42
43
44
45
46
47
48
49
автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТЗнакомимся с семейством развозных грузовиков Mercedes VarioТолько концерн Mercedes-Benz может позволить себе иметь столь широкую гамму моделей развозных грузовиков. Самые легкие – Vito грузоподъемностью от 900 кг, самые тяжелые – Atego полной массой до 16 тонн. Между ними – Sprinter и Vario. Примечательно, что каждая модель грузовика немного «залезает на грядку» соседа – так перевозчику проще подобрать нужную под конкретные условия эксплуатации и выгадать в цене. И если у Vito и Sprinter есть ряд конструктивных решений, свойственных легковым автомобилям, то Vario – первый в линейке Mercedes с действительно грузовыми задатками. Благодаря своей полукапотной компоновке, прочной лестничной раме и неразрезной передней оси, Mercedes Vario является прямым наследником нескольких поколений среднетоннажников с трехлучевой звездой. А традиции – великая сила. Автомобили Vario собирают с 1997 года на заводе в Людвигсфельде, на котором во времена ГДР делали из42 РЕЙС АПРЕЛЬ 2010вестные в СССР грузовики IFA. После объединения Германии на конвейер этого завода встали Mercedes серии «Т2» моделей L407D – L613D образца 80-х годов и позже Mercedes Vario, пришедший им на смену. Существует более 60 исполнений Vario, поставляемых концерном Mercedes-Benz, а с учетом различных надстроек, изготовленных на его шасси сторонними производителями, можно смело добавить еще сотню. Наиболее распространены цельнометаллические фургоны, в том числе и грузопассажирские, грузовики с бортовой платформой, с промтоварными и продуктовыми фургонами. Для коммунальных служб и строителей выпускают самосвалы, устанавливают гидроманипуляторы, монтируют оборудование для автоэвакуаторов и мусоровозов. У Mercedes Vario есть два варианта полной массы: 5990 и 7490 килограммов, это обуславливает определенные отличия в конструкции грузовиков. Недобор 10 килограммов до круглой цифры вызван особенностями налогообложения европейских перевозчиков, то естьв России эти автомобили, несомненно, будут везти больше груза. Обозначение легких машин начинается с цифры «6», а более тяжелых – с «8», две последующих цифры – десятая часть от округленной мощности моторов. Нам для теста компания «МерседесБенц РУС» предоставила Vario 818D с самосвальной установкой – на его примере постараемся подробно рассказать о всей гамме автомобилей этой модели.ДвигательВ конце 90-х на Mercedes Vario в наиболее легком исполнении устанавливали пятицилиндровый дизель рабочим объемом 2,9 литра с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом и интеркулером. У мотора было две настройки мощности: 102 и 122 л. с., его же применяли на легендарных вездеходах Mercedes Gelandewagen и Unimog, а также на Sprinter. На более поздних модификациях Mercedes Vario от этого мотора отказались. Однако рядная четверка MERCEDES VARIOОМ904 – мерседесовская версия дизеля объемом литр на цилиндрMercedes Vario – один из немногих современных европейских среднетоннажников, оставшихся с капотом. Большинство производителей делают бескапотникиМежду бачками омывателя и расширительным смонтирована «автономка»В черной коробке, над мерседесовской звездой, спрятан воздушный фильтрРаздельный привод тормозов – с двумя главными цилиндрамиОМ904, которую сначала устанавливали на грузовики полной массой 7,49 тонны, оказалась настоящим долгожителем – ее применяют по сей день. Ныне это единственный мотор для Vario, зато с тремя настройками мощности: 129, 156 и 177 лошадиных сил при 2200 об/мин, диапазон крутящего момента от 500 до 675 Н.м при 12001600 об/мин. Размерность двигателя 102х130 мм, рабочий объем 4,25 литра. Из конструктивных особенностей: негильзованный чугунный блок (раньше были «сухие» гильзы, но и по сей день есть три ремонтных размера), общая для всех цилиндров головка блока, нижний распредвал, шестерни ГРМ заднего расположения, интеркулер и турбонаддув. Примечательно, что у него три клапана на цилиндр: два впускных и один выпускной! То есть в середине 90-х даже MercedesBenz не осилил сделать четырехклапанную головку для своего литрового дизеля, но два впускных клапана все равно давали лучшую характеристику протекания крутящего момента, чем уего конкурентов с одним «всасывающим» клапаном. Только на более современной серии мерседесовских дизелей, ОМ924 и ОМ926, с поршневой диаметром 108 мм появились четыре клапана на цилиндр. Однако эти моторы на Mercedes Vario не ставят. Один из важнейших для российского перевозчика вопросов: какая топливная аппаратура применяется на этом дизеле? Добираться до того же распредвала или гильз цилиндров, быть может, никогда и не понадобится, но из-за нашей солярки ремонтировать узлы и агрегаты топливной системы наверняка придется. Сразу «огорчим»: под капотом Vario механического ТНВД уже не увидеть. Здесь стоят индивидуальные для каждого цилиндра мини-ТНВД. У нас их еще называют столбиковыми, а в Европе – PLD (в переводе на русский «насос, трубка, форсунка»). Насосы собраны в компактный узел и установлены на блоке цилиндров, здесь же находится управляющая электроника, их кулачковый вал приводится от шестерен ГРМ двигателя. От ТНВД к фор-сунке топливо подается по короткой толстостенной трубке, давление распыла около 1200 бар, все сопряжения сверхпрецизионные. Такую конструкцию Mercedes применяет на всех своих «больших» дизелях, а на двигателях тех же Vito и Sprinter установлена система Common Rail. Поэтому для долговечности топливной аппаратуры Mercedes Vario чрезвычайно важны правильные фильтры (Separ не помешает!) и хорошая солярка, за это гарантируется экономичность и мягкая работа двигателя. Естественно, у Mercedes Vario с соответствием нормам токсичности всегда был полный порядок. Поначалу моторы благодаря электронному управлению впрыском топлива, интеркулеру и турбонаддуву легко укладывались в Евро-2 и Евро-3, а требования Евро-4 и Евро-5 одолевают благодаря впрыску в отработавшие газы водного раствора мочевины AdBlue. У Mercedes-Benz эта технология SCR имеет свое патентованное название BlueTec. Новенький самосвал Vario 818D оказался в исполнении Евро-3 иАПРЕЛЬ 2010 РЕЙС 43 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖТехнические характеристики Марка Mercedes Vario 814D (шасси) Mercedes Vario 818D (самосвал) Длина/ширина/высота 6935х2206х2405 5330х2206х2395 Полная масса, кг 7500 7500 Масса шасси, кг 2875 3675 Макс. длина кузова, мм 4730 2970 Макс. скорость, км/ч 90 Двигатель/рабочий объем, л ОМ904LA, Евро-3, 4,25 ОМ904LA, Евро-3, 4,25 Мощность, л.с. при об/мин 136 при 2200 177 при 2200 Крутящий момент, Н.м при об/мин 520 при 1200-1600 675 при 1200-1600 Коробка передач 6-ступенчатая, Мercedes G56-6 или G60-6 Сцепление однодисковое, диаметром 362 мм Замедлитель заслонка на выпуске Ведущий мост с одинарной гипоидной передачей Топливный бак, л от 70 подвеска рессорная; тормоза: дисковые Ходовая часть с пневмогидравлическим приводом и ABS; шины: 205/75R17,5 Цена, тыс. руб. с НДС 2530-2555 от 2335У самосвала поддон картера двигателя лишь ненамного выше балки переднего мостаЧтобы уменьшить шумы, коробку передач капсулировали панелямиУ грузовичка Mercedes Vario есть маленький, но свой интегральный ГУРСтабилизаторы поперечной устойчивости установлены на обеих осяхВедущий мост гипоидный, возможна блокировка дифференциалаПодвеска кабины на резиновых подушках, но водителя трясет не сильноЭнергоаккумуляторы на ведущей оси отвечают только за стояночный тормозпотому без дополнительного пластмассового бака с синей крышкой. Благодаря полукапотной компоновке у Vario, в сравнении с его бескапотными среднетоннажными конкурентами, выше пассивная безопасность водителя и пассажиров при фронтальном столкновении, они и размещены в более комфортной зоне, не сидят «на колесе». Однако обслуживать и, если придется, ремонтировать дизель Vario – далеко не сахар. Мотор в подкапотном пространстве предельно зажат по длине и неизбежно залезает туда, где ему быть не положено – в кабину. Сюда бы V-образную «четверку»! Да только под особенности такой компоновки никто моторов не делает. К масляному фильтру двигателя Vario более-менее сносно добраться из-под капота сверху, а поликлиновой ремень вентилятора менять придется не скоро, он вообще44 РЕЙС АПРЕЛЬ 2010очень долговечен. К турбине доступ из кабины, через особый лючок, но ко многим навесным агрегатам путь один – снизу. А как снимать головку блока в случае замены прокладки ГБЦ, сразу и не сообразишь. Средняя часть длины дизеля спрятана под широченной панелью приборов, и она просто «давит на голову» мотора. Маловероятно, что техническим специалистам российского агропромышленного комплекса понравится на Vario расположение масляного поддона картера двигателя. От земли до него 280 миллиметров, причем он расположен перед балкой переднего моста. Попав в колею, можно элементарно пробить ребристую алюминиевую емкость. А ведь его легко было сделать более плоским, но широким, надуть ему «щеки» для сохранения прежнего объема хранящегося в неммасла. Однако в городе у такого поддона все же есть шанс выжить. Кроме того, нельзя сказать, что немцы абы как пристроили имеющийся дизель на подготавливаемый в спешке прототип грузовика. Тому подтверждение не только срок 13 лет, в течение которого Vario стоит на конвейере и успешно продается в Европе, но и то, что двигатель все же старались адаптировать к нему. В частности, у него две маслозаливных горловины. Одна расположена в клапанной крышке (к ней сложно добраться на Vario, но легко на Atego), другая, более удобная, на вкрученной в блок трубе. А расположение воздушного фильтра – просто шедевр! Открыв капот, его корпус сначала принимаешь за верхний бачок радиатора. Обслуживать фильтр очень легко, да и мотор не нахватает ни воды из лужи, ни пыли с обочины. MERCEDES VARIOМнениеИГОРЬ СИБИРЕВ главный инженер ЗАО «Третий парк», Санкт-Петербург – В 2003 году мы закупили в Германии 170 почтовых фургонов Mercedes Vario 612D с цельнометаллическими кузовами. Они были 1997-1998 годов выпуска с пробегом менее 100 тысяч километров – просто в идеальном состоянии. Одна из питерских фирм по нашему заказу переоборудовала их под пассажирские перевозки – установили сиденья, стекла, внутреннюю обивку, систему отопления. С той поры они работают на городских маршрутах, сейчас их пробег более миллиона километров. Машины были с пятицилиндровыми дизелями объемом 2,9 литра. Все же эти моторы оказались слабоватыми и не очень надежными для интенсивной работы городского автобуса. Частая неисправность – прогорание прокладки головки блока в районе пятого цилиндра. Сначала для этого ремонта приходилось снимать двигатель, потом приноровились заменять прокладку, снимая почти все навесное оборудование. Коробки передач и ведущие мосты очень надежны. Рама прочная, подвеска хорошая. Не было случая, чтобы отказывала рабочая тормозная система, но зимой иногда прихватывают энергоаккумуляторы в приводе стояночного тормоза. Кузова очень добротно сделаны, и вдобавок ко всему оцинкованы. На них не то что сквозных дыр нет, дефекты лакокрасочного покрытия большая редкость. Если списываем Mercedes Vario по причине сложного и дорогостоящего ремонта, кузов жалко резать на металлолом. Mercedes – и этим все сказано.У самосвала традиционно не самая длинная база. У Mercedes Vario рамы в четырех исполнениях базы: 3150, 3700, 4250 и 4800 ммВ задней подвеске – обратная серьга и дополнительный лист под рессоройУ задних рессор применены консольные кованые кронштейныКолеса центруются по буртику ступицы, притягиваются гайками шпилекБалка передней оси почти прямая. Тормоза дисковые, с гидроприводомТрансмиссияПрименение на нынешних Mercedes Vario только одного двигателя, пусть даже и с тремя настройками мощности, не оставляет перевозчику вариантов в выборе сцепления и коробки передач. Все абсолютно одинаково, то есть унифицировано, а значит, не будет проблем с запчастями. Сцепление диаметром 362 мм однодисковое, оттяжного типа, с диафрагменной пружиной. Усилие на педали очень небольшое – неспроста она сделана ажурной и пластмассовой. И даже на таком небольшом грузовике в приводе сцепления возможна установка ПГУ. У Mercedes огромный опыт в производстве агрегатов трансмиссии, и покупать что-либо на стороне, у того же ZF, приходится крайне редко. У Vario коробка передач именно мерседесовская, 6-ступенчатая модели G56-6,с диапазоном чисел от 6,29 до 0,78, естественно, в ней не синхронизирована лишь передача заднего хода. Из-за полукапотной компоновки нет необходимости оснащать Vario дистанционным управлением коробкой передач – здесь рычаг воткнут непосредственно в кулису. Это надежно, а проблемы с шумами решены кардинально: КП капсулирована шумопоглощающими панелями. Немаловажно, что у этой коробки есть отбор мощности для привода дополнительного гидронасоса. У самосвала на панели приборов две клавиши электропневматического управления: одна работает на привод насоса, другая – на подъем и опускание кузова. Но отбор мощности возможен и от шестерен ГРМ двигателя, об этом надо знать, заказывая Vario. Как опция возможна установка 5-диапазонной гидромеханической автоматическойкоробки передач Alisson серии «1000», там уже педали сцепления нет, и рычаг коробки гораздо меньше. Однако такой уровень комфорта недоступен водителям самосвалов и полноприводных автомобилей. Интересно, что даже на таком небольшом грузовике, как Mercedes Vario, применены соединительные фланцы коробки и редуктора с карданным валом по стандарту ISO – с четырьмя болтами и торцевыми шлицами. Только размером поменьше, чем у того же Mercedes Actros. Так гораздо надежнее и проще, чем с десятком болтов на каждом разъеме. Кроме того, у развозных грузовиков как опцию могут устанавливать на карданном валу электромагнитный замедлитель Telma, который совместно с заслонкой на выпуске существенно сбережет тормозные колодки грузовиАПРЕЛЬ 2010 РЕЙС 45 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖПоявится ли на Vario следующего поколения дисплей на приборной доске?Интерьер не особо современный, но довольно удобный. Шума от мотора и коробки почти нет. Внутри тепло благодаря еще и жидкостной автономке на 5 кВтВ правом углу панели спрятаны блок предохранителей и релеЗадняя часть двигателя «влезла» в кабину. Ее прикрыли толстым люкомВ случае необходимости обслуживать двигатель можно и из кабиныПодножка удачно спрятана за дверью: снег, если попадет, быстро растаетка. Еще одна особенность трансмиссии Vario – грузовики моделей 813 DA, 816 DA и 818 DA могут быть с полным приводом 4х4. Для привода переднего моста, как обычно, устанавливают раздаточную коробку с пониженным рядом и блокируемым дифференциалом, блокировка есть и у дифференциала заднего ведущего моста. Но передние колеса остались без механизма блокировки – если еще и их заставить вращаться синхронно, то машина станет просто неуправляемой на скользкой дороге.ХодоваяДаже для бортовых Mercedes Sprinter и шасси приходится городить массивные подрамники от кабины до фаркопа – здесь толку от несущего кузова нет. Однако Vario – настоящий грузовик, с рамой, и сверху можно «нахлобучить» практически любую надстройку.46 РЕЙС АПРЕЛЬ 2010У колесной базы четыре варианта длины: 3150, 3700, 4250 и 4800 мм, то есть с шагом 550 миллиметров. Не столь частый шаг, как у среднетоннажников конкурентов, там бывает и 300 мм, но это из-за особенностей конструкции и формы лонжеронов. Они сделаны разной высоты, причем верхняя полка над ведущим мостом изогнута, и этот изгиб вынужден повторять даже самосвальный надрамник. Напомним, что схожая по конструкции рама нашего ГАЗ-53/ ГАЗ-3307 вообще выпускается заводом в одном-единственном варианте колесной базы, а здесь четыре! Высота профиля лонжеронов Mercedes Vario в средней части 190 мм, ширина полки 65 мм, толщина 5 миллиметров. Интересно, что большинство траверс сделано трубчатыми, а в сборке рамы преобладают заклепки, обжатые «на холодную». Это надежная конструкция. Благодаря нарощенномузаднему свесу на шасси грузовика с базой 4800 мм устанавливают фирменную бортовую платформу или фургон длиной 6060 мм, при этом погрузочная площадь составляет 14,79 м2. При желании можно смонтировать и надстройку несколько большей длины, а самый короткий кузов трехметровый. Понятно, что Mercedes-Benz использует наиболее прогрессивную подвеску – на самосвале Vario 818D применены малолистовые параболические рессоры. Впереди два листа шириной 75 мм и толщиной около 10 мм, задние рессоры схожи по конструкции, только снизу дополнительный лист с резиновыми буферами, корректирующий жесткость подвески в зависимости от загрузки. Амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости предусмотрены на обеих осях. Все сочленения в подвеске выполнены на не требующих обслуживания сайлентблоках. Как опция MERCEDES VARIOЦены на запасные части* Наименование Цена**, руб. с НДС Фильтр воздушный, элемент 2365 Фильтр масляный 604 Фильтр-патрон осушителя воздуха 1017 Поршневые кольца (к-т на цилиндр) 3475 Поршень, кольца, палец 24 431 (к-т на цилиндр) Прокладка ГБЦ 7422 Комплект вкладышей шатунных 3304 (на шейку) Комплект вкладышей коренных 2634 (на шейку) Форсунка 9582 Топливный насос 44 414 Головка блока цилиндров 85 314 Клапан впускной, 1 шт. 1762 Клапан выпускной, 1 шт. 1633 Комплект прокладок на двигатель 10 657 Глушитель 31 261 Стартер 64 244 Термостат 757 Водяной насос 19 340 Ведомый диск сцепления 18 113 Выжимной подшипник 25 455 Пневмогидроусилитель сцепления 14 453 Рессора передняя 13 430 Стремянка передней рессоры 195 Рессора задняя 26 785 Стремянка задней рессоры 500 Тормозной диск передний 7741 Тормозные колодки передние 5721 Тормозной диск задний 6962 Тормозные колодки задние 5721 Задняя тормозная камера, 18 679 энергоаккумулятор Шланг тормозной, передний 1303 Подшипники передней ступицы 4137 (к-т на колесо) Задняя ступица в сборе 23 179 Насос гидроусилителя руля 44 405 Рулевой механизм в сборе 101 005 Тяга рулевая, продольная 8549 Ремкомплект шкворневого узла 8732 Амортизатор передний 4579 Шпилька колеса, задняя 293 Гайка колеса 82 Сальники разные 306-1940 Стекло лобовое 13 882 Фара в сборе 9552 Стекло фары 1819 Фонарь задний 2919 Указатель поворотов 1971 * Mercedes Vario 818D ** розничная цены предоставлены компанией «Мерседес Бенц РУѻ России грузовику нужны шины с более зубастым протекторомДве аккумуляторные батареи размещены под сиденьем водителяУ Vario огромный глушитель, потому и мотора почти не слышноУ самосвала под пассажирским сиденьем места в избыткеСамосвальная установка с возможностью трехсторонней разгрузкина Vario возможны пневмоподвески, причем не только сзади, но и спереди – так находят работу пневмокомпрессору, который устанавливается на двигатель ОМ904. Конечно, воздушные баллоны лучше всего подойдут длиннобазному грузовику для перевозок деликатных грузов. То, что у Vario есть откуда взять сжатый воздух, используется и в приводе тормозов, но по особенному, так, как это было принято лет 30-40 назад, а то и больше. Здесь применен пневмогидравлический привод, знакомый нашим перевозчикам по семейству Урал375/Урал-4320 и ПАЗ-3205. У Vario тормозная педаль управляет двухсекционным пневматическим краном, от него воздух поступает к двум пневмокамерам размером с чайное блюдце. А дальше штоки пневмокамер уже воздействуют на поршни двух ГТЦ, и жидкость поступает к исполнитель-ным рабочим гидроцилиндрам. Сами тормозные механизмы дисковые, вентилируемые, впереди стоят суппорты с двумя цилиндрами. Интересно сделан стояночный тормоз – но тут уже параллелей с «Уралом» и ПАЗиком не провести. На задних тормозных механизмах смонтированы по одному пружинному энергоаккумулятору с пневмокамерами, каждый воздействует на дополнительный двуплечий рычаг, который поджимает колодки к диску. Вообще современный пневматический привод тормозов и деталей имеет меньше, и по скорости срабатывания почти не отстает от гидравлики. Конечно, об этом знают и немцы, но, видимо, готовят долгожителю Vario замену на конвейере, и уж на преемнике наверняка будут тормоза с пневмоприводом. Кому как, но мне всегда было до слез жалко смотреть на тонюсенькие колесные шпильки немецкихсреднетоннажников легкой гаммы. Впервые на это обратил внимание еще на Robur, что родом из ГДР. Вот то ли дело у нашего «Газона» – шесть шпилек диаметром 20 мм и еще футорки держат спарку на ведущей оси, но такай повод для гордости возникает в том случае, если их не откручивать… У Vario тоже шесть шпилек, футорок нет (и слава богу!), диск центруется по пояску на ступице, а не конусами гаек, поэтому даже на 8-тонной машине вполне хватает шпилек с мелкой резьбой М16. РазмерАПРЕЛЬ 2010 РЕЙС 47 автомобилиУ немецкого самосвального кузова маловата высота бортов, но длины и ширины платформы вполне хватаетСРЕДНИЙ ТОННАЖГидроцилиндр подъемника с шестью «телескопами». Очень круто!В маленьком ресивере хранится запас воздуха для энергоаккумуляторовТопливный бак пластмассовый. Объем от 70 литров и вышеУ гидросистемы самосвальной установки есть свой резервуарность шин 205/75R17,5 типичная для развозных грузовиков, но только они почему-то оказались с мелким магистральным рисунком протектора. В поисках места для съемки самосвала мы съехали на нем на чуть припорошенную снегом дорожку, и он забуксовал. Известное дело – машина пустая… Пришлось для загрузки ведущей оси поднять кузов и трогаться на второй передаче, тогда и вылезли из снежной западни. Все же сзади нужна резина более зубастая. Запаска в заднем свесе самосвала – тоже европейское изобретение, но для бортовой машины или фургона такое решение и в России вполне жизнеспособно.КабинаПохоже, внешний вид кабины Mercedes Vario с 1997 года не претерпел изменений. Во всяком случае, не только двери и стекла, но и вся светотехника, и массивный стальной бампер оста48 РЕЙС АПРЕЛЬ 2010лись прежними. Кому-то экстерьер покажется архаичным, но только не практичному российскому перевозчику. У него другая точка зрения – к такой машине наверняка будут запчасти по жестянке, причем как новые, так и со вторичного рынка. Однако съемные у кабины Vario только двери и капот. Крылья и облицовка радиатора приварены к стойкам, интегрированы в силовой каркас с лонжеронами подрамника кабины. Ремонтировать возможные повреждения фасада будет сложнее, зато у Vario облицовка не трясется в судорогах при работе двигателя на холостом ходу, как у нашего «Бычка». Это сравнение с «ЗиЛом» неспроста: когда его проектировали, примером для подражания выбрали тогдашний Mercedes Т2. У «ЗиЛа» это видно и в конструкции ходовой, и в экстерьере кабины. У Mercedes Vario в обычном понимании две кабины: короткая и длинная, двухрядная. Каждая из них может бытьустановлена на грузовик Vario с любой колесной базой и любого назначения. То есть двухрядная кабина будет радовать интерьером и объемом не только пожарный расчет, но и бригаду ремонтников, добирающихся к месту аварии на самосвале. У одинарной кабины внутренняя ширина 190 см, от лобового стекла до задней стенки 135 см, пол покатый, минимальная высота составляет 140 см. Но есть кабина и с более высокой крышей, где-то на 15 санти-Сегодня противоподкатный брус обязателен даже для маленького самосвала MERCEDES VARIOРоссийские строители были бы очень рады такому грузовикуСамосвал с двойной кабиной сгодится для перевозки бригады ремонтниковВ двойной кабине на заднем ряду свободно размещаются четыре человекаНа шасси Vario возможна установка надстроек различного назначенияГрузопассажирская «панельная» версия достаточно универсальнаНемецкое шасси Vario можно легко дополнить российским фургономВ пожарных частях службу несут полноприводные Mercedes Varioметров. Двойная кабина длиннее короткой на метр. Однако цельнометаллический фургон Mercedes Vario было бы правильнее тоже назвать кабиной: сваривают их на одной линии. Цельнометаллический фургон ставят на шасси с колесной базой трех вариантов: 3150, 3700 и 4250 мм. Причем с крышей обычной высоты расстояние от пола до потолка составляет 178,5 см, а с высокой – 193 сантиметра. В самой длинной модификации, с высокой крышей, внутренний объем составляет 17,4 м3, при этом за спинкой водителя остается пространство почти пятиметровой длины. Не мудрено, что на основе такого фургона получается отличная передвижная мастерская для коммунальных служб или автобус. Внутри возможно размещение разнообразных вариантов перегородок, проход водителя в грузовой отсек, а также различные комбинации задних и боковых сдвижных дверей. Боковая сдвиж-ная дверь может быть смонтирована не только справа, но и на заказ даже с обеих сторон. Неспроста цельнометаллические фургоны Vario полюбились европейским почтовикам. Забираться в Vario также удобно, как в любой другой капотный или полукапотный грузовик. Несомненное достоинство для России – подножки, закрытые высокой дверью от снега и дорожной грязи. А то, неровен час, поскользнется водитель – травма на рабочем месте. Интерьер Vario не блещет столь высоким уровнем отделки, как Actros, но все сделано добротно и функционально. Оно и понятно, Actros – флагман магистралей, а Vario – рабочая лошадь мегаполисов. Сверхъестественные регулировки и пневмоподвеска сидений такому труженику не положены, видимо, поэтому под креслом водителя расположен аккумуляторный ящик. Кстати, напряжение на борту Vario 24 вольта, стоят две АКБ емкостьюпо 66 А.ч, а генератор выдает 80 ампер. Панель приборов тоже родом из 90-х, зато у Vario очень мощная печка и продуманная система воздуховодов. На улице стоял мороз под 25 градусов, а стекла на самосвале были чистыми от изморози. Важный момент: из отопителя воздух подается не только на правую стопу водителя и левую пассажира, как проще всего, а из дополнительного сопла дует еще и на стойки дверей. Вокруг ног образуется настоящая тепловая завеса! Когда решил постучать по пластмассовому лючку, закрывающему заднюю часть двигателя, костяшкой пальца – чуть не отбил его. Лючок словно бетонный, но иначе невозможно столь эффективно гасить вибрации и шумы от дизеля, как это сделано на Mercedes Vario.Николай Мордовцев ФОТО МИХАИЛА АХМАТОВА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯАПРЕЛЬ 2010 РЕЙС 49