8
10
12
экономикаВ КУРСЕ СОБЫТИЙВОТ И НАСТУПИЛ СЕНТЯБРЬВ сентябре исполняется год с момента опубликования проекта технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720. Тем самым техрегламент вступает в действие в исправленном и дополненном видеСерьезная задачаПри обсуждении проекта постановления о внесении изменений в техрегламент в адрес его разработчика ФГУП «НАМИ» поступило почти 250 замечаний по его содержанию. Часть замечаний была принята, часть отклонена. В состав экспертной комиссии, утвержденной приказом Минпромторга России, вошли руководители и ведущие сотрудники профильных ВУЗов Москвы, научноисследовательских институтов, в том числе НИИ МВД и Минобороны России, Ассоциации автомобильных инженеров, некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России», Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов, Российского союза промышленников и предпринимателей. Техрегламент и предлагаемые изменения обсуждались на совещаниях с участием представителей предприятий российского автопрома и импортеров продукции автомобилестроения. Был проведен анализ соответствия техрегламента законодательным и иным нормативным правовым актам в сфере технического регулирования, интересам национальной экономики, развитию материальнотехнической базы, уровню научно-технического раз-Подробный анализ основных параграфов техрегламента был напечатан в «Рейсе» (см. «Рейс» №1-2010 г.). «Когда наступит сентябрь». Уже тогда было видно, что часть его положений прописана недостаточно четко и конкретно, а некоторые просто удивляли своей недальновидностью. Было понятно, что проект техрегламента оказался слабо привязан к российским реалиям: некоторые «постулаты» казались плохой калькой с европейских законов и нормативов об автомобильном транспорте. Прошло девять месяцев. За это время был разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720», в котором многое подкорректировали, а чтото и просто отменили. Однако не стоит искать в новом российском техрегламенте только негатив, наРЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010правленный против отечественных автоперевозчиков, хотя он и может в какой-то степени сейчас «усложнить им жизнь». Напомним, что техрегламент нацелен на перспективу, призван навести порядок во взаимоотношениях между перевозчиками, автопроизводителями и различными контролирующими организациями России, дать новый импульс в развитии отечественного автопрома, улучшить ситуацию с безопасностью движения, повысить конкурентоспособность российских автомобилей на внутреннем и международном рынке. Техрегламент и поправки к нему – документы довольно обширные, в полном объеме их легко найти на сайте Минпромторга России. Мы же, не претендуя на полноту освещения, постараемся остановиться на его наиболее значимых моментах, которые ясны на день подписания номера в печать, то есть на середину августа 2010 года.8 экономикаВ КУРСЕ СОБЫТИЙвития. Принято заключение, что «предлагаемые изменения в технический регламент соответствуют интересам национальной экономики, и устанавливаемые им требования выполнимы большинством хозяйствующих субъектов, соответствуют уровню научно-технического развития, не содержат избыточных норм, сдерживающих развитие отрасли или препятствующих техническому прогрессу, соответствуют общепризнанным международным нормам и правилам, изложенным в соответствующих международных документах». Теперь поправки в техрегламент должен подписать премьер-министр России В. В. Путин.Шестнадцать пунктовЧасть поправок – не что иное, как устранение стилистических и дажеорфографических ошибок в тексте. Часть – замена одних формулировок, терминов и слов другими, более современными и понятными. К примеру, давно устоявшийся термин «полная масса автомобиля» заменяется «технически допустимой максимальной массой». Слово «вода» заменено «жидкостью системы охлаждения двигателя». Несуразное «тяговый автомобиль» заменили понятным словом «тягач». Увеличилось количество ссылок на Правила ЕЭК ООН, что в большей степени приближает требования к подвижному составу и, соответственно, к организации перевозок, к современным международным нормам и правилам. Это обеспечивает на новом уровне выполнение ряда международных соглашений в сфере безопасности транспортных средств. Основные изменения в техрегламентсостоят из 16 пунктов. В проекте изменений особо подчеркивается, что «конкретность вводимых требований и прозрачность применения техрегламента снизит бремя административного воздействия на предпринимателей, будет способствовать созданию благоприятного предпринимательского климата в России…». Наверное, если бы эта мысль была озвучена год назад, в период ознакомления общественности с проектом техрегламента, не было бы и скоропалительных «рекомендаций» перевозчикам обрезать бампера у «носатых» американских тягачей или покупать европейские грузовики. На одной из пресс-конференций на вопрос о длине автопоезда «ответственными товарищами» было заявлено именно так. А ведь ограничение длиныОсновные изменения, внесенные в техрегламент Уточнение форму-лировок терминов, в частности, единичного транспортного средства, шасси, показателей масс (по ГОСТ Р 52839) и др., кодов ОКП, номенклатуры компонентов в соответствии с таможенным тарифом, аббревиатур газового топлива (СНГ, КПГ, СПГ, ДМЭт). Отражение последних решений Правительства РФ по оснащению транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС, тахографами, ремнями безопасности. Детализация требований к русскоязычному интерфейсу. Непредъявление требований к наличию и содержанию VIN к импортируемым единичным транспортным средствам. Обеспечение возможности транспортировки шасси своим ходом. Отнесение сроков введения требований для изготовителей, производящих транспортные средства, на шасси сертифицированных транспортных средств или с использованием базовых сертифициро-ванных транспортных средств, производимых другими изготовителями. Отнесение срока введения требований в отношении оценки соответствия единичных транспортных средств категорий М1, N1 и L на 1 июля 2011 г. Корректировка логической схемы оценки соответствия транспортных средств в случае внесения изменений в их конструкцию. Уточнение переходных положений: распространение ОТТС (одобрения типа транспортных средств), выданных до вступления в силу технического регламента, по процедурам регламента, но с применением требований, действовавших на момент выдачи ОТТС. В перечне требований к типам транспортных средств (приложение № 2): Согласование сроков применения требований с Директивами ЕС. Снятие противоречий, затруднявших применение Правил ЕЭК ООН предыдущих серий поправок. Введение требованийк обязательному оснащению электронными системами контроля устойчивости и системами помощи при экстренном торможении, системами мониторинга давления воздуха в шинах новых типов транспортных средств, ранее не проходивших оценку соответствия в РФ с 01.01.2016 г., а также требований к сопротивлению качения шин с 01.01.2017 г.  В отношении габаритных и весовых ограничений (приложение № 4) – возвращение к максимальной длине автопоезда 20 метров. При этом «максимальная длина не должна превышать: одиночного транспортного средства категорий М1, N и О (прицепа) – 12 м; одиночного двухосного транспортного средства категорий М2 и М3 – 13,5 м; одиночного транспортного средства категорий М2 и М3 с числом осей более двух – 15 м; автопоезда в составе тягача и прицепа (полуприцепа) – 20 м; сочлененного транс-портного средства категории М3 – 18,75 м». В отношении требований к единичным транспортным средствам (приложение № 5) – корректировка по предложениям, главным образом, СМИ и общественных организаций с тем, чтобы облегчить понимание и применение норм технического регламента. В отношении требований к специальным и специализированным транспортным средствам (приложение № 6) – уточнение формулировок с целью приведения их в соответствие с Правилами ЕЭК ООН и охвата всех видов таких транспортных средств. В отношении транспортных средств, находящихся в эксплуатации (приложение № 7): Запрет применения ошипованных шин в теплое время года (сроки действия запрета устанавливаются субъектами Федерации). Уточнение требований к выбросам в соответствии с действующими российскими Устранение некоррект-стандартами.ных и неопределенных требований (к примеру, исключено «каплепадение 20 капель в минуту»). Введение требований к обязательному оснащению ремнями безопасности автобусов, осуществляющих междугородные перевозки. В отношении обеспечения идентификации и маркировки транспортных средств (приложение № 8): Гармонизация требований к табличке изготовителя с Директивой ЕС. Маркировка компонентов знаками «Е» и «е» приравнивается к маркировке знаком обращения на рынке. Уточнение требований к размещению заднего государственного регистрационного знака, исходя из особенностей конструкции транспортного средства. Откорректированы формы удостоверяющих соответствие документов (приложения №№13, 14, 15 и 16).10РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010 экономикаВ КУРСЕ СОБЫТИЙдо 16,5 и 18,75 метра вместо действующих в России 20-метровых норм ставило крест не только на эксплуатации «американцев», но и на перспективных разработках «УралАЗа» и «КАМАЗа». Кроме того, с сентября этого года была бы парализована весомая часть российских автоперевозок – не у всех транспортников в России подвижной состав укладывается в европейские нормы. Не мудрено, что одним из первых озвученных изменений в техрегламенте стал возврат к 20-метровой норме длины автопоезда. «Евродлину» 18,75 м оставили лишь для сочлененных автобусов. Также оперативно отменили упоминание о допустимом каплепадении – 19 капель топлива в минуту. Зато в конце подпункта 6.6 вставили следующий текст: «Отсутствие, повреждение или ослабление деталей крепления элементов системы питания не допускается». Еще один серьезный подпункт 6.8: «Система выпуска отработавших газов, система нейтрализации отработавших газов должны находиться в комплектном состоянии и быть исправными. Система улавливания паров топлива, система рециркуляции отработавших газов, система вентиляции картера должны находиться в комплектном состоянии и быть герметичными». Уже не вывести шланг из сапуна двигателя и не пробить отверткой насквозь соты катализатора… С упорством, достойным лучшего применения, ведется борьба с «кенгурятниками» на транспортных средствах категорий М1 и N1. Однако теперь это «требование не распространяется на металлические решетки массой менее 0,5 килограмма, предназначенные для защиты только фар, и государственный12 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2010регистрационный знак». Причем запрет касается только «конструкций, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками». Получается, что бамбуковые, алюминиевые и чугунные трубы применять можно. Вместе с тем утверждено очень важное для российских перевозчиков решение – об увеличении допустимой нагрузки на ось. Для ведомой оси до 10 тонн, для ведущей до 11,5 тонны. Для двухосной тележки прицепов или полуприцепов при расстоянии между осями: менее одного метра – 11 тонн, более одного метра, но не более 1,3 метра – 16 тонн, от 1,3 м, но не менее 1,8 метра – 18 тонн, при 1,8 м – 20 тонн. Трехосная тележка в зависимости от расстояния между осями: 21 и 24 тонны. Двухосная ведущая тележка грузового автомобиля или автобуса при расстоянии между осями от 1 и до 1,8 метра – 16 или 18 тонн. На двухосной тележке грузового автомобиля или автобуса с ведущей осью, состоящей из двух пар колес, оборудованной пневматической или эквивалентной ей подвеской, или с двумя ведущими осями, состоящими из двух пар колес и максимальной осевой массой на каждую ось, не превышающей 9,5 тонны – 19 тонн. Новые нормы могут существенно уменьшить поборы на дорогах «за перегруз». В разделе, посвященном шинам, добавился новый пункт о глубине протектора для зимних шин, в том числе и маркированных знаком «М+S» – 4,0 миллиметра. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее: для транспортных средств категорий М1 – 1,6 мм, для транспортных средств категорий N и О – 1,0 мм; для категорий М2 и М3– 2,0 мм; для прицепов (полуприцепов) – та же, что и для тягачей, с которыми они работают. Раздел техрегламента, который взбудоражил пассажирских перевозчиков России, – о ремнях безопасности в автобусах. Теперь подпункт 3.2.1 изложен в следующей редакции: «Сиденья транспортных средств категорий M1, М2 и М3 классов II, III и В, и N, за исключением откидных сидений и сидений, предназначенных для использования исключительно в неподвижном транспортном средстве, должны быть оснащены ремнями безопасности. Подразделение транспортных средств на классы осуществляется в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 107». А есть еще подпункт 7.23, в котором говорится: «Транспортные средства, конструкция которых предусматривает наличие ремней безопасности, должны их иметь. Транспортные средства категорий М2 и М3 должны иметь ремни безопасности, если они используются для перевозки пассажиров в междугороднем сообщении». Понятно, что на новые автобусы заводыизготовители без особых проблем установят ремни, а из тех автобусов, что находятся в эксплуатации, то есть прошлых лет выпуска, нововведение коснется только ТС, работающих на междугородних маршрутах. На них придется устанавливать ремни (непонятно как) или хитрить, дробить один междугородний маршрут на два-три более коротких и потому немеждугородних. Тахографами придется оснащать грузовики категорий N2 и N3, а «ГАЗели», которые относятся к N1, – не надо. Однако, эксплуатируя автобусы и даже «ГАЗели»-маршрутки, отвертеться от оснащения их тахографами и ГЛОНАCСОМ уже не выйдет, это придется делать обязательно. Сроки ввода пункта определяет Минтранс, но пока ясности нет. Однако понятно, что с наведением порядка в перевозках, и в пассажирских тем более, правительство России оттягивать не будет. Именно для улучшения безопасности движения в целом по стране и создавался этот технический регламент.Николай Мордовцев