72
73
74
75
автомобилиПРИЦЕПЫНОВГОРОДСКИЙ СТАХАНОВЕЦВСо сменой акционеров «Новтрак» меняет и производственный ассортимент. В числе новинок самосвальные полуприцепы-углевозы серии SKконце лета 2009 года завод «Новтрак» сменил состав акционеров и перешел из группы компаний Sommer в состав немецкой фирмы Meusburger Fahrzeugbau GmbH. Со временем «Новтрак» планирует расширить свой ассортимент за счет новых конструкторских разработок и моделей головного предприятия. Только в течение 2010 года «Новтрак» собирается продать более 1000 единиц немецкой прицепной техники. Сейчас Meusburger входит в десятку производителей прицепов Европы. На его пяти заводах, расположенных в Германии и Чехии, производится широкая гамма техники, в большинстве своем уникальная. Это и вполне привычные модели самосвальных, тентованных72 РЕЙС МАРТ 2010полуприцепов и прицепов, а также спецтехника для перевозки тяжелых, негабаритных и нестандартных грузов (см. «Рейс» №2 за 2010 г. «Новтрак: перезагрузка»). В производственную гамму предприятия входят как стандартные тралы, так и полуприцепы-тяжеловозы с раздвижными рамами, с фактически любой погрузочной высотой, числом осей, формой погрузочной площадки и грузоподъемностью.Завод изнутриКак говорится, новая метла метет поновому, и потому уже сейчас серьезной модернизации подверглось производство «Новтрака», доставшееся по наследству от Sommer. Все оборудование из старого заготовительного цеха(листогибочное и оборудование для резки металла, а также две кран-балки грузоподъемностью по 10 тонн каждая) переместили в новое помещение. Это позволило полностью изменить логистическую цепочку, сделав ее более продуктивной. Теперь заготовки не ржавеют на улице, а аккуратно сложены в стальных сетках – по цехам их развозит вилочный погрузчик. Одновременно с резкой и гибкой мелких деталей в соседнем с заготовительным цехом помещении ведут сварку лонжеронов. Рамы самосвалов SK изготавливают из высоколегированной шведской стали Domex, сохраняющей свои эластичные свойства в условиях экстремально низких температур. На завод сталь приходит в виде ленты, из которой в последствии варят лонжероны. Высота сваренного двутавра неодинакова по всей длине рамы: в средней части в зависимости от модели полуприцепа она варьируется от 370 мм до 450 мм. Благодаря нескольким стандартным вариантам размеров по готовым лекалам быстро MEUSBURGER НОВТРАК SKПосле окраски полуприцепы загоняют в огромную сушильную камеруЗаготовительный цех теперь занимает отдельное просторное помещениеПомимо изготовления техники в «Новтраке» еще и наносят рекламуИз цеха в цех технику таскают на подкатных тележкахНеизменной на заводе осталась линия сварки лонжеронов рамДробеструйную обработку из автоматической превратили в ручнуюизготавливается остов полуприцепа под различную высоту седла тягача. У грузовика с пневмоподвеской она составляет от 1100 мм до 1250 мм, с рессорной подвеской высота сцепного устройства часто превышает 1300 мм, а значит, и лонжероны передней (шейной) части рамы будущего полуприцепа будут больше. Размеры двутавра также зависят от числа осей тягача, в случае если автомобиль трехосный, неминуемо удлинение на 300-350 мм. К сцепке с самосвальным полуприце-Оси теперь устанавливают только после окраски рампом больше подходит трехосный тягач 6х4 с рессорной подвеской, мощным балансиром, к тому же оснащенный ведущими мостами со ступичными планетарными редукторами, потому высота седла редко бывает меньше 1200-1300 мм. Предварительную сборку рамы производят в стапеле с гидравлическими зажимами, там короткими прихваточными швами сварщик соединяет части. За два года на Новгородском предприятии заменили все ручное сварочное оборудование на немецкое Jackle. Собранную конструкцию обваривает американский робот, но уже на другом стапеле, там же автоматизированной сваркой фиксируют к лонжеронам шкворневой лист со шкворнем именитого производителя Jost. По обновленной логистической схеме сваренную раму теперь отправляют не на пост установки осей, а сразу в цех дробеструйной обработки, где поверхность очистят от ржавчины и придадут ей необходимую шероховатость для лучшей адгезии лакокрасочного покрытия.Пару лет назад на заводе была введена в строй автоматизированная линия по дробеструйной обработке. Ее производительность такова, что на обработку одной рамы стандартного полуприцепа длиной 13 600 мм и массой пять тонн требовалось всего 17-20 минут вместо четырех часов в ручном режиме. При этом значительно улучшилось качество обрабатываемых поверхностей – нет пропущенных участков даже в скрытых полостях рамы. Эффект достигался еще и за счет возможности поворота дробемета на угол 90 градусов. Единственный недостаток установки – большой расход дорогостоящей дроби, часть которой оставалась в скрытых полостях. Чтобы снизить расходы в период тяжелой экономической ситуации, завод вернулся к дробеструйной обработке в ручном режиме. Однако, когда объемы продаж начнут вновь увеличиваться и потребуется высокая производительность, возвращаться к полностью автоматическому режиму работы камеры не будут. Снизить время обМАРТ 2010 РЕЙС 73 автомобилиПРИЦЕПЫЗа последние два года в «Новтраке» заменили все ручное сварочное оборудование немецким JackleТехнику «Новтрак» традиционно окрашивают в серый и красный цветаВ покрасочную камеру шасси уходят с реактивными штангами осейРебро лонжерона сейчас приходится варить из нескольких частейПодвеска самосвальных полуприцепов пневматическая производства BPWработки поможет механизация сбора отработавшей дроби, которая будет ссыпаться сквозь отверстия в решетчатом полу и подаваться шнеком в специальный бункер, а затем вновь в дробеструйную установку. После обработки дробью сварные швы шасси промазывают особым герметиком, ведь они больше всего подвержены коррозии. Шасси самосвальных полуприцепов SK окрашивают в красный цвет, а вот кузов – в серый, технология и материалы идентичны применяемым на тентованных полуприцепах. Сочетание этих цветов придает технике нарядный вид и делает ее заметной на любой стройТехнические характеристики Длина, мм 10 900 Ширина, мм 2550 Высота, мм 3700 Снаряженная масса, кг от 8500 до 11 500 Полная масса, кг от 38 000 до 71 000 Нагрузка на оси, кг от 27 000 до 48 000 Нагрузка на ССУ, кг от 11 000 до 23 000 Шины 385/65R22,5 Цена, € 33 00074 РЕЙС МАРТ 2010площадке. Если же корпоративные цвета не устроят перевозчика, предложат любой другой, но за дополнительную плату. Для окраски применяют эмали Jotun с покрытием толщиной 120 мкм.Оснащение полуприцепаПосле окраски на шасси устанавливают оси, электропроводку, светотехнику и тормозное оборудование производства Wabco. На самосвальных полуприцепах применяют немецкие оси BPW на пневмоподвеске грузоподъемностью 9 и 12 тонн в исполнении Heavy Duty. Пневмопривод тормозов двухпроводной, с системой автоматического регулирования тормозных усилий (EBS), она перераспределяет момент между тормозными механизмами и к тому же работает автономно от тягача. В ее функции также входит динамическая стабилизация полуприцепа RSS (Roll Stability Support), что позволяет предотвратить складывание автопоезда и опрокидыПневматический тормозной привод с EBS, его изготовил WabcoФонари, хоть и не спрятаны за решеткой, зато прикрыты карнизом MEUSBURGER НОВТРАК SKМнениеРУДОЛЬФ МЕРДИАН гендиректор ЗАО «Новтрак» – Российский рынок прицепной техники отличается от европейского тем, что в России вроде бы есть спрос и есть предложение, но нет финансовой поддержки банков и лизинговых компаний. В Европе же все наоборот: есть финансовая составляющая, но некому сбывать технику. Европейский рынок переполнен техникой, поэтому производителям приходится постоянно снижать цену. Демпингуя, они делают неконкурентоспособной технику, производимую в России. Однако, по моему мнению, до середины 2010 года ситуация на рынке должна выровняться. Я хорошо знаю российский рынок, так как 22 года отработал в компании BPW, и думаю, что смена акционеров для нас весьма выгодна. Ведь на сегодня не только в России, но и во всей западной Европе нет аналогов техники, производимой Meusburger Fahrzeugbau GmbH. и внести соответствующие изменения в конструкцию. Еще одно преимущество Meusburger – возможность изготавливать индивидуальную, адаптированную под конкретного перевозчика технику. Именно это позволяет компании оставаться на плаву в эти тяжелые времена. А вот те немецкие производители, которые нацеливались на массовость, сейчас не знают, куда девать технику. Выходя на рынок с новыми моделями, мы будем продолжать выпуск стандартной продукции – тентованных, самосвальных полуприцепов и контейнерных шасси. Тем более что у нас это неплохо получается. Пока низкорамная техника будет производиться в Германии, а на заводе «Новтрак» лишь собираться. Это для нас тоже неплохо, ведь тенденции таковы: у российских перевозчиков пока еще нет доверия к отечественным производителям. Для производства специальной техники мы уже приобрели установку для плазменной резки металла и в ближайшее время будем модернизировать покрасочную камеру. Еще более серьезный и амбициозный проект – покупка автоматизированной линии сварки кузовов производительностью 20 изделий в смену. Со временем, небольшими шажочками, мы освоим полный цикл производства низкорамной техники. К тому времени рынок оживет, и мы будем к этому готовы, тем более что небольшой спрос есть уже сейчас. Это показали выставки, на которых мы презентовали новые модели.Тем более что у немецкого производителя есть опыт работы на российском рынке – еще недавно у Meusburger было совместное предприятие с «Тверьстроймашем». Это позволило европейским инженерам лучше узнать отечественные условия эксплуатацииОтличить ось BPW от других можно по квадратной балкеРесиверы закреплены на лонжеронах рамыПротивоподкатный брус изготовлен из алюминиевого сплаваОтдел качества помечает каждый принятый прицеп разноцветными кругамиКолеса обуты в специальные покрышки Michelin 385/65R22,5вание прицепа. Стояночный тормоз уже знакомого полуавтоматического типа с пружинными энергоаккумуляторами. В отличие от тентованных полуприцепов, на самосвалах используются оси с индексом SLM – со средним расположением полурессоры относительно балки оси. Такой агрегат изначально адаптирован к особенностям российских условий эксплуатации и нашим дорогам. Изделия приходят из Германии уже собранными, заводчанам остается лишь приварить кронштейны их крепления к лонжеронам рамы. Число осей зависит от грузоподъемности прицепа – есть комплектации как с тремя, так и с четырьмя осями. Во втором случае первая и четвертая оси будут подъемными, что уменьшит износ резины и сэкономит топливо, при этом увеличится маневренность сцепки. Могут установить и систему принудительного подъема задней оси, но это за дополнительную плату. Тогда для совершения сложногоманевра можно кратковременно вывесить мост даже при полной загрузке полуприцепа. Готовое шасси оснащают стальным кузовом полукруглого сечения из упомянутой стали Domex с боковыми стенками толщиной 8 мм, пола 10 мм. В бытность Sommer самосвальные кузова для полуприцепов приходили в «Новтрак» из Германии уже сваренными из 5-миллиметрового проката и покрытыми грунтом. Две немецкие компании Sommer и Franz Xaver Meiler Fahrzeug-und Maschinenfabrik-GmbH & Co KG в то время заключили производственное соглашение о сотрудничестве на территории России. Сейчас дела обстоят иначе: в цеху, где раньше изготавливали изотермические надстройки, теперь варят кузова самосвалов. На изготовление одного изделия уходит два дня.Олег Прохоров ФОТО АВТОРАМАРТ 2010 РЕЙС 75