60
61
62
63
64
65
66
автомобилиПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТМИХАИЛ ПОЧУКАЕВС БЕРЕГА КАМЫОдин из производителей автобусов, успешно конкурирующий на отечественном рынке, – «НефАЗ». Его модели с индексом 5299 особенно популярны в Башкирии и ТатарстанеТ60ак сложилось, что ведущим производителем автобусов в России является холдинг «Русские автобусы», входящий в «Группу ГАЗ». В классе автобусов большой вместимости для городских и междугородных перевозок он представлен ликинским ЛиАЗомРЕЙС ИЮНЬ 2010и голицынским ГолАЗом. Однако в этом сегменте «Группа ГАЗ» отнюдь не монополист – конкуренцию ей составляют как отечественные заводы, так и производители из ближнего и дальнего зарубежья. В числе борцов за перевозчиков и нефтекамский автобусостроитель «НефАЗ», который в настоящее время является дочерним предприятием «КАМАЗа». Собственно, и создавался «НефАЗ» в далекие 70-е годы именно как партнер «КАМАЗа» по выпуску самосвалов. Первые нефтекамские самосвалы увидели свет в 1977 году, а с 1981 года на заводе появилось пассажирское направление по выпуску вахтовок. Производствуширокой линейки автобусов для дорог общего пользования в этом году стукнет всего десять лет. Первый городской НефАЗ был выпущен в 2000-м году, с тех пор гамма производимых автобусов значительно увеличилась: помимо городских появились пригородные, междугородные и, конечно, туристические модели. В прошлом году в Нефтекамске начали выпуск новых междугородних НефАЗ-5299СТ и НефАЗ-5299КТ – прямых конкурентов голицынскому ЛиАЗ-5256R. Как видно из наименования двух вышеперечисленных моделей, нефтекамский производитель пошел по пути максимального НЕФАЗупрощения обозначений, потому все автобусы большой и особо большой вместимости имеют один общий индекс 5299. В последующей комбинации букв зашифрованы особенности кузова и комплектация.Снаружи и внутриВнешне автобус 5299СТ сохранил фирменные нефазовские черты, но при этом стал элегантнее, даже появился наклон лобового стекла. На лавры топкласса машина, конечно, не претендует, однако в своей нише пригородных автобусов конкурентам спуска не дает. Внешняя обшивка, из стального оцинкованного листа, скрывает также стальной несущий пространственный каркас кузова. Ведь это бюджетный автобус, и экспериментам с альтернативными алюминиевыми или композитными материалами перевозчики вряд ли будут рады, да и цену автобуса это неминуемо увеличит. Под полом, как и полагается, есть довольно вместительные багажные отделения, однако конструкция лючков не без изъянов. Угол открывания люков слишком мал, на глаз – не больше 110 градусов, что добавляет хлопотКомфортабельные кресла с подлокотниками – российского производстваводителям при погрузке/разгрузке пассажирской поклажи. Кроме того, сами петли у этих люков (по типу рояльных) ничего кроме вопроса: «Что, нельзя было сделать иначе?» – не вызывают. Ведь в ничем не защищенные петли быстро набивается дорожная грязь, что, естественно, приводит к коррозии и их заклиниванию. При очередной попытке водителя открыть люк петля отрывается от кузова. Оторванный люк уже само по себе малоприятно, а тут еще и молдинг, проложенный надРемнями безопасности пассажирские кресла, увы, не оснащеныКнопки на сиденьях не подписаны: где какая – не разберешьСудя по внешнему виду, НефАЗ-5299СТ создавался под девизом «красота в простоте»ИЮНЬ 2010РЕЙС61 автомобилиПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТТехнические характеристики Модель 5299СТ 5299КТ Длина/ширина/высота, мм 11875х250х3086 Колесная база, мм 5840 Пассажировместимость, чел. 45 Максимальная скорость, км/ч 90 Двигатель Р 6, Cummins 6ISBe 270B V 8, КАМАЗ 740.62-280 Рабочий объем, л 6,7 11,76 Мощность, л. с. при об/мин 273 при 2850 280 при 1900 Крут. момент, Н.м при об/мин 1001 при 1200-1700 1177 при 1250-1350 Сцепление MFZ-430 ZF 6S-1200BO, механическая, с синхронизаторами на всех передачах, Коробка передач кроме 1-й и заднего хода; диапазон передаточных чисел 0,83-6,75 Raba, двойная, разнесенного типа; Raba, двойная, разнесенного типа; Ведущий мост передаточное число 5,117 передаточное число 3,583 подвеска пневматическая, зависимая, тормозные механизмы спереди дисковые, Ходовая часть сзади барабанные, пневмопривод с АБС, шины 275/70R22,5 Объем топливного бака, л 250 3 5 Объем багажных отсеков, м Цена, руб. 4 089 871 3 722 288Зачем монтажному блоку мощная металлическая защита на саморезах?Салон нового нефтекамского междугородника уютный, с практичными багажными полками и приятными синими занавесками даже в стандартной комплектацииЗагадка из далекой Башкирии: автобусы одинаковые, а вместимость разнаялюками, отскакивает вслед за оторвавшейся петлей. На скорость и расход топлива, это, конечно, не влияет, а вот внешний вид автобусов становится совсем непрезентабельным. С водительской точки зрения есть и еще один серьезный недочет – кронштейны зеркал. Они не только не увеличивают обзор водителю, а наоборот, плодят количество мертвых зон, недоступных глазу. Последствия такого ухудшения видимости могут добавить хлопот ремонтной службе предприятия. Было бы неплохо, уменьшив кронштейны, перенести зеркала поближе к стойкам. Занятно, что панорамное лобовое стекло вставлено на резиновом уплотнителе. Это значительно упрощает его замену, но при этом ухудшает жесткость кузова. Из-за «гуттаперчевого» переднего модуля автобуса на лобовых стеклах появляются многочисленные трещины.62 РЕЙС ИЮНЬ 2010Применение клея могло бы решить эту проблему, тем более что вклеены боковые стеклопакеты. И при том весьма качественно – не было случая, чтобы окно вывалилось или между стеклами попала вода. Привод входных дверей производства мичуринского завода «Прогресс» модели ППДК-1-1-100-100-24, к нему особых претензий нет, только вот пневмосистема скверно держит давление. И получается, что после нескольких часов стоянки двери открываются только вручную. На фирменных СТО эту особенность работы пневмопривода не всегда считают неисправностью и ремонтировать по гарантии отказываются. Приходится перевозчикам искать утечки воздуха самостоятельно. Неудовлетворительное качество сборки подтверждают и створки дверей, неплотно прилегающие к кузову в закрытом положении. Потому в не-погоду вода и сквозняки проникают в салон. Не обрадуются пассажиры и устройству водосточных желобков – на НефАЗе они сделаны так, что дождевая вода стекает аккурат на входящих и выходящих пассажиров. В комплектации НефАЗ-5299СТ не предусмотрено индивидуальных блоков вентиляции и освещения. Да и ни к чему они корпоративному автобусу, приписанному к клинической больнице. Из осветительных приборов только потолочные плафоны, подвешенные над проходом. Однако и здесь нашлись свои недочеты – крайний справа светильник сильно бликует в лобовом стекле, да так, что водителям приходится переделывать схему освещения, убирая его с глаз долой. Зато в стандартной комплектации автобус оборудуют уютными синими шторками на окнах. Приятные впечатления оставили и практичные НЕФАЗЦены оригинальных запчастей Наименование FF 5485 Элемент топливного фильтра (кассета), шт. PL270 Элемент топливного фильтра (грубая очистка), шт LF16015 Элемент масляного фильтра, шт 80W90 Масло трансмиссионное Texaco, л 15W40 Масло моторное Texaco URSA Super TD, 20 л «Литол-24» (смазка, подвижные узлы), 1,5 кг 128-052 Масло в ГУР ( Dexron II), л по информации ООО «АТЦ «ДМ Запад» Цена руб. с НДС 919 1175 817 212 3754 162 21 Сюда поручень перенес водитель, так как о него спотыкались пассажирыМнениеАНАТОЛИЙ КОЗЕЛКОВ начальник автотранспортного подразделения клинической больницы №119 ФМБА России – Автобусы мы не выбираем: что дают, с тем и работаем. Раньше вообще одни ПАЗики поступали. Так что можно сказать, что междугородные НефАЗы – это прорыв. Сравнить их с одноклассниками мы не можем, но вот недоработок у конкретно этих НефАЗов, на наш взгляд, могло бы быть и поменьше. Из приводов дверей уходит воздух, подвеска шумная, а с пробега примерно в 3000 км начались какие-то биения при повороте руля. Причем на сервисе ничего по этому вопросу сказать не могут. Запчастей на такие автобусы нет, неисправности мелкие не устраняются, делают вид, что все в порядке. А ведь автобусы гарантийные, самим проводить обслуживание возможности у нас особо нет. Еще сложилось впечатление, что автобусы не очень ремонтопригодны. Доступность некоторых узлов плохая. Крышки багажных отсеков отламываются, и к тому же молдинги пластмассовые за собой отрывают. Хорошо, что у нас нет потребности в багажники залезать, а если автобус на линию выпустят? Обзорность плохая: слишком большая мертвая зона. По мелочам можно долго перечислять. Двигатель (написано, что китайский) работает замечательно: без сучка и задоринки. К коробке и сцеплению тоже претензий нет. Тормоза, в принципе, неплохие. И, конечно, по комфорту такой автобус с ПАЗиком не сравнить. Тут и сиденья лучше, и плавность хода.Над водителем установлен индивидуальный вентиляционный блокСтоящим пассажирам не обойтись без горизонтального поручняСалон отапливается калориферами, расположенными под сиденьямиПомимо салонных отопителей есть еще одна печка за спиной водителябагажные полки для мелкого скарба. Кондиционера у автобуса нет, потому проветривать салон можно только через форточки и потолочные люки. Как ни странно, но жалоб на духоту даже в летний зной у пассажиров не возникало, что говорит о грамотном подходе к системе вентиляции. Нет претензий к работе отопителя, он носит марку Webasto, и его мощность 30 кВт. НефАЗ приятно удивил добротными пассажирскими креслами, выдвигающимися в проход, производит их фирма «РИАТ» – давний партнер «КАМАЗа». Однако и здесь нашлись свои «но». Механизмы управления настройками кресел настолько тугие, что представительницам слабого пола с ними точно не справиться, а значит, девушкам и женщинам остается уповать на помощь пассажиров-мужчин. Что касается шага установки сидений, то он не одинаков по салону! Одна-ко по собственным ощущениям шаг вполне достаточный для комфортного размещения, и уж точно не меньше положенных 750 мм. Да, а где же ремни безопасности? Их нет даже на крайних рядах, на которых по новому техническому регламенту должны быть трехточечные. Похоже, дооборудованием придется заниматься перевозчику, и хорошо, если модели кресел предусматривают эту операцию. А если нет, то придется оснащать салон новыми пассажирскими сиденьями. С вместимостью у НефАЗа тоже не все гладко: по информации завода, сидячих мест в модели 5299СТ ровно 45, а вот общее количество варьируется от 53 до 77. То есть в тот же салон должно каким-то образом поместиться, как минимум, 8, а как максимум, еще 32 стоящих пассажира. Для этого автобус оборудован горизонтальными и вертикальными поручнями.Помимо освещения у водителей к нефтекамским инженерам и сборщикам есть еще ряд вопросов касательно рабочего места. Например, руль регулируется по высоте и углу наклона – это хорошо, но почему для этого нужно крутить гайки? Сколько в мире уже придуманных способов, как сделать эту операцию проще и удобнее. А главное, диапазоны регулировок на разных машинах тоже разные: где-то в максимально поднятом состоянии баранка практически лежит на сиденье, а в другом едва до него достает. Бачки стеклоомывателей установлены в кабине, и тоже по принципу «как попало». Водителям приходится перевешивать их на привычные легкодоступные места. Нет единообразия и в установке педального узла, на разных автобусах расстояния между педалями неодинаково. СвоеобразноИЮНЬ 2010 РЕЙС 63 автомобилиПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТЗеркала большие, но их громоздкие кронштейны создают мертвую зонуДизайн панели приборов и органов управления явно из далекого прошлого. В реальность возвращает лишь установленная водителем автомагнитолаРукоятку ручника расположили слева от водительского креслаСкромная комбинация приборов изобилует россыпью контрольных лампБачки стеклоомывателей водители переносят на новые местаПедаль газа пришлось расширять, иначе водитель до нее не доставалв 5299СТ сконструирован монтажный блок, подвешенный за кабиной водителя в том же месте, что и у новых ЛиАЗ-5256. Только вот, в отличие от ликинских моделей, здесь он закрыт мощной металлической пластиной, прикрученной к корпусу аж десятью саморезами. Это рекордное количество крепежа! Что же такого страшного может скрывать содержимое этого ящика Пандоры? Ведь на том же ЛиАЗе легкая пластиковая крышка на петлях открывается одним поворотом трехгранника. Под ней у ЛиАЗа весь монтажный блок как на ладони, а у НефАЗа стальная броня это только первый шаг. Для полного доступа внутри ящика нужно снять еще одну защиту, закрепленную на двух шурупах.В заднем свесеДвигателей для нового нефтекамского междугородника предусмотрели два. На модификацию 5299СТ ставят дизель Cummins 6ISBe 270B, произ64 РЕЙС ИЮНЬ 2010водимый в Китае, а на 5299КТ отечественный КАМАЗ 740.62-280. Моторы принципиально разных конструкций. Китайский американец рядный, шестицилиндровый и по российским меркам компактный, объем его всего 6,7 литра. КАМАЗ представлен традиционной 12-литровой V-образной восьмеркой, то есть почти вдвое большей, чем у Cummins. Неудивительно, что в моторном отсеке с китайским агрегатом очень просторно. По своим мощностным характеристикам оба мотора примерно равны: Cummins развивает 270 л. с. при 2850 об/мин, а в Набережных Челнах сумели запрячь на 10 лошадей больше, при этом обороты максимальной мощности существенно ниже – около 1900. За счет меньших оборотов, большего числа цилиндров и объема, у камского дизеля и момент несколько выше– 1177 Н.м против 1001 Н.м у Cummins. Потому и заявленный расход топлива для автобуса с КАМАЗом при 60 км/ч 26,5 л на100 км, а с двигателем Cummins 21 л на сотню. Оба дизеля (наш и импортный) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Последние несколько лет все модели НефАЗа с индексом 5299 комплектуются в основном импортными силовыми установками. Первое время на конвейер нефтекамского завода шли Cummins английской сборки, сейчас только двигатели китайского производства. Это традиционная для автобусов рядная шестерка с чугунным блоком, единой головкой блока и нижним расположением распредвала. У мотора, произведенного в Поднебесной, есть определенные проблемы с ремонтопригодностью. Например, у Cummins английского производства гильзы цилиндров имеют несколько ремонтных размеров, тогда как у китайского блок придется гильзовать заново. Нет ремонтных размеров и у коленвала, хотя тот же английский вал вполне ремонтопригоден. На ки- НЕФАЗЭто нагромождение проводов и реле не что иное, как монтажный блокПро газовые упоры конструкторы «НефАЗа», похоже, забыли. Немаленькие крышки багажных отсеков удерживают хлипкие механизмыКнопки под рукой, но в солнечный день не понять, какая за что отвечаетХоть обшивка и оцинкованная, следов коррозии кузова хоть отбавляйК техническому отсеку претензий нет – аккумуляторы легко доступнытайском Cummins установлены хорошо знакомые отечественным ремонтникам электроноуправляемые ТНВД и форсунки производства Bosch, а турбокомпрессоры носят имя Holset HX351W. У челнинского двигателя вариантов комплектующих побольше: ТНВД либо ЯЗДА 337-23.02, либо Bosch UP 20. Турбокомпрессоров тоже два варианта – агрегат известной фирмы Shwitzer или отечественный аналог ТКР 7С-6 производства КАМАЗа. Форсунки и вовсе трех типов: ЯЗДА 274-20, АЗПИ 216 или АЗПИ 216А. Это сколько же запчастей нужно держать на складе? Вот так и приходят предприятия к мысли, что лучше купить автобусы только с китайскими дизелями, тем более что, по отзывам эксплуатационников, Cummins работает без нареканий. За весь период выпуска автобусов по гарантии отремонтировали лишь один двигатель – бракованным оказался распределительный вал. Особо внимательным нужно бытьпри обслуживании силовых установок, ведь система запуска и остановки двигателя с пульта сделана очень своеобразно. Оказывается, датчик открытого лючка моторного отсека устанавливать не стали, а потому дизель беспрепятственно запустится и из кабины – поворотом ключа. Неужто конструкторы не понимали, что последствия их недоработки могут быть весьма плачевные.Передача моментаНа трансмиссии заводчане не экономят, применяя и импортные комплектующие. Например, сцепление носит имя Sachs, оно диафрагменное однодисковое диаметром 430 мм. В приводе применен ПГУ производства Wabco следящего типа, то есть устройство постоянно контролирует и выбирает зазоры в механизме выключения. Родиной импортного сцепления может оказаться Германия или Китай, у завода доверие к обоим вариантам оди-наковое. Есть и второй вариант привода сцепления с главным цилиндром и ПГУ из Набережных Челнов, в этом случае свободный ход 3-15 мм педали обеспечивается зазором между поршнем и толкателем главного цилиндра. На междугородних НефАЗах коробки передач предусмотрены только механические немецкого производства ZF 6S-1200 BO, хотя челнинская компания «Кора» производит роботизированные КП, которые можно предложить перевозчикам в качестве опции. 6-ступенчатая ZF с диапазоном передаточных чисел от 6,75 до 0,83 (с прямой пятой и повышающей шестой передачами). Привод переключения передач – тросовый, ставший традиционным для заднемоторной компоновки. Несмотря на то, что шасси автобуса носит марку «КАМАЗ», ведущий мост взят у весьма популярной в России венгерской фирмы Raba. Главная передача моста двойная, разнесенная. ЦенИЮНЬ 2010 РЕЙС 65 автомобилиПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТСтоимость и периодичность технического обслуживания НефАЗ-5299 Наименование ТО ТО-1000 ТО-5000 ТО-10 000 ТО-20 000 ТО-30 000 ТО-40 000 Цена, руб. 16 250 13 400 14 750 15 650 25 300 23 400 по информации ООО «АТЦ «ДМ Запад»ТО-50 000 14 750ТО-60 000 26 200ТО-80 000 27 300СТО «Осень» 7 600Cummins невелик, в сравнении с камской «восьмеркой», потому в моторном отсеке так просторно. Отрадно, что китайский дизель оказался вполне надежнымПневматическая подвеска обеспечивает необходимый комфорттральный редуктор (дабы снизить шумы) конический с гипоидным зацеплением, а колесные передачи планетарные. Суммарных передаточных чисел предусмотрено два варианта: с китайско-американскими моторами Cummins отношение зубьев главной передачи 5,117; с российским дизелем 3,583. Здесь инженеры грамотно учли различия в характеристиках двигателей, не забыв при этом, что автобус междугородний.Взгляд под автобусШасси у НефАЗ-5299СТ камазовское модели 5297. Это значит, что спереди установлена неразрезная балка на пневматических упругих элементах с двумя амортизаторами и одним регулятором положения кузова. Здесь, вроде бы, проблем ждать неоткуда, однако создается впечатление, что пневмоподушка плохо защищена от меха-Ведущий мост Raba – залог надежности и отсутствия проблем с ремонтом66 РЕЙС ИЮНЬ 2010нических повреждений. Сразу на ум приходит автобусное шасси Scania, где в передней подвеске пневматический элемент расположен высоко над землей и почти подпирает пол пассажирского салона, а потому недоступен для камней, летящих из-под колес. Задняя подвеска НефАЗа также пневматическая, но уже на четырех баллонах и с таким же количеством амортизаторов. Подобную конструкцию издавна применяли на ЛиАЗах и Ikarus, а также на сочлененных двухзвенных автобусах. Хотя увеличение числа амортизаторов на 12-метровом автобусе, безусловно, повысит комфорт передвижения, но при этом вырастут и затраты на запасные части. Рулевое управление двух видов: либо RBL C500V, либо ZF 8098, причем оба немецкого производства, естественно, с гидроусилителем. Отличий у них практически нет, оба типа «винт-шариковая гайка-рейка-сектор», и у них при относительно небольших пробегах возникают одинаковые проблемы: при поворотах руля в крайние положения вдруг возникают биения. Однако на официальных станциях неисправностью это не считают, потому с такой конструктивной особенностью перевозчикам придется мириться. Насторожило еще и уж очень низкое расположение поперечной рулевой тяги. Понятно, что автобус не пред-назначен для ралли-рейдов, однако на отечественных дорогах бывает всякое, и лишиться поперечной тяги, значит, потерять контроль над машиной. К тормозам НефАЗа у эксплуатационников претензий нет, ну или почти нет. Тормозных систем на автобусе предусмотрено четыре: основная – двухконтурная пневматическая, оснащенная ABS; роль запасной играет один из контуров основной; а в качестве стояночного тормоза используют задние тормозные механизмы, управляемые пружинными энергоаккумуляторами. Есть у автобуса и вспомогательный моторный тормоз-замедлитель. Передние тормозные механизмы дисковые, с датчиками износа колодок, сзади традиционные барабанные. Впечатления от увиденного НефАЗ5299СТ остались противоречивые. С одной стороны, автобус оснащен современными агрегатами, с другой, налицо банальные заводские недоработки и спорные технические решения по части кузова. Другими словами, невнимание заводских конструкторов к мелочам уже доставляет ремонтным службам немало головной боли. Однако в целом автобус небезнадежен, и чем быстрее «НефАЗ» будет модернизировать свои модели, поддерживать обратную связь с эксплуатационниками, тем лучше.ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНА