автомобили главная темаЗАМЕНА СТЕКОЛ ХХХХХХХХХХХХХСТЕКОЛЬНЫХ ДЕЛ МАСТЕРАДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «Рейс»Д22Практика показывает: при интенсивной эксплуатации седельного тягача, автобуса или грузовика на длинном плече лобовое стекло машины приходится менять практически ежегодно. Как перевозчику минимизировать свои потери, а при наличии собственной СТО и заработать на битом стекле?аже на чистых и гладких автобанах благополучной Европы и хайвэях Америки вылетающие из-под колес камни бьют лобовые стекла грузовиков и автобусов. На российских дорогах летающих камней гораздо больше, особенно за Уралом. Это подтвердит каждый, кто ходит за Камень. Их поддержат и перевозчики, чьи маршруты проходят рядом с промышленными зонами и стройками. Выезжающие на магистрали самосвалы и автопоезда посыпают асфальт щебнем, галькой, керамзитом… Но даже если и найдется счастливчик,РЕЙС ИЮЛЬ 2010мимо заговоренного лобового стекла которого пролетают брошенные колесами впереди идущей машины камни, то через пару-тройку лет стекло все равно придется менять, так как его поверхность будет зашкурена песком и пылью, свою лепту внесут и размазывающие грязь дворники. Через обветренное стекло значительно ухудшается видимость, растет нагрузка на зрение водителя, что приводит к его быстрой утомляемости. А это, в свою очередь, отражается на скорости перевозок и безопасности. Одним словом, жизненный цикл лобового стекла – год, если повезет – не болеетрех. В любом случае, ждать недолго. Вопрос в другом: как минимизировать свои потери.Перекладываем заботыСамый простой способ избежать расходов на замену стекла – переложить все хлопоты на плечи страховой компании, взяв новую машину в лизинг (как вариант в кредит). В этом случае вы не только проведете все работы на фирменной СТО, то есть вклеите стекло по технологии и материалами, одобренными автопроизводителем, но и получите оригинальное стекло, встающее в проем идеально. На все ра- ХХХХХХХХХХХХХЭкспертДМИТРИЙ ПЕЧКОВСКИЙ руководитель подразделения сервиса, кузовного ремонта и покраски автомобилей «Мерседес-Бенц Север» – У технических специалистов «Мерседес-Бенц Север» имеются необходимые инструмент, оборудование и расходные материалы, позволяющие ремонтировать незначительные повреждения многослойных стекол. Однако следует понимать, что данные ремонтные работы не являются полноценной альтернативой замене стекла. Мало того, отремонтировать скол или небольшую трещину можно только при следующих условиях: область повреждения незначительна; повреждениеИдущие веером трещины могут возникнуть при контакте кромки стекла с «играющей» рамкойсовсем свежее, а между слоями стекла отсутствует грязь или влага; повреждение находится вне границ поля обзора дороги водителем. Только при соблюдении данных условий можно говорить о ремонте как об альтернативе замене стекла. По сути, технология ремонта заключается в разделке и обработке повреждения, заполнении скола полимерной смолой под давлением, нагреве ее лампой с ультрафиолетовым излучением, полировке отремонтированного участка. Все работы проводятся в условиях СТОА. Однако даже при неукоснительном соблюдении технологии отремонтированное данным методом повреждение может «разойтись» приэкстремальных (для среднеевропейского климата) температурах: летом до + 30 С, зимой при - 30 С. В результате теплового расширения/сжатия стекло «играет» и может треснуть в месте ремонта. Столь же негативно на отремонтированные сколы влияют неровности и дефекты дорожного покрытия, вызывающие сильные вибрации и многократно увеличивающие нагрузку на уже поврежденный участок стекла. Ремонт сколов в зоне видимости водителя и вовсе запрещен по причине того,что езда в ночное время суток допускает возможность кратковременного ослепления водителя светом фар встречного транспорта. Мало того, в современных автомобилях, оборудованных подушками безопасности, эксплуатация отремонтированного стекла сопровождается высоким риском. Как поведет себя стекло при срабатывании подушки, не известно. И напоследок хочу дать перевозчикам дельный совет. Сразу после повреждения стекла камнем заклейте место удара клейкой лентой или пластырем из аптечки, что, пусть и на время, но предотвратит попадание в скол грязи и влаги, а это, в свою очередь, увеличит шансы качественно отремонтировать повреждение.боты официалы дают гарантию и бесплатно вклеят стекло по новой, например, если в процессе эксплуатации началось протекание клеевого шва. Если машина приобретается за живые деньги, то при покупке страхового полиса необходимо включить в список страховых случаев стекла. Однако вы должны быть готовы к тому, что на замену стекол вашу машину страховщик может отправить в сервисный центр, с которым у страховой компа-нии заключен договор, и не факт, что это будет фирменная СТО автомобиля вашей марки. Однако и здесь вы получите гарантию на установленное стекло, а также на выполненные работы. Другое дело, когда перевозчик не страхует машину кроме как по обязательной для всех программе ОСАГО. В этом случае все проблемы придется решать самостоятельно. Проще всего договориться с инспектором ГИБДД, осуществляющим осмотр автомо-биля на пункте инструментального контроля. Однако это противозаконно, и за дачу взятки перевозчик может поплатиться, и не только потерей некой части своих сбережений, на которые, кстати, можно было бы заменить не одно стекло. Поэтому следует подходить к вопросу взвешенно. Если трещина уже пошла гулять по стеклу, то нужно смириться с неизбежностью его замены и продолжать эксплуатацию авто-1. Если машина застрахована, то даже из-за такого крошечного скола стекло меняют на новое. 2. Для удобства работы демонтируем дворники стеклоочистителей. 1 2ЗАМЕНА СТЕКОЛ3. Демонтируем солнцезащитный козырек. 4. Демонтируем молдинги. 431ГЛАВНАЯ ТЕМА23ГЛАВНАЯ ТЕМА4 РЕЙС 23ИЮЛЬ 2010 автомобили главная темаЗАМЕНА СТЕКОЛ ХХХХХХХХХХХХХСтекла производства компании Sekurit (Франция) Код стекла Марка DAF DAF DAF DAF DAF DAF Iveco Iveco Iveco Iveco Iveco Iveco Iveco Iveco MAN MAN MAN MAN MAN MAN Mercedes Mercedes Mercedes Mercedes Mercedes Mercedes Mercedes Mercedes Renault ТМЦ F 2800 1973-up F 600/800/1000/45 1987-up F1200-F3300 1973-up F65/75/85/CF 1993-up F95-TE 47 1986-up /XF95 98 XF 105 2006-up Daily Van 1999-up Daily Van 1999-up Magirus Eurocargo/ Eurotech 1991-2003 Magirus Eurocargo/ Eurotech 1991-2003 Magirus Eurocargo/ Eurotech 1991-2003 DAILY II 1999-up Eurosrar/Stralis 1993-up Magirus Eurocargo II 2003-up F90 BZEIT 1986-up TGA 2000-up TG SML 2000-up TG WIDE 2000-up TG WIDE 2000-up TGA (WIDE , HIGH) 2000-up Actros 1996-2002 Actros 1996-2002 Actros 1996-2002 Atego/Axor1998-up Actros 1996-2002 Actros 1996-2002 Atego/Axor 1998-up O309,406,408,508, 608,613 1967-up AE 380/500 Magnum 1990-up Вид EuroCode ARGIS Цена, руб. Опт Розница мелкий крупный 5544 4746 6930 4368 3738 5460 3402 2898 4242 5460 4662 6846 4956 4242 6216 8022 6846 10 038 3570 3066 4452 3570 3066 4452 1218 966 1218 4158 4914 6342 798 2310 5544 8022 9282 9618 1554 1386 1386 2058 6006 6720 6258 4662 1806 6006 7014 2562 2562 5124 4830 1050 840 1050 3570 4200 5418 672 1974 4746 6846 7938 8232 1344 1176 1176 1764 5124 5754 5334 3990 1554 5124 6006 2184 2184 4368 4116 1512 1218 1512 5208 6132 7938 1008 2898 6930 10 038 11 592 12 012 1932 1722 1722 2562 7518 8400 7812 5838 2268 7518 8778 3192 3192 6426 6048 При срезании стекла важно не задеть спрятанную под обшивкой проводкулобовое 4613ACL 1800180000 лобовое 4621ACL 1801000001 лобовое 4612ACL 1800140000 лобовое 4625ACL 1801150000 лобовое 4624ACL 1801100000 лобовое 4635AGN 1801350200 пер. лев. 3741LGSV4FDW 2251704220 пер. прав. 3741RGSV4FDW 2251704230 пер. лев. пер. лев. 3732LGNL2FD 3732LCLL2FD 2251254020 2251254000 2251254030 2251700201 2251350200 2251750200 4401353500 4401804030 4401800200 4401850200 4401850000 4401900200 4851754031 4851754011 4851754001 4851904000 4851750200 4851750210 4851900202 4850170000 6151204020 6701050200 6701100200 8351204031 8351204021 8350120000 8351200200пер. прав. 3732RGNL2FD лобовое 3741AGN1B лобовое 3733AGN лобовое 3744AGN пер. форт. 4907FCLL2FV двуст. пер. прав. 4911RGNL2FD лобовое 4911AGN лобовое 4912AGN лобовое 4912ACL лобовое 4913AGN пер. прав. 5429RGNL2FDW пер. прав. 5429RCLL2FD пер. лев. 5429LCLL2FD пер. лев. 5430LCLL2FD лобовое 5429AGN лобовое 5429AGNGN лобовое 5430AGN1A лобовое 5406ACLмобиля до прохождения технического осмотра. Если же попавший в стекло камень оставил кратер, то есть возможность обойтись малой кровью.Фигурная штопкаСегодня услугу по ремонту сколов, кратеров и небольших трещин в лобовых стеклах автомобилей предлагают практически все мастерские, где меняют стекла… легковых машин! С коммерческой техникой ситуация иная: все сервисмены, в том числе и представители мультибрендовых станций, предпочитают менять стекло на новое. Возникает вопрос: почему услуга не пользуется популярностью? Да потому, что стекло на интенсивно работающей машине, являясь силовым элементом кузова или кабины, принимает на себя достаточно большие нагрузки, и как поведет себя при этомScania 94/114/144/4 SARJA 1996-up Scania SERIES R 2004-up Volvo FH 12-16 Volvo FH 12-16 Volvo F10/12 1977-1985 Volvo FH 12-16 1993-up По данным ООО «Сен-Гобен Аутовер Рус»пер. форт. 7233FGNL2FD двуст. лобовое 7506AGN лобовое 7507AGN пер. прав. 8823RGNL2FDW пер. лев. 8823LGNL2FDW лобовое 8808ACL лобовое 8823AGN5-6. Снимаем уплотнительную резиновую окантовку стекла, освобождая доступ к клеевому слою снаружи кабины. 8. вытягиваем струну с обратной стороны. 7. Шилом или струной, зажатой плоскогубцами, протыкаем резиновый слой внутри кабины и… 5 6ЗАМЕНА СТЕКОЛ785 24ГЛАВНАЯ ТЕМА67ГЛАВНАЯ ТЕМА8РЕЙС ИЮЛЬ 2010 ХХХХХХХХХХХХХСтекла XINYI GROUP (Китай) Номенклатура Цена*, руб. Iveco Eurotech/Eurotrakker 1991 2100 DAF 95 (PEGASO TRONER) TE47 1987 2400 Freightliner FLC/Century CLASS 1000 C112/C120 /COLUMBIA 1997-LH Freightliner FLC / Century CLASS 1000 C112/C120 /COLUMBIA 1997-RH Iveco Eurostar 1993 2100 MAN F/FT90COMMAND WIDE/SHAANXI 1986 2500 MAN TGA Sleeper CAB 00 4000 MAN TG Small 2000 2300 Scania 5 Series 2004 3000 Scania 94/114/144 1996 2600 Scania H/M/T SERIES T82/112/142/16211981 2100 Volvo FH12/16`92-/FM 1998 2450 Volvo Conventional CAB 1997 1950 FNL/VNL 2000 Mercedes Atego/Axor 1998 2300 Mercedes Actros 1996 2500 Renault Mfgnum AE380/500 90 5900 Renault RVI Premium/Kerax 1996 2500 * оптовая, розничная + 300 руб. По данным компании «Автотрейд»Для того чтобы клиенту показать, как будет отремонтирован скол на стекле, специалисты СТОА «Мерседес-Бенц Север» используют специальный стендотремонтированный участок, никто не знает. Зачем сервисменам брать на себя дополнительный риск? Однако если есть предложение, то непременно найдутся и ситуации, когда им можно воспользоваться. Например, камень влетел в стекло перед самым техосмотром. Вот тот самый случай, когда, оплатив заделку кратера, перевозчик реально экономит на замене стекла: прошел техосмотр, и пусть стекло трещит по всем швам целый год работы, до следующего посещения пункта инструментального контроля (ПИК), а в случае претензии инспектора ГИБДД на трассе всегда можно «отмазаться»: «Командир, поверь, за пять километров до поста камень поймал!» Чтобы ремонт стекла прошел успешно, необходимо сразу после удара закрыть рану, чтобы в нее не проникли грязь и вода. Для этого годитсяскотч, а можно обойтись и пластырем из аптечки, приклеив им к стеклу кусок полиэтиленового пакета. Клеить просто пластырь нельзя, так как он имеет поры, чтобы кожа дышала. Если же этого не сделать, то кратер придется очищать от грязи, а попавшую в него воду выпаривать феном. Сам процесс ремонта скола и небольшой трещины выглядит просто. Сначала мастер очищает место повреждения от осколков стекла и грязи. Затем с помощью специального инжектора отка-чивает из скола воздух и заполняет его специальным полимером. Ремонтный состав в течение 10-15 минут полимеризуется под лучами ултрафиолетовой лампы. Остается отполировать отремонтированный участок и отдать машину клиенту. Увы, но знакопеременные нагрузки, передающиеся стеклу от неровностей российских дорог, а также перепады температуры могут свести все труды на нет. Даже качественно отремонтированный скол10. Работая с помощником, как двуручной пилой, срезаем стекло. 11. аккуратно проходим углы рамки стекла. 9 10 1112. Закрепляем на стекле ручки с вакуумными присосками и… 13. …аккуратно извлекаем стекло из проема.ЗАМЕНА СТЕКОЛ1213910ГЛАВНАЯ ТЕМА1112ГЛАВНАЯ ТЕМА13 РЕЙС 25ИЮЛЬ 2010 автомобили главная темаЭкспертЗАМЕНА СТЕКОЛ ХХХХХХХХХХХХХСЕРГЕЙ ГУСЕВ коммерческий директор компании ЗАО «Стеклолюкс» – Выбирая инструмент для вырезки стекол, мы опробовали массу ножей как с пневматическим, электрическим, так и ручным приводами, но в итоге остановились на самом простом и дешевом варианте – струнах. При этом замечу, что струной мы вырезаем стекла не только на грузовиках, автобусах и спецтехнике, но и на легковых автомобилях, приходящих на ремонт в наши сервисные центры. Главные преимущества струны – не только универсальность, низкая цена, но и возможность работать ей в ремонтных боксах, не имеющих пневмо- и даже электросети. Инструмент с электрическим и пневматическим приводом, на мой взгляд, хорош там, где на поток поставлена замена стекол нескольких моделей автомобилей, и сменные ножи (резаки) подобраны с учетом геометрии удаляемых стекол, особенностей их расположения в проеме (заглубленное или незаглубленное). Но это опять-таки больше относится к легковым автомобилям. Для работы мы приобретаем струны производства компании Teroson. Они, на мой взгляд, имеют оптимальное соотношение цены и качества. Что касается вида сечения рабочей нити, то на вопрос: «Что лучше – плетеные струны или квадратного сечения?» – я отвечу так: «Все зависит от предпочтения конкретного мастера». Добавлю, что квадратная нить ломается при заломах чаще плетеной. Что касается выбора клея и других расходных материалов, обезжиривателя и праймера, то раньше мы применяли материалы производства компании Dinitrol (Equalizer), а ныне используем составы фирмы Sika Tack. На наш взгляд, ее продукция обладает лучшим соотношением цены и качества.Все работы с лобовыми стеклами лучше проводить на специальных столах. При наличии сварочного аппарата аналогичный можно изготовить самостоятельноЛобовые стекла весьма тяжелые, и до полимеризации клея их фиксируютДля этого годятся подручные средства: струбцины и обрезки досокявляется концентратором напряжения. Следует учесть и тот факт, что ремонт необходимо провести как можно быстрее: трещина может прогрессировать очень быстро. И, наконец, не надейтесь,что лечение скола обойдется вам дешево. Так, за кратер диаметром 0,5 см с вас возьмут около 400 рублей, скол диаметром один сантиметр опустошит ваш кошелек уже на 700-800 рублей, ну а если повреждение сопоставимо с пятикопеечной монетой времен СССР, то готовьтесь отдать 2500 рублей. Помимо денег вы потеряете время: 40 минут-1 час потребуется для ремонта сколов диаметром 0,5-1 см и целых двачаса придется ожидать закрытия бычьего глаза – именно так ремонтники называют большие сколы. То есть уже не лишено смысла добавить денег и поменять стекло целиком!Работники ножа и топораВремена, когда для замены стекла требовалась отвертка, бельевая веревка и, пардон, кусок мыла, давно канули в лету. Раньше, чтобы выдавить стек-14-15-16. Используя специальный резак наподобие стамески, срезаем клей по всему периметру проема. ВНИМАНИЕ! срезать клей до краски нельзя! 17. Оставшийся слой клея по возможности должен иметь одинаковую толщину. Руками его трогать нельзя, так как на нем останутся отпечатки пальцев, что ухудшит адгезию нового клея. 18. Стекла лучше хранить в специальных деревянных ящиках с проставками из мягкого материала. 14 15ЗАМЕНА СТЕКОЛ1617114 26ГЛАВНАЯ ТЕМА1516ГЛАВНАЯ ТЕМА171РЕЙС ИЮЛЬ 2010 ХХХХХХХХХХХХХЭкспертДМИТРИЙ ГУЦ технический директор компании «Пульсар» – Наша компания представляет на российском рынке широкий спектр оборудования и расходных материалов для замены, защиты, ремонта и полировки автостекол ведущих мировых производителей. Поскольку рынок – динамично развивающаяся структура, и его игроки могут как сходить со сцены, так и выходить на нее, я могу дать оценку дел на сегодняшний день. В данный момент много компаний предлагают различные материалы для вырезания и вклейки стекол. Выбирая, какое оборудование приобрести, всегда стоит помнить о качестве получаемого результата. Наша компания отталкивается от мнения опытных мастеров, поэтому мы рекомендуем инструменты американских компаний Equalizer и Teroson. Опыт работы с грузовыми СТО показывает, что основной инструмент для вырезки стекол это струна. Ножи с электрическим и пневматическим приводами приобретают в основном мастерские, работающие с легковыми автомобилями. Объясняется это, прежде всего, тем, что электрический и пневматический ножи позволяют сохранить оригинальный молдинг стекла при минимальных трудозатратах. Очень часто недорогой альтернативы данному элементу попросту нет. Для коммерческого транспорта эта проблема не стоит так остро, так как, во-первых, в комплект к оригинальным стеклам прикладываются молдинги, а во-вторых, часто стекла вклеиваются и вовсе без них. В этом случае струна – самый экономически выгодный инструмент. По статистике продаж лидируют плетеные (витые) струны. На мой взгляд, они более привлекательны тем, что, в отличие от квадратных, не имеют острых граней, которые могут повредить лакокрасочное покрытие рамки стекла и элементы интерьера автомобиля. С другой стороны, квадратная струна острее и, значит, производительнее. Что касается предпочтений клиентов, покупающих инструмент с электрическим и пневматическим приводами, то последний пользуется большим спросом по причине того, что практически на каждой СТО есть мощный компрессор и пневматическая сеть. Теперь перейдем к клеям, активаторамочистителям и праймерам. Здесь выбор вдвое богаче, чем инструмента. Так, мы выделяем четыре наиболее известные торговые марки расходных материалов: Dinitrol, Teroson, DOW и Matequs. Лидерами продаж нашей компании являются составы Dinitrol и Teroson. Все вышеобозначенные герметики зарекомендовали себя как высококачественные расходные материалы в сочетании с приемлемой ценой. Основное различие между клеями – время их полимеризации, так, для стандартного состава оно составляет примерно два часа. Есть клеи, которые полимеризуются в течение тридцати минут. Каждые СТО и непосредственно мастера сами определяют, какими герметиками им удобнее и выгоднее работать, в том числе и в зависимости от температурных условий и места проведения ремонта. Хочу также обратить ваше внимание на то, что кроме вклейки стекла качественными герметиками необходимо не забывать и о технологии вклейки от производителя. Только хорошие материалы в связке с соблюдением технологии способны привести к наилучшему результату. Также очень важно отличать понятия времени полимеризации клея и времени готовности ТС к движению. Приведу пример: при вклейке стекла 30-минутным герметиком через полчаса фиксаторы стекла можно удалить, но это не значит, что ТС готово к движению. Производители рекомендуют после вклейки стекла отстаивать машину минимум пятьшесть часов, в идеале сутки. За 24 часа герметик обеспечивает максимальную прочность клеевого соединения стекло-металл. Если обстоятельства вынуждают перевозчика выйти в рейс спустя два часа после замены стекла, то необходимо сделать все, чтобы машина шла по ровной дороге, так как любой перекос кузова ведет к ослаблению клеевого соединения. Компания «Пульсар» рекомендует новые стекла в первую очередь защищать от всех возможных повреждений специально разработанной защитной пленкой ClearPlex. Стоит также обратить внимание, что вовремя «залеченная» трещина или скол могут избавить владельца автомобиля от затрат на замену стекла. Для этого мастерам СТО приходят на помощь профессиональные наборы для ремонта сколов и трещин, которые в широком ассортименте представлены нашей компанией.ло из проема, было достаточно накачанных икроножных мышц и хорошей опоры для спины. Вклеенные стекла выдавить практически невозможно, их необходимо вырезать. Чем? Продавцы инструмента предложат на выбор огромное количество всевозможных ножей, начиная от ручных, представляющих собой в простом варианте рукоять с остроотточенным как скальпель прямым лезвием для вырезки стекласнаружи, заканчивая приспособлениями в виде рукоятки с прикрепленным к ней Г-образным лезвием и закрепленным у самого ножа тросом с ручкой, за которую мастер тянет нож. Как правило, такой инструмент применяют для вырезки стекла изнутри. Инструменты с пневматическим или электрическим приводами предусматривают возможность замены лезвий. Их масса – от плоских с двустороннейзаточкой до лопатообразных. В зависимости от особенностей привода лезвия пневматические ножи могут совершать либо возвратно-поступательные движения, работая, по сути, как маленькая пила, либо раскачиваться наподобие маятника с определенной частотой. Напомним, что пневмоинструмент требует питания подготовленным воздухом, и для его работы компрессор должен обеспечи-19. Новое фирменное стекло идет в комплекте с резиновым уплотнителем, поэтому старый можно смело резать. 20. Поскольку стекло имеет приличный вес, необходимо использовать рукоятки-держатели с присосками большого диаметра. 21. Зафиксировав рукоятки на стекле, проверяем его посадку в проеме и… 22. …для упрощения установки наносим маркером метки на кузове и стекле 18 19 20ЗАМЕНА СТЕКОЛ 21221819ГЛАВНАЯ ТЕМА2021ГЛАВНАЯ ТЕМА22 РЕЙС 27ИЮЛЬ 2010 автомобили главная темаЭкспертВЛАДИМИР РАБИНКОВ коммерческий директор фирмы «Евробус» – Мы эксплуатируем автобусы Мерседес, МАН, Сетра, Неоплан и помимо этого на площадях собственной станции технического обслуживания ремонтируем автобусы европейских марок, в том числе аварийные, для сторонних заказчиков. Услуга по замене лобовых стекол весьма востребована. Стекла используем западноевропейского, турецкого и российского производства. Выбор зависит от конкретной ситуации и определяется тем, как срочно требуется ремонт, есть ли нужное стекло на складе или придется привозить под заказ, как долго планируется еще использовать автобус,ЗАМЕНА СТЕКОЛ ХХХХХХХХХХХХХкакими средствами располагает заказчик. Наилучший вариант – стекла производства компании Pilkington, заводы которой находятся в Финляндии. Они несколько дороже, но имеют неоспоримые достоинства: высококачественная заводская тонировка и шелкография и, как следствие, отличный внешний вид автобуса после ремонта. Турецкие стекла выглядят похуже, а российские совсем простенько, как оконное стекло. идеальная геометрия. Стекло четко встает в рамку. Не дает бликов. Водителю работать на автобусе с таким стеклом комфортно и безопасно.гораздо большая «ходимость». При ударе небольших камней на стекле образуется лишь маленький скол, но трещины не идут, чего не скажешь о российских стеклах, которые работают «до первого камушка». Поэтому на свои автобусы мы стараемся ставить стекла Pilkington и то же самое рекомендуем клиентам. Но такая возможность есть не всегда. Если нужного стекла у нас на складе нет, его доставят из Финляндии под заказ, но ждать придется 1-1,5 месяца. Да и не на все марки автобусов производит стекла фирма. Например, в программе нет нижних лобовых стекол для довольно распространенногоавтобуса Setra 216 HDS. В таких случаях обращаемся к отечественным производителям – «Стеклолюкс» или «МП Стрела». Хотя по качеству стекла похуже, но цены приемлемые, а главное, стекла или есть в наличии, или их довольно быстро изготовят. Про китайские стекла сказать ничего не могу. Мы их не используем. Что касается цены, приведу такой пример. Одна из самых распространенных в России моделей автобуса Setra 215 имеет лобовое стекло размером 2510х1585 мм. Стоимость у нас фирменного стекла Pilkington с тонировкой и шелкографией – 39 тыс. руб., аналогичные стекла турецкого производстваимеют цену на уровне 30 тыс. руб, а российские без тонировки – около 22 тыс. руб. Разница в цене весьма ощутимая. Однако если добавить стоимость подготовительных и монтажных работ (порядка 10 тыс. руб.) и убытки от простоя автобуса в течение минимум 2-3 дней (порядка 15 тыс. руб.), то общие затраты на решение проблемы в первом случае составят около 64 тыс. руб., а в последнем – около 47 тыс. руб. В процентном соотношении уже не так много. А если учесть, что фирменное стекло может проработать в несколько раз дольше, автобус будет более безопасным и выглядеть красивее – сразу вспоминается известная пословица про скупого.Фирменный набор для вклейки стекол от компании Mercedes-BenzПистолет с электроприводом позволяет точно дозировать подачу клеявать подачу воздуха на выходе минимум 300-350 литров в минуту. Поэтому если такого компрессора у вас нет, то стоит обратить внимание на ножи с электроприводом. Электроинструмент хорош тем, что частоту движения лезвия ножа можно регулировать в широком диапазоне скоростей. Рассматривать серьезно инструмент с питанием от встраиваемых аккумуляторных батарей смысла нет. Во-первых, они не дешевы, во-вторых, аккумулятор может разрядиться, не дав вам доделать работу до конца, и, в-третьих, запасные аккумуляторы достаточно дороги. Это вам не в телефоне батарейку заменить. Самым проверенным, автономным и безотказным инструментом, не требующим заточки ножей и их замены, подзарядки аккумуляторов и наличияпневмосети или розетки, являются струны. Естественно, не гитарные или рояльные, хотя при необходимости вполне сгодятся и эти. Для вырезки стекол применяются специальные витые или граненые (квадратного сечения) струны. Именно они главная режущая сила в руках мастеров грузового цеха. Вопреки заверениям продавцов инструмента (мол, резать струной долго и утомительно), на моих глазах пара мастеров фирменной станции «Мерседес-Бенц Север» вырезали стекло седельного тягача за считанные минуты. Срезание стекла струной напоминает работу двуручной пилой. Один мастер тянет стальную нить снаружи, а другой внутри кабины. Срез получается достаточно ровным. Кстати, для того чтобы протолкнуть струну сквозь22. Снимаем стекло и кладем его на монтажный стол. 23. Из набора берем салфетку с обезжиривателем и тюбик с праймером. 23 24ЗАМЕНА СТЕКОЛ25. Обезжириваем салфеткой окантовку стекла и рамку. 26. Cпециальной губкой на конце тюбика Наносим праймер. 25 26223 28ГЛАВНАЯ ТЕМА2425ГЛАВНАЯ ТЕМА262РЕЙС ИЮЛЬ 2010 ХХХХХХХХХХХХХЦена инструментов и расходников Инструмент и расходный материал Цена, р. Струна витая (50 м.) Equalizer 655,17 Струна витая (22 м.) Equalizer 405,15 Струна квадратная (22 м.) Equalizer 415,15 Струна квадратная (50 м.) Equalizer 665,17 Струна для срезки стекол квадратная 2375,38 (50 м.) Teroson Струна для срезки стекол плетеная 1515,82 (22,5 м.) Teroson Струна витая (44 м.) MQS 699,97 Струна квадратная (44 м.) MQS 719,15 Пневматический нож Express для вырезания 24 150 стекла изнутри Egualizer Пневматический нож Excalibur для удаления 20 462,8 стекла изнутри, набор Deluxe, Equalizer Комплект ножа повышенной мощности для удаления стекла снаружи с несколькими 17 800,2 ножами Equalizer Электрический нож StingRay для вырезания стекла изнутри, расширенный набор Equalizer 30 650,6 Клей-герметик 500 Картридж (310 мл.) Dinitrol 323,91 Клей-герметик 501 FC Картридж 362,47 (310 мл.) Dinitrol Клей-герметик 9000 HM-LC Картридж 416,02 (310 мл.) Dinitrol Клей-герметик 501 FC Туба из фольги 566,41 (600 мл.) Dinitrol Клей-герметик 9000 HM-LC (600 мл.) Dinitrol 832,48 Клей-герметик F 500 (600 мл.) Dinitrol 530,42 Очиститель 520 (250 мл.) Dinitrol 488 Праймер грунтовка 530 (250 мл.) Dinitrol 775,49 Моющее средство 582 (1 л.) Dinitrol 445,16 Клей-герметик 8590 Картридж 412,92 (310 мл.) Teroson Клей-герметик 8596 Картридж 449,92 (310 мл.) Teroson Клей-герметик 8597 Картридж 478,42 (310 мл.) Teroson Клей-герметик 8599 Картридж 484,12 (310 мл.) Teroson Праймер для стекла 8517 H (100 мл.) Terozon 1191,77 Очиститель для вклейки стекол (1 л.) Terozon 771,08 Стол для стекла 28" Equalizer 3615,11 Ручка с вакуумными присосками, 4782,68 грузоподъемность до 45кг, 2шт. Equalizer Пневматический пистолет 6239,64 для картриджей Winchester Equalizer Пневматический пистолет 8270,4 для колбас Wilton Equalizer Аккумуляторный постолет 11 075,68 для калбас/картриджей Equalizer Набор для ремонта сколов и трещин 41 194,1 «Пульсар 434» Большой набор для ремонта стекол 42 000 Velocity Equalizer По данным компании ООО «Пульсар»Соблюсти соосность отверстия в стекле и кузове помогут пластиковые «грибки»Пластинка определенной толщины задаст зазор между стеклом и кузовомПрижать приклеенное стекло можно уголком и струбцинойСамый простой и распространенный способ фиксации стекол – скотчемслой клея, в арсенале стекольщика имеются специальные шила. Есть плоские с отверстием на острие. Есть трубчатые – проколов клей, через шило заводят струну. Однако клей можно проткнуть и самой струной, держа ее поближе к концу плоскогубцами. В качестве держателей струны можно использовать либо специальные рукоятки, либо… накидные гаечные ключи, которые всегда есть под рукой слесаря. Бывает, что для удаления стекла используют болгарку. С одной стороны, если стекло идет на выброс, его не жалко, а с другой, как убрать стеклянную крошку из салона автобуса или кабины грузовика? Мелкие иголочки мгновенно впиваются в обшивку, подушку сиденья, и собрать их даже мощным пылесосом – задача архисложная.Какие стекла лучше?В отличие от легковых автомобилей, выбор стекол для коммерческих не столь велик. Чаще всего предлагается продукция финской компании Pilkington, французской Sekurit, российских марок «Стеклолюкс» и «МП Стрела», китайской XYG, присутствуют на рынке и польские производители. Большинство мастеров предпочитают работать с финскими и французскими стеклами, они имеют хорошую геометрию и без проблем встают в проем. Нет к ним претензий и по толщине стекла, прочностным характеристикам. Однако российские, турецкие и польские стекольщики также выпускают довольно приличный продукт. Что касается китайцев, то отношение27. Надеваем на стекло резиновый уплотнитель. 28-29. Начинать работу лучше с углов, чтобы резина ровно легла по радиусам. 30. Для проверки плотности прилегания уплотнителя слегка обстукиваем его снаружи ладонью. 31. Наносим на место приклеивания праймер. 27 28 29ЗАМЕНА СТЕКОЛ30312728ГЛАВНАЯ ТЕМА2930ГЛАВНАЯ ТЕМА31 РЕЙС 29ИЮЛЬ 2010 автомобили главная темаЭкспертАНДРЕЙ КОВЕРЧЕНКО управляющий автосервиса ООО «Скания Сервис» – Для вырезки стекол, в том числе лобовых, на автобусах и грузовых автомобилях мы пользуемся проверенным временем и самым простым инструментом – струной. Причем как квадратного сечения, так и плетеной. Первые, как показывает практика, режут эффективнее, зато вторые более долговечны. Никаких ножей с электрическим или пневматическим приводом не используем, хотя и этот инструмент имеется в наличии. На машинах мы меняем стекло на новое, даже еслиЗАМЕНА СТЕКОЛ ХХХХХХХХХХХХХсоставов. Естественно, клеи различаются между собой и прочностными характеристиками, однако если бы «простые» составы не давали требуемой прочности соединения, их запретили бы к применению, а перевозчики, оставшиеся вдруг на ходу без лобового стекла, затаскали бы сервисменов по судам. Но ведь этого не происходит, а значит, не стоит платить лишние деньги. Что касается времени полимеризации, то поскольку российские условия эксплуатации являются жесткими, отдайте машину на замену стекла вечером, а утром отправляйте ее в рейс. За 5-6 часов клей гарантированно наберет силу.1 Для хорошей адгезии клея к рамке стекла удалите с нее ржавчину. Обезжирить склеиваемые поверхности необходимо только специальным составом (входит в комплект поставки клея, часто в виде смоченной салфетки). Растворителями не пользуйтесь! Тщательно грунтуйте склеиваемые поверхности специальным составом – праймером. Он не только улучшает адгезию, но и защищает клей от воздействия ультрафиолетового излучения. Строго соблюдайте порядок работы с клеем, в том числе учитывайте температурный режим нанесения состава и влажность в помещении. Все компоненты клеящей системы должны быть одного производителя. Если у стекол машины оригинальные молдинги, которые невозможно заменить универсальными, то больше шансов их сохранить при вырезке стекла дают ножи с пневмо- и электроприводом. Для вырезания лобового стекла автобуса и грузовика достаточно струны и шила. Лучшее стекло это то, что имеется в наличии.кратеры и «пауки», образовавшиеся от удара камней, еще не пустили трещины. При этом замечу, что технологии, которые позволяют ремонтировать сколы и небольшие трещины, нам знакомы. Однако их мы не применяем, так как косметический ремонт не всегда оправдан с экономической точки зрения, и неизвестно, как заделка трещины отразится на безопасности. Поясню. В месте ремонта стекло может иметь коэффициент преломления лучей, отличный от целого участка. В определенных условиях, например, при движении в сумерках, это ухудшает обзор и нагружает зрение водителя.Мало того, как поведет себя стекло на отремонтированном участке при аварии, неизвестно. Так зачем рисковать! По этой же причине мы не используем стекол сторонних производителей, которые могут иметь отличную от оригинала геометрию – отличаться толщиной, прочностью. Поскольку мы отвечаем за установленные в процессе ремонта запчасти, то монтируем исключительно стекла с маркировкой Scania, которые получаем из Швеции. Если клиент приезжает к нам со своим стеклом, иного производителя, мы откажем ему в установке. Подчеркну еще раз – вклеиваемое стекло придаеткабине грузовика или кузову автобуса дополнительную жесткость, поэтому оно должно иметь идеальную геометрию и прочность. Это обеспечивают оригинальные детали. На фирменных СТО Scania применятся клей Teroson. Замена лобового стекла грузовика Scania P-RT-серии обойдется в 25 800 руб. с НДС. При этом стоимость самого стекла составит 15 360 руб. Несмотря на то, что замена стекла длится максимум три часа, а современный клей полимеризуется за считанные минуты, я рекомендую клиентам не эксплуатировать машину после замены стекла пять-шесть часов.23к ним скорее предвзятое. В поднебесной умеют делать стекла правильной геометрии и необходимой прочности, но признание не приходит в один день. Для этого должно пройти некоторое время. Ведь в сторону китайских автобусов и самосвалов первое время смотрели косо, пока не поняли, что на них также можно работать и зарабатывать деньги. Главный козырь китайского стекла его цена, которая в полтора, а то и в два раза ниже, чем у конкурентов. На вопрос: «Какое стекло купить?» – ответ будет таким: «То, с которым работает мастерская». Согласитесь, что простой техники стоит дорого, а по-сему часто у перевозчика просто нет выбора. Это как с родственниками – роднее тот, кто живет рядом.4У кого хватка крепче?Итак, стекло вырезано, новое куплено, осталось его установить. Для вклейки применяются особые полиуретановые клеи. Главное их отличие – время полимеризации, то есть время, когда можно выпустить машину на линии. Время простоя, не считая того, которое требуется на замену стекла, может составлять два часа при использовании стандартных клеев либо 20 минут при применении быстродействующих5 67 832. тюбики клея соединяем через пластиковый смеситель и устанавливаем в электрический выдавливатель. 33. равномерно наносим клей по всему периметру стекла. 34. в месте замыкания Накладываем клей перехлестом. 35. вставляем стекло, ориентируясь по нанесенным заранее меткам. 32 33ЗАМЕНА СТЕКОЛ34353632 30ГЛАВНАЯ ТЕМА3334ГЛАВНАЯ ТЕМА3536РЕЙС ИЮЛЬ 2010