92
93
94
95
спецтехникаОБЗОРКнязи в грязиОни – элита среди автокранов. Беря на крюк гораздо больше, чем машины на универсальных автомобильных шасси, многоколесники к тому же могут работать буквально на болотена чемпионство по проходимости или грузоподъемности – в этих дисциплинах королями всегда были и остаются машины на гусеничном ходу. Однако титул, пусть и не короля, но уж точно князя, способного хорошенько помесить грязь, многоосный пневмоколесный кран, без сомнения, заслуживает. И преимущества его перед собратом с лязгающими стальными лентами вместо резиновых шин очевидны: отработав, такой кран может смело уезжать на другой объект, тогда как гусеничник, доставляемый на стройку в разобранном виде на нескольких полуприцепах, оправдывает себя лишь при долговременной работе на одной территории. Если же объект92 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010С шасси отнюдь не претендуюттрого говоря, краны на спец-находится в сотнях верст от ближайшей дороги с твердым покрытием, что на просторах нашей необъятной Родины с весьма неразвитой дорожной сетью не редкость, гусеничный кран не выгоден. На платформе его не доставить, а долгое и разорительное для подрядчика путешествие самоходом съест добрую часть ресурса машины. Другое дело – автокран на спецшасси, способный в транспортном режиме с минимальной нагрузкой на узлы и агрегаты развиватьдо 80 км/ч. Разумеется, многоколесный богатырь, особенно способный поднимать значительный вес (например, 1200 тонн), стоит гораздо дороже 40-тонника на шасси массового трехосного грузовика, да и на проезд по дорогам общего пользования, как правило, ему надо получать разрешение в ГИБДД. Но для ряда работ приходится покупать или арендовать именно такой, ведь обычный автокран не способен работать на бездорожье, например, при монтажеСтоимость с НДС 18%, тыс. руб. 3490 5000 6500 10 950 7990 договорнаяТехнические характеристики кранов «Ивановец» Модель Базовое шасси Грузоподъемность, т Длина стрелы (с гуськом), м КС-54711-1 БАЗ-8029 25 21,0 (28,0) КС-54712 БАЗ-80311 25 30,1 (37,1) КС-54713 БАЗ-80311 40 37,8 (45,8) КС-6973 БАЗ-6909.8 (8х8) 50 30,0 (45,4) КС-6478 БАЗ-80291 50 34,0 (48,5) КС-8973 КШ-8973 100 41,4 (57,4) КРАНЫ НА СПЕЦШАССИКС-6973 Технические характеристики кранов «Ивановец» Модель КС-6973Б Базовое шасси БАЗ-69098 Колесная формула 8x8x4 Двигатель ЯМЗ-7511.10-06 Мощность двигателя, кВт (л.с.) 294(400) Грузоподъемность, т 50 Грузовой момент, тм 154 Вылет стрелы, м 2,8-28 Высота подъема, м С основной стрелой 10-30,3 С гуськом 46 Длина стрелы, м 10,6-31 Длина гуська, м 15 Скорость подъема (опускания) груза, м/мин 0,16-3,9 Макс. скорость подъема (опускания) пустого крюка, 0,32-7,8 м/мин Скорость посадки, м/мин 0,2 Частота вращения, 1/мин 1,38 Скорость передвижения, км/ч 60 Размеры в транспортном положении, мм Длина 13 450 Высота 3850 Ширина 2500 Полная масса с основной стрелой, т 41,61 Распределение нагрузки на дорогу, т.с. Через шины передних колес тележки 9,77 Через шины задних колес тележки 21,75КС-8973 спецшасси БАЗ 10x8 ЯМЗ-8424.10-08 345,5(470) 100 300 2,8-36 41,4 56,4 13-41,4 10-16 5,2-13 40 0,2 0-2,4 70 15 040 3910 2990 60 12 12КС-54713КС-6478КС-54712нефте- и газопроводов, установке вышек сотовой связи в полях, лесах и горах, поднимать тяжелые (более 50 тонн) грузы. Все это – сфера применения машин на спецшасси, которые незаменимы при монтажедемонтаже производственного оборудования в цехах заводов или сборке башенных кранов. Мало того, многоосное полноприводное шасси, в отличие от обычного, позволяет с ювелирной точностью маневрировать в ограниченном пространстве, например, при выполнении работ внутри строящихся объектов. Кроме того, краны на специальном шасси успешно конкурируют с гусеничными при строительстве дорожных развязок, мостов и т. д., а с башенными – при возведении многоэтажных зданий. При этом высоко ценятсявездеходные качества таких машин и способность их работать в условиях низких температур. В России до семидесятых годов прошлого века краны на спецшасси выпускали исключительно на предприятиях оборонного комплекса и применяли сугубо для решения спецзадач. Обеспечить в полной мере потребности гражданского сектора заводы ВПК не могли физически, а освоение природных запасов Сибири, строительство БАМа, прокладка нефте- и газопроводов все больше требовали надежной высокопроходимой техники большой грузоподъемности, способной работать на суровом морозе. Тогда пустующую нишу стали заполнять иностранцы – немецкая компания Liebherr начала поставки в Россию своих кранов на спец-шасси. Примерно в то же самое время в СССР начали поставлять и японские многоосные краны фирмы КАТО, однако их объем продаж был скромнее. Сегодня российский рынок кранов на спецшасси между собой делят Liebherr, Terex, Sennebogen, Grove и Tadano. Из отечественных производителей в данном сегменте свою продукцию представляет только «Ивановкая марка». Ее крановые установки монтируют на специальное шасси Брянского автозавода. Это 25-тонный КС-54711 на шасси БАЗ- 8029 и два крана грузоподъемностью 50 тонн: КС-6478 на шасси БАЗ-80291 и КС-6473Б на шасси БАЗ-69098 с колесной формулой 8х8. Линейка продукции зарубежных производителей гораздо шире. Однако по статистикеФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 93 спецтехникаОБЗОРКС-54711-1 Технические характеристики крана «Ивановец» Модель Базовое шасси Колесная формула Двигатель Мощность двигателя, л.с. Грузоподъемность, т Грузовой момент, тм Вылет стрелы, м Высота подъема максимальная, м Высота подъема при максимальном вылете, м Вылет при максимальной грузоподъемности, м Длина стрелы, м Количество гидронасосов Количество секций Максимальная глубина опускания, м Масса груза, при которой допускается телескопирование стрелы Скорость подъема/опускания груза до 4,5 т, м/мин Скорость посадки груза, м/мин Частота вращения поворотной части, об/мин КС-54711 БАЗ-8029 6х4 КАМАЗ-740.31 240 25 75 2,00-19,70 21,30 8,00 3,20 9-21 1 3 15,00 в пределах грузовых характеристик 13,6 0,2 0,2наиболее востребованы на российском рынке краны грузоподъемностью от 100 до 300 тонн. Зарубежные краны одного класса и цены обладают примерно одинаковыми техническими характеристиками и отличаются лишь нюансами конструкции. Так, большинство современных крановых установок имеют стрелы с секциями овального сечения. В отличие от распространенных прежде прямоугольных, овальные стрелы обладают большей жесткостью и меньшей массой, что позволяет при прочих равныхАТ 40/32-2условиях увеличить длину телескопа на добрый десяток метров. Кстати, одной из первых стрелы овального сечения применила именно компания Liebherr. Она же предложила потребителям и гусек с возможностью регулировки наклона, управляемый отдельным гидроцилин тема выдвижения стрелы тросовым приводом сегодня практически осталась в прошлом. Ее место заняла гидравлика – выдвижение телескопа отныне осуществляется одним мощным многоступенчатым гидроцилиндром. Гидропривод не только упростилAT 70/46конструкцию механизма выдвижения секций стрелы, но и сделал его надежнее: меньше деталей – меньше поломок. Компьютерная система управления крановой установкой и шасси с обменом данных по мультиплексной шине упразднила многокилометровую электропроводку. Благодаря инновационной технологии кран находится в режиме непрерывного самотестирования, способен совершать сложные маневры в ограниченном пространстве, с ювелирной точностью подавать грузы. Кстати, о маневренности.АТ 90/58Технические характеристики крана Luna Модель AT 40/32 (Испания) Тип шасси Колесная формула 4х4х4 Изготовитель шасси Mercedes-Benz OM906LA 205 kW Двигатель (278 л.с.) Евро-3 Грузоподъемность, т 40 Длина стрелы (количество секций), м 32 (4 секций) Длина гуська (количество секций), м 15 (2 секции) Угол наклона гуська, град. Рабочая зона, град. 360 Полный опорный контур, мм 6400х6000 Масса стандартного противовеса, кг 5000 Полная масса, кг 24 000 Габаритные размеры в транспортном 10 610х2490х3410 положении (длина, ширина, высота), мм94 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010AT 70/46 (Испания) all terrain crane/полноприводное вездеходное 8х6х8 LUNA EQUIPOS INDUSTRIALES, S.A. Mercedes-Benz OM501LA 290 kW (394 л.с.) Евро-3 70 46 (5 секций) 18 (2 секции) 0-15-30-45 360 8074х6350 9500 48 000 12 760х2550х3840AT 90/58 (Испания) 8х6х8 Mercedes-Benz OM501LA 315 kW (428 л.с.) Евро-3 90 58 (5 секций) 18 (2 секции) 360 8530х7000 20 000 48 000 13 000х2750х3890 КРАНЫ НА СПЕЦШАССИТехнические характеристики крана Grove Модель GMK 7450(США) GMK 6300 (США) GMK 5220 (США) GMK 5095 (США) GMK 4080-1 (США) Максимальная грузоподъемность, т 450 300 220 95 80 Длина основной стрелы, м 60,0 60,1 68 11,65 — 60,0 51 Максимальная длина гуська, м 70 51 37 10,0 — 22,0 21 Максимальная высота подъема, м 131,0 113,7 105 80 62.8 Нагрузка на ось, кг 12 000 12 000 12 000 12 000 12 000 Стрела 5 секций TWIN-LOCK 7 секций 6 секций Собственный вес, кг 84 600 71 999 58 300 60000 39463 Кабина поворотной платформы алюминиевая, наклоняемая (угол наклона около 20 град.) Противовес, т 120 50 51 11,8т (транспортная конфигурация) 9,3 из нескольких секций Mercedes-Benz OM906LA, Mercedes-Benz OM906LA, Mercedes-Benz OM904LA Двигатель поворотной платформы привод от двигателя шасси 6 цилиндров, 258 л.с. 6 цилиндров, 231 л.с. (EUROMOT), 4 цилиндра, 110кВт 4 выносные опоры с вертикальными 4 гидравлические балки с вертикальными 4 выносные опоры с вертикальными Аутригеры гидроцилиндрами опор и подпятниками цилиндрами и подставками гидроцилиндрами опор и подпятниками Mercedes-Benz OM502A, Mercedes-Benz OM502LA, Mercedes-Benz OM502LA Mercedes-Benz OM501LA, Двигатель шасси 8 цилиндров, 571 л.с. 8 цилиндров, 571 л.с. (EUROMOT), 8 цилиндров, 380кВт 6 цилиндров, 389 л.с. Шины 14 шин, 14.00R25 12 шин, 14.00R25 10 шин, 14.00R25 14,00R25 8 шин, 14.00R25 Кабина шасси алюминиевая из оцинкованной стали алюминиевая Максимальный угол 36 12 50 72 70 преодолеваемого подъема, % Угол наклона стрелы, град. от -1,2 до +82 50 от -1,5 до +83 от -3 до +83 от -3 до +82Благодаря компьютерному управлению трансмиссией длиннобазные машины на многоосных шасси с управляемыми мостами могут, подобно крабу, двигаться боком. Достигается это поворотом колес каждой оси на строго рассчитанный компьютером угол. Трудно поверить, но многометровая машина может без заноса задней или передней частей вплотную притереться к стене или отъехать от нее. Вообще большинство режимов движения крана заложены в программу компьютера и активизируются операторомGMK 7450одним нажатием кнопки. Например, при движении крана по просеке, на которой остались пни, дорожный просвет увеличивается. Если же крану предстоит пройти под мостом или в невысоком тоннеле, машина приседает. Весьма полезна функция выравнивания уровня горизонта платформы при движении крана по откосу. Дело в том, что крановая установка имеет большую массу, ее центр тяжести расположен высоко над землей, а значит, при сильном крене надстройка может опрокинуть даже устойчивое, многоосное шасси.GMK 4100Отметим, что, в отличие от стандартного автомобильного, сложное специальное шасси требует особого подхода в обслуживании и ремонте. Для выполнения некоторых операций необходимы дорогой оригинальный инструмент и приспособления. Мало того, исчерпывающая техническая информация об особенностях конструкции, как правило, свободно не доступна, что в принципе верно, так как сложная техника дилетантов не терпит.Антон УткинGMK 5095GMK 5220Liebherr LTM150-8.1Liebherr LTF1060-4.1ФЕВРАЛЬ 2010РЕЙС95