12
13
14
экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕДВЕ СТОЛИЦЫНесмотря на сложную экономическую ситуацию, планы развития основных транспортных узлов России, а это в первую очередь Московский и Санкт–Петербургский, должны быть реализованы и обе столицы с развитием примыкающих к ним дорог станут привлекательнее для автоперевозчиковИРИНА ПОЛЯКОВА кандидат экономических наукНаступивший кризис негативно сказался на функционировании транспортного комплекса. К числу основных мер выхода из кризиса можно отнести увеличение государственного заказа и объемов финансирования приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры. Увеличение инвестиций поспособствует ее развитию, позволит сократить транспортные издержки и непроизводительные затраты времени, повысить конкурентоспособность отраслей экономики. Именно по этому пути пошли правительства многих ведущих государств мира. Например, в Китае разработана антикризисная программа на сумму 585 млрд долларов США в течение 2 лет, при этом 75% от общей суммы, или 12% ВВП страны, планируется направить на развитие транспортной инфраструктуры. План Администрации США предусматривает инвестиции в модернизацию автомобильных дорог, мостов, транзитных и водных путей в размере 48 млрд долларов в течение 2 лет. В Германии на аналогичную программу выделено 17 млрд евро. В России государство также выделяет средства на дороги, но объемы в разы меньше – тем более важно обратить внимание на приоритетные направления.По прогнозу, из общего объема грузов, обрабатываемых в морских портах СПбТУ, в 2025 году на автотранспорт будет приходиться 120 млн т (около 30% общего грузооборота), в том числе:  в Большом порту Санкт-Петербург 80 млн т;  в морских портах Ленинградской области 40 млн т (основную нагрузку на дорожную сеть окажут грузы МТП Усть-Луга – свыше 30 млн т).Перспективы развития автомобильных дорог на территориях двух крупнейших городских агломераций в России подробно изложены в программе развития Московского транспортного узла и программе комплексного развития СанктПетербургского транспортного узла на период до 2015 года. Остановимся на нескольких проектах. Московский транспортный узел самый мощный в транспортной системе Российской Федерации и один из крупнейших в мире. Помимо обеспечения потребностей населения, экономики Москвы и Московской области он выполняет транзитные функции для грузов и пассажиров, следующих в другие регионы России или зарубежные страны. Высокая концентрация транспортных потоков привела к исчерпанию пропускной способности транспортной инфраструктуры Московского региона. Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры становится серьезным фактором, сдерживающим экономический рост региона. Для решения транспортных проблем предусматривается ряд мер. Рассмотрим некоторые из них. К приоритетам дорожного строительства в Москве относятся:  завершение формирования Третьего транспортного кольца и Звенигородского проспекта;  обеспечение транспортного обслуживания ММДЦ «Москва–Сити»;  поэтапное формирование Четвертого транспортного кольца;  строительство дублеров Кутузовского и Волгоградского проспектов, строительство участка Северной рокады от Кожухово до МКАД и Южной рокады на участке Рублево–Капотня;реконструкция Дмитровского шоссе и др. На территории Московской области большие объемы работ предусматриваются по реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, в том числе Ml «Беларусь», М2 «Крым», МЗ «Украина», М4 «Дон», М5 «Урал», Мб «Каспий», М7 «Волга», М8 «Холмогоры», М9 «Балтия», М10 «Россия». Будет начато сооружение новой автомобильной дороги федерального значения по маршруту Москва – Саранск – Ульяновск. Также в области планируется строительство автомобильных дорог регионального значения по направлениям:  Волоколамское шоссе – Аникеевка – 27 км автодороги М9 «Балтия»;  МКАД – Дзержинский – Лыткарино;  обхода г. Щелково;  соединительной связи от автодороги М7 «Волга» в направлении автодорог А103 «Щелковское шоссе» и М8 «Холмогоры» с обходом городов Щелково, Фрязино, Ивантеевка;  соединительной связи от автодороги А104 Москва – Дубна до автодороги М8 «Холмогоры» по направлению Виноградово – Болтино – Тарасовка;  автодороги между городами Подольск – Домодедово – обход Раменского; автодороги от Лыткарино до Носовихинского шоссе в обход Томилино, Красково, Малаховки, Железнодорожного; автодороги Звенигород – Синьково – автодорога М9 «Балтия» (Новозвенигородское шоссе);12РЕЙС МАРТ 2010 Объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения Мосты и путепроводы Транспортные развязки Объекты строительства и реконструкции платных скоростных автомобильных дорог Транспортные развязки Объекты строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения Мосты и путепроводы Транспортные развязкиСхема развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения в московском транспортном узле на период 2010-2015 гг.реконструкция автодорог Жаворонки – автодорога Ml «Беларусь» – Крекшиио – Троицк; Подольск – Домодедово; Балашиха – Железнодорожный и других. Насколько важно решение проблем Санкт-Петербургского транспортного узла, крупнейших ворот России, красноречиво свидетельствуют следующие факторы. Регион граничит со странами ЕС, здесь расположены наиболее загруженные погранпереходы РФ, через которые в 2008 году перевезено 7,8 млн т грузов (25% объема международных перевозок внешнеторговых грузов автотранспортом в РФ). В морск и х порта х Са нктПетербурга и Ленинградской области переваливается 35% общего объема экспортно–импортных грузов страны, доставляемых морским транспортом. За последние 5 лет объемы перевалки грузов в этих портах увеличились в 2,5 раза. Грузооборот портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2008году составил 160 млн т, из них Большой порт СанктПетербург 60 млн т, порты Ленинградской области 100 млн т. В перспективе прогнозируется повышение роли СанктПетербургского транспортного узла в транспортной системе России, вызванное: существенным ростом объемов международных перевозок, проходящих через морские порты Балтийского моря и сухопутные погранпереходы в связи с увеличением товарообмена между странами. Сегодня именно морские порты во многом обеспечивают загрузку других видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного), а также смежных отраслей экономики; развитием новых направлений транспортных коридоров, проходящих через Санкт-Петербург и далее по территории России в обход перегруженного Московского транспорт-ного узла: – Европа – Западный Китай по маршруту СПб – Вологда – ЙошкарОла – Казань – Оренбург – граница Казахстана; – Северо-Запад – Сибирь по маршруту СПб – Котлас – Сыктывкар – Пермь – Ханты-Мансийск – Томск; размещением на территории региона постов таможенной очистки грузов с целью перенесения основной части процедур таможенного оформления к местам их «входа» на территорию России; ростом спроса на услуги транспортно–логистического комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области за счет развития отраслей экономики. В ближайшие годы в структуре грузооборота Большого порта Санкт-Петербург и морских портов Ленинградской области значительно возрастет объем генеральных грузов, что повлечет за собой увеличение объеМАРТ 2010 РЕЙС 13 экономикаАвтодорожные маршруты, обеспечивающие связи портов Балтийского моря с Федеральной дорожной сетью и новым выходом в страны ЕСОСОБОЕ ВНИМАНИЕУсть-Луга – скоростная платная автомобильная дорога (СПАД) – автодорога Е105/М10 «Россия» Строительство Реконструкция СПАД – Е105/М10 «Россия» –государственная граница с Финляндией Строительство Реконструкция г. Приморск–пос. Стеклянный Строительство Реконструкциямов перевозок портовых грузов на автотранспорте. Наиболее существенную роль автотранспорт играет в перевозках накатных грузов и рефгрузов, где его доля составляет 98–100%, а также контейнеров (80%). Значительна доля автотранспорта и в перевозках лесных грузов (60%.) В наибольшей степени рост автомобильных перевозок портовых грузов будет связан с увеличением контейнерных перевозок через Большой порт Санкт-Петербург (с 1,7 млн TEU в 2007 г. до 5,4 млн TEU) и порт Усть-Луга (до 6 млн TEU в 2025 году). Таким образом, в период 2007-2025 годов объем перевозок портовых грузов на автотранспорте в СанктПетербургском транспортном узле увеличится с 21 млн т до 120 млн т (в 6 раз). Многократное увеличение объемов перевозок портовых грузов на автотранспорте приведет к существенному росту интенсивности движения на автодорожных подходах к портам и дорожной сети, обеспечивающей выход на федераль14 РЕЙС МАРТ 2010ные автодороги. Прогнозируется, что уже к 2015 году будет исчерпана пропускная способность восточного участка Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Для решения проблем транспортного обеспечения СанктПетербургского транспортного узла необходимо создание нового автодорожного маршрута, который свяжет морские порты Балтийского моря с федеральной дорожной сетью. Он будет включать три участка. Первый участок протяженностью 173 км: от морского порта УстьЛуга через Котлы на федеральную автомобильную дорогу «Нарва» и далее по магистральной бетонной дороге А120 до СПАДа (скоростная платная автомобильная дорога) Москва – СПб и федеральной автомобильной дороги «Россия». Второй участок протяженностью 251 км: от скоростной платной автомобильной дороги Москва – СПб и федеральной автомобильной дороги «Россия» по новому восточному участку магистрали до автомо-бильной дороги «Сортавала» и далее до нового автомобильного пункта пропуска на государственной границе с Финляндией в районе поселка Солнцево. Третий участок протяженностью 110 км: от морского порта Приморск до нового автодорожного маршрута (примыкание в районе пос. Стеклянный). Новый автодорожный маршрут планируется обустроить для свободного проезда тяжелого грузового транспорта с осевой нагрузкой 13 т (усиление дорожной одежды, расширение проезжей части, увеличение радиуса поворотов, исключение пересечений в одном уровне и наличия светофорных объектов, строительство объектов придорожного сервиса и сети парковок для грузового транспорта, расположенных в зонах тяготения автомагистрали). В отличие от планов строительства объектов, реализация которых предполагается на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), в строительстве, реконструкции, модернизации тех участков автодорог, которые примыкают к столицам, сомневаться не приходится. При обеспечении государственного финансирования эти дороги будут построены, реконструированы и модернизированы. Может быть, немного позже расчетного, может быть, дороже намеченного, но будут. Поэтому, планируя свой бизнес, автоперевозчик должен учесть фазу строительства с неизбежными объездами, перспективы, которые открывают новые маршруты, а также свои возможности по расширению парка транспортных средств и привлечению клиентов.К 2010 году численность населения, проживающего в пределах 8-часовой транспортной доступности до Санкт-Петербурга, увеличится до 23,4 млн человек за счет реализации крупных транспортных проектов: строительства скоростной платной автомобильной дороги Москва – СПб и скоростного железнодорожного сообщения Москва – СПб – Хельсинки. Таким образом, потенциальная емкость обслуживаемого потребительского рынка для логистических компаний региона возрастет почти в 3 раза.