74
75
автобазаКОМПОНЕНТЫТЕМПЕРАТУРА В НОРМЕОдной из новинок на рынке автокомплектующих стал показанный на выставке «Интеравто-2009» радиатор 1329A1301010 от завода ШААЗ (Шадринск Курганской обл.), предназначенный для малотоннажника Fiat Ducato. Эта машина стала у нас весьма популярна с началом ее выпуска на заводе компании «Соллерс» в Елабуге (Татарстан). До последнего времени радиаторы на сборку русского итальянца поступали только из Европы, теперь же сборочный завод будет получать их еще из Шадринска. Причем вместо импортного изделия устаревшей пластинчатой конструкции Ducato получил также алюминиевый, но сваренный по современной технологии Nocolok радиатор. По сути, это спекание в единое целое трубок с основаниями бачков с образованием жестких, не подверженных появлению трещин соединений. Дорогущий, покупаемый за евро медно-латунный радиатор пока остается в перечне комплектующих – его ставят на машины с кондиционером. Однако после проведения соответствующих испытаний алюминиевый шаазовский, имеющий высокие теплообменные характеристики, возможно, будет принят на вооружение всех выпускаемых в Елабуге Ducato. Ну а в запчасти он уже поступил. Кстати, повод для радости есть и у владельцев автомобилей Peugeot Boxer и Citroen Jamper, собираемых из одних и тех же узлов на заводе в итальянском Валь ди Сангро, что и Ducato для европейского рынка. Ведь российский радиатор 1329A1301010 (возможно, с применением иного крепежа) подойдет и к французским малотоннажникам. Белорусский завод «Таспо-Радиатор», поставляющий свои изделия на сборочные конвейеры заводов МАЗ,Характеристики радиатора Количество рядов трубок Теплоотдача, КВт Емкость, л Габарит, мм Масса, кг74 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010От конструкции радиатора системы охлаждения зависит многое – например, способность автомобиля безотказно работать в летнюю жару и на режимах предельной мощности. Не менее важна механическая прочность этого изделия – стойкость его к многочисленным циклам температурных колебаний: нагреву и остываниюМЗКТ, ММЗ, БеЛАЗ, ЛиАЗ и др., также предпринимает меры, чтобы идти в ногу со временем. Радиаторы Taspo новой серии, показанные на «Интеравто-2009», изготавливают с применением автоматической сварки, что практически исключает «человеческий фактор» и позволяет достигать весьма высокой стабильности качества. Кроме того, радиаторы из Белоруссии отличаются хорошим коэффициентом теплопередачи – оригинальная технология позволяет получать охлаждающие ребра подрезкой и отгибом стружки со стенки трубки, а значит, избегать термического сопротивления между охлаждающими ребрами и трубками. Показали они и высокую живучесть при воздействии механических и коррозионных факторов вследствие значительной толщины стенки трубки (1 мм против 0,15–0,25 мм у трубчато-ленточных и трубчато-пластинчатых радиа-1 94 2,2 870х481х94 4,9торов). Алюминиевый сплав АД0, применяемый в НПО «ТАСПО – Радиатор», весьма устойчив к коррозии. Плоскую трубу (заготовку для охлаждающих элементов) изготавливают экструзивным способом на металлургических заводах России или используют специальную – для двухстороннего оребрения. Из отдельных элементов набирают остов (сердцевину) радиатора, а затем элементы сваривают аргонодуговой сваркой с опорными пластинами. Используется и альтернативная технология – склеивание герметиками. Количество, длина, ширина и размещение теплообменных элементов в остове, а также их геометрические параметры (высота ребра, шаг оребрения, угол наклона ребер) выбираются в зависимости от требуемой теплорассеивающей способности, аэрогидродинамических сопротивлений и компоновки радиатора. Радиаторы могут иметь неразборное или разборное соединения бачков с опорными пластинами остова. Первое – аргонодуговой сваркой на полуавтоматах или автоматах – применяют для бачков из алюминия (литых или штампованных). В качестве присадочного материала применяется сварочная проволока СвАМц, СвА97, СвАК5 и др. Разборные радиаторы – с бачками из алюминия, стального листа с защитным покрытием или пластмассы. Соединяются с остовом болтовым крепежом либо завальцовкой – в любом случае через герметизирующее уплотнение или упругую прокладку. Поджатие прокладки обеспечивается благодаря наличию прорезных лапок, которые могут быть отштампованы на краях опорных пластин или на отдельных зажимных планках. Дополнительное преимущество вышеописанных технологий – экологическая чистота производства, ведь вредный процесс пайки на «ТАСПО-Радиатор» не применяют.Антон Уткин МУСОР УБЕРЕТ KALYPSOНОВЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ КРАНЫ НА СПЕЦИАЛЬНОМ ШАССИ. ПРЕДЛОЖЕНИЕРОССИЙСКОГО РЫНКА МУСОРОВОЗ ДЛЯ УЗКИХ ГОРОДСКИХ УЛИЦ«СЕВЕР-2» ПОКОРИТЕЛЬ БЕЗДОРОЖЬЯНОВЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙCПЕЦТЕХНИКАПО ОБЛОЖ НИЕ КЕ ДП 3 И С КУ НО ПО Й НВН НА ИМА9276«ТРАНСФОРМЕР» – УНИВЕРСАЛЬНЫЙПОЛУПРИЦЕП ОТ КОМПАНИИТЯГАЧ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ ШЕСТЬ ТОНН«НОВТРАК»7876!84ek-20ТВЕРСКОЙ ЭКСКАВАТОР