автомобилиПРИЦЕПЫS.PRСС ПЛЮСОМSchmitz Сargobull не перестает удивлять своей плодовитостью. В мае 2009 года состоялась презентация шторного полуприцепа S.CS Universal, и вот опять новинка – тентовый бортовой полуприцеп S.PR+ейчас, в кризис, как и год назад, в Европе безоговорочным лидером по продаже прицепов является Schmitz Сargobull: в его копилке 54,7%. Второе место (25,6%) у земляка Krone, бронза (12,7%) у Koegel, а замыкает список Sonstige – в его активе всего 6,9%. Чтобы подстегнуть перевозчиков к более активным действиям и еще больше укрепить свои позиции на рынке, Schmitz Сargobull изготавливает новинку за новинкой. Одной из последних стал тентованный бортовой полуприцеп S.PR+, явившийся, по сути, улучшенной версией уже выпускаемого полуприцепа S.PR. По сравнению с предыдущей моделью, были усилены продольные лонжероны рамы – толщину полки увеличили на пару миллиметров. До этого в Schmitz Сargobull раму делали из двутаврового56 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010профиля высотой 210 мм, шириной 116 мм и толщиной 9 мм. Лонжероны с траверсами, как и прежде, соединяют болтами-заклепками с фирменным силуэтом слона на круглой шляпке. Помимо крепления лонжеронов большинство кронштейнов навесного оборудования прикручено к раме такими же болтами. Это значительно упрощает ремонт, ведь открутить гайку намного проще, нежели срезать или высверлить заклепку. Сварку используют только для крепления к нижней полке двутавра опорных кронштейнов полурессор подвески. Перед отправкой на сборочный конвейер раму оцинковывают. Благодаря этому стойкость к коррозии, а значит, и срок службы полуприцепа увеличиваются в разы. Вот только на заводах Schmitz Cargobull такое производство отсутствует: после сварки рамы отправляются на другоепредприятие, а по возвращении они приобретают характерный цинковый блеск. По приходу на завод каждый сантиметр рамы обследуют на качество покрытия. Тесты нового остова полуприцепа, проведенные на испытательном стенде, а также многочисленные длительные дорожные испытания показали, что рама будет служить долго и при эксплуатации техники на дорогах с плохим качеством покрытия, даже если движение с полной загрузкой полуприцепа совершается регулярно. В этом случае основная нагрузка на раму приходится в районе крепления осевого агрегата, поэтому к лонжеронам нового S.PR+ приварили дополнительные усилительные консоли. За счет этого силы, воздействующие на хребет полуприцепа через воздушные подушки подвески, распределяются по нему равномернее. Основная функция подвески, которая особенно важна при плохих дорожных условиях, – эффективная амортизация для сохранности гру- SCHMITZ S.PR+Как и на других моделях, на S.PR+ установлены опорные ноги JostЧтобы легковушка при ДТП не заехала под полуприцеп и тем самым не лишилась крыши, устанавливают противоподкатный брусВ заднем свесе – корзина на одно или два запасных колесаБорта изготовлены из анодированного алюминия с регулируемыми замкамиТеперь в распоряжении водителей бак с водой и отделение для газовой плиткиза и защиты транспортного средства от повреждений. Конструкторы учли эти требования при разработке новой пневмоподвески, увеличив ее высоту и, соответственно, ход. Теперь при изготовлении полуприцепов S.PR+ вместо прежних 350-миллиметровых применяют только воздушные подушки диаметром 300 мм с большим внутренним давлением. Более жесткие пневмобаллоны в новой подвеске стали лучше проглатывать неровности. Благодаря симметричному расположению подушек и увеличенному ходу полурессоры, от колес на раму передаются меньшие силы, что также снижает ее изгибающие и скручивающие моменты. Еще недавно хронической болезнью всех тентованных моделей был верхний болт крепления амортизатора: гайка болта регулярно откручивалась, и болт вываливался, что приводило к выходу из строя дорогостоящего устройства, гасящего колебания подвески. В Schmitz Сargobull нашли оптимальное решение этой проблемы: ин-женеры разработали болт с меньшим шагом резьбы, что позволило увеличить момент затяжки. Тесты, проведенные на испытательном стенде, доказали живучесть новых креплений. Осевые агрегаты для полуприцепов в Schmitz изготовляют собственными силами. Особенностью этих осей, получивших название Rotos, является крепление ступичного узла к центральной балке. Классическую дуговую сварку здесь не применяют. Металл разогревают с помощью трения, прижав балку к оси ступицы и вращая две детали в противоположных направлениях. От высоких сил трения происходит нагрев металла и его сваривание. Похожую технологию используют на моторных заводах при изготовлении выпускных клапанов. Главное здесь – высокоточное, весьма дорогостоящее оборудование, способное в нужном месте остановить вращающиеся детали. Появлению собственных осей предшествовало увеличение объемов производства всей гаммы полуприцепов. Только за 2007-2008 годы немецкийпроизводитель выпустил более 66 500 полуприцепов различных моделей: самосвальных, изотермических и тентованных. Во многом причиной таких высоких темпов роста стали российские потребители, являющиеся одними из лидеров среди импортеров полуприцепов марки Schmitz. По понятным причинам большинство производителей осей оказались неспособны бесперебойно обеспечивать производство. Ведь в сытые докризисные годы такт на посту установки осей составлял всего 4 минуты, а каждые 15 минут из ворот предприятияГайки верхних креплений амортизаторов откручиваться больше не будутФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 57 автомобилиПРИЦЕПЫПолуприцепы Schmitz S.PR+ уже эксплуатируются в России. При заказе техники на заводе в Альтенберге на тент можно нанести контактную информациюКузов предусматривает погрузку в два яруса на специальных балкахРаньше ролики сдвижной крышы частенько заклинивало в направляющихУ новой конструкции крыши ролики на шарикоподшипникахПри изготовлении техники стыки пола обязательно заполняют герметикомвыходил готовый полуприцеп. В заложниках бурной динамики развития оказались производители комплектующих, не успевающие подвозить запчасти. Потому-то в 2004 году в конструкторском подразделении Schmitz Cargobull начали разработку собственных осей. Сегодня ими оснащают более половины выпускаемой техники. С конвейера вспомогательного производства сходит 480 осей в сутки, а в 2009 году была выпущена 200-тысячная ось Rotos. Конечно, у перевозчиков остается и альтернатива – именитые SAF, BPW, а также оси Mercedes.Теперь в Schmitz устанавливают 300-миллиметровые пневмобаллоны58 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010Большинство осевых агрегатов оснащают дисковыми тормозами, за исключением некоторых модификаций для самосвальных полуприцепов. Установленные диски диаметром 430 мм делают полуприцеп унифицированным с тягачом. Уже более 10 лет европейские производители грузовиков оснащают свои магистральные тягачи только дисковыми тормозами. Иногда они доставляют много хлопот российским перевозчикам. Из-за плохого качества дорог такой узел часто выходит из строя, а ремонт его весьма дорогостоящий. Поэтому при создании оси Rotos эти проблемы постарались устранить. Конструкторы за счет применяемых материалов и благодаря инновационной системе вентиляции существенно снизили рабочую температуру диска. Следовательно, он не будет так сильно деформироваться при резком охлаждении, когда колесо полуприцепа попадет в лужу. Управляет тормозными механизмами пневмопривод производства Wabco или KnorrBremse. С осями Rotos устанавливают электронную систему управления тор-мозами EBS, а также систему RSP (Roll Stability Program), предотвращающую опрокидывание и работающую независимо от тягача. Точно установить оси на раме помогают тележки с выверенными межосевыми расстояниями, в которых изначально фиксируют оси. Благодаря такому способу можно исключить ошибки при установке, а следовательно, повышенный износ резины и плохие ходовые качества. Размеры полурессор Schmitz Cargobull под пневмобаллонами адаптированы для России. В стандартном исполнении их ширина 100 мм при толщине 40 мм, как у конкурента BPW в усиленном исполнении (Heavy Duty). Разнесенные близко к колесам пневмобаллоны подвески (их изготавливает Goodyear) уменьшают поперечные колебания полуприцепа. В Европе все больше деталей и узлов изготавливают необслуживаемыми на весь срок эксплуатации техники. Schmitz Cargobull не исключение: подшипники осей не требуют смазки каждое ТО, при замене тормозных дисков их не придется демонтировать. Производитель SCHMITZ S.PR+Производство техники Schmitz начинается с изготовления рамСобранный осевой агрегат на конвейер доставляет подъемник, специальная тележка обеспечивает необходимые для крепления межосевые расстоянияНа открытой площадке хранятся многочисленные комплектующиеОтдельная линия отведена под изготовление фирменных осей RotosВ отличие от BPW, Schmitz применяет круглую балку осигарантирует 6 лет безупречной работы, или 1 млн. км пробега. И это касается не только подшипников – гарантия распространяется на оси целиком. Для тех перевозчиков, кто возит тяжелые, но малогабаритные грузы, немцы изготовили усиленное шасси S.PR+ с нагрузкой на ось погрузчика 8 тонн. Другой вариант оснащения шасси – встроенные заподлицо контейнерные фитинги Twistlock для транспортировки двух 20-футовых или одного 40-футового контейнеров. При этом сохраняется возможность использовать S.PR+ и для перевозки обычных грузов. Для тех, кто эксплуатирует трехосные тягачи, Schmitz Cargobull предлагает полуприцепы с удлиненной шейной частью рамы – у них расстояние от шкворня до опорных домкратов составляет 2650 мм. При этом колесную базу полуприцепа также пришлось увеличить до 8130 мм, чтобы нагрузка распределялась равномернее. Конструкторские изменения в S.PR+ коснулись не только ходовой части и рамы, дополнительную прочностьнадстройке (кузову) придают серийно устанавливаемые оцинкованные стальные угловые стойки. Двустворчатая алюминиевая задняя дверь теперь крепится к воротам на петлях с моношарнирами – оси петель опираются на пару пластиковых легкозаменяемых втулок, которые выполняют функцию подшипников скольжения. Они также прошли испытания на других типах полуприцепов, и в случае повреждения дверные петли могут быть быстро демонтированы. Новая портальная дверь, по сравнению с откидными бортами, имеет два преимущества: во-первых, она обладает достаточной прочностью для фиксации груза, а вовторых, это готовая защита от краж, поскольку, в отличие от тента, дверь не так-то просто разрезать. Боковые борта из анодированного алюминия высотой 620 мм (опционально 720 мм) с регулируемыми стяжными запорами, придающими дополнительную прочность кузову и позволяющими фиксировать к ним груз. Кроме того, на внешней раме есть 13 или 26 пар крепежных проушин, к нимгруз фиксируют лебедками. Для боковой фиксации груза на выбор предоставят четыре или пять рядов вставных перекладин обрешетки тента. В Schmitz доработали и конструкцию сдвижной крыши с профилем высотой 125 мм, основной проблемой которой было заедание подвижных роликов в направляющих. Теперь на S.PR+ механизм открывания оснащен роликами на подшипниках качения, что позволит без особых усилий открывать/сдвигать крышу даже в условиях экстремально низких температур. ОднимПоследний штрих – установка фирменного логотипаФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 59 автомобилиПРИЦЕПЫПо магнитным полосам как по рельсам ездят роботы, доставляющие запчастиПроизводителю, выпускающему огромное количество серийной техники, необходим испытательный центр новых моделей. Ведь цена ошибки очень великаКаждый новый узел Schmitz проходит целый комплекс испытанийиз интересных новшеств S.PR+ является продуктовый ящик, в который встроены бак для воды, крепление для газовой плитки, а также две отдельные полки. Однако вместо «полевой кухни» на новом полуприцепе можно поставить и обычный палетный ящик для 24 или 30 поддонов. Чтобы защитить задний каркас кузова при парковке в Schmitz предложат установить роликовые или резинометаллические отбойники. А опознава-тельным знаком нового поколения S.PR+ будет служить новый кронштейн крепления фонарей, изготовленный из высококачественной нержавеющей стали. Он является не только отличительным признаком новой модели, но и выполняет защитную функцию для задней светотехники. Несмотря на все изменения в конструкции полуприцепа, цена S.PR+ будет аналогична или же в зависимости от комплектации даже ниже цены S.PR.ИспытанияВ мае 2007 года неподалеку от завода в Альтенберге, производящего тентованные полуприцепы, был заложен первый камень испытательного центра, предназначенного для проверки «живучести» новых моделей прицепной техники. Сегодня в цехе площадью 2700 м2 установлено контрольноизмерительное оборудование, в том числе дорожный симулятор — испытательный стенд для деталей подвески. Стенд установлен на бетонной платформе массой 750 т с пневмоподушками, благодаря чему колебания не передаются на остальную часть здания. Полуприцеп устанавливают колесами на гидроцилиндры, в них поочередно насосом нагнетают масло под давлением 210 бар, создавая тем самым возвратно-поступательноеИзменения конструкции коснулись и задней светотехники60 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010движение, имитирующее поездку по неровной дороге протяженностью 1 млн. км (по времени это около 160 часов). Чтобы занести в электронный блок управления стенда необходимую информацию для испытаний проводят паспортизацию дорог с различным качеством покрытия. Например, для тестирований техники, предназначенной для России и СНГ, была паспортизирована трасса Киев-Москва. На основе полученных данных Schmitz еще и испытывает свои новые образцы на полигоне DAF в Голландии. Кроме дорожного симулятора в отдельном помещении расположили стенд для проверки «живучести» амортизаторов. Количество сжатий также соответствует одному миллиону километров пробега реального полуприцепа. Помимо того, на территории испытательного центра установили 20-тонную подъемную площадку для проверки прочности рам, а также барабанный стенд для испытания тормозной системы. Инвестировав в оборудование и сооружения 9,5 млн евро, в Schmitz Cargobull AG снизили сроки испытания новых образцов с шести до двух месяцев. А работают в новом центре всего 18 человек (из них три инженераиспытателя). SCHMITZ S.PR+Собранные шасси, как и осевые агрегаты, перемещают «по воздуху»Фанеру пола к рамам полуприцепов присверливают шуруповертамиКак только шасси собрано, на него устанавливают надстройку. Это может быть как бортовой, так и безбортовой кузов со сдвигающимися боковинамиПод российские условияОбслужить полуприцеп в России можно на одной из 30 фирменных сервисных станций, находящихся в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Краснодаре, Чите, Омске, Уфе, а также на СТО компанийпартнеров, в число которых входят Mercedes-Benz, Volvo, Scania, MAN. Доставку запасных частей производят с центрального склада, расположенного в немецком городе Альтенберге, и с 24 его подразделений по всей Европе. В Германии на площади 5500 м2 хранится более одного миллиона деталей на сумму около 3,7 млн евро. За последние три месяца у Schmitz появились еще 12 складских помещений в России: шесть на Украине и четыре в Белоруссии. В объем запасных частей включены все оригинальные запчасти для всех моделей полуприцепов, в том числе и сторонних производителей: BPW, SAF, Aspock, Hella, Knorr-Bremse и Wabco. Срок доставки нужной детали зачастую не превышает 24 часа. Cargobull Parts&Services берет на себя и выплату отчислений за установленные законодательством проверки и гарантирует оказание первой помощи при аварии, пока, к сожалению, только в пределах Европы. Особенностью предложения от Cargobull Parts&Services является дополнитель-ный сервис шин и холодильного агрегата. В перечень работ входят контроль за износом шин как во время проведения ТО, так и в случае необходимости. Замену шин производят в одном из 1700 грузовых шинных центров Truck Point по всей Европе. Чтобы без проблем купить полуприцеп Schmitz, восемь лет назад основали совместное предприятие компании Cargobull Finance и нидерландского банка De Lage Landen. С учетом дочерних предприятий в России, Румынии, Венгрии и Португалии Cargobull Finance имеет представительства уже в 18 странах Европы. В настоящее время более 31 000 единиц прицепной техники финансируется, находится в лизинге или переданы в долгосрочную аренду. Актуальное предложение Cargobull Finance – так называемая легкая аренда с правом выкупа: срок действия договора составляет 12 месяцев. В случае если перевозчик намерен использовать полуприцеп дольше оговоренного времени, возможно продление договора на 36 месяцев при дополнительном его финансировании. В стандартные же условия лизинга входит первоначальный взнос в размере 15% от стоимости прицепа, а максимальный срок лизинга составляет 48 месяцев с удорожанием техники 8%-9% вгод. Полуприцепы Schmitz страхуют отдельно от тягача. Пакет страховых услуг предусматривает возмещение всех расходов по восстановлению прицепной техники в случае непредвиденного ущерба. Если же произошли повреждения, не подлежащие восстановлению, остаточная стоимость возмещается в пределах 130% страховой суммы. Когда перевозчик выбирает данную опцию, Cargobull Finance возлагает на себя сопутствующие расходы в размере до 5000, такие, как транспортные издержки и расходы на охрану, а также затраты по эвакуации в случае не подлежащих восстановлению повреждений.Олег ПрохоровФОТО АВТОРАТехнические характеристики S.PR+ Длина, мм 13 720 Ширина, мм 2550 Высота, мм 4000 Полная масса, кг 35 000 Собственный вес, кг 7028 Rotos, SAF, BPW ECO PLUS Оси колес в усиленном исполнении Heavy Duty, подъемная ось опция Jost с полукруглым башмаком Опорное устройство и поддерживающей пластиной подвеска на пневматических упругих элементах. Тормоза Ходовая часть дисковые с пневмоприводом, оснащенным EBS, RSP Шины 385/65R22,5ФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 61