64
65
66
67
68
69
70
71
автомобилиПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТШВЕДСКИЙ ЭКСПРЕССТрехосная версия автобуса Scania из междугороднего туристического семейства OmniExpress отличается, прежде всего, хорошим техническим оснащением и богатым выбором комплектацийВ64о многих городах России к марке Scania давно привыкли, ведь шведские автобусы не один год колесят по улицам Самары, Барнаула, Череповца, Мурома. И это далеко не полный список мест, где можно встретить городские и пригородные Scania OmniLink в исполнениях CL94UB и CK95UB. Впервые шведы громко заявили о себе на российском рынке автобусов в 2002 году, когда открылся сборочный завод в Санкт-Петербурге. Тогда на нем выРЕЙС МАРТ 2010пускались автобусы OmniLink в трехи двухдверном исполнениях. Нужно признать, что они успешно отвоевали свой кусок российского автобусного пирога, несмотря на высокую стоимость. С 2005 года в производственную программу завода вошла новая междугородная модель Scania IL94IB OmniLine. Как и городские собратья, он щеголяет полностью алюминиевым кузовом, но стальным подрамником, салоном с комфортабельными креслами и багажными отделениями под полом. Кроме того, успел увидеть свет междугородник второго поколения IK95IB OmniLine. Но то ли высокая цена, то ли «отдаленность» этого автобуса от туристического класса сыграли свою роль, и по-настоящему массовым он не стал. Потому IK95IB скорее всего будет снят с производства (кроме Петербурга, эта модель нигде не производилась). Несмотря на скромные успехишведской компании в сегменте междугородных перевозок, сдаваться Scania не собиралась. На смену OmniLine пришел Scania OmniExpress, его пробные продажи в России стартовали в конце 2008 года. Успехи OmniExpress в России также пока скромны: за год отечественные пассажироперевозчики приобрели не больше двадцати машин. Однако в Scania уверены, что продажи будут расти. Не последнюю роль в этом сыграет по-европейски богатый выбор комплектаций, где есть двухосный автобус с зависимой передней подвеской и навороченный трехосник с увеличенными багажными отсеками и независимой подвеской управляемых колес. Разработкой и последующим выпуском междугородника OmniExpress Scania занималась наполовину, изготовление кузова поручили финской автобусостроительной фирме Lahden. SCANIA OMNIEXPRESSВедь почти все свои модели Lahden строит именно на шасси Scania, поэтому выбор партнеров был весьма логичен. Специально для выпуска OmniExpress в 2007 году в Финляндии построили новый завод, тогда же стартовали и первые продажи. Поначалу со сборочной линии сходили лишь двухосные образцы, но вскоре гамма выпускаемых автобусов пополнилась трехосной версией. Хотя и создавала и выпускает OmniExpress финская компания, продается автобус под маркой Scania, которая предлагает его перевозчикам в двух исполнениях: туристическом и междугородном. Отличия не только в габаритах багажного отделения, но и в наличии опций.Технические характеристики Модификация двухосный 4х2 трехосный 6х2 Длина/ ширина/высота, мм 12 000-13 200х2550х3400-3600 12 000-14 900х2550х3400-3600 Колесная база, мм 6700 (для длины 12 800) 6800 (для длины 14 900) Объем багажного отделения, м3 7,2 7,2 Пассажировместимость, чел. 49-51 53-65 Максимальная скорость, км/ч 100 Двигатель Объем, л 9-12 Мощность, л.с. при об/мин 270-470 при 1900 310-470 при 1900 Крутящий момент, Н.м при об/мин 1127-2400 при 1500 1127-2400 при 1500 Трансмиссия Сцепление однодисковое, сухое с диафрагменной пружиной, диаметр диска 400 мм механическая 8-ступенчатая с электропневмоприводом ComfortShift Коробка передач или 12-ступенчатая роботизированная Opticruise Ведущий мост гипоидный, передаточное число 2,93-3,42 Топливный бак, л 500 600 подвеска: пневматическая, подвеска: пневматическая, передняя независимая, передняя зависимая или независимая, Ходовая часть тормозные механизмы дисковые с АБС, тормозные механизмы дисковые с АБС, шины Michelin XZE2+ 295/80R22,5 шины Michelin XZE2+ 295/80R22,5 Цена, руб. от 10 350 000 от 12 500 000Кузов и салонДаже при беглом осмотре OmniExpress не возникает никаких сомнений в его классовой принадлежности. Налицо и родство с семейством Omni, только «улыбка» передней маски стала более сдержанной. На этом, пожалуй, сходства заканчиваются, ведь под обшивкой скрывается совершенно другая концепция пассажирской машины. Каркас кузова автобуса теперь стальной, обшитый по кругу композитными материалами. На основе данных математического моделирования и результатов многочисленных краш-тестов финские инженеры сделали вывод, что алюминиевые сплавы для производства кузововВ 2009 году Scania представила 3-осную модификацию OmniExpress, которая длиннее на 2 метра 100 ммНе только передняя, но и задняя светотехника автобуса разнесеннаяЗа дальний свет у Scania OmniExpress отвечают ксеноновые фары. Указатели поворотов светодиодныеМАРТ 2010РЕЙС65 автомобилиПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТПо длине больший OmniExpress почти приближается к железнодорожному вагонуВместительные багажные отсеки с крышками из крылатого металлаНижняя ступенька шведского экспресса с подогревом, поэтому всегда сухаяПневмопривод люков багажных отсеков у Scania только в качестве опцииВход во вторую дверь традиционен для автобусов междугородного классаимеет смысл применять только на низких, преимущественно городских моделях. А на высоких, полутора и двухэтажных автобусах с вместительными багажными отделениями этот металл лучше не использовать. Причина кроется в значительно больших деформациях, которым подвергается рослый кузов при опрокидывании. И все же нашлось в OmniExpress место и для крылатого металла – из него выполнена обшивка всех открывающихся лючков по бортам автобуса, в том числе дверей и поднимающихся колесных арок. Помимо крупных люков юбка OmniExpress изобилует различными небольшими отсеками: на левом борту отделение стеклоомывателя и отсек для двух аккумуляторных батарей, а на правом – заправочная горловина. Как и положено междугороднему автобусу, больше всех места отведено под багаж пассажиров, тем более что в багажном66 РЕЙС МАРТ 2010отсеке, ужав его в объеме, отгородят спальное место сменному водителюго. Автономку финские инженеры поставили в заднем свесе, да так, что из ее отсека механикам легко дотянуться до креплений глушителя и радиатора. Удобный для использования инструментальный ящик закрепили рядом с дополнительным моторным люком. Из недостатков кузова – цельная пластиковая обшивка боковин. Элемент внешне безупречный, но вот в ремонте не очень практичный, и в случае ДТП ремонт борта будет не только трудоемким, но и дорогостоящим. Внутри OmniExpress – пассажирские кресла удобной формы, вот только с несколько замысловатой регулировкой наклона спинки. Да и механизм складывания подлокотника нетрадиционный – приходится экспериментировать, чтобы понять, как он работает. Выдвинуться в проход на междугород-ней версии не удастся, зато шаг установки сидений 780 мм – достаточно, чтобы пассажир не чувствовал себя ущербным даже в самых вместительных салонах. Особенность автобуса еще и в том, что расстояние между креслами правого ряда (если там комплектацией не предусмотрены туалет и мини-кухня) больше, чем левого. Для пассажиров, которые волей судьбы окажутся сидящими у прохода, под откидными подлокотниками кресел предусмотрены емкости то ли для бутылок с напитками, то ли просто для мусора. Идея весьма интересная, оригинальная уж точно. По требованию ГОСТа все посадочные места снабжены двухточечными ремнями безопасности, а вот индивидуальные блоки освещения и вентиляции для каждого пассажира – это инициатива Scania и козырь OmniExpress в конкурентной борьбе с MAN Lion’s Regio. SCANIA OMNIEXPRESSДополнительные опции* Перечень опций Цена, руб. WC 292 400 Видео с ДВД-проигрывателем 73 100 Кофеварка с подогревом воды 90 300 Компрессор кондиционера (32 кВт) 180 600 Кондиционер водителя 81 700 Передний монитор 15” (высота 3.40 м) 55 900 Передний монитор 19”(высота 3.60 м) 81 700 Средний монитор 15” 55 900 Высота 3.60 м 352 600 Кухня у средней двери Frenzel FOB 580 417 100 Спальное место для водителя 292 400 (только с высотой 3.60 м) Место гида и микрофон 40 850 Независимая подвеска EB 292 400 и топливный бак 550 л Двигатель 340 л.с. 159 100 Двигатель 380 л.с. 292 400 Двигатель 420 л.с. 468 700 GRS 875 Opticruise коробка передач 90 300 GRS 895 Opticruise коробка передач 206 400 Краска металлик 137 600 Раздвижные сиденья, пара 2365 Параллельно открывающиеся 107 500 за один багажные отсеки, пневмопривод Инвертер 3 кВт 47 300 Полукожаные сиденья, за единицу 6235 Столики самолетного типа, за единицу 4300 Стол фиксированный 13 545 Подогрев туалетного бачка 23 650 Подогрев рукомойника 6020 Незамерзающая жидкость для туалета 3655 * для OmniExpressУютный салон оформлен в синих тонах. Пассажирская индивидуальная подсветка тоже синяяДля междугороднего автобуса мониторы – опция, для туриста – стандартВсе кресла в автобусе снабжены двухточечными ремнями безопасностиЧасть багажной полки рядом с водителем с крышкой и встроенным замкомРядом с задней дверью могут установить туалет и мини-кухнюОтдельного упоминания заслуживает микроклимат салона OmniExpress. Автобус, произведенный в Финляндии, уже в базовой комплектации готов противостоять трескучим российским морозам. Ведь стены и пол у него дополнительно утеплены, а отопитель Webasto Thermo 300 – с программируемым режимом работы. На OmniExpress он устанавливается под маркой Spheros. Немецкая фирма Spheros является компаньоном Webasto и производит только автобусные отопители. Летом от жары спасет кондиционер, который тоже есть в базовой комплектации. Интересно, что путешествовать с комфортом будут не только пассажиры, но и их вещи: воздух, прошедший через салон, перед выходом на улицу сначала поступает в багажные отсеки. По уровню комфорта вне конкуренции водитель: рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона,причем диапазон регулировок огромен. Удобное кресло с бесчисленными подстройками поворачивается к желающему в него усесться. Все кнопки легко доступны, а приборы аккуратны и информативны, разве что сдвижной форточкой пользоваться не очень удобно. В качестве приятной мелочи назовем холодильник, встроенный в правую часть передней панели. Он есть во всех автобусах OmniExpress не зависимо от комплектации.ДвигательИскушенному европейскому туристу может показаться, что на комфорте пассажиров финские конструкторы немного сэкономили, зато в остальном автобус выполнен по последнему слову техники. На выбор перевозчику в Scania предложат несколько вариантов силовых установок объемом от 9 литров (серия DC9) до 12 литров(серия DC12). При их разработке инженеры Scania применили огромный опыт компании в этой области, причем было использовано больше половины ранее выпускавшихся узлов двигателей. Потому гамма дизельных силовых агрегатов серии DC состоит из максимально унифицированных двигателей, выполненных на единой модульной платформе с индивидуальными 4-клапанными головками блоков на каждый цилиндр и двумя вариантами хода поршней: 140 мм и 154 мм соответственно. У моторов нижний распредвал, штанги в приводе и единый диаметр цилиндров 127 мм. Рядный 5-цилиндровый 9-литровый дизель DC9 – с двумя уравновешивающими валами в масляном картере, вращающимися в противоположных направлениях. Дизель предлагают перевозчикам в трех вариантах мощности: 230, 270МАРТ 2010 РЕЙС 67 автомобилиПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТЦены на запчасти OmniExpress Розничная цена в руб. Наименование без НДС Фильтр воздушный 2772 Фильтр масляный 848 Фильтр тонкой очистки 906 Поршневые кольца 5920 Поршневая группа 25 513 (к-т на цилиндр) Прокладка ГБЦ 2281 Комплект вкладышей шатунных 703 (комплект на шейку) Комплект вкладышей коренных 986 (к/ш) Форсунка 35 699/29 701 (новая/восстановленная) Головка блока цилиндров 47 963 Клапан впускной (1 шт.) 3552 Клапан выпускной (1 шт.) 3456 Комплект прокладок 2392 на двигатель (головка блока) Глушитель (с катализатором) 226 150 Стартер 72 128/34 582 (новый/восстановленный) Термостат 3691 Корзина сцепления 49 839 Ведомый диск сцепления 35 712 Выжимной подшипник сцепления 15 716 Пневмогидроусилитель 21 853 сцепления Трос привода коробки передач 30 914 Тормозной барабан/диск 7673/8464 передний Тормозной барабан/диск задний 8579/8464 Тормозные колодки 7642 на переднюю ось Тормозные колодки 7642 на заднюю ось Задний тормозной цилиндр 28 968 (энергоаккумулятор) Шланг тормозной задний 2380 Подшипники передней ступицы 17 305 (комплект на колесо) Подшипники задней ступицы (к/к) 10 211 Насос гидроусилителя руля 27 626 Рулевой механизм в сборе 38 581 (рулевая колонка) Тяга рулевая продольная 32 993 Амортизатор передний 12 347 Шпилька колесная задняя 417 Гайка колеса 289 Сальник задней ступицы 2312 Сальник передней крышки ДВС 1956 Стекло лобовое 126 881 Стекло боковое 31 923 Фара ближнего света 11 198 Фара дальнего света 7756 Стоп-сигнал 7984 Фонарь заднего хода 3441 Задняя противотуманная фара 3441 Указатель поворотов 2100В моторном отсеке шведского междугородника свободного места нет, коэффициент использования объема приближается к ста процентамЕсть возможность включения и выключения дизеля из моторного отсекаАвтономный отопитель и глушитель скрываются под одной крышкойВ отсеке аккумуляторных батарей и предохранителей есть подсветка68 РЕЙС МАРТ 2010и 310 л. с. с максимальным крутящим моментом в диапазоне 1050-1550 Н.м. У DC12 диапазон мощности от 340 до 470 лошадиных сил и момент от 1127 до 2400 Н.м. Самый мощный дизель оснащен системой турбокомпаунда – когда еще одна турбина через вязкостную муфту и редуктор подкручивает коленвал. Дармовая энергия отработавших газов дает прибавку 50 лошадей. Для уравновешивания 5-цилиндровые силовые установки оснастили двумя балансирными валами. Хоть конструкция и усложнилась, зато позволила использовать одинаковые гильзы, кольца и головки. Только поршни, шатуны и коленвалы у DC9 и DC12 не взаимозаменяемые. Поршни на девятилитровых дизелях полностью алюминиевые, а на 12-литровых сборные: юбки алюминиевые, днища стальные. Из общего у дизелей – мокрые гильзы и раздельные головки. Прокладки под головками стальные с силиконовыми уплотнительнымикольцами вокруг масляных и водяных каналов. Из тонкостенного чугуна толщиной около 7 мм отлит и блок цилиндров. Его капитальный ремонт Scania делать не разрешает, а потому и поршней увеличенного диаметра не выпускает. Зато можно ремонтировать коленчатые валы – в запасе четыре ремонтных размера с шагом 0,25 мм. Не одинаковы у DC9 и DC12 системы топливоподачи, хотя принципиальная схема с электронноуправляемыми насос-форсунками их роднит. Разница лишь в том, что на девятилитровых двигателях применены насосфорсунки немецкой фирмы Bosch (по классификатору Scania они обозначаются PDE), тогда как на 12-литровых – разработанные совместно с американцами из Cummins насос-форсунки высокого давления HPI. Давление впрыска у последних достигает 1800 атмосфер. При этом, как и раньше, Scania обходится без применения раствора мочевины AdBlue, за это ей отдельное спасибо от российских пе- SCANIA OMNIEXPRESSВедущий мост у трехосника средний, с четырехточечной пневмоподвеской. Передаточное число гипоидной главной передачи на выбор заказчикаПередняя подвеска шкворневая, а упругие элементы – пневмобаллоныНезависимая подвеска управляемых колес – прерогатива трехосной моделиТреугольный рычаг передней независимой подвески – залог комфортаКарданный вал у длинного автобуса цельный, без промежуточных опорревозчиков. Дизеля оборудованы системой рециркуляции отработавших газов EGR. DC9 и DC12 устанавливают не только на автобусах, их можно встретить и под кабинами грузовиков. Небольшие отличия связаны, в основном, с компоновкой. Потому карта ТО у моторов одинакова – обслуживание полагается проводить раз в 40 тысяч километров с обязательной заменой масла и масляного фильтра.ТрансмиссияПару силовым установкам составляют две модели коробок передач – GR875R и GR895R. Первая КП 8-ступенчатая, с четырьмя ступенями в основном ряду и двухдиапазонным планетарным демультипликатором. GR895R – агрегат более сложный, 12-ступенчатый, в основном ряду три передачи и по две в делителе и демультипликаторе. Обе коробки механические, но вот приводы для них возможны разные. Главное, ворочать длинной кочергой водителю не придется в любом случае: помогатьему будет механизм ComfortShift. Водитель только задает передачу и выжимает сцепление, а умный привод КП сделает все самостоятельно. Джойстик коробки короткий и удобный, но он идет только для GR875R и управляет лишь семью передачами. Другой вариант – Opticruise, он дает возможность вообще забыть о переключении скоростей, так как это уже роботизированный привод. Причем исполнительные механизмы ComfortShift и Opticruise одинаковы, что может быть полезно при унификации подвижного состава парка. Отличия – в рычагах (с Opticruise коробка управляется подрулевым рычажком), и, разумеется, электронный блок управления у робота гораздо мудренее. Диапазоны передаточных чисел у восьмиступенчатой КП от 9,17 до 1,00, а у 12-ступенчатой от 11,32 до 1,00 – для автобусов больше и не нужно. Случались у шведских коробок и замены по гарантии, но это касается не автобусов, а грузовиков. За связькоробки с двигателем у OmniExpress отвечает однодисковое сухое сцепление диаметром 430 мм с диафрагменной пружиной. Привод сцепления сделали гидравлическим, разумеется, с пневмоусилителем. Схема весьма традиционная и хорошо себя зарекомендовавшая. Главная передача заднего моста гипоидная, одинарная, что для автобуса очень неплохо. Ведь такая схема обеспечит экономию топлива и бесшумную работуПривод механизма подруливания третьей оси автобуса гидравлическийМАРТ 2010 РЕЙС 69 автомобилиПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТКамера заднего вида на трехоснике призвана облегчить водителю парковкуРабочее место водителя даже в самых дешевых версиях OmniExpress балует комфортом. Коробка ComfortShift управляется аккуратным джойстикомБлок управления аудио- и видеосистемами всегда под рукой у водителяНа ЖК-экране отображается различная информация о системах автобусаКомбинация приборов двухосника изобилует контрольными лампочкамимоста, если, конечно, вовремя не забывать менять масло. Делать обновление технической жидкости нужно раз в 120-180 тысяч километров, в зависимости от качества дорог и рельефа местности. Масло в мостах применяют такое же, как и в коробках API GL, только для коробок 75w – 90, а для моста 75w – 140. Передаточное число у ГП будет такое, какое пожелает заказчик, а выбирать ему предлагают из диапазона от 2,93 до 3,42.Ходовая частьНа двухосных автобусах в самых простых комплектациях используются те же шасси, что и на российских «ГолАЗах» и «Волжанинах». Это дает обширные возможности технической унификации парка. Ну а если такой необходимости нет, то стоит обратить внимание на более дорогие и прогрессивные трехосные версии OmniExpress с независимой подвеской управляемых колес. Такая конструкция является ба-Снизу двигатель почти полностью прикрыт толстой алюминиевой броней70 РЕЙС МАРТ 2010Неподалеку от двигателя трубка для слива конденсата из кондиционеразовой для трехосных автобусов и для двухосных в туристическом исполнении. На туристическом лайнере независимая подвеска повысит поперечную устойчивость и улучшит управляемость, ведь специально для этого она оборудована стабилизаторами как спереди, так и сзади. За отдельную плату добавят систему курсовой устойчивости ESP. Есть в перечне оборудования OmniExpress и книлинг. Солидный технический уровень силового агрегата и подвески требует и соответствующих эффективных тормозов, и они у Scania есть. По кругу установлены дисковые тормозные механизмы – о барабанах уже никто не вспоминает. К изюминкам нового автобуса можно отнести родную сканиевскую систему EBS. Ее блок управления отслеживает положение тормозной педали, на основании чего подает сигналы исполнительным механизмам, а те, в свою очередь, регулируют давление в тормозных камерах. Электронные регуляторы установлены непосредственно SCANIA OMNIEXPRESSМнениеАНАСТАС ХАРЛАМПИДИ начальник гаража санатория «Беларусь» г. Сочи – В нашем санатории работает всего один 12,8-метровый автобус OmniExpress, его пробег пока еще совсем небольшой – всего 16000 км. Первое впечатление вполне положительное, так как особых проблем с OmniExpress у нас не было. Впрочем, так ведь и должно быть! Кроме Scania в нашем автопарке есть еще автобусы – Mercedes-Benz O350 и Ikarus 200-й серии. На мой взгляд, «Икарусам» нужно поставить памятник, но нельзя не признать, что они уже устарели и не отвечают нынешним требованиям по безопасности и комфорту перевозок. Для курортного города важен еще и внешний вид автобуса. А потому приходится искать современную альтернативу. На Scania выбор пал после путешествия на таком автобусе по Европе – раз понравилось нам, значит, должно понравиться и отдыхающим. Большинство удобств шведы предлагают на заказ – можно купить именно ту комплектацию автобуса, которая нужна. Только вот из-за большого числа дополнительного оборудования у нашего OmniExpress сиденья не выдвигаются в проход, нам просто забыли предложить такую опцию. Будем ли закупать OmniExpress в дальнейшем, пока еще не решили. Все будет зависеть от финансирования и от того, как они поведут себя в эксплуатацииЧтобы водитель меньше отвлекался, часть клавиш разместили на «баранке»Водительское кресло имеет возможность поворачиватьсяРоботизированной коробкой управляет подрулевой рычажокУ 15-метрового междугородника приборы просты и отлично читаютсяХолодильник в передней панели – стандартная комплектация Scaniaу колес, чтобы снизить время реакции системы на нажатие педали. Однако доверие к подобным системам со стороны конструкторов по-прежнему невелико, а потому в случае выхода из строя электроники автобус не останется без тормозов. Они будут работать с обычной для пневматики скоростью отклика на нажатие педали. Тем, кто решится на покупку OmniExpress, при наличии собственной технической службы нужно быть готовым держать на складе обширную номенклатуру запасных частей. Ведь тормозные диски с одной оси не поставить на другую, и тормозные камеры тоже. Какого-то заявленного ресурса для тормозных дисков и колодок Scania не предусматривает, но допустимый износ дисков – 2 мм на сторону, а за износом колодок предлагается следить по показаниям датчиков, выводимых на дисплей в кабине водителя. Фактический же ресурс деталей тормозных механизмов будет зависеть от условий эксплуатации иманеры вождения. Тут конкретные цифры представители Scania предоставлять не рискуют. В управлении автобусов посредником между водителем и колесами выступает рулевой механизм производства хорошо известной немецкой компании ZF Friedrichshafen AG. У двухосных моделей автобусов передаточное отношение механизма меняется в пределах от 17 до 20, а у трехосных от 22,2 до 26,2. К тому же у OmniExpress с тремя осями задняя обязательно будет подруливающая, дабы уменьшить радиус разворота и сэкономить на износе резины. Управлять ею будет все тот же ZF, к которому дополнительно подключены пневмогидроаккумулятор и центрирующий поворотный цилиндр. Усложнилась система, конечно, прилично, зато радиус разворота трехосника такой же, как и двухосного собрата. Сейчас Scania пытается занять на рынке России промежуточную нишу между дорогими немецкими туристическими автобусами и значительноболее дешевыми российскими и китайскими. По уровню технического оснащения OmniExpress приближается к первым, а по предоставляемым удобствам для пассажиров стоит в одном ряду со вторыми. Автобус имеет весьма неплохие шансы на успех в России, в первую очередь, благодаря богатому выбору комплектаций.Михаил Почукаев ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНАГлавное отличие длинного OmniExpress от короткого – наличие третьей осиМАРТ 2010 РЕЙС 71