86
87
спецтехникаПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДНе стучите, колеса!Когда вместо локомотива используют автомобиль, стучать по рельсам особенно нечему – колеса-то резиновые…трактор, и большинство его модификаций предназначено скорее не для перевозки грузов, а именно для работы в качестве спецтехники. И, как правило, они вооружены до зубов разнообразным навесным оборудованием (всего предусмотрено 3500 видов). Самой же экстравагантной в этом семействе можно назвать модель U400 в исполнении для маневровых железнодорожных работ. По-немецки машину называют Zweiweg, то есть «двухпутная», а в России за автомобилями, способными передвигаться не только по дорогам, но и по рельсам, прижилось название «локомобиль». Как и всякий Unimog, локомобиль с трехлучевой звездой на капотеM чально задуман как автомобильercedes-Benz Unimog был изна-имеет колесную формулу 4х4, но помимо четырех ведущих пневматических колес у него есть еще и четыре стальных ролика с гребнями, опустив которые на рельсы с помощью гидравлических механизмов, можно ехать строго по железнодорожному пути. То есть ролики, в отличие от стальных колес обычного локомотива, не передают тяговое усилие, а служат лишь направляющими элементами. Тягу же обеспечивают автомобильные колеса. Масса машины сравнительно невысока – загруженный 6-тонным балластом из бетонополимерных плит Unimog почти вдесятеро легче маневрового тепловоза среднего класса. Тем не менее он трогает с места и буксирует состав общей массой до 1000 т. Отчасти это заслуга резиновыхшин, обеспечивающих коэффициент трения примерно втрое выше, чем у стали по стали, и намного большей площади контакта мягких колес с поверхностью качения. Разумеется, движение по рельсам требует совпадения колеи. На поставляемых в Россию машинах длина осей роликов обеспечивает поперечную фиксацию в «русской» колее шириной 1520-1524 мм. Напомним, последняя принята во всех странах бывшего СССР, включая государства Прибалтики, а также в Финляндии, Монголии и Афганистане. Точность попадания ведущих пневматических колес на головки рельсов тоже важна (хотя допуски тут, естественно, менее строгие) и решается установкой колесных дисков с нужным вылетом. Несколько типоразмеров в ассортименте фирмы перекрывают весь ряд используемых в мире широких колей от самой распространенной «стефенсоновской» (1435 мм) до «индийской» (1676 мм).Технические характеристики Полная масса, кг 11 990 Нагрузка на переднюю ось, кг 6700 Нагрузка на заднюю ось, кг 7000 Размер шин 305/70R22,5 Колесная формула 4х4 Число передач вперед/ назад 8/6 на витых цилиндриПодвеска ческих пружинах дисковые Тормоза с пневмоприводом Модель двигателя OM 904 LA Рабочий объем, л 4,2 Мощность, л. с. 231 Крутящий момент 810 при 2200 об/мин, Н.мЛинейные размеры локомобиля Unimog U40086РЕЙС ИЮЛЬ 2010 MERCEDES-BENZ UNIMOG U400При движении по рельсам рулевой механизм автоматически блокируетсяРазворот на 180 градусов выполняется на пяти метрах пути за три минутыПрофиль ролика строго соответствует железнодорожному стандартуПневмосистема U400 рассчитана на тормоза состава массой 1000 тоннДля маневровых работ водителю локомобиля помощники не нужныТо есть при необходимости работы на приграничном терминале или паромном порту, куда приходят вагоны из Европы или Китая, вам надо просто заказать у дилера требуемые «стефенсоновские» комплектующие. На узкоколейки (в России 750 мм) Unimog Zweiweg, увы, не рассчитан, но для «капской» колеи (1067 мм), доставшейся нашему острову Сахалин в наследство от Японии, опционный комплект деталей заказать можно. Кроме того, в списке опций есть и миниатюрные ролики диаметром 136 мм, установив которые можно работать на участках пути со сверхвысокой кривизной – радиусом от 17 м. Стандартные 400-миллиметровые ролики рассчитаны на радиус закруглений от 30 м. Важнейшее преимущество U400 перед локомотивом – возможность вставать на рельсы и съезжать с них в любом месте, для этого машина оборудована подъемно-поворотным гидравлическим устройством. Широтавозможностей U400 впечатляет – в Европе на таких обслуживают контактную сеть железных дорог, кронируют деревья вдоль линий, выполняют ремонтно-восстановительные работы в случае аварий – благо, большой клиренс и блокировка всех трех дифференциалов позволяют подъехать к путям практически на любом участке, включая горную местность и насыпи на болотах. В нашей стране Unimog Zweiweg пока применяют в основном на территориях предприятий – для транспортировки вагонов, уборки снега с путей и т. п. Выгода использования локомобиля очевидна – даже со всеми накрутками за престижный бренд Unimog обойдется раза в полтора дешевле отечественного маневрового локомотива. Не говоря уже о разнице расходов на топливо – рабочий объем дизеля тепловоза, например, распространенного у нас ЧМЭ3, в 40 (!) раз больше, чем у локомобиля. В данный момент по инициативеимпортера инициирована процедура добровольной сертификации машины в железнодорожном ведомстве, по завершении которой водители U400, получившие квалификацию машиниста, смогут работать и на путях, относящихся к ведению РЖД. Пока же Unimog Zweiweg, согласно действующему одобрению типа транспортного средства, считается грузовым автомобилем категории С. За воротами предприятия ездить на нем можно где угодно, но по рельсам – только поперек. Соблазн прокатиться вдоль, например, решив объехать пробки Вышнего Волочка по железной дороге, лучше преодолеть. Поскольку поезд «Сапсан», подкравшись незаметно на скорости 250 км/ч, «разберет» Unimog практически на молекулы…Антон УткинПосле ремонта U400, в отличие от дрезины, немедленно освободит путьВместо узкоспециализированной машины снег уберет Unimog-универcалВ перечень допоборудования входят насадки для кронирования деревьевИЮЛЬ 2010 РЕЙС 87