40
41
42
43
44
45
автомобилиПРЕМЬЕРАСАМЫЙ САМЫЙ40 РЕЙС ИЮЛЬ 2010 SCANIA R730НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ заместитель главного редактора журнала «Рейс»ГКак и ожидалось, компания Scania сертифицировала для своих грузовиков обновленной серии «R» 16-литровую «восьмерку» мощностью 730 лошадиных сил. Таким образом, шведские инженеры отобрали звание самого мощного серийного грузовика у своего земляка – конкурента Volvoспуски и затяжные подъемы, хотя связывающие предгорья автобаны в основном уже проходят по огромным эстакадам и мостам. Спуски и подъемы в условиях реального движения – для проверки тяговых возможностей нового 730-сильного дизеля лучшего теста и не придумать. Однако было бы ошибкой предполагать, что на журналистов возложили функции испытателей, и в их руки попали первые, еще «сырые» экземпляры этих двигателей. Нет, презентации предшествовала серьезная, кропотливая работа шведских инженеров на стендах и на полигоне под Сёдертелье,оворят, в городе Трире находятся девять из 33 германских объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Не мудрено – это старейший город ФРГ с более чем двухтысячелетней историей. Однако в начале июня в окрестностях Трира появилась еще одна достопримечательность – там на дорогах общего пользования для европейских журналистов проводились тест-драйвы грузовиков Scania с новыми V-образными дизелями. Место для пробных заездов выбрали неспроста – в долине реки Мозель еще сохранились довольно крутыеИЮЛЬ 2010РЕЙС41 автомобилиПРЕМЬЕРАВнешняя скоростная характеристика V-образных 16-литровых двигателей Scania новой R-серииУ «восьмерок» Scania четыре настройки мощности: 500, 560, 620 и 730 л. с.Электронно-пневматическим Opticruise оснащают обычные коробкиМощность DC16 90 500 DC16 21 730 Крутящий момент На мотор в 730 л. с. установлена топливная аппаратура Common Rail Флагманская версия Scania R-серии насыщена приятными мелочами DC16 90 500 DC16 21 730а также на европейских дорогах общего пользования. Нам лишь оставалось снять «сливки» в оценке мощностного потенциала новых моторов перед их запуском в производство. Когда слышишь о мощности в 730 лошадиных сил, первая мысль: зачем столько запрягли? Ведь наиболее распространены магистральные грузовики с двигателями уровня 380-420 л. с., а мотор с круглой мощностью в 500 лошадей большинству перевозчиков кажется просто монстром. В нашем танке Т-34 столько же было. Однако в горных регионах Европы, таких, как Италия и Норвегия, сложился особый подход к седельным тягачам даже для автопоездов полной массой 44 тонны. Там уже и 600 л. с. не кажутся пределом. А еще есть традиционная 60-тонная «скандинавская сцепка» длиной 25,25 метра, в большинстве своем это огромные лесовозы. Кроме того, мощность в 600-700 сил вполне можно реализовать и на равнинных дорогах – это если автопоезд имеет полную массу под 200-250 тонн, а перевозчик специализируется на негабаритных тяжеловесных грузах. Ну и, конечно же, большое значение42 РЕЙС ИЮЛЬ 2010имеет престиж производителя грузовика. Иметь возможность заявить: «Наш тягач самый мощный», – дорогого стоит… Это при том, что у DAF, Iveco, Renault вообще нет моторов объемом больше 13 литров. Однако и рынок таких перевозок в Европе крайне невелик: по оценкам немцев, около 2000-2500 грузовиков. И этот парк надо разделить между четырьмя производителями 600-700-сильных тягачей: MAN, Mercedes, Scania, Volvo. Получается в год каждая компания делает 400-700 подобных эксклюзивных автомобилей, в зависимости от своей доли рынка. Шведы для тест-драйва в окрестностях Трира представили всю свою гамму двухосных седельных тягачей с V-образными моторами: уже известное российским перевозчикам семейство дизелей DC 16 мощностью 500, 560, 620 лошадиных сил и новый 730-сильный DC 16 21. Для объективности сравнения – полная масса тестируемых автопоездов была одинакова и составляла 39 тонн. На выбор предлагалось два маршрута движения: короткий и длинный. Протяженность длинного маршрута – около 50 километров,он показался более интересным. Из нескольких машин выбрал Scania именно с цифрами 730 на облицовке, решил, что для контраста возьму потом автопоезд с 500-сильным мотором. В дороге Scania R 730 практически не замечал подъемов и не создавал помех в движении даже висящим на хвосте быстрым легковым автомобилям с немецкими номерами. На всех тягачах была установлена автоматизированная электронноуправляемая механическая коробка передач Opticruise c 12-ю передачами и двумя «черепахами», то есть 12+2, и без педали сцепления. Трогался с места и разгонялся грузовик без всякого надрыва, на дисплее комбинации приборов в основном высвечивались 10-я, 11-я, а то и 12-я передачи. То есть включалась даже повышающая, и казалось, что и на подъем автомобиль идет с ускорением! Переключение и вверх, и вниз электронно-пневматический блок управления коробкой выполнял безошибочно. Тормозить на спусках, не дымя колодками, помогал «сканиевский» фирменный ретардер. Собственно для гористой местности это оптимальное сочетание: мощный двигатель, коробка-«автомат» и трансмиссион- SCANIA R730МнениеХЕНРИК ХЕНРИКССОН старший вице-президент компании Scania – Грузовики Scania V8 создали на рынке грузовых автомобилей свою собственную нишу. Подавляющее большинство покупателей Scania V8 приобретают эти машины по рациональным соображениям. Чтобы выполнять свою работу с максимально возможной эффективностью, им требуются автомобили с высокой производительностью, надежностью и эксплуатационной готовностью. Большое значение имеет уже даже не сама по себе мощность новой модели R 730, сколько величина номинального крутящего момента. Имея в своем распоряжении двигатель с моментом в 3500 Н.м, всякий водитель способен играючи выполнить любую транспортную задачу.Кроме двухосных грузовиков с двигателями V-8 будут выпускаться и трехосные – 6х2 и 6х4, а также четырехосные – 8х2 и 8х4. Полного привода не будетУ всех V-образных «восьмерок» Scania применяется система SCR (AdBlue)Синяя крышка и меньший объем резервуара не позволят перепутать бакиный замедлитель. После тягача с этим супермотором на том же маршруте 500-сильная Scania казалась трехколесным велосипедом: настолько ощутима была разница в 230 лошадей и 1000 Н.м. крутящего момента. Однако даже со своим самым слабым V-образным мотором «эрка» легко оставляла позади разномарочные грузовики с цифрами на двери 400-420. Естественно, там, где был разрешен обгон. На дисплее цифры передач, включаемые сообразительным Opticruise, уже мелькали гораздо чаще – на две, а то и на три ступени ниже, чем на Scania с 730-сильным мотором. При этом мгновенный расход топлива у обоих грузовиков был почти одинаков. Если «топтать» педаль на подъеме, то можно было увидеть и цифры более 100 литров на 100 километров, но в основном на сотню требовалось около 45-53 литров. На таком рельефе совсем неплохо. При этом 500-сильный тягач проигрывал в скорости движения около 20 километров в час. Конечно же, оптимизировать и расход топлива, и скорость можно при активизации новейшей системы Scania Driver Support. Это бортовая система информационного обеспечения во-дителя – реальный путь постоянного совершенствования его навыков экономичного вождения и правильного поведения на дороге. Такой нет ни у одного производителя грузовиков!В чем сила Гриффона?Не секрет, что двигатель, уже имеющий мощность в 620 лошадиных сил при объеме 15,6 литра, как на V-образных «восьмерках» Scania DC16, не так сложно раскрутить на дополнительные сто-двести сил. Надо только увеличить давление наддува, развиваемое турбокомпрессором, – набить цилиндры дизеля воздухом, а затем соответствующим образом откорректировать цикловую подачу топлива. Таким образом издавна форсируют двигатели спортивных автомобилей, в том числе и дизели грузовиков, участвующих в кольцевых гонках тракрейсинга или ралли-рейдах уровня «Дакара». Тогда мощность моторов даже меньшего рабочего объема легко переваливает за 1000 лошадиных сил и даже больше. Однако от двигателя коммерческого грузовика, выполняющего реальную транспортную работу, кроме такой рекордной мощности тре-буется еще и обязательное соблюдение все ужесточающихся норм токсичности, а еще лучше – опережение их. С клубами черного дыма при разгоне и перегазовках уже и на старт «Дакара» не допускают. «Восьмерки» Scania укладываются в диапазон норм токсичности от Евро-3 до Евро-5. Интересно, что новый 730-сильный мотор соответствует даже нормам EEV, и для этого проведен ряд серьезных изменений. В первую очередь, вместо электронноуправляемых насос-форсунок применена топливная система Common Rail с давлением распыла в 2400 бар. С насос-форсунками давление составляет «всего» 1800 бар. Несколько лет назад новую для себя топливную систему (кстати, ее они называют XPI) шведы опробовали на пятицилиндровых 9-литровых двигателях. Теперь настало время адаптировать ее к флагманскому мотору. В сканиевском Common Rail топливо впрыскивается в камеру сгорания двумя порциями разного объема, а не тремя. Первая порция уменьшает шум и организовывает более мягкое нарастание фронта пламени. Вторая – основная. А третья – уменьИЮЛЬ 2010 РЕЙС 43 автомобилиПРЕМЬЕРАМеханическая коробка с «ручным» переключением – стандартное исполнение, электронно-пневматическое управление Opticruise – опция. Кофеварка – тожеРазумный компромисс в высоте пола – в кабине чуть выступает тоннельЕсли стоит Opticruise, то водитель обходится двумя педалямиБлокировки дифференциалов в России никогда не будут лишнимиУ новой R-серии один из распространенных цветов в интерьере – бежевыйшает содержание окислов азота в отработавших газах, но это если мотор был оборудован системой рециркуляции EGR. Однако все «восьмерки», и новый двигатель тоже, сделаны с использованием нейтрализации выхлопных газов водным раствором мочевины AdBlue. Потому топливная аппаратура супердизеля настроена на впрыск солярки двумя порциями, а на раме появился резервуар с синей крышкой. Инженеры Scania совершенно справедливо утверждают, что ни на одном другом серийном 16-литровом дизеле конкурентам не удалось добиться сочетания крутящего момента 3500 Н.м и мощности 730 л. с. Причем при прежних оборотах! Предыдущий рекорд Volvo составлял 700 сил и 3150 Н.м. А кроме оптимальных настроек топливной аппаратуры и газораспределительного механизма здесь велика заслуга турбокомпрессора. Турбонагнетатель с изменяемой геометрией Scania VGT позволяет регулировать давление наддува и скорость вращения турбины практически вне зависимости от оборотов двигателя, обеспечивая динамичный разгон автомобиля даже с малых оборотов и более быстрое переключение передач систе44 РЕЙС ИЮЛЬ 2010мой Scania Opticruise. И это сказывается на уменьшении расхода топлива при движении на подъем. Интересно, что электроника, управляющая двигателем и Opticruise, ограничивает крутящий момент, развиваемый дизелем при включенных низших передачах на 5-6 процентов. Иначе просто может свернуть полуоси или поломать зубья в коробке и редукторе моста, хотя для Scania R 730 применяют особое сцепление и шестерни с двойной дробеструйной обработкой. Рост мощности и крутящего момента неизбежно связан с увеличением нагрузки на блок цилиндров, кривошипно-шатунный механизм, цилиндро-поршневую группу. Форсировка двигателя без учета этого фактора неизбежно приведет к уменьшению его ресурса, а может быть, и к серьезным поломкам в эксплуатации. Предотвратить это должен ряд изменений в конструкции двигателя, причем Scania осталась и здесь верна своему модульному принципу. Многие детали нового двигателя унифицированы не только с «восьмерками», но и с семейством рядных шестицилиндровых двигателей. При этом блок цилиндров отливают свой, из высоко-прочного чугуна, с вермикулярным графитом CGI (compacted graphite iron), допускающим большие напряжения изгиба, почти сопоставимые со сталью, и, соответственно, выдерживающим повышенное давление в камерах сгорания. Головка блока дизеля является наиболее теплонапряженной деталью двигателя – тепловой поток в головку превышает тепловые потоки в поршень и гильзу цилиндра. И хотя инженеры–двигателисты утверждают, что будущее за более жесткой единой головкой для всех цилиндров, Scania все же оставила на новом двигателе раздельные четырехклапанные «головы», облегчающие обслуживание и ремонт. Однако у них дополнительно интенсифицировано охлаждение. Другое важнейшее изменение в новом двигателе – увеличенный со 127 до 130 мм диаметр цилиндра, общий для рядных двигателей объемом 9,3 и 12,7 литра, соответственно, унифицированных между собой по поршневой группе. Теперь «восьмерка» увеличилась в объеме до 16,4 литра. Еще раз напомним: не надо думать, что именно рост объема обеспечил увеличение мощности и момента. В современном мире все гораздо сложнее. SCANIA R730МнениеЕВГЕНИЯ ТУРУТИНА генеральный директор ООО «Нордленд», Санкт-Петербург – Наша компания уже 12 лет специализируется на автоперевозках из Скандинавии в Питер. Нашими первыми машинами были Scania 3-серии, и с той поры мы остаемся приверженцами этой марки, хотя на пробу брали и Volvo FH. Сейчас у нас работает 20 грузовиков Scania 4-серии и R-cерии с 16-литровыми двигателями мощностью 460, 500 и 580 л. с. В Норвегии очень сложные дороги, с изобилием подъемов и спусков, высотой до 2000 метров над уровнем моря, но Scania справляется. Расход топлива летом 38 литров на сотню. Машины просты в управлении и надежны, а у Volvo были проблемы с топливной аппаратурой. В двигателях же Scania за все время заменили одну насос-форсунку. Уверена, если в электронике будет какой-то сбой, то Scania все равно доедет до сервиса. Тем более что в Норвегии сервисных центров Scania очень много, Volvo – гораздо меньше, а DAF и MAN – почти нет. Все же мотора в 730 л. с. слишком много, на мой взгляд, под наши перевозки оптимально 500 лошадиных сил.У спальника Scania часть матраца накручивается, словно рулеткаВ наиболее дорогом варианте отделки кресла – с кожаной обивкойОт такой мощности глаза округлятся и у ближайших конкурентовПрошлой осенью на показе обновленной R-серии о 730 л. с. не говорили...Особая миссияТеперь, с появлением у Scania нового сверхмощного дизеля, шведы решили выделить грузовики с дизелями – «восьмерками» в отдельное семейство «V» в серии «R». Это будут элитные автомобили из Сёдертелье как по возможностям, так и по отделке. Scania R V-8 730 создана для тяжелой работы и перевозок на дальние расстояния – это полностью отражено в ее конструкции. Для сравнительно легких автопоездов (это по шведским меркам для тех, что не тяжелее 60 тонн) выпускают двух- и трехосные тягачи колесной формулой 4х2, 6х2 и 6х4. «Ленивая» ось может быть установлена как впереди ведущего моста, так и сзади. Шасси в дополнение к двух- и трехосным вариантам может быть и четырехосным колесной формулой 8х2 и 8х4. Для тяжеловесных автопоездов применяется исполнение 6х4 и 8х4, причем даже со ступичными редукторами ведущих мостов. При полной массе тягача в 41 тонну нагрузка на седло может превышать 30 тонн, а полная масса автопоезда доходит до 250 тонн! Вот только полного привода шведы пока не обещают, и потому покорять бездорожье на Scania R 730 не суждено.Казалось бы, для супертягача кроме мощного двигателя должны делать и какие-то особые тормоза, однако здесь они обычные, такие же, как и на 500-сильной «эрке», то есть дисковые на всех осях, вентилируемые. А необходимый тормозной момент обеспечивают тормозные механизмы осей прицепа, моторный тормоз, развивающий 320 кВт при 2400 об/мин, и трансмиссионный замедлитель. Кстати, один из недостатков раздельных головок цилиндров – более сложно оснастить двигатель эффективным моторным тормозом. То, что Scania R 730 – автомобиль для дальнобоя, подчеркивает отсутствие дневной короткой кабины в существующих спецификациях. На флагманском грузовике ставятся только кабины со спальником, но с разной высотой крыши. Возможна и низкая, хотя понятно, что «главные» кабины – это Highline и Topline. В отделке экстерьера кабины Scania довольно скромно использует вернувшуюся спустя десятилетия моду на хром. В дополнение к увеличенному шрифту надписи и логотипа V8 разве что появились хромированные окантовки «дюз» воздухозаборников на верхней части об-лицовки. Зато на боковых обтекателях шасси добавили эмблему V8. Кстати, на облицовке радиатора особая схема расположения отверстий в стиле тюнинговой версии Scania Black Brilliant – «черный бриллиант». Из других изменений – ксеноновые фары с темной окантовкой и выхлопная труба с хромированным обрамлением. В кабине водителю тоже не забыть о том, что он ездит на эксклюзивном грузовике. Щедро «рассыпаны» эмблемы V8: на панели приборов и накладке порога двери, на пульте дистанционного управления центральным замком и на дисплее комбинации приборов, на обивке сидений и дверей. Флагманский автомобиль немыслим без применения кожи в отделке интерьера. Здесь тоже пришлось спустить шкуру не с одного теленка. Руль, кроме кожи, отделан деревянными вставками. Сиденья тоже выглядят на редкость стильно: обивка из черной кожи со светло-серой строчкой швов и опять-таки с тисненой эмблемой V8. И прикроватный коврик тоже из стеганной кожи – на стоянке он вполне заменит водителю любимые домашние тапочки.ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯИЮЛЬ 2010 РЕЙС 45