68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
прицепыОБЗОР ЧАСТЬ 2ПРИЦЕПЫKRONEKrone является вторым по величине после Schmitz производителем прицепной техники в Европе. Сейчас в холдинг Krone входят несколько подразделений, в том числе и завод по производству прицепной техники в германском городе Werlte (Нижняя Саксония). На площади 70 га там заняты 920 сотрудников, которые производят 33 000 различных прицепов и полуприцепов. С апреля 2000 года Krone обзавелся собственным заводом68 РЕЙС МАЙ 2010Cool LinerСогласно программе 2007 года в Krone были обновлены тентованные полуприцепы и с жестким кузовом, контейнерные шасси, система сменных кузовов, прицепы и надстройки на грузовики, на которые есть спрос на международном рынке. Под модернизацию попал полуприцеп Cool Liner, имеющий широкий ряд модификаций: SDR 27 eL-S, SDR 27 eL-DS, SDR 27 eL-FB, SDR 27 eL-MT. Нагрузка на седельно-сцепное устройство такого типа полуприцепов доходит до 14 т, максимальная нагрузка на оси составляет 27 т, а возможная полная масса 41 т. Порожний вес прицепов колеблется в пределах от 7730 до 8650 кг. На новой модели полуприцепа-рефа Krone Cool Liner Duoplex GFK EcoFridge вместо холодильного агрегата немецкие конструкторы установили бак с азотом, из которого в изотермический фургон вдувается газ. Такая технология имеет немало преимуществ: с одной стороны, охлаждение происходит намного быстрее, а с другой – использование азота предпочтительнее по экологическим соображениям: не секрет, что доселе используемыеЖурнал «Рейс» продолжает обзор российского рынка полуприцепов – тех, которые наиболее востребованы автоперевозчиками. В обзоре мы не только фиксируем кризисные изменения – какие компании-производители предлагают свою продукцию, как изменился их ассортимент, но и отмечаем, какие особенности конструкции прицепов делают их конкурентоспособными, насколько они адаптированы под наши дороги и условия эксплуатациив Дании, благодаря чему стал вторым крупнейшим производителем рефрижераторных полуприцепов в Европе. Однако Krone славится не только рефами. Для перевозки бумажных рулонов, и не только, предлагаются полуприцепы Coil Liner и Paper Liner, Ligth Liner, Dry Liner, Fresh Liner и City Liner с максимально допустимым весом до 39 т, колесной базой 1310 мм и длиной до 13 620 мм. Помимо прицепной техники производственная линейка немецкой Krone включает сельскохозяйственную. Свои тентованные полуприцепы Krone изготавливает в различных вариантахНа новой модели рефрижератора Krone Cool Liner вместо холодильной установки бак с азотомМногочисленные крепления позволят зафиксировать груз любой формыОбрешетка тента может быть из дерева или алюминиевого сплаваВ производственной гамме Krone есть и различные подкатные тележкихладагенты R12 и R22 при попадании в атмосферу разрушали озоновый слой. Кроме того, азотная установка охлаждает практически бесшумно, что подтверждает сертификат PIEK проведенных в Нидерландах тестов. Надежное крепление грузов, уложенных в два яруса, – такое новаторское решение Krone предлагает для модели Cool Liner Duoplex Steel. Это стало возможным благодаря использованию сквозных крепежных планок в нижней части полуприцепа и составных крепежных планок между двухуровневыми балками различной длины: 1600 мм, 1900 мм и 2200 мм. Передняя стенка толщиной 50 миллиметров защищена изнутри алюминиевым профилем, боковые стенки хорошо поддаются чистке и ремонту, а также непроницаемы для жидкости. Дополнительные усиления в задней части позволяют выдерживать тяжелые погрузчики, что подтверждается тестом CSC/EN 283. Задний портал изготовлен из высококачественной стали, на нем располагаются шарниры для алюминиевых дверей. Cool Liner Duoplex Steel серийно оснащен контактным выключателем на двери, поэтому внутренняя частькузова освещается автоматически при открытии двери. Лампы внутреннего освещения, включая всю проводку, интегрированы в панель крыши – таким образом, защищены от повреждений. Гибкий воздушный канал у потолка равномерно распределяет холодный воздух, учитывая особенности двухъярусной загрузки.Profi LinerПомимо внутренних обновлений Krone, улучшая аэродинамические характеристики, заодно совершенствуетKRONE Модель полуприцепа Масса перевозимого груза, кг Полная масса, кг Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг Габаритные размеры полуприцепа Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Объем кузова, м3 Оснащение шасси Опорное устройство Осевой агрегат Тормозная система Шины Цена, руб.внешний вид полуприцепов. Примером тому стала модель Profi Eco Liner. Директор по маркетингу компании Франк Альберс поясняет: «Будучи ответственным производителем прицепов, мы хотим предложить своим клиентам решения, которые помогут уменьшить расходы на топливо. До сих пор аэродинамические обтекатели ставили только на тягачи, теперь такие устройства есть и для полуприцепов». За счет использования одного из устройств системы Aero, боковой обшивки противоProfi Liner 32 750 Mega Liner 32 100 39 000 12 000 13 620 2550 4065 101 Cool Liner 27 00013 620 2550 4000 9013 550 2560 4000 88Jost или Haacon SAF, BPW оси с допустимой нагрузкой 9000 кг на каждую в усиленном исполнении (Heavy Duty) для плохих дорожных условий Wabco, Haldex, Knorr 385/65R22,5 1 490 000 1 920 000 2 100 000МАЙ 2010 РЕЙС 69 прицепыОБЗОР ЧАСТЬ 2KRONE Модель полуприцепа Krone Box Liner SDC 27 eLTU5 Plus раздвижной универсальный 1х20 футов, в середине 2х20 футов, 1х30 футов, на конце шасси 1х40 футов, 1х45 футов High Cube, (общая высота не более 4000 мм) 5100 41 000 14 000 27 000Типы перевозимых контейнеровСнаряженная масса, кг Полная масса, кг Нагрузка на седельносцепное устройство, кг Нагрузка на тележку полуприцепа, кг Габаритные размеры полуприцепа Одной из самых востребованных у отечественных перевозчиков моделей немецкого производителя была и остается Profi Liner Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Высота седельносцепного устройства, мм Оснащение шасси Опорное устройство Осевой агрегат11 985-13 720 2550 1100-1220 1100Jost SAF грузоподъемностью 9 тонн каждая, в усиленном исполнении Heavy Duty антиблокировочная система EBS, 2S/2M, с двумя сенсорами на передней оси 385/55R22,5 1 000 000Тормозная система Для перевозки всех без исключения контейнеров шасси телескопическое О назначении модели Krone можно узнать по надписи на боковине кузова Шины Цена, руб.подкатного бруса давление встречного потока воздуха существенно снижается. Это обеспечивает экономию топлива до пяти процентов, к тому же комплект Aero изготавливается из пластмассы и весит около 220 кг. Снизить аэродинамическое сопротивление помогает и тент нового полуприцепа Krone с пневматической центральной системой блокировки. Теперь вместо 25 точек запирания всего четыре. В числе самых популярных моделей – тентованный полуприцеп Profi Liner, который имеет несколько модификаций: SPD 27 Elb-BW, SDP 27eLB3-CS, SDP 27 eLB3-DS. При производстве техники немцы большое внимание уделяют прочности рам, изготавливая их из высоколегированной стали двутаврового сечения высотой 390 мм, толщиной полки 20 мм. Профиль рамы неодинаков по всей длине: в передней части, ближе к седлу, полку двутавра уменьшают и смещают к внешнему краю, отчего в этом сечении рама получает форму швеллера высотой 120 мм. Рама переменного сечения позволяет снизить высоту полуприцепа в зоне седельно-сцепного устройства, и при этом она хорошо держитВ Европе можно заказать прицеп Krone вот на таких осях Gigant70 РЕЙС МАЙ 2010Для России будут предпочтительнее широко представленные BPW и SAFнагрузку, о чем свидетельствует грузоподъемность в 32 750 килограммов. Отличительной особенностью рамы Krone являются усилители, соединяющие крайние траверсы с лонжеронами. Изготовлены они из уголка, в передней части размером 70х70 мм, в задней более мощного 100х40 мм – на тот случай, если водителю не удастся выставить уровень пола полуприцепа вровень с загрузочной площадкой. Зачастую погрузчик буквально впрыгивает внутрь и не только ломает пол, но и деформирует раму, а вернуть ей первоначальный вид не так-то просто. Готовую раму подвергают дробеструйной обработке, после которой наступает очередь комплексной системы KTL (Kataphorese-Tauchlackierung und Pulverbeschichtung) – электрохимического катафореза с последующим нанесением порошкового покрытия. Погружая раму поочередно в одиннадцать огромных ванн, ее сначала химически травят и очищают, а затем грунтуют катодно-анодным методом. Кузов прицепа, как и рама, изготовлен с применением новейших техно- Чайка-сервис тягача ГАЗ-33104 Масса перевозимого груза, кг 6150 Полная масса, кг 13200 Габаритные размеры автопоезда Длина, мм 18500 Ширина, мм 2550 Высота, мм 4000 Внутренние размеры прицепа Длина, мм 8850 Ширина, мм 2400 Объем кузова, м3 106,40 (41,35+65,05) (тягач+прицеп) Оснащение прицепа собственного произОпорное устройство водства Осевой агрегат ОАО «КААЗ» пневматическая, двухпроводная с дисковыми Тормозная система тормозными механизмами и ABS Шины 215/75R17,5 Цена, руб. 1 565 000«Чайка-сервис» знаменита своим производством накрышных спальников. Она же выпускает прицепы и надстройки на шассиВместительные кузова прицепа и тягача накрыты тентомФурнитура стойкая к коррозии, так как покрыта слоем цинкаЗамки на двух дверях прицепа контейнерного типа – по одному на каждуюлогий: пол платформы из 22-слойной влагостойкой фанеры толщиной 30 миллиметров, уложенной на стальные усилители. Поверх фанеры настилают противоскользящее полимерное покрытие. Интересно, что болты крепления кузова при монтаже не повреждают окрасочного слоя рамы, поэтому коррозия резьбовым отверстиям не страшна. Еще одна особенность полуприцепов Krone – отмеченная многими наградами многозамковая рама. Изготовлена она из стального профиля, уложенного внутри кузова вдоль длинных бортов. В нем проделаны крепежные отверстия с шагом 100 мм, предназначенные для универсальной фиксации груза без открывания бортов. Это удобно, поскольку при необходимости можно дополнительно закрепить груз лебедками или разграничить поперечными балками внутренний объем полуприцепа на несколько секций.основу базовые шасси ГАЗ-33104 «Валдай», КАМАЗ-4308/43085 и Амур-4346. Благодаря невысокой цене, в сравнении с европейскими аналогами, автомобили сегодня наиболее востребованы. Чтобы не изобретать велосипед, конструкторы из Нижнего Новгорода сразу для нескольких модификаций прицепов взяли автовоз собственной разработки модели 898400. Геометрия рамы осталась практически без изменений: центральную ее часть изготовили из швеллера высотой 230 мм, к краям высоту профиля уменьшили до 100 мм. Однако в передней части, где располо-жено дышло и нагрузки при движении будут весьма велики, рама имеет коробчатый профиль 100х60х3 мм. Ведь короб гораздо прочнее швеллера, даже при меньших габаритах. Продольные лонжероны соединили траверсами, их также изготовили из швеллера 100 мм высотой. В зависимости от базового шасси прицеп будет с дышлом различных вариантов. К Амуру-4346 оно имеет весьма громоздкую конструкцию высотой 200 миллиметров, так как сварено из двух коробов, уложенных друг на друга. Тип соединения на сварных швахЧАЙКА-СЕРВИСВ производственном объединении «Чайка-сервис» сконструировали несколько моделей автопоездов, взяв заЗа основу прицепа взяли шасси автовоза собственной разработки Подвеска шасси рессорная, не требующая к себе большого вниманияМАЙ 2010 РЕЙС 71 прицепыОБЗОР ЧАСТЬ 2На базе вот таких автовозов впоследствии и получаются прицепы для различных моделей отечественной, и не только, среднетоннажной грузовой техникиПрицеп «Чайка-сервис» – с пневмоприводом, оснащенным ABSУ пневматики цвет шланга должен соответствовать цвету крышки на розеткеСтальные ресиверы рядком закреплены на траверсах шассиПока у прицепа нет пола, подвеска видна как на ладонине позволяет регулировать дышло по высоте и удлинять его, а значит, использовать можно только с «Амуром». Его противоположность – прицеп для КАМАЗ-43085, дышло изготовлено из низколегированной шведской стали и регулируется по длине. Для грузовика из Челнов вполне достаточно 1400 мм, а удерживают дышло в этом положении два болта с гайками, которые фиксируют прочные закаленные втулки внутри основания. Если же необходимо удлинить сцепное устройство, нужно, установив прицеп на предусмотренныеупоры, отвернуть болты крепления и выдвинуть дышло вперед – длину его можно менять от 1400 до 1800 мм. Отличие прицепа для КАМАЗа еще и в том, что грузоподъемность увеличилась с четырех до девяти тонн, соответственно, выросла и вместимость кузова с 50 до 72 кубических метров. Поэтому изменения коснулись не только сцепного устройства, раму также подвергли ревизии. Теперь вместо швеллера продольным основанием служит двутавр, к нему сверху приваривают надрамник кузова. За счет того что рама поПомимо вышеупомянутого прицепа в «Чайке-сервис» производят бортовые полуприцепы, предназначенные для работы в сцепке с «Валдаем»72 РЕЙС МАЙ 2010всей длине геометрически одинакова, пол прицепа также получился ровным. Чего не скажешь о варианте для ГАЗ-33104 «Валдай» и Амур-4346, там пол в центральной части с перепадом в 200 мм. На его вершине конструкторы предусмотрели два люка – для обслуживания осей и пневмоаппаратуры. С такой ступенькой разгружать прицеп удобно только вручную – погрузчик доедет разве что до половины кузова. Кроме конструкции пола исполнение для «Валдая» сохранило от автовоза и рессорную подвеску на четырех многолистовых параболических рессорах, соединенных балансиром и оснащенных двумя стабилизаторами. Ведь осей у прицепа две, расположены по схеме «тандем», то есть близко друг к другу. Есть мнение, что такая схема улучшает маневренность и продлевает жизнь покрышкам. В бюджетном варианте установлены оси российского производства, однако могут быть и импортные SAF, BPW – все зависит от возможностей заказчика. Кроме того, детали подвески прицепа во многом унифицированы с тягачом ГАЗ-33104 Чтобы разгрузиться на одну сторону, достаточно расчехлить одну боковинуОдним из первых грузовиков, для которого «Чайка-сервис» изготовила надстройку и прицеп, был TATA индийского производстваУ моделей с большей грузоподъемностью двери с четырьмя замкамиНа пол постелили многослойную ламинированную фанеруЗамки откидных бортов традиционной для такой техники конструкции«Валдай», что позволяет создать единый склад запасных частей для всего автопоезда. Такая рессорная подвеска выдерживает нагрузку около четырех тонн. Для увеличения грузоподъемности до девяти тонн на прицепе для КАМАЗ-43085 установили пневмоподвеску и оси немецкой фирмы BPW. В отличие от жесткой рессорной, характерной разве что для самосвалов, такая обладает большей плавностью хода. А значит, перевозимые в прицепе грузы будет легче сохранить в целостности на наших дорогах. Тормоза на всех прицепах дисковые, также немецкого производства Knorr Bremse. Только конструкции их значительно отличаются друг от друга. На варианте для ГАЗ-33104 «Валдай» и Амур4346 тормозные механизмы только на одной оси. Специалисты Knorr Bremse посчитали, что для прицепа полной массой до восьми тонн этого вполне достаточно. Тем более что пневмопривод оснащен ABS того же производителя. Четыре ресивера общим объемом 80 литров установили прямо над задней осью, чтобы при необходимостибыло удобно добраться до них через технологические лючки в полу кузова. В отличие от прицепа для Амур-4346, сцепка с КАМАЗ-43085 тормозит уже двумя осями, оснащенными также дисковыми тормозами. Хотя диски хороши лишь для тех регионов, где дороги относительно чистые. Этот тормозной узел весьма капризен к грязи и влаге, а стоит хоть раз при ТО пропустить порванный пыльник направляющей тормозной скобы, и дорогостоящий ремонт обеспечен. Ведь попавшая вовнутрь грязь, влага и реагенты сделаютсвое черное дело – заклинят скобу. О заблокированном колесе сразу сообщит лампочка на приборной панели, так как пневмопривод оснащен ABS нового поколения, с поменявшим на одну букву названием EBS все того же производителя – немецкого Knorr Bremse. В отличие от системы ABS, не позволяющей колесам автомобиля блокироваться при торможении и защищающей его от заносов, EBS обладает дополнительными свойствами: если одно колесо отрывается от дорожного полотна, остальные бу-В дышле есть отсек, предназначенный для запасного инструментаПри необходимости прицеп изготовят с регулируемым по длине дышломМАЙ 2010 РЕЙС 73 прицепыОБЗОР ЧАСТЬ 2Спецавтотехника CAT Модель полуприцепа Грузоподъемность Полная масса, кг Снаряженная масса, кг На седельное устройство, кг На тележку, кг Габаритные размеры Длина, мм Ширина, мм Высота, мм 2910 13 500 2535 3285 4230 2535 900 27,4 1280 39 1800 57 3626 12 400 САТ-119 САТ-119-1 САТ-119-2 40 100 39 600 52 500 12 900 13 400 39 100Распределение полной массы 21 600 30 900Машиностроительное предприятие «Спецавтотехника» из республики Беларусь изготовило трехкузовной полуприцеп общей вместимостью до 57 кубовВнутренние размеры платформы Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Объем кузова, м3 Оснащение шасси Опорное устройство Оси Тормоза Jost или белорусского производства BPW, SAF, ADR, китайские L1 или белорусского производства барабанные, с пневмоприводом и ABS производства Wabco 12,00R20 1 140 000 1 215 000 1 290 000Управлять процессом разгрузки можно дистанционно – с пультаПрицеп позволяет разгружать кузова в любой последовательностиШины Цена, руб. без НДСдут подтормаживаться механизмами в нужной последовательности. Что, в конечном итоге, спасет автопоезд от опрокидывания. Ведь, как часто бывает, водитель, забыв о прицепе, входит в поворот на большой скорости, что приводит к заносу и последующему времяпрепровождению в кювете. Как и шасси, кузова прицепов отличаются друг от друга, разница видна даже внешне. Прицеп для КАМАЗ-43085 – с бортами высотой 600 мм, которые могут быть алюминиевыми. Служат они гораздо дольше сталь-ных, при условии что нет прямого контакта с железом. Ведь в этом случае образуется гальваническая пара, а значит, алюминий быстро корродирует. За увеличение срока службы придется заплатить, ведь стоимость алюминиевых бортов на 25% выше. Зато, в сравнении со стальными, они имеют меньшую массу почти на 300 кг. А значит, полезная грузоподъемность прицепа увеличится ровно на столько же. Кроме того, герметичность алюминиевых бортов позволяет перевозить в автопоездах сыпучие грузы без установкиМеталлический пульт совсем не маленький и не легкий74 РЕЙС МАЙ 2010Пневмокамеры управляют распределительными клапанами гидравликидополнительных уплотнителей. В отличие от прицепа для КАМАЗ-43085, вариант для Амур-4346 в бюджетном исполнении без бортов, полностью тентованный. Функцию ограничителя перемещения груза выполняют боковые деревянные перегородки из многолистовой фанеры высотой 500, толщиной 21 миллиметр. Так получается дешевле, и прицеп весит значительно меньше. Кроме боковых имитаций функции защиты тента и удержания груза выполняет передняя стенка. Как и боковые, она изготовлена из фанеры, но уже в шесть миллиметров толщиной. Каркасом кузову служит прямоугольная труба 60х30 мм, к ней приварены небольшие кронштейны – под установку деревянной обрешетки. Деревянные лаги легко демонтировать при разгрузке или заменить новыми при поломке. Пол прицепов для «Амура» и «Валдая», как правило, железный, из рифленого стального листа. Однако по желанию заказчика могут сверху настелить фанеру. Перепад пола по высоте в центре кузова можно слегка сгладить, Еще одна интересная модель бобруйского машиностроительного предприятия – безрамный самосвальный полуприцеп САТ-140САТ-140, как и другие модели предприятия, адаптирован под МАЗыОпорные ноги либо белорусского, либо европейского производстваГидравлика – с передним расположением цилиндраВ стандартной комплектации сзади будут две распашные дверцысделав не таким крутым. Для этого в цеху лист ступеньки приваривают не вертикально, а под небольшим углом. В этом случае погрузчику со значительным дорожным просветом, быть может, удастся на нее въехать. Для дополнительной фиксации груза к полу на прицепе для КАМАЗа предусмотрены оцинкованные петли. Задняя часть прицепа во всех вариантах одинакова и представляет собой распашные ворота, разница только в замках. На версии для КАМАЗ-43085 поворотных засовов аж четыре, в отличие от прицепа для «Амура» и «Валдая», где ограничились двумя. С 2007 года по желанию заказчика прицепы оборудуют раздвижным тентом, благодаря чему разгрузку можно производить практически на любую сторону. Погрузочная высота всех версий 900 мм и ограничена лишь ходом колес.военным предприятием. В 1960 году стал гражданским, вошел в систему Минтранса БССР и начал выпуск специальной и самосвальной прицепной техники. В 70-е годы сериями выпускал прицепы для ЗИЛа, МАЗа, в частности, выпущен первый в СССР самосвал с разгрузкой на боковые стороны на базе МАЗ-503. В 2001 году завод перешел на новый модельный ряд прицепной техники: изготовлены самосвальный автопоезд на базе серийного самосвала МАЗ-5516 (кузов с разгрузкой на тристороны), МАЗ с самосвальным прицепом САТ-14А грузоподъемностью 17 тонн с разгрузкой на две стороны (общая грузоподъемность автопоезда 37 тонн). Также в 2001 году завод выпустил первый в СНГ самосвальный полуприцеп САТ-118 грузоподъемностью 34 тонны, трехосный, односкатный, с шинами европейского размера 385R22,5 и облегченным кузовом полукруглого сечения. В 2004 году с выпуском прицепа САТ-133 сформирована линейка моделейСПЕЦАВТОТЕХНИКАЗавод «Спецавтотехника» (ранее Бобруйский опытно-механический завод) был основан в январе 1946 года. Тогда он еще назывался САРМ и былЗадней опорой кузову служит постамент, опирающийся на балансирУпругий элемент подвески – мощные многолистовые рессорыМАЙ 2010 РЕЙС 75 прицепыОБЗОР ЧАСТЬ 2Одной из разновидностей самосвалов является полуприцеп САТ-150 с подвижным поломЖесткий кузов с тентованной крышей смонтировали на традиционное для России трехосное рамное шассиСпецавтотехника CAT Модель полуприцепа САТ-140 САТ-112 САТ-118 САТ-150 Назначение перевозка сыпучих грузов перевозка сыпучих и паллетированных грузов Длина, мм 11 900 8700 8700 14 300 Ширина, мм 2550 2500 2500 2550 Высота, мм 3900 3445 3445 4000 Масса перевозимого груза, кг 23 000 26 000 34 000 24 000 Полная масса, кг 32 000 33 800 43 000 33 450 60 19,5 88 Объем кузова, м3 Внутренние размеры кузова Длина, мм 11 150 7613 13 500 Ширина, мм 2420 2348 2460 Высота, мм 2300 1187 2635 BPW, SAF, ADR, китайского L1 или белорусского производства, Оси колес подвеска рессорно-балансирная на многолистовых рессорах или пневматическая Опорное устройство Jost или белорусского производства барабанные или дисковые с пневмоприводом Тормоза и ABS производства Wabco Шины 12,00R20 385/65R22,5 Цена, руб. без НДС 1 508 000 815 000 862 000 2 086 000САТ-150 способен перевозить как паллетированные грузы, так и сыпучиенизкорамных прицепов от 0,8-0,95 м грузоподъемностью 4-10 тонн. Предназначены они для перевозки дорожной, коммунальной, строительной техники методом самопогрузки-саморазгрузки без применения крана. И уже в 2005 году выпущен первый в мире трехкузовной самосвальный полуприцеп САТ-119 грузоподъемностью 40 тонн и объемом кузова до 57 м3.САТ-119Назначение полуприцепа – работа в тяжелых дорожных условиях, а его основная особенность – три независимых кузова, разгружать которые можно на любую сторону. Он более устойчив, чем самосвальная техника с задней разгрузкой, опасность опрокидывания которой возрастает из-за неровных площадок в местах подъема кузова и неравномерного размещения груза в нем. Конструкция кузова САТ119 позволяет разгружать только один кузов из трех, в то время как два других будут удерживать полуприцеп от опрокидывания. Сейчас завод «Спецавтотехника» выпускает три модификации76 РЕЙС МАЙ 2010полуприцепа – САТ-119, 119-1, 119-2. Модели имеют одну грузоподъемность в 40 тонн, но разную вместимость кузовов: 27, 39 и 57 кубических метров соответственно. Разница в объеме кузова зависит от высоты бортов: у базовой модели САТ-119 их высота 903 мм, тогда как у следующей модификации борта выше примерно на 380 мм. Завершает линейку модель САТ 119-2 с бортами высотой 1624 мм. При изготовлении кузова на заводе в городе Бобруйске применяют черновые стали, в частности СТ3, с листом толщиной 4 мм на борту и 5 мм на днище. Борта полуприцепа с усилителями прямоугольного сечения толщиной 4 мм. Каждый из трех кузовов с отдельным гидроцилиндром Penta итальянского производства. Разгрузкой полуприцепа можно управлять как из кабины тягача, так и с улицы, с пульта дистанционного управления, что позволяет полностью контролировать процесс. Несмотря на то, что полуприцеп с тремя раздельными прямоугольными кузовами, на нем можно перевозить и крупногабаритные длинномерныегрузы – нужно лишь убрать внутренние борта-перегородки. Кстати, они не входят в базовую комплектацию, а предлагаются опцией. Для производства рамы идет все та же черновая сталь, без применения сверхпрочных импортных материалов, а нагрузки на нее при этом велики. По этой причине рама полуприцепа имеет гигантские размеры: высота ребра двутаврового лонжерона почти 610 мм, а ширина стальной полосы полки двутавра 500 мм. При этом толщина полки меняется: в центре 15 мм, а около сцепного устройства увеличивается до 35 мм. Ничего удивительного, ведь нагрузка на раму в этом месте достигает 22 тонн. САТ-119 в любой модификации имеет три оси с двускатной ошиновкой. Вариантов осей несколько. В стандарте САТ снаряжают осями собственного изготовления, комплектующие которых, опять же, взаимозаменяемы с МАЗом. Кроме осей САТ могут поставить итальянские ADR и китайские L1, запасные части и конструкция их аналогична немецким BPW. Можно В Калининграде тентованные полуприцепы производит компания GrunwaldЧтобы разгрузить прицеп, можно отодвинуть только одну боковину тентаУ отечественных перевозчиков большой популярностью пользуются бортовые шторные полуприцепыТентованный полуприцеп Grunwald Снаряженная масса, кг 7100 Полная масса, кг 38 000 Нагрузка на седельно11 000 сцепное устройство, кг Нагрузка на тележку 27 000 полуприцепа, кг Габаритные размеры полуприцепа Длина, мм 13 922 Ширина, мм 2550 Высота, мм 4000 Внутренние размеры кузова Длина, мм 13 620 Ширина, мм 2480 Высота, мм 2770 Объем кузова, м3 92 Оснащение шасси Опорное устройство Jost пневмоподвеска BPW с возможностью подъема и опускания первой оси, оси фирмы BPW, специальная Осевой агрегат усиленная для России конструкция осей, рессор, амортизаторов и пневмобаллонов пневматическая, двухпроводная производства Wabco, тормозные механизмы барабанного типа; пневмопривод оснащен EBS, Тормозная система ABS; тормозные камеры мембранного типа, стояночная тормозная система полуавтоматического типа с пружинными энергоаккумуляторами Шины 385/65R22,5 Цена, руб. 1 189 000заказать и оригинальные BPW с двухскатной ошиновкой и барабанными тормозными механизмами грузоподъемностью от 12 до 20 тонн. Есть оси BPW и с дисковыми тормозами, адаптированными для эксплуатации в тяжелых российских условиях, грузоподъемность такой оси от 9 до 12 тонн. Вместо осей базовой комплектации можно установить SAF, которые также имеют несколько вариантов – от внедорожных с барабанными тормозами до внедорожных с дисковыми тормозными механизмами в исполнении Intra Heavy Dutry. Цена полуприцепа возрастет лишь при установке SAF и BPW, китайские и итальянские по стоимости сопоставимы с белорусскими. Чтобы остановить такую махину, необходимы надежные тормоза – на САТ-119 в базовой комплектации барабанные на всех мостах, они работают в условиях бездорожья надежнее дисковых, ведь барабан, как колпак, защищает от грязи и влаги тормозные колодки, тем более что привод у тормозов немецкий Wabco, оснащенный ABS. Колодки в барабанах заставляет пере-мещаться разжимной кулак, вал которого опирается на два подшипника, их необходимо смазывать каждое ТО, об этом не дадут забыть две масленки на оси вала кулака. Резину, по указу Президента республики Беларусь, на всю продукцию установят только марки «Белшина» размером 12.00R20, но это не самый плохой вариант – работает она не хуже импортной.САТ-140Неснижающийся спрос на строительную и специальную технику повышенной грузоподъемности вынуждает производителей применять нестандартные решения. Бобруйский завод «Спецавтотехника» выпустил в 2006 году опытный образец полуприцепа, его особенностью стало практически полное отсутствие классической рамы – большую часть нагрузки воспринимает самосвальный кузов. С тягачом полуприцеп связан через особый тяговый подрамник. Первые шаги в изготовлении полуприцепов такого типа завод предпринял еще в 2000 году, выпустив модель САТ-105. Однако тогдаего конструкция получилась довольно сложной, а грузоподъемность небольшой – всего 15 тонн. Усовершенствовав конструкцию, завод приступил к выпуску более вместительного варианта, ведь безрамная схема обладает рядом преимуществ. Такой полуприцеп устойчивее, поскольку его центр тяжести находится почти на полметра ниже, чем обычного рамного. При одинаковых размерах кузовов безрамная конструкция весит меньше, что позволяет увеличить грузоподъемность. Сейчас новая схема, носящая название Frameless, успешно применяется американскими производителями. Так как САТ-140 безрамный, то обеспечивать необходимую жесткость конструкции при транспортировке груза должен кузов. Изготовленный из стали, он имеет днище толщиной 6 мм, а борта 4 мм. Кузов сварен из двух частей, нижняя в поперечном разрезе имеет вид многогранника. Такая геометрия в сочетании с прямоугольными усилителями, приваренными к днищу и по бокам, обеспечивает требуемую жесткостьМАЙ 2010 РЕЙС 77 прицепыОБЗОР ЧАСТЬ 2Grunwald 1х20 футов посередине рамы массой не более 30 000 кг; 2х20 футов массой не более 32 000кг; 1х30 футов стандартный контейнер; 1х40 футов стандартный контейнер; 1х45 футов стандартный контейнер; 1х40 футов контейнер (high-cube – высота до 2900 мм), с пазом в основании по ГОСТ 18477-79 5900 38 000 11 000 27 000 12 655 2500 1100-1200 1100 Jost пневмоподвеска и оси производства BPW, специальная усиленная для России конструкция осей, амортизаторов и пневмобаллонов, вторая ось оснащена датчиками ABS антиблокировочная система ABS, 2S/2M, с двумя сенсорами на передней оси 385/55R22,5 от 889 000Типы перевозимых контейнеровСнаряженная масса, кг Полная масса, кг Нагрузка на седельносцепное устройство, кг Нагрузка на тележку полуприцепа, кг Габаритные размеры полуприцепа Длина, мм Сварная рама шасси Grunwald с шестью контейнерными балками, на каждой из которых по два замка для крепления контейнера Ширина, мм Высота, мм Высота седельно-сцепного устройства, мм Оснащение шасси Опорное устройство Осевой агрегатТормозная система Шины Цена, руб.Перед окраской контейнерных шасси для лучшей адгезии их подвергают дробеструйной обработке* низкорамный полуприцеп-контейнеровозпри относительно небольшой толщине металла. Одна нижняя часть кузова вмещает 32 куб. метра груза – соединив обе половинки, получаем 60 кубов полезного объема. Жаль, что борта не съемные, а приваренные, поэтому модификацию необходимо обговаривать заранее, так как планируется выпускать оба варианта. Конечно, совсем без рамы полуприцеп работать не может, частично ее функции выполняет тяговый подрамник V-образной формы. Изготовлен он из стальной трубы прямоугольного сечения высотой 140 мм, шириной 100 мм и толщиной 5 мм. Кроме передачи усилия от тягача на кузов полуприцепа при разгрузке подрамник работает как балансир у канатоходца, то есть, упруго скручиваясь, компенсирует небольшие боковые колебания кузова. И третья немаловажная функция рамы – обеспечение жесткости конструкции, ведь на седельно-сцепное устройство приходится нагрузка в 12 тонн. Внутренняя часть подрамника закреплена к кузову через два шарнира. Их необходимо смазывать при каждом ТО, как,78 РЕЙС МАЙ 2010впрочем, и наружную часть, также имеющую подвижное соединение. В целом обслуживание полуприцепа не займет много времени, ведь завод ограничился лишь двумя масленками на шарнирах рамы и одной на нижнем креплении гидроцилиндра итальянской компании Penta, а рекомендованная смазка «Литол 24» доступна каждому. При разгрузке САТ-140 есть одна особенность: в начале процесса полуприцеп опирается на обе оси. Однако стоит гидроцилиндру поднять кузов до 37 градусов, как вслед за ним начинает подниматься передняя ось. Такая характерная особенность возникает из-за применения подвески типа W повышенной прочности и адаптированной для грунтовых дорог. Состоит она всего из двух многолистовых рессор, каждая из которых опирается на балансир. Жестко зафиксированная рессора выполняет функции и упругого, и направляющего устройства. Такая нехитрая, но надежная конструкция специально была закуплена белорусским заводом за границей. Производит ее, как и оси полуприцепа, немецкая ком-пания BPW, хотя есть еще варианты китайского производства, несколько дешевле. Возникает вопрос: а не сильно ли перегружаются в момент разгрузки покрышки задней оси, ведь на них ложится основная нагрузка – вес полуприцепа и груза? Риск, вероятно, есть, поэтому конструкторы завода рассчитали таким образом, что к моменту отрыва от земли передней оси кузов поднимется на угол 40 градусов и избавится от большей части груза. Для более быстрой разгрузки задний борт пришлось поменять на распашные симметричные двери. Первый вариант представлял собой откидной борт с автоматическими запорами. Однако обнаружился недостаток – поперечина, на которой закреплена створка. Она вместе с бортом замедляла разгрузку полуприцепа, отчего увеличивалась нагрузка на каркас покрышек задней оси, и в случае разрыва баллона полуприцеп мог опрокинуться. Полуприцеп САТ-140 может эксплуатироваться с седельными тягачами, оборудованными гидроприводом Grunwald system Langendorf Масса перевозимого груза, кг Полная масса, кг Нагрузка на ССУ, кг Габаритные размеры автопоезда Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Внутренние размеры прицепа Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Объем кузова, м3 Гидравлика Оснащение прицепа Опорное устройство Осевой агрегат Jost оси BPW-SLO с коническими роликовыми подшипниками и усиленной до 15 мм толщины балкой, тормозные колодки с безасбестовыми накладками размером 420х180 мм Wabko-EBS; двухконтурная пневматическая система с датчиком нагрузки, стояночный тормоз через Tristop цилиндр в соответствии с европейскими требованиями, 4-канальная система ABS, тип 4S2M, включая датчики на двух осях 385/65R22.5 1 249 000 Самосвальный кузов полукруглой формы изготавливают из высокопрочной шведской стали Hardox HB 450 8470 2400 1650 31 подъемная система Hyva, максимальное рабочее давление150 бар, ход 5780 мм, а угол подъема до 49° На заводе Grunwald производят и самосвальную технику европейского уровня качества 8800 2550 3800 27 350 35 000 11 000Тормозная системаШины Цена, руб.рабочим давлением не менее 15 МПа и масляным баком объемом 160 литров. Под такие условия подходят многие российские и импортные грузовики, оснащенные гидроприводом, но тягач должен выдерживать нагрузку на седло больше 12 тонн.щепа, торф, опилки, комбикорм, твердые бытовые отходы (ТБО), солома, прессованные тюки, макулатура, груз на паллетах, груз в рулонах, сельскохозяйственная продукция.GRUNWALDПервый полуприцеп под маркой Grunwald был выпущен в 2007 году, в настоящее время компания производит более 15 различных моделей прицепной техники: самосвальные, полуприцепы-контейнеровозы (в том числе раздвижные контейнеровозы), а также многочисленные модификации тентованных. На самосвальную технику Grunwald совместно с немецкой компанией Langedorf устанавливают кузова полукруглого сечения, или Half-Pipe. Потому все самосвальные полуприцепы выходят с завода под маркой Grunwald system Langendorf. Кузов полукруглой формы изготовлен из шведской стали Hardox: пол толщиной 7 мм, передняя и задняя стенка, а также борта толщиной 5 мм. При производстве полуприцепов-контейнеровозов илиСАТ-150Особенность САТ-150 – способ погрузки-разгрузки, которые производятся движущимся по горизонтали полом полуприцепа, питаемым гидравликой тягача. Пол пошагово, одной третью планок, не сцепляясь с грузом, отъезжает в стартовую позицию, а затем все планки как единое целое двигают груз. Скорость погрузки-разгрузки кузова составляет всего 15 минут. Преимущества такого решения – отсутствие риска опрокидывания полуприцепа при поднятии кузова, ведь погрузка-разгрузка происходят по горизонтали. Разгрузка может производиться в помещениях с потолком высотой немногим выше полуприцепа (низкие склады, заводские цеха, доки). В перечень возможных грузов входяттентованных моделей используют комплектующие только импортных производителей (BPW, Wabco, Jost, Suer и др.). Хорошо зарекомендовавших себя при эксплуатации на отечественных дорогах. В технологию производства инженеры также внесли ряд конструктивных особенностей, связанных с нашими суровыми условиями эксплуатации (сильными морозами и перегрузом техники). Полуприцепы комплектуются усиленными рамами. Их, как и кузова самосвальных прицепов, изготавливают из высоколегированной низкоуглеродистой шведской стали. Сварная рама собрана из продольных лонжеронов и поперечен, высота ее передней части, включая настил не менее 155 мм. На предприятии большое внимание уделяют коррозийной стойкости и прочности основных узлов полуприцепов, устойчивости техники на дороге, надежности тормозной системы – задний и два боковых противоподкатных бруса соответствуют Правилам ЕЭК ООН № 58.01 и № 73.00.Олег ПрохоровМАЙ 2010 РЕЙС 79