постановлением Правительства СССР N778 от 22 сентября 1989г. «О дополнительных мерах по развитию экономических связей между СССР и ФРГ» Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения было принято решение о производстве в Голицыно по лицензии фирмы «Мерседес-Бенц АГ» широкой гаммы автобусов различного назначения. Первой была приобретена лицензия на модель туристического класса – Mercedes-Benz O303, спустя всего пару лет фирменную звезду Mercedes крепили уже на все выпускаемые «ГолАЗом» автобусы, в том числеи на городские сочлененные. Проект с немецким гигантом оказался не очень удачным – видимо, модель O303, даже произведенная в России, была слишком дорогой для отечественных пассажироперевозчиков. Поэтому, свернув неудачное начинание, в 2002 году было принято решение, взяв основание кузова Mercedes-Benz O303, часть его агрегатов и имеющуюся оснастку, сконструировать на их базе новый более дешевый автобус. В ноябре того же года из ворот предприятия вышел первый «Круиз», получивший отраслевой индекс «ГолАЗ-5291». Тогда он был оснащен 8-циллиндровым V-образным двигателем OM442 в исполнении Евро2, 6-ступенчатой коробкой передач MB GO 4 и мостами производства югославского объединения FAP (изготовленными по лицензии все того же Mercedes, но стоившими значительно дешевле). В 2003 году первый «Круиз» успешно прошел сертификационные испытания, однако произвели автобусов совсем немного – всего девять единиц. По оценке самих заводчан первые образцы не отличались хорошим каче- КРУИЗВ условиях жесточайшей конкуренции с отечественными и азиатскими производителями «ГолАЗ» умудряется реализовывать по полсотни «ГолАЗ-52911» в год. А недавно завод еще и выиграл тендер на 24 автобуса для МИНЗДРАВАДля поклажи предусмотрено вместительное багажное отделениеКорма «Круиза» выглядит менее изысканно – ничего лишнегоством, прежде всего из-за конгломерата неоригинальных узлов и агрегатов. Чтобы добиться столь необходимой для междугороднего лайнера высокой надежности, в 2003 году управляющей компанией было принято решение об использовании в производстве самоходных шасси, поставщиком которых стала шведская Scania. Первый экземпляр автобуса на базе шасси Scania K94 (тогда еще с двигателем Евро-2) изготовили в апреле 2004 года – то был десятый по счету «Круиз». Опять же изза меньшей стоимости были попытки использовать в производстве и корейское шасси Hyundai эту модификацию заводчане оценили как весьма перспективную. Однако после постройки в 2005 году двух опытных экземпляров от нее было решено отказаться – к тому времени уже полным ходом шла работа по подготовке к выпуску близких по характеристикам и стоимости туристических «Андаре». Серийное производство автобусов «Андаре» было начато ООО «Русские автобусы Марко» в марте 2007 года, тогда для этой цели задействовали один из цехов Голицын-ского автобусного завода. Потенциальным заказчикам предложили сразу две модели семейства: «Андаре-850» и «Андаре-1000». За прошедшее время российско-бразильские автобусы сумели занять свою нишу на отечественном рынке коммерческого транспорта, а их производство перебазировалось в Павлово-на-Оке на завод «ПАЗ».Снаружи и внутриДоказав свою работоспособность и пройдя сертификационные испытания, «Круиз» на шасси Scania был запущен в серию. При модернизации в 2006–2007 году голицынский лайнер получил дисковые тормоза обоих мостов. На передней маске обновленного «ГолАЗ-52911» сменились светотехника и бампер, исчез расположенный под лобовым стеклом передний люк на винтах, теперь он поднимается вверх простым нажатием кнопки. Чтобы ремонтникам было проще обслуживать автобус – фары на обновленном «Круизе» откидываются на шарнирах, нужно лишь открутить пару винтов. Неиз-Слева от второй двери есть небольшой отсек для пары чемодановКорпуса зеркал разработаны с учетом аэродинамического сопротивленияЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 45 автомобилиАВТОБУСЫДвигатель Scania DC921, соответствующий Евро-3, на «Круизе» установлен в заднем свесе. Объемом он почти 9 литров, а мощность – 310 лошадиных силВ самых дешевых комплектациях отсутствует сиденье экскурсаводаЗа лючком на левом борту смонтирован монтажный блокПри эксплуатации в российском климате не обойтись без автономкиУ туристической модели за второй дверью всегда «несчетное» число ступенекЗапасное колесо подвешено на лебедке за передней маской46 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010менными остались обводы корпусных деталей и одно из главных отличий туристического автобуса любой марки – вместительное багажное отделение. Альтернативы его размещению, иначе как под полом, пока нет. Потому не зря такие автобусы называют полутороэтажными, а пассажиры располагаются высоко над землей. Не стал исключением и «Круиз», в его салон ведут две крутые лестницы с высокими ступеньками. Багажное отделение автобуса занимает объем, сопоставимый с хорошим промтоварным фургоном – 11,5 кубометров, в его недра ведут шесть люков, по три с каждой стороны. Конечно, если автобус будет использоваться для сверхдальних поездок, то без спального места сменного водителя ему не обойтись. В этом случае придется пожертвовать частью багажного отсека, именно там будет располагаться комнатка отдыха экипажа. Из всевозможных опций планировки салона туристического автобуса«ГолАЗу» доступны практически все варианты. По первому требованию перевозчика установят такие необходимые в дальних поездках вещи, как биотуалет и миникухню с кулером и кофеваркой. Кроме того, после рестайлинга интерьер автобуса облагородился мягким отделочным пластиком, появились новые лампы освещения (их два вида – подешевле и подороже) и обновленная приборная панель, руль теперь регулируется не только по углу наклона, но и по высоте, внедрена система книлинга, облегчающая вход в автобус, а передние боковые стекла теперь с подогревом. Наравне с комфортом в автобусах такого класса должна быть и безопасность. Конструкторы постарались уменьшить и вероятность травм у пассажиров, находящихся в проходе. Для этого пол автобуса изготовили практически идеально ровным – споткнуться можно лишь о возвышения ряда сидений. Однако в этих случаях можно КРУИЗВместе с шасси под Евро-3 приходят и спидометры с архаичными одометрамиДля удобств водителю под левую руку установили подлокотник-бардачокГолицынские конструкторы серьезно поработали над дизайном и эргономикой приборной панели. При этом качество сборки лишь на троечкуПотолочные светильники двух видов. Эти китайские - дешевыеЕсть у пассажиров и индивидуальный обдув, и освещениеухватиться за край вместительных багажных полок, что смонтированы над пассажирскими креслами. Основной показатель удобства размещения пассажиров – шаг установки сидений, здесь он составляет около 700 миллиметров. Согласно «табели о рангах» у 5-звездочного салона этот размер должен быть больше 800 мм, а значит, «Круизу» можно присвоить твердую «тройку». Думаю, что заводчане и не стремились построить лайнер эксклюзив-класса. Имеющихся 700 миллиметров вполне хватает для комфортного размещения пассажиров, тем более что каждое кресло производства ОАО «РИАТ» выдвигается в проход, а спинка регулируется по углу наклона. К тому же у любого пассажирского сиденья есть откидные пластиковые столики, с углублениями под стакан и бутылочку объемом в 330 мл. Импортные сиденья из соображении экономии на «ГолАЗ» не устанавливают. Почти все пассажирские кресла оснащены двух-точечными ремнями безопасности, исключения составляют лишь кресла передних рядов и ряда возле второй двери. Там по сертификационным требованиям должны быть трехточечные ремни. В целом длина «Круиза» позволяет сделать салон на 47+1 посадочных мест, если в нем не будет туалета и кухни. В самом дорогом исполнении салона (со всевозможным доп. оборудованием) помещается 45 посадочных мест, интересно, что ряды установлены не друг напротив друга, а в шахматном порядке. Конструкторы шутят: «Такая компоновка дает дополнительные возможности для общения пассажиров». Другой стоящий внимание факт – крепление сидений – они намертво привернуты к полу болтами, потому увеличить вместимость за счет установки пары рядов вряд ли получится. По мнению представителей завода: «Автобус сертифицирован именно с такой вместимостью, и изменять ее запрещено». Как и у всякогоЭтот рычажок с кнопочкой управляет тормозом-замедлителемБагажные полки не вибрируют при движении, и скарб с них не валитсяЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 47 автомобилиАВТОБУСЫШведские шасси часть пути в Россию преодолевают своим ходомПосле сварки кузова на стапеле к нему приваривают пол и аркиВременный лонжерон фиксирует половинки шасси при транспортировкеУ шасси Евро-4 свой двигатель, проводка и педальный узелсовременного автобуса, боковое остекление с вклеенным стеклопакетом – зимой стекла не замерзнут, а летом не запотеют. Высота стекол достаточная, чтобы пассажир даже на крайнем к проходу кресле мог любоваться архитектурой многоэтажных зданий или красотами горных ущелий. Вклеенный стеклопакет улучшает теплоизоляцию салона, поэтому автономка Ebershpeher сожжет меньше солярки, да и летом придется реже включать кондиционер Thermo King SR-50S-W, который, кстати, вырабатывает не только холод, но и тепло. В большинстве случаев туристические поездки подразумевают длительные маршруты – это, без сомнения, утомительно, даже при условии высококомфортабельного салона, потому пассажирам необходим досуг в дороге. В базовую комплектацию «Круиза»входит аудиосистема Blaupunkt, однако за дополнительную плату салон оснастят DVD-системой все того же Blaupunkt, с двумя жидкокристаллическими мониторами.Только впередВ ходе второго по счету обновления модели в 2008–2009 годах активная работа над конструкцией «Круиза» была продолжена. Автобус избавился от тросового привода рычага коробки передач, получив вместо него современный удобный джойстик, шасси стало поступать с серийно установленным круизконтролем и мультиплексной шиной, когда толстенный пучок из десятков проводов заменен всего двумя – силовым потолще и командным потоньше. Это значительно снизило применение дорогой меди, положительно отрази-лось на общей массе автобуса и позволило внедрить систему диагностики ходовой части. После вступления в силу в России ужесточенных экологических норм, шведские шасси K94IB стали приходить с 5-циллиндровыми дизелями Scania DC921 мощностью 310 л. с., естественно соответствующие Евро-3. С ними агрегатированы 8-ступенчатые коробки передач GR801 или 7-ступенчатые КП GR801R с ручным или автоматическим управлением. Перед тем, как поступить в продажу, «Круиз» собирают на производственнозаготовительном, сварочном, окрасочном и сборочно-доводочном оборудовании, которое поставлено такими германскими фирмами, как «Дюрр», «Айзенман», «Трумпф». Более того, автобус проходит всевозможные испытания и тестирования, где всесто-Рядом со сборочной линией располагается заготовительный цех48 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010С 2009 года на «Круизах» будут устанавливать мультиплексную проводкуКузов Голицынского лайнера – из коррозионностойких материалов КРУИЗУ готового каркаса проверяют качество сварных швов, если нужно, довариваютЗадний бампер установят после подсоединения шлангов и электрикиСтапели немецкого производства, оставшиеся после лицензионной сборкиПосле окраски вклеивают остекление, и автобус какое-то время не беспокоятФинальным аккордом является заправка эксплуатационными жидкостямиронне проверяются как техническое оснащение, так и качество сборки модели, что позволяет выявить скрытые дефекты и производственный брак. Чтобы остаться на плаву в период кризиса, заводчанам пришлось поломать голову над снижением стоимости модели. Так, вместо климатической системы в антикризисной модификаци использована проточная вентиляция через люк в крыше и оконные форточки. Наружные зеркала тоже ставили попроще и использовали дешевую обивку салона. Однако это не значило, что ряд удобств и оборудования ушли навечно – все, от чего отказались, просто перешло в список опций. Сейчас, с увеличением числа заказов, постепенно возвращаются к стандартному оснащению автобуса климат-контролем, но теперь вместослабенького кондиционера Thermo King SR-50S-W, вырабатывающего всего 14 кВт на холод и тепло, применили более мощную модель Thermo King SR-700 с выходными характеристиками – 23кВт на холод и 24кВт на тепло. Наряду с упрощением, в самые трудные месяцы «ГолАЗ» работал и над совершенствованием «Круиза». Так, недавно вышла северная версия с повышенной эффективностью отопления салона, утепленным моторным отсеком. Уже сейчас на сборочную линию завода поступают шасси Scania с двигателем Евро-4 и мультиплексной проводкой на кузове, позволяющей системе диагностики контролировать весь автобус от днища до потолка. Неожиданным для отечественных производителей туристов стало январское постановление правительства, кото-рое упразднило таможенные поборы на междугородные автобусы с двигателями Евро-4. Значит, импортные аналоги стали значительно дешевле. Однако маркетологи «Группы ГАЗ» уверены на сто процентов, что разница по стоимости между их лайнером и европейскими конкурентами все равно довольно существенна – сейчас «Круиз» оценен в 6,9 млн. руб. Так что на своей рыночной территории флагманская модель «Русских автобусов» по-прежнему чувствует себя уверенно. О чем свидетельствуют объемы производства – 50 машин в год, при том что в целом аналогичных моделей в России ежегодно продают не более 250 единиц. А недавно «ГолАЗом» был выигран тендер на 24 автобуса для санаториев Министерства здравоохранения.Технические характеристики ГолАЗ-52911 Длина, мм 12 060 Ширина, мм 2500 Высота, мм 3700 Общее количество мест 45+1, 47+1 Полная масса, кг 18000 Двигатель Scania DC921 Евро-3 объемом 8,87 литра Мощность, л. с. при об/мин 310 при 2000 Крутящий момент Н.м при об/мин 1400 при 1200–1300 Scania GR801, 8-ступенчатая, механическая или Коробка передач Scania GR801R, 7-ступенчатая электронноуправляемая Шасси Scania K94 IB 4X2 Рулевое управление ZF 8098 Климатическая система Thermo King SR-700 Объем багажного отделения, м3 11,5 Объем топливного бака, л 465 Шины, 295/80 R22,5 Цена, млн. руб. 6,9Кроме туристических «ГолАЗ-52911» в Голицыно собирают и «ЛиАЗы»ЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 49 автомобилиПРИЦЕПЫОЛЕГ ПРОХОРОВ обозреватель журнала «Рейс»ПОД НАДЕЖНОЙ КРЫШЕЙЕще пару лет назад адаптировать безбортовой полуприцеп под международные перевозки было затратно и сложно технически. Сейчас с появлением сдвижных крыш эта задача значительно упростиласьереходя от внутрироссийских к международным перевозкам, отечественные транспортные компании сталкиваются с проблемой отсутствия подходящего подвижного состава. Тот прицепной транспорт, что эксплуатируют на наших дорогах, зачастую не пускают в Европу. Причина в необходимости получения таможенного сертификата международного перевозчика, действительного в 50 странах. В основе его лежит таможенная конвенция, разработанная Европейской экономической комиссией ООН еще в 1975 году. И если взять правила, которые50 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010Проще всего, а главное дешевле, переоборудовать бортовой полуприцепПсуществовали до нынешнего года, то тентованный полуприцеп считается пригодным к международным перевозкам, только когда он удовлетворяет целому ряду технических требований. Основное из которых – конструкция кузова должна полностью исключить всякую возможность проникновения внутрь посторонних без видимых повреждений. Потому так сложилось, что максимально пригодные к международным перевозкам оказались тентованные бортовые модели полуприцепов. У них изначально крыша не имеет разделения с боковыми поверхностями, и тент приразгрузке сдвигается к передней стенке целиком. Из небольшого перечня работ по доведению полуприцепа под TIR – установка дополнительных скоб крепления тента на угловых стойках и передней стенке. Сложнее обстоят дела с безбортовыми шторными полуприцепами – их натяжные механизмы боковин тента, крыши должны быть укрыты тентом, края которого необходимо фиксировать ремнями и стальным тросом. У всех моделей прицепов трос не должен прерываться на всей протяженности, а его концы убираются в специальный карман возле заднего клапана Шторному прицепу без дополнительных доработок за границу путь заказанВсе мировые производители прицепной техники для международных перевозок изготавливают бортовые полуприцепы - с ними меньше хлопот при сертификацииНатяжные механизмы боковин тента должны быть надежно спрятаныБолты петель распашных ворот приваривают к задним стойкамКонцы стальных тросов убирают в специальный карман и пломбирутВ начале переделки крепят направляющие подвижных роликовЭластичный элемент крыши изготовлен из плотной резиновой лентыУ каждого производителя сдвижных механизмов свои типоразмерыили распашных ворот. Два наконечника стального троса (обязательно в прозрачной оболочке) должны быть закреплены таким образом, чтобы контрольная лента продевалась через их сердцевину. Такая сложная конструкция не допустит проникновения внутрь полуприцепа воришек без применения инструмента (ножа, кусачек или ножниц по металлу).Не все потеряноС возросшим спросом на международный транспорт под требования TIR массово начали переделывать тентованные безбортовые шторныеполуприцепы. Бум подобных переоборудований пришелся на 2003–2007 год, когда техники катастрофически не хватало, и транспортные компании цеплялись за каждую соломинку. Под переделку шли модели всех производителей, лишь бы прицепы были в надлежащем техническом состоянии. В зависимости от исполнения кузова и по сей день предлагают несколько вариантов переоборудования фуры. В первом случае - верхние крепления тента шторного полуприцепа снимаются, а боковины привариваются к крыше. Натяжной механизм закрывается дополнительными клапанами(нахлестами тента). При расчехлении кузова полуприцепа тентовая боковина будет двигаться вместе с крышей. Во втором – верхние крепления шторного полуприцепа закрываются специальным клапаном из ткани ПВХ в цвет боковин тента. Вертикальные натяжные устройства также закрываются дополнительными клапанами. По всему периметру тента устанавливается дополнительная фурнитура, соответствующая таможенным требованиям. В этом варианте функции шторного полуприцепа сохраняются, то есть боковая часть тента и крыша двигаются раздельно.ЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 51 автомобилиПРИЦЕПЫУстановить удобную сдвижную конструкцию крыши могут как на 14-метровые фуры, так и на малотоннажный транспорт с длиной кузова 4-5 метровРезиновые складки не протирают и не рвут ПВХ-материал крышиШвейная машинка с электромотором, ведь строчка достигает длины в 14 мКорейская ПВХ-ткань для тента стоит немного дешеле европейскойТент можно усилить антивандальной лентой, ножом ее не разрежешьВсегда в наличии несколько особенно популярных цветов ПВХ-тканиТак выглядит оригинальная крыша немецкого производителя Koegel52 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010И последний вариант, когда крыша полуприцепа не сдвижная металлическая – верхние крепления боковых штор закрываются специальными клапанами из ткани ПВХ в цвет боковин тента, которые монтируются к крыше пластиной. Боковина тента при этом остается сдвижной. Два последних варианта переоборудования шторных безбортовых полуприцепов под TIR приносят много неудобств при эксплуатации, так как в процессе переделки кузов приобретает большое количество нахлестов тента, скрывающих натяжные механизмы и соединения тента с крышей. Что приводит к значительному увеличению времени погрузки-разгрузки, ведь расчехлить полуприцеп в одиночку становится непростой задачей. Несмотря на все сложности с разгрузкой, транспортные компании идут на эти жертвы, так как прицепы становятся одновременно пригодными для России и Европы. А это, несомненно, упрощает задачи отечественным логистам. Хотя, какизвестно, между странами Евросоюза границы условны, а единое экономическое пространство упрощает процедуру транзита. Потому таможние перевозчики не заморачиваются с получением сертификата TIR. А значит, и европейские производители прицепов не утруждали себя изготовлением тентованной безбортовой техники под TIR. Ведь помимо технического аспекта есть еще и необходимость в получении таможенного сертификата по типу конструкции. Одним из первых модель шторного тентованного полуприцепа для международных перевозок показал в России признанный европейский лидер Schmitz Cargobull (См. «Рейс» №8 за 2009 г.). Модель S.CS Universal от Schmitz в исполнение TIR обеспечивается специально разработанным креплением тента крыши, защитными пластинами на штангах для натяжения тента, а также проушинами и скобами для продевания таможенного шнура. Чтобы снизить вероятность доступа к грузу через стыковочные от- МнениеЮЛИЯ ВОРОНИНА директор ООО «ВЕЛЕС» – Мы работаем на российском рынке с марта 2003 года. В числе выполняемых нами работ: замена боковин тентов, замена крыши тентов, таможенный или простой ремонт порывов тентов, увеличение или уменьшение высоты тентов, переделка полуприцепов под TIR и т. д. Для изготовления тентов наша компания в основном использует ткани ПВХ – Sioen – производство Бельгия и Ferrari французского изготовления, а также некоторые корейские. На российском рынке есть материалы и отечественного производства, но их качество пока не дотягивает до европейского. Сейчас очень активно продвигают свою продукцию китайские и корейские изготовители. Цена их тентов может быть значительно ниже, соответственно и качество также страдает. При покупке нужно хорошенько подумать, стоит ли брать ПВХ-материал, способный прослужить несколько месяцев. Однако, в отличие от китайцев, предлагающих только дешевую продукцию, корейцы выпускают и качественные тенты, они стоят чуть меньше европейских. Прослужить ткань способна до пяти лет и более. О качестве материала говорит его ремонтопригодность, если производитель дает гарантию восемь лет, то все годы тент можно заклеивать, какие бы по размерам повреждения он не получил.Хранить некоторые комплектующие крыши проще смотанными в рулоныУстановка нового механизма на прицеп занимает один-два рабочих дняДля сварки тентов применят швейцарское оборудование LeisterДля нанесения рекламы на тенты используют краски Marabuверстия, инженеры встроили в край тента натяжной трос, предотвращающий возможность поднятия тента над профилем крыши, а секторы натяжения тента на передние и задние штанги прикрыли стальными пластинами. Помимо этого сам тент полуприцепа может быть с внутренним усилением для защиты от краж, его сложно разрезать более чем на 10 сантиметров. Да и в базовой комплектации на смену старому тенту из ПВХ, который особенно в холодную погоду терял свою эластичность, пришел новый более эластичный трехслойный тент-штора, обладающий повышенной износостойкостью и прочностью на разрыв за счет особой технологии переплетения волокон. При всех своих плюсах у модели один существенный недостаток – высокая цена. А в нынешних непростых экономических условиях это становится непреодолимым препятствием для многих. Потому, чтобы свести концы с концами, перевозчики приобретаютподержанную технику и, если необходим международный транспорт, переделывают ее и уже имеющуюся. Только вот бывшая в употреблении фура редко бывает в идеальном состоянии. Как правило, вместе с полуприцепом перевозчик приобретает кучу неисправностей, успевших появиться за время нещадной эксплуатации предыдущим владельцем. Страдают, в том числе, и сдвижные механизмы крыши, которые у каждого производителя свои. Все крупные изготовители уже давно поняли, что иметь большую маржу с продажи техники, увы, не удается – слишком велика конкуренция. А вот заработать на обслуживании, привязав клиента к определенным станциям, вполне реально. Потому-то сейчас даже поставку запасных частей российские представительства европейских гигантов, убрав с рынка посредников, взяли в свои руки. Конечно, им проще опознать запчасть по VIN-номеру полуприцепа и заказать ее на собственном заводе. Вот только занимаетПишут на тентах обычным валиком по заранее вырезанным трафаретамТент под TIR должен иметь таможенную ленту на каждом швеЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 53 автомобилиПРИЦЕПЫМнениеАЛЕКСАНДР РЫЧКОВ Главный инженер ВО «Изотоп» – Автопарк нашего предприятия – это грузовики MAN с длиной кузова: 9; 7,5 и 6 метров. Кроме того, есть и одноименные седельные тягачи с полуприцепами. Чтобы уменьшить время погрузки/разгрузки, мы оснастили девять кузовов машин и прицепов сдвижными крышами. Но прежде, чем переоборудовать транспорт, мы построили грузоподъемный механизм – пятитонный тельферный подъемник с 10-метровой погрузочной высотой. Он позволил нам загружать и разгружать тяжелые по массе и небольшие по габаритам грузы через верх кузова, без привлечения другой техники. В результате мы экономим от 40 до 50 процентов времени за счет уменьшения простоев техники на погрузке. Пока мы используем транспорт только по России, но в ближайшей перспективе собираемся осуществлять международные перевозки. За рубеж пойдут те же машины, что ходят сейчас по отечественным дорогам, так как конструкция кузова соответствует международным стандартам грузоперевозок. Потому, в дополнение к уже имеющимся, мы собираемся оснастить сдвижными крышами еще четыре кузова.Перед укладкой тента проверяют работоспособность складного механизмаСварку ПВХ-материала теплым воздухом производят на полу ангараКаждый сантиметр материала должен быть надежно зафиксированПрижать посильнее нагретый ПВХ-материал помогает роликВ уже готовые прорези продевают кожаные ремниРемешками тент будет зафиксирован на поперечинах крышиэто не меньше трех недель, а техника в это время стоит у забора. Отчего, есть случаи (и их немало), когда перевозчики переделывают шторный прицеп в обычный тентовой – выкидывают сдвижной механизм, наглухо сваривая стойки боковин и крышу, лишь бы он по быстрее встал в строй.Крыша поехалаОстрая потребность в универсальном транспорте вызвана не только конкуренцией. Она продиктована необходимостью частого выполнения погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах, загруженных складских комплексах, на крупных и средних железнодорожных узлах, в строящихся и реконструируемых грузовых терминалах местных и международных аэропортов. В последние три-четыре года на рынке появились54 РЕЙС ЯНВАРЬ 2010компании, устанавливающие сдвижные крыши и фурнитуру альтернативных производителей. Даже взамен уже имеющихся, если, например, полуприцеп попал в аварию, и оригинальных запчастей днем с огнем не сыщешь. При ее монтаже на тент наваривают дополнительные усиления и устанавливают ремешки для крепления к сдвижной крыше. Особенность конструкции в том, что крыша и боковины движутся вместе со сдвижным механизмом, оголяя каркас. Чтобы механизм легко работал и тент крыши складывался гармошкой, материал ПВХ не должен быть плотнее 650 г/м2, при этом плотность боковины остается стандартной 900 г/м2. Если необходим вариант TIR, то каждый шов соединенного ПВХматериала должен быть закрыт специальной лентой – показывающей таможенникам, что тент переделывалив заводских условиях. В противном случае транспорт не пропустят через границу. Потому при покупке нового или подержанного полуприцепа нужно обращать на это внимание, ведь зачастую фуры из Европы приходят к нам без заделки швов. Причина проста, как говорилось ранее, между странами Евросоюза границы условны, и производителю нет смысла тратиться на таможенную ленту. Кстати, установить сдвижной механизм крыши могут не только на 14-метровые полуприцепы, но и на небольшие грузовички с длиной кузова в 4–5 метров. Что позволит значительно ускорить погрузочно-разгрузочные работы. Ведь преимущества этой конструкции очевидны: помимо простоты использования, нет отдельно движущихся боковин, а если техника поедет за рубеж – нет нужды в использовании Закинуть новый тент на полуприцеп проще с подъемным механизмомПосле того как к тенту припаяют все ремешки, и если необходимо, нанесут рекламную информацию, – им укрывают полуприцепУкрыть полуприцеп – операция не из легких, нужна целая бригадаЧтобы крыша не уехала, ее крепят к передним поперечинам цепямиДлина подвижной крыши в сложенном состоянии – около двух метровлишних клапанов дорогостоящей фурнитуры и длиннющего стального шнура. К тому же, сам сдвижной механизм изготовлен из качественного пластика и плотной резиновой ленты, и потому тент крыши не перетирается в местах их соприкосновения. Что всегда случается на полуприцепах со стальным механизмом крыши. Через дыру в ПВХматериале внутрь кузова начинает лить вода, и перевозчик зачастую попадает на неустойки за испорченный груз. Металлические элементы сдвижной конструкции крыши требуют еще и ровной разгрузочной площадки, даже незначительный перекос кузова может вызвать заклинивание подвижных роликов в направляющих. До недавнего времени одна компания могла устанавливать 40 сдвижных механизмов в месяц, сейчас эти объемы значительно уменьшились. Дешевле всего будетоборудовать сдвижной крышей бортовой полуприцеп, даже при условии доведения его до норм международных перевозок. Стоимость оснащения двигающейся крышей складывается из нескольких составляющих. Например, при длине сдвижной крыши 13,6 м новый тент с ремешками, в зависимости от материала, будет стоить от 34 до 46 тысяч рублей. Целиком же сдвижная крыша на всю длину полуприцепа обойдется в 85 тысяч рублей. При переделке прицепа, проводя работы с тентом, на него могут нанести рекламу транспортной компании или другую полезную информацию. Если раньше для саморекламы необходимо было оформлять разрешение, то сейчас ездить с собственным логотипом на борту можно совершенно свободно. Такое продвижение собственного бренда сейчас пользуется большим спросом.Справиться со сдвижным механизмом легко сможет даже один водительЯНВАРЬ 2010 РЕЙС 55