50
51
52
53
54
55
автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОКАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»ISUZU NQR75ПЯпонское качество и привлекательная цена – что еще нужно грузовику, чтобы его активно покупали даже во время кризиса.ятитонник NQR75 – самый популярный в России грузовик Isuzu. Из 856 новых автомобилей этой марки, зарегистрированных в России за первые пять месяцев 2010 года, 710 – машины N-серии. Всего в Российском автопарке свыше семи тысяч среднетоннажников Isuzu, проданных только официальными дилерами, что намного больше, чем грузовиков такого же тоннажа других марок. Реальная популярность этой машины гораздо выше, ведь за экспортным обозначением Isuzu NQR стоит Isuzu Elf – под этим именем в Японии с 1959 года выпускают обширное семейство легких грузовиков для внутреннего рынка полной массой до 8 тонн. Его тиражи, включая экспорт, – порядка 150 тысяч единиц в год. Немало таких автомобилей бегают и по дорогам России – как50 РЕЙС АВГУСТ 2010с правым рулем, изготовленным для внутреннего рынка, так и пригнанные из «леворульных» стран экземпляры N-серии. Кроме того, грузовики Mazda Titan и Nissan Atlas последних лет выпуска, также предлагаемые вторичным рынком не только на нашем Дальнем Востоке, но и отчасти в других регионах – тот же самый Elf, только с эмблемами земляков-конкурентов, которым компания Isuzu любезно сдает свою продукцию на реализацию. Российским владельцам японских пятитонок такая широчайшая унификация по запчастям существенно облегчает жизнь, тем более что подавляющее большинство из них, включая покупателей новых машин, – небольшие организации или мелкие предприниматели с небольшим автопарком. В последнее время неуклонно растетдоля Isuzu NQR российской сборки – компания «Северстальавто-Исузу», принадлежащая ОАО «Соллерс», выпускает их с 2006 года. До кризиса сборка из японских комплектующих была налажена в Ульяновске, а с 2008 года машины сходят с конвейера в Елабуге (Татарстан). Экономия на таможенных сборах благоприятно отражается на ценах, составляющих порядка 1,2 млн рублей за новый автомобиль-шасси. Как следствие, подержанный двухлетний Isuzu с промтоварным фургоном стоит в пределах 900 тыс. рублей. То есть пятитонник NQR обходится дешевле малотоннажников европейских марок при сопоставимых характеристиках. По нашим сведениям, практически 80% Isuzu российской сборки продается в Москве и московском регионе, а также в Питере. На вторичном рынке интерес представляет модель предпоследнего, пятого поколения, появившаяся в Японии еще в 1993 году и до сих пор собираемая в России, Турции, Таиланде, Узбекистане и на Украине. На прочих сборочных заводах фирмы в Португалии, Италии, Ирландии, Филиппинах и др. уже давно выпускают ISUZU NQR75модель N-серии 6-го поколения (NMR или N50), то есть Elf образца 2005 года. Большая часть эксплуатируемых в России Isuzu NQR оборудована промтоварными фургонами, несколько меньше доля бортовых тентованных кузовов и изотермических фургонов. Не составит проблемы найти на рынке машину и с краном-манипулятором, правда, такое спецоборудование удваивает цену автомобиля. Весьма популярно шасси Isuzu NQR у изготовителей автоэвакуаторов. – минимум, никаких модных ныне двухмассовых маховиков, зубчатых ремней ГРМ… Что многих только обрадует. Разве что барабанный «ручник» на выходном валу КП покажется архаизмом даже законченному ретрограду. В сравнении со среднетоннажниками европейских фирм, переживших множество модернизаций и становящихся с каждым годом все сложнее и дороже в ремонте, Isuzu NQR75, к удовольствию своих поклонников, прост, как гэта (японская обувь, сбитая из трех деревянных досочек). До 2008 года на машины российской сборки ставили четырехцилиндровый 4,6-литровый 121-сильный дизель модели 4HG1, с которым грузовик носил имя Isuzu NQR71. Последующая смена названия на NQR75 означала применение другого двигателя – 4HK1 рабочим объемом 5,2 литра, мощностью 150 л. с. С таким же шестеренчатым приводом расположенного в головке блока распредвала, самым надежным из всех существующих. Ощущение «вечности» подкрепляют «сухие» гильзы цилиндров, запрессованные в чугунный блок. Если вдруг покажется мало заявленного заводом ресурса двигателя2МодификацииВажнейшее достоинство Isuzu NQR в глазах российского потенциального покупателя – редкая ныне простота конструкции. Беглый осмотр NQR – словно путешествие в 50-60 годы минувшего века, когда японские инженеры, не стесняясь, срисовывали свои машины с американских моделей. Многие проверенные временем решения остались неизменными и на Isuzu NQR: клепаная лестничная рама, неразрезные балки мостов с рессорной подвеской, барабанные тормоза всех колес, пусть даже и с ручной подводкой колодок эксцентриками. Нет здесь никакой пневматики, электроники1Завод в Елабуге выпускает Isuzu NQR только в виде голого шасси......и к номеру на JAA, набитому на раму в Японии, добавляет свой VIN...345...а кузова, и тем более краныманипуляторы ставят третьи фирмы...1. Бортовой автомобиль 2. Кран-манипулятор3. Эвакуатор 4. Промтоварный фургон5. Изотермический фургон...в то время как на других заводах Isuzu выпускают новый пятитонникАВГУСТ 2010 РЕЙС 51 автомобилиВТОРИЧНЫЙ РЫНОККомплектации Isuzu NQR75 российской сборки Описание Детализация Модификация комплектации регулируемая рулевая колонка, ABS, противотуманные фары, задний противотуманный Базовая NQR75P -001 комплектация фонарь, люк в крыше, топливный фильтр с подогревом и сеператором воды, горный тормоз, защитный кожух двигателя за кабиной регулируемая рулевая колонка, ABS, противотуманные фары, задний противотуманный фонарь, люк в крыше, топливный фильтр с подогревом и сеператором воды, горный Улучшенная NQR75P -002 комплектация тормоз, защитный кожух двигателя за кабиной + электростеклоподъемники, откидывающееся пассажирское сиденье, аудиоподготовка Удлиненная регулируемая рулевая колонка, ABS, противотуманные фары, задний противотуманный фонарь, люк в крыше, топливный фильтр с подогревом и сеператором воды, горный NQR75R -001 базовая тормоз, защитный кожух двигателя за кабиной комплектация регулируемая рулевая колонка, ABS, противотуманные фары, задний противотуманный Улучшенная фонарь, люк в крыше, топливный фильтр с подогревом и сеператором воды, горный NQR75R -002 удлиненная тормоз, защитный кожух двигателя за кабиной + электростеклоподъемники, откидываюкомплектация щееся пассажирское сиденье, аудиоподготовкаОднодисковое сцепление и 5-ступенчатая МКП: просто и надежноРазмеры Модель NQR75P А, мм 3815 В, мм 6610NQR75R 4175 7320Блок клапанов и электронику тормозной системы поставляет фирма DensoБатареи установлены на раме снаружи и зимой быстро обрастают грязьюНа груженой машине подрессорник упирается в резиновую подушкуНа картере коробки передач закреплены КОМ и гидронасосв 1 миллион км, то потенциальная возможность неограниченного числа замен гильз и поршней будет греть душу российским перевозчикам. Однако когда дело касается топливной экономичности и экологии, то традиции и элементарность конструкции отходят на второй план. Поэтому у мотора четыре клапана на цилиндр, электронноуправляемая топливная система Common Rail от именитой фирмы Denso, турбокомпрессор с изменяемой геометрией, а выхлоп соответствует нормам Евро-3. На машинах нероссийской сборки, особенно праворульных чистокровных «японцах», список ультрасовременных наворотов может быть существенно расширен,что порой заставляет владельцев тосковать о временах, когда на Isuzu Elf ставили простой рядный ТНВД. Коробка передач российских версий NQR75 – всегда механическая 5-ступенчатая с управлением двумя гибкими тросами. «Убить» ее если и можно, то только задавшись такой целью. На праворульных машинах встречаются «роботы» и даже гидромеханические «автоматы» – в этих случаях педаль сцепления отсутствует. Ведущий мост – с одноступенчатым гипоидным редуктором заднего моста, случаев необходимости залезать в него механики фирменного сервиса припомнить не смогли. Даже сальник фланца хвостовика, сделанный из легендарнойПримеры предложений Isuzu NQR75 на вторичном рынке России Год выпуска Тип кузова, надстройки Заявленный пробег, км Цена, рублей 2007 Бортовой 40 000 940 000 2008 Бортовой с тентом 20 000 1 000 000 2008 Бортовой с тентом 60 000 950 000 2008 Бортовой с краном-манипулятором 60 000 1 550 000 2008 Бортовой с тентом 60 000 850 00052 РЕЙС АВГУСТ 2010японской резины, ходит почти вечно. Ложкой дегтя на этом празднике надежности оказались футорки крепления двускатных задних колес – увы, по непонятной причине японцы пока не внедрили куда более практичное, безопасное и стойкое к коррозии крепление по стандарту ISO – с плоскими гайками и центровкой по буртику ступицы. Кстати, сами колеса посадочного диаметра под шины 17,5 дюйма, стандартного для большинства зарубежных среднетоннажников, но изредка на рынке встречаются NQR c 16-дюймовыми колесами. В подвесках – 6-листовые рессоры, в задней к ним добавлены вступающие в работу при загрузке 5-листовые подрессорники. Тормоза гидравлические, а усилитель довольно экзотический – не вакуумный и не пневматический. Он выполнен в одном блоке с приводимым ремнем от двигателя гидроусилителем руля. Подобная схема встречается еще только на легковых ISUZU NQR75МнениеАЛЕКСАНДР БОЯКОВ технический директор компании DM-Isuzu – Относительная простота конструкции грузовиков Isuzu серии NQR и большой запас прочности узлов этого автомобиля провоцируют многих владельцев отказаться от услуг дилерского техцентра после окончания заводской гарантии. Однако наличие у продавца сервисной книжки с отметками о прохождении ТО – несомненное преимущество такой машины перед прочими, обслуживающимися неизвестно где и неизвестно как. Иногда к нам в ремонт попадают экземпляры с серьезными проблемами, возникшими от неквалифицированного вторжения горемастеров и применения неоригинальных деталей. Например, нередки случаи установки не подходящих по параметрам топливных фильтров или даже форсунок от двигателей иных моделей и производителей. Что вполне объясняется нежеланием хозяина тратиться на довольно дорогостоящие оригинальные запчасти, но неизбежно влечет нарушение работы двигателя, неустранимое никакими регулировками до замены «левых» деталей на предписанные заводом. Вот почему настоятельно рекомендую провести на приглянувшемся автомобиле компьютерную диагностику – потратив 3500 рублей до покупки машины, вы можете избежать куда более весомых затрат после оной. Ведь двигатель – один из немногих агрегатов Isuzu NQR75, которые за кажущейся простотой и имиджем неубиваемого японского изделия могут преподнести покупателю неприятный сюрприз. Преждевременный капремонт этого мотора-«миллионника» маловероятен, но существенно сократить срок службы отдельных узлов, в частности, топливной аппаратуры, и переложить бремя расходов на покупателя первый владелец машины вполне может. А диагностика в авторизованном сервисе неминуемо выявит забитый топливный фильтр, «льющую» форсунку, разницу в компрессии по цилиндрам, недостаточное давление турбокомпрессора и многое другое. Отдельная история – экземпляры нероссийской сборки, в том числе и пригнанные с Дальнего Востока праворульные машины. Купив такую на вторичном рынке (естественно, без каких-либо книжек-инструкций), хозяин в большинстве случаев не имеет понятия о правилах эксплуатации умной японской техники. Например, мало кто знает про систему DPD – на Isuzu NQR российской сборки ее не ставят. И что после загорания соответствующего индикатора на щитке приборов двигаться дальше нельзя – надо остановиться и провести процедуру регенерации сажевого фильтра, нажав соответствующую кнопку. То есть постоять 20 - 40 минут, выжигая углерод из выпускного тракта. Если этого не сделать, двигатель вскоре перейдет в аварийный режим работы, и без подключения к компьютеру на фирменном сервисе уже не обойтись. То есть вместо автоматической (и бесплатной!) очистки сажевого фильтра «без отрыва от производства» незадачливому водителю приходится отменять рейс и ехать малым ходом в ремонт.Барабанный трансмиссионный «ручник» – привет из прошлого векаУ Isuzu возрастом до двух лет откидная кабина снабжена кожухом двигателяШкворни на наших дорогах служат 100-200 тыс. км. Если шприцевать...Тепловые зазоры клапанов регулируют болтами с контргайкамиШестерни привода ГРМ переживут пару капремонтов двигателяавтомобилях Citroёn. Блок клапанов и электроника АБС тоже от фирмы Denso – увы, это второе наряду с системой питания двигателя серьезное усложнение конструкции японского среднетоннажника, идеологически отдаляющее его от американских предков. В помощь не самым эффективным на длинных спусках барабанным тормозам предусмотрен простейший «горный тормоз» – заслонка, перекрывающая выпускной тракт двигателя.В переднем и заднем тормозах одинаковые взаимозаменяемые колодкиВ обозначении NQR буквой N зашифрована серия мало- и среднетоннажных грузовиков полной массой 3,1-8,0 т, Q – индекс полной массы 7,5 тонны, R – колесная формула 4х2. Далее идет двузначное число – код установленного двигателя. Например, 75 означает 5,2-литровый мотор модели 4HK1, а 71 – 4,6-литровый 4HG1. После кода двигателя – буквы P или R, означающие соответственно короткую (3815 мм) и длинную (4115 мм) базы машины. В конце маркировки может стоять код комплектации. На машинах российской сборки – целых три VINномера. Первый, расположенный на правом лонжероне рамы под кабиной, наносят в Японии, и, как положено, он начинается на JAA. Второй начинается на Z7X – его набивают на том же лонжероне, но ближе к заднему мосту на сборочном заводе в Елабуге. И, наконец, третий номер ставит на своем кузове или фургоне предприятие-надстройщик.АВГУСТ 2010РЕЙС53 автомобилиМнениеВТОРИЧНЫЙ РЫНОКТехнические характеристики Параметр/модификация Размеры Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Колесная база, мм Колея передних колес, мм задних колес, мм Полная масса, кг Снаряженная масса шасси, кг Грузоподъемность шасси, кг Модель двигателя Рабочий объем, л Мощность, л.с. при (об/мин) Крутящий момент Н.м при (об/мин) Задние колеса Посадочный диаметр шин, (дюймы) Радиус разворота, м Коробка передач Тормоза Емкость топливного бака, л Число мест в кабине Заслонка «горного тормоза» оснащена ваккуумным приводом Допустимые нагрузки на оси, кг NQR75P 6610 1995 2300 3815 1680 1650 7500 2460 5040 NQR75R 7320 1995 2300 4175 1680 1650 7500 2480 5020МИХАИЛ ЕГОРОВ директор по региональному развитию компании «ДЛ-Tранс», Москва – Первую партию среднетоннажников NQR75 мы приобрели в 2009 году. На сегодняшний день у нас в парке 30 автомобилей этой модели на шасси как с короткой, так и с длинной базой и промтоварными фургонами. Выбор марки Isuzu был продиктован в основном привлекательной ценой – пятитонники прочих авторитетных фирм существенно дороже. За год большая часть машин пробежала свыше 80 тыс. км по Москве и загородным трассам. Несмотря на довольно интенсивный режим работы, состояние техники более чем удовлетворительное – эксплуатационные расходы, как правило, включают лишь затраты на ГСМ и плановое ТО. Среди исключений – единичные случаи раннего (при пробеге около 20 тыс. км) износа ведомого диска сцепления – большей частью по вине водителя. Сюда же можно отнести и расходы на ремонт кабины после ДТП. Кстати, одним из немногих недостатков автомобилей Isuzu можно назвать длительные, до трех месяцев,сроки ожидания поставок запчастей, необходимых для устранения последствий аварий. Техника простаивает, не принося прибыли. Еще один повод для критики – ускоренный односторонний износ шины переднего левого колеса. Несмотря на тщательную регулировку схождения, внутреннюю часть протектора почти на всех машинах «подъедает». В остальном NQR75 показал себя беспроблемным автомобилем: двигатели в целом и их топливная аппаратура в частности ни разу не потребовали даже мелкого ремонта, узлы трансмиссии, подвески и ходовой части также не вызывают нареканий.Фильтр-сепаратор воды – штатное оборудование пятитонника Isusu NQR4HK1 5,2 150(2600) 404 (1500) двускатные 17,5 7,60 8,05 5-ступенчатая механическая гидравлические 100 3 передняя 3100, задняя 6600По темным пятнам на вилках видно, что крестовину недавно шприцевали......как и шлицевое соединение. Видимо, соблюдали интервал в 10 000 кмВот этот последний VIN – самый главный, его заносят не в «особые отметки», а в соответствующую графу ПТС. Иногда на нашем вторичном рынке может промелькнуть Isuzu NQR украинской сборки с VIN-номером на Y7B. На праворульных машинах вместо 17-значного «вина» – принятый в Японии 11-значный номер, повторяющий обозначение модели.Где купитьОрганизованного рынка подержанных автомобилей Isuzu NQR в России пока нет, а благодаря хорошему спросу на грузовики серии NQR с пробегом, никто и не пытается заманить владельцев сдавать их по программе трейд-ин. Следовательно, искать секонд-хенд в салонах официальных дилеров Isuzu бесполезно: они предлагают только новые машины. Традиционно безотказный способ приобретения автомобиля любой зарубежной марки – самостоятельный шоп-тур в Европу – в данном случае неприменим, поскольку на тамошнем вторичном рынке Isuzu NQR пятого поколения в хорошем состоянии практически нет. Там уже давно в ходу пятитонник Isuzu N75 – последняя модель образца 2005 года. Это совершенно другой автомобиль с более короткой базой, форсированным до 190 л. с. мотором, с более современнойкабиной, дисковыми тормозами передних колес и прочими, обязательными для европейского рынка атрибутами. Да и цены на Isusu в Европе существенно выше, чем в России. Таким образом, остается единственный путь поиска подержанного NQR – объявления в Интернете от наших, российских владельцев. Машины предлагают в основном свежие, в хорошем состоянии, а за двухлетку с остаточным ресурсом почти как у новой машины просят на 15- 20 % меньше, чем дилеры за такой же автомобиль без пробега (см. таблицу).Смотри в обаЕсли машина понравилась заочно – едем смотреть ее вживую и желательно с опытным помощником. Обнаруженные дефекты – повод для торга с продавцом. Выявленный при осмотре серьезный недостаток – прямой резонТормоза с гидроприводом. Никаких пневмокамер – только тонкие трубки54 РЕЙС АВГУСТ 2010 ISUZU NQR75Признаки ремонта1. Разница в цветеЦены на запасные части* Наименование Фильтр воздушный (элемент) Фильтр масляный Фильтр топливный тонкой очистки Поршневые кольца (комплект на поршень) Поршень с кольцами Прокладка ГБЦ Головка блока цилиндров в сборе Комплект вкладышей шатунных Комплект вкладышей коренных Форсунка Топливный насос «Коммон Рейл» Водяной насос Клапан впускной Клапан выпускной Полный комплект прокладок двигателя Глушитель Стартер Термостат Корзина сцепления Ведомый диск сцепления Маховик Выжимной подшипник сцепления Тормозной барабан Тормозные колодки (комплект на два колеса) Рессора задняя Подшипники передней ступицы (комплект на одно колесо) Подшипник задней ступицы (комплект на одно колесо) Насос гидроусилителя руля Рулевой механизм в сборе Амортизатор передний Стекло ветровое Фара в сборе Коробка передач в сборе Фонарь задний * оригинальные Цена, руб. с НДС 2845 1297 1980 2340 12 121 4768 114 200 1600 2397 21 500 114 880 13 184 2143 2683 27 950 13 794 49 080 1564 22 330 17 090 36 800 7340 14 090 19 353 63 700 3716 6195 111 740 85 920 4175 32 240 10 280 215 000 4350пластмассовых деталей2. Шпатлевка под слоем эмали 3. Переходы между свежими истарыми слоями эмали3 2 1 44. Трещины, горбы, морщины 5. Разница измеренийпо бортам (искривление рамы)5Поддомкратим колесо и покачаем длинной монтажкой – люфт в шкворневом соединении сразу почувствуетсяОригинальный масляный фильтр 8-93037481-0Оригинальный ремень генератора 8-97180199-1Оригинальный топливный фильтр 8-98037481-0Комплект оригинальных тормозных колодок 5-87832045-0отказаться от покупки. Начинаем с кабины. Замеченные переходы в цвете и блеске окрашенных поверхностей говорят о незаводской покраске – значит,Нормативы на замену деталей* Позиция Подшипник задней ступицы Подшипник передней ступицы Замена ГУР Тормозные колодки передние (на два колеса) Тормозные колодки задние (на два колеса) Сцепление в сборе Стартер Радиатор Генератор Форсунка Ремень поликлиновой генератора Синхронизаторы КП Капремонт двигателя * в техцентре официального дилера, стоимость нормо-часа 1100 рублей Норматив, нормо-час 2,4 2,4 3,5 3,0 3,0 6,0 1,2 2,4 1,5 1,5 0,5 19,0 42,0ищем следы аварии. Магнитик, завернутый в платок, поможет обнаружить слой шпаклевки, но есть и другие более современные приборы, определяющие толщину лакокрасочного покрытия. Грубый сварной шов под уплотнителями дверей – признак имевшего место ремонта кабины. А вдруг при ДТП пострадала рама? Если груженая машина опрокинулась – раму почти наверняка «повело». Трещины, горбы и морщины на лонжеронах, нештатная сварка, сияющий новым цинком крепеж – все это следы серьезного ремонта рамы, после которого о былой прочности и геометрии говорить не приходится. Проверить раму можно и рулеткой (см. рис.). Разница в базе по левому и правому бортам свыше 10 мм недопустима. Обнаруженный люфт в шкворневом узле переднего моста, конечно, можно устранить после покупки, но деньги на ремкомплект и за работу хорошобы взять с продавца. Для этого в его присутствии надо поддомкратить мост и вывесить колесо. Ваш помощник сядет за руль и придавит тормоза, пока вы качаете колесо монтажкой (см. рис.) – так дифференцируют люфт в подшипниках ступиц. Щелчок при трогании с места выявит люфт крестовины карданного вала – тоже денежки. Прогрев мотор, посмотрите на выхлоп. Белесый дымок намекает на негерметичность форсунки, а сизый, то есть масляный, говорит о возможном износе поршневой группы. Обязательно осмотрите поперечную рулевую тягу – ее нередко гнут на плохих дорогах, скользя балкой переднего моста по кочкам, как на лыжах. Но балку-то не погнешь – в ней запас прочности с избытком, а вот тяга вес машины не выдерживает.ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНААВГУСТ 2010 РЕЙС 55