90
91
спецтехникаМОГУЧИЙ ДВОРНИКНовую машину для уборки дорог представило пермское ОАО «Мотовилихинские заводы»аще всего мы их видим после ки с отвалами наперевес, откуда-то взявшиеся в немыслимом количестве, утюжат улицы и загородные шоссе, расчищая дорожное полотно. На самом деле машины, заменяющие едва ли не тысячу живых дворников каждая, трудятся в ведомствах дорожных служб не только в периоды авралов, а круглый год. Но преимущественно ночью или ранним утром: и им проще, и нам лучше, ведь днем такой тихоход – лишняя помеха на90 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2010Ч снегопада – оранжевые грузови-дороге. Список «вооружений», необходимый спецтехнике данного назначения, включает два-три различных отвала, вращающуюся щетку, моечное оборудование с емкостью для воды или специального раствора, а также установку для разбрасывания сыпучих материалов. Все это есть и у новой машины КМ-800С марки «Мотовилиха», представленной в дополнение к уже выпускающейся КМ-600С того же пермского завода. В отличие от младшей родственницы, «восьмисотка» базируется не наполноприводном самосвальном шасси КАМАЗ-65111, а на более грузоподъемном трехоснике КАМАЗ-65115 колесной формулой 6х4. Таким образом, у дорожников появился выбор: для северных и восточных регионов, где снегопады бывают обильные и длительные, по-прежнему актуален полноприводный КМ-600С, который продолжают выпускать в Перми параллельно с новой моделью, а в областях, например, средней полосы России предпочтительнее использовать КМ-800С. Отсутствие «лишних» агрегатов привода передних колес уменьшает эксплуатационные расходы, а более грузоподъемное шасси позволяет применить 7-кубовый бункер пескоразбрасывателя вместо 6,5-кубового. Кроме того, на «восьмисотке» применена унифицированная подвеска среднего отвала и средней Характеристики КМ-800C Модель базового шасси Максимальная рабочая скорость, км/ч Объем кузова пескоразбрасывателя, м3 Ширина полосы разбрасывания, м Плотность распределения песчаной смеси, г/м3 Высота бункера для загрузки, м Ширина полосы обработки скоростным отвалом, м Рабочий угол скоростного отвала, град. Угол ножа, град. Дальность отбрасывания снега при скорости 60 км/ч, м Максимальная глубина убираемого снега, м Ширина полосы обработки фронтальным отвалом, м Высота крыла фронтального отвала, мм Максимальный угол поворота фронтального отвала, град. Рабочий угол среднего отвала, град. Ширина полосы обработки средним отвалом, м Ширина полосы обработки средней щеткой, м Диаметр средней щетки, мм Технические характеристики шасси Колесная формула Модель двигателя Число и расположение цилиндров Рабочий объем, л Мощность двигателя, л. с. (при об/мин) Число передач КП КАМАЗ-65115 60 7 2-12 30-500 3,1 2,6 47 45 15-20 0,4 2,8 1000 42 30 2,9 2,4 550 Диск пескоразбрасывателя расположен ниже приводящего гидромотора... ...потому что, работая под углом, он выходит за пределы ширины машины Габаритный фонарь с «поворотником» поставили на край переднего отвала...6х4 740.30-260 8,V-образное 10,85 245 (2200) 10 7,5-20 Размер колес, дюймы (мм) (190-508) 11R20 Размер шин (300R508) Объем топливного бака, л 250 Наибольший преодолеваемый подъем, % 25 Наружный габаритный радиус 9 поворота, мВыдвижное крыло среднего отвала увеличивает ширину очистки до 2,9 мКран гидропривода средней щетки разместили по левому борту машиныщетки, что существенно упрощает сезонную переброску оборудования, по сравнению с «шестисоткой», где зимний и летний инструмент приходится заменять вместе с подвеской. Кстати, для привода щетки на КМ-800С внедрен импортный гидромотор MS-250 с более высоким крутящим моментом, чем у морально устаревшего агрегата МГП160. Да и фиттинги трубопроводов гидросистемы – теперь в основном от зарубежных фирм, обеспечивающих стабильное качество комплектующих. При всем этом цена новой машины осталась в пределах цены КМ-600С, то есть около 2,7 млн. рублей, поскольку все, что должно было привести к удорожанию, вписалось в разницу стоимостей камазовских шасси – 6х4, разумеется, всегда дешевле, чем 6х6.Среди конструктивных достоинств КМ-800С можно отметить контроль уровня гидравлической жидкости в баке и возможность переключения передачи на ходу – благодаря наличию режима «разгрузки» насосы гидросистемы при этом работают на слив. При обрыве трубопровода и падении давления в системе навесное оборудование автоматически фиксируется в рабочем положении. Специальный желоб для транспортера на раме кузова исключает попадание песка на карданный вал. Датчик вращения вала транспортера сразу подаст сигнал водителю, если механизм заклинит из-за попадания в зазоры частиц крупных фракций. В этом случае помогает включение реверса гидромотора транспортера. Гидромотор пескоразбрасывателя расположен значительно вышезоны подачи песка, что минимизирует риск абразивного износа вала и уплотнений. Наличие в штатном списке сменного оборудования быстросъемного солераспределителя с системой увлажнения, а также распределителя жидких реагентов позволяет эффективно бороться с обледенением дорог, а поливомоечная высоконапорная оснастка, применяемая летом, призвана смывать засохшие до состояния камня слои грязи с ограждений, разделителей полос, дорожных знаков и т. д. К моечному инструменту также относятся передняя и средняя щетки и специальная боковая щетка для вертикальных элементов оборудования дорог.Антон Уткин ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНАОКТЯБРЬ 2010 РЕЙС 91