84
85
86
87
спецтехникаПРЕМЬЕРАВ СТЕСНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХКомпания «Соллерс» вывела на российский рынок компактный мусоровоз на шасси Isuzu NQR 75Pлотная застройка современных ковушками дворовые проезды серьезно осложняют работу коммунальных служб, задействованных на вывозе мусора. Мусоровоз на базе грузовика средней и большой грузоподъемности порой просто не в состоянии пробиться к мусорным бакам, не свернув боковые зеркала и не поцарапав гладкие бока припаркованным у подъездов легковым автомобилям. Многочисленные конфликты между жильцами и коммунальщиками уже давно стали притчей во языцех. Однако и не вывезенный вовремя мусор становится поводом для недовольства и жалоб на84 РЕЙС ИЮНЬ 2010найдено – использование мусоровозов на шасси грузовиков малого класса. Предложение есть. Вопрос в другом: где взять средства на покупку дорогой импортной техники? Ведь, как известно, цена такой коммунальной машины с учетом таможенных сборов и доставки колеблется от 115 000 до 145 000 евро, что для большинства российских перевозчиков весьма существенно. То есть возникла необхо-П мегаполисов и заставленные лег-селения. Мол, коммунальщики деньги берут исправно, а работать не хотят! Что делать? Перенять положительный опыт у наших европейских соседей. У них по узким тесным улицам от бака к баку курсируют маленькие юркие мусоровозы. Набив под завязку мусором 6,5 кубовый кузовок, они, подобно пчелам, слетаются на пункт перегрузки, где их ожидают большие мусоровозы, курсирующие между городом и полигоном бытовых отходов. Заметим, что сам процесс перегрузки отходов осуществляется из кузова в кузов, то есть, по сути, перевалочный пункт есть небольшая огороженная площадка. Итак, решение проблемыЛючок для обслуживания оборудования оснащен датчиком безопасности МнениеМАКСИМ ПОПОВ технический специалист подразделения спецтехники компании «Соллерс» – Для мусоровоза, работающего на тесных городских улицах, важна короткая база и малый радиус поворота, которые являются гарантами высокой маневренности машины. База мусоровоза Isuzu NQR75P составляет 3815 мм, а в длиннобазном варианте 4175 мм. Несмотря на незначительную разницу, мусоровозов на длинном шасси нет, как нет в России и полноприводных версий данной машины. Причина проста: мусоровоз Isuzu NQR75P предназначен исключительно для работы по городу. Даже если бы автомобиль комплектовался «зубастой» резиной, то с посадочным диаметром 17,5 дюйма мусоровоз будет тонуть в зыбкой почве свалок. Мало того, сокращая плечо работы грузовика, мы тем самым приближаем ресурс шасси к ресурсу коммунальной установки.Резиновые накладки не только берегут контейнеры, но и снижают шумМусоровоз работает с евроконтейнерами DN 840 объемом до 1,1 м3Время загрузки мусорного бака составляет всего 35 секунддимость сборки машин на территории России. Именно эту задачу и решила компания «Соллерс». Имея в своем распоряжении надежное японское шасси, она привлекла к проекту фирму-установщика спецоборудования ООО «РГ-Техно», что позволило получить на выходе мусоровоз малого класса европейского качества.Свой вариантСоздать мусоровоз с вместительной надстройкой, которая умещалась бы на короткобазном шасси легкого грузовика, – задача не простая. Установка должна быть довольно легкой, иначе в загруженном состоянии, особенно при коэффициенте прессования мусора один к трем, полный вес коммунальной установки можетПеревозимый мусор может быть спрессован в соотношении 1:3легко превысить грузоподъемность шасси, что для нас неприемлемо. Возить же непрессованный мусор выгодно, как и воздух. Одна из немногих фирм, которая выпускает легкие компактные установки, – немецкая Zoeller. Для шасси Isuzu NQR 75P оптимально подошла модель серии Micro с подъемным устройством SK 200 массой 2360 кг. То есть с учетом грузоподъемности шасси 5040 кг мусоровоз может взять на борт 2700 кг груза. Следовательно, перегрузки шасси не будет, что позволит ему отработать заложенный ресурс. Это очень важно, так как нужно стремиться к тому, чтобы ресурс надстройки и шасси был сопоставим, ведь машины для сбора и вывоза мусора служатОбъем кузова мусоровоза составляет 7,3 м3 – не так уж и мало!ИЮНЬ 2010 РЕЙС 85 спецтехникаПРЕМЬЕРАТехнические характеристики* Длина/ширина/высота, мм Колесная формула Колесная база, мм Полная масса автомобиля, кг Двигатель Рабочий объем, л Макс. мощность, л. с. при об/мин Макс. крутящий момент, Н.м при об/мин Коробка передач Тормоза Рулевое управление Передняя ось Задний мост Передаточное число главной передачи Передняя/задняя подвеска Диски/шины Емкость топливного бака, л * мусоровоз Isuzu NQR75P 7050х2170х2850 4х2 3815 7500 дизельный, Isuzu 4HK1 (Евро-3) 5,2 150 при 2600 404 при 1500 Isuzu MYY5T, механическая 5-ступенчатая, синхронизированная барабанные, с гидроприводом, с ABS и ASR рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка-рейка-сектор», с гидроусилителем балка двутаврового сечения с неразъемным картером, полностью разгруженными полуосями и гипоидной передачей 4,55 на полуэллиптических рессорах 6,00Jx17,5/215/75R17,5 100Обслужить двигатель не составляет труда: откинул кабину – и дизель с навесными агрегатами как на ладониТехнические характеристики надстройки Объем кузова, м3 Масса оборудования, кг Габаритные размеры, мм Коэффициент прессования Время разгрузки контейнера, с Подъемное устройство 7,3 2360 6478х2155х2559 до 1:3 35 Zoeller SK 200Топливный фильтр-отстойник без подогреваУ гидравлической системы установки есть свой фильтрУстановщики оборудования помещают АКБ в пластиковый корпусБоковой противоподкатный брус снимается, улучшая доступ к агрегатамГидронасос привода установки смонтирован на коробке передачВсе электрические разъемы и проводка надежно изолированы86 РЕЙС ИЮНЬ 2010лет по пятнадцать, а то и больше. Чтобы шасси отходило свой срок, его необходимо своевременно обслуживать. Периодичность ТО для Isuzu NQR 75P установлена в 10 000 км. Интервал небольшой, однако, учитывая тяжелые условия, в которых работают мусоровозы (пробки, продолжительная работа на холостом ходу и др.), вполне логичен. По крайней мере, для дизеля, которому конструкторы отмерили миллион километров до капитального ремонта. Более частое, по сравнению с конкурентами, техническое обслуживание предусматривает также и случайные заправки машины топливом несоответствующего качества, что в России,увы, не редкость. Кстати, несмотря на отсутствие каких-либо предпусковых подогревателей, дизель уверенно пускается до температуры минус 30 градусов, что подтверждено опытом эксплуатации более чем 7000 машин, проданных в России за последние три года. Кстати, несмотря на тяжелые условия работы, дизель достаточно экономичен и потребляет зимой 22-23 литра солярки. Летом расход топлива литра на полтора-два меньше. Все регламентные работы можно провести на одной из 43 фирменных станций «Соллерс» или у многочисленных дилеров компании. Обслуживание и ремонт коммунальной установки придется проводить Кабина японского шасси имеет большую площадь остекленияСзади установки в изолированном корпусе смонтирована видеокамераНа колесах посадочного диаметра 17,5 дюйма на свалку лучше не лезтьЛюк вентиляции кабины прикрыт воздуховодом. Привод механическийВидеосигнал поступает с камеры на ЖК-монитор. Есть звуковой каналМасляный бак гидросистемы оборудован термометромЗащита огораживает опасную зону, оберегая руки оператора от травмВоздухозаборник фильтра поднят и выведен за кабинуотдельно на сервисной станции дилера Zoeller. Периодичность проведения работ 1 раз в год (сезонное обслуживание проводится в конце осени), а средняя стоимость 17500 рублей. Если у дилера есть мобильная бригада ремонтников, то техническое обслуживание шасси и надстройки можно совместить. Это значительно сократит простой автомобиля.По поводу приводаОсновное различие между стандартным и мусоровозным шасси – наличие агрегатированной с коробкой передач (КПП) коробки отбора мощности (КОМ) и насоса привода гидросистемы коммунальной уста-новки. Аналогичная схема применена на самосвалах и гидроманипуляторах, базирующихся на том же шасси. Особенностью привода является то, что он должен подключаться и работать только при полной остановке машины. Для грузовиков, оборудованных поливальными установками и щетками, разработана иная схема привода рабочих агрегатов. Чтобы водитель не забыл отключить привод гидросистемы перед началом движения, конструкторы вынесли на панель функциональных клавиш сигнальную лампу: потушил свет – трогай!Денис Боровицкий ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНАДля слива скапливающейся в кузове жидкости предусмотрен кранИЮНЬ 2010 РЕЙС 87