78
79
80
81
82
83
84
85
спецтехникаПРЕМЬЕРА78РЕЙС АПРЕЛЬ 2010 MERCEDES-BENZ ZETROSСпецназВ линейке специальных автомобилей Mercedes-Benz пополнение: дебютировавший на выставке IAA–2008 в Ганновере грузовик Zetros сменил военный китель на гражданский пиджак и пошел в массыАПРЕЛЬ 2010 РЕЙС 79ДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «Рейс» спецтехникаПРЕМЬЕРАСтихия внедорожника Zetros – бездорожье. Надежное немецкое шасси наверняка заинтересует нефтяников, газовиков, геологов, а также МЧС Внешняя скоростная хар-ка ДВСКрутящий момент, Н.мКапот откидывается практически на 90 градусов, открывая доступ к дизелюМощность, кВтZetros оснащают одним-единственным мотором ОМ 926 LA мощностью 326 л. с.в самостоятельный сегмент, а сборочный завод расположила в городе Верте – в том самом, где собирается вспыхнувшая на небосклоне выставки IAA– 2008 звезда Mercedes-Benz Actros III. Сегодня с конвейера завода специальных автомобилей сходят вездеходы и мультифункциональные автомобилиП компания Mercedes-Benz выделилароизводство специальных машинОбъем топливного бака 300 литров. А защищающего его бруса нет80 РЕЙС АПРЕЛЬ 2010Unimog (см. «Рейс» №11-2008 г.), мусоровозы Econic, компанию им составил грузовик на шасси высокой проходимости Zetros, выпускающийся с конца 2008 года. Причем отныне машина ориентирована не только на нужды военных, но и вполне мирных задач. Как и любая спецмашина, Zetros, по сути, изделие штучное, то есть собирается под конкретного заказчика с учетом его требований, а также функций, которые будет выполнять автомобиль. А сфера, в которой найдет применение мощный внедорожник, огромна: это пожарные части, МЧС, геологоразведка. Автомобиль может быть оснащен подъемным оборудованием или превращен в лабораторию, работать в качестве шасси для мобильных мастерских – в общем, везде, где требуется высокая проходимость и надежность, там найдется работа для Zetros. Строгая ориентация на выполнение кон-кретной задачи объясняет небольшой объем выпуска спецмашин. Сообщается, что потребителям было отгружено трехзначное число единиц техники. Точная цифра неизвестна, опять-таки по причине двойного назначения грузовика. Небольшой объем выпуска немцев абсолютно не смущает, Zetros, как мы уже упоминали, машина не массовая, и ее нельзя ставить в один ряд с грузовиками сегмента «А», как то: Actros, Axor, Atego. Недаром немцы четко определили место машины в линейке своей продукции – спецтехника. Однако спецтехника спецтехнике рознь. Так, при сборке Zetros используется максимальное количество узлов и агрегатов от уже стоящих на конвейере массовых моделей грузовиков. В нашем случае основными донорами внедорожника являются Actros и Axor, от которых заимствованы основные узлы и агрегаты, то есть рама, мосты, MERCEDES-BENZ ZETROSГабаритные размеры шасси 6x6Жгуты электропроводки проложены в водонепроницаемых гофрахГабаритные размеры шасси 4x4Привод генератора – надежным и долговечным поликлиновом ремнемподвеска и мотор. Есть в Zetros и детали от Atego, но их в общей массе железа, заимствованного от старших братьев, практически незаметно. Применение готовых и проверенных узлов и агрегатов значительно упрощает и удешевляет производство. Однако считать новый внедорожник обычным конструктором нельзя, так как каждый компонент и агрегат доработан с учетом тяжелых условий эксплуатации машины. Взять, к примеру, раму.Хребет несгибаемыйРама Zetros заимствована у Actros Bau, но при этом доработана под внедорожник. Длина варьируется в зависимости от колесной формулы машины, коих две: 4х4 и 6х6. Поскольку дизель внедорожной машины работает в жестких условиях, для поддержания его оптимального температурного режима при-Трудно представить перевозчика, который будет использовать вездеход Zetros в качестве самосвала. Для этих целей лучше подойдет Mercedes Actros Bau. У него и кузов большего объема, и двойная ошиновка обоих мостов задней тележкиАПРЕЛЬ 2010 РЕЙС 81 спецтехникаПРЕМЬЕРАДля перевозки крупногабаритных грузов лучше использовать трехосное шасси. Полезная длина его платформы 6,2 м против 5,1 м двухосникаГидроманипулятор «съедает» около метра полезной длины рамыОпорные плиты аутриггеров под рукой, искать не нужно Технические характеристики Модель Двигатель Мощность (Евро-5), л. с. Крутящий момент, Н.м при об/мин Сцепление Коробка передач Раздаточная коробка Передний мост Средний мост Задний мост Напряжение бортовой сети, В Объем топливного бака, л Рулевое управление Подвеска Тормоза Шины Колесная формула Колесная база Собственный вес, кг Полная масса, кг Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг Угол въезда Диаметр разворота, м Платформа (длина/ширина), мм Глубина преодолеваемого брода, м (с шинами 14.00R20) Максимальная скорость, км/ч821833A/4x4/48 2733A/6x6/48 OM 926 LA 326 1300 при 1200-1600 GF 395 Kerasinter механическая девятиступенчатая MB VG 1700 – 3W/1.6 AL 7/52 DS-9 HL 7/52 DS-13 HL 7/52 DS-13 24 300 MB LS 8 рессорная барабанные 14.00R20 4x4 6x6 4800 4750+1450 8110 10 500 18 000 27 000 7500 9000 20,6 5100/2450 34o 2x9000 22,8 6200/2450 Подъемное оборудование монтируется на мощный подрамник Вездеходное шасси с грейфером доставит сыпучие грузы по бездорожьюменен радиатор большей площади и, соответственно, теплоотдачи. Чтобы его вписать в габариты рамы, немцы прикрутили болтами к ее передней части две отлитые из чугуна вставки – расширители. Кстати, сам радиатор не заимствован от какой-либо модели грузовика, а является оригинальной деталью. Поскольку рама Zetros воспринимает большие изгибающие нагрузки и работает на скручивание, ее усилили вставками П-образного профиля, гнутыми из металла, толщиной семь миллиметров. Толщина лонжерона основной рамы составляет 9,5 мм.Евро-5. Перевозчикам он известен по грузовикам Mercedes Axor (см. «Рейс» №5-2007 г.). Мощности в 326 л. с. и крутящего момента 1300 Н.м, которые выдает мотор, вполне достаточно для уверенного движения полностью груженой машины по бездорожью. А взять на борт грузовики, несмотря на одинарную ошиновку, могут прилично. Так, полная масса Zetros с колесной формулой 4х4 в зависимости от исполнения варьируется в пределахОдин на всехВ качестве силового агрегата на Zetros устанавливают один-единственный шестицилиндровый рядный дизель ОМ 926 LA рабочим объемом 7,2 литра в исполнениях Евро-3 или0,8 (1,1) 89Такая снегоуборочная машина уже работает в ФинляндииРЕЙС АПРЕЛЬ 2010 MERCEDES-BENZ ZETROSЧтобы открутить гайки стремянок, потребуется ямаРама трехосника усилена в районе задней тележкиРессоры опираются на резинометаллические опорыРама Zetros заимствована у Actros, но усилена дополнительными П-образными вставками из листа стали толщиной 7 ммСерьги с сайлентблоками не требуют обслуживанияТормозные камеры расположены высоко – повредить невозможноШРУСы привода передних колес выполнены в виде сдвоенных крестовинКак и у Actros Bau, задняя подвеска Zetros имеет амортизаторы16-18 тонн, при этом собственный вес машины составляет 8,1 тонны. Для трехосника цифры выглядят следующим образом: полная масса 25-27 тонн, собственный вес 10,5 тонны. Основная коробка передач для Zetros – заимствованная у Axor девятиступенчатая с управлением по схеме 2–Н. А вот раздаточная коробка VG1700, хотя внешне один в один похожа на ту, что стоит на Axor, но с учетом работы машины на бездорожъе имеет измененный ряд шестерен. В качестве опции предлагается автоматическая коробка Allison. Мосты заимствованы у строительных самосвалов Actros Bau, подвеска – у машин сегмента «А». Иное дело кабина.Удлинители-расширители передней части рамы прикручены на болтахЗадний мост с планетарными колесными редукторамиНосатыйКак мы уже упоминали ранее, она, как и у Unimog, капотной компоновки. С точки зренияДвойная ошиновка возможна только на версии с колесной формулой 4х4 Снизу радиатор закрывает узкая, но мощная стальная защитаАПРЕЛЬ 2010 РЕЙС 83 спецтехникаПРЕМЬЕРАТехнические характеристики Вездеходное шасси способно преодолевать брод глубиной до 1,1 метраТретья опора расположена поперек рамы: вала отбора мощности нетОпора ориентирована вдоль лонжеронов – есть привод допоборудованияУ линзованных модулей отличные светотехнические характеристики...При движении по дорогам противоподкатный брус необходимо опуститьЗадние фонари также имеют влагозащищенное исполнение... и отличная влагозащищенность, позволяющая им работать в водевоенных, такая конструкция гарантирует большую безопасность при наезде машины на мины, лобовых столкновениях, а также упрощает ремонт дизеля в полевых условиях. Мало того, капотная компоновка позволяет сделать кабину ниже, что удобно при перевозке машины в специальных железнодорожных контейнерах и транспортировки в самолетах. Кстати, именно жесткие ограничения по габаритамБлок подготовки воздуха также заимствован от серийных машин84 РЕЙС АПРЕЛЬ 2010вынудили инженеров сделать края крыши кабины скошенными. С точки зрения перевозчиков, низкая крыша это не только возможность вписаться в габариты по высоте (4 метра) при транспортировке рабочего оборудования, но и выполнять работы над крышей при использовании гидроманипулятора и прочего подъемного оборудования. Такая крыша позволяет расширить сектор охвата до 360 градусов. Интересно выполнена подвеска кабины. Несмотря на то, что ее называют трехточечной, число опор, а это мощные сайлентблоки, четыре. Две опоры на массивных кронштейнах прикручены к передней части рамы, практически сразу за отлитыми из чугуна удлинителями-расширителями. Третья опора, представляющая собой расположенные рядом два сайлентблока, находится сзади кабины. То есть, по сути, опорных точек две, просто на-ходятся они близко друг к другу, возможно, поэтому их считают за одну. Примечательно, что опорный узел может быть ориентирован как перпендикулярно основным лонжеронам, так и параллельно им. В первом случае на машине не предусмотрено возможности отбора мощности от коробки передач, а значит, сайлентблоки не стоят на пути выходного вала отбора мощности, а во втором – перекрывают ему путь, поэтому опору разворачивают параллельно основным лонжеронам. Трехточечную подвеску кабины выбрали не случайно, так, при движении по пересеченной местности две передние опоры «играют» вместе с рамой, в то время как третья, расположенная по центру рамы, остается в относительном покое. При такой схеме воздействие изгибающих моментов, идущих от рамы грузовика на кабину, минимально. Кабину изготавлива- MERCEDES-BENZ ZETROSВеликолепно подрессоренное сиденье водителя бережет его позвоночникЗастрявшую машину можно вытащить, зацепив крюк троса за штырьПри необходимости к Zetros можно подцепить прицепПриборы отлично читаются как при дневном свете, так и с подсветкойЕсли трос оканчивается петлей, штырь вынимается сверхуМинимальный запас топлива в двух канистрах на крайний случайДиаметр рулевого колеса Zetros больше, чем у дорожных машинСнять/поставить запасное колесо поможет компактная лебедкаУсловия эксплуатации спецтехники в России отличаются от европейских. Возможно, поэтому инженеры предусмотрели возможность заправки машины некачественным топливом и разработали особую программу управления двигателем (только для Евро-5), допускающую кратковременную работу мотора на топливе стандарта Евро-2. Однако это не означает, что машину можно кормить чем придется. Солярка с большим содержанием смол приведет к закоксовыванию форсунок. Моторы, отвечающие нормам Евро-3, относятся к российской солярке более лояльно. Естественно, работа на топливе ненадлежащего качества потребует чаще менять моторное масло. В любом случае, интервал его замены рассчитает компьютер, который оценивает как нагрузку на двигатель, так и его наработку.Совершать маневры с такими зеркалами – одно удовольствие: видно всеАПРЕЛЬ 2010 РЕЙС 85ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯют из стали, а капот из пластика. Он собран из четырех частей, которые можно менять по отдельности. Такое решение призвано уменьшить затраты на ремонт в случае ДТП. Дополнительной антикоррозионной защиты у кабины не предусмотрено. Производитель считает достаточной броню из качественного грунта и эмали. А чтобы на днище кабины не скапливалась грязь и влага, его сделали гладким.С прицелом на Россию